ЗАВИСИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ МАНУАЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ.
М.В.Акулина
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, кафедра зоологии, физиологии и методики преподавания биологии, Рязань
В физиологической литературе в последние годы появились новые научные данные о том, что особенности функциональной асимметрии могут коррелировать с особенностями функционального состояния различных физиологических систем. Исходя из этих данных нами был осуществлен анализ показателей ВИК и ИФИ у глухих и слабослышащих школьников.
Исследование вегетативного индекса Кердо (ВИК) в зависимости от мануальной асимметрии позволило выявить достоверные различия средних показателей ВИК у левшей, амбидекстров и правшей экспериментальной и контрольной групп (рис.1).
В экспериментальной группе эти показатели выше (р < 0,05). Кроме того, в группе амбидекстров обеих групп в подростковом возрасте значения ВИК меняются волнообразно. Так, в экспериментальной группе показатель ВИК выше, чем в периоде второго детства и в юношеском периоде. В контрольной же группе наблюдаются отрицательные средние значения ВИК. Что говорит о явном парасимпатическом влиянии ВНС. Но, в то же время, с возрастом происходит снижение показателей ВИК, что можно рассматривать как уменьшение напряжения в ВНС с возрастом (исключение составляют амбидекстры и правши контрольной группы). Однако двухфакторный дисперсионный анализ выявил слабую зависимость ВИК от мануальной асимметрии, но сильную зависимость ВИК от фактора слуха. Также было выявлено совместное влияние факторов на ВИК.
Нами также был охарактеризован индекс функциональных изменений (ИФИ) у детей школьного возраста с учетом мануальной асимметрии (рис.2).
Было получено, что у правшей экспериментальной группы значение ИФИ увеличивался с возрастом. Тогда как у левшей и амбидекстров в подростковом периоде отмечалось увеличение значения ИФИ, а в юношеском возрасте — некоторое его снижение. В контрольной группе величина ИФИ варьировала. У левшей и правшей в подростковом возрасте было отмечено снижение значения ИФИ, а у амбидекстров - увеличение.
период второго детства подростковый период юношеский период
Ф левши экспериментальной группы - А- амбидекстры экспериментальной группы —Ж— правши экспериментальной группы
левши контрольной группы ■амбидекстры контрольной группы правши контрольной группы
Рис. 1. Средние величины ВИК всех школьников экспериментальной и контрольной групп разных возрастов в
зависимости от мануальной асимметрии.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
период второго детства подростковый период юношеский период
► - левши экспериментальном группы Я левши контрольной группы
к—амбидекстры экспериментальной группы )< амбидекстры контрольной группы
1^правши экспериментальной группы Ш правши контрольной группы
Рис. 2. Возрастная динамика индекса функциональных изменений всех исследованных школьников в зависимости от ФАМ.
Сравнительный анализ значений ИФИ школьников с правой и левой функциональной асимметрией свидетельствует об определенной связи между функциональной асимметрией и величиной ИФИ у детей школьного возраста, в том числе и депривированных по слуху.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011г.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010г.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009г.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008г.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007г.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006г.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005г.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004г.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003г.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011г.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010г.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009г.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008г.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007г.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006г.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005г.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004г.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003г.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002г.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001г.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва