ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
УДК 330.112
зависимость благополучия стран мира
от прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц
В.К. ЗАХАРОВ,
доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической информатики E-mail: [email protected] Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Е.И. ГОЛИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры системного анализа E-mail: [email protected] Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Статья посвящена исследованию зависимости благополучия стран мира от прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц. Выделен ряд социально-экономических факторов, определено их влияние на благополучие и процветание основных стран мира. Рассмотрены такие факторы, как душевой валовой внутренний продукт, средняя ежемесячная заработная плата, коэффициент Джини, государственный долг, доля золота в международных резервных активах. Определена сила функциональной зависимости показателей благополучия страны от показателя прогрессивности ставки подоходного налога с помощью вычисления коэффициентов корреляции.
Наряду с известными исходными показателями благосостояния стран мира, используемыми статистикой ООН, вводится новый исходный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога. На их основе вводятся новые сводные интервальные социально-экономические показатели, а именно: многофакторные показатели благополучия страны и многофакторные показатели процветания стра-
ны. Эти сводные показатели вычисляются для 40 основных стран мира.
Анализ распределения основных стран мира по показателям благополучия и процветания за 2009-2012 гг. показывает, что Россия и Бразилия имеют близкие значения этих показателей. Причем обе страны почти во всех распределениях находятся в двух самых нижних десятичных частях интервалов значений соответствующих показателей.
Показано, что существует положительная линейно-средняя зависимость благополучия стран мира от прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц. Более того, посредством вычисления выборочных коэффициентов корреляции становится очевидным тот факт, что эта линейно-средняя зависимость является в значительной степени линейно-функциональной. Плоская шкала подоходного налога, принятая в России, оказывает свое отрицательное воздействие на благополучие страны.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, душевой валовой внутренний продукт,
средняя ежемесячная заработная плата, коэффициент Джини, государственный долг, доля золота в международных резервных активах, показатель прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц, сводные показатели благополучия и процветания
Для того чтобы подчеркнуть актуальность темы исследования, обратимся к работе О.В. Калининой «Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики Российской Федерации»1, суждения которой перекликаются со многими авторами. В частности, одним из существенных недостатков отечественной налоговой политики позиционируется ее ярко выраженная фискальная направленность. Наряду с фискальной функцией на первый план должна выйти и социальная функция, посредством которой происходят реализация социальных обязательств государства и перераспределение доходов между различными категориями граждан в целях поддержания социального равновесия в обществе2 [7, 9, 12, 17, 21].
В мировой практике наиболее распространенной формой реализации социальной направленности налоговой политики является использование прогрессивного налогообложения, соответствующего принципам социальной справедливости, т.е. «богатые платят больше» и в абсолютном, и в относительном измерении [20, 22]. Прогрессивное обложение доходов населения присуще практически всем развитым странам мира3 [18].
Переход России к рыночной экономике и перестройка механизма перераспределения национального дохода привели к появлению множества социальных проблем, наиболее острой из которых является чрезмерная дифференциация доходов насе-ления4 [3]. В 2001 г. в нашей стране был осуществлен
1 Калинина О.В. Принципы и методы социально ориентированного развития налоговой политики Российской Федерации. URL: http://www.dissercat.com/content/printsipy-i-metody-sotsialno-orientkovamogo-razvitiya-nalogovoi-poHtiki-rossiiskoi-federa#ixzz2rPXL0clg.
2 Шевяков А.Ю., Чуев А.В., Абрамов М.Д., Кирута А.Я., Сопцов В.В., Жаромский В.С. Модернизация подоходного налога и снижение социального неравенства // Автономная некоммерческая организация «Экспертно-аналитический Центр по модернизации и технологическому развитию экономики». М., 2011.
3 ФроловМ.А. Налогообложение физических лиц в Японии // Известия Восточного института. 1995. № 2.
4 Нигматулин Р.И., Чуев А.В., Абрамов М.Д., Бабкин К.А.,
Кашин В.А. Корневой Е.А., Нигматулин Б.И., Шевяков А.Ю.
Модернизация России: проблемы и пути их решения // Ав-
отказ от прогрессивном шкалы налога на доходы физических лиц и введена единая ставка в размере 13%. В качестве главного аргумента, обосновывающего введение плоской шкалы налога, выдвигался тезис о том, что крупные доходы будут выведены из теневого сектора экономики [5, 8, 13, 15].
Однако на практике данная реформа оправдала себя только частично, ведь в период с 2000 г. по настоящее время социально-экономическое неравенство только усиливается — разрыв между богатыми и бедными по состоянию на первое полугодие 2011 г., по данным Федеральной службы государственной статистики, составил 14,8 раза. Если сравнивать с началом перестроечных времен, то в тот период разрыв между 10% самых бедных и 10% самых богатых оценивался в 5,1 раза5. Таким образом, основной целью государства в сфере налогообложения должно стать формирование социально ориентированной налоговой политики, что соответствует объективным закономерностям развития демократического общества6 [10].
В качестве меры по смягчению упомянутых социальных проблем Российская академия наук в 2013 г. предложила ввести прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, а также ввести налоги на богатство и роскошь.
Минфин России в письме от 27.11.2013 № 0304-05/512697 по вопросу введения прогрессивной налоговой шкалы отреагировал следующим образом: «Следует учитывать, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков за счет легализации оплаты труда многими работодателями способствовало увеличению поступлений налога на доходы физических лиц. Так, в 2011 г. в бюджет Российской Федерации поступило 1 994,8 млрд руб. налога на доходы физических лиц, а в 2012 г. поступило 2 260,3 млрд руб., или на 265,5 млрд руб. больше. Существующая на сегодняшний день
тономная некоммерческая организация «Экспертно-аналити-ческий Центр по модернизации и технологическому развитию экономики». М., 2012.
5 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
6 Кашин В.А., Чуев А.В., Абрамов М.Д., Панков В.В. Налоговая доктрина. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации // Автономная некоммерческая организация «Экспертно-аналитический Центр по модернизации и технологическому развитию экономики». М., 2011.
7 Письмо Министерства финансов РФ от 27.11.2013 N° 03-0405/51269 о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по НДФЛ. URL: http://ipipip.ru/pisma-minfina/2013/noyabr/27-4.php.
система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет сделать вывод о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13% является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами».
Из изложенного следует, что мнения научной общественности и исполнительной власти РФ относительно необходимости отказа от плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в сильной степени расходятся8 [16]. Поэтому особенный интерес представляют исследования о возможных связях между благосостоянием различных стран мира и прогрессивностью шкалы НДФЛ.
Таким образом, актуальность данной статьи не подлежит сомнению. В первой части статьи описываются известные исходные показатели благосостояния стран мира, используемые статистикой ООН. Наряду с ними вводится новый исходный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога (НДФЛ). Приводятся усредненные значения этих показателей для основных стран мира во временном интервале 2009-2012 гг.
Во второй части статьи на основе рассмотренных усредненных исходных показателей вводятся и вычисляются два новых сводных интервальных социально-экономических показателя: п-факторный показатель благополучия страны и п-факторный показатель процветания страны. Эти показатели в большей степени, чем известный индекс человеческого развития, отражают понятие социальной справедливости и потому лучше свидетельствуют о временной устойчивости или неустойчивости социально-экономического положения страны.
Приведенные в статье распределения 5 показателей благополучия и 5 показателей процветания для основных стран мира во временном интервале 2009-2012 гг. хорошо отражают интуитивное представление авторов о соотношении текущих социально-экономических положений основных стран мира и о соотношении временной устойчивости социально-экономических положений этих стран.
8 Петрухина Е.Н. Практическое решение проблем учета налога на доходы физических лиц // Вестник НГИЭИ. 2010. Т. 1. № 1; ЧунинаГ.Я., Голованова Г.С. Основные пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3: Экономика. Экология. 2011. Т. 3. № 1.
Анализ распределений этих десяти показателей показывает, что Россия и Бразилия имеют близкие значения показателей благополучия и процветания. И обе страны во всех распределениях, за исключением распределения по однофакторному показателю благополучия (исключение касается только России) находятся в самой нижней пятеричной части (в 1-м и 2-м нижних децилях) интервалов значений соответствующих показателей.
В самой верхней пятеричной части (в 10-м и 9-м верхних децилях) интервалов значений соответствующих показателей почти всегда находится Швейцария (за исключением распределения по пятифакторному показателю благополучия и распределения по шестифакторному показателю процветания, в которых в самой верхней пятеричной части находятся Нидерланды).
В приведенных распределениях в верхнюю половину интервалов значений соответствующих показателей попадают такие страны, как Дания -70%; Нидерланды - 60; Норвегия - 80; США - 70; Швейцария - 100; Швеция - 60%. Следует отметить, что все эти страны имеют прогрессивную шкалу обложения подоходным налогом.
Это показывает отрыв России от указанных стран более чем в 2,5 раза. Таким образом, сравнительно с указанными благополучными и процветающими странами Россия оказывается весьма неблагополучной и непроцветающей (наряду с Бразилией), а потому и весьма неустойчивой страной по своему социально-экономическому положению.
В третьей части статьи на основе вычисленных в первой и второй частях исходных и сводных показателей исследуется влияние прогрессивности шкалы подоходного налога на благополучие или неблагополучие стран мира. Для этого методом наименьших квадратов вычисляются линейно-средние зависимости показателей благополучия стран от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога в них.
В итоге выясняется, что существует положительная линейно-средняя зависимость благополучия стран мира от прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц.
Кроме того, выборочные коэффициенты корреляции между показателем прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц (как случайной величины X) и однофакторным, двух-факторным, трехфакторным, четырехфакторным и пятифакторным показателями благополучия страны (как случайной величины У) оказались равными
0,37, 0,43, 0,41, 0,19 и 0,42, соответственно. Это означает, что линейно-средняя зависимость од-нофакторного, двухфакторного, трехфакторного, четырехфакторного и пятифакторного показателей благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц является линейно-функциональной на 37%, 43, 41, 20 и 42%, соответственно.
1. Показатели благосостояния страны
Под благосостоянием страны понимается какой-либо свод показателей социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей жителей этой страны. Согласно рекомендациям ООН в благосостояние в широком смысле включаются следующие показатели: здоровье, пища, одежда, жилище, условия труда и занятости, образование (в т.ч. грамотность), демографические условия, фонды потребления и накопления, социальное обеспечение, человеческие свободы и пр.
Для международного сопоставления уровня благосостояния стран ООН используются как отдельные исходные, так и совокупные сводные показатели. Рассмотрим некоторые из них.
1.1. Исходные показатели
1.1.1. Душевой валовой внутренний продукт
Душевой валовой внутренний продукт (ДВВП) (за данный год X) вычисляется как отношение валового внутреннего продукта по паритету покупательной способности (ППС) валют к численности населения страны на момент времени 01.01.Х+1. Показатель соотношения ДВВП (за данный год X) вычисляется как отношение ДВВП страны к ДВВП США (на данный год X). Они являются в большей степени исходными экономическими показателями. Усредненный показатель соотношения ДВВП (заХ^гг.) вычисляется как среднее значение показателя соотношения ДВВП за все годы, начиная от годаX и заканчивая годом У (табл. 1).
1.1.2. Средняя ежемесячная заработная плата
Средняя ежемесячная заработная плата9 (СЕЗП) (за данный годX) вычисляется по всем зарегистрированным работникам в стране до вычета налогов на момент времени 01.01 .Х+1. Показатель
9 URL: http://www.bbc.com/news/magazine-17543356.
Таблица 1
Усредненный показатель ДДВП и усредненный показатель соотношения ДВВП в различных странах за 2009-2012 гг.
Усредненный Усредненный
Страна показатель показатель
ДДВП, соотношения
долл. США ДВВП
Австралия 41 439 0,872
Австрия 41 196 0,867
Армения 5 966 0,126
Белоруссия 1 428 0,300
Бельгия 37 981 0,800
Болгария 14 633 0,308
Бразилия 11 272 0,237
Великобритания 35 271 0,743
Венгрия 21 002 0,442
Вьетнам 3 306 0,070
Германия 38 283 0,806
Гонконг 48 588 1,022
Греция 26 817 0,567
Дания 40 294 0,849
Индия 3 547 0,075
Ирландия 41 382 0,872
Испания 31 948 0,674
Италия 32 365 0,682
Казахстан 12 605 0,265
Канада 40 240 0,847
Китай 8 002 0,168
Латвия 17 995 0,378
Литва 20 027 0,420
Молдавия 3 187 0,067
Нидерланды 42 094 0,887
Норвегия 59 012 1,242
Польша 20 467 0,431
Португалия 25 333 0,534
Россия 21 489 0,452
Румыния 15 481 0,326
США 47 500 1,000
Украина 6 909 0,145
Финляндия 36 820 0,775
Франция 34 788 0,733
Хорватия 19 513 0,412
Чехия 25 895 0,546
Швейцария 49 722 1,047
Швеция 40 045 0,843
Эстония 21 146 0,445
Япония 33 614 0,708
соотношения средней ежемесячной заработной платы (за данный год X) вычисляется как отношение СЕЗП страны к СЕЗП США за данный год X. Они являются в большей степени исходными экономическими показателями. Так же как это было сделано в предыдущем разделе, определяются усредненные показатели (за X-Yгг.) (табл. 2).
Таблица 2
Усредненная средняя ежемесячная зарплата и усредненный показатель соотношения средней ежемесячной зарплаты в различных странах за 2009-2012 гг.
1.1.3. Коэффициент Джини
Коэффициент Джини (за данный год X) позволяет обнаруживать различия в благосостоянии людей и различия в так называемых компенсациях,
- 5 (290)
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность
обнаруживаемых в политике и философии стран [4, 17]. Так же как это было сделано в разделе 1.1.1, определяется усредненный коэффициент Джини (за X^ гг.).
Коэффициент Джини используется для определения степени разрыва в доходах бедных и богатых. Чем ближе значение коэффициента к единице, тем выше уровень социального неравенства. Поэтому этот показатель является в большей степени исходным социальным показателем, по-своему отражающим такое важное для населения страны психологическое понятие, как справедливость (табл. 3).
Таблица 3 Усредненный коэффициент Джини* в различных странах за 2009-2012 гг.
Страна Усредненный коэффициент Джини
Австралия 0,352
Австрия 0,291
Армения 0,267
Белоруссия 0,284
Бельгия 0,330
Болгария 0,282
Бразилия 0,547
Великобритания 0,330
Венгрия 0,312
Вьетнам 0,356
Германия 0,283
Гонконг 0,434
Греция 0,343
Дания 0,278
Израиль 0,392
Индия 0,334
Ирландия 0,343
Испания 0,347
Италия 0,360
Казахстан 0,289
Канада 0,326
Китай 0,425
Латвия 0,366
Литва 0,376
Молдавия 0,287
Нидерланды 0,258
Норвегия 0,258
Польша 0,341
Португалия 0,342
Россия 0,840
Румыния 0,300
США 0,408
Турция 0,390
Украина 0,263
Финляндия 0,269
Франция 0,298
Хорватия 0,337
- 2015 -
Усредненная Усредненный
средняя показатель
Страна ежемесячная соотношения
зарплата, средней ежемесяч-
долл. США ной зарплаты
Австралия 2 610 0,800
Австрия 3 437 1,053
Армения 471 0,144
Белоруссия 959 0,294
Бельгия 3 035 0,930
Болгария 750 0,230
Бразилия 1 800 0,552
Великобритания 3 065 0,939
Венгрия 722 0,221
Вьетнам 104 0,032
Германия 2 720 0,834
Гонконг 1 545 0,474
Греция 2 300 0,705
Дания 4 037 1,237
Индия 295 0,090
Ирландия 2 997 0,919
Испания 2 352 0,721
Италия 2 445 0,749
Казахстан 753 0,231
Канада 2 724 0,835
Китай 656 0,201
Латвия 1 098 0,337
Литва 640 0,196
Молдавия 438 0,134
Нидерланды 2 671 0,819
Норвегия 3 846 1,068
Польша 1 536 0,471
Португалия 1 164 0,357
Россия 1 215 0,372
Румыния 954 0,292
США 3 263 1,000
Украина 686 0,210
Финляндия 2 925 0,897
Франция 2 886 0,885
Хорватия 959 0,294
Чехия 1 786 0,547
Швейцария 4 956 1,519
Швеция 3 023 0,927
Эстония 1 267 0,388
Япония 2 522 0,773
Окончание табл. 3
Страна Усредненный коэффициент Джини
Чехия 0,252
Швейцария 0,337
Швеция 0,250
Эстония 0,360
Япония 0,380
* URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.
1.1.4. Прогрессивная и плоская системы налогообложения доходов физических лиц
Прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц построена на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня дохода налогоплательщика [7]. Для прогрессивной системы задается прогрессивная шкала с нижней и верхней границами шкалы в процентах (за данный год X). Усредненные границы прогрессивной шкалы подоходного налога в процентах (заX-Y гг.) вычисляются как средние значения нижней и верхней границ по отдельности за все годы, начиная от года X и заканчивая годом Y.
Плоская система налогообложения доходов физических лиц построена на принципе единой ставки при любом уровне дохода налогоплательщика [7]. Для плоской системы задается плоская шкала, у которой нижняя и верхняя границы совпадают.
Показатель прогрессивности шкалы подоходного налога (за данный год X) вычисляется как отношение верхней границы шкалы к среднему значению между нижней и верхней границами шкалы (при условии, что границы шкалы в этот год не менялись). Он является в большей степени исходным социальным показателем, по-своему отражающим такое важное для населения страны психологическое понятие, как справедливость. Усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога (за X-Y гг.) вычисляется как среднее значение показателя прогрессивности за все годы, начиная от года X и заканчивая годом Y (табл. 4).
Начиная с 1 января 2001 г., т.е. с введения в действие гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ, в Российской Федерации введена единая базовая ставка НДФЛ в размере 13%10. По ней облагается заработная плата и иные
10 Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.
Таблица 4 Усредненные границы шкалы подоходного налога* и усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога за 2009-2012 гг.
Усредненные Показатель
Страна границы шкалы прогрессивности
подоходного шкалы подоход-
налога, % ного налога
Австралия 17,0-45,0 1,451
Австрия 21,0-50,0 1,409
Армения 15,0-35,0 1,400
Белоруссия 12,0 1,000
Бельгия 25,0-50,0 1,333
Болгария 10,0 1,000
Бразилия 7,5-27,5 1,572
Великобритания 0-45,0 2,000
Венгрия 26,9 1,000
Вьетнам 5,0-35,0 1,750
Германия 14,0-45,0 1,526
Гонконг 2,0-17,0 1,790
Греция 0-42,0 2,000
Дания 5,5-15,0 1,464
Индия 10,0-30,0 1,500
Ирландия 20,0-41,0 1,344
Испания 24,75-52,0 1,355
Италия 23,0-43,0 1,303
Казахстан 10,0 1,000
Канада 15,0-29,0 1,318
Китай 3,0-45,0 1,875
Латвия 24,0 1,000
Литва 15,0 1,000
Молдавия 7,0-18,0 1,440
Нидерланды 5,85-52,0 1,798
Норвегия 28,0-49,0 1,273
Польша 18,0-32,0 1,280
Португалия 14,5-48,0 1,536
Россия 13,0 1,000
Румыния 16,0 1,000
США 0-39,6 2,000
Украина 15,0-17,0 1,063
Финляндия 6,5-31,75 1,660
Франция 5,5- 41,0 1,764
Хорватия 12,0-40,0 1,539
Чехия 22,0 1,000
Швейцария 0-11,5 2,000
Швеция 0-57,0 2,000
Эстония 21,0 1,000
Япония 5,0-50,0 1,818
* URL: http://www.worldwide-tax.com.
выплаты в качестве оплаты труда, вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и пр. Основой подоходного налога является заработная плата [2]. Подоходный налог с заработной платы платят в основном наемные работники. Данные
об уплате налога на дивиденды и о самих средних ежегодных дивидендах физических лиц не афишируются11.
1.1.5. Государственный долг
Государственный долг12 (на данный год X) (страны с конвертируемой валютой) складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием пропорционально доле государства в акционерном капитале последних [1, 5, 6, 11, 19] на момент времени 01.01.X+1. Показатель внешнего долга (на данный год X) вычисляется как отношение государственного долга (на данный год X) к ВВП (за данный годX). Усредненный показатель внешнего долга (наX—Yгг.) вычисляется как среднее значение показателя внешнего долга на все годы, начиная от года X и заканчивая годом Y. Они являются в большей степени исходными экономическими показателями, по-своему отражающими такое важное для населения страны политико-экономическое понятие, как внешняя эксплуатация (табл. 5).
1.1.6. Доля золота в международных резервных активах
Международные резервные активы России13 складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования, резервной позиции в Международном валютном фонде, активов в иностранной валюте и других резервных активов [14]. К активам в иностранной валюте относят валютные активы Банка России и Правительства РФ в форме: наличных денег; банковских депозитов в банках-нерезидентах с рейтингом не ниже А (по квалификации «Fitch IBCA» и «Standart and Poor's») или А2 (по классификации «Moody's»); государственных ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, имеющих аналогичный рейтинг14.
Доля золота в международных резервах (на данный год X) вычисляется как отношение стоимости (выраженной в долларах) монетарного золота к стоимости (выраженной в долларах) всех международных резервных активов России на момент
11 Рудакова О., Харитонова Е. Высокообеспеченные слои российского общества: численность и механизм формирования доходов // Управление персоналом. 2008. № 5.
12 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.
13 Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru
14 URL: http://www.debtexpert.ru/debts-356-1.html
Таблица 5
Усредненный показатель внешнего долга за 2009-2012 гг.
Страна Усредненный показатель внешнего долга
Австралия 0,223
Австрия 0,718
Армения 0,340
Белоруссия 0,413
Бельгия 0,973
Болгария 0,160
Бразилия 0,653
Великобритания 0,785
Венгрия 0,790
Вьетнам 0,513
Германия 0,803
Гонконг 0,338
Греция 1,525
Дания 0,438
Индия 0,693
Ирландия 0,953
Испания 0,688
Италия 1,203
Казахстан 0,110
Канада 0,853
Китай 0,395
Латвия 0,370
Литва 0,365
Молдавия 0,250
Нидерланды 0,643
Норвегия 0,498
Польша 0,543
Португалия 1,008
Россия 0,115
Румыния 0,308
США 0,990
Турция 0,413
Украина 0,368
Финляндия 0,488
Франция 0,843
Хорватия 0,448
Чехия 0,390
Швейцария 0,485
Швеция 0,390
Эстония 0,070
Япония 2,230
времени 01.01.Х+1 (т.е. на 1 января следующего года). Усредненная доля золота в международных резервах (наX^гг.) вычисляется как среднее значение доли золота на все годы, начиная от года X и заканчивая годом Y. Доля золота является в большей степени исходным экономическим показателем, по-своему отражающим такое важное для населения страны политико-экономическое понятие, как тактическая внешнеэкономическая устойчивость (табл. 6).
Таблица 6
Усредненная доля золота в международных резервах за 2009-2012 гг.
Страна Усредненная доля золота в международных резервах
Австралия 0,080
Австрия 0,558
Армения 0,000
Белоруссия 0,250
Бельгия 0,380
Болгария 0,100
Бразилия 0,010
Великобритания 0,130
Венгрия 0,000
Вьетнам 0,000
Германия 0,710
Гонконг 0,000
Греция 0,790
Дания 0,000
Индия 0,080
Ирландия 0,150
Испания 0,330
Италия 0,700
Казахстан 0,140
Канада 0,000
Китай 0,020
Латвия 0,050
Литва 0,030
Молдавия 0,000
Нидерланды 0,590
Норвегия 0,000
Польша 0,050
Португалия 0,870
Россия 0,080
Румыния 0,100
США 0,740
Украина 0,050
Финляндия 0,220
Франция 0,680
Хорватия 0,000
Чехия 0,010
Швейцария 0,180
Швеция 0,120
Эстония 0,030
Япония 0,030
1.2. Сводные показатели 1.2.1. Индекс человеческого развития
Индекс человеческого развития (ИЧР, Human Development Index, HDI) был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) в 1990 г. Иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как «качество жизни» или «уровень жизни». ИЧР - это сводный социально-экономический показатель уровня развития человека в стране. Индекс измеряет достижения страны по 3 основным направлениям:
1) здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
3) уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (III 1С).
Эти три показателя стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1. ИЧР представляет собой среднее геометрическое из этих стандартизированных показателей, т.е. корень кубический из их произведения.
1.2.2. Многофакторные показатели благополучия и процветания страны
Рассмотренный выше индекс человеческого развития является важным сводным показателем. Наряду с ним мы введем другие сводные социально-экономические показатели, лучше свидетельствующие о временной устойчивости или неустойчивости социально-экономического положения страны.
Однофакторный показатель благополучия страны (1-ФПБС, 1-Factor Country Prosperity Index, 1-FCPI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП. Двух-факторный показатель благополучия страны (2-ФПБС, 2-Factor Country Prosperity Index, 2-FCPI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы.
N-факторный показатель благополучия страны (n-ФПБС, n-Factor Country Prosperity Index, n-FCPI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на усредненный коэффициент Джини и умноженный или поделенный на последующие (n - 3) усредненные показатели (заX-Yгг.). Два первых исходных показателя в этой формуле являются экономическими, третий является социальным. Указанный сводный показатель вычисляется для n > 3.
Этот сводный показатель служит как для сравнения стран друг с другом, так и для доказательства наличия функциональной зависимости (тренда) показателя благополучия страны от показателя прогрессивности ставки подоходного налога в этой стране.
Двухфакторный показатель процветания страны (2-ФППС, 2-Factor Country Flourishing Index, 2-FCFI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога. Трехфакторный показатель процветания страны (3-ФППС, 3-Factor Country Flourishing Index, 3-FCFI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога и умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы.
N-факторный показатель процветания страны (n-ФППС, n-Factor Country Flourishing Index, n-FCFI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на усредненный коэффициент Джини и умноженный или поделенный на следующие (n - 4) усредненные показатели (заX-Yгг.). Первый и третий показатели в этой формуле являются экономическими, второй и четвертый являются социальными. Указанный сводный показатель вычисляется для n > 4.
Этот сводный показатель служит для сравнения стран друг с другом.
В качестве дополнительного n-го фактора в указанных выше сводных показателях мы будем использовать такие исходные усредненные показатели страны, как усредненный показатель внешнего долга и усредненная доля золота в международных резервах.
Отметим, что можно определить аналогичные сводные показатели и за отдельный год X. Однако введенные интервальные показатели являются более сглаженными.
Для вычисления приводимых ниже сводных интервальных показателей благополучия и процветания используются вычисленные выше усредненные исходные числовые показатели. Все вычисленные одно-, двух-, трех-, четырех- и пятифакторные показатели благополучия и двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестифакторные показатели процветания стран мира представлены в табл. 7 и 8.
Таблица 7
Показатели благополучия стран мира за 2009-2012 гг.
Окончание табл. 7
Страна ПБ1ф 1ф ПБ2ф ПБ3ф ПБ.. 4ф ПБ5ф
Австрия 0,867 0,914 3,139 4,375 2,441
Армения 0,126 0,018 0,068 0,200 0,000
Белоруссия 0,300 0,088 0,311 0,753 0,186
Бельгия 0,800 0,744 2,255 2,319 0,874
Болгария 0,308 0,071 0,251 1,568 0,158
Бразилия 0,237 0,131 0,239 0,367 0,002
Великобритания 0,743 0,698 2,116 2,695 0,345
Венгрия 0,442 0,098 0,314 0,397 0,001
Вьетнам 0,070 0,002 0,006 0,012 0,000
Германия 0,806 0,672 2,373 2,957 2,092
Гонконг 1,022 0,484 1,115 3,304 0,000
Греция 0,567 0,399 1,165 0,764 0,604
Дания 0,849 1,050 3,777 8,633 0,324
Индия 0,075 0,007 0,020 0,029 0,003
Ирландия 0,872 0,801 2,334 2,451 0,364
Испания 0,674 0,485 1,399 2,035 0,689
Италия 0,682 0,511 1,420 1,181 0,824
Казахстан 0,265 0,061 0,212 1,924 0,277
Канада 0,847 0,707 2,169 2,544 0,007
Китай 0,168 0,034 0,080 0,201 0,003
Латвия 0,378 0,127 0,347 0,939 0,047
Литва 0,420 0,082 0,219 0,601 0,020
Молдавия 0,067 0,009 0,031 0,126 0,000
Нидерланды 0,887 0,726 2,814 4,380 2,576
Норвегия 1,242 1,327 5,142 10,336 0,000
Польша 0,431 0,203 0,595 1,096 0,055
Португалия 0,534 0,191 0,557 0,553 0,482
Россия 0,452 0,168 0,200 1,742 0,014
Румыния 0,326 0,095 0,318 1,033 0,106
США 1,000 1,000 2,451 2,476 1,834
Украина 0,145 0,031 0,116 0,316 0,015
Финляндия 0,775 0,070 2,584 5,301 1,142
Франция 0,733 0,648 2,175 2,581 1,766
Хорватия 0,411 0,121 0,358 0,801 0,000
Чехия 0,546 0,299 1,185 3,039 0,041
Швейцария 1,047 1,590 4,718 9,727 1,731
Швеция 0,843 0,781 3,123 8,008 0,935
Эстония 0,445 0,173 0,480 6,853 0,199
Япония 0,708 0,547 1,440 0,646 0,019
Примечание. ПБ^ , ПБ2ф , ПБ3ф , ПБ4ф , ПБ5ф - одно-, двух-, трех-, четырех- и пятифакторные показатели благополучия.
Таблица 8
Показатели процветания стран мира за 2009-2012 гг.
Страна ПБ1ф 1ф ПБ2ф ПБ3ф ПБ4ф 4ф ПБ5ф
Австралия 0,872 0,698 1,982 8,908 0,724
Страна ПП2ф ПП3ф ПП4ф 4ф ПП5ф ПП6ф
Австралия 1,266 1,013 2,877 12,937 1,051
Австрия 1,222 1,287 4,422 6,163 3,439
Армения 0,176 0,025 0,095 0,279 0,000
Белоруссия 0,300 0,088 0,311 0,753 0,186
Бельгия 1,067 0,992 3,007 3,092 1,165
Болгария 0,308 0,071 0,251 1,568 0,158
Бразилия 0,373 0,206 0,376 0,576 0,004
Великобритания 1,486 1,396 4,231 5,390 0,690
Окончание табл. 8
Страна ПП2ф ПП3ф ПП4ф 4ф ПП5ф ППбф
Венгрия 0,442 0,098 0,314 0,397 0,001
Вьетнам 0,123 0,004 0,011 0,021 0,000
Германия 1,229 1,025 3,620 4,511 3,192
Гонконг 1,829 0,866 1,996 5,913 0,000
Греция 1,133 0,799 2,329 1,527 1,208
Дания 1,242 1,537 5,527 12,634 0,474
Индия 0,112 0,010 0,030 0,044 0,004
Ирландия 1,172 1,076 3,138 3,295 0,489
Испания 0,913 0,658 1,896 2,758 0,934
Италия 0,889 0,666 1,851 1,539 1,074
Казахстан 0,265 0,061 0,212 1,924 0,277
Канада 1,116 0,932 2,859 3,354 0,009
Китай 0,315 0,063 0,149 0,377 0,006
Латвия 0,378 0,127 0,347 0,939 0,047
Литва 0,420 0,082 0,219 0,601 0,020
Молдавия 0,097 0,013 0,045 0,181 0,000
Нидерланды 1,594 1,305 5,058 7,872 4,631
Норвегия 1,580 1,689 6,545 13,155 0,000
Польша 0,551 0,260 0,761 1,403 0,070
Португалия 0,820 0,293 0,856 0,849 0,740
Россия 0,452 0,168 0,200 1,742 0,014
Румыния 0,326 0,095 0,318 1,033 0,106
США 2,000 2,000 4,902 4,952 3,668
Украина 0,155 0,033 0,124 0,336 0,016
Финляндия 1,287 1,154 4,289 8,798 1,896
Франция 1,292 1,143 3,835 4,552 3,114
Хорватия 0,632 0,186 0,551 1,232 0,000
Чехия 0,546 0,299 1,185 3,039 0,041
Швейцария 2,093 3,180 9,435 19,454 3,463
Швеция 1,688 1,562 6,247 16,017 1,871
Эстония 0,445 0,173 0,480 6,853 0,199
Япония 1,287 0,995 2,617 1,174 0,035
Придание. , , , ПП5ф , ППбф - двух-, трeх-, четырех-, пяти- и шестифакторные показатели процветания.
2. Анализ распределения стран мира по показателям благополучия и процветания за 2009-2012 гг.
Для проведения анализа полученных распределений используются их графически-числовые изображения с перечислением стран по вертикали и графическим изображением соответствующих числовых показателей по горизонтали. Некоторые из этих изображений опущены для экономии места.
2.1. Анализ распределения стран мира по показателям благополучия за 2009-2012 гг.
2.1.1. Анализ распределения по однофакторно-му показателю благополучия за 2009-2012 гг.
Однофакторный показатель благополучия страны (1-ФПБС, 1-Factor Country Prosperity
Index, 1-FCPI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП (рис. 1).
Из этого графически-числового изображения сразу видно, что наименьшее значение показателя 0,070 у Вьетнама, а наибольшее 1,242 - у Норвегии. Разность между ними равна 1,172. Делим интервал 0,070-1,242 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,070-0,187 и 0,187-0,304, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 1,242-1,125 и 1,125-1,007. Половинная граница равна 0,656.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Бразилия (0,237), Вьетнам, Индия, Казахстан, Китай, Молдавия, Украина. В 4-й интервал входит Россия (0,452).
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Гонконг, Норвегия, Швейцария. В верхнюю половину входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
2.1.2. Анализ распределения по двухфакторному показателю благополучия в 2009-2012 гг.
Двухфакторный показатель благополучия страны (2-ФПБС, 2-Factor Country Prosperity Index, 2-FCPI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы.
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,002 у Вьетнама, а наибольшее 1,590 -у Швейцарии. Разность между ними равна 1,588. Делим интервал 0,002-1,588 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,002-0,161 и 0,161-0,320, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 1,590-1,431 и 1,431-1,272. Половинная граница равна 0,796.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,131), Венгрия, Вьетнам, Индия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Португалия, Россия (0,168), Румыния, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия, Эстония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Норвегия и Швейцария. В верхнюю половину входят Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, США, Швейцария.
Япония Эстония Швеция Швейцария Чехия Хорватия Франция Финляндия Украина США Румыния Россия Португалия Польша Норвегия Нидерланды Молдавия Литва Латвия Китай Канада Казахстан Италия Испания Ирландия Индия Дания Греция Гонконг Германия Вьетнам Венгрия Великобритания Бразилия Бол гария Бельгия Белоруссия Армения Австрия Австралия
■ 0,067
0,445
О,/
08
0,843
,Ь46
0,411
о|,145
О,
326
0,452 ■ О
I 0,431
534
733 0,775
1,047
1,000
3,168
3 0,420 0,378
0,887
0,26S
0,847
0,682 0,674
0,07
0,87
0,84S
),567
Щ. 0,07^"
0,442
0,806
0,237 Я О, Я
08
0,3
00
0,1.26
,743
0,800
0,86 0,87
1,022
1,242
0,000 0,200 0,400 0,600 0,800 1,000 1,200 1,400
Рис. 1. Распределение стран мира по однофакторному показателю благополучия
за 2009-2012 гг.
2.1.3. Анализ распределения по трехфакторному показателю благополучия за 2009-2012 гг.
Трехфакторный показатель благополучия страны (3-ФПБС, 3-Factor Country Prosperity Index, 3-FCPI) за 2009-2012 гг. вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умно-
женный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы и поделенный на усредненный коэффициент Джини за 2009-2012 гг. (рис. 2).
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,006 у Вьетнама, а наибольшее 5,142 у Норвегии. Разность между ними равна 5,136. Делим интервал 0,006-5,136 на десять частей (деци-лей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,0060,520 и 0,520-1,033, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 5,136-4,622 и 4,622-4,109. Половинная граница равна 2,574.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,239), Венгрия, Вьетнам, Индия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Португалия, Россия (0,200), Румыния, Украина, Хорватия, Эстония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Норвегия, Швейцария. В верхнюю половину входят Австрия, Дания, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция.
2.1.4. Анализ распределения по четырехфакторному показателю благополучия за 2009-2012 гг.
Четырехфакторный показатель благополучия страны (4-ФПБС, 4-Factor Country Prosperity Index, 4-FCPI) (за 2009-2012 гг.) вычисляется как
Рис. 2. Распределение стран мира по трехфакторному показателю благополучия
за 2009-2012 гг.
показатель соотношения ДВВП, умноженный на показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на коэффициент Джини и поделенный на показатель государственного долга за 2009-2012 гг.
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,012 у Вьетнама, а наибольшее 10,336 у Норвегии. Разность между ними равна 10,323. Делим интервал 0,012-10,336 на 10 частей (де-
цилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,0121,045 и 1,045-2,077, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 10,336-9,303 и 9,303-8,271. Половинная граница равна 5,174.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Бразилия (0,367), Венгрия, Вьетнам, Греция, Индия, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Португалия, Россия (1,742), Румыния, Украина, Хорватия, Япония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Австралия, Дания, Норвегия, Швейцария. В верхнюю половину входят Австралия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция, Эстония.
2.1.5. Анализ распределения по пятифакторному показателю благополучия за 2009-2012 гг.
Пятифакторный показатель благополучия страны (5-ФПБС, 5-Factor Country Prosperity Index, 5-FCPI) за 2009-2012 гг. вычисляется как показатель соотношения ДВВП, умноженный на показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на коэффициент Джини, поделенный на показатель государственного долга и умноженный на долю золота в международных резервах за 2009-2012 гг.
В этом распределении наименьшее значение показателя 0 сразу у нескольких стран, а именно: Армении, Вьетнама, Гонконга, Норвегии, Хорватии,
а наибольшее 2,576 у Нидерландов. Разность между ними равна 2,576. Делим интервал 0-2,576 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0-0,258 и 0,258-0,515, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 2,576-2,319 2,319-2,061. Половинная граница равна 1,288.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,0023), Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Гонконг, Дания, Индия, Ирландия, Казахстан, Канада, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (0,0136), Румыния, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония, Япония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Австрия, Германия, Нидерланды. В верхнюю половину входят Австрия, Германия, Нидерланды, США, Франция, Швейцария.
2.2. Анализ распределения стран мира по показателям процветания за 2009-2012 гг.
2.2.1. Анализ распределения по двухфакторному показателю процветания за 2009-2012 гг.
Двухфакторный показатель процветания страны (2-ФППС, 2-Factor Country Flourishing Index, 2-FCFI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога.
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,097 у Молдавии, а наибольшее 2,093 у Швейцарии. Разность между ними равна 1,997. Делим интервал 0,097-2,093 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,097-0,296 и 0,296-0,496, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 2,093-1,894 и 1,894-1,694. Половинная граница равна 1,095.
В нижний 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,373), Вьетнам, Индия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Россия (0,452), Румыния, Украина, Эстония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Гонконг, США, Швейцария. В верхнюю половину входят Австрия, Великобритания, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Ирландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
2.2.2. Анализ распределения по трехфакторно-му показателю процветания за 2009-2012 гг.
Трехфакторный показатель процветания страны (3-ФППС, 3-Factor Country Flourishing Index, 3-FCFI) (за X-Y гг.) вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы и умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога.
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,004 у Вьетнама, а наибольшее 3,180 у Швейцарии. Разность между ними равна 3,176. Делим интервал 0,004-3,180 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,004-0,322 и 0,322-0,639, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 3,180-2,862 и 2,862-2,544. Половинная граница равна 1,592.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,206), Венгрия, Вьетнам, Индия, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Португалия, Россия (0,168), Румыния, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входит Швейцария. В верхнюю половину входят Норвегия, США, Швейцария.
2.2.3. Анализ распределения по четырехфакторному показателю процветания за 2009-2012 гг.
Четырехфакторный показатель процветания страны (4-ФППС, 4-Factor Country Flourishing Index, 4-FCFI) за 2009-2012 гг. вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на усредненный коэффициент Джини и умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога за 2009-2012 гг. (рис. 3).
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,011 у Вьетнама, а наибольшее 9,435 у Швейцарии. Разность между ними равна 9,424. Делим интервал 0,011-9,435 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,011-0,953 и 0,953-1,896, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 9,435-8,493 и 8,493-7,550. Половинная граница равна 4,723.
Рис. 3. Распределение стран мира по четырехфакторному показателю процветания
за 2009-2012 гг.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,376), Венгрия, Вьетнам, Индия, Италия, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Португалия, Россия (0,200), Румыния, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входит Швейцария. В верхнюю половину входят Дания, Ни-
дерланды, Норвегия, США, Швейцария, Швеция.
2.2.4 Анализ распределения по пятифакторному показателю процветания за 2009-2012 гг.
Пятифакторный показатель процветания страны (5-ФППС, 5-Factor Country Flourishing Index, 5-FCFI) за 2009-2012 гг. вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на усредненный коэффициент Джини, умноженный на усредненный показатель прогрессивности шкалы подоходного налога и поделенный на усредненный показатель государственного долга за 2009-2012 гг.
В этом распределении наименьшее значение показателя 0,021 у Вьетнама, а наибольшее 19,454 у Швейцарии. Разность между ними равна 19,432. Делим интервал 0,021-19,454 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0,021-1,965 и 1,965-3,908, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 19,454-17,510 и 17,510-15,567. Половинная граница равна 9,738. В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Бразилия (0,576), Венгрия, Вьетнам, Греция, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Португалия, Россия (1,742), Румыния, Украина, Хорватия, Чехия, Япония.
0,035 ■ 0,199
0,041 0,000
0,016
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Швейцария, Швеция. В верхнюю половину входят Австралия, Дания, Норвегия, Швейцария, Швеция.
2.2.5. Анализ распределения по шестифакторному показателю процветания за 2009-2012 гг.
Шестифакторный показатель процветания страны (6-ФППС, 6-Factor Country Flourishing Index, 6-FCFI) за 2009—2012 гг. вычисляется как усредненный показатель соотношения ДВВП, умноженный на усредненный показатель соотношения средней ежемесячной заработной платы, поделенный на усредненный коэффициент Джини, умноженный на усредненный показатель прогрессивности ставки подоходного налога, поделенный на усредненный показатель государственного долга и умноженный на усредненную долю золота в международных резервах за 2009-2012 гг. (рис. 4).
В этом распределении наименьшее значение показателя 0 сразу у нескольких стран, а именно: у Армении, у Вьетнама, у Гонконга, у Норвегии, у Хорватии, а наибольшее 4,631 у Нидерландов. Разность между ними равна 4,631. Делим интервал 0-4,631 на десять частей (децилей). Самые нижние (1-й и 2-й) децильные интервалы будут 0-0,463
и 0,463-0,899, а самые верхние (10-й и 9-й) децильные интервалы будут 4,631-4,168 и 4,168-3,705. Половинная граница равна 2,316.
В нижние 1-й и 2-й интервалы входят Армения, Белоруссия, Болгария, Бразилия (0,004), Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Гонконг, Дания, Индия, Ирландия, Казахстан, Канада, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (0,014), Румыния, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония, Япония.
В верхние 10-й и 9-й интервалы входят Нидерланды. В верхнюю половину входят Австрия, Германия, Нидерланды, США, Франция, Швейцария.
Я пония Эстония Швеция Швейцария Чехия Хорватия Франция Финляндия Украина США Румыния Россия Португалия Польша Норвегия Нидерланды Молдавия Литва Латвия Китай Канада Казахстан Италия Испания И рландия И ндия Дания Греция Гонконг Германия Вьетнам Венгрия Великобритания Бразилия Болгария Бельгия Белоруссия Армения Австрия Австралия
I 0,106 0,014
0,070 0,000
740
0,000 0,020 0,047 0,006 0,009
0,277
0,489
0,004
0,47^-
0,000
0,000 0,001
0,004 ■ 0,158
■ 0,186 0,000
1,871
■ 1,074 0,934
1,208
0,690
1,165
1,051
1,896
3,46;
3,114
3,€
3,192
3,439
68
4,6
31
0,000
1,000
2,ООО
3,000
4,ООО
5,ООО
Рис. 4. Распределение стран мира по шестифакторному показателю процветания
за 2009-2012 гг.
2.2.6. Обобщающий анализ приведенных распределений
Проведенный выше анализ каждого распределения показателей благополучия и процветания показывает, что все распределения хорошо отражают:
1) предварительное представление авторов о соотношении текущего социально-экономического положения основных стран мира;
2) предварительное представление авторов о соотношении временной устойчивости социально-экономического положения основных стран мира.
Особенно хорошо они отражают резкое разделение на развитые и развивающиеся страны.
В приведенных распределениях в самой верхней пятеричной части интервалов значений соответствующих показателей почти всегда находится Швейцария (за исключением распределения по пятифакторному показателю благополучия и распределения по шестифакторному показателю процветания, в которых в самой верхней пятеричной части находятся Нидерланды).
В верхнюю половину интервалов значений соответствующих показателей попадают такие страны, как Дания - 70%; Нидерланды - 60; Норвегия -80; США - 70; Швейцария - 100; Швеция - 60%. Следует отметить, что все эти страны имеют прогрессивную шкалу налогообложения подоходным налогом.
Россия же почти во всех распределениях (за исключением распределения по однофакторному показателю благополучия) находится в самой нижней пятеричной части интервалов значений соответствующих показателей.
Это показывает отрыв России от указанных развитых стран более чем в 2,5 раза. Таким образом, сравнительно с указанными благополучными и процветающими странами Россия оказывается весьма неблагополучной и непроцветающей, а потому и весьма неустойчивой страной по своему социально-экономическому положению. Низкий показатель прогрессивности ставки налогообложения в России, равный единице, вносит в понижение показателей благополучия и процветания свою роль.
Из всех развивающихся стран естественно сравнивать Россию с Бразилией. Во-первых, они близки по количеству населения (население Бразилии в 2013 г. выросло до 200 млн чел., а население России сократилось до 144 млн чел.). Во-вторых,
Таблица 9
Показатели благополучия и процветания Бразилии и России за 2009-2012 гг.
Показатель Страна
Бразилия Россия
щ* 0,237 0,452
пб2, 0,131 0,168
ПБ3ф Зф 0,239 0,200
4ф 0,367 1,742
ПБ5ф 0,002 0,014
ПП2ф 0,373 0,452
ПП3ф Зф 0,206 0,168
ПП4ф 4ф 0,376 0,200
ПП5ф 5ф 0,576 1,742
ПП6ф 6ф 0,004 0,014
Примечание. ПБ1ф , ПБ2ф , ПБ3ф , ПБ4ф , ПБ5ф - одно-, двух-, трех-, четырех- и пятифакторные показатели благополучия. ПП2ф , ППзф , ПП4ф , ПП5ф , ППбф - даух- тре^ четыре^ гаш-и шестифакторные показатели процветания.
Россия и Бразилия являются странами с сырьевой экспортно ориентированной экономикой (табл. 9).
Сравнение всех приведенных выше показателей для Бразилии и для России показывает явную близость этих стран. Сумма всех десяти показателей для Бразилии равна 2,511, а для России равна 5,152. Это, по-видимому, показывает, что Россия пока еще находится в лучшем социально-экономическом положении, чем Бразилия.
3. Зависимость показателей благополучия стран мира от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога
Вычисленные в первой и второй частях статьи исходные показатели прогрессивности шкалы подоходного налога и сводные показатели благополучия стран мира дают возможность не только проанализировать соотношение стран друг с другом, но и получить ответы на следующие важные вопросы: 1) существует ли влияние прогрессивности шкалы подоходного налога на благополучие или неблагополучие стран мира; 2) если это влияние существует, то каковы его характер и величина15.
15 Для показателей процветания подобные вопросы неуместны, поскольку показатель прогрессивности сам входит в показатели процветания в виде множителя.
3.1. Линейно-средние зависимости показателей благополучия страны
от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога
Для ответа на поставленные выше вопросы рассматриваются случайные величины X и У. А именно, за X всегда берется показатель прогрессивности шкалы НДФЛ по странам мира, а за У берется некоторый показатель благополучия стран мира.
В указанной системе координат вычисленные выше значения этих величин из табл. 4 и 7 для каждой страны дают соответствующую точку. Для 40 стран мира получается наблюдаемое скопление точек для данного показателя благополучия. Для всех пяти показателей благополучия получаются пять скоплений.
Затем для каждого наблюдаемого скопления методом наименьших квадратов подбирается лучшая приближающая прямая линия, называемая далее линейно-средней зависимостью для данного показателя благополучия. Если эта прямая линия проходит горизонтально, то линейно-средней зависимости Y от X не имеется. Если эта прямая линия идет вверх, то имеется положительная линейно-средняя зависимость. Если эта прямая линия идет вниз, то имеется отрицательная линейно-средняя зависимость. Чем больше крутизна линии, тем больше величина зависимости.
В результате нами были получены следующие пять линейно-средних положительных зависимостей.
3.1.1. Линейно-средняя положительная зависимость для однофакторного показателя благополучия за 2009-2012 гг.
За случайную величину X берется показатель прогрессивности шкалы НДФЛ, а за случайную
величину Y берется однофакторный показатель благополучия страны (рис. 5).
Уравнение линейно-средней зависимости для однофакторного показателя благополучия страны у = 0^ + 0,1, где числовые показатели вычислены с точностью до ±0,1. В нем главный коэффициент £=0,3±0,1. Так как он больше нуля, то имеется линейно-средняя положительная зависимость однофакторного показателя благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога.
3.1.2. Линейно-средняя положительная зависимость для двухфакторного показателя
благополучия за 2009-2012 гг.
За случайную величину X берется показатель прогрессивности шкалы НДФЛ, а за случайную величину Y берется двухфакторный показатель благополучия страны (рис. 6).
Уравнение линейно-средней зависимости для двухфакторного показателя благополучия страны у = 0^ - 0,3, где числовые показатели вычислены с точностью до ±0,1. В нем главный коэффициент k = 0,5 ± 0,1. Так как он больше нуля, то имеется линейно-средняя положительная зависимость двухфакторного показателя благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога.
3.1.3. Линейно-средняя положительная зависимость для трехфакторного показателя
благополучия за 2009-2012 гг.
За случайную величину X берется показатель прогрессивности шкалы НДФЛ, а за случайную величину Y берется трехфакторный показатель благополучия страны (рис. 7).
Рис. 5. Линейно-средняя положительная зависимость для одно-факторного показателя благополучия за 20092012 гг.
1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 О
♦
0
0 ▲
♦ ж ▼
Oo A
V
--T-f*— ° * о ♦ ♦ 1 1
Рис. 6. Линейно-средняя положительная зависимость для двухфакторно-го показателя благополучия за 2009-2012 гг.
0,5
1,5
2,5
♦
♦
♦
♦
♦ ♦ -- 4 ♦
♦ К -♦♦♦ —♦—♦
Рис. 7. Линейно-средняя положительная зависимость для трехфакторного показателя благополучия за 20092012 гг.
0,5
1,5
2,5
Уравнение линейно-средней зависимости для трехфакторного показателя благополучия страны у = 1,6х - 0,9, где числовые показатели вычислены с точностью до ±0,1. В нем главный коэффициент к = 1,6 ± 0,1. Так как он больше нуля, то имеется линейно-средняя положительная зависимость трехфакторного показателя благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога.
3.1.4. Линейно-средняя положительная зависимость для четырехфакторного показателя благополучия за 2009-2012 гг.
За случайную величину X берется показатель прогрессивности шкалы НДФЛ, а за случайную величину У берется четырехфакторный показатель благополучия страны (рис. 8).
Уравнение линейно-средней зависимости для четырехфакторного показателя благополучия страны у = 1,6х + 0,4, где числовые показатели вычислены с точностью до ±0,1. В нем главный коэффициент к = 1,6 ± 0,1. Так как он больше нуля, то имеется линейно-средняя положительная зависимость четырехфакторного показателя благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога.
3.1.5. Линейно-средняя положительная зависимость для пятифакторного показателя благополучия за 2009-2012 гг.
За случайную величину X берется показатель прогрессивности шкалы НДФЛ, а за случайную величину У берется пятифакторный показатель благополучия страны (рис. 9).
Уравнение линейно-средней зависимости для пятифакторного показателя благополучия страны у = 0,9х - 0,8, где числовые показатели вычислены с точностью до ±0,1. В нем главный коэффициент к = 0,9 ± 0,1. Так как он больше нуля, то имеется линейно-средняя положительная зависимость пятифакторного показателя благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога.
3.2. Уравнения прямой линии регрессии показателей благополучия страны
от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога
Вместо использования компьютерной программы для графического изображения скопления точек, соответствующих странам мира, и вычерчивания
Рис. 8. Линейно-средняя положительная зависимость для четырех-факторного показателя благополучия за 2009-2012 гг.
3 2,5 2 1,5 1
0,5 О
Рис. 9. Линейно-средняя положительная зависимость для пятифак-торного показателя благополучия за 2009-2012 гг.
и,:.:
о
0,5
1,5
2,5
прямой линии линейно-средней зависимости (называемой в программе линейным трендом) с последующим ручным приближенным вычислением уравнения линейно-средней зависимости можно более точно вычислить уравнение прямой линии регрессии показателя благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога.
Для этого для показателя прогрессивности шкалы подоходного налога, как случайной величины X, и для показателя благополучия страны, как случайной величины Y, нужно последовательно вычислить следующие числовые оценки (в которых сокращение ch от английского слова choice, означающего «выбор»):
1) выборочные средние Mch(X) и Xch(Y);
2) выборочные средние квадратичные отклонения:
cJXy=(Mch[(.X-MJ.M?\'X)
°ch(Y)=iMch[Y-Mch(Y)]2}0-5;
3) выборочный корреляционный момент пары (X,Y):
^ch(X>Y)=Mch{[X-Mch(X)][Y-Mch(Y)]};
4) выборочный коэффициент корреляции пары (ДУ):
г^У = / [^(-^Ш].
Тогда выборочное уравнение прямой линии регрессии У от X имеет вид:
у - ИсЬ(У) = гсЬ(Х,У)<5сЬ(У) [х-М^(Х)]/а^(Х).
Вычисленные уравнения прямой линии регрессии показателей благополучия страны У от показателя прогрессивности шкалы подоходного налога X представлены в табл. 10.
Таблица 10 Уравнения прямой линии регрессии показателей благополучия страны Y
Показатель
По однофакторному Y
По двухфакторному Y
По трехфакторному Y
По четырехфакторному Y
По пятифакторному Y
Уравнение прямой линии регрессии
y = 0,33л + 0,09
y = 0,50л - 0,30
y = 1,62л - 0,94
y = 1,63л + 0,36
y = 0,91л - 0,78
3.3. Сила функциональной зависимости показателей благополучия страны
от показателя прогрессивности ставки подоходного налога
В математической статистике считается, что чем модуль \rch(X,Y)l выборочного коэффициента корреляции rch(X,Y) ближе к 1, тем функциональная связь между случайными величинами X и Y сильнее.
Для однофакторного, двухфакторного, трехфакторного, четырехфакторного и пятифакторного показателей благополучия выборочный коэффициент корреляции оказался равным 0,37; 0,43; 0,41; 0,19 и 0,42, соответственно.
Это означает, что установленная ранее линейно-средняя зависимость однофакторного, двухфакторного, трехфакторного, четырехфакторного и пятифакторного показателей благополучия страны от показателя прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц является линейно-функциональной приблизительно на 37%, 43, 41, 19 и 42%, соответственно.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Банковская система России. Настольная книга банкира. М.: ДеКА, 1995. 688 с.
2. Абрамов М.Д. О налогах, зарплате и экономическом росте // Вопросы экономики. 2008. № 5. С.134-141.
3. Андросова Т.И. Проблема дифференциации доходов в современной России // Экономика и социум: электронный журнал. 2014. № 2. URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_11_may/ Androsova%20T.I.%28statya%29.pdf.
4. Балацкий Е.В., Саакянц К.М. Индексы социального неравенства // Мониторинг общественного мнения. 2006. № 2. С. 122-128.
5. Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 78-80.
6. Деньги. Кредит. Банки / под ред. О.И. Лавру-шина, 4-е изд. М.: КноРус, 2010. 320 с.
7. ЗахаровВ.К., ГоликоваЕ.И. Прогрессивность шкалы налогообложения доходов физических лиц и показатель благополучия страны // Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник. М.: ИНИОН РАН, 2014. Вып. 9. Ч. 1. С. 63-69.
8. Истомина Н.А., Анкудинова А.П. Теория и практика государственного контроля за доходами и расходами физических лиц // Национальные ин-
тересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 12. С.48-53.
9. Костылева Л.В. Неравенство населения России: тенденции, факторы, регулирование. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2011. 223 с.
10. Костылева Л.В. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. Т. 15. № 3. С. 66-77.
11. Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита // под ред. проф. Г.П. Солюса. М.: Финансы, 1978. 288 с.
12. Погорлецкий А.И. Индивидуальное подоходное налогообложение в мировой и российской практике: современные тенденции и перспективы // Бизнес Информ. 2013. № 11. С. 20-27.
13. ПоповаД.О. Российская Федерация // Вестник международных организаций. 2013. Т. 8. № 3. С.120-131.
14. Поправко С.А. Роль золота в восстановлении финансового суверенитета России // Goldenfront.ru. Все об инвестициях в золото. URL: http://www.goldenfront.ru/artides/view/rol-zolota-v-vosstanovlenii-finansovogo-suvereniteta-strany.
15. Предложения «Гражданской двадцатки» по обеспечению уверенного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста: доклад. М.: Логос, 2013.72 с.
16. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике: доклад РАН / под ред. А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. М.: РАН, 2013. 93 с.
17. Русецкая Э.А. Индикаторы социальной сферы, характеризующие угрозы безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 1. С. 62-67.
18. Суханова Е.В. Налогообложение доходов физических лиц в России и Японии: сравнительный анализ // Концепт: электронный журнал. 2014. № 1. URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14009.htm. 720 с.
19. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Проспект, 2008. 720 с.
20. Чичканова Д.А., Гайдукова О.Л. Оценка состояния и пути реформирования подоходного налогообложения в России // Сибирская ассоциация консультантов (СибАК). URL: http://sibac. info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4340-2012-10-22-15-12-26.
21. Шевяков А.Ю. Социальная политика и ре- 22. ЯбуроваД.В. Недостатки и тенденции разви-
формирование распределительных отношений // тия НДФЛ в РФ // Современная экономика: пробле-Вестник РАН. 2007. Т. 77. № 3. С. 195-210. мы, тенденции, перспективы. 2014. № 10. С. 45-54.
National interests: priorities and security Problem. Research. Solution
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
DEPENDENCE OF THE WORLD ON THE PROGRESSIVENESS OF THE TAX SCALE INCOME OF INDIVIDUALS
Valerii K. ZAKHAROV, Ekaterina I. GOLIKOVA
Abstract
Importance The paper examines the dependence of countries' prosperity on the progressivity of the scale of income taxation of individuals' profitability. Objectives We are considering such factors as per capita gross domestic product, average monthly wage, the Gini coefficient, the national debt, the share of gold in the international reserve assets. The paper determines the functional dependency of indicators of country's well-being on an income progressivity of tax rate by calculating correlation coefficients. Methods Along with the known initial welfare indices of the countries of the world, used by the UN statistics, the paper introduces the new initial index of progressivity of scale of taxation of income of individuals. On their basis, we introduce some new summary interval of social and economic indices, namely: the multi-factor Country Prosperity Indices and the multi-factor Country Flourishing Indices. These summary indices are calculated for the forty main countries of the world.
Results An analysis of distributions of the main countries of the world according to the Prosperity Indices and the Flourishing Indices (for 2009-2012) shows that Russia and Brazil have near equal values of their Indices. And the both countries are almost in all distributions in two lower decimal parts of intervals of values of the corresponding indices. Besides, the paper has shown that there is positive linear-average dependence of the world countries prosperity on progressivity of the scale of taxation of income of individuals. Moreover, by means of calculation of correlation coefficients, we have shown that this linear-average dependence is substantially linear-functional one. Conclusions and Relevance We emphasize that flat scale of taxation of income of individuals, adopted in Russia, exerts negative influence on the country's prosperity.
Keywords: individual income tax, per capita gross internal product, average monthly salary, Gini coefficient, public debt, gold share, international reserve assets, progressivity index, taxation scale, individual income, summary indices, prosperity, wellbeing
References
1. Abalkin L.I. Bankovskaya sistema Rossii. Nastol'naya kniga bankira [Russia's banking system. A banker's reference book]. Moscow, DeKA Publ., 1995,688 p.
2. Abramov M.D. O nalogakh, zarplate i ekonom-icheskom roste [On taxes, salary, and economic growth]. Voprosy Economiki, 2008, no. 5, pp. 134-141.
3. Androsova T.I. [Problem of incomes differentiation in the modern Russia]. Ekonomika i sotsium, 2014, no. 2. Available at: http://www.iupr.ru/ domains_data/files/zurnal_11_may/Androsova%20T. I.%28statya%29.pdf. (In Russ.)
4. Balatskii E.V., Saakyants K.M. Indeksy sotsial'nogo neravenstva [Indices of social inequality]. Monitoring obshchestvennogo mneniya = Monitoring of public opinion, 2006, no. 2, pp. 122-128.
5. Gritsenko A.N. Gosudarstvennyi vneshnii dolg i makroekonomicheskaya dinamika [Public external debt and macroeconomic dynamics]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 1, pp.78-80.
6. Den'gi. Kredit. Banki [Money. Credit. Banks]. Moscow, KnoRus Publ., 2010, 320 p.
7. Zakharov V.K., Golikova E.I. Progressivnost' shkaly nalogooblozheniya dokhodov fizicheskikh lits i pokazatel' blagopoluchiya strany. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya: ezhegodnik [Progressivity of the scale of taxation of income of individuals and the country's prosperity indicator. In yearbook: Russia: tendencies and development perspectives]. Moscow,
ISISS of RAS Publ., 2014, iss. 9, part 1, pp. 63-69.
8. Istomina N.A., AnkudinovaA.P. Teoriya i praktika gosudarstvennogo kontrolya za dokhodami i raskhodami fizicheskikh lits [Theory and practice of the State control of incomes and individuals' expenses]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National interests: priorities and security, 2013, no. 12, pp. 48-53.
9. Kostyleva L.V. Neravenstvo naseleniya Rossii: tendentsii, faktory, regulirovanie [Inequality of the Russian population: trends, factors, regulation]. Vologda, Institute of Social and Economic Development of Territories of RAS Publ., 2011, 223 p.
10. Kostyleva L.V. Nalogooblozhenie kak mekha-nizm regulirovaniya neravenstva naseleniya [Taxation as a mechanism of population's inequality regulation]. Ekonomicheskie i sotsial 'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Tendencies, Forecast, 2011, vol. 15, no. 3, pp. 66-77.
11. Kritika sovremennykh burzhuaznykh teorii finansov, deneg i kredita [Criticism of modern bourgeois theories of finance, money, and credit]. Moscow, Finansy Publ., 1978, 288 p.
12. Pogorletskii A.I. Individual'noe podokhod-noe nalogooblozhenie v mirovoi i rossiiskoi praktike: sovremennye tendentsii i perspektivy [The individual income taxation in the world and Russian practices: current trends and perspectives]. Biznes Inform = Business Inform, 2013, no. 11, pp. 20-27.
13. Popova D.O. Rossiiskaya Federatsiya [The Russian Federation]. Vestnik mezhdunarodnykh organi-zatsii = International Organizations Research Journal, 2013, vol. 8, no. 3, pp. 120-131.
14. Popravko S.A. Rol' zolota v vosstanovlenii finansovogo suvereniteta Rossii [The role of gold in restoration of the financial sovereignty of Russia]. Available at: http://www.goldenfront.ru/articles/view/ rol-zolota-v-vosstanovlenii-finansovogo-suvereniteta-strany. (In Russ.)
15. Predlozheniya "Grazhdanskoi dvadtsatki" po obespecheniyu uverennogo, ustoichivogo, sbalan-sirovannogo i inklyuzivnogo rosta: doklad [Proposals of the Civil Twenty organization on ensuring the positive, steady, balanced, and inclusive growth: a report]. Moscow, Logos Publ., 2013, 72 p.
16. Rossiya na puti k sovremennoi dinamichnoi i effektivnoi ekonomike: doklad RAN [The Russian Acad-
emy of Sciences' report: Russia on the way to modern dynamic and efficient economy]. Moscow, Russian Academy of Sciences Publ., 2013, 93 p. Available at: http://ria.ru. (In Russ.)
17. Rusetskaya E.A. Indikatory sotsial'noi sfery, kharakterizuyushchie ugrozy bezopasnosti strany [Indicators of social sphere, which characterize threats to national security]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'=National interests: priorities and security, 2010, no. 1, pp. 62-67.
18. Sukhanova E.V. [Individual income taxation in Russia and Japan: a comparative analysis]. Kontsept = Concept, 2014, no. 1. Available at: http://e-kon-cept. ru/2014/14009.htm. (In Russ.)
19. Finansy, denezhnoe obrashchenie i kredit: uchebnik [Finance, monetary circulation, and credit: a textbook]. Moscow, Prospekt Publ., 2010, 720 p.
20. Chichkanova D.A., Gaidukova O.L. Otsenka sostoyaniya i puti reformirovaniya podokhodnogo nalogooblozheniya v Rossii [Evaluating conditions and ways of reforming of Russia's income taxation]. Siberian Association of Consultants (SibAC). Available at: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4340-2012-10-22-15-12-26. (In Russ.)
21. Shevyakov A.Yu. Sotsial'naya politika i reformirovanie raspredelitel'nykh otnoshenii [Social policy and reforming the distributive relations]. Vestnik RAN = Bulletin of RAS, 2007, vol. 77, no. 3, pp.195-210.
22. Yaburova D.V. Nedostatki i tendentsii razvitiya NDFL v RF [Shortcomings and the development trends of individual income tax in the Russian Federation]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy =Modern economy: problems, trends, perspectives, 2014, no.10, pp. 45-54.
Valerii K. ZAKHAROV
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation [email protected]
Ekaterina I. GOLIKOVA
National Research Nuclear University, Moscow,
Russian Federation