Научная статья на тему 'Завет Божий'

Завет Божий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
268
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Завет Божий»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Владимир Сорокин

Завет Божий

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 1. С. 51-63

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

БИБЛЕИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проф. прот. В. Сорокин

ЗАВЕТ БОЖИЙ

«И сказал Бог. . .»

(Быт. I, 3, 6...)

Взяв в руки Библию, видим, что она озаглавлена: «Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета». Остановим свое внимание на этом словосочетании и найдем, что главным объединяющим словом, отражающим все содержание Библии, является слово «Завет».

Завет (от греческого — располагать, приводить в какое-либо состояние или положение) означает расположение, распределение.

Русское слово «завет» является производным от славянского «заветити», «завещати». Смысл этого выражения означает — оставлять после себя память, знание, сведения. В «Толковом словаре» В. Даля слово «завет» означает:

«Все, что завещано, свято наказано, заповедано; зарок, обет, обещание, договор, условие и основанный на нем союз. . . наказы Господни, на которых основан союз с Ним».

(Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. Т. 1,

Д—3. М., 1928. С. 565.)

Усвоенное Церковью понятие «Завет» для обозначения содержания всей Библии имеет весьма глубокое значение.

Слово «Завет» является ключом ко всей Библии. Оно точно выражает суть Священного Писания. Если спросить, что составляет главную тему всей Библии, ответить можно кратко: Завет Божий. В этом легко убедиться, если обратиться к тексту Священного Писания. Слова «и сказал Бог. . .», «и заповедал Господь. ..» употребляются чаще других:

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

(Быт. I, 1—2)

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

(Быт. 1,3)

«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».

(Ст. 6)

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». ^ ^

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя,

дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором

семя его на земле. И стало так». ^

(Ст. 11)

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов».

(Ст. 14)

«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной».

(Ст. 20)

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так».

(Ст. 24)

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми

гадами, пресмыкающимися по земле». ,

(Ст. 26)

В первых стихах Библии заключена великая тайна творения Богом мира. В этой великой тайне Господь открыл человеку один аспект — Свою творящую волю через Свое «и сказал. . . и заповедал. . .». На основании первых глав Библии видно — Бог есть творящая и заповедующая благодатная сила:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему...

И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. . . И заповедал Господь Бог человеку говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».

(Быт. I, 26; 11, 7, 16—17)

Завет Божий — это открытая человеку истина о том, что жизнь есть «благо», «добро», «дар».

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма».

(Быт. 1, 31)

Библия своим содержанием излагает наличие Завета Божия на земле и охватывает всех людей, все времена, все народы.

Первые главы Библии посвящены состоянию Завета Божия во всем творении и во всех людях.

В середине Библии много внимания уделено состоянию Завета Божия в еврейском народе и у других народов.

В конце Библии снова выразительно описано состояние Завета Божия там, где люди усвоили, что во Христе

«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

(Кол. III, II)

Библия есть книга Завета Божия, Книга жизни всего мира.

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ТВОРЕНИЕ

«. . .Говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

(Откр. 1, 8)

Из Библейского повествования о творении узнаем, что все сотворено Господом и все заключено в творческом слове Божием, т. е. все состоит в Завете Божием, все призвано жить.

Материальный и духовный мир как единое целое своим бытием обязан Богу Творцу, Триединому Господу — Отцу, Сыну и Святому Духу.

Господь сотворил мир «из ничего» Своей свободной волей и Своим всемогущим творческим словом все призвал «от небытия к бытию».

«Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий».

(2 Мак. VII, 28; ср. Рим. IV, 17; Евр. XI, 3; Быт. I, 3, 6, 9)

Бог и тварный мир сущностно различны, однако творение всегда и везде зависимо от Бога. Мир не автономен и не нейтрален по отношению к своему Творцу. Бог Творец поддерживает Своей любовью жизнь всего творения. Жизнь — это благодатный дар Божий для всех и всему. Бог Творец есть единственный владетель, в полном смысле этого слова, всего творения. Не человек, а Бог является началом, центром и венцом всего творения:

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

(Откр. I, 8)

Земля, человек, вселенная принадлежат друг другу и через Завет Божий составляют единое целое. В Завете Божием человек, как самое совершенное и одухотворенное создание, призван быть живой связью между небом и землей, между Творцом и творением. Начало вечному Завету Божиему было положено при самом сотворении человека в раю.

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЧЕЛОВЕК

«И сказал Бог: сотворим человека. . .»

(Быт. I, 26)

О творении человека в Библии сказано:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над

птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».

(Быт. I, 26—31)

Само творение человека Богом свидетельствует о том, что человек — творение необычное. Библия не просто свидетельствует факт творения, как, например, растений, животных, а она говорит, что творению человека предшествовал Божественный совет: «Сотворим человека.. .». Образ творения человека, описанный в первой главе книги Бытия ст. 26, и свидетельство девятой главы той же книги (стихи 1 —17) указывают, что человеческая жизнь выше жизни животных, отличие человека от бессловесного мира самым тесным образом связано с образом и подобием Божиим.

Ярко выраженную черту образа Божия в человеке можно видеть в том, что Господь вдунул в него дыхание жизни и тем самым поставил его на неизмеримо высокое положение. Это положение явилось отображением власти Бога в управлении тварями:

«.. .и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

(Быт. I, 26; ср. V, 1)

Адам означает общее наименование человека и заключает в себе значение как мужчины, так и женщины, вообще человеческое существо (Быт. V, 2). Адам был представителем всего рода человеческого. В противоположность многим видам и родам животных человек был единственным и уникальным созданием; от него как родоначальника была взята Ева.

Особенность человека состояла в том, что он создан по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке находится во внешнем отношении его к видимой природе.

«Соделаться образом Естества всем владычествующего, — по словам св. Григория Нисского, — не иное что значит, как при самом создании немедленно стать естеством царственным. .. Человеческое естество, поелику приуготовлялось для начальствования над другими, по причине подобия Царю вселенной, выставлялось как бы нашим одушевленным воображением, то общее с Первообразом имело и достоинство, и имя; но не в порфиру было облечено, не скипетром и диадимою показывало свой сан (его нет у Первообраза), а вместо багряницы облечено добродетелью, что царственнее всех одежд, вместо скипетра утверждено блаженством бессмертия, вместо царской диадимы украшено венцом

правды, так что в точности уподобляясь красоте Первообраза, всем доказывало царский свой сан».

(Св. Г р и г о р и й Нисский. Об устроении человека.

Творения. М., 1861. Ч. I. Гл. 4. С. 88.)

Мысль о том, что человек был создан по образу и по подобию Божию, во все времена была присуща христианскому церковному сознанию. Эта мысль четко и ясно раскрывалась Отцами Церкви в тех случаях, когда нужно было указать людям их истинное назначение и цель. В славянском и русском языке слово «образование» означает знание о том, что человек носит образ Бога в себе. А когда речь идет об образовании народа, это означает, что и весь народ носит в своей душе образ Бога. В образе и подобии Божием Отцы Церкви видят не простое отображение Божества, но такое отображение, которое непременно влечет чувства духовного начала в себе.

Святитель Афанасий Великий (+373) говорил:

«Создатель мира и Царь царей Бог, превысший всякой сущности и человеческого промышления, как благий и все превосходящий добротой, сотворил род человеческий по образу Своему, собственным Словом Своим, Спасителем нашим Иисусом Христом, и через уподобление Себе соделал его созерцателем и знателем сущего, дав ему мысль и ведение о собственной Своей вечности, чтобы человек, сохраняя это сходство, никогда не удалял от себя представление о Боге, и не отступал от сожития со святыми, но, имея в себе благодать Подателя, имея и собственную свою силу от Отчего слова, был счастлив и собеседовал с Богом, живя невинной, подлинно блаженной и бессмертной жизнью. Ни в чем не имея препятствия к ведению о Боге, человек, по чистоте своей, непрестанно созерцает Отчий образ, Бога-слова, по образу Которого и сотворен, приходит же в изумление, уразумевая Отчее через Слово о всем промышление, возносясь мыслью выше чувственного и выше всякого телесного представления, силой ума своего касаясь божественного и мысленного на небесах».

(Св. Афанасий Великий. Творения. Св. Троиц.-Серг. Лавра. 1902. Ч. 1. Изд. 2. С. 127.)

На Всеевропейской Ассамблее в Базеле в 1989 году единодушная вера христиан была выражена так:

«Бог создал нас всех единственными в своем роде человеками, по образу Своему, создал братьями и сестрами, как часть, глубоко зависящую от творения в целом. Бог призвал нас к жизни в любви — к установлению между собой отношений и структур любви. Человеческое общество должно быть образом безграничной любви, соединяющей три божественные Ипостаси в Троице; поэтому оно должно стать «кинонией» (общностью) любви. Священность человеческой личности занимает центральное место в тайне «ико-номии» (домостроительстве спасения). Творец «поместил человека на земле, — нового ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари и сотаинника твари умо-созерцаемой, царя над тем, что на земле, но подчиненного горнему царству. . . живое существо, здесь предуготовляемое и затем переселяемое в иной мир, и, в завершение тайны, чрез стремление к Богу достигающее обожения» (Назианзин Григорий.

Слово 45, 7). Творение начинается и завершается в воплощении Слова Бога и в обожении человечества. «Христос сделал новым ветхого человека» (Ипполит. Против ересей. 10, 34, РС 16, 3454)».

(Заключительный документ Всеевропейской экуменической Ассамблеи «Мир и справедливость». 15—21 мая 1989. Базель. Швейцария. §§ 20—26. С. 8.)

ЗАВЕТ БОЖИЙ И УНИКАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Бог говорит с человеком, и сей остается жив».

(Втор. V, 24)

Человек, единственное земное существо, обладает уникальной способностью — видеть и понимать смысл своей жизни. Помогает ему в этом заложенная при самом творении сила образа и подобия Божия. Человек не может не искать общения с Богом, не только как со своим началом и первообразом, но и как с совершенной жизнью. Вне живого и личного общения с Богом ничто не может успокоить дух человека, «все — суета и томление духа» (Еккл. 1, 14).

«Если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий».

(Еккл. Ш, 13)

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже».

(Пс. 41, 2)

Создавая человека по образу и подобию Своему, Господь тем самым даровал людям возможность непрестанно совершенствоваться. Завет в данном случае и есть тот уровень и те условия, в которых человек выявляет истину о том, что жизнь есть «благо», «добро», «дар» — «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 8, 10, 18, 21, 25. ..).

«Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Пространный христианский катехизис. М., 1909. С. 24.)

Земля и внешний мир служат человеку в достижении им высшего назначения. Вселенная постоянно располагает человека к тому, чтобы возвышаться своим духом к Богу:

«Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, через рассматривание творений видимы».

(Рим. 1, ¡9—20)

Завет Божий включает жизнь как стройную систему, в которой человеку отведено важное место и высокое предназначение. Человек сотворен из элементов физической природы и является органической частью материального мира. Вместе с тем человек, как «образ и подобие Божие», занимает особое место, которое возвышает его над прочим тварным миром

(Быт. I, 26, 28; VIII, 6—9). Человек имеет бессмертную душу, обладает рядом высших качеств, которые роднят его с миром существ бесплотных.

Человек одарен всем необходимым для того, чтобы осознанно совершать свое творческое служение в Завете Божием. Действия человека влияют и имеют значение не только для него самого, не только на все человечество, но и на весь сотворенный мир. Человек призван являть в сотворенном мире любовь Божию и быть рачительным хозяином вверенного ему через Завет Божий материального мира.

«Господь создал человека из земли, и опять возвращает его в нее. Определенное число дней и время дал Он им, и дал им власть над всем, что на ней. По природе их, облек их силою, и сотворил их по образу Своему. И вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами. Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения. Исполнил их проницательностью разума, и показал им добро и зло. Он положил око Свое на на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих, да прославляют они святое имя Его и возвещают о величии дел Его. Он приложил им знание, и дал им в наследство закон жизни. Вечный завет поставил с ними, и показал им суды Свои. Величие славы видели глаза их, и славу голоса Его слышало ухо их. И сказал Он им: «остерегайтесь всякой неправды»; и заповедал каждому из них обязанности к ближнему».

(Сирах XVII, 1—12)

В человеке духовный и материальный мир сочетались в полном единстве.

Условия Завета Божия для человека состоят в том, что он, будучи в постоянной сыновней принадлежности своему Творцу, ответственен за жизнь материального мира. Творческое служение человека в Завете Божием предполагает конкретный результат — жизнь мира должна соответствовать воле Божией (Иез. 36, 26—38).

Человек, как носитель образа и подобия Божия, ответственен перед Богом за все свое существование и за все свои дела:

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

(I Кор. VI, 19—20)

Уникальность жизни человека обнаруживается во многих аспектах и, в частности, в осознании самого себя, как существа живого, чувствующего, мыслящего, свободного, целеустремленного, способного распознавать добро и зло.

«Да живут богоугодно все христиане, — поучает преп. Симеон Новый Богослов, — да приближаются к огню божества и возгораются от Него, или каждый особо, или все вместе, если возможно, и сияют посреде, как боги. .. Я думаю, — продолжает преподобный отец, — что сие так есть воистину, и что такова о нас воля Бога, создавшего нас, почитавшего и прославившего славой образа Своего, создавшего нас по образу и подобию Своему».

(Преп. Симеон Новый Богослов. Слова.

Вып. II. М., 1890. Сл. 89. С. 477.)

ЗАВЕТ БОЖИЙ В ТАЙНЕ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

«Заповедал Господь благословение и жизнь на веки».

(Пс. 133, 3)

С понятием Бог и Завет Божий люди всегда связывали все свои самые чистые и светлые надежды и представления. В душе человека отражением бытия Божия является совесть, т. е. общение человека с Богом происходит через душевные чувства. Бог вне времени. Он вечен. Он имеет жизнь в Самом Себе (Ин. V, 26). Человек имеет душу и тело. Кто живет верой, надеждой и любовью, тот состоит в Завете Божием, тот является причастником жизни вечной, потому что богообщение является не последней целью жизни человека, а его естественным состоянием.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».

(Откр. III, 20)

Неестественным для человека является состояние, при котором он исключает для себя диалог с Богом, когда человек чувствует себя одиноким, когда он не отвечает на любовь Божию.

«Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают». (Пс щ ^ 21)

Вечная жизнь — это единое целое земной и загробной жизни. Вечная жизнь — это Божественная тайна, в которой через Завет Божий таинственно объединены вечное и временное, духовное и материальное.

Святые Отцы и Учители Церкви в самом определении образа и подобия Божия в человеке видели указание на целеустремленность временной жизни человека к Богу, к вечной жизни. Святитель Иоанн Златоуст учит о нравственном значении образа Божия в человеке так:

«Бог хощет, чтобы мы были подражателями Ему в добродетели. Что значит „по образу"? Бог свят: если мы святы, то мы — по образу Божию. „Будьте, говорится, святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев, XIX, 2). Бог праведен, если мы поступаем по правде, то мы — образ Божий. „Ибо Господь праведен, любит правду" (Пс. X, 7). Если мы человеколюбивы, милостивы, то мы — образ Божий. „Будьте милосердны, — говорит Спаситель, — как и Отец ваш милосерд" (Лук. VI, 36). Видишь, в чем образ? И Павел показывает, в чем состоит образ, говоря: «Совлекшись ветхого человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. III, 9, 10). Видишь, что „по образу Нашему" относится к добродетелям». (С в. Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1900 Т. 6.

Кн. I, С. 788.)

Священное Писание дает основание для различия образа от подобия Божия в человеке. Указание бытописателя, что Бог в совете Святой Троицы определил создать человека по образу и по подобию Своему, в самом акте творения не повторяется. Бытописатель о самом сотворении говорит:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».

(Быт. 1, 27)

О подобии здесь не упоминается и тем самым указывается на то, что образ Божий дарован человеку в самом сотворении, как нечто прирожденное духовной природе человека, а подобие дано только в возможности;' есть только идеал, к которому человек может приближаться путем раскрытия богодарованных сил и способностей своего существа.

Святитель Григорий Нисский о различии образа от подобия говорил так:

«Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению, но сделаться по подобию Божию зависит от нашего произволения. И сие, зависящее от произволения, существует в нас только в возможности; приобретаем же оное на самом деле посредством нашей деятельности. Если бы Господь, намереваясь сотворить нас, не сказал предварительно: „сотворим и по подобию", и если бы не даровал нам возможности быть по подобию, то мы собственной силой и не могли бы быть по подобию Божию. Теперь же мы в сотворении получили возможность быть подобными Богу. Но, дав нам сию возможность, Бог нам самим предоставил быть деятелями нашего подобия с Богом, чтобы удостоить нас приятной награды за деятельность; чтобы мы не были подобны изобретениям бездушным, делаемым живописцами; чтобы то, что составляет наше подобие, не служило в похвалу другому. Ибо видя изображение, точно изображающее свой первообраз, ты не изображение хвалишь, но живописцу удивляешься. Так и здесь, для того, чтобы удивление принадлежало мне, а не другому, мне самому предоставлено то, чтобы я был по подобию Божию. „По образу" составляет во мне то, что я одарен разумом; а „по подобию" делаюсь я сам, делаясь Христианином». (Христианское Чтение. Ч. III. СПб, 1840. С. 321—322.)

Из этого предельно ясного высказывания святого отца можно заключить, что «образ Божий» находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе, а «подобие» — в самом совершенствовании разума человеческого, в его свободной воле, в добродетельной и святой жизни, в человеческом стремлении получения даров Святого Духа. Кроме свт. Григория Нисского многие святые Отцы Церкви именно таким образом различали образ от подобия. Для примера можно воспользоваться словами свт. Иоанна Златоуста, который учит, что

«. . .выражение „по образу " указывает преимущественно на господство человека и на его власть над всем, а рядом с этим „подобие" означает совершенство в добродетелях». (Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. II. СПб, 1900. Святой Иоанн Дамаскин тоже говорит: 845.)

«. . .выражение „по образу" указывает на способность ума и свободы, тогда как выражение „по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека». (Св. Иоанн Дамаскин. Творения. Т. I. СПб, 1913. С. 212.)

«Человек с самого рождения своего получает преимущество быть отобразом Божиим, — учит Климент Александрийский, — подобия же Богу он должен достигать впоследствии через совершенствование».

(К л и м е н т А л е к с а н д р и й с к и й. Строматы. II,

22. Ярославль. 1892. С. 291.)

ЗАВЕТ БОЖИЙ И СЛУЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета».

(2 Кор. Ill, 6)

Через осознание себя, как образа и подобия Божия, а также через свою свободу человек приносит Творцу служение от лица всего творения. Обнаруживая в природе славу и святость Божию, стремясь к достижению совершенства в любви Христовой (I Ин. IV, 16—21), раскрывая в себе образ и подобие Божие, восполняясь богоподобными совершенствами, человек сознательно и свободно прославляет Творца и Господа (Пс. 148) и таким образом отвечает на любовь Божию.

Являясь в Завете Божием сознательной и одухотворенной личностью, человек, как венец творения и как благоговейный священнослужитель среди всего сотворенного, объединяет в себе действие восприятия любви и славы Божией и действие приношения их к Богу.

«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». ^g 23)

Только человеку свойственно чувство благоговения перед святыней, только человеку доступно понимание святости.

Только человеку дан великий дар — слышать и понимать Завет, завещание Божие. Своими чувствами человек слышит зов Божий и понимает, что у всего сотворенного есть един Бог — Отец, Сын и Святой Дух, — Который наделил созданные Им существа различными дарами. Человеку же Творец дал наилучшие и наивысшие дары: свободу, способность самоопределения и способность духовного самосоздания, т. е. способность быть личностью. На пути своего самоопределения и духовного самосоздания как личности ведущее значение для человека имеет вера в Бога, который есть Сам абсолютно свободная Личность, бесконечная Святость, всесовершенный Разум и безграничная Любовь.

Завет Божий — это те условия, в которых человек совершает свое служение. Задача человека в Завете Божием состоит в том, чтобы через священнодействия вырасти в личность, преображенною любовью Божией.

Вся творческая активная деятельность человека является выражением его внутреннего чувства или как служения Божия, или как бессмысленной случайности. Вот почему важное значение имеет осмысленное научное познание законов бытия мира. При этом важно заметить, что жизнеутверждающим является та деятельность человека, которая совершается в любви Божией. Священное Писание на этом особенно настаивает:

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».

(/ Кор. XIII, 2; ср. Филип. I, 8, 9, 10; 1 Тим. I, 5—7; I Кол. 1, 7—9; I Петр. 1, 22; 2 Петр. I, 3—9.)

Знание есть следствие любви познающего к познаваемому, ибо любовь проявляется в общении и соединении, а не в противопоставлении себя и своих интересов.

При этом важно заметить, что истинное знание Завета Божиего возвышает человека, возводит его на высокую ступень «венца творения». Вся-

кая же попытка свою волю сделать законом бытия мира повергает человека в бездну хаоса и бессмыслицы. Достоинство человека состоит не в нарушении Завета Божия, а в умении ему подчиниться.

«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

(Мф. XX, 25—28)

Участие человека в Завете Божием выражается не в том, что он все возлагает только на Бога, а сам остается пассивным и безвольным исполнителем. Это участие требует от каждого человека сочетания беззаветной преданности Богу с величайшей энергией человеческого творчества. Человек призван быть «соработником у Бога» (I Кор. III, 9). Этой задаче призвана служить вся человеческая культура, наука, искусство и общественная деятельность. . . А отказ от борьбы за подлинное духовное и физическое благо мира есть недостойная человека капитуляция и самоисключение из Завета Божия.

«Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, ходить по всем путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им: то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете, и не пробудете долго на земле, которую Господь Бог дает тебе, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь Бог с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову, дать им».

(Втор. XXX, 15—20)

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни. . .»

(Откр. XXII, 14)

«Если ты, человек, сам не повредишь себе, не может повредить тебе ни друг, ни враг, ни сам диавол».

Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1898. Т. IV. Кн. 2.

С. 862.)

Пребывать в Завете Божием для человека есть подвиг, который совершается всей его жизнью. Этот подвиг предполагает полное и свободное развитие его как личности, созданной по образу и по подобию Божию. Но личности, которая не сама по себе, а личности, которая занимает

важнейшее место среди сотворенного мира и потому имеет ясные и определенные обязательства. Завет Божий гарантирует полноту жизни при условии соблюдения человеком тех форм, которые наглядно связывают его со своим любящим Отцом и со всем творением, дают чувствовать святость творческой деятельности. Для человека важны и необходимы только те формы жизни, которые подлежат развитию. Жизнь человека, жаждущего истины, испытывающего сомнения, стремящегося всегда к большему познанию, прекраснее его приобретенных знаний и достигнутых свершений. Стремление вперед, на какой бы низкой ступени человек ни стоял, ценнее остановок на самых высших ступенях развития:

«Будите убо совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть».

(Мф. V, 48)

В последовании Божественной Литургии святителя Василия Великого сказано:

«. . .создав бо человека, персть взем от земли и образом Твоим, Боже, почет, положил еси его в ром сладости, бессмертие жизни и наслаждение вечных благ в соблюдении заповедей Твоих обещав ему.. .»

При совершении таинства Крещения особо подчеркивается мысль, что главным для человека в Завете Божием является развитие жизни по заповедям Божиим:

«Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохраните яко аще сотворит сия человек, жив будет в них. Напиши его в книге жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего. . .»

(Молитва во еже сотворити оглашенаго).

Неизмеримо высокое положение человека в Завете Божием предполагает, что он все больше и больше будет осознавать себя чадом божественной любви, что он служитель Божий, а не наемник. К человеку Господь постоянно взывает: Отзовись! Где ты?

Дело не в том, что человек является как бы равным с БОГОМ или что Бог не может действовать без человека. Господь призывает человека откликнуться на Его любовь, чтобы усилилась свобода человека и ярче заблистали его личные особенности и его личная святость.

«Надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией. Не ты творишь Бога, но тебя творит Бог. Посему, если ты творение Божие, то жди руки живого Художника, все делающего в надлежащее время, — в надлежащее именно относительно тебя, предмета Его творения. Предоставь же Ему твое сердце, мягкое и покорное, и соблюдай образ, который дал тебе Художник, имея в себе влажность, чтобы огрубевши тебе не утратить следов перстов Его».

(Св. И р и н е й, е п. Лионский.

Против ересей. Кн. IV. Гл. XXXIX. 2. СПб, 1900. С. 437.)

Человек призван быть рачительным хранителем творения Божия. Хранение — не владение, не господство в своих собственных целях. Хранение в библейском понимании это благоговейное служение человека Богу от лица всего творения.

Служение Богу составляет суть жизни человека. Если человек не служит Богу, он служит себе. А служение себе — это эгоизм. Эгоизм же человека можно сравнить с тем состоянием человека, когда он оказывается в маленькой комнате, куда не проникает ни свет, ни воздух. В таком положении человек, вдыхая и выдыхая воздух, сам себя убивает. Зло эгоизма такое же начало духовной смерти, как выдыхаемый углекислый газ для тела.

Продолжение следует

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.