Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Протоиерей Владимир Сорокин
Завет Божий
Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 60-72
© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013
БИБЛЕИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проф. прот. (В. Сорокш
ЗАВЕТ БОЖИЙ *
ЗАВЕТ БОЖИЙ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
«К свободе призваны вы, братия..
(Гал. V, I
Завет Божий предполагает взаимодействие Божественной воли творческого служения человека. Поскольку человек среди всего сс творенного является самым совершенным творением, он выступает Завете Божием как бы другой стороной от лица всего сотворенной Условия бытия мира во многом связаны с деятельностью человек; но зато и человек также тесно связан с условиями бытия мир Блаженное состояние прародителей в раю характеризуется те* нейшим отношением человека к Богу. Это союз, а точнее сказать, 3; вет Божий отражает идеальную расстановку сил. В силу этого Завег Господь непосредственными откровениями руководит человеком, д лает его высшим представителем всего творения, поселяет его в пр красных условиях в раю, дарует ему вечную бессмертную жизнь. С стороны человека ожидается только совершенное согласование св ей деятельности с волей ТВОРЦА. Это непременное и основополаг ющее условие Завета Божия. Через согласование своей воли с вол< Божией человек отвечает на любовь Божию. Следовательно, 3 вет — это свободный, сыновний диалог человека с Богом. Этот ди лог необходим человеку для осознания себя и своего пути в жиз^ Бог взывает, а человек отвечает. Так в виде диалога и представле* книге Бытия первый опыт жизни человека. Обратимся к тексту Бр лии.
* Продолжение. Начало см. в № 1.
Начало сознательной жизни человека на земле относится к тому времени, когда Господь поместил его в раю («Ган-Элогим», то есть Сад Божий). В этом-то раю человек должен был по промыслу Божию провести «детский» «младенческий» возраст своего развития.
Среди многочисленных и прекрасных на вид и приятных на вкус райских деревьев были насаждены Богом два особенные дерева — Древо Жизни и Древо Познания добра и зла.
«Человеколюбивый Господь, как Творец, предвидя, какой вред может с течением времени произойти от большой свободы, произрастил и древо жизни посреди рая, и древо еже видети разуметельное добраго от лукавого, от которого (дерева) немного спустя, и повелит человеку воздерживаться, дабы знал (человек), что он всем наслаждается по благодати и человеколюбию (Божию), и что есть Господь и Творец как его естества, так и всего видимого».
(Св. Иоанн Златоуст. Творения. СПб, 1898. Т. IV. Кн. 1, с. 107).
В виде насажденного в раю «древа познания добра и зла» Господь поставил свободному человеку условия, завет, заповедь: самому явить свое место в Божественной любви. Свобода человека это испытание его любви и благодарности к Своему Создателю. Через «древо познания добра и зла» человеку и предоставлена была возможность явить или отвергнуть любовь и благодарность своему Творцу.
Мы не знаем сущности тех деревьев, которые были помещены в раю. Среди свв. Отцов есть высказывание, что дерево запретное было само по себе обыкновенное, а вся суть была в запрете как испытании свободы человека. По словам св. Исаака Сириянина,
«древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам; и с тех пор не встречала уже его радость».
(Добротолюбие. М., 1895. Т. 2, С. 743.)
Ввиду того что жизнь и свет человека всегда были в ипостасном СЛОВЕ БОЖИЕМ («В Нем была жизнь и жизнь была свет челове-ков» — Иоан. I, 4), то древо жизни в благотворном действии своем на естественную жизнь было величественным знамением благодатной жизни в Боге. Преподобный Серафим Саровский говорит:
«Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий; но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него Дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным, имеющим тоже и дух и пользующимся также благодатию Духа Святаго, разлитою в воздухе земном и дарующем им силы на продолжение их бытия и пользование всем, что от Бога им на земле предоставлено, — но однако не тем освящением и преискренним со духом нашим человеческим и душей нашей и плотью нашей Боготворящим сопребыва-нием с нами благодати Духа Святаго, которое даровано лишь одному венцу творения Божиего — человеку! Вот почему сказано: «и опочи Бог от дел Своих», — ибо иволил сотворить венец Своему творению — человека, сердце которого предназначил Себе на веки веков жилищем Своим на земле. Вот почему Адам, когда преисполнился Дыханием жизни, то ощутил в сердце своем такую премудрость, что мог вполне усмотреть все свойства, силы, способности и наклонности каждого творения на земле, и нарек им имена, всем проявлениям их природы соответствующие, и облекся в такую непреоборимую мощь, что его ни огонь не жег, ни вода не топила, ни мраз воздушный не леденил, ни
пропасти земные не поглощали. Такою же точно благодатью Духа Свята была проникнута и праматерь наша Ева; и в сей-то благодати пребывая, о могли видеть Господа и беседовать с Ним. — Сей благодатью они еще бол преисполнились, когда вкушали от плода дерева жизни, и ее-то могли лишит ся вкушением от плода древа познания добра и зла, — как и лишились, когдг противность заповеди Божией вкусили от плода его. Как сила благодати Б жией, заключенная в плодах древа жизни, могла давать праотцам нашим Ар му и Еве продление жизни нашей во веки вечные, так и в плодах древа познан добра и зла заключалась сила, которая, при несообразном с волею Божи вкушении их, могла прочить человеку смерть и душевную и телесную. В почему Господь строго заповедал Адаму не вкушать от плода сего».
(О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Серг. Посад. 1914. С. 11—12.)
Значение и цель данной человеку заповеди не вкушать от дре: познания добра и зла состоит в том, чтобы дать возможность челов ку самому себя испытать, для упражнения и укрепления в свобо, его нравственных сил. Исполняя эту заповедь, человек сознательно свободно совершенствовался и духовно возрастал. В бесконечнс восхождении к Богу, от славы к славе, приемля благодать за благ датью, по слову Писания, — великое назначение человека. Этии подвигами самообладания и самоутверждения, все более и более у репляясь в добре, человек под воздействием благодати Божи< призван достигнуть, наконец, нравственной невозможности д лать зло.
. . .О, я хочу безумно жить; Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне:
«Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!»
А. Блок, 1914 г.
ЗАВЕТ БОЖИЙ И ТРУД ЧЕЛОВЕКА
«Труды праведного — к жизн (Притч. X, и
В качестве видимого и ощутимого средства познания и соверше) ствования человеку дан Труд. Человек призван не просто преб! вать в раю, а «возделывать и хранить его» (Быт. II, 15), то есть возд
лывать землю, иметь уход за растительным и животным миром. Этот труд должен, прежде всего, развивать и совершенствовать физические силы человека. Но, с другой стороны, физический труд имеет для человека и высшее духовное значение, ибо ставит его в особенную близость к предметам природы, дает ему возможность изучать законы природы и тем обогащать свой ум. Кроме того, изучая предметы и явления природы, человек опытно познает совершенства Творца, Его премудрость и благость и тем учится благоговеть пред Ним и любить Его. Труд — это служение Богу делом. Библия указывает на то, что труд явился не только после грехопадения, но был заповедан человеку от начала. В нем должен человек совершенствовать свои способности, данные ему с образом Божиим на путях к уподоблению Богу. Труд в Завете Божием есть ответ человека своему Творцу делом: «Вера без дел мертва» (Иак. П, 20). Делами достигает совершенства (Иак. II, 22).
Наречение имен животным, которых Господь привел к Адаму (Быт. II, 19—20), является знаком выделенности человека из животного мира. С другой стороны, изучая роды и свойства животных и нарекая им имена, соответствующие их природе, Адам показывал совершенство своего ума, развивал свои умственные способности, полагал начало языку как средству сообщать свои мысли другим. В образе наречения человеком «имен всей твари» дается глубокое указание на высокое преимущество человека над физической природой, ибо в истории человечества всегда считалось, что давать имя имел право только хозяин. Здесь дан как бы первый акт вступления человека в свои хозяйские права. Здесь налицо действенность Завета Божия в жизни вообще и в жизни человека в частности, как представителя всего творения.
Человек призван жить. Уже потому что он рождается, потому что ему даруется эта жизнь, он должен следовать этому призванию — жить. С первой минуты после своего рождения человек вступает в прямую связь с видимым миром: он начинает изучать его, постепенно осваивается со своей «ролью», свои наблюдения проверяет и подкрепляет непрерывно повторяющимися опытами, ошибается, наконец, ощущает себя не только обязанным подчиняться законам этого мира, но и считает вправе диктовать ему свои условия, обладать им, активно вмешиваться в жизнь окружающей его природы. Человек чувствует себя одновременно и ничтожнейшей, беспомощнейшей частицей, песчинкой в бесконечном пространстве космоса, и разумнейшим, прекраснейшим существом, возможностям которого в познании и освоении Вселенной нет предела.
Сотворив Адама — первого человека, — Бог, по библейскому рассказу, дал в лице его всем его потомкам заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычест-вуйе над...» (Быт. I, 28). И еще:
«Взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду
Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»
(Быт. II, 15).
С самого начала Господь поставил человека над всем Своим тв рением, или, как говорит псалмопевец Давид, «владыкою над делал рук Своих; все положил под ноги его» (Пс. VIII, 7). И труд челов ка — это отображение благого дела творения Богом мира. Эта п раллель проводится ясно в одном из псалмов пророка Давида, в к тором воспевается великое дело Божие — сотворение мира — иг ворится о труде человека, который «выходит на дело свое и на рабо свою до вечера» (Пс. 103, 23). Труд человека, как и все его дела и в что заповедал ему Создатель, есть исполнение воли Божией о твор нии. Наделив человека стремлением к совершенству, к богоуподо лению, Бог дал ему видимый, ощутимый путь познания себя и окр жающего мира через способность трудиться.
Поселив человека в прекрасном райском саду, Господь сделал ч ловека садовником на земле. Заботы человека-садовника определ ны ясно и определенно — хранение и возделывание порученного ер сада-земли.
Хранение предполагает активную трудовую деятельность. Д. того чтобы сохранить то хорошее, что есть в охраняемом предмет надо постоянно о нем заботиться. При этом важно заметить сущес вующую в природе закономерность, которая заключается в том, ч имеющееся хорошее сохраняется только при условии духовного с вершенствования этого хорошего. Господь Иисус Христос об эт< естественной закономерности сказал:
«Кто имеет, тому дано будет и приумножиться, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»
(Мф. XIII. 12).
Желание сохранить имеющееся хорошее без его развития нико да не даст положительного результата. Без развития, без соверше] ствования все погибает. За примерами можно отбратиться к раст; щим в саду плодовым деревьям, цветам. В результате прививки, bhi мательного и заботливого ухода из простого шиповника вырастав прекрасная роза и так далее. И все окультуренное, если оставляете без ухода и заботы, быстро превращается в дикое состояние.
Поэтому вместе со словами «хранить» в Библии сказано «и во делывать». Здесь заложен для человека-садовника важный принци все имеющееся хорошее возделывать, то есть улучшать, развиват совершенствовать. Человек-садовник призван своим трудом укр; шать мир.
ЗАВЕТ БОЖИЙ И МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
«И сказал Господь Бог: не хорошо бьг человеку одному»
(Быт. II, П
В отношениях людей между собой на первом месте всегда стс ят отношения мужчин и женщин. Библия об этом повествует та1
Сотворению жены предшествует совет Божий (Быт. П, 21 —25), подобно как и сотворению мужа, а затем сам образ творения жены Бытописателем представляется в следующем виде:
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. . . И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться жена, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»
(Быт. II, 18, 21-25).
«Одно из ребр его» (II, 21). Св. Иоанн Златоуст в 15-й беседе на книгу Бытия говорит:
«Велика сила этих слов, она превосходит всякий разум человеческий, не иначе можно понять величие их, как только рассмотрев их очами веры. Итак, взявши ребро, Господь Бог, сказано, создал жену. Чудное дело, безмерно превышающее наш ум! Таковы и все дела Господни. В самом деле, создание жены из ребра Адамова не меньше создания человека из персти. При этом обрати внимание и на снисхождение божественного Писания — какие слова употребляет оно ради нашей немощи. И взял, сказано, едино от ребр его. Не разумей слова эти по-человечески, но знай, что употреблены грубые речения приспособительно к немощи человеческой. Ведь если бы Писание не употребляло этих слов, то как бы могли мы узнать нейзглаголенные тайны?»
(Св. Иоанн Златоуст.
Творения. Т. IV. Кн. I. СПб, 1898. С. ¡20-121.)
В древнем греческом переводе 70-ти толковаников сон Адамов назван исступлением и указывает, что это было особенное восторженное состояние духа, в котором Адам мог понимать таинственный смысл происходящего (ср. ст. 23). Сотворив жену из ребра Адамова, Господь соблюдает при этом единство корня, от которого должно было произойти все человечество, и устанавливает естественное расположение, привязанность и любовь между мужем и женой. На эту тесную связь мужа и жены Адам указал, когда приведенную к нему новосозданную жену назвал костью от кости и плотью от плоти своей. Словами 24-го стиха устанавливается брачный союз между пер-восозданным мужем и женой. Господь наш Иисус Христос указывает, что слова эти устанавливают нерасторжимость брачного союза:
«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает»
(Мф. XIX, 3 — 6).
«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». (/ Кор. VII, 10).
Таким образом, истинной богоустановленной формой брачного союза является нерасторжимый союз единого мужа с единой женой (моногамия), и все другие виды брачного сожития (например, полигамия) являются извращением первоначально установленного Са-
5 Вестник ЛДА, № 2
65
мим Богом брака. О состоянии первозданной четы Бытописатель г ворит: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. I 25). Нагота первых людей указывала на то, что тело человека, н поврежденное грехом, не нуждалось ни в какой защите от действ! сил и явлений природы; полное физических совершенств, оно не тр бовало и никаких посторонних украшений.
В то же время нагота, чуждая стыда, указывала и на нравстве ную невинность, внутреннюю чистоту человека. По словам св. Иоа на Златоуста,
«. . .люди жили в раю, как ангелы, не разжигались похотью, не распаляли и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но будучи созда] вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии оде дою».
(Се. Иоанн Златоуст. Творения. Т. IV. Кн. I. СПб, 1898. С. 123.)
Наряду с этим отмечается, что и союз мужчины и союз женщин с началом сознательной жизни человека освящается более прочны союзом, чем естественное соотношение двух полов. Адам принимав на себя главенство в семье и отмечает, что союз семьи — целеус ремлен на пути богоуподобления построений в человеческом роде -выше всех других родственных и тому подобных связей.
«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моея. Она (. дет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек от своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плот
(Быт. II, 23—24).
В устах сотворенного Адама — это величественное пророчество путях человеческого рода. Этим вместе с тем утверждается таинст] брака. Это таинство как данное от начала Самим Господом наши Иисусом Христом при основании Церкви было не вновь утвержден а только подтверждено.
«И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всяк ли причине позволительно человеку разводится с женою своею? Он сказал I в ответ: Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сот! рил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к же своей, и будут два одной плотью. Итак, что Бог сочетал, того человек да разлучает. Они говорят Ему: Как же Моисей заповедал давать разводи письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию ваше! позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так»
(Мф. XIX, 3—8).
Своим присутствием на браке в Кане Галилейской Госпо; Иисус Христос благословил брак, как таинство Церкви (Ин. I 1 — 12).
Сотворение женщины из ребра Адама и первый брак заключает себе глубочайшую мысль о единстве, всеобщей родственности чел веческого рода, распространение закона любви за пределы «малс церкви» — семьи — на «великую Церковь» всечеловеческую, к< торую утвердил на земле Сын Божий — Господь наш Иис] Христос.
ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ БОЖИЯ
«Господь Бог. . . будет милостив по любви Своей»
(Соф. III, 17)
Среди всего сотворенного только человеку Господь даровал способности чувствовать любовь Божию. Любовь Божия есть один из основных внутренних законов Завета Божиего человеку.
В духовном развитии человека любовь Божия есть основная сила, помогающая ему восходить по светлой лестнице богоуподобления и обожения.
Завет, установленный Богом с человеком, есть мера предохранительная и воспитательная, есть норма и идеал. Он требует от человека постоянства в освоении закономерностей. Для этого человеку Господь даровал разум, свободную волю и чувства. Это имеет особое значение в связи с огромной ответственностью, которая возложена на человека.
Из библейского повествования ясно, что весь мир сотворен Господом для любви, святости, славы и блаженства. Утвердить и творчески применить условия Завета, то есть засвидетельствовать божественную любовь в условиях тварного природного бытия есть великое назначение и признание человека. Все творение по природе не является злым, и люди по своей природе не грешники. Обо всем сотворенном, включая и человека, в Священном Писании сказано: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. I, 8, 10, 13).
Завет Божий предполагает гармоничное сочетание законов Бытия. Движущей силой этих законов, динамикой развития мира является Божественная любовь. Ясное указание на это имеется в Библии. Находясь в раю, люди были близки к Богу и Бог к ним. Они были в постоянном и непосредственном общении с Ним: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю.. .»
(Быт. III, 8).
В это же время люди жили в любви друг с другом. Эта любовь так объединяла людей, что они хотя были двое, но жили, думали, действовали, как один: в полном единомыслии и единодушии. Указание на это есть в Библии, где говорится о сотворении Богом Евы: «. . .кость от костей моих и плоть от плоти моея», «будут одна плоть» (Быт. III, 22—25).
До грехопадения люди жили в любви и близком общении со всеми животными. Указания на это также находится в Библии, где говорится о наречении Адамом имен зверям и птицам (Быт. II, 19, 20), о разговоре Евы со змием (Быт. III, 1).
Питание у людей до грехопадения было совсем иное. Люди не только не питались мясом животных, но и в плодах не уничтожали жизни, так как питались только такими плодами, которые имеют семена. (Быт. I, 19, 30).
5*
67
Человек развивался и совершенствовался по закону любви к Б и ко всему творению. Но любовь предполагает всегда свободу вы ра. В Завете Божием это означает, что человек может стремит к утверждению в своей жизни условий Завета, а может и противи ся им. В своем выборе он свободен. Священное Писание, однако, ворит, что всякий выход человека за пределы условий Завета Бож го наносит вред самому человеку, отчуждает его от истинно блаж ной жизни. В Священном Писании понятие греха так и характера ется — беззаконие. «Делающий грех, делает беззаконие» (I Ин. 4), то есть там, где нет закона, там хаос, там человек теряет се
«Бог есть любовь» (I Ин. IV, 8), источник всех благ, следовате но, попытка человека из предмета любви превратиться в саму . бовь есть для него недостижимая цель, самообман. Человек приз быть в Любви Божией, а не заменить собой Бога. Человек приз любить Бога.
Согласно библейскому повествованию, самую существенную с рону в искушении первых людей составляло то, что они пожел быть «как боги». Это было дерзновенное желание человека сразу постигнуть всю полноту высшей тайны бытия. В Библии не сказ; что Господь осудил человека за такое дерзновенное желание. I ховным в пожелании первых людей было не само по себе стремле к божественному совершенству, а стремление к внешне обособлеь му, абсолютному совершенству. Быть не с Богом и в Боге, а как б
С того момента, когда человек решил скрыться от лица Госп Бога, начинается его самообман, то есть раздвоенность и отчуж; ность. Завет есть диалог, а человек не отвечает на призыв. Из Биб известно, что цель человека такова:
«Будьте совершенны, якоже совершен Отец ваш Небесный»
(Мф. V, 48).
«Святы будьте, ибо свят Я Господь ваш»
(Лев. XIX, 2)
Жажда человека к жизни, его порывы к счастью, чистоте, свят ти и совершенству, его вера, его желание быть свободным — все есть действенные дары любви Божией. Все это есть признак того, человек призван отвечать на зов Божий. Если спросить, что та вера в Бога или вера Богу, можно ответить: это жажда жить в лю Божией.
Во всей человеческой истории все лучшее, все истинно велик< животворное руководствовалось законом любви к более совери ному, более возвышенному, чистому, святому. Где жажда люо£ совершенству угасала, там начиналась область бесчувственног бессмысленного хаоса — беззакония. Такое состояние с библейс точки зрения является болезнью. Грех человека есть болезнь в ровом организме всего творения. Это целый процесс, который в С щенном Писании называется «оскудение любви»:
«По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»
(Мф. XXIV, 12).
Где нет должного благоговения перед жизнью, как даром любви Божией, перед стремлением к совершенству и святости, перед Богом, как чудом из чудес, там нет истинного понимания цели миробытия и человека. В свете библейского откровения, явленного нам в лице Богочеловека, ясно, что призванием человека является совершенство в образ Отца Небесного к богосыновней истине. Движущей силой этого совершенства является любовь:
«Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь»
(/ Ин. IV, 8).
ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»
ОФилип. Ill, 13-14)
Истинная жизнь человека в Завете Божием состоит не в накоплении знаний и силы, не в ограниченной святости и справедливости, не во временном блаженстве и довольстве, а в непрестанном развитии, в стремлении к большему знанию, к истинному блаженству, к совершенству в любви Божией.
Человек призван не просто наблюдать и открывать для себя мир, а стремиться понимать, узнавать и чувствовать смысл во всем сотворенном. Источником совершенствования есть осознание человеком своего божественного происхождения, сознание Бога, как своего начала и своей цели, сознание своей жизни, как жизни в Боге. Если бы человек по своем сотворении был представлен исключительно самому себе, то есть если бы не было Завета Божиего, основанного на любви, тогда бы знания человека, его могущество и блаженство имели бы своим содержанием узкий замкнутый круг в самом человеке. Тогда человек был бы просто сгустком эгоизма и гордыни. Завет Божий дает человеку выход и простор для проявления его жизни, как отражение Божественной любви. Жизнь человека должна непременно иметь выход к своему источнику — Богу. Чем глубже и полнее человек проникается этим сознанием, тем полнее воплощается во всем творении Божественная Любовь. Такое стремление человека не имеет предела, когда бы оно могло остановиться и когда бы человек удовольствовался своим достигнутым достоянием. Устрояемая Богом священная история в Завете Божием идет по прямой линии. Она идет так потому, что у нее есть цель — торжество любви Божией.
«Для нас великое благо, что мы произошли от Него, но больше будет благо, что в Нем успокоимся».
(Блаж. Августин. Творения. О книге Бытия. К., 1895. Кн. IV.
Гл. XVII. С. 272.)
Целеустремленность человека связана с его послушанием своему Творцу. Как ученик привязан к своему учителю или как ребенок
учится у своих родителей, так человек через послушание пост мудрость своего Творца и в своей жизни руководствуется его нами.
Для того чтобы повиноваться воле Божией, надо иметь в се веру в Бога, доверие к Нему и уверенность в Нем. Будет довери» дет и послушание. Доверие как бы другая сторона повиновение верие — послушание Богу сердцем, повиновение — послухи волею; доверие — послушание внутреннего существа чело повиновение — внешнее выражение этого внутреннего.
Поэтому послушание и названо верою. Это название обозш самую суть послушания, источник его.
Вера — это сыновнее послушание духа человеческого води ству Духа Божия; повиновение — это плотское свидетельств этом внутреннем послушании.
Чтобы научить человека послушанию, Господь дает человеку кую и простую заповедь: не вкушать плоды с одного дерева в С вкушением плодов с дерева познания добра и зла была связан поведь послушания.
Дерево — лучшее напоминание человеку о его целенапра] ности. Любое дерево настойчиво, усиленно тянется к солнеч свету, потому что без него жить не может. Но в то же самое в дерево и всякое растение так же усиленно и настойчиво углубл* вниз, в землю своими корнями. Между устремлением вверх и у лением вниз у растения тесное соответствие: чем выше раст устремилось вверх, тем многочисленнее и длиннее пустило к вниз в землю. Но в этом устремлении дерева вверх и углубл его вниз мы находим самое яркое выражение и напоминание о г номерностях жизни человека.
Устремленность вверх — это яркий образ неослабного стре ния человека к Богу. Углубление вниз — это столь же яркий о вовлечения человека в процесс развития мира.
ЗАВЕТ БОЖИЙ И ГРЕХОПАДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«И сказал Бог: кто сказал тебе, ч-(Быт. IL
Священная история идет по прямой потому, что в основе ее 3 Божий, в котором движущая сила — любовь. Деятельность чело в Завете Божием является ответом на призыв Божественной Лю «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?» ховным в ответе Адама было то, что он «убоялся» и «скрылся своего Творца. «Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоя потому что я наг, и скрылся» (Быт. III, 10). Страхом и желар скрыться Адам обнаружил, что его поступок звучит диссонанс* Божественной Любви.
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви»
(/ Ин. IV, 18).
Своим обращением к Адаму «Адам, где ты?» Господь спрашивает не о том, где Адам находится, а в каком состоянии он находится. Эти слова Господа призывали праотца ответить на любовь Божию искренним раскаянием. Эти слова предполагают, что Адам осознанно представит на любящий суд Божий все, что произошло с нарушением заповеди о невкушении от дерева познания добра и зла. Они вызывали человека на непосредственный диалог со своим Творцом. И такой диалог состоялся. Он показал, что Адам упорно и сознательно хочет быть не с Богом и в Боге, но как бог. Яркую картину такого желания дает нам библейское повествование:
«И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты с дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела»
(Быт. Ill, 11 — 13).
Господь, вопрошая человека, ставит неотвратимо прямые вопросы. Человек, понимая, с Кем имеет дело, на вторичный вопрос Господа оправдывает свой поступок соблазном жены («жена, которую Ты мне дал»). Более того, человек представляет виновником нарушения заповеди Самого Бога, когда подчеркивает: «Ты мне дал». Жена на обращенный к ней любящий голос Господа также слагает с себя вину на змия. Так человек заболел гордыней, эгоизмом и противостоянием, то есть человек, используя свое право свободы, возжелал стать равным Богу. Откуда у человека такое желание? Что есть грехопадение человека? Полного ответа на этот вопрос нет. Причина в том, что грехопадение есть одна из тайн на пути самопознания, которую человек пытается раскрыть. Ясно, что грехопадение — это болезнь.
Как известно, до настоящего времени до конца не установлены причины самой простой болезни тела человека. А здесь речь идет о духе и теле.
Господь желание человека стать равным Богу не отверг и не осудил:
«И сказал Господь Бог: вот, Адам, стал как один из Нас, зная добро и зло»
(Быт. III, 22).
Но Господь при этом сказал человеку, что Завет не потерял своего значения и цели оттого, что человек захотел взять на себя еще большую ответственность за счет своей самостоятельности. У человека сохранилось все, что Господь завещал ему. За ним сохранился труд, свобода и право ответа на призыв Божественной Любви. Человек в своем грехопадении не истребил в себе образа Божия, но, взяв на себя большую ответственность, он омрачил и исказил его. Осозна-
ние своей роли и соизмерение своих возможностей в Завете Бож для человека является как раз тем моментом искушения, когд; или, утверждаясь в любви, убеждается в своем богосыновстве, когда он не в состоянии выполнить взятые на себя обязатель коснеет в своем эгоизме и противостоянии, убеждаясь в бессмыс ной иллюзорности своего бытия без Бога.
Человек сам избирает принцип жизни — борьбу или посл> ние. Завет Божий предполагает, что жизнь не борьба за существ ние, а осознанное послушание законам Творца.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.
На сайте академии
www.spbda.ru
> сведения о структуре и подразделениях академии;
> информация об учебном процессе и научной работе;
> события из жизни академии;
> сведения для абитуриентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.
На сайте журнала «Христианское чтение»
www.spbpda.ru
> электронный архив номеров в свободном доступе;
> каталоги журнала по годам издания и по авторам;
> требования к рукописям, подаваемым в журнал.