Научная статья на тему 'Завещание Эдуарда шюрс'

Завещание Эдуарда шюрс Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Завещание Эдуарда шюрс»

Я. КОНЦЕВОЙ, г. Калининград

Величайшим злом нашего времени следует признать то, что Религия и Наука представляют из себя две разъединенные между собой враждебные силы. Это зло тем более пагубно, что оно непреодолимо просачивается в умы, как тонкий яд, вдыхаемый вместе с воздухом. А между тем каждый грех мысли в своем результате неизбежно превращается в душевное зло, и, следовательно, в зло общественное. До тех пор, пока христианство утверждало веру среди еще полуварварских европейских народов, какими они были в средние века, оно было величайшей нравственной силой и формировало душу человека того времени. До тех пор, пока экспериментальная наука стремилась восстановить законные права разума и ограждало его безграничную свободу, она оставалась величайшей из интеллектуальных сил. Наука обновила мир, освободила человека от вековых цепей и дала его разуму нерушимые основы. Но с тех пор, как Церковь, неспособная защитить свои догматы от посягательств Науки, заперлась в них, противопоставив разуму веру как неоспоримую абсолютную заповедь; с тех пор, как опьяненная своими открытиями в физическом мире Наука превратила мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих методах и материалистической в своих принципах и целях, — с тех пор в душах большинства людей появился глубокий разлад. Религия отвечает на запросы сердца, и отсюда ее магическая сила. Наука отвечает на запросы ума, и в этом ее непреодолимая мощь. Но прошло уже много времени, как обе эти силы перестали понимать друг друга. Религия без доказательств и наука без надежды недоверчиво стоят друг против друга, бессильные победить одна другую. Отсюда глубокая пропасть и скрытая вражда не только между государством и церковью,

Завещание Эдуарда Шюре

но и внутри самой науки, в лоне всех религий, а также в глубине совести всех мыслящих людей.

Наука и религия, эти исконные охранительницы цивилизации, потеряли свой величайший магнетический дар — дар воспитывать души человеческие. Храмы Индии и Египта произвели самых великих мудрецов земли. Храмы Греции создали героев и поэтов. Апостолы Христа были величайшими из мучеников и тем вызывали к жизни тысячи способных на самоотречение. Церковь средних веков была в силах создавать святых и рыцарей только потому, что верила, и еще потому, что временами дух Христов еще трепетал в ней. Ныне же ни Церковь, закованная в своем догмате, ни Наука, пребывающая в плену у материи, не в состоянии более создавать цельных людей. Искусство формировать души человеческие будет снова найдено не ранее, чем наука и религия, переплавленные в Живую Силу, сообща начнут стремиться и работать для спасения и блага человечества. Для этого науке не понадобится изменять своих методов, ей придется лишь расширить свою область; и религии не придется отказываться от своих традиций, ей необходимо лишь понять их происхождение, дух и истинное значение их обетований.

Это время духовного возрождения и социального преобразования придет. Уже появляются ясные знамения! Когда наука будет знать, а религии вернется ее нравственная мощь, тогда и человек начнет действовать с энергией. Искусство жизни и искусство творчества могут возродиться лишь при слиянии науки, религии и общественности в одно гармоническое целое. Необходимо, чтобы наука стала религиозной, а религия — научной. Эта двойная эволюция, которая уже зачинается в человеческом сознании, приведет к неизбежно-

92

Высшее образование в России М 4, 2000

му примирению науки и религии. Достижение этой цели будет обставлено в начале большими трудностями, но все будущее народов зависит от этого. Идея Единобожия должна иметь своим последствие объединение человечества под господством Единого Бога и Единого Закона. Но эта идея не в состоянии осуществиться, пока представители теологии стараются удержать Бога на уровне, пригодном для детей, а люди науки не признают и отрицают Бога. Пока это положение вещей не изменится, нравственное, общественное и религиозное единство нашей планеты останется лишь добрым пожеланием или безжизненным догматом, не способным осуществиться. Наоборот, органическое единство становится вполне возможным, если в Божественном Начале будет признан ключ к пониманию как мира и жизни, так и эволюции человека и общественности. И само Христианство проявится перед нами во всей своей высоте, всемирности, предстанет перед нами как результат всего предшествовавшего, как сокровищница, заключающая в себе и принципы, и цели, и средства всеобщего возрождения человечества. Раскрывая перед нами всю свою полноту, христианство станет тем, чем оно может быть в действительности: Религией всеобщего Вселенского посвящения. Преображение христианства повлечет за собой преображение иудейства и ислама, а также возрождение брамизма и буддизма, что, в свою очередь, создаст религиозную основу для примирения Азии и Европы. Вот духовный Храм, который должен возникнуть на земле, вот венец творчества Иисуса Христа. Его глагол любви образует магнетическую цепь, которая соединит науки и искусства, религии и народы и станет Глаголом Вселенского Единства.

Чем объяснить, что над церковью, далеко еще не способной вместить в себя всего Христа, над политикой, которая его отрицает, и над наукой, которая и до сих пор понимает Его лишь отчасти, Христос продолжает жить, и даже с большей силой, чем когда-либо? Это происходит потому, что Его верховная нравственность явится венцом столь же верховной науки, так как человечество только начинает пред-

чувствовать весь объем Его творчества, весь размер Его обетования; потому что за Ним можно ясно различить всю древнюю теософию Посвященных Египта, Индии и Греции, сияющим подтверждением которой служит Сам Христос.

Нет ни одного слова, ни одного действия, которые не отразились бы в точности, — гласит древнее изречение. В 1895 году французский теософ Эдуард Шюре написал очерк эзотеризма религий под заглавием «Великие Посвященные»; выше была приведена лишь крупица его мудрости, основанной на учениях Великих Пророков и Учителей человечества. Несмотря на прошедшее время, запечатленные на бумаге мысли поражают первозданной глубиной и нисколько не утратили актуальности. Напротив, они тем более ценны сегодня, когда современная цивилизация переживает духовный упадок. Но сумеет ли нынешнее поколение правильно воспользоваться выводами Шюре? Внимательно присмотревшись и прислушавшись к тому, что творится в мире, нельзя не задаться риторическим вопросом: к чему эти партии, движения, блоки, науки и ученые, если все они не в состоянии облегчить хотя бы малую часть человеческих страданий?! Когда в дверь Церкви стучится грех необращенного мира, когда Наука работает главным образом не для блага, но для уничтожения человечества... Людское горе до краев наполнило планету, и несчастьям не видно конца, а власть предержащие мило и безвинно улыбаются друг другу. Если философия действительно уничтожает основы общественного строя — она не более чем высокопарное безумие; если религия может существовать только при условии запрета всякого искания истины, она — не более чем мрачная тирания, писал Шюре. Мир не знает более великих деятелей, говоря в самом широком смысле этого слова, и они сияют на духовном небосклоне как звезды первой величины. Их имена — Будда, Моисей, Иисус, Магомет. То были могучие провидцы и воспитатели умов, энергичные будители душ, благие организаторы обществ. Все они жили только для своих идей, были готовы на любое испыта-

ние и понимали, что умереть за Истину есть величайший из подвигов. Они создавали науки и религии, литературу и искусство, и их живая сила до сих пор питает и живит нас. И если поставить наряду с такой могучей деятельностью стремления представителей нашего времени — что могут дать они человечеству? Создать сухое поколение без идеала, не верящее в его будущность, без энергии и без воли, сомневающееся в самом себе и в свободе человеческой души. «По плодам узнаете их», — сказал Иисус. Эти слова Учителя всех учителей применимы как к доктринам, так и к людям.

Еще Цицерон говорил: сколько бы миллионов раз ни бросать кубики с буквами, строчки стихов из них никак не получится. Все, что окружает пас, есть великая Книга откровения Создателя Вселенной, свидетельствующая о Всемогуществе и Премудрости Бога-Творца: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь». Но эти его слова из 33-й главы Книги Пророка Иеремии не расслышаны и остаются невостребованными. Мысли Бога неизменны и совершенно независимы от уровня материальной жизни, воли и деятельности людей, которые призваны только участвовать в них, понимать их и воплощать в своей жизни. Лишь благодаря этому человек сможет достичь своего истинного назначения. Знаменитый Исаак Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был глубоко верующим ученым и занимался богословием. Когда Ньютон произносил имя Бога, то всякий раз обязательно вставал и благоговейно снимал шляпу. Великий гений математики Блез Паскаль, один из основателей новой физики, был не просто верующим, но и величайшим религиозным мыслителем Европы. Это ему принадлежат слова: «Есть только три разряда людей. Первые нашли Бога и служат Ему: эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут: эти безумны и несчастны. Третьи не нашли, но ищут: эти разумны, но еще несчастны.

Верующими были Линней, Кеплер, Бэ-

кон и многие другие ученые, в том числе и Пастер, — основатель современной бактериологии, глубже других проникший в тайну органической жизни. В свое время Деннерт опросил через письма о вере в Бога 423 ученых, изучавших природу. 56 не ответили, 349 оказались верующими и всего 18 заявили, что они равнодушны к вопросу веры. Даже известный всем Чарлз Дарвин, чье учение было использовано для опровержения веры и Бога-Творца, всю свою жизнь прожил глубоко верующим человеком и в течение многих лет работал церковным старостой в своем приходе. Он сам никогда не предполагал, что его научная гипотеза может противоречить вере в Бога; когда Дарвина спросили о том, где находится начало цепи животного мира, где первое звено его, ответил не задумываясь: «Оно приковано к престолу Всевышнего».

Когда народ теряет веру в Бога, его незамедлительно постигают бедствия и несчастья: гибель Содома и Гоморры; судьба еврейского народа, рассеянного по всей земле; печальный финал Великого Рима, Парижской коммуны, Октябрьской революции... Сам горький опыт мировой истории наглядно говорит о том, что, если такой народ не кается перед Богом, то он непременно погибает и исчезает с лица земли.

Смогут ли в бывшем СССР в аналогичной ситуации искренне осознать свой грех перед Творцом и сделать правильный Выбор — покажет ближайшее время. Видно, так уж устроен сам человек, что он должен быть до глубины души потрясен великими историческими переворотами, и тогда вечная Истина, подобная внезапно сверкающей молнии, прорывается наружу. Зло роковым образом предопределено к самоотрицанию и разрушению, потому что оно — ложь. Добро, несмотря на все препятствия, зарождает свет и гармонию в будущем, потому что оно — плод истины. Эти слова Эдуарда Шюре дают нам надежду и уверенность, что в скором будущем человечество обязательно поднимется на новую, более высокую ступень развития, которую оно выстрадало в непрерывной борьбе между Добром и Злом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.