Научная статья на тему 'Затраты на персонал в бюджетных учреждениях: сущность и структура'

Затраты на персонал в бюджетных учреждениях: сущность и структура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenseses on personnel in budgetary institutions are defined in accordance with budgetary categorization and Budgetary Code to Russian Federation. The budgetary system to Russian Federation consists of budget three levels: the first level-Federal budget; the second level-budgets subject to Russian Federation; third levellocal budgets.

Текст научной работы на тему «Затраты на персонал в бюджетных учреждениях: сущность и структура»

вающий персонал. Существуют компании, которые отдают в штат агентств менеджеров среднего звена и даже топ-менеджеров.

Считается, что аутстафинг - изобретение японского менеджмента. Так, в штате японских компаний состоит не больше трети всех, работающих на нее сотрудников. Это те, кто определяет лицо фирмы, отвечает за ее функционирование и развитие, все остальные выведены за штат, хотя они получают нормальную зарплату, имеют весь социальный пакет, зарабатывают себе стаж и т. п.

Во всем мире последние два метода являются стандартными в управленческой деятельности. На наш взгляд, необходимо искать путь приспособления этих методов к условиям отечественного рынка, где они (почему-то) приживаются с трудом. Тем не менее эти управленческие инструменты, несомненно, являются инновационными и заслуживают особого внимания со стороны российских компаний.

1. Большой Энциклопедический словарь: В 2 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. 768 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. М.; Н. Новгород: НИМБ, 2001.

720 с.

3. Половинко В.С. Управление персоналом: системный подход и его реализация / Под науч. ред. Ю.Г. Одегова. М.: Информ-Знание, 2002. 484 с.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. 479 с.

5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / Отв. редактор Ю.П. Орловский. М.: КОНТРАКТ-ИНФРА-М, 2002. 948 с.

6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 2000. 368 с.

7. Хайниш С.В. Бизнес-курс «От стратегии выживания к стратегии развития»: Лекция. М., 2003.

8. Материалы конференции «Управления в России: отказ от иллюзий». http://www.bkg.ru.

УДК 336.14

Е.М. Неволина

Омский государственный университет

ЗАТРАТЫ НА ПЕРСОНАЛ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Expenseses on personnel in budgetary institutions are defined in accordance with budgetary categorization and Budgetary Code to Russian Federation.

The budgetary system to Russian Federation consists of budget three levels: the first level-Federal budget; the second level-budgets subject to Russian Federation; third level- local budgets.

Затраты на персонал - это общепризнанный для стран рыночной экономики интегральный показатель, который включает в себя все расходы, связанные с функционированием человеческого фактора: затраты на найм, адаптацию персонала, заработную плату; выплаты работодателя по различным видам социального страхования, расходы организации на различного рода социальные выплаты и льготы, на содержание социальной инфраструктуры, затраты на содержание социальных служб, на обучение и повышение квалификации персонала и т. д. [1, c. 250].

Что касается теории, то можно сказать, что вопросы определения затрат на персонал и их анализа частично рассматривались в работах Г.В. Савицкой, А.Я. Кибанова, Ю.Г. Одегова и П.В. Журавлева, А.П. Егоршина, Л.А. Богдановской и Г.Г. Виноградова.

Кратко рассмотрим существующие в литературе классификации затрат на персонал.

1. По отношению к доходам персонала (расходы на персонал делятся на две группы: первая -расходы, непосредственно относящиеся к доходам персонала, вторая - расходы, которые непосредственно не относятся к доходам персонала).

По мнению отдельных авторов, причины кроются в российском менталитете и несовершенстве цивилизованного рынка, слабом наличии конкурентной среды.

2. По отношению к себестоимости (включаемые и не включаемые в себестоимость продукции).

3. Переменные и постоянные расходы на персонал.

4. По адресу возникновения тех, или иных затрат (затраты на оплату труда, набор персонала, обучение, перемену места жительства, увольнение, административное руководство).

Самостоятельно существует международная стандартная классификация расходов на рабочую силу и классификация расходов на рабочую силу, используемая при обследовании Госкомстата РФ (см. таблицу).

Международная стандартная классификация расходов на рабочую силу Классификация расходов на рабочую силу, используемая при обследовании Госкомстата РФ

1. Прямая заработная плата и жалованье 1. Оплата за отработанное время

2. Оплата за нерабочее время 2. Оплата за неотработанное время

3. Премии и подарки 3. Единовременные поощрительные выплаты

4. Питание, напитки и другие выплаты натурой 4. Выплаты на питание, жилье, топливо, включаемые в зарплату

5. Расходы на жилье работников, которые берет на себя работодатель 5. Расходы организации по обеспечению работников жильем

6. Расходы работодателя на социальное обеспечение 6. Расходы предприятий на социальную защиту работников

7. Расходы на профессиональную подготовку 7. Расходы на профессиональное обучение

8. Расходы на социальные услуги 8. Расходы на культурно-бытовое обслуживание

9. Прочие расходы на рабочую силу 9. Затраты на рабочую силу, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам

10. Налоги, рассматриваемые в качестве расходов на рабочую силу 10. Налоги, связанные с использованием рабочей силы

Затраты на персонал в бюджетных учреждениях определяются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты [2, с. 5].

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и является единой, используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета и др.

Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Третий уровень образуют целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации и отражают финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Четвертый уровень образуют виды расходов бюджетов Российской Федерации, которые детализируют направления финансирования указанных бюджетов в пределах целевых статей.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов федерального бюджета и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федерального бюджета федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов является группировкой расходов местных бюджетов, отражает распределение бюджетных ассигнований по распорядителям средств местных бюджетов в соответствии с организацией системы органов местного самоуправления и утверждается решениями представительных органов местного самоуправления [2, с. 6].

Таким образом, затраты на персонал в бюджетных учреждениях определяются по экономической классификации расходов (оплата труда, начисления на оплату труда, расходы на профессиональную подготовку и др.) в зависимости от уровня бюджета (федеральный, областной, местный).

1. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. М. Инфра-М, 2002. 303 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 августа. № 153-154.

УДК 331.6

А.Г. Наделяева

Омский государственный университет

ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

In the article secondary employment are described. The statistical data on development of secondary employment in region and in the country as a whole are compared. Scale of secondary employment are analyzed. The author exposes of a role of secondary employment in labor market.

Механизм действия рынка труда основан на стоимостных и качественных принципах увязки и согласования интересов различных социальных групп работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму. Объектом сделки является право использования единицы ресурса труда определенного качества, при определенных условиях и в определенный отрезок времени. Таким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.