Научная статья на тему 'Застройка и благоустройство г. Кирова в 1935-1941 гг'

Застройка и благоустройство г. Кирова в 1935-1941 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / MUNICIPAL ECONOMY / LANDSCAPING / CITY TRANSPORT / SOCIAL INFRASTRUCTURE / ELECTRIFICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарабаров Павел Николаевич

В статье анализируется развитие отдельных звеньев городского хозяйства г. Кирова во второй половине 1930-х гг. Автором показан бурный рост города, развитие социальной инфраструктуры, толчком к чему стало превращение Кирова в краевой, а затем областной центр. Уделено внимание жилищной, административной и культурной застройке, строительству канализации, водопровода, развитию дорожной сети, городского транспорта, электроснабжению и благоустройству города. Выявлены проблемы, вставшие перед городскими властями и простыми жителями, в связи с изменением облика краевого/областного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building and improvement of the city of Kirov in 1935-1941

The article analyzes development of separate spheres of urban economy in the city of Kirov during the second half of the 1930s. The author has shown a rapid growth of the city, the development of social infrastructure, which became the impetus for transformation of Kirov into a regional center. Attention is paid to the residential, administrative and cultural building, construction of a sewer and a water supply systems, development of the road network, city transport, electrification and landscaping of the city. The article reveals some problems, which were facing to the municipal authorities and citizens, due to changes of the city image.

Текст научной работы на тему «Застройка и благоустройство г. Кирова в 1935-1941 гг»

14 See. Eg .: GAKO. F. 176. Inv. 1. C. 1370. P. 10.

15. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. 1370. P. 86-86 Reverse.

16. Ibid. P. 151.

17. Ibid. P. 102-103 Reverse.

18. Ibid. P. 124.

19. Ibid. P. 105-106 Reverse.

20. Ibid. P. 90.

21. Ibid. P. 174.

22. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 5.

23. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/91760/

24. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 59.

25. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 1. P. 130.

26. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 23.

27. Ibid. P. 29.

28. Ibid. P. 20.

29. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. P. 3403. 1.

30. See. Ibid. P. 2-12.

31. Ibid. P. 14 Reverse - 15.

32. Ibid. P. 16 Reverse.

33. Ibid. P. 17-17 Reverse.

34. Ibid. P. 18 Reverse - 19 Reverse.

35. Ibid. P. 40-42 Reverse.

36. Ibid. P. 40 Reverse - 41.

37. SAKR. F. 176. Inv. 1. C. P. 1475. 11 Reverse. 12 Reverse.

38. See .: Soloviev IA Becoming Treasury Vyatsko Kama region in the late XVIII - early XX century. / / Bulletin of the Vyatka State Humanitarian University. 2012. № 4 (1). P. 38.

39. SAKR. F. 197. Inv. 1. C. 2. P. 16.

40. Ibid. P. 70.

41. Ibid. P. 128.

УДК 94(470.342) "1935/1941"

П. Н. Шарабаров

Застройка и благоустройство г. Кирова в 1935-1941 гг.

В статье анализируется развитие отдельных звеньев городского хозяйства г. Кирова во второй половине 1930-х гг. Автором показан бурный рост города, развитие социальной инфраструктуры, толчком к чему стало превращение Кирова в краевой, а затем областной центр. Уделено внимание жилищной, административной и культурной застройке, строительству канализации, водопровода, развитию дорожной сети, городского транспорта, электроснабжению и благоустройству города. Выявлены проблемы, вставшие перед городскими властями и простыми жителями, в связи с изменением облика краевого/областного центра.

The article analyzes development of separate spheres of urban economy in the city of Kirov during the second half of the 1930s. The author has shown a rapid growth of the city, the development of social infrastructure, which became the impetus for transformation of Kirov into a regional center. Attention is paid to the residential, administrative and cultural building, construction of a sewer and a water supply systems, development of the road network, city transport, electrification and landscaping of the city. The article reveals some problems, which were facing to the municipal authorities and citizens, due to changes of the city image.

Ключевые слова: городское хозяйство, благоустройство, электроснабжение, городской транспорт, социальная инфраструктура.

Keywords: municipal economy, landscaping, electrification, city transport, social infrastructure.

Рубеж 1920-1930-х гг. был ознаменован резким изменением административного статуса г. Вятки. В 1929 г. столица губернии стала центром округа, а в 1930 г. - главным городом района в

© Шарабаров П. Н., 2015

составе Нижегородского (с 1932 г. - Горьковского) края [1]. Понижение в административном положении Вятки привело к снижению объемов финансирования города и, как следствие, к углублению кризиса городского хозяйства, который в полной мере проявился еще в 1920-е гг. К концу 1934 г. коммунально-бытовое обслуживание населения, благоустройство города находилось в плачевном состоянии, катастрофически не хватало жилой площади. Городское хозяйство попросту не поспевало за бурно растущей промышленностью Вятки.

Между тем в далеком Ленинграде произошло событие, прямым образом затронувшее Вятку. 1 декабря 1934 г. в Смольном был убит руководитель Ленинградской парторганизации ВКП(б) С. М. Киров. 2 декабря 1934 г. состоялось траурное заседание бюро Вятского городского районного комитета ВКП(б) и президиума горсовета, обсудившее вопрос увековечения памяти С. М. Кирова. По итогам собрания было решено провести ряд мероприятий:

1. Построить в г. Вятке памятник С. М. Кирову.

2. Присвоить имя Кирова комбинату учполитехоборудования и ветзооинституту.

3. Переименовать улицу Коммуны в улицу им. Кирова.

4. Установить в ветзооинституте три дополнительных стипендии им. Кирова для лучших студентов-ударников за счет средств местного бюджета.

5. Принять участие в создании фонда для строительства самолета им. Кирова [2].

Примерно в том же ключе 2-3 декабря проходили общегородские собрания и митинги.

4-5 декабря трудящиеся Вятки выступили с «ходатайством о переименовании Вятки в город имени Кирова» [3]. Рассмотрев эти ходатайства, ЦИК СССР 5 декабря 1934 г. принял постановление «О переименовании города Вятки в город Киров», а 7 декабря Президиум Всероссийского ЦИК решил разделить Горьковский край на Кировский с центром в г. Кирове и Горьковский с центром в г. Горьком. В 1936 г., в связи с принятием новой Конституции СССР, Кировский край был преобразован в Кировскую область. Таким образом, наш город стал краевым, а затем областным центром.

Интересно, что первые два заседания бюро Кировского крайкома ВКП(б) состоялись в г. Горьком 8 декабря 1934 г. Среди всего прочего было решено: «Выехать в г. Киров 16 декабря. С 17 декабря приступить к оперативной работе в г. Кирове» [4]. После переезда Кировский крайком ВКП(б) размещался в здании центральной гостиницы (ул. Коммуны, д. 6).

Превращение Кирова в краевой центр явилось толчком к развитию города. 24 декабря 1934 г. на пленуме горсовета было отмечено, что «перед всеми трудящимися г. Кирова стоит величайшая ответственная задача - превратить город Киров в передовой, образцовый социалистический город» [5]. Перед городом ставился ряд важнейших задач на ближайшую перспективу: строительство водопровода, канализации, Дома Советов, гостиницы, городского театра, расширение жилстроительства, повышение объема работ по дорожному мостовому хозяйству с особым вниманием на благоустройство центральной и северной частей Кирова и многое другое. Особенно отрадным было колоссальное повышения объемов финансирования краевого центра. 19 апреля 1935 г. был утвержден план строительства с объемом годовых капиталовложений в промышленное и городское хозяйство в сумме 40 млн руб. [6] Жителям города предстояла огромная работа.

Впоследствии в связи с расширением города встал вопрос об эффективном управлении Ки-ровом. 23 июня 1936 г. 15-й пленум Кировского горсовета постановил «одобрить решение ЦК ВКП(б) и правительства о районировании путем создания трех районов в городе Кирове» [7]. Отныне северный район назывался именем И. В. Сталина, береговой район - А. А. Жданова, юго-восточный район - В. М. Молотова [8]. Вскоре были созданы райсоветы, в которые входили по пять человек, до 15 июля проведены выборы депутатов и первые организационные пленумы. Большая часть работы по благоустройству и строительству ложилась на три городских районных совета и райисполкома.

В Кирове развернулось широкое строительство. В 1934 г. был принят новый генеральный план развития города. В соответствии с этим планом вступило в строй 179 домов, школ, детских садов, яслей, консультаций, медицинских учреждений [9]. Новые каменные дома появились на ул. Карла Маркса близ площади Труда. В северном промышленном районе города вырос поселок для рабочих Комбината учебно-технического школьного оборудования (КУТШО), «Искож» и др. Такой же поселок строился и для рабочих и служащих машиностроительного завода им. 1 Мая. Кроме того, было построено большое количество деревянных домов. Председатель крайисполкома А. А. Бобков совершенно справедливо отметил летом 1936 г. на первой кировской конференции ВКП(б): «Наш город по существу превратился в строительную площадку. Никогда город Киров во всю свою историю не имел такого строительства, как он имеет в этом 1936 г. <...> Всего этого мы не имели ни в 1933, ни в 1934 году» [10]. В то же время были уничтожены многие исто-58

рические памятники, в том числе собор Александра Невского, созданный по проекту выдающегося архитектора А. Л. Витберга.

Несмотря на то, что к 1939 г. жилая площадь возросла до 519 тыс. [11], а в 1940 г. было введено в эксплуатацию еще 15 тыс. кв. м [12], население продолжало ощущать острый недостаток в жилье. Более того, проблема еще более усугубилась. Председатель горсовета М. С. Лозовский (занимал должность в августе 1935 - июне 1937 г.) в мае 1937 г. отмечал, что за два года население города увеличилось на 40 тыс. человек, а жилья было построено только на 4 тыс. [13] Так, к моменту организации Кировского края на одного жителя города приходилось 4,11 кв. м жилья, а в 1938 г. - 3,5 кв. м (при норме в 9 кв. м) [14].

Власти вынуждены были идти на крайние меры. 26 января 1935 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О жилищных мероприятиях в Кирове, в связи с организацией в нем краевого центра». Согласно данному документу Кировскому горсовету разрешалось производить изъятие 20% жилплощади в тех частновладельческих домах, где это могло дать отдельное помещение не ниже установленной нормы [15].

Кроме того, качество новых домов иногда оставляло желать лучшего. Один из делегатов июльского 1938 г. пленума горсовета с горечью рассказал собравшимся: «Хочу сказать о поселке горсовета. Безобразно построены дома в этом поселке. Как только комиссия принимала эти дома? Если в ближайшее время квартирам <...> не будет ремонта, они сойдут на нет, так как могут так просуществовать не более 3-4 лет. Если идет дождь, так льет в квартире везде. Ставим тазы, ведра, корыта, собираем всю посуду, которая имеется, все подставляем» [16]. По данным Кировского краевого управления народнохозяйственного учета, на 1 января 1935 г. 16% жилой площади г. Кирова составляли бараки, которые были полностью ликвидированы только к концу 1984 г. [17].

Преодолев недостаток финансов, городские власти столкнулись с нехваткой строительных материалов. Для выполнения программы строительства только 1935 г. (без Дома Советов, а также водопровода и других коммунальных работ) необходимо было 7,5 млн кирпича, 1,5 тыс. тонн извести, 12 тыс. куб. м цемента, 10 тыс. куб. м лесоматериала и многое другое [18]. Кроме того, катастрофически не хватало квалифицированной рабочей силы, а имеющаяся нередко работала из рук вон плохо, злоупотребляя спиртными напитками. Один из делегатов 25-го пленума горсовета июля 1938 г. Казакевич выступил с интересной репликой: «Как ремонтируется у нас улица К[арла] Маркса? Безобразно плохо. Рабочие, которые ремонтируют дорогу по ул. Пролетарской, ежедневно пьяные. Там имеется пивная, так ежедневно она бывает переполнена. Безответственно относятся к строительству, нет никакого контроля за рабочими, они напьются и спят» [19]. В результате подобных явлений частыми были задержки в строительстве домов, ремонте улиц. От плохого состояния улиц страдал даже секретарь обкома ВКП(б) М. Я. Канунников, который в январе 1939 г. заявил, что «вот когда идешь по тротуарам, так на один конец встанешь, а другим тебя ударяет» [20]. Можно себе представить неудобства простых жителей.

С превращением Кирова в центр края возникла огромная проблема размещения многочисленных краевых учреждений [21]. В конце декабря 1934 г. председатель горсовета И. С. Кочетов отметил, что «для того, чтобы создать минимально необходимые условия для работы краевых учреждений, нам необходимо изыскать около 30 000 кв. м жилой и полезной площади. На сегодня мы предоставили в распоряжение краевых организаций менее половины этого количества» [22]. Горсовет предоставлял помещения для краевых организаций, во-первых, за счет временного переселения городских учреждений; во-вторых, за счет так называемых самоуплотнений. Характерно, что многие кировские предприятия и учреждения крайне неохотно предоставляли свои помещения, некоторые даже писали жалобы в центральные органы своих ведомств [23].

Об остроте данной проблемы свидетельствует даже тот факт, что крайисполкому Советов рекомендовалось при организации в Кирове краевых учреждений комплектовать их штат преимущественно из местных работников и допускать переезд в город руководителей и ответственных работников из других районов только в случае крайней необходимости, дабы не усугублять этим и без того сложную жилищную ситуацию [24]. Крайне необходимым было строительство новых административных зданий.

В начале 1935 г. было принято принципиальное решение о необходимости строительства административного центра Кировского края - Дома Советов (современное здание Правительства Кировской области). Интересно, что первоначально рассматривались три варианта размещения строения: на месте городского театра (современный сквер у драмтеатра им. С. М. Кирова), на набережной реки Вятки (на месте современного мемориального комплекса «Вечный огонь) и, наконец, на пересечении улиц Коммуны и Карла Либкнехта. В перспективе расширения города рассматривалось его центральное расположение [25].

19 октября 1935 г. состоялось совещание крайисполкома по вопросу рассмотрения проектов Дома Советов. Было представлено пять проектов под девизами «Я», «Синий круг», «Перспективы в кругу», «Советам Дворец» и один без девиза. Обсуждение получилось очень содержательным и жарким, выступавшие высказали свое мнение по отдельным проектам [26]. К сожалению, в документах не показан результат дискуссии, которая, однако, сама по себе показательна в плане основательности подхода к строительству Дома Советов. Однако масштабное строительство затянулось и к 1941 г. не было закончено.

19 июля 1936 г. на заседании президиума Кировского крайисполкома было принято решение о разборке здания Владимирской церкви, находившейся на углу улиц Карла Маркса и Молодой Гвардии. На месте церкви предполагалось строительство нового кинотеатра, который возводился из кирпича, в том числе полученного от разрушения храма [27]. 5 июля 1938 г. показом звукового художественного фильма «Детство Горького» был открыт новый 500-местный кинотеатр «Октябрь», на строительство которого было потрачено 776 тыс. руб. [28] Интересно, что к этому времени кировчане познакомились с цветным кинематографом. Первый цветной фильм «Груня Корнакова» был продемонстрирован 20 сентября 1936 г. в кинотеатре «Колизей» [29].

В 1936 г. город украсила Центральная гостиница, построенная по проекту выдающегося архитектора И. А. Чарушина. При входе гостей встречал швейцар, в гостинице имелись зимний и летний ресторан, большая комната отдыха с шахматами, свежими газетами, патефоном, бильярдом. На первом этаже был открыт самый большой в городе магазин [30].

Постановлением Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР от 21 июля 1936 г. была утверждена генеральная смета по строительству нового театра в г. Кирове в сумме 5 млн руб. [31] Строительство шло очень высокими темпами. Украшение города - областной драматический театр на 1100 мест - был выстроен и вступил в эксплуатацию к 1939 г. Кроме того, в 1935 г. был открыт областной кукольный театр, в 1936 г. - областной театр юного зрителя.

Весной 1940 г. в городе был открыт деревянный полустационарный цирк. В течение последующего летнего сезона в цирке работала постоянная труппа, сформированная из московских и ленинградских артистов [32].

Не до конца решенным оставался вопрос вывоза нечистот и скорейшей постройки канализации. Секретарь городского комитета ВКП(б) А. П. Грачев, выступая в августе 1936 г. на первой городской партийной конференции, очень точно выразил общее настроение: «Что значит иметь 100 тыс. населения и не иметь канализации. Это значит возиться в своем собственном навозе. Мы и возимся. В школу войти нельзя, в учреждение войти нельзя, хоть маски одевай. У нас имеется только несколько счастливых учреждений, которые имеют канализацию, а домовладения это единицы» [33]. Строительство канализации началось в г. Кирове в 1936 г. с расчетом пропуска 36 тыс. куб. м сточных вод [34]. До конца года в городе была пущена неполная раздельная канализация протяженностью 4,7 км уличной сети.

В середине - второй половине 1930-х гг. в Кирове широко развернулось строительство нового водопровода. Отпуск воды для домов обобществленного фонда увеличился с 169 тыс. куб. м в 1937 г. до 215,9 тыс. куб. м в 1939 г. [35] В 1937 г. была построена новая мощная водонасосная станция.

По мере возможностей решались проблемы электроснабжения населения, учреждений и предприятий. Весной 1936 г. заместитель председателя крайисполкома Э. Х. Филюшкина сообщала в Наркомхоз РСФСР, что «электросеть города <...> не только не может удовлетворить быстро растущих запросов, но, будучи сильно перегруженной, как по питательным магистралям, так и по трансформаторным киоскам, находится под угрозой крупной аварии» [36]. Временным выходом из создавшегося положения явились уже привычные вятчанам многочисленные постановления «Об экономии электроэнергии» (например, от 23 октября 1936 г.). Несмотря на несомненные успехи в увеличении выработки электроэнергии, реконструкция старых и строительство новых электростанций не поспевали за широко развернувшимся возведением новых городских зданий [37]. Дефицит электроэнергии в 1938 г. составлял 3000 кВт, в 1939 г. - 4500 кВт [38]. Историк Г. Г. Загвоздкин справедливо отмечал, что «электроосвещение имели отдельные дома. Керосиновая лампа по-прежнему освещала жизнь большинства вятчан» [39].

Других удобств в домах кировчан также не хватало. Жилье продолжало отапливаться дровами. Центральное отопление жилых домов в Кирове появилось только к 1944 г., когда на базе старой электростанции было создано предприятие тепловых сетей [40].

Огромное внимание уделялось благоустройству города. С 12 апреля по 1 октября 1935 г. проводился «социалистический поход им. С. М. Кирова за благоустройство города». В рамках мероприятия 12 и 18 апреля развернулись массовые субботники трудящихся за чистоту улиц, дворов, территорий по месту жительства, что должно было «явиться началом массовой работы по 60

развертыванию похода за внешнее благоустройство улицы, увеличение озеленения цветов, газонов, началом подготовки к великому интернациональному празднику 1-го мая» [41].

В городе были организованы так называемые уличные комитеты, перед которыми была подставлена задача «благоустройства своих улиц, дворов, садов, посадки во всех дворах домовладений не менее трех-пяти деревьев, пяти-десяти кустов, ремонт и покраска фасадов домов, оград, заборов, устройства в каждом доме цветников, газонов, площадок для игр детей, оборудования достаточного уличного освещения, устройства и ремонта тротуар» [42]. Весной 1935 г. Кировский горсовет вызвал своих ижевских коллег на социалистическое соревнование по благоустройству города. Киров стал преображаться буквально на глазах.

В ноябре 1936 г. на территории между КУТШО и мясокомбинатом был отведен земельный участок для строительства асфальтобетонного завода [43]. Вскоре новое предприятие дало первую продукцию. В 1935 г. земельно-зеленым трестом Кирова были получены трактор, автомашина, десятитонный каток для асфальтирования улиц, а также «смеситель» - машина, перерабатывавшая известь и гравий в асфальтобетон, необходимый в дорожном строительстве. На асфальтирование было выделено 280 тыс. руб. Широкими темпами возобновилось мощение улиц города, причем при этом использовалось не только и не столько дерево, а главным образом торец, гудрон и др. Асфальтом были покрыты центральные улицы города: Коммуны, Карла Маркса, Ленина, Комсомольская, Дрелевского и др. [44]

К началу 1939 г. протяженность городских улиц составляла 95,8 км, 50,8% которых были замощены. Примерно столько же освещалось в темное время суток. Вдоль улиц были посажены 2,6 тыс. деревьев, протяженность зеленых насаждений достигла 4 км. Увеличить их не удавалось из-за бродячего беспризорного скота [45].

Развивался городской транспорт. Еще в конце 1920-х гг. периодически организовывалось городское автобусное сообщение средствами освобождавшегося почтового и междугородного транспорта. Маршруты, в большинстве своем, начинались от улицы Розы Люксембург и заканчивались у железнодорожного вокзала Вятка-1. Однако широкое использование автобусов в качестве городского транспорта началось в 1930-х гг. С 25 февраля 1934 г. в городе официально устанавливалось автобусное движение - от станции Вятка-1 по ул. Ленина до Берегового района и от Вятки-1 по ул. Карла Маркса до спиртзавода [46]. По состоянию на конец 1934 г., в Кирове перевозку людей осуществляли три автобуса, протяженность маршрутов составляла 11 км. Уже с 1935 г. число автобусов в городе возросло до 13 [47]. Согласно оценке председателя горсовета М. С. Лозовского, «это количество машин совершенно не обеспечивает связи с такими крупными предприятиями, как КУТШО, мясной комбинат, машстройзавод, Коминтерн, находящимися на окраинах городской черты. Вследствие этого тысяча рабочих, живущих в основной части города, ежедневно ходит пешком на предприятия 3-5 км» [48].

Вследствие нехватки транспорта автобусы были постоянно переполнены, время их ожидания доходило до 40 минут. К тому же в результате неправильно организованной работы в одну сторону шли один за другим по 4-5 автобусов. 2 июля 1935 г. президиум горсовета в постановлении «Об автобусном движении» констатировал «большую недисциплинированность автопарка коммунтреста, выразившуюся в опозданиях шоферов на работу, незнании вагоновожатыми своих обязанностей, стоянии автобусов на конечных станциях более полагающегося времени» [49]. В план 1936 г. было включено приобретение 10 автобусов ЗИС [50] на сумму 300 тыс. руб. В 1937 г. по городу курсировали уже 24 автобуса, обслуживших в течение года 6,6 млн пассажиров [51].

С 22 сентября 1938 г. от Центральной гостиницы до станции Киров и обратно начали курсировать две автомашины-такси М-1 Кировского механического треста. В день новыми услугами пользовались до 200 человек [52]. В 1940 г. автопарк кировского такси пополнился еще восемью автомобилями [53].

В довоенный период широко развернулось строительство городских трамвайных путей. Стоимость работ по вводу трамвайного движения в Кирове оценивалась в 25 млн руб. [54] В 1940 г. было потрачено чуть более 1 млн руб. и сооружено 5 км путей [55]. На 1941 г. в данном направлении планировалась активизация работы [56].

Интересно, что в 1934 г. планировалось использование для внутригородской связи и р. Вятки. В этих целях предполагалось приобретение мелкосидящих лодок для установления маршрутов Киров - «Красная звезда» - Коминтерн, Киров - лесозавод № 1, Киров - лесозавод № 2 и др. [57]

Развивалась воздушная связь города с другими населенными пунктами края. В 1935 г. началось строительство аэропорта, в связи с чем у колхоза деревни Лянгасы был изъят участок площадью 160 га. В городе был открыт аэроклуб. Вскоре начали работу воздушные линии, свя-

61

завшие краевой центр с Нолинском, Уржумом, Вятскими Полянами, Можгой, Ижевском, Сарапулом [58].

В целом образование Кировского края, а затем области имело огромное значение для экономического и культурного роста города Кирова. Быстро росло число школ. Только с 1934 по 1939 г. в Кирове были построены 13 больших школьных зданий. В 1940 г. город имел 43 школы, в которых обучались 23453 человека [59]. На 110 тыс. кв. м увеличилась жилая площадь. Выработка электроэнергии возросла в 2,4 раза [60]. Стало быстро увеличиваться население Кирова, развиваться промышленность, изменяться его облик. По данным переписи 1939 г., число жителей Кирова составило 143558 человек. Перед Великой Отечественной войной здесь проживали уже около 168 тыс. человек [61]. Это был интенсивно развивающийся, цветущий город, с прекрасными новыми зданиями, и в то же время сохранивший очарование старины, хотя именно ее в эти годы интенсивно уничтожали. Жители Кирова с надеждой смотрели в будущее, строили радужные планы. Существовало несколько вариантов расширения города, превращения его в город-сад [62]. Однако мечтам не суждено было сбыться - 22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война.

Примечания

1. 200 лет Вятской губернии: статистический сборник / под ред. В. А. Зырина. Киров, 1996. С. 29.

2. ГАСПИ КО. Ф. П-100. Оп. 1. Д. 166. Л. 195 об.

3. Чудиновских Е. Н. «От имени народа»?!! // Вятский наблюдатель. 1994. 27 ноября - 3 дек. (№ 48). С. 7.

4. См. также: Глушков А. Д., Подаваяова З. В. Мы помним суровое время // Кировская правда. 1989. 11 янв. (№ 9). С. 2; Марков А. А. Переименование города Вятки в город Киров. (По материалам декабрьских номеров газеты «Вятская правда» 1934 г.) // Вятка. 1930-е годы: путеводитель по книжно-иллюстративной выставке. Киров, 2006. С. 67-72.

5. ГАСПИ КО. Ф. П-1255. Оп. 1. Д. 2. Л. 13, 21.

6. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1039. Л. 6; там же. Д. 1040. Л. 7.

7. См. также: Кочетов И. С. За образцовый социалистический город Киров / / Кировская правда. 1934. 24 дек. (№ 7). С. 2.

8. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1039. Л. 45.

9. Там же. Л. 120.

10. Границы Сталинского района, располагавшегося в северо-западной части города, проходили по улицам Горбачева и Володарского с включением привокзальной части Котласской железной дороги. Ждановский район, располагавшийся в северо-восточной части города и граничивший со Сталинским, включал также и территории заречной части города. Молотовский район располагался южнее ул. Горбачева с включением всей привокзальной части Северной железной дороги и р. Хлыновки (Чернышева Н. В., Романенко Л. М. Предвоенный город Киров // Город, ковавший победу: Киров в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: в 2 кн. Кн. 1 / отв. ред. Н. П. Гурьянова. Киров, 2012. С. 11).

11. Кирюхина Е. И. Годы предвоенных пятилеток // Спутник агитатора. 1974. № 10. С. 29.

12. ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 2. Д. 20. Л. 186-187.

13. Кирюхина Е. И. Указ. соч. С. 29.

14. ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 3. Д. 2. Л. 19.

15. Там же. Оп. 2. Д. 47. Л. 129.

16. Там же. Д. 69. Л. 19 об.

17. Семенова А. Ю. Социально-экономическое положение рабочих цензовой промышленности Вятской губернии/Кировской области в 1928-1937 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Киров, 2012. С. 157.

18. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1039. Л. 189.

19. 200 лет Вятской губернии. С. 157.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 66. Л. 112.

21. Там же. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1039. Л. 189.

22. ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 2. Д. 87. Л. 28.

23. Постановление горсовета от 11 декабря 1934 г. «Об обеспечении квартирами командируемых в г. Киров работников» помимо всего прочего предусматривало следующее: «.Центральную гостиницу полностью предоставить для временного размещения прибываемых работников краевых учреждений. .В доме колхозника к 13 декабря освободить все номера в южной части второго этажа, и к 14 декабря все номера и комнаты общежития на третьем этаже основного здания для временного размещения прибываемых краевых работников. Освободить дом на уг[лу] ул. Дрелевского и К[арла] Либкнехта, ныне занимаемый общежитием медтехникума» (ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1047. Л. 14 б).

24. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1041. Л. 4.

25. Постановлением от 27 декабря 1934 г. «О ходе размещения краевых учреждений и работников краевых учреждений» президиум горсовета требовал разрешить все вопросы о размещении краевых учреждений к 29 декабря (ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1047. Л. 21).

26. Семенова А. Ю. Указ. соч. С. 158-159.

27. ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 66. Л. 112 об., 114.

28. Там же. Д. 85. Л. 21-30.

29. Там же. Д. 462. Л. 164.

30. Открытие кинотеатра «Октябрь» // Кировская правда. 1938. 3 июля (№ 151). С. 4; Открыт кинотеатр «Октябрь» // Комсомольское племя. 1938. 6 июля (№ 75). С. 4; Кино // Кировская правда. 1946. 2 февр. (№ 24). С. 3.

31. Решение о необходимости строительства в городе еще одного кинотеатра было принято на заседании президиума Кировского крайисполкома еще 17 апреля 1935 г. В постановлении о начале строительства кинотеатра отмечалось, что имевшиеся в Кирове три кинотеатра пришли в полную негодность и не обеспечивают интересы жителей.

32. Блокнот агитатора. Киров, 1957. № 12. С. 32.

33. В новой гостинице // Комсомольское племя. 1937. 4 марта (№ 28). С. 4; см. также: Чарушин И. А. Какой будет кировская гостиница / / Кировская правда. 1935. 30 марта (№ 74). С. 4.

34. ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 780. Л. 3.

35. Посетителям обещали, что они «увидят дрессированных волков, наездников Евстафьевых, акробатов-прыгунов под руководством орденоносца тов. Белякова. На арене цирка борцы исполнят французский чемпионат. Музыкальная клоунада Зинковского продемонстрирует ряд интереснейших номеров» (Щетинина В. К открытию нового цирка / / Комсомольское племя. 1940. 10 мая (№ 64). С. 4).

36. ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 2. Д. 20. Л. 27.

37. Чернышева Н. В., Романенко Л. М. Указ. соч. С. 29.

38. Там же.

39. ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 706. Л. 23.

40. Только в 1937 г. добавочные потребности города увеличивались вдвое за счет спроса на электроэнергию со стороны вновь пускаемых хлебозавода, кирпичных заводов и прочих промышленных абонентов, присоединения селекционной станции академика Н. В. Рудницкого, новой водокачки, освещения строящегося медицинского техникума, Дома Советов и т. д. (ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 706. Л. 62).

41. ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 2. Д. 118. Л. 22.

42. Загвоздкин Г. Г. Триумф и трагедия 30-х годов // Энциклопедия земли Вятской. Т. 4. История / под общ. ред. В. А. Ситникова. Киров, 1995. С. 388.

43. Кулябина Т. В. Энергетике Вятки 100 лет. Киров, 2004. С. 99.

44. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1039. Л. 49; там же. Д. 1047. Л. 61-62.

45. Там же. Д. 1039. Л. 45 об.

46. О работе горсовета по устройству уличных комитетов и планы их работы - ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1047. Л. 30, 49; там же. Д. 1070. Л. 1-5.

47. ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 711. Л. 13.

48. Превратим город Киров в зеленый цветущий парк // Комсомольское племя. 1935. 14 марта (№ 41). С. 4; Улицы одеваются в асфальт // Комсомольское племя. 1938. 26 сент. (№ 113). С. 4; Благоустройство гор. Кирова // Комсомольское племя. 1939. 10 авг. (№ 114). С. 4.

49. Чернышева Н. В., Романенко Л. М. Указ. соч. С. 29.

50. В августе 1936 г. на первой городской партийной конференции директор КУТШО В. З. Ба-бинцев сообщил, что «мы у себя потратили колоссальные деньги на озеленение своего участка. Искож нам напортил. Я снова восстановил, весной Мясокомбинат испортил, гонят свой скот, который ломает древонасаждения» (ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 2. Д. 20. Л. 104).

51. Володин А. Автобусное движение в Вятке // Вятская правда. 1934. 23 февр. (№ 45). С. 4.

52. В то время движение автобусов осуществлялось по трем маршрутам. Первый - проходил по ул. Ленина от станции Киров до кожзаводов (угол улиц Профсоюзной и Казанской). Здесь работали два малых автобуса. Вторая линия - станция Киров - комбинат «Политехоборудование» - проходил по ул. Карла Маркса. Третья линия - кольцевая от станции Киров - гостиница - крайисполком и обратно до станции Киров. На этой линии работали два больших автобуса, один из которых шел по ходу часовой стрелки, другой обратно (Новые линии автобусного движения // Кировская правда. 1935. 9 янв. (№ 8). С. 3).

53. ГАКО. Ф. Р-2168. Оп. 1. Д. 774. Л. 25; [Кировские автобусы используются плохо] // Кировская правда. 1935. 10 февр. (№ 34). С. 4.

54. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1047. Л. 83.

55. ЗИС - Первый государственный автомобильный завод им. И. В. Сталина, будущий завод им. Лихачева (ЗИЛ).

56. 200 лет Вятской губернии. С. 185.

57. Первые такси в гор. Кирове // Комсомольское племя. 1938. 24 сент. (№ 112). С. 4; 16 000 пассажиров // Комсомольское племя. 1938. 20 дек. (№ 155). С. 4.

58. Они курсировали по маршрутам: станция Киров - гостиница, станция Киров - КУТШО, станция Киров - овчинно-шубный завод. Кроме того, имелись такси для индивидуального пользования, которые выезжали по вызову клиентов (Такси в Кирове / / Комсомольское племя. 1940. 2 июня (№ 75). С. 4.).

59. ГАСПИ КО. Ф. П-1293. Оп. 2. Д. 118. Л. 21.

60. Там же. Оп. 3. Д. 2. Л. 19 об.

61. Были намечены следующие первоочередные линии трамвая: Филейский тракт - Октябрьский бульвар - ул. Горького - вокзал; Филейский тракт - ул. Карла Маркса - ул. Розы Люксембург - ул. Свободы - ул. Комсомольская - вокзал (Геймасон И. О будущем нашего города // Кировская правда. 1941. 15 апр. (№ 89). С. 2).

62. ГАКО. Ф. Р-897. Оп. 1. Д. 1041. Л. 18.

63. Там же. Ф. Р-2168. Оп. 2. Д. 3. Л. 29; Авиалиния Киров-Сарапул // Кировская правда. 1935. 6 февр. (№ 31). С. 3.

64. Кирюхина Е. И. Указ. соч. С. 28.

65. История города Кирова. 1374-1974: Краткий очерк / науч. ред. А. В. Эммаусский, Е. И. Кирюхина. Киров, 1974. С. 234.

66. Там же. С. 213, 238.

67. См., например: Геймасон И. О будущем нашего города // Кировская правда. 1941. 15 апр. (№ 89). С. 2.

Notes

1. 200 let Vyatskoi gubernii: statisticheskii sbornik [200 years Vyatka province: a statistical digest] / ed. V. A. Zyrin. Kirov, 1996. P. 29.

2. State Archive of Social and Political History of the Kirov region (SASPHKR). F. P 100. Inv. 1. D. 166. P. 195 vol.

3. Chudinovskikh E. N. Ot imeni naroda [On behalf of the people?!!] // Vyatka Observer. 1994. November 27 - December 3. (№ 48). P. 7.

4. See. Also: Glushkov A. D., Podavalova Z.V. My pomnim surovoe vremya [We remember the severe time] // Kirovskaya pravda [The Kirov truth]. 1989. January 11. (№ 9). P. 2; Markov A. A. Pereimenovanie goroda Vyatki v gorod Kirov [Renaming city Vyatka Kirov. (According to the December issue of the newspaper "Pravda Vyatskaya" 1934)] / / Vyatka. 1930s: A Guide to a book illustrative exhibition. Kirov, 2006, Pp. 67-72.

5. SASPHKR. F. P 1255. Inv. 1. C. 2. P. 13, 21.

6. State Archive of Social and Political History of the Kirov region (SAKR). F. R 897. Inv. 1. D. P. 1039. 6; ibid. C. 1040. P. 7.

7. See. Also: Kochetov I. S. Za obrazcovyi socialisticheskii gorod Kirov [For a model socialist city of Kirov] // The Kirov truth. 1934. December 24. (№ 7). P. 2.

8. SAKR. F. P 897. Inv. 1. D. P. 1039. 45.

9. Ibid. P. 120.

10. The boundaries of Stalin District, located in the northwestern part of the city, through the streets of Gorbachev and Volodarsky with the inclusion of the landside Kotlas railway. Zhdanov district, located in the north eastern part of the city and is bordered by Stalin, also included territory beyond the river and the city. Molotov district located south of the street. Gorbachev to include all parts of the station of the Northern Railway and p. Hlynovki (Chernyshev N.V., Romanenko P. M. Predvoennyi gorod Kirov [Pre-war city of Kirov] / / City, forge victory: Kirov during the Great Patriotic War of 1941-1945. Book. 1. 2012. P. 11).

11. Kiryukhina E. I. Gody predvoennyh pyatiletok [Prewar five-year plans] // Sputnik agitatora [Companion of agitator]. 1974. № 10. S. 29.

12. SASPHKR. F. 1293. Inv. 2. C. 20. P. 186-187.

13. Kiryukhina E.I. Inv. cit. P. 29.

14. SASPHKR. F. P 1293. Inv. 3. D. 2. LA 19.

15. Ibid. Inv. 2. C. 47. P. 129.

16. Ibid. C. 69. P. 19 on.

17. Semenov A. Y. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie rabochih cenzovoi promyshlennosti Vyatskoi gubernii/Kirovskoi oblasti v 1928-1937 gg [Social and economic situation of workers of the census industry Vyatka province / Kirov region in 1928-1937 ]: dis. ... cand. hist. sciences. Kirov. 2012. P. 157.

18. SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. 1039. P. 189.

19. 200 let Vyatskoi gubernii... P. 157.

20. SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 66. P. 112.

21. Ibid. F. P 897. Inv. 1. C. 1039. P. 189.

22. SASPHKR. F. P 1293. Inv. 2. C. 87. P. 28.

23. Resolution of the City Council on December 11, 1934 "On provision of flats in Kirov seconded workers" among other things, provides as follows: "... Central Hotel fully provide for temporary accommodation of workers arriving ra-edge institutions. ... The house of the collective farmer to December 13 release of all the rooms in the southern part of the second floor, and by 14 December, all rooms and dorm rooms on the third floor of the main building for temporary accommodation of workers arriving edge. Release House on corner of street. Drelevskogo and K.[arl] Liebknecht, now occupied by the dormitory of medical school" ( SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. 1047. P. 14 b).

24. SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. 1041. P. 4.

25. In a judgment of 27 December 1934 "On the course of the placement of boundary edge institutions and workers of institutions," the presidium of the city council demanded to resolve all questions about blur edge institutions by 29 December (GAKO. F. P 897. Inv. 1. C. 1047. P. 21).

26. Semenov A. Y. Op. cit. P. 158-159.

27. SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 66. P. 112, reverse. 114.

28. Ibid. C. 85. P. 21-30.

29. Ibid. C. 462. P. 164.

30. The opening of the cinema "October" // The Kirov truth. July 3, 1938 (№ 151). C. 4; Open Cinema "October" // Komsomol tribe. July 6, 1938 (№ 75). C. 4; Movie // The Kirov truth. Feb 2, 1946. (№ 24). P. 3.

31. The decision to build in the city of another theater was taken at a meeting of executive committee of the Kirov yet April 17, 1935 The decision to start construction of the cinema was pointed out that the available in three cinemas Kirov came in complete disrepair and do not provide the interests of residents.

32. Notes the agitator. Kirov. 1957. № 12. P. 32.

33. The new hotel // Komsomol tribe. March 4, 1937. (№ 28). C. 4; see also: Charushin I. A. What will Kirov hotel be // The Kirov truth. 1935 March 30 (№ 74). P. 4.

34. SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 780. P. 3.

35. Visitors are promised that they "will see the trained wolves, Evstafieva riders, acrobats jumpers under the guidance of Comrade order bearer. Belyakov. In the arena of the circus fighters will perform the French championship. Musical clown Zinkovsky will show several interesting numbers "(Shchetinina V. K otkrytiyu novogo cirka [By the opening of the new circus] / / Komsomol tribe. 1940. May 10 (№ 64). P. 4.

36. SASPHKR. F. P 1293. Inv. 2. C. 20. P. 27.

37. Chernyshev N. V., Romanenko P. M. Op. cit. P. 29.

38. Ibid.

39. SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 706. P. 23.

40. Only in 1937, additional needs of the city doubled due to the demand for electricity from the newly started-up bakery, brick factories and other industrial users, joining breeding station Academician N.V. Rud-nicki, a new water tower, under construction lighting Medical College, the House of Soviets and so on. d. (SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 706. P. 62).

41. SASPHKR. F. P 1293. Inv. 2. C. 118. P. 22.

42. Zagvozdkin G. G. Triumf i tragediya 30-h godov [Triumph and tragedy of the 30s] // Encyclopedia Vyatka land. T. 4. History / under total. ed. V.A. Sitnikov. Kirov. 1995. P. 388.

43. Kulyabina T. V. Energetike Vyatki 100 let [100 years of Vyatka Energy]. Kirov. 2004. P. 99.

44. SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. 1039. P. 49; ibid. C. 1047. P. 61-62.

45. Ibid. C. P. 1039. 45 reverse.

46. The work of the City Council on the device of street committees and their work plans - SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. 1047. P. 30, 49; ibid. C. 1070. P. 1-5.

47. SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 711. P. 13.

48. Prevratim gorod Kirov v zelenyi cvetushii park [Turn the city into a green blossoming Kirov Park] // Komsomol tribe. 1935. March 14 (№ 41). P. 4; Ulicy odevayutsya v asfal't [The streets are dressed in asphalt] // Komsomol tribe. Sep 26, 1938. (№ 113). P. 4; Blagoustroistvo gor. Kirova [Improvement of Kirov city]// Komsomol tribe. 1939. August 10. (№ 114). S. 4.

49. Chernyshev N.V., Romanenko P.M. Op. cit. P. 29.

50. In August 1936 the first director of the city Party conference KUTSHO V. Z. Babintsev said "we are at huge money spent on landscaping your site. Ex-leather mess of us. I once again restored, spoiled meat-packing plant in the spring, driven their cattle, which breaks Arbor "( SASPHKR. F. P 1293. Inv. 2. C. 20. P. 104).

51. Volodin A. Avtobusnoe dvizhenie v Vyatke [Bus traffic in Vyatka] / / The Vyatka true. Feb 23. 1934. (№ 45). P. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. While the movement of buses was carried out on three routes. The first - took place on the Lenin street. from the station to the tanning Kirov (coner Profsoyuznay and Kazanskaya). There were two small buses. The second line - the station Kirov - Works "Politehoborudovanie" - took place on the street. Karl Marx. The third line - ring from the station Kirov - hotel krayispolkom and back to the station Kirov. On this line, there were two large buses, one of which went clockwise, the other back (New Line bus traffic // Kirov true. January 9. 1935. (№ 8). P. 3.

53. SAKR. F. P 2168. Inv. 1. C. 774. P. 25; [Kirov buses used bad] // Kirov true. Feb 10, 1935. (№ 34). P. 4.

54. SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. P. 1047. 83.

55. ZIS - First State Automobile Plant named by Stalin, the future Plant. Likhachev (ZIL).

56. 200 years Vyatka province ... P. 185.

57. Pervye taksi v gor. Kirove [The first taxi in Kirov city]// Komsomol tribe. Sep 24, 1938. (№ 112). P. 4.; 16 000 passazhirov [16,000 passengers] // Komsomol tribe. December 20. 1938. (№ 155). P. 4.

58. They cruised along the routes: Kirov station - hotel, station Kirov - KUTSHO station Kirov - Fur sheepskin factory. In addition, there were taxis for individual use, which went on-call customers (Taxi Kirov // Komsomol tribe. June 2, 1940. (№ 75), P. 4.).

59. SASPHKR. F. P 1293. Inv. 2. C. 118. P. 21.

60. Ibid. Inv. 3. C. 2. P. 19 reverse.

61. The following priorities were outlined tram line: Fileysky tract - Oktyabrsky Boulevard - st. Gorky -Station; Fileysky tract - st. Karl Marx - Str. Rosa Luxemburg - Str. Svobody - st. Komsomolskaya - Station (Gey-mason I. O budushem nashego goroda [On the future of our city] / / Kirov truth. April 15. 1941. (№ 89), P. 2.

62. SAKR. F. P 897. Inv. 1. C. 1041. P. 18.

63. Ibid. F. P 2168. Inv. 2. C. 3. P. 29; Avialiniya Kirov-Sarapul [Airline Kirov Sarapul] / / The Kirov truth. Feb 6. 1935. (№ 31). P. 3.

64. Kiryukhina E. I. Op. cit. P. 28.

65. Istoriya goroda Kirova [The history of the city of Kirov. 1374-1974: A brief sketch]. Kirov. 1974.

P. 234.

66. Ibid. P. 213, 238.

67. See. Geymason I. On the future of our city [O budushem nashego goroda] / / The Kirov truth. 1941. April 15. (№ 89). P. 2.

УДК 94"1944/1950"(571.17)

А. В. Бельков, М. А. Орлов

Иностранные военнопленные и интернированные как одна из волн принудительной миграции на территории Кемеровской области (1944-1950 гг.)

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся контингента иностранных военнопленных и интернированных, в 1944-1950 гг. содержавшихся на территории Кемеровской области. Авторы затрагивают процесс их поступления в область, подробно освещают изменения численности данного контингента как в масштабах всей области, так и в рамках той или иной организации - лагеря или отдельного рабочего батальона. Кроме того, в статье уделяется внимание переводу контингента из одних организаций в другие и процессу его репатриации. При рассмотрении поступления контингента в Кемеровскую область, его убытия из области и перевода из одной организации в другую авторы указывают конкретные обстоятельства, вызывавшие подобное движение контингента. Подводя итоги, авторы выделяют особенности ситуации, наблюдавшейся в Кемеровской области, по сравнению с другими регионами Западной Сибири.

The article is devoted to issues related to the contingent of foreign prisoners of war and internees who were kept on the territory of Kemerovo region during 1944-1950. The authors touch upon the process of their arrival to the region and also show in detail the changes of abundance of this contingent on a scale both of the whole region and of one or another organization such as camp or separate working battalion. Besides, in the article attention to transference of contingent from one to another organization and to the process of its repatriation is paid. Elucidating the arrival of the contingent to Kemerovo region, its departure from the region and transference from one to another organization the authors indicate specific circumstances caused such movement of the contingent. Summing up the authors point out the peculiarities of the situation observed in Kemerovo region compared with other regions of Western Siberia.

Ключевые слова: военнопленные, интернированные, спецконтингент, принудительная миграция, Кемеровская область.

Keywords: prisoners of war, internees, special contingent, forced migration, Kemerovo region.

© Бельков А. В., Орлов М. А., 2015 66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.