В ОТДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И СЕКЦИИ ЭКОНОМИКИ РАН
ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ ЭКОНОМИКИ ООН РАН ПО ПРОБЛЕМАМ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
27 февраля 2009 г. под председательством академика Н.Я. Петракова состоялось очередное заседание Секции экономики ООН РАН. На заседании было заслушано научное сообщение на тему «Экономические оценки минерально-сырьевого потенциала и богатства недр России: современное состояние и приоритетные направления развития». Докладчики - академик А.И. Татаркин, директор Института экономики УрО РАН, к.г.-м.н. О.В. Петров, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского» и Б.К. Михайлов начальник Управления геологии твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию.
В докладе приведены результаты исследований, выполненных в период 20042008 гг. Научные и практические результаты работы были опубликованы в многочисленных публикациях в России и за рубежом, а также послужили основой ряда важнейших государственных решений в сфере воспроизводства национальной минерально-сырьевой базы (МСБ).
Доклад включает три логически связанные между собой части, представляющие одно целое:
в первой части представлены теоретико-методологические основы оценки минерально-сырьевого потенциала и богатства недр России;
во второй части отражен минерально-сырьевой потенциал и кадастровая оценка богатства недр России, состояние и направления их инновационного использования;
в третьей части показана практическая реализация выполненных исследований в федеральных и региональных программах воспроизводства минерально-сырьевой базы и связанного с ними социально-экономического развития регионов на период до 2020-2030 гг.
По мнению докладчиков, основой и первопричиной происходящих в России кризисных событий является наблюдаемый в последние 2-3 года кризис недропользования, т.е. глубинные экономические процессы, которые связаны с воспроизводством полезных ископаемых. Наступивший в современных условиях российский кризис имеет свои российские и советские корни и, по нашему убеждению, в гораздо меньшей степени обусловлен тем финансовым кризисом, который начался в США и распространился на многие страны мира. Мировой кризис обнажил кризис российский, глубинная сущность которого до поры до времени была завуалирована высоким спросом на российское минеральное сырье на мировом рынке. Нельзя не отметить, что этот мировой кризис «подлил масла в огонь» российского кризиса воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Вопросы взаимосвязи социально-экономического развития с наличием и использованием минерально-сырьевого фактора являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровне. Многие экономисты склонны рассматривать отношение государства к богатствам российских недр как одну из основных причин нашей экономической отсталости, имея в виду сырьевую направленность минерально-сырьевого комплекса, «ресурсное проклятие», «голландскую болезнь» и т.п.
Однако существует реальная практика позитивного развития стран, имеющих развитый добывающий сектор в экономике и являющихся успешными в мировой хозяйственной системе (Канада, Австралия, Норвегия, Саудовская Аравия, Штат Аляска США).
Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший социально-экономический и политический фактор разви-
тия общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны. Хозяйственное освоение природных ресурсов создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для социально-экономического развития регионов страны.
Основным результатом исследования является рассчитанная для всех регионов кадастровая оценка, отражающая ценность и доходность (рентабельность) добывающих и обрабатывающих предприятий в России. Анализ проводился в региональном (федеральные округа и субъекты РФ) и отраслевом (по видам полезных ископаемых) аспектах. Ему предшествовало создание геоинформационной аналитической системы, включающей в себя базу данных месторождений полезных ископаемых, запасов и прогнозных ресурсов, социально-экономических показателей, программное обеспечение, позволяющее моделировать сценарии развития МСБ и МСК с отображением результатов на картах.
Стоимостный анализ потребовал расчета богатства недр и различных социально-экономических характеристик (доходных и расходных) - ожидаемого дохода, капитальных, эксплуатационных и общих затрат на освоение МСБ, горной ренты, инвестиционного, налогового, социально-экономического потенциала - для всех субъектов РФ и федеральных округов России.
Под богатством недр (БН) понимается извлекаемая ценность минерального сырья, добыча которого является рентабельной, а запасы отвечают возможной 25-летней потребности в нем. При расчете БН федеральных округов и субъектов РФ различались четыре уровня - востребованное национальное богатство недр (ВНБН), при расчете которого учитывались только рентабельные извлекаемые запасы разрабатываемых месторождений,
национальное богатство недр (НБН) - запасы всех учтенных месторождений, потенциальное национальное богатство недр (ПНБН) -НБН + прогнозные ресурсы категории Р1 (С3), минерально-сырьевой потенциал национального богатства недр (МСПБН) - ПНБН + прогнозные ресурсы категории Р2 ф1). Предварительно оцененные запасы и прогнозные ресурсы учитывались с поправкой на коэффициенты их перевода в разведанные запасы.
Стоимостные характеристики в период нестабильного развития мировой экономики и колебаний цен на порядок даже в течение одного-двух лет имеют весьма относительное значение. Но на определенном временном этапе они вполне пригодны для сопоставления извлекаемой ценности недр различных территорий и видов минерального сырья. Более того, соотношение различных экономических характеристик для разных объектов во времени сохраняется.
На всех уровнях лидером по богатству недр является Уральский ФО (60% российского БН), за ним с большим отрывом следуют Сибирский, Приволжский и т.д. Выделены субъекты РФ со значимой для их промышленного развития МСБ (более 40, в их число входят практически все субъекты ДФО и СФО).
Решающую роль в БН играют горючие полезные ископаемые, в первую очередь углеводородное сырье. Они заметно «затушевывают» долю металлических и неметаллических полезных ископаемых, наиболее значимых в экономике восточных малоосвоенных районов России и некоторых других субъектов РФ.
Комплексный вещественно-стоимостный анализ МСБ с выделением в пределах каждого ФО и субъекта промышленно-сырьевых объектов - ПСО (всего по России 9816) и промышленно-сырьевых узлов - ПСУ (всего по России 493) позволил сформировать на территории страны 65 геолого-экономических районов (ГЭР).
На основе детального анализа геолого-экономических характеристик и социально-экономических перспектив развития террито-
рий, с учетом рентабельности и ликвидности минерального сырья на внутреннем и мировом рынках на базе действующих ГЭР наряду с уже сформированными было выделено 29 новых минерально-сырьевых центров социально-экономического развития (ЦЭР) -на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке.
Именно в ЦЭР целесообразна в ближайшей перспективе концентрация основных средств федерального бюджета и частных инвестиций для детализации и расширения их перспектив. Концентрация средств федерального бюджета в пределах выбранных центров экономического роста позволяет выполнять геолого-разведочные работы с наибольшей отдачей и эффективностью. Развитие ЦЭР может настолько изменить социальные и экономические характеристики соответствующих территорий, что они, по существу, становятся центрами экономического развития регионального и федерального значения гораздо больших площадей, крупных регионов и страны в целом, ведущими всю прилегающую территорию к экономическому процветанию.
Задачи освоения выделенных ЦЭР практически полностью совпадают с планами правительства по общему развитию российских территорий. Так, 16 ЦЭР, выделенных на юге Сибири и Дальнего Востока, инфраструктурно связаны между собой железными (ТРАНСИБ, БАМ) и автомобильными дорогами (Барнаул -Чита - Хабаровск), линиями ЛЭП. В пределах этого пояса начато строительство новых веток нефтегазовых трубопроводов (Восточная Сибирь - Тихий океан - ВСТО). Существуют инвестиционные проекты, предусматривающие строительство новых ТЭЦ, каскадов ГЭС, металлургических и других заводов. Аналогично отношение к правительственным проектам, например, Полярно-Уральского ЦЭР.
Выделенные новые ЦЭР уже существенно активизировали и сделали более целенаправленной деятельность Роснедра. С учетом новых кондиций были пересчитаны запасы золоторудных месторождений Наталкинское и Сухой Лог. В прошлом году лишь за 18% от
выделенных государством средств в восьми ЦЭР локализовано и оценено прогнозных ресурсов: золота - 50%, серебра - 97, сурьмы, никеля и платиноидов - почти 100% и т.д.
Только такое планомерное и целенаправленное освоение российской МСБ с учетом социальных, геополитических, экономических факторов развития территорий позволит рационально использовать богатство ее недр как альтернативу существующему стихийному и хищническому ее разорению и сведению к роли сырьевого придатка к мировой экономике.
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК РАН
25 мая 2009 г. состоялось Обще собрание Отделения общественных наук РАН. С докладом «О деятельности Отделения общественных наук РАН в 2008 году» выступил исполняющий обязанности академика-секретаря ООН РАН академик Степин Вячеслав Семенович.
Вторая часть заседания была посвящена обсуждению проблемы «Развитие мирового экономического кризиса и его последствия для России». В этой части Собрания выступили академик Н.Я. Петраков с докладом «Пути преодоления экономического кризиса и его последствий в России», академик В.В. Иван-тер «Перспективы послекризисного развития России», д.э.н. В.В. Симонов «Особенности антикризисной политики в России», член корреспондент РАН С.М. Рогов «Финансово-экономический кризис в США: уроки и последствия».
После перерыва состоялись выборы директоров институтов Отделения. Директором Учреждения Российской академии наук «Институт проблем региональной экономики РАН» избран д.э.н. Сергей Валентинович Кузнецов, директором Учреждения Российской академии наук «Институт Европы РАН» вновь избран академик Николай Петрович Шмелев, директором Учреждения Российской академии наук «Институт государства и права РАН» избран член-корреспондент РАН Андрей Геннадьевич Лисицын-Светланов.