Научная статья на тему 'ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
закон / потребитель / защита прав

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Благодатская Е. Е., Дадаян Е. В.

Данная статья показывает анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, разобраны понятия и функции защиты прав потребителей; дана характеристика правового статуса субъектов в сфере защиты прав потребителей. Актуальность данной темы объясняется наличием в рассматриваемых правоотношениях «слабой» стороны потребителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

- внешний, когда принимаются решения о выполнении домашних и других работ. обязательная экологическая экспертиза;

- Обязательная государственная экологическая экспертиза проектов и других документов, обеспечивающих хозяйственную и иную деятельность;

- участие граждан, общественных объединений и органов местного самоуправления в природоохранной работе;

- обеспечить открытость в решении природоохранных задач, отчетности и право граждан на получение достоверной информации об охране природы и регулярном природопользовании;

- гарантировать административную и судебную процедуру обжалования решений государственных органов;

- организация и развитие системы экологического образования, повышения экологического сознания и формирования экологической культуры;

- международное сотрудничество в области охраны природы.

Решение экологических проблем Каспийского моря, в частности, зачастую зависит от международного сотрудничества в этой области. Обеспечение защиты окружающей среды и экологии Каспийского моря является одной из главных задач прикаспийских государств. Таким образом, необходимо объединить усилия государств по защите окружающей среды Каспийского моря, и в этой сфере координирующий механизм активных международных отношений, сложившийся в этой сфере, принадлежит рамкам международных организаций и конвенций. Список использованной литературы:

1. Нейтральный Туркменистан - 2024. - 25 окт.

2. Постановление Меджлиса Туркменистана от 19 августа 2004 года № 225-11 «О признании Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, подписанной Туркменистаном в Тегеране в 2003 году» // Информация Меджлиса Туркменистана. 2004 г. № 3. Статья 15.

3. Йо.А. Кепбанов. Международные конвенции и соглашения по экологии Туркменистана. 78 с.

4. Сборник выступлений Президента Туркменистана и постановлений Правительства Туркменистана. 2001 г. № 8. Статья 406.

© Аманмухаммедова Д.Т., Овезов Т.Д., 2024

УДК 34

Благодатская Е.Е.

Студентка Красноярского государственного аграрного университета, г. Красноярск Научный руководитель: Дадаян Е.В.

кандидат юридических наук, доцент

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Данная статья показывает анализ законодательства РФ о защите прав потребителя, разобраны понятия и функции защиты прав потребителей; дана характеристика правового статуса субъектов в сфере защиты прав потребителей. Актуальность данной темы объясняется наличием в рассматриваемых правоотношениях «слабой» стороны - потребителя.

Ключевые слова:

закон, потребитель, защита прав.

Ежедневно сами того, не осознавая мы сталкиваемся с ситуациями, которые регулируются законодательством Российской Федерации. Покупка товара в магазине, проезд в общественном транспорте и в других подобных ситуациях мы вступаем в различные обыденные для нас правоотношения. В подобных случаях мы являемся потребителями, поэтому необходимо знать свои права и как правильно ими воспользоваться.

Основным документом, регулирующим потребительские отношения, является Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) [2].

Данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с Законом потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исходя из этого юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) для своих нужд не могут являться потребителями. Различный подход к защите прав граждан и юридических лиц можно разъяснить тем, что юридические лица защищаются профессионалами, то есть интересы их предприятия защищают специализированные специалисты. Потребитель подобной поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В таком случае государство берет на себя обязанность защищать интересы потребителей. Следую из Закона потребитель является не только гражданин, который приобретает товар, услугу, но и тот, кто этот товар, услугу использует. Потребителем является не только тот, кто приобрел работу, услугу или товар, но и тот то только собирается это сделать. Приобретенным товаром, а также работой, услугой могут использовать и другие граждане на законных основаниях с непосредственного согласия его приобретателя, прежде всего члены семьи. В Гражданском Кодексе Российской Федерации определяется, что, это товар (услуга), рассматривается как личное, семейное, домашнее не связанное с предпринимательской деятельностью [1].

Кроме указанного Закона в законодательство Российской Федерации входят и другие нормативные правовые акты, регулирующие защиту прав потребителей.

В Конституции Российской Федерации указано, что каждый гражданин имеет право на отдых, охрану здоровья, жилища, образования и т.д. Данные права имеют гарантии, так как созданы и функционируют государственные системы образования и здравоохранения, системы требований которые предъявляются к товарам, работам и услугам, обеспечивающих безопасность жизни потребителя, охрану окружающей среды, а также контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. А также права потребителей предусмотрены в постановлениях Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства, Гражданском Кодексе Российской Федерации, Уголовном Кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [4].

Из вышеперечисленного главным регулятором отношений в потребительской сфере является

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Так как в данном кодексе устанавливаются правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, определяются основные условия заключения гражданско-правовых договоров и так далее.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав потребителей, можно разделить на две группы. В первой группе потребитель является непосредственным участником. К данной группе можно отнести нормативные правовые акты, где закрепляются основные права потребителя на надлежащее качество товара, работ и услуг, их безопасность жизни и здоровья, в эту же группу входят акты, регулирующие отношения в договорах купли-продажи, подряда, перевозки и так далее, эти же акты определяют последствия невыполнения договоров, или ненадлежащего исполнения, ответственность производителя работ, услуг, товаров и их продавца

Во вторую группу можно отнести акты, которые регулируют деятельность государственных органов, которые в своей деятельности определяют, например, требования, предъявляемые к товарам, работам, услугам, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителя, охрану окружающей среды, а также осуществляют контроль и надзор за соблюдением этих требований. Такие нормативно-правовые акты устанавливают требования к качеству товаров, услуг, обязательные требования к качеству товара, так же подлежат сертификации, то есть подтверждение качества товара, поступающего в торговый оборот независимо от изготовителя установленными государственными стандартами, об ответственности производителя товаров, работ и услуг, продавцов за нарушение обязательственных требований к их качеству и правил об обязательной сертификации, так как они определяют важнейшие положения для потребителя.

В пункте 1 статьи 1 Закона указано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из этого следует, что в дополнении к правам предоставленным Гражданским Кодексом Российской Федерации, потребитель пользуется, так же правами, предоставленными Законом «О защите прав потребителей». Здесь можно сделать вывод, что Гражданский Кодекс Российской Федерации и рассматриваемый Закон действуют в совокупности и дополняют друг друга [3].

В соответствии со статьей 3 Закона право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Изготовителям, продавцам следует предоставлять достоверную, доступную и более подобную информацию о товаре для того, чтобы потребитель на основе этого мог сделать правильный выбор это имеет важное значение для защиты прав потребителей.

Каждый гражданин должен знать о своих правах, а точнее о защите своих прав как потребителей, а для этого необходимо усилить источники по информированию граждан. Эта информация должна соответствовать требованиям установленными законодательством Российской Федерации. Доступная информация означает то, что информация должна быть представлена в форме, позволяющей потребителю понять ее содержание. Необходимой информацией является такая информация, которая в соответствии с Законом является обязательной.

Отношения продавца и потребителя должны основываться по Закону о защите прав потребителей. Это нормативный документ, в котором детально расписаны обязанности и ответственность каждой из сторон сделки.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // Правовая система Консультант плюс (дата обращения: 10.12.2024).

2. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Правовая система Консультант плюс (дата обращения: 10.12.2024).

3. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей / Под ред. З.М. Фаткудинова. М., 2018.

4. Мухаметгалиева М.Н. Источники правового регулирования защиты прав потребителей на территории Российской Федерации // Вестник науки. 2020. Т. 4. № 3 (24). С. 17.

© Благодатская Е.Е., 2024

УДК 34

Благодатский Е. Г.

студент Красноярского государственного аграрного университета,

г. Красноярск, РФ Научный руководитель: Дадаян Е. В.

кандидат юридических наук, доцент

СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ Аннотация

В статье автором рассмотрена проблема как теоретического, так и практического характера, поскольку от правильной квалификации договора зависит применение общих положений гражданского законодательства о договорах.

Ключевые слова:

договоров в сфере электроэнергетики, договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению; договор, определяющий порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики.

Множество договоров в сфере электроэнергетики создает основу для их классификации. Здесь есть сложности двоякого рода. Необходимо, во-первых, выбрать критерий классификации, во-вторых, определить правовую природу соответствующего договора, включаемого в классификационную группу.

В литературе выработаны различные подходы к классификации таких договоров. О.А. Городов в зависимости от функционального использования выделяет четыре относительно самостоятельные группы договоров, заключаемых в процессе: 1) организации управления и осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике; 2) осуществления доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; 3) функционирования оптового рынка электроэнергии; 4) функционирования розничных рынков электроэнергии [3]. При этом используется формальный описательный подход, на что обращает внимание и сам автор, указывая, что такая укрупненная система договоров вытекает из базового для электроэнергетической отрасли Закона об электроэнергетике.

Так, в группу договоров, заключаемых в процессе организации управления, автор включает договор купли-продажи электрической энергии для целей технологического обеспечения совместной работы единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) с электроэнергетическими системами иностранных государств и договор оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС.

Иной подход применен С.А. Свирковым. Используя такой критерий классификации, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.