УДК 347.121 ББК 67.404
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТОРГОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованиям, лежащим в области защиты прав граждан-потребителей в торговом обслуживании. Комплексный подход к законодательству о защите прав потребителей позволил проанализировать его теоретическую и практическую составляющую, касающуюся способов защиты прав потребителей в Российской Федерации. Отдельно затрагивается такой самостоятельный институт, как защита прав потребителей в торговом обслуживании, который является в достаточной степени новым в отечественной науке. Сделан
аргументированный вывод о том, что на современном этапе экономического развития страны законодательство о защите прав потребителей не лишено недостатков, на ряд которых сделан акцент в данной работе.
Ключевые слова: защита прав потребителей, потребительское
законодательство, торговое обслуживание, безопасный товар, торговая деятельность.
Y.I. STARIKOVA, Student Faculty of Law Financial University under the Governmen of the Russian Federation
[email protected] 51/1, Leningradsky ave., Moscow, 125993
CONSUMER PROTECTION IN TRADE SERVICES
Annotation. The article is devoted to research in the field of protecting the rights of citizens-consumers in trade services. An integrated approach to consumer protection legislation made it possible to analyze its theoretical and practical components related to consumer protection methods in the Russian Federation. Separately, such an independent institution as consumer protection in trade services, which is fairly new in domestic science, is touched upon. A reasoned conclusion is made that at the present stage of the country's economic development, legislation on consumer protection is not devoid of shortcomings, a number of which is emphasized in this work.
Key words: consumer protection, consumer legislation, trade services, safe goods, trade activities.
Елена Игоревна Старикова
студентка
Юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д.51/1
Права человека и гражданина — довольно сложное и многообразное явление, которому в юридической литературе уделяется достаточно много внимания, однако на сегодняшний день данный институт остается исследованным не в полной мере. Отсюда возникает множество проблем, острых и дискуссионных вопросов, и в частности, связанных с практической реализацией защиты прав потребителей. Важность рассматриваемого вопроса, а также игнорирование проблем, неизменно возникающих в данной сфере способно повлечь за собой самые неблагоприятные последствия. В этой связи чрезвычайную важность приобрел поиск путей решения вопросов защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
В Российской Федерации независимый институт защиты прав потребителей в торговом обслуживании все еще представляет новое направление правовой науки. Отчасти это связано с тем фактом, что первая серьезная попытка разработки и принятия единого кодифицированного правового акта, положения которого были призваны упорядочить защиту прав потребителей, впервые была предпринята в конце 80-х годов ХХ века, но успехом не увенчалась. Это обусловлено тем, что большая часть кодекса рассматривала проблему качества товаров и услуг, положения лишь одного раздела ориентировались на защиту интересов потребителей. Однако, безусловно, сам факт появления подобного юридического акта послужил важным шагом на пути к целостному формированию законодательства в области защиты потребителей. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на то, что данный кодифицированный акт обрел значительную огласку, он так и не вступил в силу, поскольку многие его положения имели декларативный характер, не соответствовали экономическим изменениям, происходящим в государстве и вызывали множество дискуссий.
Новым этап в создании и развитии законодательства в области защиты потребителей и их прав явилось принятие в 1991 году Закона СССР «О защите прав потребителей» 1. Первый кодифицированный закон советского периода охватывал диапазон отношений защиты потребителей товаров, работ и услуг, отражая механизмы обеспечения их защиты, а также другие важные аспекты, которые не нашли закрепления в советском гражданском законодательстве. Однако в связи с распадом СССР данный нормативный правовой акт не успел вступить в силу и его положения так и остались нереализованными на практике.
Следует отметить, что российское потребительское законодательство по защите прав потребителей в отличие от активно развивающегося зарубежного
1 Закон СССР от 22.05.1991 №2184-1 «О защите прав потребителей» // «Ведомости СНД СССР и ВС СССР». — 1991. — №24. — Ст. 689.
законодательства сформировалось лишь к началу ХХ! века, после чего поэтапно, медленным темпом стало выходить на международный уровень.
Нормативные правовые акты, которые действовали до 1992 года не в полной мере отвечали нормам международного права (в частности, единогласно принятым 9.04.1985 г. «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей» 1. Изначально такое несоответствие выражалось в том, что не все права потребителей, которые уже были признаны и защищены международным сообществом (например, право на информацию), регулировались в законодательной форме, и эти права, даже находя свое отражение в законодательстве, как правило, не имели четкого механизма реализации, который бы мог быть воплощен на практике и, следовательно, оставались декларативными. Таким образом, законодательство СССР по защите прав потребителей продолжительное время по ряду причин и сложившихся неблагоприятных обстоятельств значительно отставало в своём процессе формирования и развития от зарубежного законодательства в рассматриваемой сфере.
Окончательно Закон «О защите прав потребителей»2 был принят 7.02.1992 г. и стал отражением международного права в национальном законодательстве. С этого момента у граждан Российской Федерации появилась реальная возможность на практике реализовать свои права как потребителей, закрепленные еще в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
В настоящее время действует более двадцати подзаконных актов, которые приняты непосредственно для реализации требований Закона «О защите прав потребителей». Они регулируют потребительские правоотношения, охватывая все отрасли права. Одновременно сформировалась многочисленная и довольно разнообразная судебная практика в этой сфере.
В правоприменительной практике термин «потребитель» не имеет единого толкования, тем не менее анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что на законодательном уровне предпринята попытка дать ему определение. Так, в Законе РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель — это гражданин, выражающий намерение заказать или приобрести, или заказывающий, покупающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и других потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
1 Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. (Приняты 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 16.09.2021).
2 Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №3. — Ст. 140.
Вместе с тем в указанном нормативном правовом акте упоминается о шести категориях субъектов, которые в той или иной мере участвуют в рассматриваемых отношениях. В их число входят 1) потребитель; 2) изготовитель; 3) исполнитель; 4) продавец; 5) уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель; 6) импортер.
Исходя из логики законодателя, потребителем признается только физическое лицо — гражданин, покупающий товары или услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, целью которой является систематической получение прибыли. Из этого вытекает, что не является потребителем гражданин, который приобретает товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывает для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях.
Вместе с тем, потребителем будет являться гражданин, который пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд [3]. Однако товары могут приобретаться/заказываться и для личных нужд, и для бытовых нужд, и одновременно как для личных, так и для бытовых. Следовательно, потребитель — это не только гражданин, непосредственно приобретающий товар, но и гражданин, пользующийся им. Следовательно, не считается потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве.
Представляется важным отметить, что многие права потребителя плотно коррелируют с обязанностями изготовителя (продавца, исполнителя). Это обусловлено тем, что право одного лица порождает обязанности, либо порождается обязанностями других лиц и гарантируется точностью исполнения субъектами данных многочисленных обязанностей. В целом. права потребителей изложены в Законе РФ «О защите прав потребителей». Основными из них являются:
— право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей (ст. 3). Реализуется посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также за счет организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; издания специализированной литературы и, разумеется, благодаря предоставлению гражданам обязательной информации, предусмотренной Законом;
— право потребителя на безопасность товар (ст. 7). Товар (равно как и работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, и не причинять вред имуществу потребителя. Главные требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке;
— право потребителя на качественные услуги и товары (ст. 4). Это положение подразумевает соответствующее обязательство продавца передать потребителю качественный товар, который в будущем будет использоваться потребителем для тех целей, для которых данный товар и предназначен (к примеру, целью использования холодильника в долгосрочной перспективе является хранение продуктов);
— право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах (ст. 8). Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Для товаров длительного использования производитель должен определить срок службы, период, в течение которого изготовитель обязуется предоставить потребителю возможность использовать товар по назначению и берет на себя ответственность за существенные недостатки, которые возникли по его вине. Изготовитель обязан установить срок службы в том числе на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), способные по истечении определенного срока представлять опасность для жизни и здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ1. На продукты питания, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан установить срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению и представляющий опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров также устанавливается Правительством РФ;
— право на возмещение ущерба (ст. 17). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме. Для реализации данного права изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также производит и направляет в торговые и ремонтные организации в оптимальном объеме и
1 Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 №720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования» // Российская газета. — №91-92. — 16.05.2001.
выборе запасные части в течение всего срока производства товара, а после снятия товара с производства — в течение срока службы товара, при отсутствии такого срока — в течение десяти лет со дня передачи товаров потребителю.
Обратившись к обширной судебной практике по данному вопросу, можно подтвердить довольно интересный, на наш взгляд, факт, суть которого состоит в том, что потребитель имеет право требовать возмещения убытков в связи с возвратом товара ненадлежащего качества в том размере, который позволит ему приобрести аналогичный товар. Анализ Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2019 №4-КГ19-31 позволяет сделать вывод, что положения п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей ориентированы на защиту интересов потребителя, чтобы у последнего при необходимости была возможность приобрести аналогичный товар и в том случае, если к моменту удовлетворения требований потребителя цена на такой товар повысилась. Данная судебная практика представляет определенный интерес и позволяет детально учитывать нюансы рассматриваемого права;
— право на защиту своих прав (ст. 40, 44, 45). Наделенный полномочиями федеральный орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Считаем необходимым упомянуть, что в современных реалиях в условиях пандемии важную роль в доступе граждан-потребителей к правосудию для защиты своих прав играли правовые позиции, обозначенные в обзорах по отдельным аспектам судебной практики в отношении использования законодательства и мер по пресечению распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19), утвержденных Президиумом Верховного суда РФ 21 и 30 апреля 2020 года1.
1 Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19) №1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, май 2020 г., №5; Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (СОУШ-19) N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 апреля 2020 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2020 г., №6.
Следующий вопрос, требующий внимания, включает способы охраны прав потребителей в Российской Федерации. Защита является одним из важнейших факторов развития торговли, обеспечивая баланс между спросом и предложением на рынке товаров и услуг.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ. Однако следует учитывать, что не все законодательно перечисленные в данной норме способы, могут применяться на практике для защиты в торговом обслуживании прав потребителей. В данном контексте рассмотрения вопроса могут применяться лишь следующие:
— самозащита (мера, которую имеет право предпринять для защиты субъективных прав их владелец без обращения к соответствующим органам. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения);
— изменение или прекращение правоотношения (допускается в случаях, предусмотренных Законом или договором). Так, влечет за собой логичное прекращение правоотношения продажа товара ненадлежащего качества, подразумевающая расторжение договора купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель, в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе потребовать: замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Также потребитель в этом случае имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками [4]. При этом потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные обозначенным Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара [5]. По истечении
этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков;
— возмещение убытков. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме;
— взыскание неустойки. Согласно ст. 13 Закона «О защите прав потребителей» уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) и в добровольном порядке;
— компенсация морального вреда (возможность взыскания компенсации предусмотрена как в Законе «О защите прав потребителей», так и регламентирована ст. ст. 1099-1101 ГК РФ, содержащих общие нормы о компенсации морального вреда.
Вышеуказанный перечень способов защиты не является исчерпывающим, поскольку законодателем четко оговорена возможность существования иных способов защиты, если они предусмотрены законом.
Так, в соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» потребители наделены правом создавать общественные объединения потребителей для защиты своих прав и законных интересов, деятельность которых в настоящее время набирает популярность в России. А учитывая происходящие социальные изменения можно предположить, что в ближайшей перспективе это станет ключевым и достаточно действенным механизмом защиты потребительских прав.
В заключении отметим, что на современном этапе экономического развития страны отечественное законодательство «О защите прав потребителей» имеет ряд недостатков и не в полной мере отвечает потребностям защиты прав потребителей, что способно порождать проблемы для правоприменителей. В первую очередь это нарушение права потребителя на достоверную информацию.
Сегодня этикетка — единственный источник информации для потребителя, позволяющий здраво оценить правильность осуществляемого выбора. Однако нередки случаи, когда производители используют мелкий, нечитабельный шрифт, то есть целенаправленно, с прямым умыслом вводят в заблуждение покупателя о качестве и безопасности пищевого продукта.
Кроме того, это законодательно закрепленная обязанность продавца и изготовителя предоставлять информацию на родных языках народов Российской Федерации не учитывает обязательство переводить данную информацию на русский язык.
Также это отсутствие у потребителя в большинстве случаев необходимых умений и навыков для анализа достоверной и недостоверной информацией, что одновременно связано с правом потребителя на достоверную информацию и с правом на просвещение в соответствующей сфере из-за низкой правовой грамотности большинства населения, которое легко ввести в заблуждение в рамках потребительского законодательства [6].
Механизмом решения обозначенных проблем, в том числе с целью совершенствования системы защиты в торговом обслуживании прав потребителей могут служить дополнения в Закон «О защите прав потребителей», устанавливающие в отдельной статье гражданскую ответственность продавца, исполнителя и производителя перед потребителем за предоставление заведомо ложной информации в сфере защиты прав потребителей. При этом ответственность должна быть не декларативной, а действенной, способной на практике обеспечить абсолютное исполнение норм законодательства продавцами, исполнителями и изготовителями.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Карапетов А.Г., Бевзенко Р.С. Комментарии к нормам ГК об отдельных видах договоров в контексте постановления Пленума ВАС РФ «О свободе договора и ее приделах // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — №8. — 2014. — С. 4-94.
2. Сметанина Л. Исключаем риски перед продажей и покупкой недвижимого имущества // Информационно-правовой портал «Гарант.ру» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://garant.ru (Дата обращения 18.04.2021).
3. Тимофеев С.В. Непреодолимая сила как основания для освобождения от гражданско-правовой ответственности // Юридический мир. 2021. № 5. С. 3032.
4. Баринов, Н. А. Порядок и способы защиты прав потребителей // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2010 - №5.
5. Богдан В.В. Гражданско-правовые способы защиты потребителей в сфере торговли и услуг // «Юрист». - 2010 - № 7. - С. 17.
6. Бунина С.Г. Юридическое обеспечение защиты прав потребителей в России (историко-правовое исследование): автореф. дис. канд. юрид. наук. // М., 2019.