Научная статья на тему 'Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев на уровне субъектов Российской Федерации'

Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев на уровне субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1517
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ БЕЖЕНЦЕВ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / МИГРАНТЫ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / PROTECTION OF THE RIGHTS OF THE REFUGEES / THE COMPELLED IMMIGRANTS / A SPECIAL CATEGORY OF THE POPULATION / THE PROGRAM OF DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT / ATTRACTION OF A MANPOWER / MIGRANTS / MIGRATORY PROCESSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуршалова Е. С.

Беженцы и вынужденные переселенцы особая категория населения, которой адресован комплекс прав не только на федеральном, но и на региональном уровнях. В настоящей статье проанализировано правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев, гарантируемые нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации способы защиты их прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев на уровне субъектов Российской Федерации»

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Шуршалова Е.С., старший преподаватель Поволжский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза РФ Российский университет кооперации г. Энгельс, Россия

защита прав беженцев и вынужденных

переселенцев на уровне субъектов

российской федерации

В условиях, продолжающихся в стране социально-экономических реформ, создание согласованной и сбалансированной системы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина на уровне субъектов Российской Федерации представляет собой важнейшую задачу. Формализация федеративной политики, усиление начал централизации актуализирует вопросы эффективного функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав человека.

Беженцы и вынужденные переселенцы как особая категория населения, которой адресован комплекс прав федеральными документами, выступают объектом внимания и региональных властей. Система защиты их прав, включает в себя, в первую очередь, нормативно-правовую составляющую, которую дополняют процессуальные средства и институты. Проанализируем правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев, гарантируемые нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации способы защиты их прав и свобод.

В некоторых субъектах Федерации меры по поддержке беженцев и вынужденных переселенцев принимаются в рамках программно-целевого подхода. Интересы беженцев и вынужденных

переселенцев, защита их прав предусмотрены комплексными концепциями и программами демографического развития субъектов Федерации, которые направлены, в том числе, на привлечение трудовых ресурсов и их эффективное использование, социально-экономическую и культурную адаптацию беженцев и вынужденных переселенцев. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», в целях улучшения демографической ситуации, создания условий для стабилизации численности населения на основе роста рождаемости, сокращения смертности, повышения эффективности регулирования миграционных процессов в ряде субъектов приняты программы демографического развития. Так, например, Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. №270 утверждена Республиканская целевая программа демографического развития Чувашской Республики на 2011- 2020 годы [1]. В осуществлении прав беженцев и вынужденных переселенцев участвуют не только высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации, но и органы соответствующей отраслевой компетенции.

№9 НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций X

Защита прав беженцев и вынужденных переселенцев выражается в принятии на региональном уровне законов, которые направлены на обеспечение социальной защиты молодежи из числа беженцев и вынужденных переселенцев в сфере занятости, определяющие дополнительные экономические и организационные основы трудоустройства этой категории населения.

Законами субъектов Федерации определяются гарантии в сфере социального обслуживания мигрантов, устанавливаются соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов в сфере социального обслуживания. Так, например, ст. 12 Закона Республики Башкортостан от 7 июля 1997 г. .№105-3 в ред. от 24 ноября 2008 г. №67-3 «О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан» [2] устанавливает, что иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы пользуются теми же правами в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством. Также Законом Санкт-Петербурга от 20 февраля 2008 г. №42-10 [3] установлены государственные стандарты социального обслуживания.

Защита прав детей, интересов многодетных семей включается в региональную систему защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Законы о защите прав ребенка, принятые в субъектах Федерации распространяются на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, детей, оказавшихся в экстремальных условиях. (например ст. 1 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. №217-КЗ в ред. от 10 сентября 2008 г. №302-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае» [4], ст. 1 Закона Республики Дагестан от 15 декабря 1998 г. №24 в ред. от 18 ноября 2009 №69

«О защите прав ребенка в Республике Дагестан» [5]). Интересы детей беженцев, вынужденных переселенцев учитываются и в актах, определяющих порядок приема в государственные образовательные учреждения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, например, в Свердловской области, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года [6].

Реализация права на жилище беженцев и вынужденных переселенцев на региональном уровне обеспечивается дополнительной регламентацией соответствующего права, детализацией процесса его реализации на основе общефедеральных законодательных гарантий. В Республике Бурятия жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда Республики Бурятия (Закон Республики Бурятия от 25 декабря 2006 г. №2024-Ш в ред. 16 марта 2009 №778-1У«О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия» [7]).

Защита права беженцев и вынужденных переселенцев на охрану здоровья и медицинскую помощь предполагает не только его закрепление в нормативно-правовых актах субъектов Федерации, но и выделение соответствующих финансовых средств в бюджетах субъектов Федерации, принятие организационных мер в системе органов исполнительной власти субъектов в целях осуществления указанных прав. В

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАуКИ

соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории республики Татарстан на 2010 год, иностранным гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в Республике Татарстан, медицинская помощь оказывается в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2010 год, застрахованным на территории иных субъектов Российской Федерации - в объеме Базовой программы обязательного медицинского страхования Российской Федерации [8]. Под категорию иностранных граждан подпадают и беженцы, которые находятся на территории Российской Федерации.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и фонды обязательного медицинского страхования субъектов Федерации обеспечивают реализацию государственной политики в области ОМС как составной части государственного социального страхования и в отношении беженцев и вынужденных переселенцев. Например, в Постановлении Губернатора Хабаровского края от 2 ноября 2009 г. №165, которым утверждены Правила обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, подчеркивается, что указанные Правила распространяются в полном объеме не только на граждан Российской Федерации, но и на постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, если международными договорами Российской Федерации не предусмотрено иное, и лиц, не имеющих гражданства [9].

Подводя итоги, необходимо отметить, что реформационные процессы, происходящие в социально-экономической сфере, актуализируют вопрос своевременного финансирования программ и мероприятий, разработанных на региональном уровне, активное взаимодействие федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в этой сфере. 1

1. См.: Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. №270 «О Республиканской целевой программе демографического развития Чувашской Республики на 2011 - 2020 годы» //Собрание законодательства Чувашской Республики. 2008. №9. Ст. 656.

2. См.: Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1998. №6 (72). Ст. 337; 2009. №2 (296). Ст. 17.

3. См.: Закон Санкт-Петербурга от 20 февраля 2008 г. №42-10 «О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга» //Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. №7. 03.03.2008.

4. См.: Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 29.12.2004. №84; 06.03.2007. №10; 10.09.2008. №83.

5. См.: СЗ Республики Дагестан. 2005. №1. Ст. 4; 2009. №22. Ст. 1101.

6. См.: Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2008 г. №1417-ПП «Об утверждении порядка приема в государственные образовательные учреждения Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Свердловской области. 2009. №12-6 (2008). Ст. 2202.

7. См.: СЗ Республики Бурятия. №12 (93). 2006; №1-2 (118-119). 2009.

8. См.: Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2009 г. №911 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2010 год» //Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти. 2010. №7. Ст. 229.

9. См.: СЗ Хабаровского края. 2009. №11 (88) (ч.1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.