БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Л.Л. Гросман1, Н.Г. Коршевер2, С.А. Сидельников2, Ю.А. Тютюнник1
Защита от техногенных аварий, экстремальных явлений природы, природоохранная деятельность, обеспечение экологической безопасности в системе охраны здоровья населения
1 Филиал ФГБУЗ ЦМСЧ № 119 ФМБА России — медико-санитарная часть № 9, г. Саратов 2 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов
L.L. Grossman1, N.G. Korshever2, S.A. Sidelnikov2, Yu.A. Tyutyunnik1
Protection against technogenic accidents, extreme natural disasters, nature-preserving activities, guarantees of environmental safety
in the health care system
1 FSBHI Branch Central Regional Hospital № 119 of the Federal Medical-Biological Agency of Russia — Medical and Sanitary Unit № 9, Saratov, 2 Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Ministry of Health of the Russian Federation, Saratov
Ключевые слова: техногенные аварии, экстремальные явления природы, природоохранная деятельность, экологическая безопасность, детерминанты, секторы, информативные показатели, охрана здоровья
Keywords: anthropogenic accidents, extreme nature disasters, environmental protection, environmental safety, determinants, sectors, factual indicators, health protection.
Цель работы — исследование роли защиты от техногенных аварий и экстремальных явлений природы, состояния природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности в общей системе охраны здоровья населения. Проведено анонимное анкетирование 174 врачей-организаторов, 34экспертов и 496не медицинских работников. Установлены детерминанты, имеющие отношение к влиянию на здоровье техногенных аварий и экстремальных явлений природы, состояния природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности, а также секторы государства и общества (администрация территории — аппарат главы администрации; депутаты думы территории; средства массовой информации и печати; здравоохранение; органы внутренних дел и прокуратура; сфера охраны окружающей среды и природопользования; сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; промыш-
The aim of the work has been to investigate the role of protection against the anthropogenic accidents and extreme natural disasters, condition of nature-preserving activities and guarantees of ecological safety in the general system of public health. There has been carried out an anonymous survey of 174 doctors-organizers, 34 experts and 496 non-medical workers. There have been established the determinants regarding the effects produced on public health by anthropogenic accidents and extreme natural disasters, condition of nature-preserving activities and guarantees of environmental safety, as well as the state and social sectors (administration of the territory — the head of administration team; deputies of the territorial Duma; mass media and press; public health; organs of internal affairs and public prosecution; environmental safety and management of natural resources; sphere of the safety provision to the public livelihood; industrial and energy safety; forestry economy; hunting and
ленность и энергетика; лесное хозяйство; охотничье хозяйство и рыболовство; транспорт; дорожное хозяйство; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство), которые в наибольшей степени могут воздействовать на них и на обоснованные в исследовании информативные показатели оценки успешности охраны здоровья населения в территориальном образовании (защита населения от техногенных аварий и экстремальных явлений природы; природоохранная деятельность и обеспечение экологической безопасности; улучшение повседневных условий жизни населения; обеспечение дорожно-транспортной безопасности; обеспечение общественной безопасности и правопорядка; обеспечение справедливых условий найма и достойной работы, социальных гарантий и охраны труда; обеспечение здорового рациона питания населения; осуществление медико-социальной экспертизы социально-экономических и технических планов, проектов и программ). Результаты работы могут быть реализованы в повседневной практике охраны здоровья населения.
fishing economy; transport infrastructure; Public road system; Housing and utilities infrastructure), which can make a significant influence on these determinants and validate the Public Healthcare System in a territorial entity (protection of the population against anthropogenic accidents and extreme nature disasters; Environmental management and provision of the environmental safety; Improving the daily living conditions of the population; Ensuring road safety; Ensuring public safety and law and order; Ensuring fair conditions for hiring and decent performance, Social guarantees and labor protection; Healthy nutrition for the population; Implementation of medical and social expertise of socio-economic and technical plans, projects and programs). The outcomes of the work done can be practiced in in daily care for public health protection.
Охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его дол гол ет-ней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). При этом в основе решения проблемы охраны здоровья населения лежит внедрение так называемой социальной модели, которая предполагает формирование согласованной политики деятельности всех секторов государства и общества ( так называемого межсекторального взаимодействия), основанной на детерминантах здоровья — факторах, влияющих на него.
В то же время анализ литературы свидетельствует о том, что недостаточно
исследованы детерминанты здоровья, имеющие отношение к негативным опасностям техногенного и природного происхождения, состоянию природоохранной деятельности и обеспечению экологической безопасности, не определены секторы государства и общества, которые могут на них воздействовать, и показатели оценки такого воздействия.
Цель работы — исследование роли защиты от техногенных аварий и экстремальных явлений природы, состояния природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности в общей системе охраны здоровья населения.
Материалы и методы
Анализировали результаты анонимного анкетирования 174 врачей, проходивших усовершенствование на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (СГМУ) по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», а также 496 не медицинских работников, проживавших в г. Саратове и Саратовской области и проходивших плановое обследование
в филиале ФГБУ3 ЦМСЧ № 119 ФМБА России — медико-санитарной части № 9 и других центрах здоровья.
Кроме того, проведен анонимный опрос 34 экспертов: 14 — из числа профессорско-преподавательского состава организационных кафедр (общественного здоровья и здравоохранения; экономики и управления здравоохранением и фармацией) СГМУ и 20 специалистов в области управления здравоохранением (руководи-тели медицинских организаций г. Саратова и области). При отборе экспертов были соблюдены как соответствующие количественные, так и качественные характеристики, в том числе определяли: опыт профессиональной деятельности по специальности (не менее 10 лет) , компетентность и согласованность мнений [9]. Применяли метод самооценки с определением совокупного индекса — коэффициента компетентности — среднее значение уровня теоретических знаний, практических навыков и способности к прогнозированию (не менее 4 баллов по 5-балльной шкале). Степень согласованно -сти мнений, рассчитанная с использованием коэффициента конкордации Кендалла, соответствовала высокому значению и была достоверной.
Вопросы специально разработанных анкет имели отношение к межсекторальному взаимодействию по охране здоровья населения, в частности к защите от техногенных аварий и экстремальных явлений природы, а также состоянию природоохранной деятельности и обеспечению экологической безопасности.
Оценку значимости детерминант здоровья, заинтересованных секторов и их влияния на информативные показатели осуществляли по 10-балльной шкале: 10 баллов имеют определяющее значение; 7 — имеют большое значение; 4 — имеют значение, 0 — не имеет значения.
Определение информативных показателей проводили с использованием метода попарных сравнений.
Полученные данные обработаны с помощью персональной ЭВМ методами вариационной статистики с вычислением параметрического (Стьюдента) и непараметриче-
ского (Манна—Уитни) критериев различия, которые оценивали как статистически значимые при р<0,05.
Результаты исследования
Установлены 37 детерминант здоровья — четыре группы (образ жизни — 7, условия жизни и работы — 9, факторы, которые воздействуют на общество в широком смысле слова, — 8, структурные показатели социально-экономического неравенства — 5) и внегрупповые (8). При этом к детерминантам, связанным с влиянием на здоровье техногенных аварий и экстремальных явлений природы, а также состояния природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности, относятся:
• из группы «Условия жизни и работы» — обеспеченность жильем, в том числе санитарно-гигиеническими условиями ( рис. 1, № 1) ; условия работы, в том числе производственные риски (рис. 1, № 2); организация охраны труда, в том числе обеспечение безопасности деятельности (рис. 1, № 3); транспортное обеспечение, в частности состояние дорожно-транспортной сети и функционирование системы личного и общественного транспорта (создание безопасной дорожно-транспортной среды) ( рис. 1, № 4) ; устройство территории (рис. 1, № 5);
• из группы «Факторы, которые воздействуют на общество в широком смысле слова» — ответственность власти за действия и справедливость в отношении здоровья населения, в том числе функционирование системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций (рис. 1, № 6); климат (рис. 1, № 7); погода (рис. 1, № 8); экологическая обстановка (рис. 1, № 9) ; состояние общественной безопасности и правопорядка (рис. 1, № 10);
• из группы «Структурные показатели социально-экономического неравенства» — род занятий (рис. 1, № 11); место проживания (рис. 1, № 12);
• из внегрупповых — медицинское обслуживание: работа органов и учреждений здравоохранения, в частности состояние орга-
низации оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях мирного времени (рис. 1, № 13).
Значимость влияния этих факторов на состояние здоровья населения представлена на рис. 1.
Видно, что логика распределения данных, полученных при анкетировании врачей-организаторов, в основном совпадает с данными не медицинских работников, т.е. обе категории опрошенных указали на высокую значимость одних и тех же факторов, влияющих на состояние здоровья населения. Вместе с тем не медицинские работники считали, что 9 из 13 выделенных детерминант статистически достоверно более приоритетны - № 1, 2, 5, 6, 8, 9, 11-13 (р<0,05). В остальных случаях различий выявлено не было (р>0,05).
Респондентами определены 23 сектора государства и общества, заинтересованные в охране здоровья населения. Из них 13 в наибольшей степени могут воздействовать на перечисленные детерминанты: администрация территории (аппарат главы администрации);
• депутаты думы территории;
• средства массовой информации и печати;
Рис. 1. Значимость детерминант здоровья (баллы)
Обозначение номеров детерминант приведено в тексте
• здравоохранение;
• органы внутренних дел и прокуратура;
• сфера охраны окружающей среды и природопользования;
• сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
• промышленность и энергетика;
• лесное хозяйство;
• охотничье хозяйство и рыболовство;
• транспорт;
• дорожное хозяйство;
• строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.
Полученные данные позволили экспертам обосновать 38 информативных показателей оценки успешности межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения в территориальном образовании. Данные экспертного опроса свидетельствуют о том, что в контексте настоящей работы целесообразно рассмотреть 8 таких показателей:
• защита населения от техногенных аварий и экстремальных явлений природы;
• природоохранная деятельность и обеспечение экологической безопасности;
• улучшение повседневных условий жизни населения;
• обеспечение дорожно-транспортной безопасности;
• обеспечение общественной безопасности и правопорядка;
• обеспечение справедливых условий найма и достойной работы, социальных гарантий и охраны труда;
• обеспечение здорового рациона питания населения;
• осуществление медико-социальной экспертизы социально-экономических и технических планов, проектов и программ.
Установлены градация каждого информативного показателя - высокий, средний и низкий уровни - и характеристики каждого из них. Так, уровни показателя «Защита населения от техногенных аварий и экстремальных явлений природы» опреде-
8 7
- Мнение не медицинских работников
--Мнение врачей
ляются: функционированием системы мониторинга состояния потенциально опасных объектов на территории и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; формированием концепции безопасной жизни на территории; организацией массового обучения жителей основам техники безопасности; планированием действий на случай техногенных и природных катастроф; осуществлением контроля за исполнением нормативных территориальных актов по чрезвычайным ситуациям техногенного и природного характера; функционированием комплексной системы информирования и оповещения о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера в местах массового пребывания людей; разработкой и реализацией практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов; содержанием в готовности необходимых сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий их возникновения, в том числе эвакуации и оказания медицинской помощи пострадавшим; развитием и совершенствованием технических средств и технологий ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Для информативного показателя «Природоохранная деятельность и обеспечение экологической безопасности» это: состояние менталитета власти и населения в области охраны природы и природопользования; наличие и состояние карты территории по экологическим средам; планирование и финансирование природоохранных мероприятий; формирование экологической инфраструктуры; реализация мер в области экологической безопасности транспортных средств; реализация мероприятий в производственной сфере, направленных на оптимизацию отношений с окружающей средой; организация переработки твердых отходов; снижение воздействия на население радиоактивных природных и техногенных источников; наличие и реализация программы воспроизводства лесов, парков и единого массива природного каркаса территории; мониторинг и зонирование леса с выделением и оборудованием зон рекреации и покоя; поддержание биологического разнообразия экосистем территории.
Также экспертами установлена значимость влияния каждого из указанных 13 заинтересованных секторов на каждый из рассматриваемых информативных показателей оценки успешности охраны здоровья населения в территориальном образовании. На рис. 2 в качестве примера отражено влияние перечисленных секторов на информативный показатель «3ащита населения от техногенных аварий и экстремальных явлений природы».
Результаты исследования, представ -ленные на рис. 2, свидетельствуют о том, что на уровень данного информативного показателя в наибольшей степени могут воздействовать секторы № 7, 1, 2, 4, 5, 12 и 11 (представлены по мере убывания приоритета).
Обсуждение
В центре внимания работы — детерминанты здоровья и заинтересованные в его охране секторы государства и общества.
Рис. 2. Влияние секторов на информативный показатель «Защита населения от техногенных аварий и экстремальных явлений природы» (баллы)
1 - администрация территории (аппарат главы администрации); 2 - депутаты думы территории; 3 - средства массовой информации и печати; 4 - здравоохранение; 5 - органы внутренних дел и прокуратура; 6 - сфера охраны окружающей среды и природопользования; 7 - сфера обеспечения безопасности жизнедеятельности населения; 8 - промышленность и энергетика; 9 - лесное хозяйство; 10 - охотничье хозяйство и рыболовство; 11 - транспорт; 12 - дорожное хозяйство; 13 - строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
Анализ литературы свидетельствует о том, что их исследование актуально. Достигнуты определенные успехи в обосновании детерминант [7; 10; 14], сформулированы принципиальные положения межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения [1; 2; 8; 11; 13].
Особенность настоящего исследования заключается в том, что оно осуществлено в контексте защиты от техногенных аварий и экстремальных явлений природы, состояния природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности в общей системе охраны здоровья населения. Установлены соответствующие детерминанты здоровья и заинтересованные секторы государства и общества.
Обзор литературы и опыт практической деятельности свидетельствуют о том, что целесообразно оптимизировать межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны здоровья населения. Общеизвестно, что оптимизация любого процесса базируется на результатах оценки его успешности [3-6; 12]. Такая оценка невозможна без обоснования соответствующих информативных показателей, которые были получены с учетом направленности работы. Кроме того, определена значимость возможного воздействия на эти показатели заинтересованных секторов, т.е. возникает перспектива оптимизации -проведения целенаправленных корригирующих мероприятий.
Заключение
Результаты работы могут быть реализованы в повседневной практике охраны здоровья населения.
Литература
1. Аделаидское заявление ВОЗ «Учет интересов здоровья во всех направлениях политики». Женева, 2010. Доступ: http://www.who.int/social_determinants/ russian_adelaide_statement_for_web.pdf (дата обращения: 19.01.2017).
2. Амлаев К.Р. Научное обоснование механизмов реализации муниципальной политики по охране и укреплению здоровья населения: Дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2010.
3. Коршевер Н.Г., Гречишников A.B. Оптимизация медицинского обслуживания населения муниципального района. Саратов: Саратовский военно-медицинский институт, 2010.
4. Коршевер Н.Г., Онищенко А.Н., Трайс-тер C.B. Адаптация личного состава подразделений охраны к условиям военно-профессиональной деятельности. Саратов: Саратовский военно-медицинский институт, 2002.
5. Коршевер Н. Г., Полковов C.B., Лавринен -ко О.В. и др. Диагностика и технология оптимизации медицинского обеспечения воинской части / / Военно-медицинский журнал. 2000. Т. 321. № 5. С. 17-20.
6. Коршевер Н.Г., Шевчук И.А., Шевчук Л.Е. Адаптация морских пехотинцев к условиям военно-профессиональной подготовки. Саратов: СМУ, 1999.
7. Лисицын Ю.П. Здоровый образ жизни. История и современность. М.: НИИ истории медицины РАМН, 2012.
8. Развитие межсекторального взаимодействия в интересах здоровья и благополучия в Европейском регионе ВОЗ. Здоровье — это политический выбор. Европейский региональный комитет, 65-я сессия. Вильнюс, Литва, 14—17 сентября 2015 г.
Доступ: http://www.euro.who.int/_data/
assets/pdf_file/0006/284955/65wd16r_Pr omotingIntersectoralAction_150619.pdf (дата обращения: 19.01.2017).
9. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доров-ская А.И. Подготовка специалистов в области управления здравоохранением: значимость формирования компетенций // Казанский медицинский журнал. 2015. Т. 96. № 6. С. 1049—1053.
10. Социальные детерминанты здоровья // Информационный бюллетень. Докумен-тационный центр Всемирной организации здравоохранения. ФГБУ Центральный НИИ Организации и информатизации здравоохранения. 2010. Вып. 2. Доступ: http://whodc.mednet.ru/ru/component/ attachments/download/79.html (дата обращения: 19.01.2017).
11. The Bangkok Charter for health promotion in the globalized world. 2005. Available
at: http://www.who.int/healthpromotion/ conferences/6gchp/bangkok_charter/en/ (accessed: 19.01.2017).
12. Ison E. Health Impact Assessment Toolkit. 2005. Available at: http://www.skb.org. tr/english/wp-content/uploads/2010/08/ hia_tool_kit_1.pdf (accessed: 19.01.2017).
13. The Ottawa Charter for health promotion. 1986. Available at: http://www.who.int/ healthpromotion/conferences/previous/ ottawa/en/ (accessed: 19.01.2017).
14. Whitehead M., Dahlgren G. What can we do about inequalities in health // Lancet. 1991. № 338. P. 1059-1063.
Контакты:
Сидельников Сергей Алексеевич,
заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России,
кандидат медицинских наук, доцент. Тел. раб.: (8452) 22-77-13. E-mail: [email protected]
информация_
Специалисты лаборатории химико-аналитического контроля и биотестирования ФГУП
«НИИ ГПЭЧ» ФМБА России (г. Санкт-Петербург) успешно выполнили задания первого и второго квалификационных тестов Организации по запрещению химического оружия
по анализу биомедицинских образцов
Специалисты лаборатории химико-аналитического контроля и биотестирования ФГУП «Научно исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» ФМБА России успешно выполнили задания первого (март 2016 г.) и второго (март 2017 г.) квалификационных тестов Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по анализу биомедицинских образцов. Лаборатория получила аккредитацию ОЗХО на право участия в международных расследованиях нарушений Конвенции о запрещении химического оружия. В августе 2017 г. лаборатория химико-аналитического контроля и биотестирования получила сертификат аккредитации, подписанный генеральным директором ОЗХО Ахметом Узюмджю, и поздравительное письмо с выражением благодарности за вклад, вносимый в деятельность организации по обеспечению выполнения положений Конвенции.
Высокие результаты, достигнутые в рамках участия лаборатории в пяти тренировочных тестах ОЗХО по анализу биомедицинских образцов и двух квалификационных тестах, были получены благодаря опыту, накопленному в ходе многолетней работы по освоению и совершенствованию методов анализа метаболитов отравляющих веществ в биопробах в рамках научно-исследовательских работ, выполняемых по контрактам с ФМБА России и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. При выполнении этих работ специалисты лаборатории химико-аналитического контроля и биотестирования ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России непрерывно повышали свой профессиональный уровень, что в итоге позволило лаборатории занять место в ряду ведущих мировых центров, специализирующихся в области анализа биомедицинских образцов. Наличие в структуре ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА химико-аналитической лаборатории, высокий уровень работы которой признан международными экспертами, способствует повышению авторитета как института, так и Федерального медико-биологического агентства внутри страны и за рубежом.