системы ТС в соответствие с Соглашением. До этого момента положения Соглашения (включая обязательства сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами ТС и решениями его органов.
Права и обязательства сторон, вытекающие из Соглашения, не могут быть отменены ни по решению органов ТС (включая суд ЕврАзЭС), ни международным договором, заключенным сторонами.
Если правовые нормы ТС более либеральны по сравнению с Соглашением и не противоречат ему, то стороны могут применять такие нормы. Заключая в рамках ТС международные договоры, принимая и применяя
акты ТС, стороны должны обеспечить их соответствие Соглашению.
В соответствии с утвержденным графиком разработки первоочередных технических регламентов ТС (решением КТС от 8 декабря 2010 г. № 492) из запланированных к принятию 47 технических регламентов ТС принят 31, в том числе в 2012 г. 7.
В условиях активной интеграции России в мировую экономику работа по охарактеризованным направлениям будет продолжена и позволит обеспечить проверку исполнения на территории России соответствующих решений, принимаемых, в частности, Межгосударственным советом ЕврАзЭС и Комиссией ТС.
Поступила 04.02.13
© Н.Г. КОРШЕВЕР, С. А. СИДЕЛЬНИКОВ, 2013 УДК 614.2:316.34
Н.Г. КОРШЕВЕР, С.А. СИДЕЛЬНИКОВ
Межсекторальное взаимодействие по вопросам охраны здоровья населения
ГБОУ ВПО "Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского" Минздрава России, 410012, Саратов
Путем анонимного анкетирования профессорско-преподавательского состава, врачей-организаторов, проходящих усовершенствование, а также населения установлены значимость 37 детерминант здоровья, влияние на них различных секторов общества, значимость и структура мер политического, экономического и другого характера, обоснованы действия по организации межсекторального взаимодействия и конкретные направления его осуществления, оценена роль различных должностных лиц.
К л ю ч е в ы е с л о в а : охрана; здоровье; межсекторальное взаимодействие
THE INTERSECTORIAL INTERACTION CONCERNING THE ISSUES OF SUPPORT
OF POPULATION HEALTH
N.G. Korshever, S.A. Sidel'nikov The V.I. Razumovskiy Saratov state medical university of Minzdrav of Russia, 410012 Saratov, Russia The article deals with the results of anonymous survey of professional and teaching staff, physicians health managers at post-graduate training and population. The analysis established the value of 37 health determinants and impact on them of various sectors of society. The significance and structure ofpolitical, economic and other measures is demonstrated. The activities concerning the organization of intersectorial interaction and actual directions of its implementation are grounded. The role of different officials is assessed.
Key words: support; health; intersectorial interaction
Введение. Исследование организационно-методических аспектов охраны здоровья населения, безусловно, актуально. Базисом решения данного вопроса являются выявление влияющих на него условий и факторов — детерминант здоровья (социальные детерминанты) и целенаправленное воздействие на них. Достигнуты определенные успехи. Установлены группы детерминант здоровья и вес их влияния. Особенно значимы работы Ю.П. Лисицына, уже признанные классическими [5, 6], а также исследования других отечественных и зарубежных ученых [1, 2, 4, 8—10]. Функционирует специальная ко -миссия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по социальным детерминантам здоровья. Вместе с тем в указанных работах, как правило, анализировались группы детерминант здоровья — реализовался интегратив-ный подход. В то же время каждая группа включает достаточно обширный перечень факторов. Более того, различные авторы целенаправленно рассматривали только
отдельные группы детерминант, не анализируя другие. Представляется плодотворным определить как можно больший спектр детерминант здоровья и значимость каждой из них.
Целесообразно не только исследовать факторы, влияющие на состояние здоровья, но и определить роль различных секторов общества, которые должны осуществлять работу по его охране, т. е. воздействовать на эти детерминанты. Действительно, в последние годы ВОЗ важнейшее значение в деле охраны здоровья придает так называемому межсекторальному взаимодействию или сотрудничеству. Соответствующие принципиальные положения представлены международными экспертами в Оттавской [7] и Бангкокской [3] хартиях. К сожалению, реализация многих из них носит декларативный характер. В частности, не обоснованы ее организационные аспекты, в том числе конкретные направления осуществления практических действий, не определены
Контактная информация: Коршевер Натан Григорьевич, д-р мед. наук, проф.; e-mail: [email protected]
значимость и структура мер политического, экономического и другого характера, а также не оценена деятельность различных должностных лиц. Как правило, в регионах осуществляются ведомственные программы и проекты, а если они и являются межведомственными, то количество ключевых партнеров ограничено.
Цель работы заключается в определении перечня и исследовании значимости детерминант здоровья, обосновании организационных аспектов межсекторального взаимодействия по вопросам его охраны.
Материалы и методы. В работе осуществлен анализ результатов анонимного опроса по специально разработанным анкетам 263 врачей, проходящих усовершенствование на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГБОУ ВПО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", 14 лиц профессорско-преподавательского состава организационных кафедр, а также 496 человек (немедицинских работников) в возрасте 42,6 ± 0,3 года, проживающих в Саратовской области и проходящих плановое обследование в одном из центров здоровья. Полученные материалы были подвергнуты статистическому анализу с использованием ЭВМ — применяли параметрические и непараметрические методы. Формат представления данных М ± т.
Результаты. Определены перечень из 37 детерминант здоровья и значимость (по 10-балльной шкале) каждой из них (рис. 1). При этом рассматривали составляющие следующих групп детерминант здоровья: образ жизни (семь — № 1—7); условия жизни и работы (девять — № 16—24); факторы, которые воздействуют на общество в широком смысле слова (восемь — № 25— 32); структурные показатели социально-экономического неравенства (пять — № 33—37). Кроме того, исследовали и внегрупповые детерминанты (восемь — № 8—15).
Полученные данные свидетельствуют о том, что внутри каждой из перечисленных групп значимость детерминант существенно различалась.
—л— Оценка врачей
Рис. 1. Характеристика детерминант здоровья.
Логика распределения данных, полученных при анкетировании населения, в основном совпадает с результатами опроса специалистов в области организации здравоохранения.
Полученные данные рационально использовать в практической работе по охране здоровья населения, в частности для анализа воздействия на них заинтересованных секторов. Респонденты определили девять таких основных секторов: администрация и депутаты думы территории; средства массовой информации; здравоохранение; сфера образования; руководство предприятий; общественные организации; органы внутренних дел; военный комиссариат.
Естественно, что и перечень детерминант, на которые воздействует тот или иной сектор, и значимость (также по 10-балльной шкале) такого воздействия различаются. Например, есть детерминанты, на которые секторы практически не влияют. Это пол, возраст, климат, погода. Только сектор здравоохранение может повлиять на наследственность, имея в виду генную инженерию. Кроме того, такие секторы, как органы внутренних дел и военный комиссариат, воздействуют на существенно меньшее количество детерминант здоровья, чем остальные (27 и 17 из 37 соответственно).
Результаты исследования могут быть реализованы при формировании специальных программ, направленных на охрану здоровья населения. В частности, они помогут целенаправленно определять как участие конкретных секторов в их исполнении, так и значимость соответствующих воздействий. На физическую активность населения, например, могут и должны воздействовать все секторы, но в наибольшей степени здравоохранение и сфера образования (7,22 ± 0,11 и 7,13 ± 0,12 балла соответственно), а в наименьшей — органы внутренних дел (3,46 ± 0,09).
Общеизвестно (федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статья 2), что охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера. Установлены значимость (по 5-балльной шкале) и удельный вес этих мер (рис. 2). Наиболее значимыми и составляющими наибольший удельный вес являются экономические, медицинские и социальные меры.
Исследованы организационные аспекты осуществления межсекторального взаимодействия. Во-первых, дана характеристика 13 основных действий по организации этого процесса:
• определение ответственности за действия и справедливость в отношении здоровья населения;
• получение фактических данных о состоянии здоровья населения, социальных детерминантах здоровья и способах их коррекции;
• осуществление кадровой политики в отношении межсекторального взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения — создание специальной координационной группы (центр), обоснование качеств, которым должны соответствовать конкретные исполнители в каждой структуре, их численного состава;
• формирование у руководителей заинтересованных структур и ответственных исполнителей выраженной позитивной мотивации на организацию межсекторального взаимодействия;
4,5 -| 43,532,521,51 -0,50-
1
4
Медицинские (21,1%)
Научные (11,7%)
Социальные (20,2%)
Политические (13,6%)
Экономические (21,3%)
Правовые (12,1%)
Рис. 2. Значимость (в баллах) и удельный вес различных мер в общей системе охраны здоровья граждан. 1 — политические; 2 — экономические; 3 — правовые; 4 — социальные; 5 — научные; 6 — медицинские.
• определение целей и задач межсекторального взаимодействия и доведение их до конечного результата, а также реальных условий, в которых они будут решаться, до исполнителей;
• организация подготовки исполнителей к осуществлению конкретных мероприятий, в том числе в отношении воздействия на детерминанты здоровья;
• принятие руководителями секторов решений на организацию межсекторального взаимодействия, их оформление в виде специальной организационно-распорядительной документации, в том числе планов, программ, их доведение до исполнителей;
• организация проведения мероприятий по охране здоровья населения, выполняемых в рамках межсекторального взаимодействия;
• учет выполнения мероприятий, в том числе в специальных документах;
• представление донесений (отчетность) о выполнении мероприятий ответственными исполнителями как в координационную группу (центр), так и руководителям заинтересованных структур;
• оценка успешности межсекторального взаимодействия;
• определение направлений оптимизации межсекторальной работы;
• организация проведения соответствующих научных исследований.
При этом наиболее значимым признано определение ответственности за действия и справедливость в отношении здоровья населения — 7,71 ± 0,1 балла, наименее — представление донесений (отчетность) — 5,37 ± 0,08 балла.
Во-вторых, обоснованы направления (их оказалось 24), по которым должно осуществляться межсекторальное взаимодействие (при этом учтены данные литературы и характеристики всех ранее указанных детерминант здоровья): укрепление репродуктивного здоровья населения и рост рождаемости; обеспечение раннего развития детей и подростков; улучшение повседневных условий жизни населения; обеспечение справедливости в отношении здоровья между жителями сельской и городской местности, справедливых условий найма и достойной работы, социальных гарантий и охраны труда, социальной защиты в течение всей жизни, здорового рациона питания, физической активности, всеобщего доступа к медицинской помощи, дорожно-транспортной безопасности, участия частного сектора в охране здоровья населения, гендерной справедливости, общественной безопасности и правопорядка; борьба с наркотиками, алкоголем, табакокурением, социально обусловленными (значимыми) заболеваниями; иммунизация населения;
поддержание благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки; пропаганда здорового образа жизни; финансирование мер по воздействию на социальные детерминанты здоровья и обеспечение справедливости в отношении здоровья для всех; предоставление населению политических полномочий в разработке повесток дня и принятии решений, связанных со здоровьем; защита населения от техногенных аварий и экстремальных явлений природы; природоохранная деятельность и обеспечение экологической безопасности; подготовка призывного контингента; осуществление медико-социальной экспертизы социально-экономических и технических планов, проектов и программ.
Наиболее значимыми признаны укрепление репродуктивного здоровья населения и рост рождаемости (9,21 ± 0,08 балла), наименее значимыми — предоставление населению политических полномочий в разработке повесток дня и принятии решений, связанных со здоровьем (4 ± 0,05 балла).
Оценена роль должностных лиц, относящихся к различным заинтересованным секторам, в решении вопросов охраны здоровья населения. Наибольшая значимость (1—2-е ранговое место) принадлежит главе администрации и руководителю здравоохранения соответствующего территориального образования. Важно отметить, что, хотя роль других должностных лиц статистически достоверно ниже, все без исключения респонденты указали на их значимое участие в решении рассматриваемого вопроса.
Все опрошенные лица считали, что доминирующую роль при решении вопросов охраны здоровья населения в связи со специальной профессиональной подготовленностью должен играть руководитель здравоохранения территории — осуществлять направляющую и координирующую функции.
Заключение. Таким образом, результаты проведенной работы дали возможность установить значимость 37 детерминант здоровья, влияние на них различных секторов общества, определить значимость и структуру мер политического, экономического и другого характера, обосновать действия по организации межсекторального взаимодействия и конкретные направления его осуществления, а также оценить роль различных должностных лиц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амлаев КР. Научное обоснование механизмов реализации муниципальной политики по охране и укреплению здоровья населения: Автореф. дисс. ... д-ра. мед. наук. М. 2010.
2. Амлаев КР, Муравьева ВН, Абросимова ЮЕ и др. Комплексная оценка воздействия на здоровье различных факторов
(Обзор). Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2008; 6: 34-44.
3. Бангкокская хартия укрепления здоровья в глобализован-ном мире. [Интернет]. 2005 URL: http://www.who.int/health-promotion/conferences/6gchp/BCHP_Russian%20version.pdf (Дата посещения 14 ноября 2012).
4. Коршевер НГ, Гречишников АВ. Оптимизация медицинского обслуживания населения муниципального района. Саратов: Саратовский военно-медицинский институт; 2010.
5. Лисицын ЮП. Образ жизни и здоровье. Москва: МГМСУ; 2011.
6. Лисицын ЮП. Здоровый образ жизни. История и современность. Москва: НИИ истории медицины РАМН; 2012.
7. Оттавская хартия по укреплению здоровья. [Интер-нет].1986. URL: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf_file/ 0009/146808/0ttawa_Charter_R.pdf (Дата посещения 14 ноября 2012).
8. Коршевер НГ, Сафронов ВВ, Полковов СВ, Черевко СН. Работа по охране здоровья: системный подход и оптимизация. Здравоохранение Российской Федерации 1999; 3: 38-42.
9. Bartley M. Health and the life course: why safety nets matter. Br Med J. 1997; 314: 1194-1196.
10. WhiteheadM, Dahlgren G. What can we do about inequalities in health? Lancet 1991; 338: 1059-1063.
REFERENCES
1. Amlaev KR. Scientific Substantiation of Mechanisms of Implementation of the Municipal Policy on the Protection and
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013
УДК 614.2:616-053.2-084
Strengthening of Health of the Population. Dr.Med.Sci [thesis]. Moscow; 2010 (in Russian).
2. Amlaev KR, Murav'eva VN, Abrosimova YuE, et al. Integrated assessment of the impacts on the health of various factors (Review). Profilaktika zabolevaniy i ukreplenie zdorov'ya 2008; 6: 34-44 (in Russian).
3. The Bangkok Charter for health promotion in a globalized world. [Internet] 2005 [cited 2012 Nov 14]. Available from: http://www.who.int/healthpromotion/conferences/6gchp/BCHP_ Russian%20version.pdf (in Russian).
4. Korshever NG, Grechishnikov AV. Optimization of the medical service of the population of the municipal district. Saratov: Saratov military medical Institute; 2010 (in Russian).
5. Lisitsyn YuP. Healthy way of life and health. Мoscow: MGMSU; 2011 (in Russian).
6. Lisitsyn YuP. Healthy way of life. History and modernity. Мoscow: NII istorii meditsiny RAMN; 2012 (in Russian).
7. The Ottawa Charter for health promotion. [Internet]. 1986 [cited 1012 Nov 14]. Available from: http://www.euro.who.int/_data/ assets/pdf_file/0009/146808/0ttawa_Charter_R.pdf
8. Korshever NG, Safronov VV, Polkovov SV, Cherevko SN. Work on health: a systematic approach and optimization. Zdravookhra-nenie Rossiyskoy Federatsii 1999; 3: 38-42 (in Russian).
9. BartleyM. Health and the life course: why safety nets matter. Br Med J 1997; 314: 1194-1196.
10. Whitehead M, Dahlgren G. What can we do about inequalities in health? Lancet 1991; 338: 1059-1063.
Поступила 29.12.12
М.Л. ЛАЗАРЕВ', Ф.Г. АХМЕРОВА2, О.А. ГУРОВА3
СОНАТАЛ-педагогика как одно из направлений социальной и профилактической педиатрии в России
1ФБГУ "Научный центр здоровья детей" РАМН, 119991, Москва; 2Детская городская поликлиника № 109, 123592, Москва;
'Российский университет дружбы народов, 117198, Москва
СОНАТАЛ-педагогика как система мер, направленных на воспитание ребенка до и после рождения, в 2012 г. отметила свое 30-летие (1983—2012). Оптимальным организационным решением по применению данной системы на уровне медицинского учреждения является создание кабинетов пренатального воспитания при детской поликлинике. С позиций профилактической и социальной педиатрии стратегически наиболее выгодной моделью можно считать создание системы прена-тальной профилактики на муниципальном уровне.
К л ю ч е в ы е с л о в а : метод СОНАТАЛ; СОНАТАЛ-педагогика; пренатальное воспитание; кабинет пренатального воспитания; пренатальная школа
THE SONATAL-PEDAGOGY AS ONE OF DIRECTIONS OF SOCIAL AND PREVENTIVE
PEDIATRICS IN RUSSIA
M.L. Lazarev, F.G. Akhmerova, O.A. Gurova
1The Research Center of Children Health of of the Russian Academy of Medical Sciences,
119991 Moscow, Russia; 2City children's polyclinic N109, 123592, Moscow, Russia;
3Peoples'Friendship University of Russia, 117198, Moscow, Russia The SONATAL-pedagogy celebrated in 2012 its thirtieth anniversary (1983-2012) as a system of activities targeted at education of healthy child before and after birth. The optimal organizational solution concerning the implementation of this system at the level of medical institution is to organize the offices of perinatal education under pediatrics polyclinic. From the position of preventive and social pediatrics, the development ofprenatal prevention system at the municipal level can be considered as the most strategically advantageous model.
Key words: SONATAL-pedagogy; SONATAL method; prenatal education; office ofprenatal education; prenatal school
СОНАТАЛ-педагогика как система мер, направленных на воспитание ребенка до и после рождения, в 2012 г. отметила свое 30-летие (1983—2012). Точкой от-
счета данного направления в отечественной педиатрии, психологии и педагогике можно считать школу здоровья для детей с бронхиальной астмой при врачебно-физкуль-
Контактная информация: Лазарев Михаил Львович, канд. мед. псих. наук; e-mail: [email protected]