4. Монгольский мир между Востоком и Западом // Под редакцией Ю.В. Попкова и Ж. Амарсаны. -Новосибирск, 2014. - 351 с.
5. Нарендра Моди. Эрэлхэг зоригоор тэргуулж байсан монголчууд одоо энэрэнгуй сэтгэлийн хучээр манай тивийг тэргуулэх ёстой // вдрийн сонин. 2015.05.18. № 124 (5076).
6. YYрийнтуяа Н., Майскийн И. «Орчин уеийн Монгол» зохиол дахь монголчуудын шашин шутлэгийн талаарх зураглал ба енеегийн дYP терх // «Монгол ба Орос» тYYхийн нийтлэг хуудсууд» сэдэвт Олон улсын эрдэм шинжилгээний хурлын илтгэлийн эмхтгэл. - Улаанбаатар, 2013 он. - 140 х.
7. Цэдэндамба С. Шашин шутлэгт гарч буй еерчлелт // Монголын нийгмийн еерчлелт. - ФСЭХ, 2013 он. - Х. 129-140
8. Чойжамц Д. Буяны чуулганыг хурааж, нуглийг тэвчиж, ажил хеделмер эрхэлбэл амьдрал сайхан байна // вдрийн сонин. 2018.02.14-ний № 035, 036.
УДК 39
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10025
Нямдаваа Жинжиймаа Гомий Бадамханд Энхбат Орхонтуул Монгольский национальный университет г.Улан-Батор, Монголия
ЗАЩИТА НАСЛЕДИЯ И ТРАДИЦИЙ ЦААТАНОВ
Статья посвящена проблеме защиты традиций цаатанов, занимающихся оленеводством. Раскрывается понятие национального меньшинства и правовые основы статуса цаатанов и поднимаются социальные проблемы сохранения традиционного образа жизни. Ключевые слова: национальное меньшинство, цаатаны, этническая культура, права человека.
Nyamdavaa Jinjijaa Gomiy Badamkhand Enkhbat Orkhontul Mongolian National University Ulaаnbbaator, Mongolia
PROTECTION OF THE HERITAGE AND TRADITIONS OF THE CAAATANS
The article is devoted to the problem of protecting the traditions of Tsaatans engaged in reindeer husbandry. The concept of a national minority and the legal foundations of the status of Tsaatans are revealed and the social problems ofpreserving the traditional way of life are raised. Keywords: national minority, Tsaatans, ethnic culture, human rights.
Национальное меньшинство - это «группа людей, которые вследствие того, что хранили свою культуру, корни, религию или языковые особенности, имеют скрытый образ жизни по сравнению с остальным населением, составляют малую часть населения и не могут в полной мере равноправно участвовать в общественной жизни» [1].
В системе международного права Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 27 установил, что «в странах, где проживают этнические, религиозные и языковые меньшинства, нельзя воспрещать людям, которые составляют данные меньшинства, соблюдать свою культуру, религию, проводить религиозные ритуалы, также разговаривать на родном языке» [11], утвердив, таким образом, права меньшинств.
Правовые аспекты регулирования положения национальных меньшинств в Монголии определены в Конституции, Законах об образовании, о монгольском языке. В пункте 8.2 статьи 8 Конституции Монголии сказано, что права национальных меньшинств на учебу, общение, ведение культурной и научной деятельности на родном языке являются неприкосновенными [9].
В пункте 13.1.5 закона Монголии «О монгольском языке» говорится об организации работы по созданию условий для получения представителями национальных меньшинств образования, унаследования традиций и обычаев и ведения научной деятельности на монгольском и родном
языках, а также в статье 5 закона Монголии «Об образовании» гласит, что «нельзя дискриминировать граждан по национальным признакам, образованию, языку, цвету кожи, половым признакам, состоянию здоровья, социальному происхождению и статусу, финансовому положению, особенностям деятельности, занимаемой должности, религиозным признакам и мировозрению, обеспечить равными возможностями обучения на родном языке».
В 50-70 километрах от центра сомона Цагааннуур Хубсугульского района в отдаленной высокогорной таёжной глуши проживает население уйгурского происхождения, относящиеся к национальным меньшинствам тува или духа, которые занимаются оленеводством. Впервые в 1955 году на основании заявлений от 53 семей они получили монгольское гражданство. Для того, чтобы подчеркнуть особенности их хозяйственной деятельности, т.е. занятие оленеводством, им дали имя «цаатан», которое прижилось.
Цаатаны проживают на расстоянии свыше 1000 км от Улан-Батора, свыше 300 км от центра Хубсугульского аймака и в 50-70 км от центра сомона Цагааннуур в высокогорной местности. В 1985 году Постановлением Совета министров был создан сомон Цагааннуур, который стал самостоятельной административной единицей, объединившей 143 семьи, свыше 500 человек. В хозяйствах имелось 682 оленей и 2900 голов крупного рогатого скота, и основной капитал составил 1 млн. тугриков. Из 168 семей цаатанов, в западной тайге проживает 52 семьи и 33 семьи - в восточной тайге, итого 750 человек этнической группы тува.
Государственная национальная политика.
Постановлением Правительства Монголии № 255 от 03.10.2007 г. была утверждена «Программа восстановления оленеводческого хозяйства и улучшения жизненного уровня оленеводов», приказом министра образования № 387 от 8 декабря 2005 года - «Программа тувинского языка». Также в пункте 2.4.3.5 статьи 2 «Национальной программы обеспечения прав человека в Монголии», утвержденной постановлением ВГХ Монголии № 41 от 24.10.2003 года, указано об «обеспечении прав национальных меньшинств получения образования на родном языке, улучшения возможности развития и унаследования их детьми культурного наследия, традиций и обычаев, родного языка и письменности».
Реализация прав на общение на родном языке
Цаатаны используют свой родной тувинский язык только в бытовом общении между собой. Они считают, что отсутствие обучения тувинскому языку в средней школе приводит к тому, что родной язык забывается. В 12-тилетней средней школе сомона Цагааннуур обучается 162 ребенка из семей цаатанов. Но «Программа тувинского языка» до сих пор не реализуется в сомонной школе. Поэтому, со стороны Министерства образования, науки и спорта необходимо отразить выполнение данной программы в учебном плане.
Среди школьников был проведен опрос о положении цаатанов в котором участвовало свыше 70 детей из 50 семей. На вопрос «Говорите ли вы между собой на тувинском языке» 84 % участников ответили «да», 16 % - «нет», на вопрос «Возникают ли трудности при разговоре на монгольском языке» 90 % детей ответили «нет», на вопрос «На каком языке мы предпочли бы вы разговаривать» 26 % детей ответили «на тувинском языке», 40 % - «на монгольском языке» и остальные 26 % ответили «и на том, и на другом».
Среди причин выбора монгольского языка респонденты отмечали, что так легче общаться с другими. Также представители старшего поколения обеспокоены тем, что тувинский язык подвергается влиянию монгольского языка, то есть «омонголивается». Большинство цаатанов отмечают, что мало говорят на тувинском языке, их дети совсем не употребляют тувинский язык, в основном, люди старшего поколения используют родной язык в семейном кругу. Постепенно язык утрачивается и при общении приходится вспоминать слова на тувинском языке для нормального общения и чаще переходить на монгольский язык. Они отвечают, что им становится хорошо, когда они разговаривают на родном языке, быстро понимают друг друга, из-за того, что они постарели, им легко говорится на родном языке. Цаатаны понимают важность сохранения родного языка и предпочтения общаться на нем, но тувинский язык используется только в общении в кругу семьи и повседневном жизни.
По данным 2018 г., из всего населения сомона Цагааннуур 750 человек отнесли себя к цаатанам, из них 474 имеют тувинские имена. По переписи населения 2018 г. в хозяйствах цаатанов имеется 2349 северных оленей.
Право сохранения культурного и этнического наследия.
Отличительные обычаи и традиции цаатанов прослеживаются в следующих комплексах:
- Семейно-брачных;
- погребальных;
- Приручение северного оленя;
- Охотничьих традиций /охота на медведя;
- Традиции постройки жилища - чума, кочевания и другие традиции, и обычаи, соблюдаемые со дня рождения и до смерти на протяжении жизненного цикла.
Цаатаны до сих пор живут в тяжелых климатических условиях в своем традиционном чуме, диаметром 3-4 метра, большой чум состоит из 28-32 шестов, маленький чум - из 17-23 шестов, которые покрывают брезентом. Раньше чум покрывался шкурами оленей и диких животных и корой лиственницы.
Главная гарантия сохранения культурного наследия цаатанов занятие оленеводством. Но в последнее время численность северных оленей резко сократилась, что привело к переселению цаатанов из высокогорной тайги вниз на равнинную местность и постепенному отказу от традиционного образа жизни.
В сомоне Цагааннуур 94 % территории - это заповедник, на территории которого нельзя заниматься оленеводством. Уполномоченным государственным органам и должностным лицам нужно решить данную проблему. В Республике Тыва насчитывается 3249 северных оленей. Государством выделяет дотацию в размере 4000 рублей на человека для приобретения оружия для защиты северных оленей от волков, одежды и снегоходов. Что касается Монголии, то в целях улучшения условий жизни цаатанов, детям до 18 лет, проживающим в тайге, выдается ежемесячная денежная дотация в размере, равной 50 % прожиточного минимума, установленного в данном регионе, а совершеннолетним лицам - дотация, равная прожиточному минимуму. Также они имеют право на государственное социальное страхование.
В настоящее время среди цаатанов, живущих в западной и восточной тайге, не осталось людей, которые хорошо знают свои старые традиции и обычаи, свою культуру. Из-за резкоконтинентальных климатических условий среди цаатан наблюдается высокий уровень заболеваемости. Самыми распространенными являются гипертония, глазные инфекции, ревматоидный артрит, ангина. В зимнее и осенне-весеннее время, когда намечается рост заболеваемости, получение медицинского обслуживания затруднено из-за труднопроходимости дорог.
Заключение
К сожалению, приходится констатировать, что государственная политика по обеспечению, защите прав национальных меньшинств, их поддержке является недостаточной. Необходимо обратить внимание на то, что пока нет эффективного механизма реализации нормативно-правовых актов по обеспечению прав национальных меньшинств на получение образования на родном языке, сохранению культурных и хозяйственных институтов. Места проживания цаатанов удалены от центра, инфраструктура плохо развита, нет больших предприятий, организаций и хозяйствующих единиц, уровень безработицы и бедности высок, что оказывает неблаготворное влияние на реализацию прав по защите здоровья, получению образования и других прав.
Для реализации прав национальных меньшинств на родном языке, получения информации, образования, сохранения и передаче традиций и обычаев, культурного наследия Правительством необходимо принять ряд комплексных мер.
Предложения:
1. Необходимо ввести преподавание тувинского языка в школах сомона Цагааннуур Хубсугульского аймака.
2. Проводить для цаатанов не менее 2-х раз в год профилактические осмотры врачей узкой специализации на бесплатной основе.
3. В рамках реализации комплексных мер, направленных на сохранение генофонда и здоровья оленей организовать работу по закупке самцов (хор) и самок (важенок) северных оленей в 2019 году.
4. Для того, чтобы снизить неестественные потери среди северных оленей внести дополнения в закон «Об охоте» и другие нормативно-правовые акты, связанные с более организованной борьбой с хищниками, уничтожающими поголовье оленей.
Источники и литература
1. Study on the Right on Persons belonging to Ethnic, Religious, Linguistic Minorities UN Document E/CN.4/Sub.2/384/Add+. 1 -7 (1977).
2. XII-ый доклад о правах и свободах человека в Монголии. 2011
3. Администрация мэрии сомона Цагааннуур УБ .2019
4. Амарсанаа Ж. «Права человека» УБ 2000
5. Бадамхатан С. Национальность Хубсугула цаатан. - УБ., 1960. - С. 37.
6. Баярцэнгэл С. Конституционно-правовое регулирование личных прав и свобод человека. - УБ., 1999.
7. Закон Монголии «О языке».
8. Закон Монголии «Об образовании».
9. Конституция Монголии. 1992. [Электронный ресурс]. URL:https://worldconstitutions.ru/?p=33 (дата обращения: 24.06.2019).
10. Краткий словарь терминов по правам человека // Ред. Ж. Амарсанаа, С. Гэрэлмаа. - УБ., 1996.
11. Международный пакт о гражданских и политических правах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 24.06.2019).
12. Хенри Ж. Элстон Филип, «Права человека» вопросы правоведения, политики, этики.
УДК 291.212.1
doi: 10.24411/9999-021A-2019-10026
Азиана Уран-ооловна Ондар Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований,
г. Кызыл, Россия
ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПОКЛОНЕНИЯ У РОДА ОЮН
В статье рассматриваются наиболее известные природные объекты поклонения рода оюн, например, хребет Тацды-Уула и его отдельные части, как тайга Шацган, определенные местности, священные деревья и т.д. Отмечены также объекты с отрицательной маркировкой, такие, как горные местности - Могай, Бак-Ыяш, Мацган-Элезин и др.
Ключевые слова. Род; родоплеменная группа; антропоморфные и зооморфные хозяева; сакральность; святые места; тувинцы; род оюн.
Aziana Ondar Tuvan Institute the humanitarian and applied research Kyzyl, Russia
THE NATURAL OBJECTS OF WORSHIP OF THE OYUN CLAN
In article are considered the most famous natural objects of worship the oyun clan, for example the Tandy-Uula ridge and its separate parts like the Shangan taiga, certain areas, sacred trees, etc. There were also objects with negative marking, such as mountainous terrain - Moguy, Buck-Yash, Mangan-Elezin, etc. Keywords. Clan; tribal group; anthropomorphic and zoomorphic owners; sacrality; sacred places; tuvan; oyun clan.
Поклонение природным объектам восходит еще к древности, когда люди придерживались анимистических религиозно-мифических представлений об окружающей их среде. Для них было характерно обожествление или сакрализация необычных природных объектов (тайги, гор, рек, водных источников, перевалов, озёр), а также отдельных животных. Тувинцы верили, что такие объекты имеют антропоморфных или зооморфных хозяев. Горная вершина, озеро или тайга становились священными после того, как хозяина горы или местности кто-то видел воочию, или он приходил во сны людей с наставлениями, советами или предупреждениями.
Называли их соответственно - чер ээзи - «хозяин местности», даг ээзи - «хозяин горы», тайга ээзи - «хозяин тайги», суг ээзи - «хозяин воды». Очень часто они имели антропоморфные черты и соответствующие атрибуты - красивую одежду, украшения, лошадь. Хозяева и духи местностей, как и люди, могли иметь семью, гневаться на целый род за определенные проступки и жестоко наказывать их. Отсюда исходило и бережное отношение к природным объектам. Такое представление относительно природных объектов было характерно и для рода оюн.
Первые отрывочные сведения о таких объектах поклонения рода оюн содержатся в работах дореволюционных авторов - В.А. Ощуркова [17], Ф.Я. Кона [9], Г.Е. Грумм-Гржимайло [3], С. Минцлова [15], К.Д. Минцловой [14] и других. Так, Ф. Я. Кон в своей работе помимо традиционных верований, также затронул тему «нечистых» духов у тувинцев, в частности отмечая, что в местечке Мацган-Элезин обитают албысы [9, с. 39]. С. Минцлов подробно описал священные места рода оюн: