ЭКОЛОГИЯ
Полуянов В.П. д-р хим. наук, проф. Харьковский институт экологии и социальной защиты
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
В работе предложены основные принципы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Рассмотрена методика оценки надежности защиты производственного персонала объектов народного хозяйства.
Автор дает оценку состояния техногенной безопасности защиты рабочих, служащих и населения проживающего в зонах возможного заражения от химически опасного объекта.
В статье подробно изложены мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и способы их осуществления.
Ключевые слова: защита, население, территория, чрезвычайные ситуации, техногенный, природный
Различные аварии и катастрофы воздействуя на развитие цивилизации, сыграли немаловажную роль в формировании социальнопо-литического облика современного человеческого общества. В период приспосабливания, человек развил настолько бурную хозяйственную и инженерную деятельность, что со временем стала возникать угроза для самой природы и человека. Поэтому наряду с природными источниками опасности человека на данном этапе развития цивилизации стала техносфера. Следовательно, между человеком и природой стали развиваться противоречия, которые обострились за последнее время. По мере развития технического прогресса неуклонно возрастает роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий, как от стихийных бедствий и природных катастроф, так и от аварий и катастроф техногенных.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - система организационных, технических медико-биологических, финансово-экономических мероприятий по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий, которые реализуются центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими силами и средствами предприятий и организаций независимо от форм собственности, и направлены на защиту населения и территорий, а также материальных и культурных ценностей и окружающей среды.
Государственная политика в сфере защиты населения направлена на обеспечение гаранти-
рованного Конституцией права граждан Украины на жизнь и работу в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, компенсацию ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями, а также вследствие незаконных действий или бездействия органов управления [1,2].
Украина в сфере защиты руководствуется нормами гуманности международного гуманитарного права, в которых лежат принципы уважения к личности и ее достоинству. В основу государственной политики Украины положены следующие основные принципы:
1.Приоритет задач, направленных на сохранение жизни и здоровья людей и окружающей среды перед другими. (Принцип безусловного приоритета безопасности, согласно которому концепция прогресса уступает по значимости концепции безопасности).
2. Безусловного признания преимущества рациональной и превентивной безопасности. (Предусматривает максимально возможное экономически обоснованное снижение вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и смягчения тяжести последствий).
3. Свободный доступ населения к информации касающейся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. (Заключается в учете мнения населения при решении вопросов строительства и размещения опасных объектов).
4. Личная ответственность и забота граждан о своей безопасности, неукоснительное соблю-
дение ими правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.
5.Ответственность должностных лиц в пределах своей компетенции (полномочий) за выполнение законов, направленных на защиту жизни и здоровья людей, а также территории.
6.Учет экономических, природных и других особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации.
7.Максимально возможное эффективное и комплексное использование имеющихся сил и средств, предназначенных для предотвращения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них.
С целью защиты населения, уменьшения потерь в экономике в случае возникновения чрезвычайных ситуаций должен проводиться целый комплекс мероприятий, предусмотренных соответствующими законами и постановлениями КМ Украины [3-7].
Основные из их:
¡.Оповещение и информация населения.
2.Наблюдение и контроль за окружающей средой.
3.Укрытие в защитных сооружениях.
4.Эвакуация населения из опасных мест в безопасные.
5.Инженерная защита.
6.Медицинская защита.
7.Биологическая защита.
8.Радиационная и химическая защита.
Законом Украины «О защите населения и
территории от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» [3] предусмотрены мероприятия, обеспечивающие регулирование и государственный контроль в сфере защиты населения и территорий:
1.Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях.
2.Государственная экспертиза в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях.
3. Государственное наблюдение и контроль в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций.
4. Декларирование безопасности потенциально опасных объектов.
Рассмотрим сущность этих мероприятий и способы их осуществления.
Поскольку деятельность центральных и местных органов государственной власти, исполнительных органов советов в сфере защиты должна быть гласной и открытой, органы власти всех уровней обязаны предоставлять достоверную информацию по вопросам безопасности в условиях ЧС, используя для этого все средства
массовой информации: печать, радио, телевидение.
С целью оперативного оповещения должностных лиц органов управления, руководителей предприятий, населения об угрозе возникновения ЧС, о мероприятиях, которые необходимо провести для предупреждения возникновения ЧС, а также в случае ее возникновения создана система оповещения ГО [8].
Она включает:
- общегосударственную, региональную и специальные автоматизированные системы централизованного оповещения;
- локальные системы оповещения;
- объектовые системы оповещения;
- для оповещения дежурных служб центральных и местных органов исполнительной власти, территориальных органов ГО (органов по вопросам ЧС и защиты населения) создается система циркулярного вызова, а для оповещения руководящего состава - общегосударственная система пейджинговой связи ГО.
Системы централизованного оповещения (общегосударственная и региональные) должны обеспечивать возможность циркулярного или выборочного оповещения должностных лиц ГО, руководителей предприятий, населения в зависимости от уровня ЧС и мероприятий, которые необходимо провести. Оповещение населения осуществляется с использованием электросирен, радиовещания и телевидения.
На пунктах управления закладываются варианты текстов для передачи оповещения в разных ситуациях.
Специализированные автоматизированные системы оповещения создаются для оповещения о ЧС на АЭС, аммиакопроводах, магистральных и отводных нефтегазопроводах. Данные системы оповещения должны обеспечивать оповещение дежурных служб территориальных органов ГО, органов внутренних дел и населения проживающего в зонах возможного поражения. Эти системы сопрягаются с соответствующими региональными системами централизованного оповещения [6,7].
На потенциально опасных объектах, поражающие факторы от которых достигают заселенных территорий или других предприятий, создаются локальные системы, сопрягаемые с региональными системами централизованного оповещения. Локальные системы должны обеспечивать оповещение:
- руководителей и других работников самого потенциально опасного объекта;
- оперативных дежурных аварийных служб;
- оперативных дежурных территориальных органов ГО и территориальных органов внутренних дел по прямым телефонам;
- руководителей и других работников предприятий, находящихся в зонах возможного поражения;
- населения, находящегося в зонах возможного поражения.
В целях сокращения времени на оповещение и доведение информации в условиях ЧС предусматривается организационно-техническое объединение систем оповещения с системами наблюдения и контроля в районах возможного катастрофического затопления и в районах размещения потенциально опасных объектов, а также централизованное использование общегосударственных и ведомственных систем связи, проводного радиовещания, телевизионных систем и других средств передачи информации.
Наблюдение и контроль за окружающей средой возлагается на общегосударственную и территориальные системы наблюдения и контроля на базе существующих сил и средств наблюдения и контроля Государственной системы гидрометеорологического контроля, министерств и ведомств, а также дежурно-диспетчерские службы территориальных подразделений МЧС на радиационно, химически опасных и других объектах.
Государственная система гидрометеорологического наблюдения - комплексная многоуровневая измерительно-информационная система наблюдения за состоянием атмосферы, водных и других объектов, включающая приземных метеостанций, - аэрологических, - метеорологических радиолокационных, - метеорологических авиационных станций. Гидрологические наблюдения и измерения ведутся на морских, речных, озерных постах и станциях.
С целью своевременного обеспечения органов управления ЕГСПиР и их структурных подразделений информацией о загрязнении окружающей среды опасными химическими и радиоактивными веществами приказом МЧС регламентирована деятельность дежурно-диспетчерских служб в режиме повседневной деятельности ЕГСПиР, а также порядок усиления контроля в режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации [1,2].
В режиме повседневной деятельности де-журно-диспетчерские службы ведут постоянный приборный контроль за радиационной обстановкой и периодический визуальный химический контроль (в 05.00, 11.00, 17.00,23.00) [6,7].
При мощности дозы больше или равной 0,05 мр/час (50 мкр/час) или появлении аномальных
проявлений, вызывающих подозрение на химическое заражение, дежурный в зоне ответственности уточняет обстановку и не позже, чем через 15 минут информирует руководство объекта и оперативного дежурного территориального подразделения МЧС, уточняет метеообстановку и в течение 2-х часов представляет оперативному дежурному МЧС письменное донесение [2,8].
В режиме повышенной готовности в назначенных местах (зонах ответственности) развертываются пункты радиационно-химического наблюдения (ПРХН).
В режимах повышенной готовности и ЧС в центральных управлениях создаются рас-четно-аналитические группы, обеспеченные методиками, средствами связи, вычислительной техникой, картами, канцелярскими принадлежностями, формами документов. За расчетно-аналитическими группами закрепляются соответствующие посты радиационно-химического наблюдения и дежурно-диспетчерские службы.
Укрытие в защитных сооружениях предусматривает:
- Сохранение фонда защитных сооружений.
- Строительство отдельных убежишь и ПРУ, в т.ч. простейших.
- Комплексное освоение подземного пространства.
- Создание защитных сооружений двойного назначения.
Эвакуация может быть общей или частичной, временной или бесповоротной.
При частичной эвакуации эвакуируется не занятое в сфере производства население: воспитанники детских домов, учащиеся интернатов, студенты, пенсионеры, инвалиды, проживающие в домах престарелых вместе с обслуживающим персоналом [3,8].
Как общая, так и частичная эвакуация, в зависимости от обстановки, проводится по решению Кабинета министров Украины.
Эвакуации подлежит население:
- проживающее в зонах возможного катастрофического затопления;
- проживающее в зонах опасного радиоактивного, химического заражения;
- проживающее в зонах возникновения опасных болезней, аварий, катастроф в случае возникновения непосредственной угрозы их жизни и здоровью.
С целью организованного проведения эвакуации, недопущения паники и гибели людей при эвакуации проводятся следующие мероприятия.
Заблаговременно:
- разрабатывается план проведения эвакуации;
- определяются зоны пригодные для размещения эвакуированных;
- организуется обучение населения действиям при эвакуации.
При начале эвакуации:
- организуется оповещение руководителей и населения о начале эвакуации:
- организуется управление эвакуацией;
- организуется всестороннее жизнеобеспечение в местах безопасного размещения населения.
Эвакуация осуществляется с использованием всех видов транспорта, а при недостатке транспорта - в пешем порядке.
Сущность инженерной защиты состоит в том, что при планировании и застройке населенных пунктов необходимо учитывать возможность возникновения опасных и катастрофических явлений, поэтому:
- строительство домов, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций должно осуществляться с заданным уровнем безопасности и надежности;
- потенциально опасные объекты должны размещаться рациональным образом и обеспечивать их безаварийное функционирование;
- организуется строительство противооползневых, противоселевых, противолавинных и других инженерных сооружений специального назначения.
Медицинская защита имеет целью представление бесплатной медицинской помощи пострадавшим от ЧС, спасателям и другим лицам, участвующим в ликвидации ЧС. Медицинская защита возлагается на службу медицины катастроф. Медицина катастроф является особым видом государственных аварийно спасательных служб. Лица, включенные в состав сил медицины катастроф, проходят соответствующую аттестацию, пользуются правами и гарантиями, представленными спасателям. Формирования медицины катастроф включаются в государственный реестр [2,8].
Государственная служба медицины катастроф состоит из медицинских сил и средств лечебных учреждений центрального и территориального уровней, назначенных центральным органом исполнительной власти по вопросам охраны здоровья по согласованию со специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы: защиты населения и территорий от ЧС техногенного и природного харак-
тера (МЧС); обороны; внутренних дел; транспорта; а также с Советом Министров АРК, органами исполнительной власти областей, городскими госадминистрациями городов Киев и Севастополь.
Служба медицины катастроф создает следующие формирования:
1.Мобильные госпитали.
2.Мобильные отряды.
3.Мобильные бригады постоянной 1-готовности и очереди (бригады скорой медицинской помощи).
4. Специализированные медицинские бригады постоянной 2-готовности и очереди.
Основные задачи службы медицины катастроф:
1.Оказание медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах;
2.Ликвидация медико-санитарных последствий ЧС;
3.Участие в осуществлении комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
4.Прогнозирование медицинских последствий ЧС;
5.Создание резервов материально-технических ресурсов для осуществления мероприятий службы медицины катастроф;
Координацию деятельности службы медицины катастроф при ЧС осуществляют специальные комиссии по ликвидации ЧС соответствующего уровня.
Биологическая защита предусматривает:
- Выявление источников и видов возбудителей.
- Проведение комплекса специальных противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий.
Противоэпидемические мероприятия:
1.Изучение санитарно-эпидемической обстановки.
2.Изоляция инфекционных больных и контактировавших с ними.
3. Дезинфекция.
4.Использование коллективных и индивидуальных средств защиты.
5. Обеззараживание очага поражения.
6.Проведение экстренной профилактики.
7.Введение режимов карантина и обсервации (режимно-ограничительные мероприятия).
Радиационная и химическая защита включает:
- Выявление и оценка радиационной и химической обстановки.
- Организация и осуществление радиационного и химического контроля.
- Введение режимов радиационной защиты.
Рекомендовано 5 режимов радиационной зашиты:
1.Мощность дозы излучения 0,1-0,3 мр/час (доза годовая 0,035-0,11 рад). При этом выполняются мероприятия по герметизации помещений, укрытию детей в помещениях под наблюдением взрослых, ограничению времени пребывания людей на открытой местности (до 3 часов в сутки), устанавливается санитарная граница, осуществляется герметизация и упаковка открытых продуктов питания, воды.
2.Мощность дозы излучения 0,3-1,5 мр/час (доза годовая 0,11-1,15 рад). Выполняются мероприятия по пункту 1. Дополнительно проводится йодопрофилактика детей, нахождение людей на открытой местности без острой необходимости запрещено, выход на улицу разрешается в средствах защиты органов дыхания и плащах, устанавливаются санитарные барьеры при входе в здания.
3.Мощность дозы излучения 1.5-15 мр/час (доза годовая 1,45-14,5 рад). Выполняются мероприятия по пункту 1, 2 и дополнительно проводится йодопрофилактика всего населения, проводится частичная эвакуация населения.
4.Мощность дозы излучения 15-100 мр/час (доза годовая 14,5-35,4 рад). Выполняются мероприятия по пункту 1, 2, 3 и дополнительно проводится эвакуация населения, кроме задействованных воинских частей и формирований ГО.
5.Мощность дозы излучения более 100 мр/час. Проводится полная эвакуация населения, обеспечение средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты, организация специальной обработки.
Государственное регулирование и контроль за защитой населения.
1.Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях направлена на:
- обеспечение безопасности объектов хозяйственной деятельности с учетом риска возникновения техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- безопасность и качество продукции;
- единство принципов измерения.
2.Государственная экспертиза в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает экспертизу проектов относительно техногенной безопасности объектов.
3. Государственное наблюдение и контроль в сфере защиты населения от чрезвычайных си-
туаций организуется специальными уполномоченными центральным органами исполнительной власти и их территориальными органами, к компетенции которого отнесены вопросы:
- Охраны труда.
- Обеспечение экологической безопасности.
- Защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Пожарной безопасности.
- Санитарно-эпидемиологической безопасности.
- Градостроительства.
4. Декларирование безопасности объектов повышенной опасности.
Декларация - это документ, определяющий комплекс мероприятий, проводимых субъектом деятельности с целью предупреждения аварий, а также обеспечения готовности к ликвидации аварий и их последствий.
С целью обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, которая состоит из территориальных и функциональных подсистем.
ЕГСПиР ЧС осуществляет надзор за обеспечением техногенной и природной безопасности, организует проведение работ по предотвращению ЧС и реагированию в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей среды, снижения материальных потерь [2,8].
Методика оценки надежности защиты
производственного персонала объектов
Оценка состояния защиты производственного персонала объектов (кроме химически опасных объектов) оценивается на основании "Временной инструкции о порядке проведения проверок оценки состояния ГО и готовности к действиям при возникновении ЧС административно-территориальных единиц, министерств, других центральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций" введенной приказом МЧС Украины [7].
Оценка производится по следующим направлениям:
1.Инженерная защита включает в себя.
- Выполнение требований изложенных в СНиП «Инженерно-технические мероприятия ГО».
- Наличие, состояние, содержание в готовности к использованию средств коллективной защиты на объекте.
- Наличие схем инженерной защиты тер-
ритории объекта от подтопления и затопления.
- Наличие схемы инженерной защиты территории от опасных геологических процессов.
2. Радиационная и химическая защита включает в себя.
- Планирование мероприятий по радиационной и химической защите.
- Обеспечение производственного персонала средствами индивидуальной защиты.
- Обеспечение формирований ГО основными видами имущества, приборами радиационной и химической разведки, техникой в соответствии с табелями оснащения.
- Состояние хранения и обслуживания средств радиационной и химической защиты.
- Готовность к проведению специальной обработки.
- Готовность к проведению радиационного и химического контроля.
- Наличие разработанных режимов радиационной защиты и готовность к их осуществлению.
3.Медицинская и противобактериологиче-ская защита включает в себя.
- План использования существующих сил и средств медицинских учреждений в случае возникновения ЧС.
- Состояние подготовки сил неотложной медицинской помощи и медицинской защиты.
- Накопление средств медицинской защиты, табельного медицинского имущества, техники.
- Организация обеспечения своевременного использования профилактических препаратов.
- Готовность к проведению комплекса административно-хозяйственных и специальных мероприятий.
4. Эвакуационные мероприятия и их транспортное обеспечение включает в себя:
- Планирование эвакуационных мероприятий.
- Подготовка эвакуационных органов к проведению эвакуации.
- Подготовка районов размещения эвакуированного населения.
- Состояние транспортного обеспечения эвакуационных мероприятий.
Общая оценка состояния защиты производственного персонала имеет четыре градации:
- Готовые.
- В основном готовые.
- Ограничено готовые.
- Не готовые.
Оценка состояния техногенной безопасности, защиты рабочих, служащих и населения
проживающего в зонах возможного заражения химически опасного объекта производится в соответствии с приказом МЧС Украины.
Оценка производится по следующим направлениям:
1. Оценивается наличие и качество документов, планирующих и регламентирующих деятельность объекта и должностных лиц по вопросам безопасности.
Таких как:
- Паспорт безопасности объекта.
- План развития и совершенствования ГО с указанием источников финансирования мероприятий.
- План защиты персонала и населения в зонах возможного заражения.
- Инструкции:
а). Об опасности используемых ОХВ;
б). По противопожарному режиму;
в). По пользованию сигнализацией и установкой локализации аварии;
г). По порядку действия дежурного диспетчера при ЧС;
д). По порядку оповещения органов власти, аварийных служб, работающего персонала и населения в ЧС.
- Журнал наличия и движения потенциально опасных веществ.
- Планы:
а). Подготовки объектовых специализированных формирований;
б). Приведения в готовность объектовых специализированных формирований;
в). Устранение нарушений и недостатков выявленных в ходе проверок.
2. Соответствие содержания и эксплуатации технического и технологического оборудования требованиям действующих нормативных актов, нормативам по вопросам технической безопасности.
- Размещение объекта относительно объектов жилого, общественного, бытового назначения.
- Наличие санитарно защитной зоны и ее соответствие требованиям.
- Выполнение различных видов ремонтов зданий, оборудования, устройств.
- Проверка контрольно-измерительной аппаратуры.
3.Оборудование объектов, на которых используются или сберегаются потенциально опасные вещества.
- Расположение, оборудование объекта.
- Наличие контрольно-измерительной аппаратуры.
- Наличие систем локализации и вентиля-
ции.
- Наличие метеостанции.
- Выполнение требований по одновременному хранению максимально допустимого количества потенциально опасных веществ.
- Совместимость потенциально опасных веществ.
- Охрана.
4.Наличие на объекте локальной системы выявления угрозы ЧС и оповещения.
- Состояние локальной системы выявления угрозы ЧС.
5.Наличие и уровень готовности диспетчерской службы.
6.Наличие на объекте, состояние и содержание в готовности к применению средств защиты.
7.Готовность объектовых специализированных формирований к ликвидации ЧС на объекте.
Оценивается состояние технической безопасности и защиты людей по каждому пункту и выставляется общая оценка.
Техногенная и экологическая обстановка, которая сложилась в стране обязывает соответствующие органы решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях с принятием экстренных мер, наращивать работу по повышению эффективности подготовки управленческого звена гражданской обороны и обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Таким образом, защита населения страны в чрезвычайных ситуациях является одной из важнейших государственных задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Действия населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. К. Штаб ЦО Украины, 1992. - 196 с.
2. Гражданская защита области. Учебник, Том1 / Л.Н.Тищенко,Г.И. Олейник, В.П. Лаврик и др. под р ед. Д.И. Мазоренко, г. Харьков, 2007. - 503 с.
3. Закон Украины "О защите населения и территории от ЧС техногенного и природного характера" от 8.06.2000 г. №1809-111.
4. Указ Президента Украины "О концепции защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" от 26.03.99 № 284/99.
5. Постановление КМ Украины "Об утверждении типовых положений об управлениях по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и отделов по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения" от 5.09.00 №1386.
6. Постановление КМ Украины "Об утверждении Положения о порядке создания и использования материальных резервов для предотвращения, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий" от 29.03.01 №308.
7. Приказ Министра Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций по делам и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 06.08.2002 г. №186 "Об утверждении Методики прогнозирования последствий вылива (выброса) опасных химических веществ при авариях на промышленных объектах и транспорте".
8. Гражданская защита области. Учебник, Том 2 / Л.Н. Тищенко, Г.И. Олейник, В.П. Лаврик и др. под ред. Д.И. Мазоренко, г. Харьков, 2007. - 523с.