КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕРНИЧКО Б. И.
ВЛАДИМИРСКИЙ В. К.
Общие положения
В Российской Федерации ежегодно возникает более 1000 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых гибнут тысячи граждан России, а материальный ущерб исчисляется многими триллионами рублей. Сохраняется угроза возникновения региональных военных конфликтов и соответственно опасность поражения населения и объектов экономики в результате применения сторонами средств ведения вооруженной борьбы.
Устойчивая тенденция ежегодного возрастания количества природных и особенно техногенных катастроф, тяжесть их последствий обоснованно заставляют рассматривать их как серьезную угрозу безопасности личности. общества и государства. Поэтому наряду с задачей максимального снижения последствий военных опасностей и угроз, являющейся сердцевиной системы национальной безопасности России, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидация их последствий, снижение масштабов потерь и ущерба, наносимых стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, превратились в общегосударственную проблему и являются важнейшими задачами органов государственной власти и управления всех уровней.
Это соображение является основной предпосылкой функционирования в Российской Федерации единой государственной системы прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, объединяющей существующие в настоящее время силы и средства РСЧС, ориентированные на противодействие опасностям и угрозам мирного времени, и силы и средства гражданской обороны, предназначенные для защиты населения и территорий от опасностей и угроз, вызванных условиями военного времени.
В силу идентичности поражающих факторов средств ведения вооружен-
ной борьбы и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и учитывая значительное преобладание угроз возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий по сравнению с опасностями военного характера в современной военно-политической обстановке, правомерным представляется обеспечение прежде всего природно-техногенной безопасности, являющейся особой сферой в общей системе национальной безопасности России. Так как ликвидация чрезвычайных ситуаций военного времени осуществляется теми же силами, средствами и способами, которые используются для обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в условиях мирного времени, проблемы обеспечения защищенности личности, общества и государства от опасностей и угроз природного, техногенного и военного характера базируются на единой концептуальной основе обеспечения природно-техногенной безопасности Российской Федерации.
Настоящая концепция природно-техногенной безопасности Российской Федерации представляет собой систему официально принятых взглядов на вопросы обеспечения защиты личности, общества и государства от нега-
тивных проявлений производственных и транспортных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В ней отражены источники природных и техногенных опасностей и угроз, цели, задачи, правовые основы функционирования
системы обеспечения природно-техногенной безопасности, направления го* сударственной политики в этой сфере и механизмы ее реализации.
Основные термины и определения
Природная и техногенная опасность - состояние, при котором создалась или стала возможной угроза возникновения явлений или процессов природного и техногенного характера, способных поражать людей, нано-
сить материальный ущерб их имуществу, государственной и другим видам собственности, а также негативно воздействовать на окружающую природную среду в зоне чрезвычайных ситуаций.
Природная и техногенная угроза - состояние, при котором создается опасность для населения, его имущества, а также для государственной и иных видов собственности и окружающей природной среды, возникающая в результате стихийного бедствия, аварии или катастрофы
Природно-техногенная безопасность - состояние защищенности населения (жизни и здоровья людей, их имущества), объектов производственного и социального назначения и окружающей природной среды от поражаю-
щих факторов и воздействий природных и техногенных катастроф либо источников природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
Система обеспечения природно-техногенной безопасности - совокупность органов государственной власти и управления, а также сил и средств, согласованно осуществляющих деятельность по обеспечению природно-техногенной безопасности на основе единых правовых норм.
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий и сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
Катастрофа - крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.
Стихийное бедствие - разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.
Опасное природное явление - событие природного происхождения или состояние элементов природной среды, которое по интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать поражающее воздействие на жизнедеятельность людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
1. Потенциальные опасности и непосредственные природные и техногенные угрозы. Объекты и субъекты природно-техногенной безопасности.
1.1. Природно-техногенная безопасность как состояние защищенности населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера базируется на глубоком понимании условий и
причин их возникновения, характера и проявлений потенциальных опасностей и непосредственных природных и техногенных угроз.
1.2. Опасности и угрозы природных чрезвычайных ситуаций объективно обусловлены большим разнообразием геофизических, природных и климатических условий на территории Российской Федерации, развитой сырьедо-бывающей промышленностью и связанной с нею интенсивной выработкой недр, ростом численности населения, ведущим к необходимости вовлечения в хозяйственный оборот потенциально опасных территорий и расселения людей в сейсмо, инфекционно и климатически неблагоприятных районах. Вероятность возникновения опасных природных явлений увеличивает активная антропогенная деятельность.
Во многих районах Российской Федерации существует реальная опасность нарушения саморегуляции биосферы и среды обитания человека, угрожающая здоровью и жизни людей, проявляются инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.
Наиболее опасными стихийными бедствиями, характеризующимися комплексным воздействием на человека и окружающую природную среду, являются землетрясения, извержения вулканов, оползни, лавины, ландшафтные пожары, бури, ураганы, шквалы, смерчи, цунами, засухи, наводнения, инфекционные заболевания людей, животных и растений.
1.3. Возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера связано с наличием внутренних и внешних источников техногенных угроз.
Наиболее опасными внутренними источниками угроз являются: продолжающиеся кризисные явления в экономике России и снижение уровня государственного контроля над базовыми отраслями экономики;
снижение эффективности государственного управления отраслями эко-«
номики и организациями;
прогрессирующий износ средств производства, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности;
снижение темпов обновления основных фондов, особенно на предприятиях добывающих отраслей;
увеличение концентрации и масштабов использования взрыво-, пожа-ро-, химически, радиационно, биологически опасных производств, технологий и веществ;
снижение уровня государственного надзора в добывающих и перерабатывающих отраслях экономики, падение культуры производства, государственной и технологической дисциплины;
снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности;
снижение требований по технике безопасности в промышленности, на транспорте, в энергетике, сельском хозяйстве, системах управления;
отсутствие в действующей нормативной правовой базе требований к частным предприятиям по защите окружающей природной среды, ограничивающих размещение на территории страны потенциально опасных производств;
ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране.
К внешним источникам техногенных угроз относятся:
сохраняющаяся вероятность трансграничного переноса загрязнений и распространения особо опасных токсичных веществ и инфекционных заболеваний;
возникновение на территориях иностранных государств глобальных природных и техногенных катастроф трансграничного характера;
международный технологический терроризм.
Наибольшее распространение получили техногенные чрезвычайные ситуации, связанные с выбросами сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, транспортные аварии и катастрофы, пожары, взрывы, обрушения зданий и сооружений, аварии на электроэнергетических системах, коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях, гидродинамические аварии.
Серьезную угрозу населению, объектам экономики и окружающей природной среде представляют вторичные факторы поражения, возникающие вследствие произошедших аварий, катастроф и стихийных бедствий.
1.4. Ущерб, наносимый чрезвычайными ситуациями, характеризуется
потерями жизней и здоровья людей, гибелью сельскохозяйственных животных, повреждением и разрушением основных производственных фондов, объектов социального, культурного и бытового назначения, транспортных
коммуникаций, посевов, требующими значительных материальных затрат на их восстановление, упущенной выгодой вследствие нарушения производственных процессов, выводом из хозяйственного оборота земельных и лес-
ных угодий, затратами на социальную реабилитацию и жизнеобеспечение пострадавшего населения.
1.5. Объектами природно-техногенной безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство - их жизненно важные интересы.
Субъектами природно-техногенной безопасности являются государство, осуществляющее функции в этой области через соответствующие орга-
ны законодательной и исполнительной власти, а также должностные лица, общественные и иные организации и объединения, обладающие в соответствии с федеральным законодательством и правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации обязанностями по участию в мероприятиях, направленных на повышение уровня безопасности.
Государство образует систему обеспечения природно-техногенной безопасности и обеспечивает правовую и социальную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, оказывающих содействие в повышении уровня природно-техногенной безопасности, на основании законодательства Российской Федерации.
2. Цеди, задачи, правовые основы и методы обеспечения природнотехногенной безопасности Российской Федерации
2.1. Основными целями системы обеспечения природно-техногенной безопасности являются:
защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от природных и техногенных опасностей и угроз:
эффективное противодействие внутренним и внешним природным и техногенным угрозам:
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях;
Достижение этих целей обеспечивается:
снижением риска возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий;
организацией защиты населения, попавшего в зоны чрезвычайных ситуаций и пострадавшего в результате их возникновения;
организацией экстренного реагирования и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
осуществлением мер по ‘восстановлению безопасности жизнедеятельности населения на территориях, пострадавших от чрезвычайных ситуаций.
2. 2. Реализация целей и задач системы обеспечения природно-техногенной безопасности обусловливается правильным выбором принципов ее построения, главными из которых являются:
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства и их взаимная ответственность за обеспечение природно-техногенной безопасности;
комплексность, экономичность, достаточность и своевременность ме-
роприятий, выполняемых в целях обеспечения природно-техногенной безопасности;
сочетание централизма в управлении процессами обеспечения природно-техногенной безопасности с активным участием и инициативой субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в осуществлении соответствующих мероприятий;
организация руководства системой в соответствии с существующей структурой государственной власти и управления экономикой;
системность, определяющая природно-техногенную безопасность как подсистему (отдельную сферу) общей системы национальной безопасности России;
функционально-территориальный подход к обеспечению природно-техногенной безопасности;
максимально полное соответствие организации системы требованиям как мирного, так и военного времени;
взаимосвязь национальной и международной сфер природно-техногенной безопасности.
2. 3. Правовыми основами обеспечения природно-техногенной безопасности являются Конституция Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, законы Российской Федерации "О безопасности", "Об обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О промышленной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О радиационной безопасности населения", постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в области природно-техногенной безопасности, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в данной сфере, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
2.4. Безопасность жизнедеятельности населения в условиях наличия природных и техногенных угроз обеспечивается;
прогнозированием угроз чрезвычайных ситуаций, осуществляемым специальными органами на основании объективных данных наблюдения и контроля или являющимся результатом анализа функционирования объектов и конкретных количественных показателей отклонений от нормы, которые могут привести к авариям и катастрофам;
предупреждением чрезвычайных ситуаций техногенного характера и проведением мероприятий по снижению ущерба от стихийных бедствий;
экстренным реагированием на возникшие чрезвычайные ситуации содержащимися в постоянной готовности к действиям силами и средствами;
проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций с привлечением профессиональных спасателей и подготовленных аварийно-спасательных подразделений;
оказанием медицинской помощи пострадавшим, организацией укрытия или эвакуации из районов бедствия и жизнеобеспечения населения, оказавшегося в зонах чрезвычайных ситуаций;
обеспечением населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;
подготовкой органов управления, спасателей, командно-начальствующего состава формирований и войск гражданской обороны, а также населения к эффективным действиям в экстремальных условиях.
3. Основные направления и приоритеты государственной политики в сфере обеспечения природно-техногенной безопасности Российской Федерации
3.1. Государственная политика в сфере обеспечения природно-техногенной безопасности осуществляется в рамках общей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и настоящей концепции.
Основные направления государственной политики по обеспечению природно-техногенной безопасности на мирное и военное время реализуются через федеральные и региональные целевые программы, ежегодное планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятий гражданской обороны, а также через систему государственного мобилизационного планирования и планы оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
3.2. Государство как основной субъект природно-техногенной безопасности организует и осуществляет выполнение комплекса мероприятий по ее обеспечению;
в области прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций: разработку научных методов вскрытия и изучения природных и техногенных опасностей и угроз, выявления причин, закономерностей их воз-
никновения и характера проявления;
образование федеральной системы комплексного мониторинга, контроля, надзора, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
реализацию целевых и научно-технических федеральных программ по проблемам обеспечения природно-техногенной безопасности;
контроль соблюдения норм и правил инженерно-технических мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
разработку отраслевых норм и правил безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правил защиты работников предприятий, учреждений и организаций от чрезвычайных ситуаций;
повышение роли и эффективности государственного надзора и экспертизы по вопросам безопасности территорий и объектов экономики от природных и техногенных угроз;
развитие системы декларирования безопасности объектов экономики, их паспортизации и лицензирования с учетом безопасности процессов производства и производимой продукции;
формирование и широкое внедрение системы страхования и перестрахования рисков;
реализацию комплекса мер государственной экономической поддержки инвестирования мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и создание условий для их ликвидации с наименьшим ущербом;
в области обеспечения защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей и угроз:
научное обоснование соотношения индивидуальных и коллективных средств защиты населения в потенциально опасных районах и на объектах экономики;
строительство защитных сооружений на объектах повышенной опасности и приспособление имеющихся производственных и иных помещений, подземного пространства городов и объектов под защитные сооружения;
создание условий, обеспечивающих укрытие населения и персонала потенциально опасных промышленных предприятий в защитных сооружениях, и накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты;
принятие эффективных мер по сохранению имеющегося фонда защитных сооружений и поддержанию их в готовности к использованию по основному
предназначению;
разработку общих требований по подготовке объектов экономики к устойчивому функционированию в условиях поражающих воздействий всех видов;
подготовку эвакомероприятий из зон чрезвычайных ситуаций и местностей, находящихся вблизи объектов повышенной опасности;
разработку комплекса мероприятий по созданию нормативных, организационных и технических основ решения задач жизнеобеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях;
создание системы профессиональной подготовки руководящих кадров органов управления, формирований и войск гражданской обороны и спасателей к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в экстремальных условиях;
в области ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий:
создание необходимой группировки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их техническое оснащение и подготовка для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
развитие формирований и войск гражданской обороны, разработка нормативной правовой базы их деятельности, уточнение оптимальной численности, дислокации, создание условий содержания их в постоянной готовности к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, морального и материального стимулирования личного состава:
создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
оперативное доведение до органов управления и населения сигналов оповещения и информации о возникающих угрозах, осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
совершенствование технологии проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
развитие системы управления силами ликвидации чрезвычайных ситуаций;
завершение создания автоматизированной информационно-управляющей системы и автоматизированных систем контроля безопасности объектов экономики и окружающей природной среды;
образование в городах Российской Федерации единых дежурно-диспетчерских служб;
проведение на предприятиях экономики и объектах жизнеобеспечения населения комплекса мероприятий, направленных на повышение устойчивости их работы в условиях чрезвычайных ситуаций;
создание страховых фондов, резервов материальных и финансовых ресурсов на случай ликвидации последствий техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
в области научно-технического обеспечения:
организацию и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам природно-техногенной безопасности, моделирование и системный анализ возможных видов опасностей, угроз и вредных воздействий на население и окружающую природную среду, а также мероприятий по комплексной защите от них;
разработку целевых и научно-технических федеральных и региональных программ по проблемам природно-техногенной безопасности;
подготовку комплекса научно-методических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого функционирования экономики в условиях опасностей и угроз мирного и военного времени;
в области международного сотрудничества:
обеспечение условий для глубокой интеграции России в международные организации, осуществляющие функции гражданской защиты, и участия в международных гуманитарных акциях;
укрепление и развитие Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования; .
проведение активной политики по сотрудничеству с зарубежными государствами по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. 3. Приоритетными направлениями государственной политики в области обеспечения природно-техногенной безопасности являются:
последовательное планомерное улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения страны;
создание высокоэффективной системы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
сохранение жизни и здоровья людей, подвергшихся воздействию поражающих факторов или оказавшихся в зонах чрезвычайных ситуаций.
3.4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления решают задачи обеспечения природно-техногенной безопасности с учетом основных концептуальных и стратегических направлений перехода России на путь устойчивого развития, предполагающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала с целью удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
4. Механизмы обеспечения природно-техногенной безопасности
Российской Федерации
4.1. Обеспечение природно-техногенной безопасности состоит в выполнении всеми органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами правовых, экономических, инженерно-технических, природоохранных, организационных, методических и иных норм и мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.2. Органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, образуют единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Она строится по территориально-производственному принципу и имеет федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровни.
4.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российской Федерации имеет в своем составе органы управления, силы, средства,резервы, ресурсы, систему связи и оповещения и функционирует на основании соответствующих нормативных правовых актов, обеспечивая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Государственное управление, координацию деятельности и непосредственное руководство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющее свои функции во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Для координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации и выработки государственной политики в этой области при МЧС России создана Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также образованы соответствующие координирующие органы на всех уровнях.
4.4. Координирующие органы (Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, региональные центры, комиссии по чрезвычайным ситуациям на территориальных, местных и объектовых уровнях) обеспечивают:
руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, устойчивости и безопасности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;
готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координацию их действий и руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство подготовкой должностных лиц органов управления, аварийно-спасательных подразделений, формирований и войск гражданской обороны и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
4.5. Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления министерств и ведомств Российской Федерации, региональные центры, органы управления, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и на объектах экономики), осуществляют повседневное управление и контроль за функционированием всех элементов
единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На территориальном, местном и объектовом уровнях они одновременно являются рабочими органами комиссий по чрезвычайным ситуациям.
4.6. Многоплановость задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлечение к их решению разнородных сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, территориальных, местных и объектовых формирований предъявляют жесткие требования к организации управления ими и обеспечению координации их действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно на региональном уровне.
Образованные для решения этих задач региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий наряду с выполнением координирующих функций обеспечивают приближение органов управления к потенциально опасным объектам, повышение оперативности реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, усиление непосредственного руководства соединениями и частями войск гражданской обороны.
4.7. Органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняют свои функции во взаимодействии с органами охраны труда, здоровья, природной среды, защиты животных и растений, Госстандарта, а также аварийно-спасательными службами всех отраслей экономики.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться подразделения постоянной готовности МВД России, Минобороны России, других министерств и ведомств Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Повышение эффективности использования сил ликвидации чрезвычайных ситуаций достигается их эшелонированием и резервированием, содержанием части сил в постоянной готовности к действиям, формированием сил экстренного реагирования городских (районных) служб спасения.
4.8. Силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются постановлениями Правительства Российской Федерации и подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из сил и средств органов надзора, служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти и других ведомств Российской Федерации, осущест-
вляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. Поэтапное образование федеральной системы комплексного мониторинга, контроля, надзора, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций путем сосредоточения имеющихся сил и средств в рамках специализированного федерального ведомства позволит повысить эффективность проведения системного анализа состояния территорий, потенциально опасных объектов и источников стихийных бедствий, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Основу сил ликвидации чрезвычайных ситуаций составляют войска гражданской обороны. В состав сил ликвидации входят также военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти, формирования, службы и учреждения других ведомств Российской Федерации, объектовые и муниципальные нештатные формирования, которые комплектуются работниками предприятий, учреждений, организаций и городских (районных, объектовых) служб - противопожарных, коммунальных, строительных. ремонтных, энергетических и других. Высокая эффективность действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечивается их постоянной готовностью к действиям, мобильностью, многофункциональностью, соответствием их технического оснащения решаемым задачам.
4.9. Основу технической политики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций составляет оснащение всех ее формирований современными многофункциональными комплексами разведки, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, средствами поиска и обнаружения людей в завалах, высокопроизводительным и безопасным спасательным оборудованием и инструментом, мобильными комплексами жизнеобеспечения, средствами защиты, оповещения и связи, высокопроходимой и надежной инженерной техникой и транспортом.
Непременным условием высокой эффективности мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является использование новейших, в том числе авиационных, технологий проведения аварийно-спасательных работ.
В целях обеспечения взаимодействия и повышения оперативности реа-
гирования на возникающие чрезвычайные ситуации городских аварийно-спасательных сил, противопожарной службы, подразделений экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, сил охраны общественного порядка и других служб в городах Российской Федерации образуются единые дежурно-диспетчерские службы.
Принимаются меры по повышению устойчивости, оперативности и непрерывности управления формированиями гражданской обороны Российской Федерации в мирное и военное время, строительству и модернизации повседневных и защищенных пунктов управления (командных пунктов).
Организационные меры по совершенствованию управления сочетаются с внедрением современных и перспективных средств оповещения и связи, автоматизированных систем управления, средств контроля технологических процессов, противоаварийной защиты и наблюдения за развитием опасных природных явлений.
4.10. Для обеспечения надежной защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей и угроз органами государственной власти и управления всех уровней принимаются следующие меры:
формирование, подготовка и содержание в готовности к действиям сил и средств в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
своевременное оповещение и информирование органов управления и населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, осуществление сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение под непосредственным руководством комиссий по чрезвычайным ситуациям аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обучение населения способам защиты, подготовка органов управления, сил и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
4.11. Защита населения и территорий от природно-техногенных опасностей и угроз достигается скоординированными действиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и является одним из приоритетных направлений их деятельности в области обеспечения природно-техногенной безопасности страны как важнейшей сферы общей системы национальной безопасности Российской Федерации.