Научная статья на тему 'Защита и трансляция традиционной культуры этнических меньшинств в контексте культурного самосознания (на примере орочонов Китая)'

Защита и трансляция традиционной культуры этнических меньшинств в контексте культурного самосознания (на примере орочонов Китая) Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народность орочон / Китай / традиционная культура / этнические меньшинства / культурное самосознание / культурное наследие / мультикультурализм / Orochon people / China / traditional culture / ethnic minorities / cultural identity / cultural heritage / multiculturalism

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Сунь Шаньшань

В статье рассмотрены варианты решения проблемы сохранения и передачи следующим поколениям культуры китайских орочонов. Орочоны представляют собой этническое меньшинство, малый народ, проживающий на Северо-Востоке Китая. Они обладают уникальной традиционной культурой, которая является значимой частью мультикультурного пространства всего Китая, сохранение которой необходимо для сосуществования в стране множества культур и для мирового культурного разнообразия. В статье отмечается, что в процессе модернизации и глобализации традиционная культура орочонского народа сталкивается со многими проблемами и даже, при отсутствии внимания и заботы со стороны государства и общества, может оказаться в забвении под влиянием иностранных культур, тенденций глобализации и в связи с недостаточностью существующих государственных и общественных мер защиты. Современные социальные процессы не только угрожают непрерывной трансляции орочонской культуры следующим поколениям, но и влияют на культурную самобытность народности, изменяя жизненные устои. Выработка эффективных стратегий защиты и сохранения традиционной культуры орочонов имеет немаловажное значение для будущего развития культуры данной народности и всего Китая. В статье намечены стратегии защиты и передачи следующим поколениям традиционной культуры этнического меньшинства орочонов, важные в контексте культурного самосознания, в том числе усиление политической поддержки орочонов и интеграция ресурсов в сохранение их культуры; включение традиционной культуры орочонов в систему среднего и профессионального образования; участие в сохранении и трансляции культуры орочонов цифровых инструментов, информационных технологий и интернет-ресурсов. Особенно большие перспективы имеет цифровизация культурного пространства, обращение к инновационным технологиям как инструментам культурной трансляции. Цифровые сервисы и искусственный интеллект привлекают к традиционной культуре орочонов молодёжь и способствуют её популяризации в мире. Благодаря различным формам образования, активной культурной деятельности, привлечению цифровых ресурсов осведомленность орочонского народа о собственных культурных ценностях постоянно растет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protection and transmission of traditional culture of ethnic minorities in the context of cultural identity (using the example of the Orochons of China)

The article discusses options for solving the problem of preserving and transmitting Chinese Orochon culture to next generations. The Orochon are an ethnic minority, a small people living in Northeast China. They have a unique traditional culture, which is a significant part of the multicultural space of all of China, the preservation of which is necessary for the coexistence of many cultures in the country and for global cultural diversity. The article notes that in the process of modernization and globalization, the traditional culture of the Orochon people faces many problems and even, in the absence of attention and care from the state and society, may fall into oblivion under the influence of foreign cultures, globalization trends and due to the insufficiency of existing state and public protection measures. Modern social processes not only threaten the continuous transmission of Orochon culture to subsequent generations, but also affect the cultural identity of the people, changing the way of life. Developing effective strategies for protecting and preserving the traditional culture of the Orochons is of no small importance for the future development of the culture of this people and all of China. The article outlines strategies for protecting and transmitting to next generations the traditional culture of the Orochon ethnic minority that are important in the context of cultural identity, including strengthening political support for the Orochon and integrating resources into the preservation of their culture; inclusion of traditional Orochon culture in the system of secondary and vocational education; participation in the preservation and transmission of Orochon culture using digital tools, information technologies and Internet resources. The digitalization of cultural space and the use of innovative technologies as tools for cultural broadcast have especially great prospects. Digital services and artificial intelligence attract young people to the traditional Orochon culture and contribute to its popularization in the world. Thanks to various forms of education, active cultural activities, and the involvement of digital resources, the awareness of the Orochon people about their own cultural values is constantly growing.

Текст научной работы на тему «Защита и трансляция традиционной культуры этнических меньшинств в контексте культурного самосознания (на примере орочонов Китая)»

Сунь Шаньшань

Библиотекарь, Хэйхэский университет, Хэйхэ, КНР.

Защита и трансляция традиционной культуры этнических меньшинств в контексте культурного самосознания (на примере орочонов Китая)*

Аннотация. В статье рассмотрены варианты решения проблемы сохранения и передачи следующим поколениям культуры китайских орочонов. Орочоны представляют собой этническое меньшинство, малый народ, проживающий на Северо-Востоке Китая. Они обладают уникальной традиционной культурой, которая является значимой частью муль-тикультурного пространства всего Китая, сохранение которой необходимо для сосуществования в стране множества культур и для мирового культурного разнообразия. В статье отмечается, что в процессе модернизации и глобализации традиционная культура орочонского народа сталкивается со многими проблемами и даже, при отсутствии внимания и заботы со стороны государства и общества, может оказаться в забвении под влиянием иностранных культур, тенденций глобализации и в связи с недостаточностью существующих государственных и общественных мер защиты. Современные социальные процессы не только угрожают непрерывной трансляции орочонской культуры следующим поколениям, но и влияют на культурную самобытность народности, изменяя жизненные устои. Выработка эффективных стратегий защиты и сохранения традиционной культуры орочонов имеет немаловажное значение для будущего развития культуры данной народности и всего Китая. В статье намечены стратегии защиты и передачи следующим поколениям традиционной культуры этнического меньшинства орочонов, важные в контексте культурного самосознания, в том числе усиление политической поддержки орочонов и интеграция ресурсов в сохранение их культуры; включение традиционной культуры орочонов в систему среднего и профессионального образования; участие в сохранении и трансляции культуры орочонов цифровых инструментов, информационных технологий и интернет-ресурсов. Особенно большие перспективы имеет цифровизация культурного пространства, обращение к инновационным технологиям как инструментам культурной трансляции. Цифровые сервисы и искусственный интеллект привлекают к традиционной культуре орочонов молодёжь и способствуют её популяризации в мире. Благодаря различным формам образования, активной культурной деятельности, привлечению цифровых ресурсов осведомленность орочонского народа о собственных культурных ценностях постоянно растет.

Ключевые слова: народность орочон, Китай, традиционная культура, этнические меньшинства, культурное самосознание, культурное наследие, мультикультурализм.

Sun Shanshan

Librarian, Heihe University, Heihe City (China).

Protection and transmission of traditional culture of ethnic minorities in the context of cultural identity (using the example of the Orochons of China)

* © Сунь Шаньшань, 2024.

Защита и трансляция традиционной культуры этнических меньшинств в контексте культурного самосознания (на примере орочонов Китая)

Abstract. The article discusses options for solving the problem of preserving and transmitting Chinese Orochon culture to next generations. The Orochon are an ethnic minority, a small people living in Northeast China. They have a unique traditional culture, which is a significant part of the multicultural space of all of China, the preservation of which is necessary for the coexistence of many cultures in the country and for global cultural diversity. The article notes that in the process of modernization and globalization, the traditional culture of the Orochon people faces many problems and even, in the absence of attention and care from the state and society, may fall into oblivion under the influence of foreign cultures, globalization trends and due to the insufficiency of existing state and public protection measures. Modern social processes not only threaten the continuous transmission of Orochon culture to subsequent generations, but also affect the cultural identity of the people, changing the way of life. Developing effective strategies for protecting and preserving the traditional culture of the Orochons is of no small importance for the future development of the culture of this people and all of China. The article outlines strategies for protecting and transmitting to next generations the traditional culture of the Orochon ethnic minority that are important in the context of cultural identity, including strengthening political support for the Orochon and integrating resources into the preservation of their culture; inclusion of traditional Orochon culture in the system of secondary and vocational education; participation in the preservation and transmission of Orochon culture using digital tools, information technologies and Internet resources. The digitalization of cultural space and the use of innovative technologies as tools for cultural broadcast have especially great prospects. Digital services and artificial intelligence attract young people to the traditional Orochon culture and contribute to its popularization in the world. Thanks to various forms of education, active cultural activities, and the involvement of digital resources, the awareness of the Orochon people about their own cultural values is constantly growing.

Key words: Orochon people, China, traditional culture, ethnic minorities, cultural identity, cultural heritage, multiculturalism.

В условиях модернизации, глобализации, серьёзных общественных преобразований нашего времени уникальная этническая культура народности орочон северо-Восточного Китая сталкивается с беспрецедентными трудностями. Богатое наследие традиционной культуры сегодня находится в опасности, что обусловливает необходимость его защиты и сохранения. опасность культурного забвения, влияние иностранных культур и недостаточные меры защиты в совокупности продуцируют угрозу чистоте орочонской культуры и самому её существованию. В этой связи мы должны не только способствовать сохранению и развитию орочонской культуры, но и сосредоточиться на том, как интегрировать в культурные практики инновации с тем, чтобы обеспечить жизнеспособность

культуры этнического меньшинства орочонов и непрерывность трансляции их культурного наследия следующим поколениям. В современном культурном и научном пространстве большое внимание уделяется анализу своеобразной культуры орочонов: шаманизма как проявления их верований [3], духовной культуры [6], языка [5], предметов материальной культуры [1] и т. п. Это очень важные исследования, помогающие увидеть самобытные культурные проявления орочонов, однако не менее важно выяснить, как в настоящий момент развивается орочонская культура, как она передаётся следующим поколениям и какие проблемы есть в данной сфере.

Целью статьи является анализ современных проблем, связанных с защитой и сохранением традиционной

культуры орочонского народа, и предложение соответствующих стратегий, которые будут содействовать устойчивому развитию орочонской культуры.

Культурное наследие народности орочон, являющейся небольшой этнической группой на северо-востоке Китая, обладает глубокой исторической ценностью и культурной уникальностью. Оно включает язык, искусство, религиозные представления, материальную культуру, обычаи и многие другие феномены.

Являясь одним из важнейших проявлений культуры, орочонский язык сохраняет многие древние языковые особенности языков Северо-Восточной Азии и стал ценным материалом для изучения процессов миграции и культурного обмена между древними народами. Уникальность искусства орочонов включает феномены тотемных верований, дизайн костюмов, музыкальные и танцевальные формы. Эти виды искусства являются не только воплощением духовной культуры народа орочон, но и предметными проявлениями важной для него концепции гармоничного сосуществования с природой. Шаманские верования орочонского народа также отражают его преклонение перед природой и особенности понимания жизненной силы. Эти верования самобытны, отличаются от религий других этнических групп, отражая древние представления орочонского народа и его взгляд на жизнь. Традиционные культурные формы являются не только признаком орочонского своеобразия, но и важным условием сосуществования разных народов в современном Китае, придерживающемся политики муль-тикультурализма и сохранения культурного разнообразия человечества.

Традиционные способы трансляции

культурного наследия орочонского народа обеспечивают его культуре жизнеспособность на протяжении нескольких столетий. В повседневной жизни традиционные составляющие культуры, такие как навыки охоты и траво-лечения, обряды, обычаи, по-прежнему передаются от старшего поколения к младшему, и метод передачи из уст в уста обеспечивает преемственность культуры. Праздничные мероприятия, такие как шаманские ритуалы, встреча весны и получение благословений во время Весеннего фестиваля, не только углубляют понимание орочонами собственной культуры, но и дают внешнему миру возможность лучше ее понять. Однако под влиянием образа жизни современных представителей народности этот традиционный способ наследования культуры начинает утрачивать свою безусловную актуальность. Хотя некоторые традиционные праздники и ритуалы все еще существуют, активность их проведения и степень участия в них орочонов снизились, что представляет угрозу для дальнейшей трансляции культурного наследия.

Актуальным в связи со сказанным является понятие культурного самосознания. Оно определяется в современной научной литературе как «осознание своей принадлежности к определенной культуре. То же, что культурная идентичность» [2, с. 169]. Культурное самосознание понимается в современных исследованиях как важный ценностно-смысловой компонент самосознания народа в условиях глобализации [7, с. 24]. Повышение уровня культурного самосознания не только способствует готовности орочонов сохранять собственную традиционную культуру, но и стимулирует поддержку орочонской культуры со стороны общества. Укрепление самои-

дентификации привело к тому, что народность орочон стало более активно участвовать в охране своей культуры, обеспечивая тем самым непрерывную трансляцию культурного наследия.

Рассмотрим более подробно основные проблемы, которые имеются в процессах защиты и трансляции традиционной культуры орочонов и важны в контексте формирования и развития культурного самосознания.

Во-первых, процесс модернизации привел к значительным изменениям в образе жизни орочонского народа, что поставило некоторые феномены культуры под угрозу забвения. с популяризацией новых технологий и новых медиа темп жизни молодого поколения ускорился, его интересы и внимание все больше привлекают современные способы развлечения, отдаляя молодых людей от традиционной культуры. Пренебрежение к передаче традиционных культурных знаний в системе образования усугубляет эту проблему, приводя к недостаточному пониманию молодыми людьми языка, искусства и религии своей народности. Такого рода культурные пробелы не только влияют на трансляцию орочонской культуры, но и ставят под угрозу сохранение культурной самобытности народности. со временем, если не будут приняты эффективные меры, забвение традиционной культуры может углубиться, что приведет к невосполнимым культурным потерям.

Во-вторых, в условиях глобализации и расширения сетевого взаимодействия между людьми на традиционную культуру орочонского народа начали оказывать сильное влияние иные культуры мира. Мобильность мировой культуры позволила западному образу жизни и ценностям быстро распространиться в орочонском сообществе

посредством кинематографа, телевидения, интернета и других средств массовой информации, очень привлекательных для молодого поколения. Хотя такого рода культурное влияние помогает расширить горизонты людей, оно также может привести к маргинализации региональной культуры. Воздействие иных культур не только изменило образ жизни орочонского народа, но и незаметно повлияло на систему ценностей и чувство идентичности орочонов. Тенденция культурной гомогенизации ставит орочонов перед выбором между сохранением культурных особенностей и адаптацией к глобализации.

В-третьих, современные меры по защите традиционной культуры орочонской народности недостаточны. Хотя уже были предложены некоторые стратегии и меры по защите и наследованию культуры данного этнического меньшинства [8], на практике остается множество проблем. В частности, несправедливо распределяются ресурсы, и проекты, имеющие более высокую популярность или коммерческую перспективу, часто становятся приоритетными, в то время как защита регионального культурного наследия игнорируется. Механизм защиты культурного наследия, который существует сегодня, не является надежным, а отсутствие диверсифицированной системы систематической трансляции культуры затрудняет устойчивое и эффективное осуществление охраны культурного наследия. Что еще более важно, нынешним мерам зачастую не хватает актуальности и эффективности, и они не в состоянии в полной мере мобилизовать энтузиазм сообществ и отдельных людей для участия в охране культурного наследия, что приводит к ограниченным результатам данной деятельности. существование

этих проблем не только препятствует эффективной защите и трансляции традиционной культуры орочонского народа, но и свидетельствует о необходимости активизации усилий политических и общественных сил.

Можно наметить стратегии защиты и передачи следующим поколениям традиционной культуры этнического меньшинства орочонов, важные в контексте культурного самосознания.

Во-первых, необходимо усилить политическую поддержку орочонов и интеграцию ресурсов в сохранение их культуры.

Поддержка национальных и региональных органов власти в деле защиты традиционной культуры орочонского народа является ключом к охране культурного наследия. Эффективная политика может не только обеспечить необходимое финансовое содействие, но и объединить ресурсы всех сторон общества для формирования долгосрочного механизма защиты и трансляции традиционной культуры. Учитывая воздействие глобализации и модернизации на традиционную культуру, особенно важно приумножить инвестиции, а также разработать и осуществить эффективную политику. Это означает не только увеличение финансовых ассигнований, направленных на поддержку культурных проектов и исследований, но и принятие законодательства, нацеленного на защиту традиционного культурного наследия, предотвращение его маргинализации и тем более забвения.

Интеграция ресурсов является еще одной важной мерой защиты традиционной культуры орочонского народа. Она предполагает не только инвестирование материальных средств, но и совместное использование таких разноплановых ресурсов, как таланты,

технологии и информация. Благодаря созданию платформы межведомственного сотрудничества, ресурсы в области образования, культуры, туризма могут быть эффективно объединены для совместного содействия защите и трансляции традиционной культуры.

Политическая поддержка и объединение ресурсов для защиты традиционной культуры орочонов продемонстрируют не только уважение к прошлому, но и желание сделать лучше будущее. Благодаря эффективной политике традиционная культура орочонского народа может быть должным образом защищена и рационально использована; в то же время это открывает возможности для культурных инноваций. Жизнеспособность и преемственность культуры орочонов имеют огромное значение для сохранения национальной самобытности, укрепления социального сотрудничества и взаимного обогащения культурного наследия всего человечества. Поэтому усиление политической поддержки, интеграция ресурсов и создание долгосрочного механизма культурной работы являются действенными способами защитить и сохранить традиционную культуру данного этнического меньшинства.

Во-вторых, требуется включение традиционной культуры орочонов в систему образования.

интеграция элементов и феноменов традиционной культуры орочонов в существующую систему школьного и послешкольного (профессионального) образования является эффективным способом укрепления культурного самосознания и чувства этнической идентичности у подрастающего поколения. Благодаря введению в учебные планы соответствующих курсов, обучающиеся могут непосредственно соприкоснуться с языком, искусством, историей и дру-

гим культурным наследием народа орочон. Такой личный опыт поможет им лучше понять собственные культурные корни, укрепит уважение у ним.

Решающее значение в реализации данной стратегии имеет подготовка педагогов, которые являются инструментом для передачи культурных знаний и ценностей. Профессиональная переподготовка позволит учителям получить более глубокое представление о традиционной культуре орочонов, а также поможет улучшить свои педагогические навыки и повысить культурную восприимчивость. Учителя могут не только эффективно передавать знания, но и проявлять в процессе обучения уважение и любовь к орочонской культуре, тем самым влияя на учащихся и мотивируя их.

создание учебно-методического обеспечения для данной деятельности - еще один важный её аспект. Учебные материалы должны содержать богатые культурные знания и информацию, быть иллюстрированными, яркими и интересными, вызывать у обучающихся интерес и любознательность. В то же время учебные материалы должны подчеркивать ценность орочонской культуры в контексте истории и современного общества, что поможет учащимся развивать чувство культурной гордости по поводу принадлежности к орочонам.

Благодаря таким изменениям системы образования можно не только привить учащимся интерес и уважение к традиционной культуре орочонского народа и повысить их осведомленность, но и стимулировать у них чувство ответственности, желание защищать собственное культурное наследие. С течением времени этот метод обучения будет способствовать укреплению культурного самосознания и этниче-

ской идентичности, а также заложит прочную основу для защиты и развития орочонской культуры. Такой подход является достойной популяризации моделью сохранения и трансляции культурного наследия малых народов, подчеркивающей важность культурного разнообразия и роль каждого в данной деятельности.

В-третьих, сообщество орочонов и цифровые платформы должны совместно участвовать в сохранении и трансляции культуры.

В процессе сохранения культурного наследия на современном этапе развития общества необходимо внимание к современным инновационным технологиям. Включение в культурную деятельность цифровых инструментов не только повысит осведомленность общества о культуре орочонов, но и стимулирует более широкое участие граждан в культурном процессе. Культурные мероприятия, проводимые общинами, мастер-классы по традиционным ремеслам и видам деятельности предоставляют жителям региона возможность непосредственно участвовать в трансляции культурного наследия. Эти мероприятия делают культурное наследие частью общественной жизни и укрепляют гордость жителей за свой регион. Организуя фестивали, художественные выставки, ремесленное производство и другие мероприятия, орочонское сообщество может не только поддерживать свою культурную жизнеспособность, но и способствовать культурному обмену и взаимопониманию между людьми разных возрастов, этносов и культур.

Использование цифровых платформ для культурной коммуникации - важная стратегия. В современную цифровую эпоху интернет и социальные сети стали важными каналами

распространения информации. Создав специальный веб-сайт, учетную запись в социальных сетях или приложение, можно представить культурное наследие народности орочонов аудитории всего мира. Эти инструменты могут не только демонстрировать сведения об истории, языке, искусстве и традиционных знаниях орочонского народа, но и служить пространством для культурного обмена и обучения, позволяя людям участвовать в распространении культурной информации без географических ограничений. Видеоуроки, онлайн-семинары и виртуальные выставки могут привлечь к участию в культурной деятельности больше молодежи и заинтересовать ее традиционной культурой. Новые культурные механизмы не ослабят традиции, а станут новыми их проявлениями, что очень важно, поскольку культура не должна консервироваться и развивается только за счёт пополнения новациями [4, с. 17].

использование цифровых платформ также будет способствовать маркетингу культурных продуктов и оказывать экономическую поддержку распространению культурного наследия посредством продажи изделий ручной работы, произведений искусства и т. д. Развитие креативных индустрий посредством цифровых инструментов не только помогает обладателям традиционных навыков получать доход, но и позволяет большому количеству людей понимать и беречь культурное наследие. Кроме того, цифровые технологии также могут быть использованы для сохранения культурного наследия в цифровом виде, чтобы гарантировать безопасность ценных культурных объектов даже в случае их физического повреждения.

Таким образом, политическая под-

держка и интеграция ресурсов, развитие системы образования, школьного и профессионального, привлечение цифровых платформ оказываются эффективными способами содействия защите и сохранению традиционной культуры орочонов. Пробуждение и закрепление культурного самосознания является ключом к защите и передаче культуры меньшинств в контексте глобализации, что не только связано с будущим орочонской культуры, но и является важной частью сохранения культурного разнообразия всего человечества.

Совместное участие сообщества орочонов и цифровых платформ в культурной работе предоставляет новые возможности для защиты и трансляции культуры этнических меньшинств, в том числе орочонов. Эта модель подчеркивает социальный и интерактивный характер охраны культурного наследия и поощряет большее число членов общества участвовать в соответствующих мероприятиях. Сочетая традиционную общественную деятельность с современными цифровыми технологиями, можно более эффективно распространять культурные знания, стимулировать общественный интерес к ним, развивать энтузиазм защитников культуры, а также обеспечивать ее активную трансляцию и инновационное развитие. Каждый может стать участником этого процесса, пропагандистом культурного наследия и внести свой вклад в сохранение разнообразного культурного наследия человечества.

В дальнейшем следует дополнительно изучить эффективность применения намеченных выше стратегий в конкретных практических областях культурной деятельности и способы распространения успешного опыта в

области защиты культуры других этнических меньшинств. Защита и трансляция орочонской традиционной культуры - это длительный и сложный процесс, который требует совместных усилий и постоянного внимания всех слоев общества для обеспечения муль-тикультурализма.

истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2022. Т. 38. С. 125-133.

[7] Тараторин Е.В. Культурная идентичность как важ-

ный ценностно-смысловой компонент самосознания народа в условиях глобализации // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2020. № 1 (4). С. 24-27.

[8] Цзюй Х., Вэй С. К проблеме сохранения националь-

ной культуры народности орочон // Перспективы науки. 2023. № 9 (168). С. 220-221.

References

[1] Wei W., Fedorovskaya N.A. Features of the structure and

types of traditional headdress of the Chinese Oroqen // Culture and Art. 2023. № 12. P. 221-231.

[2] Zherebilo T.V. Dictionary of linguistic terms. - Nazran:

Pilgrim, 2010. 486 p.

[3] Zabiyako A.P., Wang Sh. The study of Oroqen shaman-

ism in the works of Chinese researchers // Traditional Culture of East Asia: collection of articles of scientific and practical conf. - Blagoveshchensk: BSPU, 2021. P. 271-279.

[4] Krylova M.N. The question of the relationship between

traditional and innovative elements in culture and its solution in the modern scientific space // Humanitarian Bulletin of the Don State Agrarian University. 2023. № 3. P. 17-23.

[5] Meng Sh. General description of the Oroqen language

in China // Theoretical and applied linguistics. 2017. Vol. 3. № 1. P. 67-86.

[6] Ochirov Ts.S., Dashieva S.B. Spiritual culture of the Oro-

qen: Chinese historiography // Transactions of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences.

2022. Vol. 38. P. 125-133.

[7] Taratorin E.V. Cultural identity as an important value-

semantic component of people's self-awareness in the context of globalization // Culture in the Eurasian space: traditions and innovations. 2020. № 1 (4). P. 24-27.

[8] Ju H., Wei S. On the problem of preserving the national

culture of the Oroqen people // Prospects of Science.

2023. № 9 (168). P. 220-221.

Список литературы

[1] Вэй В., Федоровская Н.А. Особенности строе-

ния и виды традиционного головного убора китайских орочонов // Культура и искусство. 2023. № 12. С. 221-231.

[2] Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. -

Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.

[3] Забияко А.П., Ван Ш. Изучение шаманизма орочонов

в трудах китайских исследователей // Традиционная культура Востока Азии: сб. ст. науч.-практ. конф. -Благовещенск: БГПУ, 2021. С. 271-279.

[4] Крылова М.Н. Вопрос о соотношении традиционных

и новационных элементов в культуре и его решение в современном научном пространстве // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2023. № 3. С. 17-23.

[5] Мэн Ш. Общее описание орочонского языка в Китае

// Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. Т. 3. № 1. С. 67-86.

[6] Очиров Ц.С., Дашиева С.Б. Духовная культура орочо-

нов: китайская историография // Труды института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.