Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ОРОЧОНОВ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ОРОЧОНОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ОРОЧОНЫ / ЭВЕНКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» / КИТАЙ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чуньсюе Ван, Янань Ван

В современном мире многоэтническое сосуществование в одной стране является относительно распространенным явлением. Национальная и государственная идентичность трансграничных этнических групп в многонациональных странах и их отношения с этническим большинством являются важными и сложными социальными проблемами, которые находятся в приоритете у руководства страны. В России и Китае такой трансграничной этнической группой являются орочоны (эвенки). В статье приведен анализ современного состояния жизни представителей данного этноса на территории Китая, определены причины национальной и государственной самобытности народности орочонов, их отличие от российских эвенков, выявлены отрицательные факторы, которые тормозят наследование культуры этнического меньшинства подрастающим поколением, описаны пути, которые предпринимает китайское правительство для сохранения и развития культуры орочонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL AND STATE IDENTITY OF SINO-RUSSIAN TRANSBOUNDARY OROCHON ETHNIC GROUPS

In today’s world, multi-ethnic coexistence in one country is a relatively common phenomenon. The national and state identities of transnational ethnic groups in multinational countries and their relations with the ethnic majority are important and complex social issues that are a priority for the country’s leadership. In Russia and China such a transboundary ethnic group is the Orochon (the Evenki). The article analyzes the current state of life of this ethnic group in China, identifies the reasons for the national and state identity of the Orochon people, their difference from the Russian Evenks, identifies negative factors that hinder the inheritance of the ethnic minority culture by the younger generation, describes ways the Chinese government is taking to preserve and develop the Orochon culture.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП ОРОЧОНОВ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 217-222. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 8. P. 217-222.

Научная статья

УДК 397(510:470+571)

https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.36

Национальная и государственная идентичность китайско-российских трансграничных этнических групп орочонов

Ван Чуньсюе1, Ван Янань2

12Хэйхэский университет, Хэйхэ, КНР [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5540-6900 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8458-3490

Аннотация. В современном мире многоэтническое сосуществование в одной стране является относительно распространенным явлением. Национальная и государственная идентичность трансграничных этнических групп в многонациональных странах и их отношения с этническим большинством являются важными и сложными социальными проблемами, которые находятся в приоритете у руководства страны. В России и Китае такой трансграничной этнической группой являются орочоны (эвенки). В статье приведен анализ современного состояния жизни представителей данного этноса на территории Китая, определены причины национальной и государственной самобытности народности орочонов, их отличие от российских эвенков, выявлены отрицательные факторы, которые тормозят наследование культуры этнического меньшинства подрастающим поколением, описаны пути, которые предпринимает китайское правительство для сохранения и развития культуры орочонов.

Ключевые слова: трансграничные этнические группы, орочоны, эвенки, национальная идентичность, государственная идентичность, «Один пояс и один путь», Китай, Россия

Финансирование: исследование поддержано грантом научно-исследовательского коммерческого фонда Департамента образования провинции Хэйлунцзян (КНР), проект № 2019-KYYWF-0476 «Исследование культивирования национальной идентичности студентов в новую эпоху с точки зрения патриотизма».

Для цитирования: Ван Чуньсюе, Ван Янань. Национальная и государственная идентичность китайско-российских трансграничных этнических групп орочонов // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 217-222. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8 36.

Original article

National and State Identity of Sino-Russian Transboundary Orochon Ethnic Groups

Wang Chunxue1, Wang Yanan2

12Heihe University, Heihe, China

[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5540-6900 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8458-3490

Abstract. In today's world, multi-ethnic coexistence in one country is a relatively common phenomenon. The national and state identities of transnational ethnic groups in multinational countries and their relations with the ethnic majority are important and complex social issues that are a priority for the country's leadership. In Russia and China such a transboundary ethnic group is the Orochon (the Evenki). The article analyzes the current state of life of this ethnic group in China, identifies the reasons for the national and state identity of the Orochon people, their difference from the Russian Evenks, identifies negative factors that hinder the inheritance of the ethnic minority culture by the younger generation, describes ways the Chinese government is taking to preserve and develop the Orochon culture.

Keywords: transboundary ethnic groups, Orochon, Evenks, national identity, State identity, One Belt and One Road, China, Russia

Funding: the reported study was funded by a grant from the Heilongjiang Provincial Education Department (PRC) Commercial Research Fund, Project No. 2019-KYYWF-0476, "Research on Cultivating National Identity of Students in the New Era from a Patriotism Perspective".

For citation: Wang Chunxue, Wang Yanan. (2022) National and State Identity of Sino-Russian Transboundary Orochon Ethnic Groups. Society: Philosophy, History, Culture. (8), 217-222. Available from: doi:10.24158/fik.2022.8.36 (In Russian).

© Ван Чуньсюе, Ван Янань, 2022

Орочоны являются типичной трансграничной этнической группой, которая в основном распространена на левом и правом берегах бассейна реки Амур в Китае и России (Народы и религии Приамурья ..., 2017: 113-124). В РФ орочонов также называют эвенками (Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры ..., 2012). Этот народ имеет единое происхождение, но живет по разные стороны государственной границы. Исторически культура орочонов и эвенков развивалась по разным траекториям. Мы можем говорить даже об ассимиляции этнического меньшинства с культурой соседствующих народов. Сегодня Китай и Россия подчеркивают важность сохранения малочисленных этнических групп, поэтому в последние годы отмечен рост государственных программ по защите и исследованию культуры орочонов и эвенков (Сун Лижун, 2021). В настоящее время Китай и Россия реализуют инициативу «Один пояс и один путь», культурные обмены между двумя странами становятся все более частыми. В рамках этой инициативы вопрос о сохранении этнического меньшинства в контексте глобализации становится одним из главнейших (Ван Сяньгрань, 2012; Лэй Юн, 2009).

Научная новизна исследования заключается в сравнительном анализе современного состояния орочонов и эвенков, их отношения к культуре этнического большинства, в выявлении причин угасания традиционной культуры орочонов и эвенков, а также в обосновании путей укрепления национальной идентичности этнического меньшинства.

Орочоны в основном живут на южном берегу бассейна реки Амур и являются наименее распространенной этнической группой на севере Китая. Согласно переписи населения 2010 года в ней насчитывается лишь 8 659 человек1. В автономном регионе Внутренняя Монголия проживает 3 573 представителей орочонов (41,3 % от общей численности населения этой этнической группы в Китае); в провинции Хэйлунцзян - 3 871 человек данной народности (44,7 % от общей ее численности в Китае)2. Орочоны в автономном регионе Внутренняя Монголия в основном распространены в городах Нанму, Жалантун, а также в бассейне рек Гань, Туо, Добкур, Али и Пила. В провинции Хэйлунцзян представители данной национальности преимущественно проживают в поселках Байинна и Шибачжань уезда Хума, а также в поселках Синьэ и Синьсин уезда Сунке, поселках Синьсин района Айхуэй города Хэйхэ и деревне Шэнли города Улага и на юге уезда Цзяинь города Ичунь. Они населяют бассейны рек Хума, Тахэ, Курбин, Сюнь, Чжань и Цзяинь3.

Эвенки же проживают на левом берегу Амура, на территории Дальнего Востока Российской Федерации.

До 1930-х годов орочоны считались независимой этнической группой. Позднее они были официально названы эвенками и образовали небольшой северный культурный круг совместно с другими коренными народами (Тан Гэ, 2004). По переписи 2002 года в Российской Федерации насчитывалось 35 527 эвенков, которые в основном занимали территорию от побережья Охотского моря на востоке и до реки Енисей на западе и от Северного Ледовитого океана на юге и до реки Амур и озера Байкал на севере4. Согласно переписи 2010 года численность эвенков составила 37 843 человека5, что говорит о тенденции к некоторому росту количества представителей этой этнической группы. Территориально этнические группы орочонов и эвенков удалены друг от друга и проживают в небольших поселениях. Эвенки в России постоянно мигрируют и ассимилируются с русским населением, русский язык является для них основным инструментом общения.

Китайско-российская трансграничная этническая группа орочонов находится на окраине национального географического пространства; в обеих странах представители данного этноса находятся в рассредоточенном состоянии и проживают в небольших поселениях (Чжан На, Ван Сюэмэй, 2016). Из-за того, что части единого народа оказались по разные стороны государственной границы, их национальная и государственная идентичности различны (Се Чуньхэ, 2011).

Сходство природной экологической среды обитания сформировало единые культурные элементы эвенков и орочонов. Хозяйственная деятельность этих народностей сконцентрирована на рыболовстве и охотном промысле. Материальная (архитектура, одежда и др. элементы), духовная и религиозная культура эвенков и орочонов характеризуется общими чертами (поклонение природе, культ предков, ценности, искусство песни и танца и др.) и базируется на шаманизме.

1 // Ф^АйЛ^ПДД = Орочоны [Электронный ресурс] // Национальная комиссия по делам национальностей Китайской Народной Республики. URL: https://www.neac.gov.cn/seac/ztzl/elcz/gk.shtml (дата обращения: 02.08.2022) (на кит. яз.).

2 Там же.

3 Там же.

4 Итоги переписи [Электронный ресурс] // Всероссийская перепись населения 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11 (дата обращения: 02.08.2022).

5 Всероссийская перепись населения 2010 года. Том 1. Численность и размещение населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://clck.ru/Nj3Tz (дата обращения: 02.08.2022).

Представителям данного этноса присуща вера в богов огня, воды, леса, грома, ветра и т.д., они поклоняются тиграм и медведям (Мэн Хуэйин, 2000; Манду Эрту и др., 2000; Забияко и др., 2002).

Несмотря на многочисленные сходства в миропонимании, образе жизни, культуре и традициях, существование рассматриваемых этнических групп в пределах разных государств, развитие на фоне разных исторических процессов, соседство с разными этническими общностями определили появление различий между орочонами и эвенками (Ли Конг, Ван Цзюнь, 2014).

Степень и метод интеграции трансграничной национальной культуры с местной основной и другими этническими культурами различны, что определило различные культурные особенности эвенков и орочонов. Все больше и больше эвенков говорят по-русски, молодое поколение уже не знает или не использует в повседневной речи эвенкийский язык, предпочитает блюда западной кухни, празднует православные праздники. Орочоны все чаще для ежедневной коммуникации, в том числе между собой, используют китайский язык, предпочитают азиатские блюда, встроены в праздничную и национальную культуру ханьцев. Ассимиляция малой народности с этническим большинством ограничивает меры защиты и степень наследования национальной культуры следующими поколениями.

Несмотря на выраженное влияние этнического большинства на культуру орочонов и эвенков, они все же еще сохраняют и культивируют собственную национальную самобытность. С государственной точки зрения трансграничные народы демонстрируют явную лояльность и энтузиазм по отношению к стране проживания (Мо Хунмэй, 2010; Шэнь Гуйпин, 2004). В России этому способствовал Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»1, после принятия которого эвенки смогли закрепить за собой территории традиционного пользования, заключили охотхозяйственные соглашения с управлением по охране животного мира и договор аренды оленьих пастбищ с региональным министерством лесного хозяйства; а также грантовая деятельность регионального правительства по развитию внутреннего туризма, что является попыткой сохранить культуру эвенкийского народа и популяризировать ее среди населения. В Китае лояльности орочон по отношению к государству способствовало масштабное финансирование деревень, в которых локализировано проживание данного этноса: со времени «Одиннадцатой пятилетки» (с 2006 года) государство инвестировало 150 млн юаней для поддержания поселений орочонов и реализовало 114 производственных и жилищных проектов, касающихся их.

В обоих государствах существует тенденция к ослаблению образования в области этнического культурного наследия и отсутствию понимания срочности сохранения этнического наследия (Чэнь Ляньби, 1999). Уровень и качество образования представителей этнических меньшинств, включая трансграничные этнические группы, нуждается в дальнейшем улучшении. В среде коренных народов Севера он значительно ниже, чем в среднем по России (Синица, 2019). В настоящее время школьная учебная программа орочонов имеет много недостатков, ей не хватает полноты содержания, недостаточно присутствие регионального компонента, нет методического сопровождения процесса обучения детей орочонов. Все это не только влияет на экономическое развитие этнических меньшинств, но и обуславливает диверсифицированное развитие форм организации национального наследования в целом.

Культурная индивидуальность, региональные особенности и трудовые характеристики народа орочонов постепенно ослабевают. Одна из причин этих процессов состоит в трансформации культурной и экологической среды, в которой ранее проживала народность орочонов. Исчезла культура бересты, жертвоприношений, постепенно разрушаются традиции охотничьей игры и народных видов спорта.

В то же время Интернет популяризирует культуру этнического меньшинства, а сфера туризма на Северо-Востоке КНР сделала культуру орочонов одним из брендов внутренних путешествий для китайцев. Несмотря на это в Поднебесной все больше семей орочонов хотят, чтобы их дети не были связаны с традиционным производством, а после окончания школы переехали в город, получили высшее образование наравне с ханьцами и смогли продолжить свою жизнь в условиях мегаполиса, а не возвращаться в родную местность. Так происходит ослабление наследования культуры орочонов подрастающим поколением.

Оленеводство, охота и рыболовство являются материальной основой культуры орочонов. Культивирование данных видов деятельности может стать основой для защиты национальной самобытности. В процессе модернизации произошли серьезные изменения в традиционных типах

1 О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : Федер. закон № 49-ФЗ от 07.05.2001 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

производства, образе жизни и структуре занятости орочонов. Молодое поколение имеет очень низкую степень заинтересованности в сохранении своей национальной культуры, поскольку мало знает о ней. Энтузиазм орочонов в изучении своего собственного языка и культуры невысок, что сильно ограничивает развитие национального образования и наследование традиций.

Национальная и государственная идентичность - это не одинаковые понятия. В современном обществе каждый человек должен принадлежать к определенной нации, а также к определенной стране. Как национальная, так и государственная идентичность существуют в идеях и сознании отдельных людей. Тем не менее они могут быть органически объединены, дифференцированы, трансформированы или противоположны друг другу. Поэтому необходимо координировать отношения между ними (Юань Вэй, Ван Цзя, 2014). Содействие объединению национальной и государственной идентичности этнической группы орочонов поможет стабильности северо-восточного пограничного региона Китая, будет способствовать укреплению и консолидации национального единства.

Трансграничные народы, проживающие в двух или более соседних странах, являются частью национального единства и одновременно осознают себя гражданами определенной страны. Различия между этническими группами существуют объективно. Признавая это, мы считаем, что развитие национальной самобытности этнического меньшинства - орочонов - укрепляет государственную идентичность в целом. Благодаря этому формируется и национальное самосознание этнического меньшинства.

Если интересы титульной нации и малой народности не будут должным образом регламентированы, а первые будут превалировать над вторыми, то это может привести к национальному хаосу и межэтническим конфликтам и войнам.

Посредством ряда правительственных решений, таких как обязательное образование, сохранение национального языка и присутствие культуры этнического меньшинства в средствах массовой информации, государственная идентичность малого народа укрепляется, а культурные факторы национальной и государственной идентичности пересекаются все больше и больше. Сегодня в Китае просветительская политика по сохранению культуры этнического меньшинства проводится на четырех уровнях, это: национальная теория партии, национальная политика, национальные законы и нормативные акты, а также базовые национальные знания.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем (подписан 16 июля 2001 года)1 заложил прочную основу для устойчивого развития отношений между двумя странами, вывел российско-китайское партнерство и стратегическое взаимодействие на новый уровень. Двустороннее сотрудничество демонстрирует стабильность и устойчивое развитие -как говорят китайцы, «настоящее золото не боится огня» («Ж^^Й^Й»). Развитию трансграничного культурного сотрудничества содействуют обмены между городами-побратимами вдоль китайско-российской границы. Создан долгосрочный механизм взаимных визитов и встреч на высоком уровне. Кроме того, обеспечена устойчивость связи между центральным правительством, провинциями, префектурами, уездами и университетами, которые объединяют теорию и практику китайско-российских отношений в новую эпоху, создают благоприятную международную среду для трансграничного развития национальностей Китая и России.

Исследование малых этнических групп сегодня является актуальной проблемой для российской и китайской науки. Орочоны и эвенки - единый народ, разделенный государственной границей двух стран. В процессе исторического развития орочоны, сохранив элементы единой национальной общности, представители которой ранее жили на разных берегах одной реки, многое трансформировали в своей культуре под воздействием этнического большинства - ханьцев, а также в связи с изменением традиционного производства и утратой отдельных аспектов духовной культуры. Развитие национальной самобытности орочонов и эвенков может способствовать укреплению государственной и национальной идентичности этнического меньшинства. Сегодня перед правительством Китая стоит серьезная задача по сохранению национальной и государственной идентичности этнического меньшинства. Она решается планомерно на уровне законодательных инициатив в области образования, просвещения, льгот представителям национальных меньшинств, а также в ходе принятия мер по популяризации традиционной культуры орочонов в рамках туристической политики региона.

Список источников:

Забияко А.П., Кобызов Р.А., Мазин А.И. Шаманизм эвенков Приамурья и Южной Якутии (современное состояние) // Традиционная культура Востока Азии. Благовещенск, 2002. С. 294-304.

1 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Президент России. 11Р1_: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 26.07.2022).

Народы и религии Приамурья / А.П. Забияко [и др.]. Благовещенск, 2017. 424 с.

Синица А.Л. Повышение уровня и качества образования коренных малочисленных народов Севера: проблемы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3 (213). С. 70-81. https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10074.

Эвенки Приамурья: оленная тропа истории и культуры / А.П. Забияко [и др.]. Благовещенск, 2012. 384 с.

ШЯ. // 2004. № 11. Ж. 20-23 = Тан Гэ. Основные исторические

этапы формирования трансграничных этносов на границе Китая и России // Северо-восточная история и география. 2004. № 11. С. 20-23 (на кит. яз.).

^Ш^. ФШЖ^ЙЙ^ЖШШЯ. ЖШ: 2000. 384 Ж = Мэн Хуэйин. Исследование шаманизма

северного этноса Китая. Пекин, 2000. 384 с. (на кит. яз.).

// mmrnttit. 2021. № 11. Ж. 7-11 = Сун Лижун. Образовательные стратегии для развития трансграничной национальной культуры между Китаем и Россией вдоль реки Амур // Пограничная экономика и культура. 2021. № 11. С. 7-11 (на кит. яз.).

// ГЕМ^К^Й (ШФЙЙКЕ). 2016. № 1. Ж. 42-47 = Чжан На, Ван Сюэмэй. Исследования китайских и зарубежных ученых об этнической культуре орочонов // Журнал Педагогического университета Гуанси. Серия: Философия и общество. 2016. № 1. С. 42-47 (на кит. яз.).

// ^ЖХЙЙЖТЧ. 2014. № 1. Ж. 67-74 = Ли Конг, Ван Цзюнь. Обзор внутренних трансграничных этнических проблем // Хэйлунцзянская этническая серия. 2014. № 1. С. 67-74 (на кит. яз.).

ЯЙЖ // 2004. № 3. Ж. 33-37 = Шэнь Гуйпин. Размыш-

ления о некоторых проблемах интеграции многонациональных государств // Журнал Центрального института социализма. 2004. № 3. С. 33-37 (на кит. яз.).

«Й/^®^, // 2000. № 6. Ж. 21-25 = Манду Эрту, Чао Кэ, Ван

Личжэнь. Эвенкийский шаманизм // Вестник центрального национального университета. 2000. № 6. С. 21-25 (на кит. яз.).

ФтШШ-^ШШ'ЯЖЖШШ. // 2012. № 4. Ж. 104-108 = Ван Сяньгрань. Статус и формирование

трансграничных этнических групп в Китае // Журнал Сюйчанского университета. 2012. № 4. С. 104-108 (на кит. яз.).

ШШ. ^ЙЙШШШТЙ^Й^Я^-ШШАИ // ШФ^-ШЯ. 2010. № 9. Ж. 37-43 = Мо Хунмэй. Гражданство и национальная идентичность с точки зрения многонациональной страны // Преподавание и исследования. 2010. № 9. С. 37-43 (на кит. яз.).

Sffi, IS. // 2014. № 1. Ж. 27-30 = Юань Вэй, Ван Цзя.

Исследование взаимосвязи между национальной и государственной идентичностью в многоэтнических странах // Журнал Юньнаньского социалистического университета. 2014. № 1. С. 27-30 (на кит. яз.).

ЛМФШ^ЖХ^ХЖЬт // 2011. № 12. Ж. 53-57 = Се Чуньхэ. Культурное пространство этни-

ческого взаимодействия по берегам реки Амур // Журнал Хэйхэского университета. 2011. № 12. С. 53-57 (на кит. яз.).

ЙЖМ. // ШФЖШЯ. 1999. № 1. Ж. 32-38 = Чэнь Ляньби. Изменения в российской

политике в отношении национальных меньшинств // Исследования Восточной Европы и Центральной Азии. 1999. № 1. С. 32-38 (на кит. яз.).

Ml. ii^^RJ^Mtt^iAII // ШШЙЙШЯ. 2009. № 1. Ж. 56-59 = Лэй Юн. О социальной идентичности трансграничных этнических групп // Цинхайские этнические исследования. 2009. № 1. С. 56-59 (на кит. яз.).

References:

Chen' Lyan'bi (1999). [Changes in Russian Policy Towards National Minorities]. [Studies in Eastern Europe and Central Asia]. (1), 32-38 (in Chinese).

Chzhan Na & Van Syuemej (2016) [Studies by Chinese and Foreign Scholars on Orochon Ethnic Culture]. [Journal of Guangxi Pedagogical University.]. (1), 42-47 (in Chinese).

Lej Yun (2009). [On the Social Identity of Transboundary Ethnic Group]. [QinghaiEthnic Studies]. (1), 56-59 (in Chinese).

Li Kong, Van Czyun' (2014). [Overview of Internal Transboundary Ethnic Problems]. [Heilongjiang Ethnic Series]. (4), 67-74 (in Chinese).

Mandu, Ertu, Chao Ke & Van Lichzhen' (2000). [Evenki Shamanism]. [Bulletin of the Central National University]. (6), 21-25 (in Chinese).

Men Huejin (2000). [Study of Shamanism of the Northern Ethnic Group of China]. Pekin. 384 р. (in Chinese).

Mo Hunmej (2010). [Citizenship and National Identity from the Perspective of a Multinational Country]. [Teaching and Research]. (9), 37-43 (in Chinese).

Se Chun'he (2011). [Cultural Space of Ethnic Interaction Along the Banks of the Amur River]. [Journal of Heihe University]. (12), 53-57 (in Chinese)/

Shen' Gujpin (2004). [Reflections on Some Problems of Integration of Multinational States]. [Journal of the Central Institute of Socialism]. (3), 33-37 (in Chinese).

Sinitsa, A. L. (2019) Improving the Educational Background Level and Quality of the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North: Problems and Prospects. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. (3 (213)), 70-81. Available from: https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10074 (in Russian)

Sun Lizhun (2021). [Educational Strategies for the Development of Transboundary National Culture between China and Russia along the Amur River]. [Frontier Economy and Culture]. (11), 7-11 (in Chinese).

Tan Ge (2004). [The Main Historical Stages in the Formation of Transboundary Ethnic Groups on the Border of China and Russia]. [North-Eastern History and Geography]. (11), 20-23 (in Chinese).

Van Syan'gran' (2012). [The Status and Formation of Transboundary Ethnic Groups in China]. [Xuchang University Journal]. (4), 104-108 (in Chinese).

Yuan' Vej & Van Czya (2014) [Study of the Relationship Between National and State Identity in Multi-Ethnic Countries]. [Journal of Yunnan Socialist University]. (1), 27-30 (in Chinese).

Zabiyako, A. P., Anihovskij, S. E., Voronkova, E. A., Zabiyako, A. A. & Kobyzov, R. A. (2012) Evenki Priamur'ya: olennaya tropa istorii i kul'tury [Evenki of the Amur Region: Deer Trail of History and Culture]. Blagoveshchensk. 384 р. (in Russian).

Zabiyako, A. P., Belyakov, A. O., Voronina, A. S., Zavadskaya, E. A., Zinenko, Ya. V. & Kontaleva, E. A. et al. (2017) Narody i religii Priamur'ya [Peoples and Religions of the Amur Region]. Blagoveshchensk. 424 р. (in Russian).

Zabiyako, A. P., Kobyzov, R. A. & Mazin, A. I. (2002) Shamanizm evenkov Priamur'ya i Yuzhnoi Yakutii (sovremennoe sostoyanie) [Shamanism of the Evenki of Priamurye and South Yakutia ( Current State)]. In: Traditsionnaya kul'tura Vostoka Azii. Blagoveshchensk, рр. 294-304 (in Russian).

Информация об авторах Ван Чуньсюе - старший преподаватель Института марксизма Хэйхэского университета, Хэйхэ, КНР.

https://elibrary.ru/item.asp?id=48614468. https://elibrary.ru/item.asp?id=48705797.

Ван Янань - младший научный сотрудник Информационно-технического института Хэйхэского университета, Хэйхэ, КНР.

https://elibrary.ru/item.asp?id=44654923. https://elibrary.ru/item.asp?id=44561146. https://elibrary.ru/item.asp?id=48705797.

Information about the authors Wang Chunxue - Senior lecturer at the Institute of Marxism of the Heihe University, Heihe,

China.

https://elibrary.ru/item.asp?id=48614468. https://elibrary.ru/item.asp?id=48705797.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wang Yanan - Junior Research Fellow at the Information Technology Institute of the Heihei University, Heihe, China.

https://elibrary.ru/item.asp?id=44654923. https://elibrary.ru/item.asp?id=44561146. https://elibrary.ru/item.asp?id=48705797.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 08.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 01.08.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 16.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.