5. Конюхов., Харченко А.А. В.Ю Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник ИрГТУ. 2017. № 3 (27). С. 17-24
6. Матвеева Т.В. [Электронный ресурс]. - URL: http://murmansk.bezformata.ru/listnews/tehnologii-bolshih-dannih-vnalogovom/45077600/ (дата обращения 13.01.2019г.)
7. Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер. 2017. № 13-14. С. 16-20.
8. Мишустин М.В. ФНС России использует прорывные технологии чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/(дата обращения 13.01.2019г.)
9. Мишустин: ФНС М.В.России использует прорывные технологии чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/(дата обращения 13.01.2019г.).
10. Муравлева Т.В. Цифровая экономика на службе пенсионного страхования. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 16-19.
References:
1. Breslav E.P. How to develop the digital economy in your organization today // Quality. Innovation. Education. 2017. No. 4 (143). P. 51-61
2. Kapranova L. D. Digital economy in Russia: state and development prospects // Economics. Taxes. Right. -2018. S. 58-69.
3. Kirillova O.S. Tax security of the state in the conditions of the modern tax system of Russia // Science and Society. 2012. No. 4 (7). S. 113-118.
4. Kirillova O.S. Digital architecture of tax processes: topical issues of development in modern conditions // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2020. No. 3 (82). S. 12-15.
5. Konyukhov., Kharchenko A.A. V.Yu Digital economy as the economy of the future // Youth Bulletin of ISTU. 2017. No. 3 (27). S. 17-24
6. Matveeva T.V. [Electronic resource]. - URL: http://murmansk.bezformata.ru/listnews/tehnologii-bolshih-dannih-vnalo-govom/45077600/ (date of access 13.01.2019)
7. Mishustin M.V. Improving the quality and efficiency of tax administration // Russian tax courier. 2017. No. 13-14. S. 16-20.
8. Mishustin M.V. The Federal Tax Service of Russia uses breakthrough technologies to meet the new requirements for the tax system [Electronic resource]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/ (date of access 13.01.2019)
9. Mishustin: FTS MV Russia uses breakthrough technologies to meet the new requirements for the tax system [Electronic resource]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/ (date of access 13.01.2019).
10. Muravleva T.V. The digital economy at the service of pension insurance. Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2020. No. 3 (82). S. 16-19.
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10511
О.А. Ширинова - аспирант кафедры финансов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов, Россия,
O.A. Shirinova - Postgraduate student of the Department of Finance and Taxation, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of the PRUE. G.V. Plekhanov, Saratov, Russia.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ FOREIGN EXPERIENCE IN ADOPTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES
Аннотация. За прошедшие годы налоговое законодательство, а также сама практика налоговой работы претерпели значительные изменения. В Российской Федерации начали появляться новые финансовые структуры, совершенствоваться налоговая система, механизмы и инструменты налогового администрирования. В частности, выявлены и устранены пробелы в законах, с помощью которых налогоплательщики имели возможность уклоняться от уплаты налогов и сборов; отрегулированы права и обязанности налогоплательщиков; определены более понятные и прозрачные для налогоплательщиков процедуры налогового контроля. Но, несмотря на принимаемые государством меры, остаются отдельные аспекты налогового администрирования, которые пока не имеют должного отражения в Налоговом кодексе Российской Федерации, что препятствует контрольной работе и создает трудности налогоплательщикам в выполнении ими обязанностей, предписанных налоговым законодательством.
Повышение эффективности функционирования системы налогового администрирования возможно как на основе укрепления стабильности и определенности законодательного регулирования, так и за счет внедрения положительного зарубежного опыта. Но при использовании международных наработок в области управления налогами необходимо учитывать целую совокупность факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в государстве, менталитетом российского гражданина, а также спецификой российского налогового законодательства. Разумное внедрение зарубежных методик налогового регулирования и налогового контроля должно привести к совершенствованию системы налогового администрирования в Российской Федерации.
Abstract. Over the past years tax legislation as well as tax practice itself underwent significant changes. New financial structures began to appear in the Russian Federation. Tax system and tax administration mechanisms and tools also improved. In particular, gaps in the laws that allowed taxpayers to avoid paying taxes and fees were elicited and eliminated; the rights and obligations of taxpayers were regulated; tax control proceedings were made more understandable and transparent for taxpayers. However, despite the measures taken by the state, there are still certain aspects in tax administration that are not yet properly represented in the Tax code of the Russian Federation. Those aspects mentioned above obstruct control proceedings and make it difficult for taxpayers to fulfil their obligations under tax legislation.
Improving efficiency of the tax administration system is possible both on the basis of strengthening the stability and certainty of legislative regulation, and through the introduction of positive foreign experience. Whilst implementing international developments in the field of tax management, it is necessary to take into account a whole set of factors related to the economic and political situation in the state, the mentality of a Russian citizen as well as the specifics of Russian tax legislation. Conscientious implementation of foreign methods of tax regulation and control should lead to improvement of the tax administration system in the Russian Federation.
Ключевые слова: налоги, налоговое администрирование, НДС, отчетность, налоговое законодательство, цифровизация.
Keywords: taxes, tax administration, VAT (value-added tax), tax reporting, tax legislation, digitalization.
Основу партнерской модели налогового администрирования составляют определенные стандарты взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, принятые в большинстве зарубежных стран. Так, стандарт обслуживания налогоплательщиков Службы внутренних доходов Ирландии ставит во главу угла три основных принципа взаимоотношений с налогоплательщиками. Первый принцип реализуется через последовательность, справедливость и конфиденциальность всех вопросов, обсуждаемых сотрудниками налоговых органов с налогоплательщиками. В основу второго принципа положена вежливость и предупредительность в общении. Третий принцип гарантирует подлинность информации и право налогоплательщика на жалобы, апелляции и повторные проверки данных.
Декларация прав налогоплательщиков в налоговом законодательстве Австралии регламентирует объективность общения, контроль действий сотрудников налоговой службы, объяснение принятых решений, честность и профессионализм в ведении дел. В основе эффективной системы налогового администрирования в Швеции, которая славится минимальным уровнем уклонения от уплаты налогов, лежит доверие налогоплательщиков, уверенных в хорошей работе налоговой системы и выполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом. В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков11.
Весьма интересным с указанных позиций представляется функционирование в иностранных налоговых системах института предварительного налогового регулирования. Его смысл заключается в согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. Подобные отношения действуют в форме либо заключения налоговых соглашений, либо получения индивидуальных консультаций. Например, во Франции и Швеции налогоплательщик имеет право запросить у налоговых органов предварительное заключение по планируемой сделке с точки зрения возможных налоговых последствий. В Германии же процедура согласования заключается в консультировании налогоплательщиков по вопросам отдельных налоговых платежей или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. В Нидерландах при возникновении налогового риска компания обращается в налоговый орган, который в течение определенного срока обязан дать свои рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. В определенном смысле схожая система функционирует и в Великобритании, где налогоплательщики должны перед началом использования новых схем организации бизнеса направлять их описание в налоговую и таможенную службы12.
К преимуществам налоговых соглашений относится прозрачность ситуации для налогоплательщика и гарантия отсутствия непредусмотренных налоговых рисков. Между тем значимым недостатком подобных процедур является опасность роста коррупции, поскольку решения чаще всего принимаются индивидуально.
Анализ реформ, прошедших в последние десятилетия в развитых зарубежных странах, позволяет выделить несколько общих направлений совершенствования и модернизации систем налогового администрирования.
В первую очередь, следует отметить реформы, имеющие своей целью оптимизацию и повышение эффективности процесса управления налогообложением. Здесь зримо проявляются тенденции к рационализации, упрощению налоговых процедур и универсализации всего комплекса взаимоотношений между государством и налогоплательщиками. Рационализация налоговых отношений проявляется в более разумном и удобном для налогоплательщиков подходе к сбору и обработке налоговой отчетности. Так, во многих странах успешно реализуется концепция «единое окно - единая декларация - единый платеж».
Например, в Италии в начале 2000-х гг. введена форма единой налоговой декларации, объединяющей расчеты подоходного налога, НДС, а также взносов по социальному страхованию. Одновременно государство перешло на систему единого налогового платежа, в рамках которой налогоплательщик может осуществлять все
11 Линовицкий Ю. А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение. 2009. № 11. С. 40-44.
12 Линовицкий Ю. А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение. 2009. № 11. С. 40-44.
свои налоговые платежи на единый счет. При этом налоговые суммы переплат оперативно учитываются и возвращаются на счета налогоплательщика. Обе программы были внедрены на базе создания единой интегрированной системы расчетов. В налоговой службе Италии создано специальное подразделение, которое занимается распределением поступающих налогов между различными уровнями бюджета.
Похожая система действует и в Швеции. Каждый налогоплательщик здесь имеет свой личный налоговый счет, по дебету которого отражаются начисленные налоги, а по кредиту - соответственно, суммы переплат. Уплата налога производится на единый счет и единым налоговым поручением. Специальный отдел налоговой службы распределяет суммы уплаченных налогов в соответствии с начислениями по отдельным налогам, отраженным на личном счете налогоплательщика.
Для упрощения сдачи отчетности физическими лицами налоговые органы Швеции направляют налогоплательщикам уже заполненные налоговые декларации на основании имеющихся у них данных о доходах налогоплательщика и суммах уплаченных им налогов. Налогоплательщик подписывает декларацию при согласии с указанными в ней данными либо представляет в налоговую службу свои возражения и поправки.
Второе направление реформ системы налогового администрирования в зарубежных странах связано с внедрением и активным использованием информационных технологий. В Австралии организации регистрируются через веб-сайт электронным бесконтактным методом, и занимает данная процедура всего один рабочий день. Подавляющее число налоговых служб в развитых странах имеет специализированные центры обработки данных (в частности, налоговых деклараций и поступлений налоговых платежей).
Тенденция модернизации системы налогового администрирования за счет внедрения новейших информационных технологий не обошла и Российскую Федерацию. Так, ФНС предоставляет налогоплательщикам более 40 электронных сервисов, упрощающих процесс уплаты налогов за счет экономии времени. Количество таких сервисов постоянно увеличивается, их функциональные возможности совершенствуются. Среди наиболее социально значимых следует отметить: АИС «Налог-3»,онлайн-кассы и Национальную систему маркировки и про-
13
слеживания товаров13.
Еще одним направлением реформирования систем налогового администрирования во многих странах стало привлечение сторонних организаций к выполнению отдельных функций налоговых органов. Например, функциями по удержанию налогов при переводе доходов за рубеж, уплате НДС наделяются частные коммерческие банки.
Цифровизация средств и методов налогового администрирования происходит сейчас во многих странах. Например, Бразилия страдает от высокого уровня мошенничества и коррупции в соответствии с индексом Transparency International 2017 года (оценка 37, где 0 - высокая степень коррупции, а 100 - чистота), что делает 96-е место из 16814. Ранее одной из конкретных областей уклонения от уплаты налогов был НДС. В ответ Бразилия ввела обширную систему обязательного электронного выставления счетов. Форма Nota Fiscal eletrônica должна создаваться всякий раз, когда имеет место налогооблагаемое действие, и процесс выдачи этой формы автоматически передает копию в налоговый орган для утверждения. Таким образом, теоретически все продажи и покупки в режиме реального времени представляются органу власти, что позволяет проводить тщательный анализ экономики Бразилии и обнаруживать мошенничество с налогом с продаж.
Еще одним нововведением, используемым в некоторых штатах Бразилии, является небольшой возврат НДС, который выдается отдельным клиентам, когда покупка попадает в налоговую систему штата. Таким образом, у физических лиц появляется стимул объявлять незарегистрированные транзакции, что помогает уменьшить уровень «серой экономики».
В Китае налоги администрируются и собираются Государственной налоговой администрацией (SAT), крупной организацией, имеющей более 3000 крупных налоговых инспекций по всему материковому Китаю, которые получают доход более двух триллионов долларов США в год (около 17,5% ВВП). SAT приступила к реализации ряда проектов по оцифровке налогов с 1994 года под лозунгом «Golden Tax Project», вкладывая значительные средства в обновление и гармонизацию своих систем. Нынешняя стадия, «Golden Tax Project Phase 3», направлена на гармонизацию процессов соблюдения налогового законодательства в Китае и объединение процессов, используемых в каждой провинции15. Важным элементом этого является внедрение системы частичного электронного выставления счетов для НДС. Помимо личного и онлайн-администрирования, SAT также расширяется на мобильные платформы, такие как Alipay и WeChat, для налоговое соблюдение услуг и платежей. Это согласуется с быстрым ростом экономики мобильного интернета в Китае16.
13 Кириллова О.С. Современные технологии налогового администрирования: ответ на угрозы или использование возможностей обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 72.
14 Тотикова Т. Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах : анализ основных тенденций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 445-448.
15 Тотикова Т. Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах : анализ основных тенденций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 445-448.
16 Федонина Е.В., Туктарова Ф.К. цифровизация налогового администрирования в России и зарубежных странах // В сборнике: НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. Пенза, 2019. С. 59-62.
В настоящее время налоговые органы Великобритании предварительно заполняют налоговые декларации, в которых уже хранится некоторая информация, например, о заработке и уплаченных налогах. Цель: распространить эту информацию на источники дохода, генерируемые государством (государственная пенсия), прежде чем переходить к добавлению сторонней информации (проценты по банковским вкладам). Теперь налогоплательщики Великобритании имеют право зарегистрировать личный налоговый счет. Персональный счет показывает заработок, уплаченные налоги и оценку вероятного права человека на государственную пенсию после выхода на пенсию. Интерес к данному счету растет по мере повышения осведомленности общественности. Предприятия же могут зарегистрировать учетную запись налога на прибыль, которая позволяет им получать доступ к информации и услугам для большинства налогов. Декларации по НДС приходилось подавать онлайн в течение ряда лет, но в большинстве случаев цифры просто вводились в HTML-страницу на сайте GOV.UK, и только около 12% подавалось напрямую из программного обеспечения17.
Таким образом, в связи с масштабной налоговой цифровизацией налоговые правила, которые часто были разработаны с учетом бизнес-моделей 19-20 веков, все чаще сталкиваются с необходимостью идти в ногу со временем. Более того, правительства всегда вынуждены делать больше с меньшими затратами, и способность технологии увеличивать сборы и снижать расходы является весьма привлекательной. В таком случае цифрови-зация налогов не может быть простым преобразованием бумажных форм в PDF-файлы для загрузки на правительственный сайт. Благодаря цифровым технологиям снижается административное давление на налогоплательщиков, улучшается бизнес-среда, а у рядовых потребителей появляется дополнительный инструмент защиты своих прав и интересов18. В настоящее время цифровизация становится революционной, поскольку учитывается не только то, как налогоплательщики заполняют свои документы, но и то, что облагается налогом, и как орган власти может использовать мощные конвейеры данных для заполнения и аудита налогов без подачи документов. Источники:
1. Кириллова О.С. Современные технологии налогового администрирования: ответ на угрозы или использование возможностей обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 69-75.
2. Линовицкий Ю. А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение. 2009. № 11. С. 40-44.
3. Муравлева Т.В., Орловская Д.Д. Цифровая трансформация деятельности налоговых органов. Наука и общество 2019 №3 (35). С.31-34
4. Тотикова Т. Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах: анализ основных тенденций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 445-448.
5. Федонина Е.В., Туктарова Ф.К. Цифровизация налогового администрирования в России и зарубежных странах // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. Пенза, 2019. С. 59-62.
References:
1. Kirillova O.S. Modern technologies of tax administration: response to threats or use of opportunities to ensure economic security // Economic security and quality. 2018. No. 1 (30). S. 69-75.
2. Linovitsky Yu. A. The practice of tax control in foreign countries // Taxes and taxation. 2009. No. 11. P. 4044.
3. Muravleva T.V., Orlovskaya D.D. Digital transformation of tax authorities. Science and Society 2019 # 3 (35). Pp. 31-34
4. Totikova TE Modernization of tax administration systems in foreign countries: analysis of the main trends // Izv. Sarat. un-that. New ser. Ser. Economy. Control. Right. 2016.Vol. 16, no. 4. P. 445-448.
5. Fedonina E.V., Tuktarova F.K. Digitalization of tax administration in Russia and foreign countries // In the collection: Science and innovations in the XXI century: topical issues, discoveries and achievements, a collection of articles of the XIII International scientific and practical conference. At 2 o'clock. Managing editor: Gulyaev German Yurievich. Penza, 2019.S. 59-62.
17 Федонина Е.В., Туктарова Ф.К. цифровизация налогового администрирования в России и зарубежных странах // В сборнике: НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. Пенза, 2019. С. 59-62.
18 Муравлева Т.В., Орловская Д.Д. Цифровая трансформация деятельности налоговых органов. Наука и общество 2019 №3 (35). С.31-34