Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая экономика / роль налоговых органов / налоговый контроль и администрирование / налоговый мониторинг. / digital economy / tax authorities’ role / tax control and administering / tax monitoring

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Ширинова

В современном мире все большую важность приобретают информационные технологии, цифровые инфраструктуры и коммуникации, в связи, с чем в Правительство Российской Федерации разработало программу "Цифровая экономика России 2024" по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Предполагается, что данная программа повысит эффективность и производительность в различных сферах экономической деятельности страны. Согласно ожидаемым результатам, к 2024 году в стране должно быть: минимум 10 конкурентоспособных ведущих компаний на мировых рынках; минимум 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики; минимум 500 предприятий малого и среднего бизнеса, эффективно осуществляющих деятельность в сфере разработки цифровых технологий и предоставления цифровых услуг1. Правительство Российской Федерации объединилось с ведущими высокотехнологичными компаниями страны в автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика» для участия в развитии программы. Таким образом, учредителями АНО «Цифровая экономика», помимо Правительства РФ, являются компании «1С», «ВЭБ Инновации», «Mail.Ru Group», «Ростелеком», «Открытая мобильная платформа», «Билайн», «МегаФон», «Rambler&Co», «МТС», «Яндекс», государственная компания «Почта России», финансовый конгломерат «Сбербанк», инновационный центр «Сколково», автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» и государственные корпорации «Росатом» и «Ростех».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TAX AUTHORITIES IN A DIGITAL ECONOMY

In the modern world, information technologies, digital infrastructures and communications are becoming increasingly important. Therefore, the Government of the Russian Federation has developed the program Digital economy of Russia 2024 to create conditions for the country's transition to a digital economy. It is expected that this program will increase efficiency and productivity in various areas of the country's economic activity. According to the expected results, by 2024, the country should have: at least 10 competitive leading companies in the world markets; at least 10 successfully functioning industrial digital platforms for the main subject areas of the economy; at least 500 small and medium-sized enterprises that are effectively engaged in the development of digital technologies and the provision of digital services1. The Government of the Russian Federation in consort with leading high-tech companies formed an autonomous noncommercial organization Digital Economy in order to further develop the mentioned program. Hence, ANO Digital Economy company founders, other than the Government of the RF, are the following companies: 1С, WEB Innovatsii (RU – Web Innovations), Mail.Ru Group, Rostelecom, Otkritaya Mobilnaya Platforma (RU – Open Mobile Platform), Beeline, Megafon, Rambler&Co, МТС, Yandex, state-owned company Pochta Rossii (RU – the Russian Post), financial conglomerate Sberbank, Skolkovo innovation hub, autonomous noncommercial organization Agenstvo Strategicheskih Initsiativ (RU Agency of Strategic Initiatives) and state-owned corporations Rosatom and Rostech.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10510

О.А. Ширинова - аспирант кафедры финансов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов, Россия,

O. A. Shirinova - Postgraduate student of the Department of Finance and Taxation, Saratov SocioEconomic Institute (branch) of the PRUE. G.V. Plekhanov, Saratov, Russia.

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ DEVELOPMENT OF TAX AUTHORITIES IN A DIGITAL ECONOMY

Аннотация. В современном мире все большую важность приобретают информационные технологии, цифровые инфраструктуры и коммуникации, в связи, с чем в Правительство Российской Федерации разработало программу "Цифровая экономика России 2024" по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Предполагается, что данная программа повысит эффективность и производительность в различных сферах экономической деятельности страны. Согласно ожидаемым результатам, к 2024 году в стране должно быть:

- минимум 10 конкурентоспособных ведущих компаний на мировых рынках;

- минимум 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных

областей экономики;

- минимум 500 предприятий малого и среднего бизнеса, эффективно осуществляющих деятельность в

сфере разработки цифровых технологий и предоставления цифровых услуг1.

Правительство Российской Федерации объединилось с ведущими высокотехнологичными компаниями страны в автономную некоммерческую организацию «Цифровая экономика» для участия в развитии программы. Таким образом, учредителями АНО «Цифровая экономика», помимо Правительства РФ, являются компании «1С», «ВЭБ Инновации», «Mail.Ru Group», «Ростелеком», «Открытая мобильная платформа», «Билайн», «МегаФон», «Rambler&Co», «МТС», «Яндекс», государственная компания «Почта России», финансовый конгломерат «Сбербанк», инновационный центр «Сколково», автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» и государственные корпорации «Росатом» и «Ростех».

Abstract. In the modern world, information technologies, digital infrastructures and communications are becoming increasingly important. Therefore, the Government of the Russian Federation has developed the program Digital economy of Russia 2024 to create conditions for the country's transition to a digital economy. It is expected that this program will increase efficiency and productivity in various areas of the country's economic activity. According to the expected results, by 2024, the country should have:

- at least 10 competitive leading companies in the world markets;

- at least 10 successfully functioning industrial digital platforms for the main subject areas of the economy;

- at least 500 small and medium-sized enterprises that are effectively engaged in the development of digital technologies and the provision of digital services1.

The Government of the Russian Federation in consort with leading high-tech companies formed an autonomous noncommercial organization Digital Economy in order to further develop the mentioned program. Hence, ANO Digital Economy company founders, other than the Government of the RF, are the following companies: 1С, WEB Innovatsii (RU - Web Innovations), Mail.Ru Group, Rostelecom, Otkritaya Mobilnaya Platforma (RU - Open Mobile Platform), Beeline, Megafon, Rambler&Co, МТС, Yandex, state-owned company Pochta Rossii (RU - the Russian Post), financial conglomerate Sberbank, Skolkovo innovation hub, autonomous noncommercial organization Agenstvo Strategicheskih Initsiativ (RU - Agency of Strategic Initiatives) and state-owned corporations Rosatom and Rostech.

Ключевые слова: цифровая экономика, роль налоговых органов, налоговый контроль и администрирование, налоговый мониторинг.

Keywords: digital economy, tax authorities' role, tax control and administering, tax monitoring.

Согласно «Дорожной карте», в которой указаны порядок и сроки реализации программы "Цифровая экономика России 2024", создаются необходимые условия институционального характера по 5 направлениям:

- кадры и образование;

- информационная инфраструктура;

- информационная безопасность;

- формирование исследовательских компетенций; - нормативное регулирование.

По каждому направлению в рамках АНО «Цифровая экономика» работа ведется центрами компетенций и рабочими группами. Центры компетенций состоят из десятка организаций и осуществляют работу в подгруппах. Их основными функциями являются подготовка проектов планов мероприятий, направление их в рабочую

1 Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. -2018. С. 58-69.

1 Kapranova, L.D. Digital Economy in Russia: condition and development prospects // Economy. Taxes. Law. -2018, P. 58-69.

группу и проектный офис АНО «Цифровая экономика», а также выполнение проектов и предоставление информации о ходе их выполнения. Рабочие группы состоят из экспертов в предметной сфере, представляющих частные и государственные структуры. Основными функциями рабочих групп являются подготовка предложений и заключений по проектам планов мероприятий и оценка эффективности процесса реализации программы

Согласно расчетам и прогнозам специалистов, цифровизация экономики породит в России экономический рост в размере 19-34% роста ВВП. При том, что к 2025 году возрастет и сама доля цифровой экономики с 2,1% до 8-10%. Сегодня же Россия занимает 39-е место из 85 стран по уровню цифровизации экономики2.

Цифровизация экономики ставит пред правительствами государств множество новых вопросов, основными из которых являются:

- определение роли налоговых органов, налогового контроля и администрирования в эпоху активной информатизации и виртуализации хозяйственной деятельности всех налогоплательщиков и самих органов власти;

- каким образом должно происходить налогообложение налогоплательщиков в новых условиях. Ответом на эти вызовы выступает то, что деятельность налоговых органов и налоговое администрирование, а также налоговый контроль тоже должны цифровизироваться. Тенденция такова, что налоговым органам разных стран необходимо искать пути консолидации технологий налогового администрирования и контроля за деятельностью электронных компаний, для которых сложно определить только тестом физического присутствия их налоговое резидентство, а, следовательно, и страну в бюджет которой они должны уплачивать налоги с интернет-доходов.

Россия давно начала активно проводить цифровизацию деятельности налоговых органов. Именно Федеральная налоговая служба России стала первопроходцем в области создания высокоэффективной системы электронного взаимодействия с налогоплательщиками - как потребителями государственных услуг. ФНС России создала на своем официальном сайте (https://www.nalog.ru) целую систему электронных сервисов, обеспечивающих персональное взаимодействие с налогоплательщиками через авторизированные личные кабинеты. Первоначально налогоплательщики имели возможность добровольного выбора способа взаимодействия в налоговыми органами - лично путем подачи налоговых деклараций на бумажных носителях, либо дополняя этот способ удаленным взаимодействием путем предоставления документов в электронном виде. На сегодняшний день цифро-визация налогового администрирования и контроля для некоторых групп налогоплательщиков делает электронную подачу документов и данных в налоговые органы единственно возможным вариантом. В дальнейшем обязательность электронного взаимодействия будет полной по всем группам налогоплательщиков, не зависимо от статуса - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или просто физическое лицо. Однако, существует мнение, что налоговые органы взаимодействуют с налогоплательщиками на доверительной основе и именно поэтому возможно «с помощью IT-технологий обеспечивать добровольное соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства»3.

Так, на сегодняшний день цифровизация налогового администрирования и контроля привела к обязательности электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговой службы по направлениям:

- в рамках эксперимента: чипирование меховых изделий; введение налогового мониторинга для ограниченного ряда предприятий;

- активно развивается система автоматизированного налогового контроля за: процессом формирования НДС (внедрение в налоговые органы систем АСК «НДС-2 и 3», АСК «Реестры»), оборотом торговли (внедрение электронных чеков и новой ККТ); оборотами и выявлением контрафактной продукции на рынке алкоголя (система ЕГАИС); полнотой уплаты налогов грузовыми перевозчиками (система ПЛАТОН); и др.;

- развиваются системы электронного взаимодействия налоговых органов с другими органами власти, выполняющими контрольно-надзорные функции, в их числе с: Банком России, внебюджетными фондами, органами ЗАГС, и др4.

Таким образом, налоговые органы, ориентируясь на цифровизацию экономики, уже озаботились разработкой и внедрением организационной и технологической составляющих системы информационного взаимодействия с «ведомствами и налогоплательщиками посредством применения современных инфокоммуникационных и электронно-цифровых технологий, в том числе организацией работ по развитию, ведению и информационному наполнению интернет-ресурсов ФНС России, а также интерактивных и информационных интернет-сервисов». Деятельность ФНС России при этом инициирована Приказом ФНС России от 15.02.2017 № ММВ-7- 6/186@ «Об утверждении Положения об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы».

2 Бреслав Е.П. Как развить цифровую экономику в вашей организации уже сегодня // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 4 (143). С. 51-61

3 Конюхов В.Ю., Харченко А.А. Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник ИрГТУ. 2017. № 3 (27). С. 17-24

4 Кириллова О.С. Цифровая архитектура налоговых процессов: актуальные вопросы развития в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 14.

Перед налоговыми органами России стоит несколько групп задач по приоритетным направлениям деятельности, реализация большинства из которых опирается именно на цифровизацию налогового администрирования и контроля и на электронное взаимодействие с налогоплательщиками. Безусловно, это предопределяет необходимость и неизбежность внедрения в деятельность налоговых органов качественных информационных технологий.

В СМИ встречаются комментарии о качестве информационных технологий, с которыми работает ФНС

России.

Так, Туров В. отмечает грандиозность масштаба работы автоматических систем анализа данных, используемых ФНС России. Согласно данным:

1) «в информационной среде ФНС России хранятся и используются сведения о 4,5 млн юридических лиц, 3,8 млн действующих ИП и 155 млн физических лиц»5;

2) «ежегодно налогоплательщики направляют 50 млн налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также 62 млн справок 2-НДФЛ»6;

3) «всего в информационной системе ФНС России хранится и обрабатывается четыре пета-байта данных, для хранения и обработки которых данных построены два ЦОДа»7.

Фактически, для выявления движения налогоплательщиков и налоговой базы, в информационных системах мониторинга ФНС России находится больше всего возможностей для сведения воедино информационных баз данных всех остальных органов власти и ведомств.

Трансформация деятельности налоговых органов в условиях цифровой экономики, уход от исключительно контрольной функции и акцент на сервисную функцию требуют новых подходов к организации деятельности, изменения системы мотивации сотрудников налоговых органов и повышения автоматизации их работы8. Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к оценке эффективности работы сотрудников налоговых органов, большего внимания к результатам социологических опросов налогоплательщиков.

Современное программное обеспечение устаревает, еще не успев внедриться повсеместно. Именно поэтому процесс реинжиниринга существующих 1Т-систем должен быть постоянным9. Действующую информационную систему ФНС России целесообразно дополнить «единой базой данных, которая объединяла бы результаты обобщения арбитражной практики по вопросам применения различных положений налогового законодательства». Создание такой базы аргументируется тем фактом, что «около 40 % доначислений, отраженных в актах проверок признаются недействительными на основании решений арбитражных судов, в то время как на стадии досудебного аудита - лишь до 10 % от них»10. Такая база была бы полезна и налогоплательщикам. Рассмотренные информационные системы являются реализацией нового направления налогового контроля - налогового мониторинга.

В нынешних условиях наиболее актуальным направлением в сфере налогового администрирования и контроля, в условиях растущей цифровизации экономики, можно определить пересмотр критериев налогового резидентства для физических и юридических лиц, путем комбинации нескольких критериев взамен действующих однозначных критериев: теста инкорпорации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и теста физического присутствия для физических лиц. Дальнейшая цифровизация мировых экономик сделает неизбежным консолидацию национальных систем налогового контроля в одну единую прозрачную базу (систему).

Источники:

1. Бреслав Е.П. Как развить цифровую экономику в вашей организации уже сегодня // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 4 (143). С. 51-61

2. Капранова Л.Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития // Экономика. Налоги. Право. -2018. С. 58-69.

3. Кириллова О.С. Налоговая безопасность государства в условиях современной налоговой системы России //Наука и общество. 2012. № 4 (7). С. 113-118.

4. Кириллова О.С. Цифровая архитектура налоговых процессов: актуальные вопросы развития в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 12-15.

5 ФНС России уже использует технологии Больших данных в налоговом администрировании - Т.В. Матвеева [Электронный ресурс]. - URL: http://murmansk.bezformata.ru/listnews/tehnologii-bolshih-dannih-vnalogovom/45077600/ (дата обращения 13.01.2019г.)

6 Михаил Мишустин: ФНС России использует прорывные технологии чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/(дата обращения 13.01.2019г.)

7 Михаил Мишустин: ФНС России использует прорывные технологии чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/(дата обращения 13.01.2019г.)

8 Кириллова О.С. Налоговая безопасность государства в условиях современной налоговой системы России //Наука и общество. 2012. № 4 (7). С. 116.

9 Муравлева Т.В. Цифровая экономика на службе пенсионного страхования. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 16-19.

10 Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер. 2017. № 13-14. С. 16-20.

5. Конюхов., Харченко А.А. В.Ю Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник ИрГТУ. 2017. № 3 (27). С. 17-24

6. Матвеева Т.В. [Электронный ресурс]. - URL: http://murmansk.bezformata.ru/listnews/tehnologii-bolshih-dannih-vnalogovom/45077600/ (дата обращения 13.01.2019г.)

7. Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования // Российский налоговый курьер. 2017. № 13-14. С. 16-20.

8. Мишустин М.В. ФНС России использует прорывные технологии чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/(дата обращения 13.01.2019г.)

9. Мишустин: ФНС М.В.России использует прорывные технологии чтобы соответствовать новым требованиям к налоговой системе [Электронный ресурс]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/(дата обращения 13.01.2019г.).

10. Муравлева Т.В. Цифровая экономика на службе пенсионного страхования. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3 (82). С. 16-19.

References:

1. Breslav E.P. How to develop the digital economy in your organization today // Quality. Innovation. Education. 2017. No. 4 (143). P. 51-61

2. Kapranova L. D. Digital economy in Russia: state and development prospects // Economics. Taxes. Right. -2018. S. 58-69.

3. Kirillova O.S. Tax security of the state in the conditions of the modern tax system of Russia // Science and Society. 2012. No. 4 (7). S. 113-118.

4. Kirillova O.S. Digital architecture of tax processes: topical issues of development in modern conditions // Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2020. No. 3 (82). S. 12-15.

5. Konyukhov., Kharchenko A.A. V.Yu Digital economy as the economy of the future // Youth Bulletin of ISTU. 2017. No. 3 (27). S. 17-24

6. Matveeva T.V. [Electronic resource]. - URL: http://murmansk.bezformata.ru/listnews/tehnologii-bolshih-dannih-vnalo-govom/45077600/ (date of access 13.01.2019)

7. Mishustin M.V. Improving the quality and efficiency of tax administration // Russian tax courier. 2017. No. 13-14. S. 16-20.

8. Mishustin M.V. The Federal Tax Service of Russia uses breakthrough technologies to meet the new requirements for the tax system [Electronic resource]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/ (date of access 13.01.2019)

9. Mishustin: FTS MV Russia uses breakthrough technologies to meet the new requirements for the tax system [Electronic resource]. - URL: http://volgograd.bezformata.ru/listnews/novim-trebovaniyam-knalogovoj/60672187/ (date of access 13.01.2019).

10. Muravleva T.V. The digital economy at the service of pension insurance. Bulletin of the Saratov State Social and Economic University. 2020. No. 3 (82). S. 16-19.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10511

О.А. Ширинова - аспирант кафедры финансов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов, Россия,

O.A. Shirinova - Postgraduate student of the Department of Finance and Taxation, Saratov Socio-Economic Institute (branch) of the PRUE. G.V. Plekhanov, Saratov, Russia.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ FOREIGN EXPERIENCE IN ADOPTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES

Аннотация. За прошедшие годы налоговое законодательство, а также сама практика налоговой работы претерпели значительные изменения. В Российской Федерации начали появляться новые финансовые структуры, совершенствоваться налоговая система, механизмы и инструменты налогового администрирования. В частности, выявлены и устранены пробелы в законах, с помощью которых налогоплательщики имели возможность уклоняться от уплаты налогов и сборов; отрегулированы права и обязанности налогоплательщиков; определены более понятные и прозрачные для налогоплательщиков процедуры налогового контроля. Но, несмотря на принимаемые государством меры, остаются отдельные аспекты налогового администрирования, которые пока не имеют должного отражения в Налоговом кодексе Российской Федерации, что препятствует контрольной работе и создает трудности налогоплательщикам в выполнении ими обязанностей, предписанных налоговым законодательством.

Повышение эффективности функционирования системы налогового администрирования возможно как на основе укрепления стабильности и определенности законодательного регулирования, так и за счет внедрения положительного зарубежного опыта. Но при использовании международных наработок в области управления налогами необходимо учитывать целую совокупность факторов, связанных с экономической и политической ситуацией в государстве, менталитетом российского гражданина, а также спецификой российского налогового законодательства. Разумное внедрение зарубежных методик налогового регулирования и налогового контроля должно привести к совершенствованию системы налогового администрирования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.