Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности
1 2
Голяшина Е. А. , Подпругин А. В.
]Голяшина Елена Александровна / Golyashina Elena Alexandrovna - студент;
2Подпругин Артем Викторович /Podprugin Artem Viktorovich - студент, кафедра экономики и управления бизнес-процессами,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассмотрен зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности (на примере таких стран, как Великобритания и Китай). Кроме этого, проведен сравнительный анализ инвестиционной политики данных стран, сделаны соответствующие выводы.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика Китая, инвестиционная политика Великобритании.
В современное время инвестиции играют существенную роль в развитии многих стран, являясь, с одной стороны, источником финансирования новых проектов, а с другой стороны, выступая катализатором положительных изменений общей экономической ситуации. Так, например, инвестиции могут быть источниками технологических изменений в процессе производства. Кроме этого, новые практики менеджмента, администрирования, системы документооборота, широко используемые и признанные эффективными, также могут быть представлены и адаптированы в предприятиях-реципиентах инвестиций. Поэтому привлечение инвестиций является стратегической целью развития любого государства. Зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности может послужить источником положительный изменений в инвестиционной сфере национальной экономики.
Так, Великобритания имеет один из самых привлекательных инвестиционных режимов среди развитых стран мира. Ключевыми факторами, влияющих на решение об инвестировании в данную страну, являются размер рынка, политическая и экономическая стабильность, развитость инфраструктуры.
Законодательство Великобритании об инвестициях не устанавливает каких-либо специальных ограничений в отношении иностранных физических и юридических лиц по владению недвижимостью, расположенной в Великобритании. Иностранные инвесторы свободны в выборе места вложения своего капитала на территории страны. В стране действует либеральное законодательство, регулирующее деятельность компаний, которое устанавливает четкую и достаточно простую систему их регистрации. Однако необходимо отметить достаточно высокий уровень требований к компаниям, осуществляющим свою деятельность на финансовом рынке страны, в частности, в области обеспечения транспарентности своей деятельности и финансовой отчетности.
В отношении исходящих инвестиций можно констатировать, что в Великобритании в данной области на протяжении последних 30 лет фактически отсутствует четкая система регулирования. При этом, такая позиция сменяющих друг друга правительств является принципиальной: по мнению руководства страны, полная открытость как в части входящих, так и исходящих инвестиций, является лучшей политикой.
Великобритания является мировым лидером по количеству заключенных соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Кроме этого, среди механизмов, направленных на привлечение иностранных инвестиций и компаний в страну можно выделить следующие (таблица 1):
- создание «свободных зон» и «предпринимательских зон»;
- программы, реализуемые Агентствами регионального развития;
- льготные условия получения виз и вида на жительство для иностранных инвесторов;
- диверсификации региональной структуры привлечения иностранных инвестиций.
Таблица 1. Механизмы привлечения инвестиций в Великобритании
Механизм Описание
1. Создание «свободных зон» и «предпринимательских зон» Под «свободной зоной» (СЗ) понимается специально выделенная территория, в пределах которой действуют упрощенные таможенные и административные процедуры и льготные налоговые ставки. В настоящее время в Великобритании существует 5 СЗ. «Предпринимательская зона» (ПЗ) - территория, создаваемая с целью стимулирования экономической активности и повышения занятости. Такие территории выделяются на основании характеристик проживающего на них населения, главными из которых являются хроническая и высокая безработица и низкие доходы. Всего в Великобритании имеется 35 ПЗ.
2. Программы, реализуемые Агентствами регионального развития С целью привлечения компаний из других регионов страны или из-за рубежа агентствами, в частности, реализуются программы, предусматривающие предоставление деловой недвижимости компаниям малого и среднего бизнеса на льготных условиях (так называемые программы «soft landing»). Примером такой программы служит программа «Hello Manchester», реализуемая агентством MIDAS (г. Манчестер). Для участия в программе компания должна, в первую очередь, соответствовать критериям отнесения к МСП, установленным в стране, и быть зарегистрирована на территории Великобритании. Отраслевых ограничений для компаний не существует. По условиям программы каждая компания или предприниматель, допущенный к участию в ней, получает бесплатное рабочее место (free desk space) на срок до 12 месяцев. Компаниям, участвующим в программе, помимо бесплатного рабочего места, также могут предоставляться консультационные услуги по поиску наиболее подходящих офисных помещений, определения целевых рынков сбыта и расположения бизнеса и др.
3. Льготные условия получения виз и вида на жительство для иностранных инвесторов В настоящее время Великобритания предоставляет трехлетнюю «инвесторскую» визу (Tier 1 Investor Visa) иностранцам, которые вкладывают минимум 1 млн. ф. ст. в государственные ценные бумаги. Инвестор может получить вид на жительство в Великобритании через два года после получения визы, при инвестировании 10 млн.ф.ст. и через три года - при инвестициях в 5 млн.ф.ст.
4. Диверсификации региональной структуры привлечения иностранных инвестиций Британское правительство активно продвигает в международной инвестиционной среде британские региональные центры и высокотехнологичные кластеры, такие как: Научная долина Оксфорда (Oxford Science Vale, центры «Sci-Tech» в Дейрсбери и Харвелле - научные исследования; центр MIRA в Лестершире -технологии транспорта; Кембридж, Восточный Лондон (Tech City), Манчестер, Глазго, Бристоль, Мальверн и Сандерленд -цифровые технологии; треугольник «Лондон-Кембридж-Оксфорд» - биомедицинские технологии; Сандерленд, Еллесмер Порт, Бернэстон, Свиндон, Шеффилд - автомобилестроение и др
Основным органом исполнительной власти Великобритании, отвечающим за привлечение иностранных инвестиций в страну, а также за продвижение британского экспорта на зарубежные рынки, является Британская служба торговли и инвестиций (UKTI). Работа по стимулированию инвестиций ведется UKTI как внутри государства, так и за рубежом.
На местном уровне UKTI также работает с Местными партнерствами предприятий (Local Enterprise Partnerships), роль которых заключается в следующем:
-подготовка информации об имеющихся в регионе инвестиционных возможностях и сравнительных преимуществах региона в национальном и международном масштабе с использованием знания местного рынка;
-поддержка UKTI в работе с административными процедурами на местном уровне (планирование, поиск недвижимости, коммунальная инфраструктура;
-поддержка и развитие отношений с уже имеющимися в регионе иностранными инвесторами.
В части работы с исходящими инвестициями стоит отметить, что в Великобритании не существует специализированной государственной организации, занимающейся регулированием или стимулированием исходящих инвестиций, а также специально созданных механизмов для развития инвестиционной деятельности британских компаний за рубежом. В данном отношении компаниям предоставляется полная свобода выбора места и сферы приложения собственного капитала.
Основная работа правительства Великобритании по привлечению иностранных компаний и инвесторов в страну проводится в части улучшения инвестиционного климата в стране и создания благоприятной деловой среды для организации, развития бизнеса и внедрения инноваций. К таким мерам относятся: снижение бюрократического давления на бизнес, упрощение процедур регистрации бизнеса, снижение налогов, введение специальных льгот [1].
Другим примером успешного стимулирования инвестиционной деятельности является Китай. C начала в 1978 году экономической реформы Китай проводит политику по стимулированию притока иностранных инвестиций в национальную экономику. Увеличение объемов зарубежных капиталовложений и повышение эффективности их использования рассматриваются руководством КНР в качестве приоритетных целей, достижение которых должно способствовать решению таких экономических задач, как развитие экономики в условиях ограниченности внутренних фондов, переход национальной экономики к рыночным отношениям, модернизация экономики за счет внедрения современного оборудования и технологий, интеграция экономики в мировое хозяйство, повышение уровня жизни и занятости населения.
Немаловажную роль в режиме иностранных капиталовложений играют международные двусторонние и многосторонние договоры, участником которых является Китай. К ним, прежде всего, относятся:
- двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении капиталовложений;
- двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.
Привлечение и использование иностранного капитала в Китае регулируется, в том числе, на отраслевом уровне. В первую очередь в данном вопросе следует ориентироваться на положения принятого в 2004 году совместного документа Министерства коммерции и Госкомитета по развитию и реформе КНР - «Каталог отраслей - руководство для иностранных инвестиций» (Guidance of Foreign Investment Industries-Catalogue of Industries), который в настоящее время действует в редакции от 31 октября 2007 г. Каталог структурно разделен на три части: указываются отрасли, в которые запрещены иностранные капиталовложения; отрасли, вложение в которые иностранных инвестиций ограничено; отрасли, в которых поощряются иностранные капиталовложения.
Правительство Китая успешно регулирует потоки инвестиций на уровне регионов, наделив местные власти большими полномочиями. В рамках общей инвестиционной политики центральные органы лишь определяют те сферы, куда инвестиции необходимо направлять, проводя селективно-структурную политику.
Для привлечения иностранного капитала разработано множество стимулов: «налоговые каникулы» и льготы, льготные импортные тарифы. Например, особый налоговый режим и освобождение от налоговых пошлин были введены для предприятий, расположенных в особых экономических зонах на побережье и в районах Гонконга и Макао, а в начале 90-х гг. эти льготы распространились на дельту реки Янцзы, провинцию Шаньдун и город Далянь.
В настоящее время китайские власти все больше привлекают иностранный капитал во внутренние районы страны, предоставляя инвесторам хорошие условия, длительное освобождение от налогов, возможность беспрепятственной репатриации прибыли. Региональные власти могут без специального разрешения центральных органов вводить собственные программы стимулирования привлечения иностранного капитала для развития местной экономики. Китайское инвестиционное законодательство во многом напоминает законодательство других восточноазиатских стран, которые его приняли ранее: Японии, Южной Кореи, Сингапура и Тайваня. Эти страны значительно преуспели в использовании ноу-хау, в повышении конкурентоспособности отраслей национальной экономики и регионов и таким образом стали серьезными конкурентами на большинстве важнейших мировых товарных и финансовых рынков [2].
Для поддержания высокого уровня привлечения ПИИ в китайскую экономику, правительство КНР продолжает и после вступления в ВТО развивать рыночные институты и разрабатывать новые процедуры для привлечения иностранных инвесторов. Официально новая политика в отношении к иностранным инвестициям была изложена в докладе председателя государственного Комитета по планированию развития КНР Цзэн Пэйяня на 2-й сессии ВСНП IX созыва. В отношении привлечения иностранного капитала в докладе говорится о необходимости применять общепринятые на мировых рынках правила и нормы:
- всемерно открывать новые каналы финансирования;
- постепенно уравнивать подходы к зарубежным и отечественным производителям;
- активно привлекать капиталы от транснациональных корпораций;
- оптимизировать структуру зарубежных инвестиций;
- поощрять вложения инвестиций в центральные и западные районы, агросферу, гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту окружающей среды;
- постепенно трансформировать режим управления зарубежными инвестициями, переходя от утверждения инвестируемых объектов к направляющей политике;
- улучшать инвестиционную среду;
- совершенствовать управление ценными бумагами, контролировать их размеры, структуру;
- углублять прогнозирование и плановое управление займами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием [3].
Таким образом, изучив зарубежный опыт стимулирования инвестиционной деятельности на примере Великобритании и Китая, можно сделать следующие выводы (таблица 2).
Таблица 2. Сравнительная характеристика инвестиционной политики Великобритании и Китая
Критерий Великобритания Китай
1. Законодательства об инвестициях Не развито Развито
2. Наличие ограничений Существенных ограничений нет Имеются отраслевые ограничения
3. Основные методы стимулирования - Подписание двусторонних соглашений; - Создание «свободных зон» и «предпринимательских зон»; - Реализация программы Агентством регионального развития; - Создание льготных условий получения виз и вида на жительство для иностранных инвесторов; - Диверсификации региональной структуры привлечения иностранных инвестиций. - Активное привлечение капиталов транснациональных корпораций; - Оптимизация структуры зарубежных инвестиций; - Поощрение вложений инвестиций в центральные и западные районы, агросферу, гидромелиорацию, транспорт, энергетику, добычу сырья, защиту окружающей среды; - Совершенствование управления ценными бумагами; - Углубленное прогнозирование и плановое управление займами, используемыми кредитами, долгами и их обслуживанием.
4. Результаты развития Прирост ПИИ в конце 2013 г. -12% Увеличение в 5 раз ПИИ в 2013 г. по сравнению с 2000 г.
Анализ опыта Великобритании по вопросу регулирования инвестиционной деятельности позволяет выделить ряд особенностей, характерных для политики большинства развитых стран:
1) активное использование крупномасштабных финансовых побудительных механизмов, что обусловлено постоянным и большим доходом стран, а также форм косвенного регулирования, в частности налоговой и амортизационной политики;
2) повышение роли регионов (местных властей) в разработке и реализации инвестиционной политики (в принятии и реализации инвестиционных решений);
3) отсутствие специального законодательства в отношении регулирования иностранных инвестиций, что фактически свидетельствует о предоставлении национального режима для зарубежных инвесторов;
4) направленность государственной инвестиционной политики на структурную перестройку путем выделения отраслевых приоритетов;
5) формирование систем координационного управления, связанных с пропорциональным участием частных, смешанных и общественных организаций и согласованием их действий;
6) ориентация на комплексное использование источников финансирования инвестиций, как аккумулирование внутренних инвестиционных ресурсов, так и привлечение внешних инвесторов.
Что касается Китая, то, как и большинство развивающихся стран, данная страна идет по пути развитых стран, активизируя косвенные методы. В то же время присутствует практика применения административных рычагов и прямого участия государства в инвестиционном процессе. Кроме того, в условиях дефицита внутренних инвестиционных ресурсов создаются привилегированные условия для иностранных инвесторов, наряду с которыми действуют ограничения, направленные на защиту отечественного рынка от иностранного контроля над собственностью,
обеспечение занятости местного населения и передачи технологического опыта. Относительно слабо развиты институциональные формы регулирования инвестиционной деятельности, однако активно используется струткурно-селективная отраслевая политика привлечения инвестиций.
Литература
1. Инвестиционная политика Великобритании и иностранные инвестиции
[Электронный ресурс]: Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/gb/about_gb/laws_ved_gb/invest_law_gb/ (дата обращения 28.01.2016 г.).
2. Поощряемые сферы для привлечения инвестиций в Китайскую Народную Республику [Электронный ресурс]: Торговое представительство Российской Федерации в Китайской Народной Республике. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/loyer/l_info/invest-in-china (дата обращения
28.01.2016 г.).
3. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Китае
[Электронный ресурс]: Электронный читальный зал BugaBooks. URL:
http://bugabooks.com/book/515-fenomen-yekonomicheskogo-razvitiya-kitaya/47-82-politika-privlecheniya-pryamyx-inostrannyx-investicij-pii.html (дата обращения
28.01.2016 г.).