Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2016. №4 (36)
УДК 330.322; 339.97 Б01: 10.17223/19988648/36/15
Д.А. Иванов
ОБЗОР ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КАЗАХСТАНА
Целью данной работы является предоставление объективной информации о современных тенденциях и перспективах развития инвестиционного климата Казахстана. Рассматриваются основные аспекты делового климата, государственной политики в отношении инвестиций, взаимодействия с ключевыми партнерами и привлекательные для инвестиций отрасли. За последние 10 лет в экономику Казахстана было привлечено свыше $220 млрд прямых иностранных инвестиций, что делает эту страну одним из региональных лидеров по привлекательности для капиталовложения. Работа призвана продемонстрировать, что, несмотря на обострение ситуации в непосредственной близости от Казахстана и тенденции спада в мировой экономике, ситуация в этой стране стабильна. Приводятся обширные и актуальные статистические данные из международных и казахстанских источников.
Ключевые слова: Казахстан, инвестиционный климат, законодательство, привлечение инвестиции, торговля, политика, стабильность.
Привлечение инвестиций является краеугольным камнем успешного развития любого государства. Они, как лакмусовая бумажка, отражают состояние экономики и перспективы для бизнеса. Казахстан в этом плане не исключение. Эта довольно большая по территории страна рассматривается как наиболее благополучная и устойчивая в Центрально-Азиатском регионе. Благоприятный деловой климат и политическая стабильность стали ключевыми факторами привлекательности для зарубежных инвесторов. К конкурентным преимуществам Казахстана относят выгодное географическое положение вблизи быстро растущих рынков Индии, Китая и России. Через эту страну проходят основные трансконтинентальные маршруты, соединяющие Азиатско-Тихоокеанский регион с Европой и Ближним Востоком. Казахстан обладает значительными резервами ископаемых источников энергии, высокой долей трудоспособного населения и либеральным инвестиционным законодательством.
Если взять отчет Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2015-2016 годы», то Казахстан в нём находится на 42-м месте среди 140 стран (Россия - на 45-м, Армения - на 82-м и Кыргызстан -на 102-м) [1]. В условиях мирового финансового кризиса 2007-2009 гг., когда потоки прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) сократились вдвое, Казахстан смог привлечь рекордное количество ПИИ. Сегодня он входит в двадцатку стран-лидеров по этому показателю. По данным Конференции ООН по торговле и развитию, у Казахстана 1-е место в мире среди стран, не имеющих выхода к морю, и 2-е место в СНГ после России по объему чистого притока инвестиций [2]. За последние 10 лет в Казахстан привлечено свыше $220 млрд ПИИ. Из них только на 2015 г. приходится $15 млрд. Основными инвесторами в прошлом году стали Нидерланды ($5,7 млрд, 26%), США
($2,8 млрд, 5,3%), Швейцария ($1,9 млрд), Франция ($1 млрд), Бельгия ($700 млн), Россия ($600 млн), Китай ($440 млн), Великобритания ($400 млн), Япония ($400 млн), Республика Корея ($400 млн) и Германия ($320 млн). По видам экономической деятельности основная часть полученных средств была направлена в геологоразведку (33%), нефтегазовый сектор (15%) и обрабатывающую промышленность (12%), остальные - в финансовый сектор, строительство, транспорт и связь [3].
Привлечь миллиарды долларов в экономику Казахстана стало возможным благодаря комплексным мерам руководства страны по улучшению инвестиционного климата: приняты стратегические программы, проведены экономические реформы, пересмотрена законодательная база, улучшены таможенный и налоговый режимы, усилена инвестиционная инфраструктура и защита инвесторов, обучены кадры.
В целях поддержания благоприятных условий для инвестиций в Казахстане действуют совет иностранных и национальных инвесторов при президенте страны, совет по улучшению инвестиционного климата под председательством премьер-министра, а также институт инвестиционного омбудсме-на. Бизнес-омбудсмену присвоен более высокий правовой статус посредством подотчетности напрямую президенту. Во всех регионах открыты центры обслуживания инвесторов, где государственные услуги оказываются по принципу «одного окна». С начала 2016 г. всем инвесторам из одного источника предоставляется свыше 350 государственных услуг и разрешений. Комплексная деятельность этих институтов создает эффективную диалоговую площадку между государственными органами и деловыми кругами, нацеленную на решение вопросов бизнеса и учет предложений инвесторов.
В Казахстане работают 10 тыс. компаний с участием иностранного капитала, в том числе входящих в список Fortune Global-500. Сегодня Казахстан заинтересован, прежде всего, в инновационных проектах с применением новейших достижений и технологий. Для их реализации страна обладает всей необходимой финансовой и институциональной инфраструктурой и готова выступать не только в качестве получателя инвестиций, но и сотрудничать с инвесторами как активный партнер. В этой связи Казахстан осуществляет точечное привлечение крупных зарубежных компаний для совместной реализации инвестиционных проектов. Выстраивается система взаимодействия с национальными компаниями, как основными драйверами привлечения транснациональных корпораций. Так, национальная компания «Казахстан тем1р жолы» (Казахстанские железные дороги) сотрудничает с Talgo, Alstom, General Electric, а национальная атомная компания «Казатомпром» - с Areva, CEIS, Marubeni, Cameco и др.
Отраслевая программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта на 2010-2014 гг. стала неотъемлемой частью правительственного плана по диверсификации экономики. Она была нацелена на увеличение инвестиций в несырьевые экспортно ориентированные и высокотехнологичные производства, а также экспорт обработанных товаров. Результатом этой работы стали практические рекомендации экспертов ОЭСР по улучшению делового климата, процедурные послабления для предпринимателей, благоприятные условия для нахождения
зарубежных инвесторов в стране. В прошлом году введен безвизовый режим для инвесторов из 19 государств, в том числе из Великобритании, Германии, Италии, Малайзии, Нидерландов, ОАЭ, США, Франции, Южной Кореи, Японии и др.
Инвестиционная политика Казахстана является одним из ключевых факторов успешного выполнения Государственной программы индустриально-инновационного развития, начатой в 2009 г. За первые 5 лет индустриализации страны было реализовано 700 проектов на общую сумму $17 млрд, создано более 70 тыс. рабочих мест. Каждый седьмой из этих проектов был осуществлен с помощью ПИИ. К примеру, компания Alstom организовала в г. Астане производство электровозов, которые перевозят миллионы людей по всей стране и успешно экспортируются. Совместно с компаниями Renault, Nissan и «Автоваз» в г. Усть-Каменогорске строится завод полного цикла по производству автокомпонентов. С участием польской компании Polpharma был модернизирован и расширен фармацевтический завод «Химфарм» в г. Шымкенте. В Костанайской области производятся внедорожники с участием концернов Toyota и Ssang-Yong. В целях дальнейшей диверсификации экономики страны реализуется второй этап этой госпрограммы (20152019 гг.). Среди его приоритетов: металлургия высоких переделов, нефтепереработка, нефтехимия и химическая промышленность, агрохимия и производство химикатов для промышленности, пищевая промышленность, машиностроение и производство строительных материалов.
Для инвесторов в Казахстане предусмотрено немало льгот и преференций. Кроме того, в последние годы правительством была проведена работа по совершенствованию законодательства в части расширения пакета инвестиционных преференций и дальнейшего развития СЭЗ. Остановимся подробнее на нововведениях законодательного характера.
В 2014 г. был принят закон по вопросам совершенствования инвестиционного климата [4. C. 149-151], который для приоритетных проектов предусматривает следующие меры:
- освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога и земельного налога на 10 лет, налога на имущество на 8 лет;
- компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию (инвестиционная субсидия);
- гарантия стабильности при изменении налоговых ставок в соответствии с Налоговым кодексом и законодательства в сфере занятости населения;
- право на привлечение иностранной рабочей силы на весь период реализации инвестиционного проекта и один год после ввода объекта в эксплуатацию, вне квоты и без разрешений, в рамках заключаемых контрактов.
Также законом внедрен принцип «одного окна» - новый механизм взаимодействия между государственными органами и инвесторами, который минимизирует их участие в подготовке документов и максимально упрощает взаимодействие с госорганами. Теперь инвесторам достаточно обратиться в Комитет по инвестициям при Министерстве по инвестициям и развитию, и всю дальнейшую бумажную работу он сделает сам.
Поскольку львиная часть инвестиций идёт в недропользование, нельзя не упомянуть о прогрессивных новшествах в этой сфере. Основная трансформа-
ция закладывается в Кодекс о недрах. Ожидается, что с его принятием в 2016 г. сроки заключения контрактов на разведку по упрощенному порядку будут сокращены с 15 до трех дней. Параллельно вносятся изменения в закон «О недрах», что позволит Казахстану использовать успешный опыт Австралии, Канады и Чили. Казахстаном уже принят упрощенный порядок предоставления права на разведку по опыту Австралии и внедрен метод выбора победителя тендера путем аукциона, как наиболее открытого вида конкурса.
По объемам привлечения инвестиций в геологию, горнодобывающий сектор Казахстан уступает Австралии, Канаде, Бразилии и ЮАР. В этой связи правительством принята Программа по развитию геологии на 2015-2019 гг. с ожидаемым результатом по приросту ресурсов по многим полезным ископаемым (по золоту - до 400 т, меди - 4 млн т, полиметаллам - 12 млн т) и объему инвестиций.
В Казахстане большое внимание уделяется масштабному распространению энергосберегающих технологий. Для этого формируется законодательная база и разработаны привлекательные условия для инвесторов, принят закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», действует отраслевая программа «Энергосбережение-2020». Всемирная выставка ЭКСПО, которая пройдет в Астане в 2017 г., будет сосредоточена именно на этой тематике.
Для улучшения бизнес-климата с 2015 г. вступил в силу закон по кардинальному улучшению условий для предпринимательства, предусматривающий значительное сокращение количества процедур, сроков и финансовых затрат. Для Международного финансового центра «Астана» создана правовая основа, предусмотрены налоговые льготы для его участников. Внедрено электронное таможенное декларирование и начат процесс интеграции налоговых и таможенных систем. Максимально сокращены сроки предоставления исходно-разрешительных документов в сфере строительства.
В целях оказания государственной поддержки и стимулирования привлечения инвестиций в экономику Казахстана законом «Об инвестициях» 2003 г. предусмотрены следующие инвестиционные преференции [5. Ст.13]:
1) по инвестиционному проекту:
- освобождение от обложения таможенными пошлинами;
- государственные натурные гранты;
2) по инвестиционному приоритетному проекту (т.е. проекту, реализуемому вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается правительством, и предусматривающий осуществление инвестиций в размере $20 млн):
- преференции по налогам;
- инвестиционная субсидия.
В перечень приоритетных видов деятельности не включается недропользование, игорный бизнес, производство подакцизных товаров, за исключением сборки легковых автомобилей и транспортных средств.
В свете инвестиционной привлекательности и имиджа Казахстана необходимо отметить международное сотрудничество. Для обеспечения гарантированной защиты зарубежных инвесторов и их капиталовложений Казахстаном ведется систематическая работа по заключению соответствующих меж-
дународных документов. Так, с 1992 г. было подписано 48 двусторонних межправительственных и межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и многостороннее межправительственное Соглашение с государствами-членами ЕврАзЭС. Эти усилия Казахстана не были тщетными - по индикатору «Защита инвесторов» рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2016» Казахстан занимает 25-е место (Беларусь -57-е, Россия - 66-е, Армения - 49-е и Кыргызстан - 36-е) [6].
Казахстан все более втягивается в орбиту глобализации - в 2015 г. страна стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Безусловно, присвоение глобального знака качества казахстанской экономике является важным сигналом для инвесторов, показателем уровня деловой среды и конкуренции. Вхождение Казахстана в ВТО объективно сыграет позитивную роль в обеспечении устойчивого экономического роста, стабильности и привлечении инвестиций.
Особое значение придается сотрудничеству с Европейским союзом, который является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана [7]. На долю Евросоюза приходится более половины казахстанского внешнеторгового оборота ($31 млрд) и 50% привлеченного иностранного капитала в экономику страны ($110 млрд) [8]. Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран - не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, в Румынии -30%. Отдельно следует отметить подписанное в 2015 г. расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС, которое нацелено на углубление торгово-экономических связей. Этот документ нового поколения отвечает реалиям и вызовам современности.
Одним из ключевых инвесторов в Казахстан является Россия, взаимные накопленные инвестиции составляют $16 млрд. Примечательно, что российские компании представлены во всех областях казахстанской экономики, среди них Газпром, ЛУКОЙЛ, Русал, «Мечел», АвтоВАЗ, КамАЗ, Сбербанк, ВТБ и др. Значительная часть торгово-экономического сотрудничества приходится на топливно-энергетический сектор. Осуществляются взаимные поставки энергоносителей. Россия является основным транзитером казахстанской нефти и газа на внешние рынки.
Говоря об инвестициях, в Казахстане подразумевают не только финансовые ресурсы, но и трансферт новых технологий, знаний, управленческого опыта и обновление производства. Вот почему эта страна считала и считает привлечение иностранных инвестиций одним из приоритетных направлений своей экономической политики и нацелена на превращение страны в региональный инвестиционный хаб. Это особенно актуально в свете перспектив развития Евразийского экономического союза.
Энергетика, по мнению аналитиков, остается самым привлекательным сектором для капиталовложений в Казахстане. При этом имеется значительный инвестиционный потенциал в таких секторах, как высокие технологии, телекоммуникационное оборудование и инфраструктура, а также профессиональные услуги. С учетом поступательного движения Казахстана в направлении диверсифицированной экономики внимание инвесторов к этим отраслям
должно существенно повыситься. Именно на это нацелена Концепция инновационного развития Казахстана до 2020 г. По оценкам экспертов, при сохранении жесткой денежно-кредитной политики и твердом тенге и у казахстанских, и у зарубежных инвесторов значительно увеличится интерес к несырьевым секторам казахстанской экономики.
Аграрный бизнес в Казахстане становится все более выгодным и важным сектором экономики. В государственный фонд возвращено и уже вовлечено в оборот более 3 млн га неиспользуемых сельхозземель. Свыше 224 тыс. субъектов аграрного сектора теперь могут приобрести в собственность 97 млн га арендованных ими земель на льготных условиях [10]. В этой связи правительством проводится целенаправленная работа для того, чтобы в полной мере использовать имеющийся потенциал. Например, реализуется программа «Агробизнес-2020», в рамках которой в агропродовольственный сектор будет инвестировано свыше $16 млрд [9].
В целом, несмотря на сложные внешнеэкономические условия, изменения ситуации на мировых рынках и геополитические вызовы, Казахстан демонстрирует устойчивый экономический рост (для справки: в 2015 г. экономика страны, по прогнозам, выросла на 1,5%) и привлекательность для инвесторов. У правительства есть конкретный план действий, направленный на вхождение Казахстана в число 50 стран мира, лидирующих по качеству инфраструктуры. Так, новая экономическая политика государства «Нурлы жол» (Путь в будущее) предусматривает повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства посредством улучшения их доступа к финансированию, поддержку машиностроения и экспорта, а также повышение конкурентоспособности субъектов агропромышленного комплекса [11]. Все это делается для того, чтобы повысить уровень благосостояния граждан и обеспечить их уверенность в завтрашнем дне.
Литература
1. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016: Отчет Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность, 2015-2016 годы».
2. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_overview_en.pdf: Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) о мировых инвестициях за 2015 год.
3. URL: http://www.nationalbank.kz: вебсайт Национального банка Республики Казахстан.
4. URL: http://www.e-cis.info: Интернет-портал СНГ: Обзор делового климата, льгот инвесторам, свободных экономических зон, промышленных и научно-технических парков государств - участников СНГ (одобрен Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств 17 июня 2015 года в городе Санкт-Петербурге).
5. Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года № 373-II «Об инвестициях».
6. URL: http://www.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/ Doing%20Business/ Documents/ An-nual-Reports/English/DB16-Full-Report.pdf: Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса-2016».
7. URL: http://mfa.gov.kz: вебсайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
8. URL: http://e.customs.kz и http://kgd.gov.kz: вебсайты Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
9. Выступление президента Казахстана Н. Назарбаева на 28-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов (Астана, 4 июня 2015 года).
10. Выступление Президента Казахстана Н. Назарбаева на XVII съезде партии «Hyp Отан» (Астана, 30 января 2016 года).
11. Казахстанская государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы от 6 апреля 2015 года.
OVERVIEW OF INVESTMENT CLIMATE IN KAZAKHSTAN DA. Ivanov
Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation E-mail: dm_ivanov@mail. ru
Keywords: Kazakhstan; Investment; Business climate; Trade; Legislation; Policies; Stability.
Kazakhstan has made significant progress toward establishing a market economy, as well as political and social stability. Kazakhstan has attracted significant foreign direct investment since independence and would like to see more come into the country. Over the last 10 years total foreign investment in Kazakhstan reached $220 billion. Kazakhstan is widely considered to have the best investment climate in the region, and numerous international firms have established regional headquarters in this country. The majority of foreign investment is in the oil and gas sector, and the European Union is the leading source of investment capital with around $110 billion of FDI invested in Kazakhstan from 2005. EU-28 is also major trading partner of Kazakhstan with annual turnover of $31 billion.
The government of Kazakhstan continues to make significant progress toward its goal of diversifying the country's economy away from an overdependence on the extractive industries by improving the business climate. Kazakhstan's efforts to improve investment legislation have reached good results. In the World Economic Forum's 2015-2016 The Global Competitiveness Report, Kazakhstan ranked 42 out of 140.
The 2015 UNCTAD's World Investment Report ranked Kazakhstan as the first land-locked and second leading CIS market for investment. Kazakhstan announced in 2011 its desire to join the Organization of Economic Cooperation and Development.
The Concept for Industrial and Innovative Development 2009-2019 and the government's plan for attracting foreign and domestic investments comprise an industrial strategy aimed at diversifying Kazakhstan's economy away from its overdependence on extractive industries. In order to facilitate the work of foreign investors, especially in targeted non-extractive industries, the government has announced a set of industries that feature tax waivers and simplified procedures for acquiring visas and work permits.
The government maintains a dialogue with foreign investors through the Foreign Investors' Council under the president, the Council for Improving the Investment Climate chaired by the Prime Minister, and the Investment Ombudsman. A special subunit of the Ministry of Investment and Development, the Investment Committee, is a "one-stop-shop" service provider, which is responsible for addressing all investors' questions.
The 2003 Law on Investments contains incentives and preferences for government-determined priority sectors, providing tax and customs duty exemptions and in-kind grants. President Nazarbayev himself has publicly pledged to create a favourable climate for foreign investors in order to spur domestic innovation and the use of new technologies. In 2014-2015 Nursultan Nazarbayev endorsed amendments to investment legislation that extends preferences to investors to develop the non-extractive sectors of Kazakhstan's economy.
The government is ready to provide special incentives for investors putting more than $20 million into the machine building, mining, railway equipment, electrical equipment, chemical, construction, metallurgy, food processing and packaging, pharmaceutical, information and communication, electric power, wind, and solar energy industries.
The country's world-class hydrocarbon and mineral reserves continue to form the backbone of the economy, and foreign investment continues to flow into these sectors. Greater investment potential is hidden in agriculture. The government has launched new infrastructure programme "Nurly Zhol" (Way to the Future) providing for better competitiveness of businesses by easing their access to financial resources, support of Kazakhstan's engineering industry and exports.
In 2015 Kazakhstan has joined the World Trade Organization. Kazakhstan's government is optimistic that further integration with Armenia, Belarus, Kyrgyzstan and Russia through the Eurasian Economic Union will make the country more attractive to foreign investors by offering access to those countries' markets.
References
1. World Economic Forum, The Global Competitiveness Report 2015-2016. Available at: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/ (accessed 12 August 2016).
2. United Nations Conference on Trade and Development, World Investment Report 2015. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2015_overview_en.pdf (accessed 12 August 2016).
3. National Bank of Kazakhstan. Available at: http://www.nationalbank.kz (accessed 12 August 2016).
4. Internet Portal of the CIS: Overview of the business climate, benefits for investors, free economic zones, industrial and technology parks of the CIS memebr-states (approved by the CIS Economic Council's decision on June 17, 2015 in Saint-Petersburg). Available at: http://www.e-cis.info (accessed 12 August 2016).
5. The Law of the Republic of Kazakhstan "On investments" dated January 8, 2003 № 373-II.
6. The World Bank's report "Doing Business 2016". Available at: http:// www. doingbusi-ness.org/~/media/GIAWB/Doing%20Business/Documents/Annual-Reports/English/DB16-Full-Report. pdf (accessed 12 August 2016).
7. Ministry of Foreign Affairs of Kazakhstan. Available at: http://mfa.gov.kz (accessed 12 August 2016)..
8. State Revenue Committee under the Ministry of Finance of Kazakhstan. Available at: http://e.customs.kz h http://kgd.gov.kz (accessed 12 August 2016).
9. Address by the President Nursultan Nazarbayev of Kazakhstan at the 28th plenary session of the Foreign Investors Council (Astana, June 4, 2015).
10. Address by the President Nursultan Nazarbayev of Kazakhstan at the XVII Congress of the party "Nur Otan" (Astana, January 30, 2016).
11. Kazakhstan state program of infrastructure development "Nurly Zhol" for 2015 - 2019 approved on April 6, 2015.
Ivanov D.A. Obzor investitsionnogo klimata kazakhstana [Overview of investment climate in Kazakhstan]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2016, no. 4 (36), pp. 165-172.