Научная статья на тему 'Зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах'

Зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3715
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / УЧАСТКОВЫЕ ПУНКТЫ ПОЛИЦИИ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ШЕРИФ / ПОЛИЦЕЙСКИЕ ПОСТЫ И ПУНКТЫ / ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА / ADMINISTRATIVE TERRITORY / LOCALITY / MAINTENANCE OF PUBLIC ORDER AND SECURITY / PREVENTION OF OFFENSES / INTERACTION WITH THE PUBLIC / POLICE PRECINCTS / COMMISSIONER OF POLICE / SHERIFF / POLICE STATIONS AND POSTS / PATROL AND POST SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зиядуллаев Музаффар Зиядуллаевич

Каждое государство, исходя из административной территории (населенного пункта), стремится обеспечить мир и спокойствие, права и интересы граждан, общественный порядок и профилактику правонарушений. В этих целях созданы подразделения различного вида, в которых организована деятельность сотрудников полиции, тесно взаимодействующих с общественностью. В статье изучен зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах, в частности, анализируются правовые, организационные и кадровые основы деятельности общественных пунктов охраны порядка и уполномоченных участковых полиции Российской Федерации, пунктов по охране порядка Германии, шерифских подразделений и шерифов США, полицейских постов и пунктов Японии, а также их должностных лиц. Раскрывается роль общественных организаций, в частности народных дружинников, казачьих обществ Российской Федерации, ассоциаций «старших братьев и сестер», «родителей и учителей», комитетов самоуправления (квартальных комитетов), «пунктов связи с полицией» Японии в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и их взаимодействия с полицией в данных государствах. На основе изучения зарубежного опыта организации систем, обеспечивающих общественный порядок и профилактику правонарушений в населенных пунктах, сформулированы соответствующие предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE SYSTEM OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PREVENTION OF OFFENSES IN LOCALITIES

Each state proceeding from the administrative territory (locality) strives to ensure peace and tranquility, the rights and interests of citizens, public order and the prevention of violations. For this purposes different units were established in which the activities of police officers closely interact with the public. The article examines the foreign experience of the system of protection of public order and the prevention of violations in localities, in particular, public security stations and commissioners of police of the Russian Federation, German security services, sheriff units and sheriffs of the United States, police stations and points of Japan, as well as legal, organizational and personnel bases of activity of these divisions and their officials. The role of public organizations, in particular, the people’s volunteers, Cossack societies of the Russian Federation, associations of “older brothers and sisters”, “parents and teachers”, self-government committees (quarter committees), “points of contact with the police” of Japan in the protection of public order and prevention of offenses in these states and their interaction with the police are revealed in the article. Based on the study of foreign experience of the system of protection of public order and prevention of offenses in localities relevant suggestions are formulated for further improvement of the activity of law enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

ЗИЯДУЛЛАЕВ Музаффар Зиядуллаевич, начальник Высших академических курсов Академии Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, кандидат юридических наук, доцент

100197, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Интизор, 68

E-mail: оак213@тЬох^

Каждое государство, исходя из административной территории (населенного пункта), стремится обеспечить мир и спокойствие, права и интересы граждан, общественный порядок и профилактику правонарушений. В этих целях созданы подразделения различного вида, в которых организована деятельность сотрудников полиции, тесно взаимодействующих с общественностью. В статье изучен зарубежный опыт системы охраны общественного порядка и профилактики правонарушений в населенных пунктах, в частности, анализируются правовые, организационные и кадровые основы деятельности общественных пунктов охраны порядка и уполномоченных участковых полиции Российской Федерации, пунктов по охране порядка Германии, шерифских подразделений и шерифов США, полицейских постов и пунктов Японии, а также их должностных лиц. Раскрывается роль общественных организаций, в частности народных дружинников, казачьих обществ Российской Федерации, ассоциаций «старших братьев и сестер», «родителей и учителей», комитетов самоуправления (квартальных комитетов), «пунктов связи с полицией» Японии в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и их взаимодействия с полицией в данных государствах. На основе изучения зарубежного опыта организации систем, обеспечивающих общественный порядок и профилактику правонарушений в населенных пунктах, сформулированы соответствующие предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова: административная территория, населенный пункт, обеспечение общественного порядка и безопасности, профилактика правонарушений, взаимодействие с общественностью, участковые пункты полиции, участковый уполномоченный полиции, шериф, полицейские посты и пункты, патрульно-постовая служба.

FOREIGN EXPERIENCE OF THE SYSTEM OF PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PREVENTION OF OFFENSES IN LOCALITIES

M. Z. ZIYADULLAYEV, head of the Higher academic courses of the Academy of Ministry of Internal Affairs of the Republic of Uzbekistan, candidate of legal sciences, associate professor

68, Intizor st., Tashkent, Uzbekistan, 100197

E-mail: oak213@inbox.uz

Each state proceeding from the administrative territory (locality) strives to ensure peace and tranquility, the rights and interests of citizens, public order and the prevention of violations. For this purposes different units were established in which the activities of police officers closely interact with the public. The article examines the foreign experience of the system of protection of public order and the prevention of violations in localities, in particular, public security stations and commissioners of police of the Russian Federation, German security services, sheriff units and sheriffs of the United States, police stations and points of Japan, as well as legal, organizational and personnel bases of activity of these divisions and their officials. The role of public organizations, in particular, the people's volunteers, Cossack societies of the Russian Federation, associations of "older brothers and sisters", "parents and teachers", self-government committees (quarter committees), "points of contact with the police" of Japan in the protection of public order and prevention of offenses in these states and their interaction with the police are revealed in the article. Based on the study of foreign experience of the system of protection of public order and prevention of offenses in localities relevant suggestions are formulated for further improvement of the activity of law enforcement bodies.

Keywords: administrative territory, locality, maintenance of public order and security, prevention of offenses, interaction with the public, police precincts, commissioner of police, sheriff, police stations and posts, patrol and post service.

DOI: 10.12737/article 58ec9f58500dc0.49778903

В различных государствах деятельность по обес-печению общественного порядка и безопасности в пределах административной территории (населенного пункта) осуществляется различными способами. В этой сфере у каждой страны имеется своеобразный опыт, изучение которого является одним из актуальных требований нынешнего дня. Как отмечает Д. В. Васильев, изучение зарубежного опыта позволяет выявлять факторы, способствующие социальному прогрессу, обнаруживать фундаментальные закономерности развития общества и его отдельных подсистем, формулировать критерии общественно-исторического прогресса, прогнозировать динамику общественных отношений, выявлять наиболее эффективные подходы к преодолению текущих проблем1. По мнению С. Н. Гордеева, практическая ценность научно обоснованного анализа функционирования иностранных государственных институтов состоит в том, что он дает возможность увидеть сильные и слабые стороны отечественных аналогов. Творческое осмысление и использование зарубежного опыта позволяют лучше понять современные проблемы, определить закономерности развития теории и практики, которые трудно выявить без тщательного анализа2.

Система обеспечения общественного порядка и безопасности каждой страны отличается от систем других государств. В этой сфере определенный опыт накоплен в Российской Федерации. В охране общественного порядка и профилактике правонарушений в населенных пунктах России важную роль играют общественные пункты охраны порядка. Цель данных пунктов состо -ит в повышении активности общественных организаций и улучшении взаимодействия с государственными органами3. Пункты охраны порядка являются общественным органом для обеспечения согласованной деятельности органов общественной самодеятельности населения и трудовых коллективов, входящих в него. Создается Совет пункта4. После перехода систе -мы органов внутренних дел РФ с милиции на полицию общественные пункты охраны порядка страны стали именоваться «участковые пункты полиции».

Одним из основных субъектов участковых пунктов полиции считаются участковые уполномочен-

1 См.: Васильев Д. В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике: по материалам США и некоторых стран Западной Европы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

2 См.: Гордеев С. Н. Организация розыскной работы правоохранительных органов (зарубежный опыт) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3. С. 141.

3 См.: Административная деятельность ОВД. М., 2006. С. 17—18.

4 См.: Административная деятельность органов внутренних дел: часть Особенная: учебник / под ред. А. П. Коренева. 2-е изд. М., 1999. С. 70.

ные полиции, деятельность которых организуется на основе приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»5. Деятельность участковых уполномоченных является гарантией защиты граждан от преступных посягательств по месту жительства6. В нормативных правовых актах закреплено проведение участковыми уполномоченными полиции своего основного служебного времени на административной территории, при возникновении необходимости проведения мероприятий во взаимодействии с общественными объединениями деятельность осуществляется в участковых пунктах поли-ции7. Как показывают результаты социологического опроса, 70% населения страны, учитывая территориальную приближенность и оперативную возможность, считают приемлемым обращение к участковым уполномоченным8.

Назначение и освобождение от должности участковых уполномоченных полиции осуществляется начальниками городских (районных) органов внутренних дел по согласованию с органами местного само-управления9. На определенных территориях предусматривается должность «помощник участкового уполномоченного полиции» младшего начальствующего состава органов внутренних дел, но в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

В обеспечении общественного порядка и безопасности в пределах административных территорий велика роль сотрудников патрульно-постовой службы. На основе патрулирования служебной территории они выявляют места, где могут быть совершены преступления, устанавливают скрывающихся преступников, обеспечивают пресечение антиобщественного поведения лиц, незамедлительно принимают меры относительно совершенных противоправных деяний или сообщают об этом в дежурную часть, криминаль -ную полицию и иные службы10.

5 URL: http://www.pravo.gov.ru.

6 См.: Кратюк Д. А. К вопросу о правовом статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации. URL: http://pravozashitnik.net/ru/2014/1/16 (дата обращения: 14.05.2016).

7 См.: Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: сб. нормативных правовых актов / отв. ред. В. А. Васильев. Т. 1. М., 2001. С. 315.

8 См.: МышляевД. Н. О роли участковых инспекторов милиции в предупреждении административных деликтов, посягающих на общественный порядок // Проблемы деятельности служб общественной безопасности на современном этапе: сб. науч. тр. М., 2000. С. 100.

9 См.: Административная деятельность органов внутренних дел: учеб. пособие. Екатеринбург, 2002. С. 7.

10 См.: Алексеев А. И. Криминология: курс лекций. 2-е изд.

М., 2000. С. 138.

В целях обеспечения эффективного участия общественности в охране общественного порядка и безопасности, профилактике правонарушений создана необходимая правовая база, включающая Федераль -ный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также более 500 территориальных нормативных правовых актов11. Общественные формирования, оказывающие содействие полиции на основе данных нормативных правовых актов, можно разделить на четыре группы:

1) общественные формирования, выполняющие непосредственные функции в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности — общественные пункты по охране порядка, добровольные народные дружинники, казачье общество;

2) общественные формирования, образованные на базе трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций — комиссии, секции, советы, центры;

3) общественные формирования, созданные для оказания содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности в форме самоуправления граждан в населенных пунктах — комитеты массивов, родительские комитеты, общественные воспитатели;

4) общественные юрисдикционные органы, имеющие полномочия рассматривать определенные вопросы и принимать по ним решения — административные комиссии, комиссии по делам несовершен-нолетних12.

Народные дружинники в России являются исторически сформированным общественным формированием. Сегодня законодательством страны создана правовая база для его возрождения в новых условиях деятельности по обеспечению правопорядка. Дружинники уже органически влились в систему охраны общественного порядка13, деятельность которых координируется специальным штабом14. О значимом статусе данного общественного формирования свидетельствуют результаты исследования Т. В. Ма-тузко, которые показывают, что большинство (54%) опрошенных сотрудников, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка, счита-

11 См.: Ильин П. О. Особенности деятельности народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых органами внутренних дел МВД России к охране общественного порядка. URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 27.03.2016).

12 См.: Попова Н. Ф., Овчинникова Л. И. К вопросу привле-чения общественных объединений к охране общественного порядка // Российский следователь. 2006. № 10. С. 39—40.

13 См.: Криминология: учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд. М., 2004. С. 218.

14 См. постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2003 г. № 1090-ПП «Об утверждении положения о Московском городском штабе народных дружины».

ют наиболее приемлемой организационно-правовой формой участия граждан в обеспечении правопоряд -ка именно дружины15.

Еще одним из своеобразных формирований, оказывающих содействие полиции РФ в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности на некоторых территориях, являются казачьи общества. На сегодняшний день в ряде населенных пунктов страны около тысячи добровольцев, объединенных в казачьи общества, оказывают содействие в обеспечении общественного порядка и безопасности, борьбе с преступностью и профилактике правонарушений16.

Своеобразную систему обеспечения общественного порядка и безопасности в пределах населенного пункта можно наблюдать и в странах Европы. Так, в Германии низовым структурным подразделением, обеспечивающим правопорядок в населенном пункте, являются пункты по охране порядка. В различных местах они называются по-разному: «Глав -ные полицейские вахты», «Полицейские станции», «Полицейские посты», «Полицейские инспекции». Данные структуры осуществляют свою деятельность круглосуточно. С 1963 г. в стране действует добровольная полицейская служба. Добровольцы после проверки на пригодность выполнения полицейских задач и обучения причисляются к регулярной полиции по постам численностью от 10 до 15 че -ловек17. После двухнедельного прохождения курса первоначальной подготовки их привлекают к исполнению обязанностей по охране порядка в основном при проведении массовых мероприятий, для поиска людей, а также в случаях возникновения необходимости усиления регулярных полицейских формирований. За несение службы выплачивается денежное вознаграждение18.

Соединенные Штаты Америки (США) являются государством со своеобразной системой и передовым опытом в сфере обеспечения общественного порядка и безопасности на административно-территориальных единицах. Полиция США имеет нецентрализованную систему. Д. Д. Шалягин по этому поводу отмечает, что децентрализованная структура амери-

15 См.: Матузко Т. В. Организация взаимодействия сотрудников милиции с гражданами на современном этапе // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2006. № 3. С. 16.

16 См.: НечевинД. К., СапруновА. Г. Организация обеспече-ния правопорядка казачьими обществами и пути их совершенствования // Уголовная политика и проблемы безопасности государства: Труды Академии управления. М., 1998. С. 212.

17 См.: Майоров В. И. Организация деятельности по охране общественного порядка в США, странах Европы и России: учеб. пособие. Челябинск, 2003. С. 16.

18 См.: Губанов А. В. Полиция государств Западной Европы: основные черты организации и деятельности: учеб. пособие. М., 1990. С. 38—39.

канской полицейской системы находит свое объяснение в истории зарождения государственности на Североамериканском континенте. Принципиальные отличия, существующие между полицейской системой США и европейскими полицейскими системами, основываются на изначальном построении всей системы власти в США, в том числе полицейской, по принципу «снизу вверх»19. Большинство полицейских органов на местах составляют шерифские подразделения штатов и графств20.

Шериф является должностным лицом, который выполняет в своем округе определенные административные функции21, доверенным представителем полиции, обладающим широкими полномочиями по обеспечению на местах общественного порядка и безопасности, профилактики правонарушений, противодействия преступности и исполнения нака-заний22. Будучи ответственным за состояние общественного порядка на административной территории, шериф пользуется практически всеми властными полномочиями, а его деятельность финансируется за счет местного бюджета23.

Шерифы в штатах США назначаются по-разному. Срок их полномочий составляет четыре — шесть лет. Так, на административных территориях Род-Айленда, Гаваев они назначаются лично губернаторами. В Калифорнии на эту должность назначаются сотрудники, имеющие не менее четырех лет рабочего стажа в правоохранительной системе, а в штатах Айдахо, Миссисипи, Оклахома, Канзас кандидаты на должность шерифов должны пройти специальный учебный курс24. На некоторых территориях страны, в частности в Айова-Сити, при выполнении служебных задач шерифу даны полномочия непосредственно назначать и освобождать от должности своих помощников и других ответственных сотрудников.

Ученые25, изучившие место и значение сотрудников патрульно-постовой службы в системе обеспечения общественного порядка и безопасности в населенных пунктах США, признают эту службу

19 См.: Шалягин Д. Д. Полиция США — организационные и правовые основы деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 17.

20 См.: Кваша Л. Ф. Особенности правового статуса шерифа и его значение для правового регулирования деятельности местной милиции // Местное самоуправление: теория и практика: Труды Академии управления. М., 1998. С. 197.

21 См.: Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1997. С. 766.

22 См.: Кваша Л. Ф. Указ. соч. С. 198.

23 См.: Собиров М. С., Норов В. И. Поездка в Америку: отчет, впечатления, опыт. Ташкент, 1991. С. 6.

24 См.: Кваша Л. Ф. Указ. соч. С. 199.

25 См.: Hale A. D. Police Patrol. N. Y., 1981. Р. 2; Осипов Ю. И.

Организация патрульно-постовой службы местной полиции

США: учеб. пособие. М., 1990. С. 8.

«сердцем, ядром» полиции. В связи с тем что в этом государстве функционирует децентрализованная полицейская система, в формах организации деятельности патрульно-постовой службы отсутствует единство26.

Своеобразный опыт обеспечения общественного порядка и безопасности на административных территориях наблюдается в Японии. В населенных пунктах этой страны данная функция осуществляется низовы -ми звеньями — полицейскими постами и пунктами. Понимая, что одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности полиции является усиление взаимодействия с общественностью, правительство Японии издавна уделяет внимание функционированию в населенных пунктах полицейских «будок» (КоЬап). Эта система основана еще в эпоху Мэйдзи — в 1874 г.27 К началу 1982 г. в стране в округах и районах осуществляло свою деятельность уже 9446 полицейских постов и 6053 полицейских пунктов. В целом данные посты и пункты являются основой полиции Японии, в них несут службу практически 40% всех сотрудников28. Полицейские посты расположены в деревнях, в них осуществляет деятельность один сотрудник (Chuzaisho), который про -живает там вместе с семьей. Полицейские же пункты функционируют в городах, представляя для сотрудника только служебное помещение. В этих пунктах ныне дежурят от трех до пяти сотрудников полиции, наблюдающих за порядком по многочисленным телемониторам и радиосвязи.

Данные полицейские пункты, работающие единой системой по всей стране, играют важную роль в обеспечении правопорядка в Японии. Если к началу 2010 г. в девятимиллионном Токио функционировало около 110 отделений полиции, на каждое из которых замыкались 10—15 пунктов (всего 1184 КоЬап)29, то к 2015 г. в стране действовало уже 6300 КоЬап и 6600 Chuzaisho30. Полицейские, работающие в КоЬап, нацелены не только на охрану порядка, но и на помощь гражданам при любых затруднениях. Японские и зарубежные исследователи высоко оценивают деятельность таких пунктов, называя их адаптивными институтами, характер которых определяется окружением, в которое они помещены31.

26 См.: ОсиповЮ. И. Указ. соч. С. 15.

27 См.: МорозовН. А. Преступность в современной Японии: проблемы криминологической и уголовно-правовой политики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 285.

28 См.: Кан Уэда. Преступность и криминология в современной Японии / пер. с япон. О. А. Белявской. М., 1989. С. 154.

29 См.: МорозовН. А. Указ. соч. С. 285.

30 Police of Japan 2015. Tokyo: National Police Agency. 2015. Р. 10.

31 См.: Nishimura K. On the Nagasaki Beat: the Art of Community Policing // Look Japan. 1997. March; BayleyD. Forces of Order. Berkeley, 1991. Р. 16.

Сотрудники патрульно-постовой службы, несущие службу на постах и пунктах Японии, находятся на постоянном патрулировании закрепленной за ними территории, тесно взаимодействуют с каждой семьей, предприятием, учреждением и организацией. Согласно законодательству страны на каждого сотрудника полиции должно приходиться в среднем 400 семей. В ходе службы сотрудники патрульно-постовой службы в рамках профилактики правонарушений проводят среди населения разъяснительные беседы, обеспечивая его необходимыми сведениями и изучая общественное мнение относительно деятельности полиции.

Полиция Японии также имеет многогранный опыт в осуществлении взаимодействия с общественностью реабилитационными центрами, ассоциациями старших братьев и сестер, родителей и учителей, ко -митетами самоуправления (квартальные комитеты).

Ассоциация старших братьев и сестер впервые была создана студентами Киото в 1947 г. В настоящее время организация действует во всех префектурах Японии: в 550 местных обществах, возглавляемых Союзом ассоциации, насчитывается около 7900 чле-нов32. Ассоциация родителей и учителей функционирует в каждой школе страны, оказывая содействие в обеспечении общественного порядка и безопасно -сти, предупреждении правонарушений. Деятельность данного общества в пределах всего государства координируется Общеяпонским советом ассоциации родителей и учителей.

Кроме того, на всей территории Японии осуществляют свою деятельность «пункты связи с полицией», объединяющие членов добровольных объединений граждан. Всего в стране функционирует 700 тыс. таких пунктов, каждый из которых охватывает около 50 семей33.

32 См.: Кан Уэда. Указ. соч. С. 161.

33 См.: Бухаров Д. З. Жиноятчиликнинг олдини олишда жа-моатчилик иштироки: жа^он тажрибаси // Миллий кддрият-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Таким образом, проанализировав практику зарубежных стран в сфере взаимодействия полиции с общественностью, можно прийти к выводу о том, что посредством обеспечения такого постоянного взаимодействия достигается, во-первых, эффективное обеспечение правопорядка на местном уровне; во-вторых, установление эффективного общественного контроля за деятельностью органов полиции; в-третьих, осознание ответственности за обеспечение общественного порядка и безопасности, профилактику правонарушений не только полиции, но и общественности.

Изучив зарубежный опыт систем, обеспечивающих общественный порядок и профилактику правонарушений в населенных пунктах, в организации деятельности органов внутренних дел других стран предлагается учитывать следующие положительные моменты:

1) определение и принятие мер по формированию в пределах населенных пунктов взаимодействия правоохранительных органов с общественностью, способствующего информационному обеспечению охраны правопорядка, профилактике правонарушений и противодействию преступности;

2) формирование (увеличение) добровольных общественных объединений, содействующих в противодействии нарушений законов, обеспечении общественного порядка и безопасности в пределах семей и образовательных учреждений населенного пункта;

3) объединение на базе местных органов полиции (пунктов, постов) деятельности правоохранительного характера и функций социально-правового обеспечения населения административной территории, организация эффективной работы всех отраслевых служб полиции.

лар ва шахс ижтимоий ^имоясининг >^ук;ук;ий механизмлари-ни такомиллаштириш: Республика илмий-амалий конферен-цияси материаллари. Ташкент, 2007.

Bayley D. Forces of Order. Berkeley, 1991.

Hale A. D. Police Patrol. N. Y., 1981.

Nishimura K. On the Nagasaki Beat: the Art of Community Policing // Look Japan. 1997. March.

Административная деятельность органов внутренних дел: учеб. пособие. Екатеринбург, 2002.

Административная деятельность органов внутренних дел: часть Особенная: учебник / под ред. А. П. Коренева. 2-е изд. М., 1999.

Административная деятельность ОВД. М., 2006.

Алексеев А. И. Криминология: курс лекций. 2-е изд. М., 2000.

Бухаров Д. З. Жиноятчиликнинг олдини олишда жамоатчилик иштироки: жа^он тажрибаси // Миллий кадриятлар ва шахс ижтимоий ^имоясининг ^укукий механизмларини такомиллаштириш: Республика илмий-амалий конференцияси материаллари. Ташкент, 2007.

Васильев Д. В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике: по материалам США и некоторых стран Западной Европы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

Гордеев С. Н. Организация розыскной работы правоохранительных органов (зарубежный опыт) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 3.

Губанов А. В. Полиция государств Западной Европы: основные черты организации и деятельности: учеб. пособие. М., 1990.

Ильин П. О. Особенности деятельности народных дружин из числа реестровых казачьих обществ, привлекаемых органами внутренних дел МВД России к охране общественного порядка. URL: http://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 27.03.2016).

Кан Уэда. Преступность и криминология в современной Японии / пер. с япон. О. А. Белявской. М., 1989.

Кваша Л. Ф. Особенности правового статуса шерифа и его значение для правового регулирования деятельности местной милиции // Местное самоуправление: теория и практика: Труды Академии управления. М., 1998.

Кратюк Д. А. К вопросу о правовом статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации. URL: http:// pravozashitnik.net/ru/2014/1/16 (дата обращения: 14.05.2016).

Криминология: учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд. М., 2004.

Майоров В. И. Организация деятельности по охране общественного порядка в США, странах Европы и России: учеб. пособие. Челябинск, 2003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Матузко Т. В. Организация взаимодействия сотрудников милиции с гражданами на современном этапе // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2006. № 3.

Морозов Н. А. Преступность в современной Японии: проблемы криминологической и уголовно-правовой политики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.

Мышляев Д. Н. О роли участковых инспекторов милиции в предупреждении административных деликтов, посягающих на общественный порядок // Проблемы деятельности служб общественной безопасности на современном этапе: сб. науч. тр. М., 2000.

Нечевин Д. К., Сапрунов А. Г. Организация обеспечения правопорядка казачьими обществами и пути их совершенствования // Уголовная политика и проблемы безопасности государства: Труды Академии управления. М., 1998.

Осипов Ю. И. Организация патрульно-постовой службы местной полиции США: учеб. пособие. М., 1990.

Попова Н. Ф., Овчинникова Л. И. К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка // Российский следователь. 2006. № 10.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: сб. нормативных правовых актов / отв. ред. В. А. Васильев. Т. 1. М., 2001.

Собиров М. С., Норов В. И. Поездка в Америку: отчет, впечатления, опыт. Т., 1991.

Шалягин Д. Д. Полиция США — организационные и правовые основы деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.