Научная статья на тему 'Зарубежный опыт производства синтетических моторных топлив'

Зарубежный опыт производства синтетических моторных топлив Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
374
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ ТОПЛИВО / СИНТЕЗ-ГАЗА / УГОЛЬ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гафуров Н. М., Хисматуллин Р. Ф.

В статье рассматривается зарубежный опыт производства синтетических моторных топлив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт производства синтетических моторных топлив»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

случае использования централизованной муниципальной ГИС в муниципальном образовании, все работники разных уровней административного управления имеют возможность получать доступ к оперативным данным ГИС. Это ведет к уменьшению затрачиваемого времени на их поиск, анализ и обобщение.

В заключении следует отметить что, комплексный подход к информационно-коммуникационному обеспечению государственных органов власти и органов местного самоуправления региона реализуется как проект интегрированной территориальной информационной системы (ТИС), включающий в себя создание информационной системы обеспечения управленческой деятельности, системы «электронного правительства» для обеспечения взаимодействия с населением, а также налаживание наблюдения за находящимися в их ведении организациями по основным показателям социально-экономического развития региона. В рамках целевых программ направленных на информатизацию государственного управления отрабатываются механизмы оказания государственных и муниципальных услуг населению и организациям, решаются вопросы обеспечения доступности для населения информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, региональных (муниципальных) информационных ресурсов. Использование ИКТ позволяет оптимизировать административно -распорядительную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также находящихся в их ведении организаций. Список использованной литературы:

1 Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)": утв. постановлением Правительства Рос. Федерации в ред. от 15 августа 2006г № 502.

2 Туманов Г., Фаляхов Р. Электронная Россия оффлайн //Газета.ру от 30.11.2010 // http:/ /www. gazeta. ru/ social /2010/11/30/3331850.shtml

3 Концепция региональной информатизации до 2018 года: утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2769-р

4 "Информационные технологии как инструмент реализации административной реформы» Доклад Минэкономразвития от 23 июля 2006г.

5 Черников Б. В. Информационные технологии управления: учеб. - 2-е изд. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013.- 368 с

6 Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: учеб. Пособие- М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 352 с.

© Гараев С. Т., 2016

УДК 662.7

Н.М. Гафуров

студент 3 курса факультета энергонасыщенных материалов и изделий (ФЭМИ) Казанский национальный исследовательский технологический университет

Р.Ф. Хисматуллин

лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОИЗВОДСТВА СИНТЕТИЧЕСКИХ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ

Аннотация

В статье рассматривается зарубежный опыт производства синтетических моторных топлив.

Ключевые слова Синтетическое моторное топливо, синтез-газа, уголь, природный газ

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Синтетическими углеводородами и моторными (транспортными) топливами принято называть углеводороды, их фракции и смеси, которые можно получать из разнообразного сырья (уголь, природный газ и нефтяные попутные газы, горючие сланцы, торф, биомасса) с применением процессов синтеза Фишера-Тропша и процессов облагораживания типа гидрокрекинга для повышения качества промежуточных фракций и конечных синтетических продуктов.

Способ синтеза углеводородов Фишера-Тропша изобретен в Германии. В 1923 г. немецкие химики Франц Фишер и Ганс Тропш сообщили о получении кислородсодержащих продуктов из синтез-газа над железными (Fe) катализаторами, а в 1926 г. - углеводородов. Первый промышленный реактор был пущен в Германии в 1935 г., при этом использовался кобальт-ториевый (Со-Th) катализатор. В 30-40-е годы XX в. на основе синтезов Фишера-Тропша было налажено производство синтетического бензина (когазин-1, или синтин 40-180°С) с октановым числом 40-55, синтетической высококачественной дизельной фракции (когазин-Н 180-230°С) с цетановым числом 75-100 и парафинового гача-остатка, выкипающего выше 320°С, направляемого на окисление для получения жирных кислот и моющих веществ. Сырьем для процесса служил уголь, из которого газификацией получали синтез-газ, а из него - углеводороды [1].

Впервые процесс получения синтез-газа паровой конверсией метана был коммерчески реализован компанией «Standard Oil of New Jersy» в 1930-е годы. До сих пор в промышленности почти 95% синтез-газа получают этим методом, несмотря на многочисленные разработки других альтернативных технологий [2].

К 1945 г. в мире имелось 15 заводов, применявших синтезы Фишера-Тропша, в Германии, США, Китае и Японии общей мощностью около 1 млн. т углеводородов в год. Они выпускали в основном синтетические моторные топлива и смазочные масла. В 1950 г. в США в Браунсвилле был пущен завод мощностью 360 тыс. т/год. В 1955 г. южноафриканская компания Sasol Limited построила собственное производство, существующее и развивающееся до сих пор. В СССР в г. Новочеркасск с 1952 до 1993 г. работала установка мощностью 50 тыс. т/год на германском оборудовании. Сырьем служил сначала уголь донецкого бассейна, а затем природный газ [3].

Несколько позже в мире были открыты новые крупные месторождения нефти и газа в Аравии, Северном море, Нигерии, Аляске, что резко снизило интерес к чрезвычайно сложным и дорогим синтезам Фишера-Тропша. Научная и техническая активность в этой области возобновилась только к 1990-м годам.

В 1990 г. фирма «Еххоп» запустила опытную установку мощностью 8 тыс. т/год с кобальтовым (Со) катализатором. В 1993 г. фирма «Shell» пустила завод в Бинтулу (Малайзия) мощностью 500 тыс. т/год на кобальт-циркониевом (Co-Zr) катализаторе по оригинальной технологии «средних дистиллятов», сырьем служил синтез-газ из природного газа.

Начиная с середины 1990-х годов, в мире особый интерес уделяется новым технологиям производства синтетических жидких углеводородов (СЖУ) из природного газа по технологиям GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость»). В настоящее время эти технологии становятся одними из перспективных энергетических технологий. Это произошло благодаря разработкам новых высокоэффективных катализаторов и усовершенствованию применяемых технологий синтезов Фишера-Тропша на стадии получения из природного газа промежуточной газовой фракции - синтетического газа (синтез-газа), в результате чего конечная стоимость синтезированных жидких топлив стала заметно ниже.

В настоящее время на разных стадиях реализации находится около 20 демонстрационных или полномасштабных коммерческих проектов строительства предприятий по производству СЖУ мощностью до 5 млн. т/год. Проекты таких компаний как «Exxon/Mobil», «Royal Dutch/Shell», «Chevron», «ВР», «ENI», «Statoil», «Техасо», «Phillips Petroleum» и специализированные фирмы «Rentech», «Syntroleum» и др., а также южноафриканская фирма «Sasol». Прогнозируется, что в ближайшие 15-20 лет в мире будет построено 1530 заводов GTL общей мощностью около 50-100 млн. т/год.

Список использованной литературы: 1. Синтетические моторные топлива. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enciklopediya-tehniki.ru/tehnologiya-dobychi-gaza-i-nefiti/sinteticheskie-motornye-topliva.html.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

2. Елисеев О.Л. Технологии «газ в жидкость». // Российский химический журнал. - 2008. Т. LП. № 6. - С. 53-62.

3. Сжижение угля. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yavix.ru/вики%20Угольная%20промышленность.

© Гафуров Н.М., Хисматуллин Р.Ф., 2016

УДК 662.7

Н.М. Гафуров

студент 3 курса факультета энергонасыщенных материалов и изделий (ФЭМИ) Казанский национальный исследовательский технологический университет

Р.Ф. Хисматуллин

лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ ИЗ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Аннотация

В статье рассматриваются основные особенности производства моторных масел из природного газа и преимущества их использования.

Ключевые слова

Синтетическое моторное масло, технология получения, природный газ

Технологию получения масло и топливо не из нефти придумали давно, а основы нынешней промышленной технологии GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость») заложили в 1925 году немецкие химики Фишер и Тропш из Института кайзера Вильгельма. В поисках источника топлива немцы придумали, как в промышленных масштабах получать жидкие углеводороды из каменного угля. Его нагревали, пропусканием водяного пара получали из него синтез-газ, а затем - углеводороды.

Первый немецкий промышленный реактор был запущен в 1935 году. В Германии на семнадцати заводах производилось до семи миллионов тонн «газопродуктов» - на синтетическом топливе передвигалось больше половины наземной техники и авиации. Из угля немцы делали масла, смазки и даже синтетические мыло и маргарин [1].

Сегодня технологию Фишера-Тропша, в основном для получения топлива, используют компании Exxon Mobil, ChevronTexaco, BP. Лидером является концерн Royal Dutch Shell, который производит не только топливо, но и моторное масло Shell Helix Ultra с базой, полученной без единой капли нефти - по технологии PurePlus с использованием процесса GTL.

GTL-синтетика по себестоимости получается не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе полиальфаолефинов (ПАО) и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.

Смазывающие свойства - на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Способность растворять присадки лучше, чем у ПАО. Нет и главного недостатка полиэфиров - гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. Синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется, то есть масло на GTL-базе будет отличаться относительно низким угаром [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.