Буз Стелла Ивановна
Зарубежный опыт профилактики насильственной преступности
В статье рассматривается понятие насилия, тяжких насильственных преступлений. Анализируется опыт их предупреждения в зарубежных странах.
Ключевые слова: предупреждение, преступность, зарубежный опыт, профилактика, зарубежные страны.
Foreign experience of prevention of violent crime
In article the concept of violence, serious violent crimes is considered. Experience of their prevention in foreign countries is analyzed.
Key words: prevention, crime, foreign experience, prevention, foreign countries.
В целях анализа зарубежного опыта профилактики насильственной преступности стоит определить понятие «насилие».
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «насилие» имеет несколько значений. С одной стороны, это применение физической силы в отношении кого-нибудь или чего-нибудь (акт насилия), с другой - принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности, притеснение [1, с. 258].
О.Р. Афанасьева говорит о глобальности явления насилия, которое является предметом исследований не только ученых-юристов, криминологов, но и психологов, психиатров, социологов и философов [2, с. 100]
Как правило, под насилием понимается намеренное причинение вреда человеку другим лицом. Однако насилие может быть и бесконтактным, т.е. психологическим.
Особый интерес вызывает мнение Е.Е. Мусатовой, которая в своем исследовании определяет насилие, как «насильственный акт ... который приводит или может привести к физическому, половому или психологическому ущербу или страданию лица, включая угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы» [3, с. 154].
Таким образом, насильственные преступления являются одним из самых опасных видов противоправных деяний. Стоит отметить, что в разных странах насильственные преступления трактуются неоднозначно. В частности, в Статистических ежегодниках о преступности США указаны умышленное убийство, изнасилование, грабеж, нападение при отягчающих обстоятельствах. В сборниках криминальной статистики ФРГ под насильственными преступлениями понимают умышленные убийства, изнасилование, разбой, телесные повреждения, опасные увечья, отравления, захват заложников, вымогательство, сопряженное с
похищением человека. В Англии - все преступления против личности, незаконный аборт, половые преступления и грабеж. В нашей стране не существует отдельной категории «насильственные преступления» ни в законодательстве, ни в официальных статистических документах. Согласно отечественному уголовному закону к тяжким насильственным преступлениям следует отнести те составы преступлений, которые совершены с применением физического или психологического воздействия, при условии наступления тяжких последствий (например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой, грабеж).
В Уголовном кодексе Японии 1907 г. и в уголовной статистике принята своеобразная классификация преступлений, которую образуют шесть категорий: фелония - тяжкие умышленные преступления (убийство, грабеж с тяжкими последствиями, нападение при отягчающих обстоятельствах, поджог, изнасилование); другие насильственные преступления (причинение телесных повреждений, вымогательство, угроза насилием и др.); кражи и угоны транспортных средств; «интеллектуальные» преступления (мошенничество, растраты и присвоение, хищение, коррупция, компьютерные преступления); «моральные» преступления (азартные игры, различные формы «непристойного» поведения); прочие деяния (ограничение свободы, вторжение в жилище, уклонение от выполнения общественных обязанностей и др.) [4, с. 34].
В связи с этим следует отметить важность профилактики насильственных преступлений. Как показывает практика, предупреждение преступлений, несмотря на трудность постоянного осуществления, гораздо эффективнее быстрого и легального расследования преступления, так как позволяет устранить главный негативный фактор преступного деяния - общественно опасное последствие.
37
Профилактика преступлений является одним из актуальных направлений государственной политики в современном обществе. В рамках уголовного, уголовно-процессуального права, криминологии и ее подразделов непрерывно осуществляется поиск и разработка новых способов противодействия отрицательным последствиям преступных деяний. Некоторые из предложенных учеными-юристами программ предупреждения насильственной преступности приводили к успеху, некоторые так и не были реализованы, а третьи - потеряли актуальность. Однако поиски методики профилактики продолжаются.
И.В. Азарова счиатает целями противодействия преступности воздействие на причины и условия, порождающие преступления, на саму преступность для предотвращения различных форм рецидива и самодетерминации преступности [5, с. 190].
Таким образом, превенция обладает потенциалом исключить компенсацию вреда, причиненного преступлением, процедуру восстановления прав пострадавших и иные реабилитирующие и восстановительные меры.
Тем не менее, в отечественной системе государственных органов не существует отдельного комплекса подразделений, которые бы всецело занимались вопросами профилактики правонарушений и преступлений. Данная задача разделена между правоохранительными, исполнительными органами, органами местного самоуправления и т.д. Стоит обратить внимание на наличие специализированных структур в зарубежных странах.
Как отметил в своей статье Ю.А. Воронин, значимость исследования положительного опыта предупреждения преступлений в зарубежных странах имеет важное значение, так как научный анализ работы зарубежных государственных институтов позволяет лучше изучить, понять, увидеть сильные и слабые стороны работы полиции, что помогает учитывать ошибки, имеющиеся в работе полиции за рубежом [6, с. 87].
Для определения стран с эффективной системой противодействия преступности обратимся к показателям индекса преступности стран мира за 2015-2017 гг. из международной онлайн-базы данных Numbeo.com:
США - 50,01(2015 г.), 48,87 (2016 г.), 48,76 (2017 г.);
Франция - 49,71 (2015 г.), 44,06 (2016 г.), 43,66 (2017 г.);
Япония - 20,24 (2015 г.), 19,34 (2016 г.), 18,89 (2017 г.);
Испания - 33,85 (2015 г.), 31,77 (2016 г.), 32,28 (2017 г.);
Швеция - 42,09 (2015 г.), 43,12 (2016 г.), 46,65 (2017 г.);
Канада - 37,46 (2015 г.), 39,20 (2016 г.), 39,25 (2017 г.) [7].
В указанной статистике просматривается тенденция к уменьшению уровня преступности в США, Франции и Японии, что стало следствием эффективной политики предупреждения преступности, в том числе насильственных преступлений.
В США действует доктрина «нулевой терпимости» к преступлениям. История становления полиции в США свидетельствует о том, что ее правоохранительная деятельность характеризуется динамичностью, технологичностью и поддержанием правопорядка в обществе в рамках соблюдения демократических прав и свобод граждан страны [8, с. 117].
В США сложилась исторически трехуровневая система правоохранительных органов: федеральная система, система отдельных штатов и местная система правоохранительных органов. Местная система является самой многочисленной и включает более 60% полицейских. Она осуществляет непосредственное взаимодействие с населением [9, с. 55].
С целью борьбы с преступностью различных категорий с начала 90-х гг. прошлого века в США был осуществлен комплекс мероприятий. В частности, многократно увеличена социально-ориентированная работа с населением, которая обеспечила внедрение полиции в различные общественные и местные объединения и организации. Была ужесточена карательная политика в отношении преступлений, имеющих насильственный характер. Посредством СМИ органы власти пропагандировали доктрину «нулевой терпимости», сущностью которой является обеспечение наказания за все преступления и пресечение всех правонарушений. Результатом такой политики стал рост количества преступников, содержащихся в тюрьмах.
Согласно статистическим данным Международного центра тюремных исследований (ЮРБ) США занимает первое место в международном рейтинге по количеству заключенных в тюрьмах (2 121 600 заключенных). Россия в этом рейтинге 4 из 223 стран (592 467 заключенных) [10].
Помимо общефедеральных программ, в США осуществляется профилактика насильственных преступлений на уровне штата. Например, во Флориде данная программа действует в отношении школьников 7-8 классов, так как, по мнению ученых, именно с этого возраста дети начинают понимать правовую ответственность. Сущность программы заключается в ознакомлении школьников с правовыми ценностями страны, с основами уголовного права, некоторыми положениями криминологии и виктимологии. Особым разделом явля-
38
ется взаимодействие гражданского населения с полицией. Программа реализуется в форме учебников, брошюр, бесед с полицейскими и представителями власти.
В.А. Воронин дает свою оценку такой политике. Согласно его мнению, подобная профилактика обеспечивает создание нормального климата в отношениях общества и полиции, что само по себе уже выступает предупреждающим фактором для преступности [6, с. 87].
Другим методом борьбы с насильственной преступностью является принятие специализированных нормативно-правовых актов. Таковым является федеральный закон США «О насилии в отношении женщин» от 2013 г. [11, с. 151].
Данный закон закрепил обязательства государства в обеспечении безопасности женщин и их защиты от насильственных преступлений. Было создана Сеть реусурсов по вопросам домашнего насилия (Domestic Violence Resource Network), которая состоит из:
2 национальных ресурсных центров;
4 специализированных ресурсных центров;
3 этнокультурных организаций;
Национальной службы экстренной связи
по вопросам домашнего насилия (National Domestic Violence Hotline).
Главной задачей этой сети является обеспечение государственной программы противодействия насильственным преступлениям в семье. Данная цель достигается посредством проведения исследований социальной среды и преступности, распространения специализированной литературы, обеспечения «горячих» телефонных линий и т.д.
Особый интерес вызывает Национальная служба экстренной связи по вопросам домашнего насилия - федеральная круглосуточная телефонная служба, в которую могут обратиться жертвы бытового насилия. В данной службе работают консультанты, которые могут оказать помощь на 170 разных языках. Консультант анализирует ситуацию пострадавшего лица и предлагает путь решения проблемы. Как правило, он обеспечивает включение жертвы в местную программу защиты жертв бытового насилия, которая подразумевает принятие различных мер: подключение сигнальной системы с прямым сообщением с органами полиции, получение бесплатных консультаций с семейным психологом, психиатром и т.д.
Другой подход в превенции насильственных преступлений используется в Японии. В соответствии с Конституцией Японии, полиция является самостоятельным государственным учреждением, которое подчиняется только правительству. Структурной единицей полиции в районе (наименьшая территориальная часть населенного пункта или префектории) являет-
ся «стационарная будка» («КоЬап»). Отделение полиции объединяет 10-15 таких «будок» [12, с. 124].
Полиция выступает основным органом власти, осуществляющим предупреждение насильственной преступности. Содержанием этой профилактики является превенция первичной, вторичной и рецидивной преступности. Работа полиции имеет линейных характер, она направлена на борьбу с преступностью среди несовершеннолетних (большинство преступлений совершается несовершеннолетними в связи с особенностями менталитета, культуры и общественным устройством) и с международными преступными сообществами.
Основа предупреждения преступности в Японии закреплена в Законе о полиции 1954 г., который закрепил среди задач полиции «предотвращение преступлений». Реализация такой сложной задачи невозможна без взаимодействия с общественностью, несмотря на высокую техническую оснащенность японских полицейских. В связи с этим в инструкции «КоЬап» указано, что установление контакта с населением и общественными организациями является приоритетным направлением в работе полиции. В каждом отделении полиции создается «совет по связи с населением», который состоит из представителей полиции, общественных организаций подведомственного района, органов местного управления, администраций больших жилых комплексов, руководители групп волонтеров и т.д. Помимо совета, профилактику преступлений осуществляют. Ассоциация волонтеров пробации, Женская ассоциация помощи, Ассоциация адвокатов, группы поддержки жертв преступлений и т.д. Как правило, указанные организации, советы и полиция осуществляют кампании по поддержанию порядка на местном уровне и в масштабах префектур. Ежегодно проводятся специальные кампании под руководством Министерства юстиции (июльская кампания).
Подобные мероприятия осуществляются при активной поддержке добровольцев. В 2015 г. насчитывалось 45 тыс. групп, в которые входило 3 млн волонтеров [12, с. 125].
Результатом профилактической политики является снижение не только общего количества преступлений, но и насильственных преступлений в частности. Снизилось и число заключенных.
Согласно международному рейтингу за 2016 г. Япония занимает 114 место из 118 с коэффициентом преступности 19,98 баллов и коэффициентом безопасности 80,82 баллов [7]. Это свидетельствует о том, что в стране одна из самых спокойных в мире криминогенных об-становок. Так, на 100 тыс. населения Японии приходится 45 заключенных, в США аналогич-
39
ный показатель превышен более чем в 14 раз [10].
Успешность предупреждения преступных деяний и насильственной преступности в целом обусловлена многогранностью и комплексностью японской политики, отведением ключевой роли гражданской инициативе и ее взаимодействием с полицией.
Результаты деятельности японской полиции ежегодно издаются в «Белой книге о преступности» и «Белой книге полиции».
Для демонстрации эффективности японского подхода в превенции насильственных преступлений стоит обратиться к историческим справкам. В 1980-1990 гг. значительными темпами произошло общее снижение наиболее опасных преступлений (убийств, изнасилований) и одновременно возросло число краж и грабежей [13].
В 2000 г. произошел рост ненасильственных преступлений против собственности, вызванный экономическим кризисом в стране, при этом количество насильственных преступлений продолжало снижаться: по сравнению с 1980 г. сократилось число убийств - в 1,6 раза; причинения телесных повреждений - в 1,9 раза; изнасилований - в 2,3 раза [14, с. 11].
Японские криминологи (Д. Коси, Ф. Кумагаэ и др.) называли разные причины качественного изменения преступности, среди которых главными указывались высокая раскрываемость насильственных преступлений и качественная профилактическая политика [15].
Одним из важных факторов поддержания правопорядка и противодействия насильственной преступности в стране является деятельность СМИ. Так как тяжкие преступления в Японии совершаются относительно редко, они зачастую предаются огласке и подробному описанию в прессе. Согласно опросам абсолютное большинство японцев доверяет СМИ,
что облегчает работу полиции в предупреждении преступности. Сообщения об особо жестоких ограблениях, убийствах, разбойных нападениях вызывают бурю негодования среди населения и мобилизуют общественные силы на поиск виновных [13, с. 11].
Таким образом, необходимо подчеркнуть особую роль предупреждения преступлений в жизни общества и государства. Осуществление профилактических мер позволяет блокировать деятельность преступных сообществ, ликвидировать типичные причины и условия совершения преступления, снижать уровень общественной опасности совершаемых преступлений, избегать человеческих жертв и имущественных затрат.
Подводя итог, отметим, что отечественная политика государства в области предупреждения преступлений обладает рядом и своих преимуществ, например, высокая эффективность взаимодействия органов местного самоуправления и полиции на местах. Тем не менее, профилактика преступлений является комплексной, трудоемкой и ответственной деятельностью, эффективность которой напрямую зависит от степени ее проработанности и исполнения. Выполнение основных задач превенции преступности следует возложить на специализированный орган государственной власти, который бы стал скрепляющим звеном в правоохранительной системе нашей страны. В обязанности указанного подразделения входило бы выполнение следующих функций: обеспечение взаимодействия органов власти и общественных организаций в профилактике преступлений; обеспечение обмена информацией между субъектами профилактики преступлений; изучение проблем превенции и разработка программ осуществления профилактических мероприятий; пропаганда общественной инициативы в осуществлении профилактических мер и т.д.
1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. М., 2016.
2. Афанасьева О. Р. Теоретические основы криминологического исследования и минимизации социальных последствий насильственной преступности: дис.... д-ра юрид. наук. М., 2014.
3. Мусатова Е.Е. Актуальные проблемы профилактики насильственных преступлений совершаемых в отношении женщин // Вопросы российского и международного права. 2016. № 9.
4. Морозов Н.А. Преступность в современной Японии: проблемы криминологической и уголовно-правовой политики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016.
1. Oxhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: about 100 000 words, terms and phraseological expressions. Moscow, 2016.
2. Afanasyeva O.R. Theoretical bases of criminological research and minimization of social consequences of violent criminality: diss. ... Dr of Law.Moscow, 2014.
3. Musatova E.E. Actual problems of prevention of violent crimes committed against women / / Questions of Russian and international law. 2016. № 9.
4. Morozov N.A. Crime in modern Japan: the problems of criminological and criminal law policy: diss. ... Dr of Law. Moscow, 2016.
5. Azarova I.V. Warning and actual problems of combating crime // Society and law. 2012. № 4.
40
5. Азарова И. В. Предупреждение и актуальные проблемы борьбы с преступностью // Общество и право. 2012. № 4.
6. Воронин Ю.А. Предупреждение преступлений в зарубежных странах // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2012. № 27(281). Право. Вып. 32.
7. URL: https://www.numbeo.com/cnme/ rankings_by_country.jsp
8. Гордеев А.Ю. К вопросу о положительном опыте предупреждения преступлений в зарубежных странах // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 11A.
9. Квашис В.Е. Основные тенденции преступности в США // Научный портал МВД России. 2012. № 1.
10. URL:http://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_ taxonomy_tid=All
11. Быкасов А.А. Актуальные вопросы профилактики насильственной преступности в семьях России право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Бехер, Н.Н. Лайченко-вой. Саратов, 2016. Вып. 4.
12. Квашис В. Е., Морозов Н.А. Полиция Японии: организация, функции, эффективность // Научный портал МВД России. 2015. № 1.
13. Shikita M., Tshiya S. Crime and Criminal Policy in Japan from 1926 to 1988. Analysis and Evaluation of the Showa Era. Tokyo, 1992.
14. Квашис В.Е. Полиция Японии: организация и эффективность // Общество и право. 2018. № 2(64).
15. Кumagaе F. Final Violence in Japan // Victimology. № 8. 1983.
6. Voronin Yu.A. Prevention of crimes in foreign countries // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2012. № 27 (281). Law. Iss. 32.
7. URL: https://www.numbeo.com/crime/ rankings_by_country.jsp
8. Gordeev A.Yu. On the issue of positive experience of preventing crime in foreign countries // Questions of Russian and international law. 2017. Vol. 7. № 11A.
9. Kvashis V.E. The main crime trends in the US // Scientific portal of the Ministry of the Interior of Russia. 2012. № 1.
10. URL: http: //www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total? Field_region_ taxonomy_tid = All
11. Bykasov A.A. Actual issues of prevention of violent crime in Russia's families law and society in the context of globalization: development prospects: coll. of sci. papers / ed. by V.V. Bekher, N.N. Laichenkova. Saratov 2016. Iss. 4
12. KvashisV.E., Morozov N.A. Police of Japan: organization, functions, effectiveness // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1.
13. Shikita, M., Tshiya, S. Crime and Criminal Policy in Japan from 1926 to 1988. Analysis and Evaluation of the Showa Era. Tokyo, 1992.
14. Kvashis V.E. The Japanese Police: Organization and Effectiveness Scientific and Practical Journal Society and law. 2018. № 2(64).
15. Kumagae F. Final Violence in Japan // Victimology. № 8. 1983.
41