Научная статья на тему 'Зарубежный опыт применения инновационных методов в обучении юриспруденции'

Зарубежный опыт применения инновационных методов в обучении юриспруденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО ОПРОСА / КЛИКЕР ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ / INNOVATIVE METHOD OF LEARNING / INTERACTIVE POLL SYSTEM / CLICKER VOTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепин Антон Валерьевич

Описаны возможности новой информационной технологии системы интерактивного опроса (classroom respoN se system), активно применяемой в США в обучении студентов, в частности, студентов юридических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корепин Антон Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign experience in the application of innovative methods in teaching jurisprudence

There are described the possibilities of new information technology the system of online survey (classroom response system), which is actively used in the United States in the training of students, such as law students.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт применения инновационных методов в обучении юриспруденции»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ

Корепин А.В.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Трудно не согласиться с фактом, что на сегодняшний день лидирующие позиции в мире в сфере образования занимают высшие учебные заведения США и Великобритании. Об этом свидетельствуют данные рейтингов компании "QuacquarelH Symonds ", журнала "Times Higher Education»". Многие признают, что в США наиболее высокий уровень подготовки юристов. Качество американского юридического образования не ставится под сомнение.

Что является условием высокого качества подготовки специалистов? Большинство согласится, что это уровень преподавательского состава, методика обучения и материально-техническое оснащение. И еще очень важный фактор - это постоянное совершенствование каждого компонента образовательной деятельности, внедрение инновационных методов и технологий. Но говоря об инновационных методах, необходимо отметить, что однозначного определения и в зарубежной и в отечественной литературе пока нет. Одни считают, что инновационные методы обучения - это методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании; другие придерживаются мнения, что инновационные методы обучения - модели взаимодействия учащихся и преподавателя, которые ранее не применялись в учебном процессе. В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 апреля 2006 г. N 02-55-77ин/ак "О показателях государственной аккредитации "Методическая работа" и их критериях" "под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.)». Исходя из этого определения, рассмотрим американский опыт применения достижений информационных технологий в обучении юристов.

И хотя многие преподаватели в ВУЗах США все еще пишут мелом или маркером на доске, многие перешли к использованию проекторов, подключаемых к компьютеру, ноутбуку, готовят презентации с использованием программы PowerPoint, выкладывают лекции в YouTube, общаются со студентами в социальных сетях. Но это уже трудно назвать инновациями. А вот что действительно пока еще для многих ВУЗов и преподавателей ново - это применение классной коммуникационной системы (classroom communication system), или как ее еще называют аудиторная интерактивная

система (classroom response system, audience response system), интерактивная система голосования, система интерактивного опроса. В США эта система применяется уже с 1999 года.

Система интерактивного опроса (СИО) - это комплекс технических средств, включающий в себя оборудование (кликеры для голосования - беспроводные пульты, приемник сигнала) и мощное программное обеспечение, предназначенный для осуществления коммуникации, интерактивного общения в аудитории между учащимися (студентами) и преподавателем[1]. Использование СИО позволяет вести лекцию и общаться с большой аудиторией также эффективно, как с маленькой группой. При работе с маленькой группой или индивидуальных занятиях преподаватель имеет возможность задать вопрос каждому студенту, создать условия для продуктивного диалога, учит студентов мыслить, делать выводы, приводить аргументы. Все это невозможно реализовать при большой аудитории, даже самые талантливые преподаватели в лучшем случае прекрасно представят лекционный материал, спрашивая лишь немногих студентов, или задавая риторические вопросы, отвечая на вопросы студентов, поднимающих руку. СИО представляет совершенно новые возможности.

Главные черты СИО:

1. Позволяет представить вопрос (проблему) всему классу одновременно;

2. Позволяет вводить ответ с помощью устройства;

3. Мнгновенно агрегирует и резюмирует для преподавателя данные ответов;

4. Система может сразу приводить данные ответов в виде гистограммы;

5. Гистограмма ответов может быть представлена на экране с помощью проектора, чтобы результаты опроса видел каждый в аудитории.

Мередит Хегней, преподаватель юридического факультета Чикагского университета, представила статью о применения СИО в обучении студентов[2]. Надо отметить важный факт, что на сегодняшний день как и десятки лет назад в американских юридических ВУЗах одним из главных методов обучения остается метод Сократа, предполагающий диалог со студентами. С помощью кликера в одно мгновение преподаватель получает возможность обратной связи со всей аудиторией одномоментно, точно диагностировать ситуацию, оценить, насколько понятен материал аудитории, остановиться на сложных для студентов моментах. С точки зрения студентов кликер дает возможность участвовать в учебном процессе в рамках занятия абсолютно каждому студенту, выразить свою позицию и увидеть позиции других, осудить разные подходы к пониманию вопроса.

Например, преподаватель задает вопрос аудитории и предлагает ответить с помощью кликера:

"Три 12-летних мальчика проползли через дыру в заборе в углу детской площадки на территорию железнодорожной грузовой станции. Они забрались на крышу грузового вагона и соприкоснулись с высоковольтными проводами. Забор, через который они проползли принадлежал местной школе, которая владела площадкой. Железнодорожная грузовая станция принадлежала компании Сентрал Пенн. Отец погибшего мальчика обратился в суд, требуя признать вину муниципальных органов власти и железнодорожной компании. Оба обвиняемых подали ходатайство отклонить обвинение,

так как дети были нарушителями, незаконно проникли на частную территорию, кроме того обвиняемые не несут ответственности за детей. Суд первой инстанции согласился и отказал в удовлетворении иска против обоих ответчиков. Апелляция была подана. Подтвердит ли апелляционный суд решение суда первой инстанции?

A. Нет, суд отправит дело в суд первой инстанции на повторное рассмотрение.

B. Нет, суд вынесет решение против обвиняемых.

C. Да, суд подтвердит невиновность обоих ответчиков, поскольку ни один из них не обязан нести ответственность за детей, незаконно проникших на чужую частную территорию .

D. Да, суд подтвердит решение только в отношении железнодорожной станции, так как на ее территорию дети проникли незаконно".

Каждый студент вводит вариант ответа с помощью кликера для голосования, и преподаватель видит, насколько понятен материал студентам, можно двигаться дальше или напротив рассмотреть какие-то моменты еще раз и закрепить их. Иногда данные ответов служат поводом обсудить дополнительные вопросы. И преподаватель может сказать:"Я вижу, что большинство из вас выбрали вариант А, но 32 процента из вас выбрали В. Давайте разберемся, почему".

Иногда такое голосование приводит к весьма оживленной дискуссии. И что очень важно, голосование является анонимным; студенты могут ответить честно, не беспокоясь о том, что кто-то может посчитать их ответ глупым, осудить. Преподаватель Чикагского Университета Левмор Д. говорит о том, что метод Сократа сегодня уже совсем не тот, что раньше, сегодняшнее поколение студентов намного более застенчиво, чувствительно к критике. Кроме того всех студентов сразу не опросишь. Кликер дает возможность быть "Сократическим " со всеми сразу.

Несмотря на все перечисленные плюсы системы интерактивного опроса пока немногие преподаватели используют эту технологию, так как необходима настройка оборудования и ориентирование курса на применение этой системы, это требует много времени. С финансовой точки зрения внедрение СИО не является чрезвычайно затратным. На сегодняшний день представлено несколько марок и моделей интерактивных систем голосования. Наибольшей популярностью пользуются системы марки Smart response. Есть и отечественные производители. Российский производитель предлагает отечественную разработку - систему VOTUM. Цена варьируется от 50 до 200 тысяч рублей за комплект на 26 учащихся. Кликеры можно приобретать дополнительно в необходимом количестве. Внешне устройство напоминает пульт от телевизора с несколькими кнопками. Относительная дешевизна приобретения, установки, чрезвычайная простота в использовании, целый ряд преимуществ применения СИО в обучении склоняют к тому, что число преподавателей, использующих эту систему, будет расти. При рациональном продуманном использовании эта технология может значительно повысить эффективность обучения.

Литература

1. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации компетентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров // Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 46-47.

2. Ian Beatty. ECAR research bulletin [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://net.educause.edu/ir/library/pdf/ERB0403.pdf.

3. Meredith Heagney. What's a "Clicker"? Teaching with New Technology [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.law.uchicago.edu/alumni/magazine/ spring13/clicker.

4. Сплавская Н.В. Активизация самостоятельной работы студентов средствами интернет-технологий в условиях реализации теории сетевого образования // Гуманизация образования. 2012. № 6. С. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.