УДК: 336.22
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО СЕЛЬСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Имомназарова Тахмина Ашуровна
Аннотация. Статья посвящена зарубежному опыту государственной поддержки сельского предпринимательства, с позиции использования данного опыта в реальных условиях Республики Таджикистан. В ней раскрыты страновые особенности поддержки малого сельского предпринимательства.
По всей вероятности степень использования зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства государственные органы будут рассматривать с учетом реальных финансовых возможности страны, а также международного сотрудничества. Логически автор приходит к выводу о том, что использование зарубежного опыта в Таджикистане может начинаться с применением, в первую очередь ресурсосберегающих возможностей. Постепенно по мере подъема экономики страны и расширения возможностей государственного бюджета будут созданы предпосылки для использования ресурсоемких вариантов поддержки.
В статье отмечается, что организационные формы государственного содействия малому предпринимательству зависит от масштабов распространения малых форм хозяйств, структуры АПК, а также от уровни социально- экономического развития и соответствующей структуры малого предпринимательства в рамках кооперативов, ассоциаций фермерских хозяйств, участия разных форм малого предпринимательства в развитие социальной инфраструктуры в сельских местностях. Ключевые слова: зарубежный опыт, псельское предпринимательства, природные ресурсы, семейные хозяйства, материально-техническое снабжения, сбыт продукции, молочные кооперативы, кредитные кооперативы, переработка продукции, аграрный сектор, зашита растений.
Для цитирования: Имомназарова Т.А. Зарубежный опыт поддержки малого сельского предпринимательства / Т. А. Имомназарова // Финансово-экономический вестник. - 2024. - № 2(41). - С. 46-55.
ТАЧ.РИБАИ ХОРИЦИИ ДАСТГИРИИ СОУИБКОРИИ ХУРДИ КИШОВАРЗЙ
Имомназарова Тахмина Ашуровна
Аннотатсия. Мацола ба тацрибаи хориции дастгирии давлатии соуибкории кишоварзи аз нуцтаи назари истифодаи ин тацриба дар шароити воцеии Цумуурии Тоцикистон бахшида шудааст. Он хусусиятуои хоси кишварро оид ба дастгирии соуибкории хурд дар деуот ошкор менамояд.Дар мацола вижагиуои дастгирии давлатии соуибкории кишоварзи мавриди барраси царор гирифтааст.
Бо эутимолияти зиёд сатуи истифодаи тацрибаи хориции дастгирии соуибкории хурд аз цониби мацомотуои давлати бо назардошти имкониятуои воцеии молиявии давлат ва уамкориуои байналхалци мавриди арзёби царор мегирад. Мантицан, муаллиф ба хулосае омадаст, ки истифодаи тацрибаи хорици дар Тоцикистон метавонад дар навбати аввал аз имкониятуои сарфасозии захирауо огоз ёбад. Баъдан, бо дарацаирушди ицтисодиёти милли ва васеъшавии имкониятуои буцети давлати заминаи зарури барои истифодаи фаррохи захирауо фароуам оварда мешавад.
Дар мацола цайд шудааст, ки шаклуои ташкилии таъсири давлат ба инкишофи соуибкории хурд аз мицёси пауншавии шаклуои соуибкории хурд, сохтори КАС, инчунин аз дарацаи рушди ицтисоди-ицтимои мутобиц ба сохтори соуибкории хурд дар доираи кооперативуо, иттиуодияуои фермери, иштироки шаклуои гуногуни соуибкории хурду миёна дар тацвияти инфрасохтори ицтимоии минтацауои деуот вобаста мебошад.
Калидвожщо: тацрибаи хорици, соуибкории кишоварзи, захирауои табии, хоцагиуои оилави, таъминоти моддию техники, фуруши маусулот, кооперативуои шири, кооперативуои царзи, коркарди маусулот, соуаи кишоварзи, уифзи растани.
FOREIGN EXPERIENCE IN SUPPORTING SMALL RURAL ENTERPRISE
Imomnazarova Takhmina Ashurovna
Annotation. The article is devoted to foreign experience of state support for rural entrepreneurship, from the perspective of using this experience in the real conditions of the Republic of Tajikistan. It reveals country specific features of supporting small rural businesses.
In all likelihood, the extent to which foreign experience in supporting small businesses can be used will be considered by government agencies taking into account the real financial capabilities of the country, as well as international cooperation. Logically, the author comes to the conclusion that the use of foreign experience in Tajikistan can begin with the use, first of all, of resource-saving opportunities. Gradually, as the country's economy rises and the state budget expands, the prerequisites will be created for the use of resource-intensive support options.
The article notes that the organizational forms of state assistance to small businesses depend on the scale of distribution of small forms offarms, the structure of the agro-industrial complex, as well as on the levels of socioeconomic development and the corresponding structure of small businesses within the framework of cooperatives, farm associations, the participation of various forms of small businesses in the development social infrastructure in rural areas.
Key words: foreign experience, rural entrepreneurship, natural resources, family farms, logistics, product sales, dairy cooperatives, credit cooperatives, product processing, agricultural sector, plant protection.
Постановка проблемы: В условиях современной экономики государство как особый институт может влиять на различные отрасли экономики и создавать основу для развития. На основе этого развитие зарубежного опыта и его целевое использование позволяют укрепить малый бизнес в Республике Таджикистан и повысить его влияние на развитие показателей макроэкономического роста. Благодаря изучению опыта зарубежных стран разработка конкретной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства целесообразна и обеспечивает развитие экономики страны.
Анализ последних исследований и публикаций. По данному вопросу ряд зарубежных и отечественных ученых, в том числе Алексеева С.А., Зубренкова О.А., Сидорова Н.П., Климова Н.В., Черкасов В.А., Имомназарова Т.А., Мансуров А.П. и другие завершили научные работы.
Цель статьи. Анализ мирового опыта развития сельского хозяйства, в том числе развития аграрного предпринимательства, организационно-
экономические условия развития и поддержка отрасли со стороны государства, гражданского общества и международных финансово-экономических
организаций.
Основное содержание материала: Таджикистан нуждается во внедрении прогрессивного опыта, накопленного в разных странах мира, вследствие чего миллионы малых
товаропроизводителей добились огромных успехов в социально-экономическом развитии, и в устойчивом повышении уровня жизни.
Опорной методологической точкой, откуда необходимо исходить при принятии мирового опыта развития малого предпринимательства, заключается в
объективной оценке серьезных проблем с которыми сталкиваются предприниматели в сельском хозяйстве Таджикистана. Мировой опыт развития сельского хозяйства очень четко доказывает, что для достижения высоких экономических, социальных (а ныне и экологических) показателей развития отрасли не формы собственности играют определяющую роль, а организационно-экономические условия развития и поддержка отрасли со стороны государства, гражданского общества и международных финансово -экономических организаций.
Одни и те же типы хозяйств в одной организационно-экономической среде могут получать мощный заряд для быстрого и качественного развития, в другой - быть обреченными на отсталость, нищету и деградацию. Изучение мирового опыта развития малого агробизнеса показывает, что для эффективного развития аграрного предпринимательства требуется создание благоприятствующей экономической и социальной среды.
Последнее сводится к присутствию нижеследующих обстоятельств:
- полная обеспеченность хозяйств основными и оборотными производственными фондами;
- постоянное обновление (воспроизводство) основных производственных фондов в соответствии с принятыми техническими нормативами, учитывающими динамичное внедрение инноваций;
- наличие надежных и дешевых кредитных ресурсов как долгосрочного, так и краткосрочного характера для своевременного обслуживания меняющихся производственных потребностей, присущих сельскому хозяйству;
- высокий уровень обеспеченности хозяйств специалистами сельского хозяйства в полном
соответствии с их основным производственным профилем;
- полная обеспеченность хозяйств рабочей силой, обладающей необходимым уровнем знаний, квалификации, опытом и навыками работы;
- высокий уровень восприимчивости хозяйств к меняющимся условиям и потребностям рынка, постоянная готовность трудового персонала к структурным изменениям, соответствующим изменениям условий на рынках;
- высокий уровень восприимчивости хозяйств к новым технологиям, к новым знаниям об агротехнике выращивания сельскохозяйственных культур и к новым знаниям и приемам разведения продуктивных животных;
- многосторонняя государственная поддержка, ориентированная на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности хозяйств на внутреннем и внешнем рынках;
- максимально возможный учет природных условий при выборе форм организации производств, размеров хозяйств и их внутренних подразделений, выборе методов организации труда, средств механизации производственных процессов, химизации, землеустройства, способов обработки почвы, методов содержания животных и т.д.;
- избирательность в привлечении прямых иностранных инвестиций, использование передового отечественного и зарубежного опыта применительно к специфике ресурсов сельского хозяйства, экономических возможностей хозяйств и потребностей устойчивого развития.
Известно, что преобладающая часть сельскохозяйственной продукции в странах Запада производится семейными фермами. Последние состоят из малых, средних и крупных форм. Размеры ферм определяются природно-географическими, экономическими, социальными и другими обстоятельствами. Самое широкое распространение семейные фермы получили в Германии, Польше, Чехии, США, Японии, Канаде, Швеции, Дании. В связи этим нужно отметить, что в Таджикистане основная часть сельскохозяйственной продукции производится в семейных ДФХ, а также в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ). Это очень важно знать для того, чтобы выяснить, почему в одних странах семейные хозяйства экономически представляются очень эффективными, а в других странах - недостаточно эффективными.
Однако в развитых странах семейные фирмы прошли весьма продолжительную историю. Сохраняя свой семейный характер, они в процессе своего развития приобрели многочисленные модификации. Зарубежные ученые считают, что сложности с полной занятостью в сельскохозяйственном производстве и
обеспечении капиталом вызывают постепенную эволюцию лишь небольшой части фермерских хозяйств в сторону крупного производства, основанного на наемном труде и корпоративной собственности. В результате часто возникают сложные формы собственности, землепользования и управленческого контроля [6, С.138].
Процесс концентрации производства носит объективный характер, и в том числе не обходит стороной и сельское хозяйство. В Таджикистане, включая РРП, этот процесс еще не получил соответствующего развития, и этому есть причины. На Западе, в Японии, странах Юго-Восточной Азии имеют место процессы концентрации и централизации сельскохозяйственного производства. И эти процессы вовсе не приводят к разрушению семейного характера ферм, к неизбежному укрупнению их размеров, к потере независимости малого предпринимательства в сельских местностях. Это означает, что и в настоящее время, и в обозримом будущем малый и средний сектора сельскохозяйственного производства будут сохранять свое значение даже несмотря на то, что в качественном плане эти сектора в развитых странах существенным образом отличаются от соответствующих секторов аграрной экономики развивающихся и переходных стран. Даже те малые предприятия, которые потеряли черты семейности частичным образом, продолжают сохранять многие черты, которые присущи этой разновидности семейных хозяйств. Важно то, что семейные фермы быстро приспосабливаются к научно-техническому прогрессу и изменениям структуры потребностей рынка. Их включение в состав корпораций агропромышленного назначения проходит на базе семейных связей. Многочисленными являются случаи, когда несколько семей, объединившись путем совместной эмиссии акций, создают вполне конкурентоспособную корпорацию.
В развитии малого и среднего сектора фермерства в Европе и Японии важную роль играют кооперативы. В Западной Европе каждое фермерское хозяйство выступает в качестве члена нескольких кооперативов различного направления, и почти половина их доходов поступает через кооперативы. Кооперативы специализируются на сбыте сельскохозяйственной продукции, снабжении фермеров машинами, разным оборудованием, минеральными удобрениями, горюче-смазочными материалами, средствами борьбы против вредных насекомых и болезней растений и животных, комбикормами, пищевыми добавками, ветеринарным обслуживанием, научно-консультативными услугами и переработкой сельскохозяйственной продукции. Однако в самом сельском хозяйстве Запада и Японии
производственная кооперация не имеет широкого распространения.
Можно привести интересные примеры по сельскому хозяйству таких стран, как Швеция, Финляндия, Польша, Дания, Канада, Франция, Германия, Испания, Нидерланды и других, где фермерские хозяйства преобладают в производственной структуре отрасли. Например, кооперативы Финляндии посредством своих связей формируют благоприятные условия для роста масштабов производства фермерских хозяйств, способствуют гарантированному сбыту
произведенной им продукции, снабжению этих хозяйств кормами, минеральными удобрениями, разнообразным оборудованием. Они также организуют переработку, произведенной фермами, продукции.
Достижения сельского хозяйства
Нидерландов известны всему миру. Достаточно отметить, что голландские фермеры в среднем производят продукцию, которая по своим объемам в 5 раз превышает объемы продукции фермеров Италии, и в 1,5 раза - соответствующие объемы, произведенные фермерами США.
Фермеры Дании производят
продовольственную продукцию, достаточную для годового потребления 15 млн. чел., в то время как население этой страны составляет 5 млн. чел. История успешного функционирования снабженческих, сбытовых, сервисных, перерабатывающих
кооперативов Дании насчитывает более 100 лет. В этой стране функционируют многочисленные
консультационные центры, которые ориентированы на повышение эффективности производства в фермерских хозяйствах с учетом сохранения окружающей среды. С учетом последнего, в этой стране действует строгий государственный контроль за соотношением между поголовьем скота и размерами земельных участков фермеров.
Большой интерес вызывает опыт функционирования так называемых торговых кооперативов Дании, которые выступают в качестве акционеров и дольщиков в многочисленных компаниях третьего мира и систематически занимаются реализацией продукции, выращиваемой в их фермерских хозяйствах.
В Ирландии, где сельскохозяйственное производство ведется в сложных природно-климатических условиях, исторически широкое распространение получили молочные кооперативы, которые по своей продуктивности занимают ведущие позиции в мире. В этой стране кредитные кооперативы занимают ведущее место в национальной кредитной системе. Они объединены в кредитном Союзе и 25%
взрослого населения страны являются членами этого Союза.
В Испании, в Баскском регионе действует сеть кооперативов Мондрагон, которые отличаются самыми высокими показателями эффективности. Эта сеть отличается своей широкой диверсифицированной структурой и состоит не только из производственных, но и сельскохозяйственных, потребительских и жилищных кооперативов. Сеть кооперативов Мондрагон содержит за свой счет школы, медицинские оздоровительные центры, технически колледж. У неё есть свой банк и свой пенсионный фонд, а также программы социальных пособий по безработице.
Кстати, в свое время испанский опыт был почерпнут из большого опыта колхозного движения в Советском Союзе. Например, в Таджикской ССР колхозы за счет своих доходов создавали высокоразвитую социальную инфраструктуру. Колхозы им. Ленина Пролетарского (ныне Джабар Расуловского), имени Ленина Восейского районов и «Коммунизм» города Вахдата не только строили, но и содержали десятки сельских общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, комбинатов и центров бытового обслуживания, внутрисельских и внутрихозяйственных дорог и т.д.
Аграрный сектор Германии от других стран Европы и Северной Америки отличается тем, что он охвачен кооперативным движением [8, С.23]. В Германии кооперативы действуют на трех уровнях -местном, региональном и федеральном. На местном уровне 15% кооперативов занимаются кредитованием, 13% - закупочно-сбытовой деятельностью, 14% -переработкой мяса, молока и растениеводческой продукции, 19% заняты инновационно-технологическими услугами. Первичные кооперативы образовали и входят в 17 региональных кооперативных союзов. Они пользуются услугами 47 функциональных центров, 3 банков и 25 специализированных организаций. На федеральном уровне действуют 3 центральных союзов кооператоров. Швеция также отличается высоким уровнем развития кооперации между фермерскими хозяйствами. Кооперативы в этой стране занимаются закупочно-сбытовой деятельностью, переработкой продукции, произведенной семейными фермами. Они также обеспечивают фермерские хозяйства минеральными удобрениями, химическими и биологическими средствами защиты растений, сельскохозяйственными машинами и инвентарем, семенами, горюче-смазочными материалами, ведут строительство хозяйственных помещений, организуют ремонт тракторов и других разновидностей сельскохозяйственной техники. После уплаты налогов и зачисления средств в кооперативной фонд остальная
часть заработанной прибыли кооперативами перечисляется на счета фермерских хозяйств-членов кооператива пропорционально объемам
произведенной ими продукции. При этом фермерские хозяйства могут получать 2/3 прибыли наличными, и 1/3 зачислять на свой банковский счет. Если фермер желает покинуть кооператив, то имеет право полностью забрать свой вклад. Шведские кооперативы оказывают своим членом лизинговые услуги, предоставляют им кредиты, оказывают консультационные и инновационные услуги.
Опыт кооперирования крестьянских (фермерских) хозяйств развитых стран мира можно очень эффективно использовать в Таджикистане, где в сельском хозяйстве преобладают индивидуальные (семейные) дехканские (фермерские) хозяйства. Несмотря на свою многочисленность (более 210 тыс. ед.) они остаются разобщенными, не располагают достаточными ресурсами для развития. Из-за своих малых размеров и отсутствия реальной государственной поддержки более 20% ДФХ в Таджикистане не имеют прямых связей с рынком. Их дальнейшее развитие возможно только путем объединения в ассоциации дехканских хозяйств или в разного рода производственных, сбытовых и других кооперативов.
Однако для создания кооперативов и ассоциаций фермерские хозяйства нуждаются в денежных ресурсах. Такая нужда, к сожалению, сохраняется в течение продолжительного периода времени. Это требует либо организации нового государственного сельскохозяйственного банка, либо использования механизма денежной и кредитной эмиссии, носящей целевой характер. Переход к массовому кооперированию в сельском хозяйстве Таджикистана представляется весьма необходимым, поскольку полезность кооперативов доказана, прежде всего, опытом стран с широким развитием малого предпринимательства [3, С.8].
В этом ракурсе весьма логичным представляется мнение проф. О.А. Фроловой: «Особенность кооперативного предпринимательства состоит в том, что кооперативы действуют преимущественно на местном уровне, а деятельность их сконцентрирована, как правило, в сфере малого бизнеса. Основу системы регулирования деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов в зарубежных странах составляют льготное налогообложение, государственные субсидии и льготные государственные кредиты» [4, С.39].
В этом плане для РРП особенно привлекательным представляется опыт Германии. Причина заключается в том, что основой сельского хозяйства Германии образуют мелкие семейные фермы. В этой стране действуют и крупные
сельскохозяйственные фермы, однако они преобладают в Восточной Германии и являются наследием социалистического этапа развития. Однако и в Германии после вступления в ЕС и повышения уровня конкуренции между производителями сельхозпродукции в масштабе всего интеграционного объединения ощущается заметное продвижение тенденции концентрации сельскохозяйственного производства. «Эксперты в области сельского хозяйства считают, что выжить в конкурентной борьбе могут лишь крупные современные хозяйства площадью 80 га (причем средний размер хозяйства в Германии в пределах 15 га), с 40 молочными коровами или 10 тыс. голов птицы. Особенно сильно страдают горные районы Юга-Запада, где средняя площадь хозяйств составляет всего 5-6 га» [2, С.78].
В Германии процессы обострения конкуренции и роста уровня концентрации производства в сельском хозяйстве находятся под контролем государственных органов. В восточной части этой страны произошел процесс разукрупнения огромных по своим размерам госхозов и кооперативов. Они были разбиты на многочисленные, небольшие по своим размерам индивидуальные и коллективные хозяйства.
Несмотря на растущую конкуренцию в рамках ЕС, в Германии многие сектора сельского хозяйства все еще состоят из небольших семейных ферм. В этой стране в год производится от 28 до 30 млн. т молока. Эти объемы молока производятся в более чем 94 тыс. семейных фермерских хозяйств, на которых работают только члены отдельных семей во главе с самым фермером. В отличие от Таджикистана в Германии преобладает очень серьезный подход к содержанию и кормлению коров. Продуктивность коров на семейных фермах составляет от 8,5 до 9 тыс. литров молока от одной коровы за период лактации. Государство выплачивает премии производителям молока в расчете на одну корову.
Известно, что применительно к различным природно-географическим условиям выбор размера сельскохозяйственного предприятия сталкивается с многочисленными препятствиями.
«Достижение многими действующими крестьянскими (фермерскими) хозяйствами оптимальных размеров с учетом специализации производства является задачей на перспективу. Современные условия заставляют глав крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью проб и ошибок достичь таких размеров, которые позволяют обеспечить безубыточную работу, получение доходов для развития крестьянских (фермерских) хозяйств. Выбор правильного размера крестьянского хозяйства позволит обеспечить минимальные трудозатраты на
единицу продукции, рационально использовать землю и другие средства производства» [6, С.142].
Размеры фермерских хозяйств определяются на базе валовой сельскохозяйственной продукции. Так, к минифермам относят хозяйства, производящие продукцию в объеме менее 2,5 тыс. долл., к малым фермам - хозяйства, которые производят продукцию в объеме менее 5 тыс. долл. в год и хозяйства с доходами от 5 до 20 тыс. долл. К средним фермам относят хозяйства, у которых годовой доход достигает 20-40 тыс. долл. К крупным относят хозяйства с доходами от 40 до 200 тыс. долл., к крупнейшим - с доходами свыше 200 тыс. долл. В США в качестве главной цели агробизнеса выдвигается получение прибыли. Социальные и экологические цели, цели устойчивого развития занимают второстепенные места. Американские фермеры меньше всего прибегают к членству в кооперативах и всякого рода союзах и ассоциациях.
В этом плане среди развитых стран мира весьма выгодную позицию занимает государство Израиль. Эта страна располагает очень развитым сельским хозяйством, которое базируется на агротехнических и экономических знаниях. Здесь, в основном, функционируют три разновидности форм ведения сельского хозяйства. Это - кибуцы, которые представляют собой коллективные коммуны, созданные на базе идей социал-демократии Европы XIX века (Август Бебель был основателем первых коммун в тогдашней Палестине). Они производят 1/3 всей валовой продукции сельского хозяйства страны. Индивидуальные семейные фермы и кооперативные товарищества под названием мошаве производят ^ всего объема валовой сельскохозяйственной продукции.
Израильские фермеры содержат улучшенные в самой стране породы коров (гольштинские), которые дают рекордные надои молока (12000 кг в год), а отдельные коровы обеспечивают рекордную продуктивность - 18000 кг молока в год с 5% уровнем жирности. Правительство страны уделяет большое внимание молочному скотоводству.
В стране создан «Совет молока», который объединяет как производителей, так и переработчиков молочной продукции. Наряду с «Советом молока» в Израиле действуют Союзы растениеводов, птицеводов, производителей мёда, оливкового масла, маслин, хлопка, Союз виноделов и виноградарей.
Нужно особо отметить, и это весьма важно и для Таджикистана, что продвижение Израиля в ряды экономически развитых стран, включая страны с развитым сельским хозяйством и национальным аграрно-промышленным комплексом, произошло благодаря постоянной заботе израильского правительства о развитии науки и о создании
благоприятствующих условий для внедрения
достижений науки в производство. В Израиле функционирует относительно небольшой центр сельскохозяйственных исследований, где
непосредственными научными разработками заняты 200 человек. Они работают в НИИ животноводства, защиты растений, сельскохозяйственной инженерии, послеуборочных и пищевых исследований, окружающей среды, почвы и воды.
Уровень эффективности производства в сельском хозяйстве Израиля является одним из самых высоких в мире. Один работник сельского хозяйства в этой стране способен прокормить 110 чел., в то время как в США этот показатель составляет 85 чел., а в России - 17 чел. Средняя урожайность сельскохозяйственных культур превышает соответствующий общемировой показатель в 30 раз.
Все отмеченное выше о развитии сельского хозяйства в Израиле и в других развитых стран свидетельствуют о том, что автономное развитие каждого отдельного фермерского хозяйства в современном мире является блефом и, в конечном итоге, обречено на провал. Малые формы хозяйствования, малое предпринимательство нуждаются в подпорках для поддержки, и в качестве таких подпорок выступают не только государственные институты, но и кооперативы и их союзы, ассоциации фермерских хозяйств, союзы сельхозпроизводителей, созданные по отраслевому принципу (как в государстве Израиль).
Государственные институты, ответственные за поддержку сельхозпроизводителей, поощряют вовлеченность фермеров в разного рода кооперативы, ассоциации и союзы, и с этой целью применяют разнообразные меры стимулирования. Так, в рамках всего Европейского Союза налоги на прибыль кооперативов установлены ниже по сравнению с такими же налогами у фермерских хозяйств.
Вовлеченность в кооперативы, ассоциации и союзы позволяет малому сельскому
предпринимательству использовать те преимущества, которые присущи лишь крупным хозяйствам, и которые делают их более конкурентоспособными. Например, такая вовлеченность создает условия для эффективного использования сельскохозяйственной техники, устранения фактора физического и морального износа основных производственных фондов, эффективного взаимодействия с лизинговыми компаниями. Такое участие создает благоприятствующие условия для строительства ирригационных сооружений инновационного характера, внедрения капиталоемких, и в то же время новейших, методов орошения сельскохозяйственных культур, строительства сооружений по очищению и вторичному использованию оросительных вод и т.д.
Кроме того, участие в совместных организациях позволяет расширить границы применения агрохимических средств, создать условия для перехода к органическому сельскому хозяйству, изменить коренным образом инвестиционный климат и реализовать широкие возможности для притока прямых иностранных инвестиций.
Это становится возможным, когда создаются условия для тесного взаимодействия мелкого, среднего и крупного предпринимательства посредством тех механизмов, которые делают такое взаимодействие эффективным. Вышеприведенный механизм отраслевых союзов в Израиле представляет собой весьма удачный пример успешного функционирования такого механизма. В этой связи вполне уместными представляются следующие высказывания проф. Мансурова и др. авторов: «Эффективным (с точки зрения экономии на издержках) может быть и небольшое по размерам производство, соответствующее уровню хорошо механизированной семейной фермы. На пути укрупнения производства имеются препятствия в виде уменьшения эффективности управления, связанные с усложнением структуры, снижением мотивации к труду наемных работников по сравнению с фермерами. Одним из путей совмещения преимуществ крупного и мелкого производства в США, странах Западной Европы является создание крупных диверсифицированных объединений, действующих по принципу «семейства дочерних компаний», входящих в основную материнскую компанию». Эти же авторы в качестве другого механизма такого совмещения видят подряд, когда на базе контракта отдельные стадии производственного процесса передаются посторонним хозяйствам.
Вышеприведенное мнение группы ученых в целом является правильным и весьма актуальным, в особенности в условиях Республики Таджикистан. Обобщение передового мирового опыта, а также недавнего советского опыта развития форм хозяйствования показывает, что для эффективного функционирования микро-, и малого сельского предпринимательства требуются 2 условия: а) их вовлеченность в кооперацию и б) государственное регулирование и поддержка их деятельности. За доказательствами далеко ходить не нужно: в условиях нашей страны отдельные семейные дехканские хозяйства не в состоянии приобретать необходимые им разновидности сельскохозяйственной техники или отвести свое время постоянно на продажу выращенной им продукции. Предстоящие реформы в Таджикистане должны полностью исходить из этого серьезного предположения.
При этом необходимо иметь в виду, что значительная часть дехканских (фермерских) хозяйств
ведут деятельность в условиях горных районов, менее благоприятных во всех отношениях для развития земледелия и животноводства. В этом плане также необходимым представляется использование зарубежного опыта. Особенно ценным представляется опыт, накопленный во Франции. В предгорных и горных районах этой страны, как и в Таджикистане, недостаток земельных площадей приводит к низкой эффективности из-за низкого уровня использования основных факторов производительности. При таких обстоятельствах в качестве альтернативы фермерским хозяйствам выступают многообразные формы мелкогрупповой организации производства. Применительно к предгорным и горным районам правительство Франции реализует мероприятия по созданию сельскохозяйственных объединений совместного производства (ГАЕК). В организационно-правовом отношении ГАЕК представляет собой мелкогрупповой вид сельского предпринимательства. Мелкие хозяева, объединяя инвентарь и скот, организуют совместную обработку мелкоконтурных земельных участков, проводят работу по предотвращению деградации посевных площадей и пастбищ. При этом они сохраняют право собственности на землю. В настоящее время во Франции действуют около 39,0 тыс. мелкогрупповых объединений.
Для Таджикистана изучение французского опыта развития мелкогрупповых объединений представляется весьма ценным. Объединение огромного числа разрозненных семей в такие объединения, состоящие из 15-20 дворов, посредством организации совместных производств, безусловно может привести к возникновению синергетического эффекта малой горизонтальной интеграции. В этой связи, необходимо отметить, что региональный подход широко используется при оказании содействия малому предпринимательству в зарубежных странах. Например, в северных районах Финляндии сельское хозяйство отличается дополнительными издержками на производство продукции. В этой стране широкое применение имеют дотации для районов с неблагоприятными условиями ведения хозяйства [7, С.220]. Среди развитых стран, кроме Финляндии, самым высоким уровнем финансовой поддержки отечественным фермерам отличаются страны, которые известны неблагоприятными географическими и природно-климатическими условиями. К таким странам относятся Норвегия, Исландия, Канада, Япония, Южная Корея. Так, в Японии затраты по государственной поддержке сельского хозяйства достигают 1,4% ВВП страны. Если в странах Евросоюза субсидии составляют 45-50% стоимости валовой сельскохозяйственной продукции, то в Японии и Финляндии они составляют 70%.
Специальные системы поддержки доходов применяются по отношению к крестьянству, проживающему в заболоченных районах Ирландии, высокогорных районах Австрии и в северных, приморских районах Финляндии. В названных странах государственные субсидии предоставляются на «погектарной» и «поголовной» основе [1, С. 34].
На наш взгляд, Таджикистан нуждается в правительственном органе, который
специализировался бы на вопросах решения многосложных проблем развития сельского предпринимательства. Такой институт должен не просто работать весьма активно, но и обладать явными чертами креативности.
Его необходимость диктуется
ограниченностью инерционного подхода к развитию предпринимательства, который частично связан с отсутствием научного подхода к развитию всех форм сельскохозяйственной деятельности. Почва, продуктивные животные по своей природе представляются крайне многосложными живыми системами, и их эффективное использование зависит от степени приложения самых последних достижений научно-технического прогресса.
Что касается государственной поддержки сельского предпринимательства, то здесь развитие должно идти поэтапно. Зарубежный опыт подсказывает, что микропредприниматели полностью должны быть освобождены от налогов, а малое предпринимательство должно пользоваться льготными налогами. То же самое относится и к кредитованию агробизнеса. Нынешние ставки банковского процента большинство сельских предпринимателей оценивают как ростовщические. Эти проценты (18 - 30%) почти полностью съедают заработанную сельскими предпринимателями прибыль.
Коммерческие банки не заинтересованы в предоставлении льготных кредитов. Это возможно лишь посредством специализированных
государственных банков. К последним могут относиться государственные банки по содействию малому и среднему предпринимательству. В Таджикистане пока таких банков нет, и судя по заявлениям отдельных ответственных лиц, в ближайшем будущем не планируется создания таких банков. Речь, например, идет о Сельскохозяйственном банке, Банке сельскохозяйственного развития и Государственном банке развития. В КНР сельские предприниматели пользуются кредитами на закупку сельскохозяйственной продукции, на сбор, хранение, транспортировку и переработку таких продуктов, освоение земельных ресурсов, строительство ирригационных сооружений, приобретение сельхозтехники и т.д. на льготной основе.
В начале 2000-х годов в Китае в соответствии с возросшими потребностями сельхозпредприятий на заемные средства появились многочисленные кредитные компании, сельские кооперативы взаимной денежной помощи, деревенско-поселковые банки. Кроме того, в сельских местностях Китая действуют сельские страховые компании, которые формируют свои ресурсы в соотношении 65% взносов крестьян и 35% взносов государства [5, С.11].
В ЕС действует общеевропейская дотационная политика. Кроме того, институты Евросоюза оказывают помощь фермерам в виде надбавок к ценам, регулирования объемов производства, высоких компенсаций за экспортную продукцию. Отдельные государства Евросоюза за счет бюджетных средств поддерживают меры по повышению качества продукции, внедрению достижений научно-технического прогресса, улучшению состояния окружающей среды, осуществлению ветеринарного надзора, повышению эффективности борьбы с вредителями и болезнями растений и животных, обеспечению стимулирования производства в районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями, сохранению минимального уровня доходов в микро- и малых фермерских хозяйствах и т.д.
Помимо национальных бюджетов в ряде стран Западной Европы в автономных районах Италии, департаментах и районах Франции, округах Германии в финансовой поддержке малого предпринимательства села участвуют и региональные власти. Известно, что в структуре бюджета каждой страны Евросоюза выделяется подстатья затрат под названием «национальный сельскохозяйственный бюджет». Эти страны почти половину названных бюджетов расходуют на модернизацию и укрупнению ферм, улучшению состояния земли и других сельскохозяйственных ресурсов, оказанию помощи фермерам в рационализации повседневной управленческой деятельности и содействии развитию сельского хозяйства районов с неблагоприятными природно-экономическими условиями.
Огромные ресурсы страны ЕС направляют на поддержку начинающих фермеров (10% от аграрных бюджетов, во Франции - 25%), на НИОКР (по ЕС -10,0%, в Нидерландах - 30,0%). В целом субсидии в странах ЕС составляют 45-50% от стоимости товарной продукции. В разрезе развитых стран в структуре фермерских доходов удельный весь государственной помощи представлен следующим образом: Австралия
- 15,0%, Австрия - 52,0%, Канада - 45,0%, Норвегия -77,0%, США - 30,0%, Финляндия - 71,0%, Швейцария
- 80%, Швеция - 59,0%, Япония - 66,0%. Для сравнения заметим, что данный показатель по России составляет 3,5%, а в Таджикистане - 0,0%.
Нужно отметить, что страны с высоким уровнем развития сельского хозяйства принимают стабильные меры для защиты своих внутренних рынков от иностранных конкурентных угроз. Наиболее ярким примером в этом плане представляется Финляндия. В этой стране, по причине умелого использования вышеназванных
инструментов, уровень фактической защиты отечественного товаропроизводителя составляет: по говядине - 341%, по свинине - 270%, по баранине -390%, по молоку с жирностью до 6% - 144%, по сливкам - 454%, по сливочному маслу - 566%, по сыру - 305%, по пшенице - 352%, по ячменю, овсу и кукурузе - 236%, по тростниковому сахару - 307%. В результате введения высоких таможенных налогов в Финляндии были созданы благоприятствующие условия для успешного решения продовольственной проблемы. Этим, прежде всего, объясняется высокий уровень самообеспеченности продовольствием, которое составляет: по пшенице - 177%, по ячменю -102%, по овсу - 174%, по сахару - 95%, по молоку -122%, по говядине - 109% [9]. Этот опыт может представиться крайне полезным и эффективным для РРП и всего Таджикистана. Для этого необходимо сравнение факторов, оказывающих воздействие на продуктивность посевных площадей и животных с последующим выявлением степени использования факторов эффективности в РТ.
В особенности, в использовании такого опыта заинтересованы пригородные хозяйства, которые призваны обеспечить городское население мясомолочными продуктами, фруктами, картошкой, корнеплодами, овощами и бахчевыми. В этом плане они пользуются безусловными преимуществами (близость к городским рынкам, высокая доступ к рыночной информации, низкие транспортно-логистические затраты, использование городских складских и холодильных помещений и т.д.).
На этом этапе регулирующая роль государства должна быть ориентирована на создание кооперативов и ассоциаций дехканских (фермерских) хозяйств, которые бы имели возможности воспользоваться льготными государственными кредитами.
Самовозрастание объемов произведенной продукции и доходов сельского предпринимательства приводит к росту масштабов расширенного воспроизводства, а заодно и к увеличению объемов бюджетных доходов. Только на базе отмеченного процесса представляется возможным внедрение в сельское хозяйство РРП опыта западных стран по оказанию финансовой помощи сельскому предпринимательству.
Знакомство с зарубежным опытом аграрного предпринимательства позволяет сформулировать следующее выводы и предложения:
1. Методологически важно, чтобы при изучении и использовании зарубежного опыта аграрного предпринимательства в Таджикистане исходили из сложившихся в стране серьезных проблем в развитии сельского хозяйства и его предпринимательского слагаемого.
2. Зарубежный опыт показывает, что достижение высокой эффективности функционирования предпринимательских структур вовсе не зависит он форм собственности. Высокие показатели эффективности сельскохозяйственного предпринимательства в развитых странах зависят от условий, которыми пользуются сельские предпринимательские круги. В одних условиях более успешными являются кооперативы, в других -межхозяйственные предприятия, в третьих условиях -семейные фермы и т.д.
3. Важная особенность развития предпринимательства в развитых странах заключается в повсеместном распространении семейных ферм, которые по размерам дифференцируются на мелкие, малые, средние, большие и крупные. С этим в глубоком контрасте находится ситуация в Таджикистане, где ЛПХ и ДФХ получили всеобщее распространение и являются, в основном, малыми по своим размерам. По примеру развитых стран нужно дать больше экономической свободы для них, чтобы снять препятствия для их конкурентоспособности и роста уровня концентрации производства;
4. В разных странах мира кооперативы занимаются разными формами деятельности. В Западной Европе они специализируются на сбыте сельхозпродукции, снабжении фермеров ГСМ, средствами защиты растений и животных, комбикормами, научными консультациями, ветеринарными лекарствами, средствами переработки продукции и т.д. В странах Запада и Японии, в самом сельском хозяйстве, кооперация не получила развития. В Дании эффективно работают торговые кооперативы, которые продают продукцию сельского предпринимательства на городских и зарубежных рынках;
5. Мондрагонские кооперативы в Испании занимаются сельским хозяйством, торговлей, образованием, медицинским обслуживанием и т.д. Этот опыт представляет интерес для равнинных районов РРП. Из Израильского опыта необходимо изучить предпринимательскую практику Кибуца и «Совета Молока», который объединяет производителей и переработчиков молока. В Израиле действует научный сельскохозяйственный центр, состоящий из 200 человек, который обеспечивает сельхозпредпринимателей конкретными рекомендациями по эффективному внедрению новых идей и новых технологий;
6. Обобщение мирового опыта показывает: а) вовлеченность малого предпринимательства в многочисленные кооперативы структуры которых носит диверсифицированный характер; б) сельское
предпринимательство в передовых зарубежных странах является объектом государственного регулирования и пользуется их полной поддержкой.
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, С.А. Отечественный и зарубежный опыт финансовой поддержки сельского хозяйства / С.А. Алексеева // Финансы. - 2010. - № 3. - С. 34-35.
2. Зубренкова, О.А., Лисенкова, Е.В., Петрухина, Е.Н., Сидорова, Н.П. Зарубежный опыт развития сельского хозяйства (на примере фермерства в Германии) / О.А. Зубренкова, Е.В. Лисенкова, Е.Н. Петрухина, Н.П. Сидорова // Вестник НГИЭИ. - 2013. - № 5. - С. 78-79.
3. Имомназарова Т.А. Сельское хозяйство и несельскохозяйственный сектор села/Т.А. Имомназарова// Вестник ТНУ, Серия социально-экономических и общественных наук. Душанбе: «Сино» - 2022 года № 3. С. 511.
4. Имомназарова Т.А. Роль банковского кредитования в развитии малого сельскохозяйственного бизнеса. /Т.А. Имомназарова// Вестник ТНУ, Серия социально-экономических и общественных наук. Душанбе: «Сино» - 2020 года №7. С. 35-41
5. Климова, Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах / Н.В. Климова // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 90. - С. 1-17.
6. Мансуров, А.П., Зубренкова, О.А., Федотова, О.И. Зарубежный опыт развития крестьянских (фермерских) хозяйств / А.П. Мансуров, О.А. Зубренкова, О.И. Федотова // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 9 (76). - С. 135-146.
7. Никонов, А.Г., Павлов, В.И., Черницкий, А.К. К вопросу использования зарубежного опыта развития сельского хозяйства и сельских территорий в условиях усиления процессов глобализации / А.Г. Никонов, В.И. Павлов, А.К. Черницкий // Никоновские чтения. - 2011. - № 16. - С. 220-221.
8. Фролова, О.А. Зарубежный опыт развития и кооперирования личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств / О.А. Фролова // Вестник НГИЭИ. - 2010. - № 1. - С. 16-27.
9. Черкасов, В.А. Зарубежный опыт развития сельского хозяйства как одного из способов обеспечения продовольственной безопасности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fadr.msu.ru.
Сведения об авторе:
Имомназарова Тахмина Ашуровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры банковской деятельности Таджикского национального университета. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. Телефон: (+992) 900-81-85-88
Маълумот дар бораи муаллиф:
Имомназарова Тахмина Ашуровна - номзади илм^ои щтисодй, дотсенти кафедраи кори бонкии Донишго^и миллии Точикистон, Сурога: 734025, Ч,умхурии Точикистон, ш. Душанбе, хиёбони Рудакй, 17. Телефон: (+992) 900-81-85-88
Information about the author:
Imomnazarova Tahmina Ashurovna - candidate of economic sciences, associate professor of the banking department of the National University of Tajikistan, address: 734025, Republic of Tajikistan, sh. Dushanbe, Rudaki Ave., 17. Phone: (+992) 900-81-85-88
УДК 331.108
МОДЕЛСОЗИИ МАБЛАГГУЗОРЙ БА САРМОЯИ ИНСОНЙ
Рустамов Фитрат Музафарович
Аннотатсия. Мацолаи мазкур оид ба моделсозии вобастагии арзиши сармояи инсонй аз уацми сармоягузорй ба он баррасй гардида, намудуои гуногуни вобастагии арзиши сармояи инсонй аз уацми сармоягузори ба он оварда шуданд ва аз нуцтаи назари илмй баррасй ва таулил карда шудаанд.