СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ АГРОБИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
В статье описывается современное состояние малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве и опыт их поступательного развития в Республике Башкортостан. Также рассматривается государственная поддержка малых форм агробизнеса.
Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве играют важную роль в обеспечении российского населения продовольствием, содействуют занятости в сельской местности и повышению уровня жизни сельских жителей, поддержанию привычного образа жизни и развитию сельских территорий. Особенно важным является формирование и развитие малых фермерских хозяйств в агропромышленном комплексе регионов, где высока доля сельского населения и низок уровень занятости в сельской местности. Следует отметить, что в Республике Башкортостан на долю малых хозяйств приходится более половины всего объема сельскохозяйственной продукции (61%), что подтверждает значимость данного сегмента экономики.
Субъектами малых форм сельского хозяйствования являются: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства.
Многие исследователи отмечают, что крупные и мелкие производители в аграрном секторе экономически развитых стран, как правило, не конкурируют, а дополняют друг друга (взаимодействуют). В нашей стране, и в Башкирии в частности, деятельность малого бизнеса связана с многочисленными проблемами.
В Российской Федерации на протяжении последних десяти лет доля сельского населения составляет 26%. В Республике Башкортостан, входящей в состав Приволжского федерального округа, доля сельского населения составляет более 51%. По итогам 2017 г. республика занимает первое место по поголовью крупного рогатого скота в Российской Федерации (1,049 млн. гол.), второе место по поголовью коров в стране и первое - в Приволжском федеральном округе (434,4 тыс. гол.); второе место по производству молока в стране и Приволжском федеральном округе (1,718 млн. т); третье место по поголовью лошадей (123,8 тыс. гол.). В целом по производству сельскохозяйственной продукции Башкирия занимает седьмое место в стране и второе место в Приволжском федеральном округе. Основной отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, удельный вес продукции которого в общем объеме сельскохозяйственной продукции в фактических ценах в соответствии со Стратегическим планом развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2016-2020 годы достигнет 55% [1]. Структура выпуска по типам хозяйств представлена в табл. 1.
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.
Категория хозяйства 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г.
Хозяйства всех категорий 27,552 60,351 88,636 159,470 157,320
Сельскохозяйственные предприятия 13,789 19,786 25,476 57,851 61,051
Хозяйства населения 13,465 37,795 59,727 86,705 78,461
Крестьянские (фермерские) хозяйства и
индивидуальные предприниматели 0,299 2,770 3,434 14,914 17,807
Источник: [2, с.33].
По объему продукции сельского хозяйства среди категорий хозяйств Республики лидируют хозяйства населения, на их долю приходится большая часть произведенной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства постепенно набирают обороты, ежегодно увеличивая объемы производства продукции сельского хозяйства (табл. 2).
Таблица 2
Доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в объеме продукции сельского хозяйства, %
Показатель 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г.
Хозяйства населения 62,6 67,4 54,4 49,9
Крестьянские (фермерские)
хозяйства 4,6 3,9 9,3 11,3
Источник: [2, с. 35].
Хозяйства населения производят более 95% картофеля, около 70% овощей, более 60% молока, более 55% скота и птицы, более 25% яиц, около 90% шерсти и 83% товарного меда.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели производят около 28% зерна, чуть больше 20% сахарной свеклы, больше 25% подсолнечника на зерно, больше 2% картофеля, более 8% овощей, 1,8% яиц, около 9% шерсти и 13% товарного меда (табл. 3).
Таблица 3
Производство продукции растениеводства малыми формами хозяйствования, тыс. т
Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2017 г.
Хозяйства населения
Картофель 636,8 1138,0 389,0 1073,1 939,3
Овощи 156,8 243,4 177,3 253,6 249,4
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели
Картофель 2,7 12,9 5,3 25 19,2
Овощи 3,8 18,3 8,6 30 35,0
Зерно 60,2 388,4 106,3 791 1233,8
Сахарная свекла 25 135,4 37,6 227,7 402,3
Подсолнечник на зерно 4,1 21,3 11,8 55,7 78,6
Источники: [3, с.15; 4, с.14].
Таким образом, малые хозяйства в Башкирии являются незаменимыми производителями сельскохозяйственной продукции, которые нуждаются в поддержке.
За 2014-2017 гг. в среднем наибольшая доля производства продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах в структуре валовой сельскохозяйственной продукции наблюдается в Магаданской области (43,5%), Астраханской области (42,0%), Кабардино-Балкарской Республике (32,0%), Саратовской области (33,8%), Республике Калмыкии (31,1%). В Приволжском федеральном округе данный показатель в Ульяновской области составил 11,6%, в Оренбургской области - 15,4%, Самарской области - 11,6%, Республике Татарстан - 7,9%. Республика Башкортостан по данному показателю - на 41-м месте в России (8,7%).
Наибольшие темпы прироста данного показателя в указанный период наблюдались в Алтайском крае (+9,7 проц. п.), Республике Адыгея (+7,4 проц. п.), Оренбургской области (+6,3 проц. п.), Магаданской области (+4,8 проц. п.). В Республике Башкортостан прирост данного показателя составил (+3,7 проц. п.), в то время как в
соседних регионах он значительно ниже - в Самарской области +2,7 проц. п., в Республике Татарстан: +1,2 проц. п. [5, с. 109-110].
Сравнительный анализ конкурентных преимуществ регионов-лидеров по производству в крестьянских (фермерских) хозяйствах показал, что достижения в этой области обусловлены как объективными факторами (природно-климатическими и территориальными условиями, традиционным укладом сельской жизни в регионах и др.), так и субъективными, среди которых можно выделить:
- наличие развитой транспортной инфраструктуры и диверсифицированного экономического комплекса. Возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющая объединить преимущества всех доступных видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и воздушного;
- строительство (реконструкция) семейных ферм крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;
- использование существующих зданий животноводческих ферм;
- относительно дешевая электроэнергия по сравнению с другими регионами;
- деятельность, связанная с развитием агротуризма;
- наличие земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, производственных площадок с коммуникациями и энерго-тепломощностями;
- низкая стоимость земли (минимальная арендная плата);
- высокий уровень безопасности и радиосвязи;
- развитые банковский, фондовый, страховой и коммерческий секторы экономики;
- низкая стоимость экологических мероприятий;
- наличие квалифицированной рабочей силы;
- использование местных недорогих строительных материалов и т.д.
Практически все регионы-лидеры по производству продукции в крестьянских
(фермерских) хозяйствах (за исключением Магаданской области) реализуют программы государственной поддержки малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
В 2017 г. в мероприятиях по поддержке начинающих фермеров за счет средств федерального бюджета участвовали 79 субъектов Российской Федерации, 73 субъекта Российской Федерации участвовали в реализации мероприятия по развитию семейных животноводческих ферм, 23 региона - в поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы [5, с. 128].
Объемы финансирования программ в регионах-лидерах и Республике Башкортостан представлены в табл. 4.
Таблица 4
Объемы финансирования программ поддержки малых форм хозяйствования в АПК по регионам-лидерам
Регион Общий объем финансирования, млн. руб. В среднем на год реализации программы, млн. руб. Структура финансирования, %
Федеральный бюджет Региональный бюджет Внебюджетные средства
Астраханская обл. 724,0 241,3 50,9 23,8 25,3
Кабардино-Балкарская
республика 2831,2 404,5 72,3 10,2 17,5
Республика Калмыкия 208,3 69,4 75,6 14,4 10,0
Саратовская обл. 2468,1 352,6 47,4 8,3 44,3
Республика Башкор-
тостан 14021,0 2002,3 6,3 4,6 89,1
Источник: [1, с. 159].
Таким образом, наибольшее финансирование программ поддержки малых форм хозяйствования предусмотрено в Республике Башкортостан, но на 89% источника-
ми финансирования являются внебюджетные средства (в основном собственные средства субъектов малого предпринимательства и физических лиц). В других регионах-лидерах удельный вес внебюджетных средств в аналогичных программах составляет от 10% (Республика Калмыкия) до 44% (Саратовская область).
Основным видом государственной поддержки малых предприятий является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, на развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.
Основными мерами государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в регионах являются:
- гранты для поддержки начинающих фермеров;
- субсидии на развитие семейных животноводческих ферм;
- субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, средне- и краткосрочным кредитам, полученным малыми предприятиями;
- субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе индивидуальных предпринимателей, при оформлении права собственности на их земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;
- субсидии на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы;
- погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;
- оказание консультационной помощи гражданам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, выехать в сельскую местность из городов, других регионов и из-за рубежа;
- строительство и ремонт объектов инженерной инфраструктуры, инженерных сетей (газовые, тепловые, электрические, водные, коммуникационные сети), дорог к промышленным и социальным объектам начинающих фермеров;
- продажа сельскохозяйственной продукции, произведенной начинающими фермерами;
- предоставление поручительств и гарантий из региональных фондов поддержки предпринимательства по кредитам и займам, привлеченным начинающими фермерами;
- развитие переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной на семейных животноводческих фермах;
- ветеринарные услуги на семейных животноводческих фермах.
Для малых хозяйств государственная поддержка оказывается и по другим направлениям: поддержка элитного семеноводства, оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителям в области растениеводства и развития садоводства, поддержка в закладке и уходе за многолетними насаждениями и виноградниками.
В целях поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд льгот по налогам.
Дальнейшему совершенствованию и развитию малых форм хозяйствования будет способствовать формирование агропромышленного кластера, которое предусматривает опережающее инновационное развитие всего агропромышленного комплекса Республики Башкортостан [6, с. 75-76].
Литература
1. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2016 г. № 1499-р «Об утверждении стратегического плана развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на
2016 - 2020 годы».
2. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан: стат. сб. / Уфа: Башкортостан-стат, 2018.
3. Сельскохозяйственная деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан: стат. сб. / Уфа: Башкортостанстат, 2018.
4. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения Республики Башкортостан: стат. сб. / Уфа: Башкортостанстат, 2018.
5. Ковшов В.А., Лукьянова М.Т., Фролова О.Н., Залилова З.А. Современное состояние и стратегические направления развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан / Уфа: Башкирский ГАУ, 2017. 248 с.
6. Котов Д.В., Гамилова Д.А. и др. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года / Уфа: АЭТЕРНА, 2016. 160 с.