Sh.F. Abboskhodzhaeva Foreign Experience of Informational Activity Maintenance
The article deals with innovation policy, experience and characteristics of management innovation in foreign countries.
Key words and word-combinations: innovative technologies, innovation policy, government regulation, direct and indirect methods, encouraging.
Рассматриваются инновационная политика, опыт и характерные особенности регулирования инновационной деятельности в зарубежных странах
Ключевые слова и словосочетания: инновационные технологии, инновационная политика, государственное регулирование, прямые и косвенные методы, стимулирование.
УДК 338.24 ББК 65.050
Ш.Ф. Аббосходжаева
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I 1ромышленно развитые страны в современных условиях целенаправленно реализуют государственную инновационную политику через создание благоприятного экономического климата, способствующего осуществлению инновационных процессов. Тем самым государство объединяет сферу «чистой» (академической) науки и производство товаров и услуг.
Однако и собственно организационная роль государства в области организации и поддержки инновационной деятельности достаточно весома и реализуется в устойчивых формах [1, с. 83]. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, правительства которых отводят центральное место НИОКР и внедрению новейших технологий. При этом создаются условия льготного кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства; образовываются специальные институты (министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды), издаются законы о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности.
Государственная поддержка инноваций осуществляется как прямыми (административно-ведомственная и программно-целевая формы), так и косвенными методами регулирования.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает непосредственное финансирование путем создания государственных целевых программ поддержки нововведений (в том числе, в малых наукоемких фирмах); систему государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг; предоставление кредитных льгот для осуществления нововведений.
В случае контрактного финансирования инновационных работ государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. Так, в Соединенных Штатах в 1992 г. была введена в действие программа помощи мелкому инновационному бизнесу. Двенадцать федеральных ведомств, имеющих в своем распоряжении более 100 млн дол. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участия ни банковский, ни венчурный капитал [2]. В Канаде правительство предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии. За счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50% их затрат на НИОКР.
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача -оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий, что достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, которые часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово-промышленных палат и частного бизнеса. Как правило, подобные предприятия ориентированы на удовлетворение потребностей крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопар-ковых структур успешно сочетается с отраслевой, а период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.
Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой -на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К ним относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций.
Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на условиях, более выгодных в отношении величины процента и порядка погашения. Важность налогового регулирования в качестве инструмента осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. Замечено, что если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то стимул к предпринимательству
быстро уменьшается; если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениям практически исчезает.
В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время -20%. В целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР [1, с. 85].
Законодательные нормы в странах Запада существенно влияют на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия. Это обстоятельство позволяет изобретателю получать «инновационную ренту» (плату за пользование его изобретением) и положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной деятельности. Торгово-валютная политика ориентирована на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Как известно, под давлением Ассоциации электронной промышленности администрация США ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники, поступающей на американский рынок.
Значительную роль в поддержке инновационной деятельности играют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, а также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным).
С активизацией международных интеграционных процессов и проведением согласованной экономической политики, свойственной общему европейскому экономическому пространству, появилась новая возможность разработки единой инновационной политики на уровне государств - членов ЕС [3]. Согласованная европейскими странами инновационная политика воплощается в разработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом.
Принятый в ЕС План развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии предполагает получение и внедрение результатов научных исследований более быстрым и упрощенным способом на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в Союзе. На распространение и использование в ЕС результатов НИОКР была ориентирована и программа «Вэлью».
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), имеющее в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию [4, с. 247-248].
В настоящее время Япония имеет долговременную программу научно-технического развития страны. Государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Здесь осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. Находящаяся под эгидой МВТП Японская ассоциация промышленных технологий занимается экспортом и импортом лицензий. В целом же поставлена задача превратить страну из импортера лицензий в их экспортера.
В реализации Японией научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.
Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих наукоемкое производство - сети региональных центров высшего технологического уровня. Стратегически взят курс на интеллектуализацию всего японского хозяйства.
Лидером среди новых индустриальных стран, добившихся в последние годы наиболее ярких и значимых результатов на пути инновационного развития, несомненно, является Республика Корея. Начиная с 1990 г., она постоянно предпринимает усилия по созданию в стране высокотехнологичной экономики. Спектр производимой в стране продукции чрезвычайно широк и охватывает все современные виды деятельности - от микробиологии до жидкокристаллических дисплеев, роботизированных комплексов по сборке готовой продукции, автомобилей и компьютеров.
Последовательная политика корейского правительства во многом облегчила переход к новой экономической парадигме, основанной на знаниях. Государство играло исключительно важную роль в создании инновационного сектора Кореи, особенно на начальном этапе перехода к инновационной модели развития. Однако формы влияния государства на экономику были достаточно гибкими, а все ключевые решения согласовывались с бизнесом.
Корейское правительство использует все возможности монетарной и фискальной политики для создания благоприятных условий роста инновационного сектора экономики. Среди них - налоговые стимулы и преференции [4, с. 75]. Для расширения инвестиций в инновационные технологии был снижен налог для малых, средних и начинающих предприятий, действующих в этой сфере. С целью улучшения инвестиционного климата для руководства и персонала иностранных компаний был уменьшен подоходный налог. В единый свод объединены правила, касающиеся зон свободной торговли; упрощены процедуры, регулирующие сделки по конвертации иностранной валюты между компаниями с иностранным капиталом и их зарубежными головными офисами.
В промышленно развитых странах существует многообразие форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов. Но государственная инновационная политика согласована со всеми видами экономической политики вообще, что проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Ее характерным свойством явля-
ется широта воздействия: она нацеливает иных субъектов на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Изучение инновационной политики и опыта поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах показывает, что без помощи государства невозможно успешно осуществлять инновационные программы в разных отраслях экономики.
В современных условиях место и роль страны в мировом сообществе в значительной мере определяется уровнем технологического развития, степенью соответствия темпам мирового научно-технического прогресса, надежным научным обеспечением экономического и социального развития.
Проведение сильной структурной, инвестиционной и инновационной политики при параллельном использовании рычагов, методов и стимулов рыночного хозяйства является одним из важнейших приоритетов реализуемой в Республике Узбекистан государственной научно-технической политики. В Узбекистане приоритетным направлением является обеспечение дальнейшего развития инновационных исследований путем ориентации вновь формируемых проектов прикладных исследований на решение конкретных задач отраслей экономики, создания рынка интеллектуальной собственности, а также формирования инфраструктуры научно-технической информации, обеспечивающей интеграцию образования, науки и производства.
Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Утвердить эффективное использование имеющегося научнотехнического потенциала можно лишь с помощью последовательной и неуклонно осуществляемой инновационной политики, соответствующей реальным социально-экономическим условиям и направленной на решение насущных проблем социально-экономического развития.
Библиографический список
1. Гулямов С. С., Шермухамедов А. Т., Шермухамедов O.A. Опыт инновационной политики в зарубежных странах // Актуальные проблемы развития инновационной деятельности: сб. науч. трудов междунар. конф. 6-8 окт. 2008 г. Ташкент, 2008.
2. Силкина Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности // Инновационные технологии и системы: мат-лы междунар. форума. Минск, 2006.
3. РахимоваД.Н., Зайнутдинов Ш.Н. Инновационый менеджмент. Ташкент, 2006.
4. Чепелъ С.В. Опыт инновационного развития Кореи и возможности его использования для экономики Узбекистана // Проблемы применения в производстве инновационных проектов и технологий: сб. науч. трудов междунар. конф. 15-16 мая 2009 г. Джиззак, 2009.