Научная статья на тему 'Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности'

Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1816
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ МЕТОДЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INNOVATION POLICY / GOVERNMENT REGULATION / DIRECT AND INDIRECT METHODS / ENCOURAGING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аббосходжаева Ширин Фатхуллаевна

Рассматриваются инновационная политика, опыт и характерные особенности регулирования инновационной деятельности в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Experience of Informational Activity Maintenance

The article deals with innovation policy, experience and characteristics of management innovation in foreign countries.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности»

Sh.F. Abboskhodzhaeva Foreign Experience of Informational Activity Maintenance

The article deals with innovation policy, experience and characteristics of management innovation in foreign countries.

Key words and word-combinations: innovative technologies, innovation policy, government regulation, direct and indirect methods, encouraging.

Рассматриваются инновационная политика, опыт и характерные особенности регулирования инновационной деятельности в зарубежных странах

Ключевые слова и словосочетания: инновационные технологии, инновационная политика, государственное регулирование, прямые и косвенные методы, стимулирование.

УДК 338.24 ББК 65.050

Ш.Ф. Аббосходжаева

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I 1ромышленно развитые страны в современных условиях целенаправленно реализуют государственную инновационную политику через создание благоприятного экономического климата, способствующего осуществлению инновационных процессов. Тем самым государство объединяет сферу «чистой» (академической) науки и производство товаров и услуг.

Однако и собственно организационная роль государства в области организации и поддержки инновационной деятельности достаточно весома и реализуется в устойчивых формах [1, с. 83]. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, правительства которых отводят центральное место НИОКР и внедрению новейших технологий. При этом создаются условия льготного кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства; образовываются специальные институты (министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды), издаются законы о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности.

Государственная поддержка инноваций осуществляется как прямыми (административно-ведомственная и программно-целевая формы), так и косвенными методами регулирования.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает непосредственное финансирование путем создания государственных целевых программ поддержки нововведений (в том числе, в малых наукоемких фирмах); систему государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг; предоставление кредитных льгот для осуществления нововведений.

В случае контрактного финансирования инновационных работ государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком. Так, в Соединенных Штатах в 1992 г. была введена в действие программа помощи мелкому инновационному бизнесу. Двенадцать федеральных ведомств, имеющих в своем распоряжении более 100 млн дол. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участия ни банковский, ни венчурный капитал [2]. В Канаде правительство предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии. За счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50% их затрат на НИОКР.

Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача -оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий, что достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, которые часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово-промышленных палат и частного бизнеса. Как правило, подобные предприятия ориентированы на удовлетворение потребностей крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопар-ковых структур успешно сочетается с отраслевой, а период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.

Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой -на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К ним относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций.

Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на условиях, более выгодных в отношении величины процента и порядка погашения. Важность налогового регулирования в качестве инструмента осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. Замечено, что если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то стимул к предпринимательству

быстро уменьшается; если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениям практически исчезает.

В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время -20%. В целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР [1, с. 85].

Законодательные нормы в странах Запада существенно влияют на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия. Это обстоятельство позволяет изобретателю получать «инновационную ренту» (плату за пользование его изобретением) и положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной деятельности. Торгово-валютная политика ориентирована на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Как известно, под давлением Ассоциации электронной промышленности администрация США ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники, поступающей на американский рынок.

Значительную роль в поддержке инновационной деятельности играют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, а также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным).

С активизацией международных интеграционных процессов и проведением согласованной экономической политики, свойственной общему европейскому экономическому пространству, появилась новая возможность разработки единой инновационной политики на уровне государств - членов ЕС [3]. Согласованная европейскими странами инновационная политика воплощается в разработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом.

Принятый в ЕС План развития международной инфраструктуры нововведений и передачи технологии предполагает получение и внедрение результатов научных исследований более быстрым и упрощенным способом на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в Союзе. На распространение и использование в ЕС результатов НИОКР была ориентирована и программа «Вэлью».

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), имеющее в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию [4, с. 247-248].

В настоящее время Япония имеет долговременную программу научно-технического развития страны. Государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5% ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Здесь осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. Находящаяся под эгидой МВТП Японская ассоциация промышленных технологий занимается экспортом и импортом лицензий. В целом же поставлена задача превратить страну из импортера лицензий в их экспортера.

В реализации Японией научно-инновационной политики опора делается на крупные корпорации.

Японская модель интеграции науки и производства предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих наукоемкое производство - сети региональных центров высшего технологического уровня. Стратегически взят курс на интеллектуализацию всего японского хозяйства.

Лидером среди новых индустриальных стран, добившихся в последние годы наиболее ярких и значимых результатов на пути инновационного развития, несомненно, является Республика Корея. Начиная с 1990 г., она постоянно предпринимает усилия по созданию в стране высокотехнологичной экономики. Спектр производимой в стране продукции чрезвычайно широк и охватывает все современные виды деятельности - от микробиологии до жидкокристаллических дисплеев, роботизированных комплексов по сборке готовой продукции, автомобилей и компьютеров.

Последовательная политика корейского правительства во многом облегчила переход к новой экономической парадигме, основанной на знаниях. Государство играло исключительно важную роль в создании инновационного сектора Кореи, особенно на начальном этапе перехода к инновационной модели развития. Однако формы влияния государства на экономику были достаточно гибкими, а все ключевые решения согласовывались с бизнесом.

Корейское правительство использует все возможности монетарной и фискальной политики для создания благоприятных условий роста инновационного сектора экономики. Среди них - налоговые стимулы и преференции [4, с. 75]. Для расширения инвестиций в инновационные технологии был снижен налог для малых, средних и начинающих предприятий, действующих в этой сфере. С целью улучшения инвестиционного климата для руководства и персонала иностранных компаний был уменьшен подоходный налог. В единый свод объединены правила, касающиеся зон свободной торговли; упрощены процедуры, регулирующие сделки по конвертации иностранной валюты между компаниями с иностранным капиталом и их зарубежными головными офисами.

В промышленно развитых странах существует многообразие форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов. Но государственная инновационная политика согласована со всеми видами экономической политики вообще, что проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Ее характерным свойством явля-

ется широта воздействия: она нацеливает иных субъектов на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Изучение инновационной политики и опыта поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах показывает, что без помощи государства невозможно успешно осуществлять инновационные программы в разных отраслях экономики.

В современных условиях место и роль страны в мировом сообществе в значительной мере определяется уровнем технологического развития, степенью соответствия темпам мирового научно-технического прогресса, надежным научным обеспечением экономического и социального развития.

Проведение сильной структурной, инвестиционной и инновационной политики при параллельном использовании рычагов, методов и стимулов рыночного хозяйства является одним из важнейших приоритетов реализуемой в Республике Узбекистан государственной научно-технической политики. В Узбекистане приоритетным направлением является обеспечение дальнейшего развития инновационных исследований путем ориентации вновь формируемых проектов прикладных исследований на решение конкретных задач отраслей экономики, создания рынка интеллектуальной собственности, а также формирования инфраструктуры научно-технической информации, обеспечивающей интеграцию образования, науки и производства.

Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Утвердить эффективное использование имеющегося научнотехнического потенциала можно лишь с помощью последовательной и неуклонно осуществляемой инновационной политики, соответствующей реальным социально-экономическим условиям и направленной на решение насущных проблем социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Гулямов С. С., Шермухамедов А. Т., Шермухамедов O.A. Опыт инновационной политики в зарубежных странах // Актуальные проблемы развития инновационной деятельности: сб. науч. трудов междунар. конф. 6-8 окт. 2008 г. Ташкент, 2008.

2. Силкина Е.В. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности // Инновационные технологии и системы: мат-лы междунар. форума. Минск, 2006.

3. РахимоваД.Н., Зайнутдинов Ш.Н. Инновационый менеджмент. Ташкент, 2006.

4. Чепелъ С.В. Опыт инновационного развития Кореи и возможности его использования для экономики Узбекистана // Проблемы применения в производстве инновационных проектов и технологий: сб. науч. трудов междунар. конф. 15-16 мая 2009 г. Джиззак, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.