Научная статья на тему 'Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве'

Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / MECHANISM / STIMULATION / INNOVATIONAL FUNCTIONING / AGRICULTURAL SECTOR / GOVERNMENT REGULATION / INNOVATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жевора Юрий Иванович, Донецкий Дмитрий Сергеевич

В статье рассмотрен механизм стимулирования инновационной деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Выделены особенности и мировой опыт стимулирования инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Предложены меры государственного регулирования инновационной деятельности, способствующие повышению уровня инновационной активности предприятий АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of stimulating innovational activity of agricultural sector enterprises is considered in the article. The peculiarities and world experience of stimulating innovational activity of agricultural sector enterprises are also singled out. The measures of innovational functioning government regulation increasing the innovational activity of agricultural sector enterprises are suggested.

Текст научной работы на тему «Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве»

МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Ю. И. Жевора, Д. С. Донецкий

THE MECHANISM OF STIMULATING IN NOVATIONAL ACTIVITY IN RURAL ECONOMY

Zhevora J. I., Donetskiy D. S.

The mechanism of stimulating innovational activity of agricultural sector enterprises is considered in the article. The peculiartties and world experience of stimulating innovational activity of agricultural sector enterprises are also singled out. The measures of innovational functioning government regulation increasing the innovational activity of agricultural sector enterprises are suggested.

Key words: mechanism, stimulation, innovational functioning, agricultural sector, government regulation, innovational activity.

В статье рассмотрен механизм стимулирования инновационной деятельности предприятий агропромышленного комплекса. Выделены особенности и мировой опыт стимулирования инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Предлошены меры государственного регулирования инновационной деятельности, способствующие повышению уровня инновационной активности предприятий АПК.

Ключевые слова: механизм, стимулирование, инновационная деятельность, агропромышленный комплекс, государственное регулирование, инновационная активность.

УДК 338.43

В настоящее время в России разработка стратегии, направленной на развитие инновационной деятельности, поставлена в ряд основных задач экономической политики. В этой связи опыт развитых стран в формировании инновационной среды и стимулирования инновационной активности может послужить основой при выработке программ инновационного развития России и формировании оптимального варианта инновационной стратегии страны (4, с. 56).

Инновационная деятельность осуществляется на основе инновационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность организаций, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Развитая инновационная инфраструктура страны - залог успешного протекания инновационной деятельности.

Субъектами инновационной деятельности в аграрном секторе страны являются сельскохозяйственные научные организации и учебные учреждения, внедренческие формирования различных организационных форм, обслуживающие формирования, органы государственной власти и сельскохозяйственные товаропроизводители.

Особую роль в развитии инновационной деятельности в сельскохозяйственном производстве играют различные внедренческие формирования. В сельском хозяйстве России сформировались следующие виды организационных форм инновационной деятельно-

сти: научно-производственные объединения, научно-производственные (производственные) системы, центры научного обеспечения, информационно-консультационные центры и пункты, агротехнопарковые формирования и другие.

В начале 90-х годов XX века сфера инновационной деятельности в АПК была представлена сельскохозяйственными научно-производственными, производственными и агропромышленными системами, малыми внедренческими предприятиями, внедренческими кооперативами и другими организациями.

Особое значение в настоящее время приобретают агротехнопарковые структуры, выступающие связующим звеном научных, образовательных организаций, производства и бизнеса, способных тем самым сформировать эффективную инновационную инфраструктуру аграрной сферы.

Классическая модель технопарка выглядит следующим образом: научно-производственный комплекс, который реализует технологическую цепочку от научных исследований до выпуска нового продукта, объединяет деятельность научно-исследовательских институтов и организаций, высших учебных заведений, коммерческих структур и местных органов власти и управления.

Не менее важным условием проникновения научных достижений в производство является деятельность органов управления на всех его уровнях (от районного до областного и федерального) с соответствующей системой информации, рекламы и пропаганды научных разработок (1, с. 106). С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики и повышению конкурентоспособности продукции (8, с. 84).

Таким образом, можно выделить следующие особенности инновационной деятельности в сельском хозяйстве:

- Во-первых, сельское хозяйство имеет четко выраженные особенности присущие только данной отрасли, такие как зональные

условия производства, биологическая основа отрасли, сезонный характер производства и другие, которые напрямую влияют на развитие инновационной деятельности.

- Во-вторых, многоотраслевой характер сельского хозяйства предполагает множество видов инноваций, которые классифицируются по ряду характерных признаков.

- В-третьих, аграрный сектор России отличается специфической инновационной инфраструктурой, в которую помимо самих товаропроизводителей входят такие субъекты, как научные и учебные учреждения, внедренческие формирования, органы государственной власти и другие.

- В-четвертых, инновационная деятельность в сельском хозяйстве отличается многообразием организационных форм. Их деятельность направлена на дальнейшее развитие научно-технического прогресса в АПК, осуществление интенсификации сельскохозяйственного производства и в конечном итоге на повышение его эффективности.

Государственная политика базируется на реализации комплекса законодательных и организационных мер, направленных на создание и поддержание в стране «инновационного климата», благоприятных для реализации нововведений экономических, материально-технических, организационных, правовых и моральных условий (8, с. 82).

Механизм стимулирования освоения нововведений сельскохозяйственным производством включает государственную кредитно-финансовую поддержку, которая не только обеспечивает жизнеспособность фермерских хозяйств, но и стимулирует приток капитала в аграрный сектор, и в первую очередь, на освоение научно-технических достижений, способствует росту эффективности производства и развитию сельского хозяйства в слаборазвитых регионах страны (9, с. 158).

Для представления соответствующих льгот инновационно активным предприятиям создаются специальные институты: научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды. Деятельность их основывается на законах о поддержке инно-

вационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности (6, с. 42).

С целью повышения инновационной активности аграрного сектора экономики используют широкий арсенал прямых и косвенных мер (рис. 1).

Прямые методы государственного регулирования осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Первая форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии с законодательством в

сфере инноваций. Программно-целевая форма государственного регулирования инновационной деятельности предполагает прямое финансирование такой деятельности посредством государственных целевых программ поддержки нововведений. Как правило, создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг (в данном случае государство выступает в роли заказчика НИОКР, а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком) (6, с. 49).

Меры поБышенияин но® анионной активности аграрного сектора эконЬмНкн

Пряньте

Косвенные

А дмини сгр ати вн о -в едомств ен ные

Рис. 1. Механизм стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве

В настоящее время доля государства в финансировании НИОКР в развитых странах составляет около 30 % (4, с. 97) Приоритет в государственном финансировании отдается фундаментальным исследованиям, которые являются источником будущих открытий и новых технологических возможностей, способствуют дальнейшему экономическому росту, повышению качества жизни и укреплению национальной безопасности (5, с. 137).

Отдельное внимание заслуживает структура затрат на НИОКР в зарубежных

странах. В отличие от США, где наблюдается дифференциация инвестиций в сферу НИОКР, государства ЕС идут по пути ярко выраженной концентрации затрат на исследования и разработки в определенных отраслях. Если в США ни одна отрасль не вкладывает в НИОКР более 13 % от общих расходов на НИОКР этого сектора экономики, то в большинстве стран ЕС выделяются особые области и программы, составляющие специализацию той или иной страны.

Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур. В 80-е годы XX века в США и в странах Западной Европы большое развитие получили различного рода научно-производственные комплексы, инновационные центры, научные и технологические парки, «инкубаторы предприятий высокой технологии».

Наряду с вышеперечисленными прямыми методами государственной поддержки инновационной деятельности в аграрном секторе существуют такие формы прямого экономического воздействия как государственное предпринимательство, стимулирование кооперации науки и производства, всемерная поддержка конкурентоспособности предприятий, то есть корпораций, действующих на международном уровне.

Общей тенденцией в последние десятилетия в развитых странах является сокращение прямого государственного «вмешательства» в инновационный процесс. Вместе с тем государство использует все более широкий спектр мер косвенного стимулирования инновационной активности за счет налоговых льгот, льготных кредитов, целенаправленной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса, формирования необходимой инновационной инфраструктуры и соответствующих институтов (4, с. 128). Косвенные методы государственной поддержки инновационной деятельности направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности (6, с. 154).

К мерам непосредственного стимулирования инновационных процессов традиционно относят налоговое и амортизационное регулирование, кредитную и финансовую политику. Особенностью данных мер является предоставление полной самостоятельности хозяйствующих субъектов в принятии решений.

Одним из важнейших стимулирующих факторов в инновационной системе считается особый режим налогообложения. Стиму-

лирование проведения НИОКР и использования их результатов в хозяйственной деятельности благодаря особому налогообложению имеет по сравнению с другими мерами стимулирования НИОКР ряд преимуществ, которые делают их особенно привлекательными.

В частности, с помощью налоговых инструментов можно снизить цену НИОКР в значительной мере независимо от их бюджета, благодаря чему не оказывается отрицательного влияния на принятие предпринимателем решения относительно приоритетности проектов НИОКР. Снижение цены ведет к распространению деятельности в области НИОКР также и на такие проекты, которые казались бы невыгодными без особого налогообложения затрат на НИОКР.

Исследования показывают, что налоговые меры в той форме, которая была применена в США, Канаде или Австралии, оказали довольно сильный стимулирующий эффект, и предприятия отреагировали на уменьшение цены НИОКР увеличением затрат на них (5, с. 158).

В мировой практике используются налоговые льготы различных видов, стимулирующие инновационную деятельность (7, с. 211):

- предоставление исследовательского и налогового кредита - отсрочки налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

- уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

- льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

- предоставление льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

- льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых вузам и инновационным организациям;

- вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

- зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

Кроме того, например, в США налоговые льготы устанавливают на венчурный (рисковый) капитал, вкладываемый в научно-технические разработки, и на получаемую от них прибыль. Учитывая неопределенность в деле получения нужного результата и связанный с этим риск, государство берет на себя страхование возможных потерь (11, с. 189). Это послужило толчком к росту большого количества мелких и средних фирм, занятых поиском новых идей, их разработкой, внедрением и производством.

В высокоразвитых странах также широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИ-ОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы. В ФРГ в первый год может быть списано 40 % расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР.

Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3 лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование - в течение 4-5 лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования -энергосберегающему, экологическому, информационному (11, с. 191).

Одним из важнейших механизмов стимулирования развития инновационного развития является система льготного кредитования. Так, в Италии фонд технологических нововведений имеет право предоставлять льготные кредиты сроком на 15 лет, при этом 80 % суммы выдается в течение реализации программы и 20 % - на ее завершающей стадии.

К элементам системы финансового регулирования инновационного развития относится государственное страхование займов. В США, например, администрация по делам малого бизнеса гарантирует до 90 % ссуды, представляемой коммерческими банками малым предприятиям. В ФРГ и Великобритании существует система страхования кредитов, которая на период от 15 до 23 лет гарантирует частным банкам возврат 80 % стоимости заказа (11, с. 192).

Экономическая политика развитых стран также включает такие меры, как сокращение административных барьеров, снижение таможенных пошлин на импортируемое наукоемкое оборудование и другие аналогичные меры.

Во многих развитых странах действует целая система программ, стимулирующих активизацию инновационного предпринимательства. «Инновационный климат» стимулирует возникновение и развитие новых фирм, занятых генерированием, освоением и коммерциализацией научно-технических нововведений. При этом основные усилия государства направлены на начальные и «предначальные» периоды становления малых инновационных предприятий.

Так, в США Министерство сельского хозяйства финансирует проекты НИОКР в области сельскохозяйственных биотехнологий для малых фирм, отвечающих требованиям министерства и выполняющих условия коммерциализации научно-технических результатов. В ФРГ законодательно закреплены условия осуществления дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала. Принята Программа стимулирования кооперационных инновационных проектов, поддерживающая сотрудничество мелких фирм с госу-

дарственными и частными научно-исследовательскими учреждениями (11, с. 193).

В настоящее время в Западной Европе правительства играют значительную роль в создании смешанной, частно-государственной информационной инфраструктуры инновационного бизнеса. Важнейшими элементами такой инфраструктуры являются независимые организации по прикладным исследованиям, научные парки, внедрение новых технологических стандартов, кластерные проекты, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия (3, с. 141).

Особый интерес для АПК России может представлять опыт развитых стран в применении так называемых кластерных стратегий, которые представляют собой комплексные программы по стимулированию сотрудничества между исследовательскими центрами, университетами, группами предприятий и компаний, предусматривающие развитие взаимосвязи между ними.

Кластерная концепция заключается в том, что правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров (совокупность отраслей с высоким уровнем агрегации) и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей. Кластерные стратегии широко используются в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии и ряде других стран (7, с. 78).

Мировой опыт развития сельскохозяйственного производства свидетельствует о том, что базой для развития инновационной деятельности являются консультационные службы или службы экстеншн (10, с. 25). Установлено, что мировые инвестиции в систему пропаганды и освоения нововведений сельскохозяйственным производством составляют более 5 млрд. долларов США в год, а численность занятого при этом научного персонала достигает 400 тысяч человек. Затраты из государственного бюджета на финансирование системы пропаганды и внедрения составляют в среднем тридцать и

более процентов от затрат на научные исследования (9, с. 128).

В каждой отдельно взятой стране эта система имеет свои особенности в организационной структуре, степени централизации, источниках финансирования, методах работы. Как правило, система пропаганды и внедрения достижений науки, техники и передового опыта в сельскохозяйственное производство представляет собой совокупность различных агентств и служб государственного и частного секторов (9, с. 130).

В целях активизации инновационной деятельности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов.

С той же целью зарубежные страны планируют оптимальное распределение на их территории научно-технический потенциал. Так в США, Японии и ряде других стран были разработаны общенациональные программы развития научно-технической деятельности в регионах, соответственного перераспределения управленческих функций (11, с. 207).

Таким образом, методы прямой государственной поддержки и опосредованного стимулирования инновационной активности в развитых странах многообразны и постоянно совершенствуются. При этом государство играет разные роли, выполняя функции законодателя и субъекта хозяйственной деятельности; заказчика и покупателя новой продукции; гаранта и страховщика, связанных с риском «пионерских» НИОКР (4, с. 29).

Государство стимулирует инновационный процесс на всех его стадиях, начиная с формирования идей и заканчивая ее реализацией и распространением. При этом активно идет сокращение правовых, экономических и психологических барьеров, а также сокращение прямой государственной поддержки. Происходит сосредоточение ресурсов и средств на инновационном развитии приоритетных отраслей.

На основе опыта развитых стран можно предложить следующие направления повышения инновационной активности сельского хозяйства России:

- разработка долговременной программы научно-технического развития страны;

- создание эффективного механизма финансирования и экономического стимулирования инновационной деятельности в аграрном секторе экономики;

- создание структурных подразделений в составе государственных органов власти, выполняющих функции сбора информации, рекламы и пропаганды научных разработок;

- привлечение частных и иностранных инвестиций (в виде грантов) на финансирование НИОКР;

- всесторонняя поддержка государством малого и среднего инновационного бизнеса;

- сокращение административных барьеров;

- поощрение активных закупок результатов НИОКР за рубежом;

- развитие системы страхования инвестиций в сфере НИОКР;

- создание инновационной инфраструктуры (информационно-консультационной службы, агротехнопарков, агротехнопо-лисов и др.);

- совершенствование системы образования и подготовки кадров, готовых к нововведениям и способных реализовать принципы и задачи современной инновационной стратегии страны.

Таким образом, на основании предложенных направлений повышения инновационной активности сельскохозяйственных предприятий возможно сформировать соответствующий механизм стимулирования инновационной деятельности в аграрной сфере экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрная наука России на пороге XXI века: Состояние и проблемы: коллективная монография / под ред. И. Санду, Г. Полунин. — М.: «Экономика и информатика», 1999.

2. Баутин В. М. Инновационная деятельность в сельскохозяйственном консультировании региона / В. М. Баутин, В. В. Козлов, Е. Ю. Козлова. — М.: ФГНУ «Росинформагро-тех», 2003.

3. Инновационный менеджмент: учебное пособие / под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагае-ва. — М.: Дело, 2003.

4. Клавдиенко В. Стимулирование инновационной активности: мировые тенденции и Россия // Общество и экономика. — 2006. — № 7—8.

5. Леонтьев Л. И. Опыт стимулирования инновационной деятельности за рубежом. URL: http:. innov.eltech.ra/Innov_W/innov.html

6. Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие /В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова. — М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Минниханов Р. Н. Инновационный менеджмент в АПК / Р. Н. Минниханов, В. В. Алексеев, Д. И. Файзрахманов, М. А. Сагдиев. — М.: МСХА, 2003.

8. Научно-техническое развитие Агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы): коллективная монография / под ред.

И. Санду, М. Веселовский. — М: «Экономика и информатика», 2001.

9. Регуш В. В. Механизм освоения инноваций в АПК: монография / В. В. Регуш, Г. В. Маркова, А. А. Гришин. — М.: ООО «НИПКЦ «Вос-ход-А», 2006.

10. Родионова О. А. Организационно-экономические новации в АПК: правовое обеспечение и механизм реализации: монография / О. А. Родионова, С. Н. Гришкина, Т. Н. Карпова и др. — М.: Восход-А, 2006.

11. Ушачев И. Г. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / под ред. И. Г. Ушачева, И. Т. Трубилина, Е. С. Ог-лоблина, И. С. Санду. — М.: Колосс, 2007.

Об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жевора Юрий Иванович, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат экономических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Экономика и менеджмент». Сфера научных интересов - инновационные процессы в экономике.

Донецкий Дмитрий Сергеевич, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант. Сфера научных интересов - инновационные процессы в экономике. сооМоп&топ @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.