Научная статья на тему 'Зарубежный опыт налогообложения в недропользовании и использования рентных платежей'

Зарубежный опыт налогообложения в недропользовании и использования рентных платежей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ / МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / БОНУСЫ / РОЯЛТИ / СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / TAXATION / COMPETITIVENESS / RENTAL PAYMENT / MINERAL RESOURCES / BONUS / ROYALTY / STABILIZATION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грязнухина-степанова В. Р.

Дается аналитический обзор налогообложения недропользователей и использования рентных платежей в зарубежных странах, что из этого приемлемо для недропользователей нашей страны и каким образом это можно применить в условиях нашего региона. Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000-2004 гг., Urals), вызвал приток в Россию значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки «избыточного» предложения валюты в официальные резервы во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики («голландская болезнь»). Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации возникшей рублевой масштабной эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF TAXATION IN MINERAL RESOURCE MANAGEMENT AND RENTAL PAYMENT EXPERTISE

The article presents analytical review on taxation of subsoil users and usage of rental payment in foreign countries; the appropriate experience that can be used under condition of our region. High level of free market price that has been established after 2000 (from $ 23 US to $ 35 US for barrel in average for 1 year in 2000-2004, Urals) caused big currency assets flow in Russia. In this condition monetary control bodies encountered a necessity of purchasing of the «excess» currency to the official reserves in order to escape shock rouble strengthening that might lead to loss of competitiveness of the national economy («Dutch disease»). As a consequence, there appeared need for sterilization tool of the created rouble large-scale emission that could allow controlling money offer increase.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт налогообложения в недропользовании и использования рентных платежей»

УДК (336.227+338:622):622.32

В. Р. Грязнухина-Степанова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Дается аналитический обзор налогообложения недропользователей и использования рентных платежей в зарубежных странах, что из этого приемлемо для недропользователей нашей страны и каким образом это можно применить в условиях нашего региона.

Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000-2004 гг., Urals), вызвал приток в Россию значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки «избыточного» предложения валюты в официальные резервы во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики («голландская болезнь»). Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации возникшей рублевой масштабной эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.

Ключевые слова: налогообложение, конкурентоспособность, рентные платежи, минеральные ресурсы, бонусы, роялти, стабилизационный фонд.

Одной из главнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения, собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже: по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным - около 40%.

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей составной частью доходов государственного бюджета. Так, в Японии доля налогов с физических и юридических лиц составляет примерно 8085% всех доходов государственного бюджета. Кроме того, государственный бюджет пополняется за счет увеличения государственного долга, продажи концессий, гербовых сборов и прочих доходов. Тем не менее налоги являются важнейшей образующей государственного бюджета.

Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в определении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов её деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Ясно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

В Норвегии правительство провозгласило политику, согласно которой норвежские нефтяные ресурсы «принадлежат норвежскому народу и должны быть использованы на благо нынешнего и будущего поколений» [1]. Как отмечают специалисты, в отличие от России, где офици-

ГРЯЗНУХИНА-СТЕПАНОВА Вера Романовна - научный сотрудник ИПНГ СО РАН

ально декларируемые цели часто отличаются от реальности, норвежцы в течение десятилетий очень строго следили за выполнением этого принципа. Во-первых, когда началась разработка первых месторождений, к ней были допущены лишь три компании - Statoil, Norsk Hydro и Saga Petroleum. Все они были норвежскими «национальными», хотя последние две были созданы с участием частного капитала. Доминирующей нефтяной компанией в Норвегии является государственная компания Statoil, созданная в 1973 году.

Налоговая политика в Норвегии была сформирована таким образом, что к 1980 г. поступления в бюджет от этой отрасли составили 20% [2]. Нефте- и газодобывающие предприятия, кроме общего для всех предприятий корпоративного налога, выплачивают арендную плату за лицензионную площадь и экологический налог. Но главным элементом налогообложения предприятий этой отрасли является специальный нефтяной налог. Его величина меняется в зависимости от конъюнктуры рынка. Первоначально он был установлен в размере 25% от доходов, а в 1980 г. повышен до 35%. В этот период суммарное налогообложение нефтяных компаний достигало 85%. В 80-е годы на мировых рынках наметилась тенденция к снижению цен на нефть и нефтепродукты. В Норвегии правительство тогда несколько скорректировало налоговое бремя на «нефтянку»: специальный нефтяной налог был снижен до 30%, а на новых месторождениях даже и этот налог мог быть уменьшен наполовину.

Эти и некоторые другие мероприятия позволили несколько снизить налоговое бремя нефтяной отрасли, хотя все равно общий объем налогообложения отрасли даже в самые тяжелые для нее времена достигал 60-65% и был примерно вдвое выше, чем в других секторах экономики. С начала XXI века конъюнктура мирового рынка углеводородного сырья вновь переживает подъем. И здесь гибкая налоговая политика нефтедобычи норвежцев соответствующим образом скорректировала колебания мирового рынка.

Государственный нефтяной Фонд Норвегии был основан в 1990 г. Причиной создания Фонда послужили демог-рафические тенденции - увеличение доли граждан старшего и преклонного возраста в населении страны (предполагается, что при сохранении нынешних демографических тенденций пенсионные выплаты к 2030 г. будут составлять до 15% валового внутреннего продукта (ВВП)) [3]. Это повлекло за собой необходимость роста отчислений в пенсионные фонды и создание накопленного резервного фонда, средства которого использовались бы на социальные нужды.

Одной из его основных целей является поддержание благосостояния страны в случае падения поступлений от экспорта нефти и газа. К настоящему времени величина фонда достигает примерно 80 млрд $, или около 18 тыс. $ в расчете на одного жителя [2].

Отчисления в фонд осуществляются в периоды роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, которые сопровождаются периодами экономического подъема страны и лишь в том случае, если бюджетный центр правительства выполняется с профицитом. Фонд стал важным инструментом финансовой политики правительства, поэтому снизилось бремя пенсионных отчислений. Повысилась эффективность фискальной политики правительства с использованием средств фонда для сглаживания экономических циклов. В периоды роста цен на нефть фонд используется как инструмент для стерилизации денежной массы, увеличение которого вызвано высокими нефтяными доходами.

Фонд придерживается консервативной политики, что позволило государству добиваться профицита бюджета, который был зафиксирован даже в 1998 г., когда произошел обвал мировых цен на нефть.

По существу, Государственный нефтяной фонд в Норвегии - это фонд будущих поколений, поскольку предполагается его расходовать не при возникновении краткосрочных конъюнктурных проблем госбюджета или нефтяных корпораций, а в период, когда физически начнут иссякать нефтяные источники. По оценкам специалистов, это может произойти примерно к середине текущего столетия. Одновременно с созданием «заначки» на перспективу Норвегия значительные бюджетные ресурсы направляет на поддержание высоких стандартов текущего потребления граждан.

Во-первых, эта задача реализуется путем приоритетного направления бюджетных средств на социальные трансферты. В частности, в 2002 г. на финансирование пенсий по старости и инвалидности, на различные детские пособия и другие выплаты из фондов социального страхования было направлено почти 40% бюджетных средств, тогда как на оборону - только 4,7%. Во-вторых, поддерживается высокий уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Например, уровень заработной платы в системе школьного образования даже выше, чем, например, в обрабатывающей промышленности; он составляет около 75% от самой вы-

сокооплачиваемой отрасли в стране - нефте- и газодобывающей промышленности [2].

Опыт Норвегии, как и некоторых других, социально ориентированных европейских государств, наглядно демонстрирует, как может быть достигнут баланс интересов большей части населения и нефтяных компаний. Здесь используются преимущественно демократические механизмы и процедуры.

Макроэкономический Стабилизационный фонд Венесуэлы был учрежден в ноябре 1998 г. с целью защитить экономику страны от возможных перепадов, вызванных нестабильностью мировых цен на нефть.

Целью Фонда служит стабилизация нефтяных доходов центрального правительства, местных администраций и государственной нефтяной компании (Petroleos de Venezuela). Фонд ведет краткосрочную стабилизационную политику, при которой отчисления в него осуществляются при превышении реальными ценами некоторой установленной отметки. Кроме того, Стабилизационный фонд осуществляет инвестиции в иностранные активы, которыми управляет Центральный банк (ЦБ) Венесуэлы.

Отчисления производятся из трех источников (центральное правительство, местные администрации и государственная нефтяная компания). Для каждого из этих источников устанавливается своя отметка цены: для центрального правительства - это скользящая средняя за последние пять лет доходов от налога на прибыль, уплачиваемого нефтяным сектором, ренты (royslties) и дивидендов, выплачиваемых нефтяной компанией, за вычетом обязательных трансфертных платежей региональным правительствам и обязательных отчислений в Фонд погашения долга; для региональных правительств эта отметка составляет скользящую среднюю за последние пять лет трансфертных платежей от центрального правительства; для нефтяной компании - скользящую среднюю за последние пять лет цен на нефть, очищенных от налогов.

Расход средств Фонда возможен только в случае понижения цен на нефть установленной отметки, либо если запасы фонда превышают 80% среднегодового уровня доходов за последние 5 лет [3]. Адлятого, чтобы получить доступ к ресурсам Фонда, правительство должно получить одобрение Конгресса, с 1999 г. - по решению президента.

Законодательно установлено, что резервы Фонда в конце года не должны опускаться ниже 1/3 их величины по состоянию на конец предыдущего года. В 1999 г. в устав Фонда были внесены изменения. Средства Фонда стали ассигноваться на социальные и инвестиционные нужды и погашение долга. Новые, более низкие отметки цен были установлены на период с 1999-2004 гг., а из сумм, превышающих эти значения, только 50% должно отчисляться в Фонд [3].

Наибольшую известность получили подобные фонды, созданные в странах Персидского залива. В действительности такие фонды с более или менее формальными правилами использования и пополнения их средств существуют лишь в Кувейте и Омане. Остальные страны региона

полагаются на менее формальные процедуры и на рыночные механизмы для сглаживания возможных шоков от изменения мировых цен на нефть.

В Кувейте подобный фонд (Общий резервный фонд) был создан в 1960-х годах и финансируется из бюджета благодаря его профициту в связи с открытием в предыдущее десятилетие месторождений нефти. В 1976 г. был учрежден Резервный фонд будущих поколений с целью обеспечения безбедного существования будущих поколений жителей страны.

Изначально он состоял из 10% Общего резервного фонда, 10% всех доходов страны, а также из собственных доходов Фонда от инвестиционной деятельности. В отличие от предыдущих примеров отчисления в фонд производятся вне зависимости от ситуации на международном рынке нефтепродуктов. Всякое использование средств Резервного фонда будущих поколений возможно лишь с согласия Национальной ассамблеи.

После образования Резервного фонда будущих поколений на Общий резервный фонд были возложены стабилизационные функции. Кроме того, Фонд управляет денежными потоками страны, включая обслуживание государственного долга и управление внутренними инвестициями правительства. Средства Фонда складываются из продажи принадлежащих государству предприятий, за исключением 10%, поступающих в Резервный фонд будущих поколений.

Значительные средства, аккумулированные фондами, вызвали необходимость создания специального Управления инвестиций Кувейта в 1982 г. Ему были переданы все функции, ранее относившиеся к Министерству финансов.

Штат Аляска (США) располагает уникальным опытом использования рентных платежей в целях финансового самообеспечения регионального развития и рационального природопользования, ознакомление с которым имеет боль -шое практическое значение для нашего региона, в особенности по добыче природных ресурсов, в частности нефтяных. Благодаря четко определенному законодательному регулированию прав собственности на землю и прав на недропользование, а также разумно организованной системе изъятия нефтяной ренты большая часть прибыли от добычи нефти стала поступать в экономику этой территории.

Для осуществления сберегательных и стабилизационных функций на Аляске создано два фонда - Постоянный фонд Аляски и Конституционный бюджетный резервный фонд.

Постоянный фонд (Alaska Permanent Fund) функционирует с 1976 г. Цель фонда - накопление резервов в пользу будущих поколений, когда в результате истощения ресурсов снизится добыча нефти в штате. Его средства быстро росли и к 1999 г. составляли 27,1 млрд долл. Средства Фонда инвестировались в высокодоходные отрасли, и среднегодовая доходность за период с 1978 по 1999 гг. составляла в среднем свыше 7%. Более того, в 1996 г. доход фонда от инвестиций превысил его доход от нефтяной промышленности [3].

Как минимум 25% всех нефтяных доходов штата, включающих лицензионные и рентные платежи, основной суммы роялти, выручки от операций с роялти, других федеральных платежей по минеральным ресурсам в части, причитающейся штату, а также бонусов, должны направляться в Постоянный фонд. Таким образом, значительная часть этих доходов минует бюджет штата Аляска. Основная часть суммы постоянно инвестируется, запасы, находящиеся в управлении Фонда, пополняются практически постоянно вне зависимости от тенденций на мировых рынках энергоресурсов и финансового положения штата.

В отношении расходования доходов Фонда строгих пра-вил не существует. Решение принимается ежегодно. Часть средств выплачивается жителям Аляски в виде так называемого дивиденда по установленным правилам, часть реинвестируется с тем, чтобы нейтрализовать эффективность инфляции, а другая часть доходов переводится в разряд основного капитала как сбережение для будущих поколений. Дивиденд жителям Аляски выплачивается Фондом с 1982 г. с целью заинтересовать население в своей деятельности. За это время порядка 40% доходов фонда было выплачено в качестве дивиденда.

Конституционный бюджетный резервный фонд учрежден в 1990 г. в качестве реакции на мировое снижение цен на нефть в конце 80-х годов, как вспомогательный источник средств на случай возникновения дефицита бюджета. Законодательно ежегодно устанавливается лимит средств, которые могут быть взяты из Фонда в данном году, лимит в случае необходимости может быть изменен. Средства, передаваемые Фондом в бюджет, оформляются в виде долга и должны быть возвращены в фонд в годы, когда бюджет выполняется с профицитом.

Главной особенностью системы природопользования при помощи такого механизма рентных отношений, как Постоянный фонд штата Аляска, является то, что этот фонд трансформирует невозобновляемый со временем доход штата от использования невозобновляемых минеральных ресурсов в возобновляемый финансовый источник дохода и инвестирования в поддержание благосостояния как существующих, так и будущих поколений жителей штата.

Опыт Республики Казахстан, представляющей собой одного из наиболее надежных и перспективных партнеров России на постсоветском пространстве, также заслуживает серьезного внимания. Доходная часть бюджета Казахстана, как и России, в значительной части формируется за счет поступлений от экспорта сырьевых ресурсов топливного, металлургического и химического комплексов. В структуре казахстанского экспорта основную долю за -нимают минеральные ресурсы (55,2%), цветные металлы и изделия из них (25,4%) [4]. Такая ситуация требует от руководства республики разработки финансовых рычагов, которые позволили бы сочетать как общенациональные интересы, так и потребности и устремления казахстанских сырьевых корпораций.

Одним из важнейших элементов созданной финансовой системы Казахстана, призванной решать эти непростые задачи, является Национальный фонд республики. Он учрежден Указом Президента Нурсултана Назарбаева в середине 2000 г. Целью Фонда является формирование накоплений государства (сберегательная функция), а также снижение зависимости республиканского и местных бюджетов от конъюнктуры мировых цен (стабилизационная функция). Особенностью этого Фонда в отличие от Российского Стабилизационного является то, что его можно считать президентским. В частности, основными документами, регламентирующими деятельность этого финансового института, закреплено, что объем и направления использования его ресурсов определяются президентом по предложению правительства. Для управления Фондом президент формирует состав Совета по управлению «Национальным фондом». Он же вправе давать этому Совету, правительству и Национальному банку по вопросам Фонда обязательные для исполнения указания, осуществлять контроль его деятельности. Управление Фондом осуществляет Национальный банк Казахстана на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с правительством. Деятельность Фонда подразделяется на два блока. Первый должен реализовывать стабилизационную функцию, второй - сберегательную.

Для выполнения стабилизационной функции доходная часть Фонда формируется путем зачисления в него ресурсов в размере разницы между фактическими объемами налоговых платежей в бюджет и их плановыми объемами от организаций сырьевого сектора. В состав платежей включаются: подоходный налог с юридических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на сверхприбыль, бонусы, роялти, доля республики по разделу продукции по заключенным контрактам. На каждый год утверждается конкретный список плательщиков в Национальный фонд, включающий небольшое число предприятий. Так, на 2001 г. был утвержден список 12 предприятий сырьевого сектора. В ходе реализации задуманной финансовой модели, безусловно, вносились некоторые изменения, в частности, списки предприятий-плательщиков привязывались к конкретным налогам. Но все равно общее число контрагентов фонда небольшое, что определяет управляемость запланированными процессами и общую эффективность сформированных механизмов. Сберегательная функция фонда реализуется иным способом.

Поступления на эти цели формируются за счет официальных трансфертов из республиканского и местных бюджетов . Они составляют 10% от планируемых в этих бюдже-тах сумм поступлений по налогам и иным обязательным платежам, перечисленным выше, а также за счет доходов от управления инвестируемыми Фондом средствами [3]. Аккумулируемые Фондом ресурсы должны размещаться в надежные и ликвидные иностранные финансовые активы, они не могут использоваться для кредитования частных или государственных организаций. Эти средства долж-

ны быть размещены в инструменты денежного рынка, в ценные бумаги и акции. Например, в 2001 г. активы Фонда были инвестированы, в основном, в государственные ценные бумаги США.

Сведения о направлениях и результативности размещения средств Фонда, как и многие другие данные, открыты для широкой общественности, практически их может получить любой интересующийся данной проблемой. Это чрезвычайно важно для поддержания социального равновесия в обществе. Национальный фонд Казахстана приступил к проведению реальных операций с 2001 г. Успехи его деятельности были весьма ощутимыми. Только за первый год было аккумулировано 1,2 миллиарда $.

Сохранившаяся благоприятная ситуация на мировых товарных рынках и стабильность на финансовом рынке Казахстана обеспечили превышение предложения иностранной валюты над спросом. Это позволило увеличить за год резервы Национального банка Казахстана до 3,1 млрд $, или на 25%. Продолжился и рост активов Национального фонда, увеличившихся за 2002 г. примерно на 60%. Если судить по тенденциям экономического развития республики, то можно отметить определенные успехи, достигнутые в последние годы. Прежде всего, в Казахстане наблюдается самая низкая на пространстве СНГ инфляция (2002 г. -6,6%, 2003 г. - 6,8%), отмечаются устойчивые темпы роста экономики [2].

В России относительно недавно был создан Стабилизационный фонд. Государственная дума Российской Федерации приняла Федеральный закон от 23.12.2003 г. за № 184-ФЗ «О внесении дополнений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации». Благодаря налоговым поступлениям от неожиданных нефтяных доходов он достиг 108 млрд долл. кконцу 2004 года [5].

Затем были два постановления Правительства РФ в 2004 г. и в 2006 г. «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 23.01.2004 №31 (ред. от 21.05.2007) были утверждены правила перечисления в Стабилизационный фонд РФ дополнительных доходов федерального бюджета, остатков средств федерального бюджета на нача -ло финансового года и доходов от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации.

Вплоть до 2004 г. в России отсутствовал четкий финансовый механизм, увязывающий поступление на рынок экспортной выручки с аккумулированием избыточной ликвидности на бюджетных счетах, что обусловливало «пиковые» скачки денежного предложения в конце года. Такая неравномерность негативно сказывалась на уровне инфляции. Для того, чтобы разрешить эту проблему и создать механизм автоматической стерилизации избыточной эмиссии, было принято решение о формировании, начиная с 2004 г., бюджетного Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего часть экспортных сверхдоходов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков.

Кроме того, это решение преследовало и другие цели:

- накопление резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения мировых цен на углеводородное сырье и сжатия налоговых доходов;

- защита финансовых активов государства от курсовых рисков.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ и другими законами действуют следующие правила, регулирующие формирование и использование Стабилизационного фонда [5]:

• Аккумулирование ресурсов в Фонде происходит при превышении цен на нефть марки Urals базового уровня в 20 долл./барр. Средства, перечисляемые в Стабилизационный фонд, пропорциональны дополнительным объемам собираемых вывозных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых, возникающим в результате превышения фактической цены на нефть над базовой. В случае принятия соответствующего решения в Стабилизационный фонд будет направляться прирост остатков на других счетах бюджета, не израсходованных по итогам года.

• Средства Стабилизационного фонда находятся в управлении Министерства финансов РФ и могут размещаться в долговых обязательствах иностранных государств. Доходы от размещения средств Стабилизационного фонда не капитализируются, а относятся к доходам федерального бюджета.

• Расходование средств Стабилизационного фонда предусматривается в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры (цены на нефть ниже базового уровня).

В последнее время в соответствии с Посланием Президента РФ Стабилизационный фонд как таковой былупраз-

днен. На его основе созданы Федеральным законом от 24.04.2007 № 63-ФЗ два новых фонда - Резервный фонд и Фонд будущих поколений, которые будут аккумулировать суммы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых, а также экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. Управлять полученными средствами будет Министерство финансов России [6].

На базе Фонда будущих поколений предусматривается создать Фонд национального благосостояния. Часть средств этого Фонда планируется направлять на софинан-сирование добровольных пенсионных накоплений. Предположительно на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить одну тысячу рублей.

Российская экономика могла бы быстро расти за счет нефтяной промышленности, но в результате правовой неустойчивости годовые темпы нефтедобычи упали с 13% до 2%. Также рост экономики России мог бы быть за счет газовой отрасли, но независимых газодобытчиков давит «Газпром», который увеличил объемы своего производства за восемь лет всего на 0,6%. За счет обрабатывающих отраслей мог бы произойти рост экономики страны, но ни одна отрасль российской промышленности (за исключением газовой) до сих пор не превысила объемов производства ещё времен СССР.

Тем не менее в России за последние пять лет наблюдается стабильное развитие экономики, ниже (табл.) приведены индикаторы экономического развития.

Таблица

Основные индикаторы экономического развития России за 2001-2005 гг.

Показатели 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год

Макроэкономические показатели

ВВП, млрд руб. 9039,4 10863,4 13201,1 17008,4 21665,0

Рост ВВП в реальном выражении,% 5,0 4,3 7,3 7,2 6,4

Промышленное производство, млрд руб. 5881,0 6867,8 8498,0 11209,1 —

Рост промышленного производства,% 4,9 3,7 7,0 6,1 4,0

Внешний долг России на конец периода, млрд $ 130,1 122,1 119,7 114,1 81,5

Внешний долг/ВВП,% 43,38 36,13 26,5 19,33 10,6

Инфляция,% 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9

Платежный баланс

Экспорт, млрд $ 101,88 107,30 135,93 183,2 245,3

Импорт, млрд $ 53,76 60,97 75,44 97,4 125,1

Торговый баланс, млрд $ 48,12 46,33 60,49 85,8 120,2

Прямые иностр. инвестиции, млрд $ 2,75 3,46 6,73 9,42 13,07

Исполнение федерального бюджета

Доходы, млрд руб. 1594,0 2204,7 2588,3 3428,9 5121,0

Расходы, млрд руб. 1321,9 2054,3 2371,5 2735,7 3584,2

Профицит бюджета/ВВП,% 3,0 1,4 1,6 4,1 7,1

Денежные индикаторы

Индикатор М2 на конец периода, млрд руб. 1612,6 2134,5 3212,7 4363,3 6045,6

Золотовалютные резервы на конец периода, млрд $ 36,62 47,79 76,94 124,54 182,2

Социально-экономические индикаторы

Уровень безработицы,% 9,0 8,5 8,6 8,1 7,7

Номинальная средняя зарплата, руб. 3240 4360 5499 6828 8530

Brent, среднее за период, $/bbl 24,4 25,03 28,48 34,4 50,6

RUR/USD, среднее за период 29,18 31,35 30,67 28,81 28,285

RUR/USD, конец периода 30,14 31,78 29,45 27,75 28,7825

Источник: аналитический журнал «Файненшл Бридж»

По состоянию на 1 января 2008 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 3 849,11 млрд рублей, что эквивалентно 156,81 млрд долларов США /Альянс Медиа/. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в декабре прошлого года в Стабфонд были перечислены дополнительные доходы федерального бюджета за ноябрь 2007 г. в размере свыше 183 млрд руб. и доходы от размещения средств Стабфонда в 2007 г. в размере 151,89 млрд руб. /Росфинком/. Стабилизационный фонд России пополнился за минувший год на полтора триллиона рублей или на 56 миллиардов долларов, по данным пресс-релиза Минфина России /Lenta.ru/.

В Республике Саха (Якутия) Целевой фонд будущих поколений (ЦФБП) был создан раньше, чем в России указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29.10.1992 г. за № 278 «О создании Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия)» [7].

Фонд будущих поколений был создан как структурное подразделение комитета по драгоценным металлам, камням и валюте при Правительстве Республики Саха (Якутия) на правах юридического лица с организационноправовой формой «Государственное предприятие». Для создания фонда были выделены федеральные средства, в дальнейшем ЦФБП стал пополняться за счет платежей за недра, (Закон РС (Я) «О недрах», ч.6), поступающих в республиканский бюджет.

Главными целями создания фонда были и остаются сохранение доходов от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов, инвестирование имеющихся средств для получения дохода и реализации целевых программ по обеспечению экономического и социального благосостояния будущих поколений.

Высшим органом фонда является Попечительский совет, назначаемый учредителем (Указ Президента республики только от 12 августа 1999 г.).

По состоянию на 1 января 1999 г. Фонд являлся держа -телем акций и учредителем четырнадцати финансовых организаций и производственных предприятий, среди которых РИКБ «Сахакредитбанк», ННГК ОАО «Саханефте-газ», ООО «Гроссмаркет», ИФ «Сахаинвест», АО «Якугце-мент» и др. [8].

В конце 1999 г. правительством была проведена проверка всех поступлений и использования средств Фонда. За этот промежуток времени Фондом проводилось инвестирование средств в капитальное строительство и финансировались социальные программы, согласно действовавшим на то время уставам. Всего по 1 января 1999 г. за счет средств ЦФБП профинансировано мероприятий более чем на 855 млн (855 553436 тыс.) рублей. В том числе строительство 32 объектов, на оказание разовой помощи в строительстве 12 объектов образования, культуры, лечебного учреждения, на социальные программы. При этом капитальные вложения с каждым годом уменьшались [8].

Приоритетным направлением деятельности Фонда является сфера образования: построены учебные корпуса и общежития высших учебных заведений в городах Нерюнг-ри, Якутске, двадцать общеобразовательных и средних специальных учебных заведений в республике (Олекминский СХТ, Намское педучилище, гимназия в Верхневилюйске, политехнический лицей в с. Сунтар, хореографическое училище с общежитием в г. Якутске и т.д.). Также на сред -ства ЦФБП финансировалось строительство жилого дома для ветеранов ВОВ и творческой интеллигенции, Центра охраны материнства и детства в г. Якутске, санатория «Бэс

Чагда» в Подмосковье, экспериментальной сельской земской больницы в с. Октемцы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За 2004 г. средства внебюджетного Фонда будущих поколений составили 98,8 млн руб., средства ЦФБП 31,6 млн руб. На строительство объектов обустройства построенных групповых водоводов предусмотрено 49,96 млн руб. из средств Фонда.

Деятельность Фонда в целом имеет социальную (образование, медицинские учреждения, культурно-спортивные сооружения, гранты студентам и преподавателям и т.д.) и экологическую (водоснабжение заречных улусов) направленность. Но, к великому сожалению, отчетность о жизни и деятельности ЦФБП по годам в любом виде отсутствует (сайт Фонда, отчет в Статистическом сборнике РС (Я)) за исключением газеты «Якутия». Как было сказано выше, в Казахстане любой желающий может узнать интересующий его вопрос о направленности средств Национального фонда своей страны. Ведь, как известно, недра принадлежат всему народу.

Кроме того, в республике существует другой фонд. Это Целевой бюджетный фонд реализации социально-экономических и экологических программ улусов «алмазной провинции» Республики Саха (Якутия) (ЦБФ), созданный в январе 2000 г. по Указу Президента РС (Я) «О порядке поступления, отражения и использования двухпроцентных отчислений АК «APOCA». Таким образом, изменилась схема движения финансовых потоков 2% отчислений в пользу государства, которые стали поступать на отдельный счет при Министерстве финансов РС (Я) [8].

Собственником средств ЦБФ является Правительство Республики Саха (Якутия), распорядителем - Министерство финансов республики, а оперативное управление и контроль средств осуществляет Коллегия ЦБФ, созданная отдельным постановлением Правительства республики. В состав Коллегии ЦБФ входят главы всех девяти улусов «алмазной провинции», представители министерств, депутаты Госсобрания Ил Тумэн. Базовым документом, определяющим деятельность Коллегии ЦБФ, является «Положение о порядке формирования, утверждения и исполнения Целевого фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов «алмазной провинции» Республики Саха (Якутия)», утвержденным постановлением Правительства республики [8].

До 2001 г. этими финансовыми потоками распоряжался негосударственный фонд «САПИ», деятельность которого в силу сложившихся обстоятельств почти не контролировалась. Начиная с 2002 г., расходы ЦБФ утверждаются в составе государственных капитальных вложений, направляемых на финансирование расходов Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).

Итак, в мире существуют три основные цели создания подобных фондов:

■ Социальная, в виде дивидендов жителям;

■ Стабилизационная;

■ Накопительная (Фонд будущих поколений).

На Аляске и в Кувейте для выполнения каждой функции существуют отдельные фонды. В этом случае использование средств накопительного фонда более четко регулируется законодательством и доступ к ним затруднен.

В использовании средств фондов значительное место занимает инвестиционная деятельность. Пример Норвегии и Кувейта показывает, что инвестирование целесообразнее производить в фондовые рынки других стран, чтобы нейтрализовать влияние колебаний от мировых цен на нефть на остальные отрасли промышленности внутри страны.

Приведенный обзор образования и распределения природной ренты за рубежом убеждает в целесообразности использования рентного дохода в интересах общества. Особенно хорошие результаты имеются в Норвегии, Кувейте, Аляске и Казахстане, где накопление средств осуществляется в счет компенсаций неблагоприятной ресурсной базы бюджета и (или) его социальных обязательств.

Важно заметить, что данной тенденции в последнее время придерживается и Правительство Российской Федерации. На базе Фонда будущих поколений предусматривается создание Фонда национального благосостояния. Часть средств этого Фонда планируется направлять на софинан-сирование добровольных пенсионных накоплений. А в Норвегии, как было отмечено выше, 40% бюджетных средств, собранных с нефтедобычи в виде налогов, рентной платы, предусмотрено на все другие выплаты социального страхования, в том числе на пенсионные отчисления по старости и по инвалидности.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что было бы справедливо создать в нашей республике специальную корпорацию Фонда с периодическим обновлением состава директоров, в котором были бы представлены практически все общественные слои населения республики по примеру штата Аляска (США). Как и в Стабфонде России, так и в Фонде (ЦФБП) Республики Саха (Якутия) управление средствами находится в руках Правительства (Министерство финансов РФ и члены министерств и ведомств РС (Я), которые входят в попечительский совет).

Также по примеру Законодательного собрания штата Аляска можно было у нас в республике учредить специальную дивидендную программу, разделив средства Фонда будущих поколений в связи с пенсионной реформой. Для этого взять определенный процент (около 10%) доходной части Фонда, (который предварительно разделить на доходную и расходную части), и направить на выплату дивидендов в виде накопительной части пенсий каждому жителю республики, начиная с рождения гражданина, как акционерам их собственности на землю и природных ресурсов республики. Задолго до этих процедур, необходимо законодательно провести приватизацию земельных ресурсов территории республики, особенностью которой будет создание коллектив -но-частной формы собственности. Ведь испокон веков земли принадлежали всем народам, населяющим их, будь то земледелец, скотовод, оленевод, рыболов и охотник, основа которых природные ресурсы, включая и земельные.

Литература

1. Жарков С. Процветание Норвегии основано на нефти // Черное золото. Август, 1994. С. 42-45.

2. http://www.companion.ua/Articles/

3. Львов Д., Белкин В., Стороженко В. Зарубежный опыт формирования и использования рентных платежей в недропользовании // Нефть. Газ. Право. №3. 2003. С. 15-19.

4. http:www.trans-u.ru/portale/content/view/

5. ibk.ru

6. ВедевА., КудринА., Солнцев О. Возможные стратегии использования Стабилизационного фонда РФ для предотвращения кризисных ситуаций./Аналитическая лаборатория «Веди». http:www.vedi.ru/macro

7. «Консультант плюс» - Законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления, нормативные акты; Законодательство РС (Я).

8. Газета «Якутия». № 60. 2003. С. 4; № 161. 2006. С. 4.

VR. Gryaznikhina-Stepanova

FOREIGN EXPERIENCE OF TAXATION IN MINERAL RESOURCE MANAGEMENT AND RENTAL PAYMENT EXPERTISE

The article presents analytical review on taxation of subsoil users and usage of rental payment in foreign countries; the appropriate experience that can be used under condition of our region.

High level of free market price that has been established after 2000 (from $ 23 US to $ 35 US for barrel in average for 1 year in 2000-2004, Urals) caused big currency assets flow in Russia. In this condition monetary control bodies encountered a necessity of purchasing of the «excess» currency to the official reserves in order to escape shock rouble strengthening that might lead to loss of competitiveness of the national economy («Dutch disease»). As a consequence, there appeared need for sterilization tool of the created rouble large-scale emission that could allow controlling money offer increase.

Key-words: taxation, competitiveness, rental payment, mineral resources, bonus, royalty, stabilization fund.

■4MK*'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.