Научная статья на тему 'Западные модели рентной политики в недропользовании'

Западные модели рентной политики в недропользовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарф Ирина Валерьевна

Ключевой характеристикой государства являются взаимоотношения между разными уровнями власти, особенно в области формирования и дальнейшего распределения финансовых ресурсов. В настоящее время в свете проводимой в России бюджетной и налоговой реформы анализ межбюджетных отношений, особенно в странах с высоким уровнем жизни населения, представляется полезным. Особенно актуальна проблема изучения распределения доходов между регионами и федеральным центром от использования полезных ископаемых, влияния рентных доходов на социально-экономическое развитие территорий и уровень жизни населения, т.к. основным источником поступлений в государственный бюджет РФ является нефтегазовый сектор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Western Models of the Rent Politics in the Usage of Mineral Resources

One of the Main Aspects in the Development of the Russian Legislation in the Sphere of the Usage of Mineral resources is the application of the Foreign Experience. The Article considers the models of Profits from the Usage of mineral resources in Oil Producing Countries and the influence of the Distribution of Profits onto the Living Standards of People.

Текст научной работы на тему «Западные модели рентной политики в недропользовании»

И. В. Шарф

ЗАПАДНЫЕ МОДЕЛИ РЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ

Ключевой характеристикой государства являются взаимоотношения между разными уровнями власти, особенно в области формирования и дальнейшего распределения финансовых ресурсов. В настоящее время в свете проводимой в России бюджетной и налоговой реформы анализ межбюджетных отношений, особенно в странах с высоким уровнем жизни населения, представляется полезным. Особенно актуальна проблема изучения распределения доходов между регионами и федеральным центром от использования полезных ископаемых, влияния рентных доходов на социально-экономическое развитие территорий и уровень жизни населения, т.к. основным источником поступлений в государственный бюджет РФ является нефтегазовый сектор.

Государственное устройство играет определяющую роль в законодательстве о недрах: в странах с федеративным устройством наряду с федеральным законодательством действуют законы субъектов (штатов, провинций) федерации, в унитарных странах в основе правового регулирования отношений недропользования лежат единые акты органов государственной власти [1. С. 107].

В общемировой практике выделяются две основные системы предоставления права пользования недрами, являющимися во многих странах государственной собственностью: разрешительная и договорная. При разрешительной системе предоставление права пользования участками недр осуществляется на основании государственного разрешения, оформляемого в виде лицензий, патентов и других документов. В данном случае государство выступает как авторитарный субъект, предоставляющий право недропользователю на поиски, оценку и добычу полезных ископаемых в административном порядке и определяющий основные условия пользования недрами. При договорной системе предоставление права пользования недрами осуществляется путем заключения договоров между государством и инвестором, которые в основном лежат в сфере гражданского права. Основными формами договорных отношений являются концессии, соглашения о разделе продукции, аренда, различные формы контрактов [2. С. 115]. Данная система преобладает в странах со слаборазвитой экономикой.

Однако разрешительная и договорная системы предоставления участков недр в пользование в чистом виде в настоящее время практически не существуют. В абсолютном большинстве зарубежных государств наблюдается «процесс взаимовлияния и дополнения разрешительной и договорной систем пользования недрами» [1. С. 129]. Так, во многих странах предоставление недр в пользование для целей поисков и разведки полезных ископаемых осуществляется на основе разрешений, в то время как добыча может осуществляться на договорной основе.

При разных системах применяются различные механизмы налогообложения, ориентированные на изъятие части рентного дохода, возникающего в ходе эксплуатации природных ресурсов у их пользователя и направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Последние платежи являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов. Дополнительные платежи, идущие в специальный фонд, взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (например, геологические и топографические исследования территорий).

В мире сложилось несколько моделей взаимодействия нефтегазового бизнеса и государства. По одной из них добыча нефти контролируется государством, как, напри-

мер, в странах Персидского залива. Во второй модели государство предпочитает получить у нефтяных компаний большой первоначальный взнос-бонус до разработки месторождения и далее - сравнительно небольшие роялти и налоговые платежи. В третьей модели государство основные доходы получает в форме высоких роялти и различных налогов, в том числе рентных, и соглашений о разделе продукции уже после начала добычи нефти.

Практически во всех высокоразвитых странах с богатыми природными ресурсами доходы от использования ресурсов направлены на социально-экономическое развитие страны и региона, в котором расположено месторождение углеводородов. Так, в Канаде, с децентрализованной моделью межбюджетных отношений, компетенция субъектов распространяется также и на природные ресурсы, т. к. по Конституционному акту Канады 1867 г. (с последующими изменениями и дополнениями) право собственности на большую часть природных ресурсов передано провинциям. Провинциальные власти правомочны решать вопросы, касающиеся разведки, использования и охраны естественных невозобновляемых ресурсов на территории субъекта. [3. С. 62]. Каждая провинция имеет свои законы о недропользовании, например в провинции Альберта действуют законы «О горнодобывающей промышленности и минеральных ресурсах», «О рациональном использовании нефти и газа», «О шахтах и полезных ископаемых». Эти законы регулируют деятельность нефтяных и газовых компаний. В случае нарушения условий аренды или лицензии министр по делам шахт провинции уведомляет недропользователя о прекращении права пользования участком недр. Лицензия на разведку и добычу нефти и газа не может быть передана третьим лицам без письменного согласия Совета по энергетике и энергетическому коммунальному хозяйству провинции Альберта. Совет вправе изменить условия пользования участком недр, закрепленные в передаваемой лицензии, либо отказать в ее передаче.

На федеральном уровне отношения в сфере недропользования регулируются Законом «О нефтяных ресурсах Канады» только на территориях и акваториях, находящихся под федеральной юрисдикцией. В этом Законе определены три вида документов, предоставляющих право пользования участками недр, в отношении недр, находящихся под юрисдикцией федерального правительства: лицензия на разведочные работы, лицензия на добычу, лицензия на крупное месторождение. Система выдачи лицензий на разведочные работы - аукционная. Победитель обязан в течение первого периода девятилетнего срока пробурить хотя бы одну скважину, в противном случае лицензия на второй период не будет продлена. Факт открытия месторожде-

ния недропользователем, подтвержденный Национальным энергетическим советом, дает право на получение лицензии на добычу, выдаваемой на 9 лет, которая пролонгируется. Для добычи углеводородного сырья максимальный размер участка недр не может превышать 5 760 акров. Лицензия на крупное месторождение выдается недропользователю, открывшему месторождение. По таким лицензиям у недропользователя сохраняются все права, предоставленные разведочной лицензией, а также имеется исключительное право на получение лицензии на добычу. В лицензиях этого типа не указываются ни обязательства по проведению определенного объема работ, ни финансовые обязательства. Целью выдачи такой лицензии является предоставление недропользователю долгосрочных гарантий, а также поощрение проведения разведочных работ.

В Канаде нефтедобывающие компании за пользование недрами выплачивают роялти. Этот платеж хорош тем, что легко контролируется и обеспечивает бюджету ранний и гарантированный доход. В Альберте роялти взимается по прогрессивной шкале: его ставка увеличивается, если растут нефтяные цены и/или увеличиваются дебиты скважин. Таким образом, формула для расчета ставки роялти чувствительна к ценам на углеводороды и продуктивности скважин, связывая налоговые доходы государства с прибыльностью отрасли. Формулы для расчета роялти зависят также от категории нефти: старая, новая или третичная (добытая из месторождений, открытых, соответственно, до 1972 г., после 1972 г. или после 1 октября 1992 г.). Такой механизм поощряет поиск и разведку новых месторождений. В основе существующих в Альберте двух программ стимулирования «скидок (льгот) с издержек» и «каникул» для роялти, направленных на поощрение разведки новых запасов, поддержку исследований и освоения новых технологий, достижение оптимального уровня извлечения ресурсов, лежит система налогового регулирования. В бюджет провинции поступают также отчисления на охрану и восстановление недр и плата за пользование недрами.

Таким образом, собственность на природные ресурсы, их эффективное и рациональное использование с ориентацией на будущие поколения позволяют стабильно получать субъектам федерации высокий доход и расходовать его по собственному усмотрению, что способствует росту благосостояния населения. Кроме того, такие провинции Канады, как Альберта, Онтарио, Британская Колумбия, богатые природными ресурсами, не нуждаются в трансфертах федерального центра, а наоборот, являются регионами-донорами [4].

Бремя дополнительных экологических и социальных нагрузок при освоении недр ложится именно на территории, поэтому регионы должны напрямую получать часть доходов рентного характера. В России излишняя концентрация ресурсных платежей в бюджете государства лишает территориальные власти дополнительных финансовых источников, что не позволяет субъектам РФ принимать активное участие в регулировании процессов недропользования и улучшении социально-экономической ситуации. Применение механизмов налогового стимулирования позволило бы привлечь инвесторов к освоению новых месторождений, продлить добычу на выработанных объектах, а в результате повысить уровень социально-экономических выгод освоения

недр. Существующий перекос в распределении налоговых отчислений между федеральным центром и субъектами нуждается в изменении. Кроме того, введенная поправка относительно налога на добычу полезных ископаемых, применимая к месторождениям ВосточноСибирской нефтегазовой провинции - в границах Красноярского края, Республики Саха-Якутия и Иркутской области, не соответствует одному из принципов построения бюджетной системы - равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

В США одна из наиболее сложных систем предоставления прав недропользования, что связано с многоуровневой иерархией прав собственности на недра. Это в свою очередь зависит от того, на территории каких земель расположены недра: федеральных, штата или частных. Интересен опыт штата Аляска. В конституции штата записано, что правительство должно гарантировать, чтобы нефть Аляски «принесла гражданам максимальную пользу» [5]. Нефть определяется как собственность всех граждан Аляски, а не только собственность тех, кто владел землей на тот момент, когда была открыта нефть.

Перманентный фонд Аляски (АРБ) был создан в 1976 г., после открытия в 1968 г. на Аляске крупных месторождений нефти вблизи залива Прадхо и на дне его акватории. АРБ создавался как источник инвестиций на отдаленное будущее, когда доходы от нефти неизбежно сократятся. Фонд, аккумулирующий до 50% рентных доходов штата, не контролируется территориальными исполнительными органами. Основной капитал этого фонда не может расходоваться без согласия избирателей. Доходы от капитала направляются на защиту капитала фонда от инфляции, а также перечисляются в виде ежегодных дивидендов жителям Аляски.

На сегодняшний день фонд составляет 26 млрд долл., из которых 20 млрд - его уставный капитал. Фонд входит в сотню крупнейших инвестиционных фондов мира.

С момента образования фонда Аляска стала единственным штатом США, в котором происходит сокращение пропасти между богатыми и бедными гражданами. В штате практически нет безработицы. На Аляске которое десятилетие не только регистрируется прирост численности населения, но и увеличивается средняя продолжительность жизни, особенно коренного (сейчас она составляет 67,6 года). Для сравнения: на Чукотке, в Корякии - 45,5 лет.

Для аккумуляции сумм пеней и штрафов от разрешения споров по нефтяным налогам и роялти в 1990 г. был учрежден Конституционный бюджетный резервный фонд штата Аляска. Ежегодно решением парламента штата его средства направляются в операционный бюджет штата. Баланс фонда составляет 3 млрд долл.

Соблюдены интересы и коренных жителей штата. Жителям коренных поселений, расположенных в районе нефтедобычи, гарантированы рентные платежи за использование местных нефтегазовых ресурсов, ежеквартально корректируемые с учетом инфляции. Помимо этого, они являются членами этнической корпорации (всего более 200 в этой отрасли). Аналогичные структуры коренного населения действуют и в других добывающих отраслях региона, а эти отрасли обеспечивают 65% совокупного дохода штата.

В этом штате также созданы 12 региональных корпораций, базирующихся на традиционных принципах общинной экономики, и 13 корпораций представителей

национальных северных меньшинств, составляющих этническое меньшинство в штате. Все эти корпорации владеют 19 млн га - 11,7% аляскинских земель (60% -федеральная собственность, 0,8% - частная). В виде рентного капитала в 1971-2006 гг. штат выплатил 13 этническим корпорациям 1,3 млрд долл. [5]. Этнические общины, дающие право на разведку или разработку месторождений на своих землях, получают либо доход в форме оплаты за это право, либо долю от прибыли.

Правительство Аляски направляет 25% нефтяных лицензионных платежей и налогов в АРБ, а остальные доходы - в статью обычных бюджетных расходов. Налогообложение добычи нефти и газа в штате Аляска выглядит следующим образом:

- налог на имущество (оборудование по добыче, переработке, транспортировке углеводородов), его ставка 2%;

- налог на добычу нефти. В первые пять лет ставка 12,5%, в дальнейшем - 15%. Применяется экономическое лимитирование, т.е. снижение налога для менее прибыльных месторождений;

- плата за возмещение ущерба окружающей среде, нанесенного при выбросах нефти (3 цента с одного барреля добытой нефти);

- роялти. 12,5% от валовой добычи (почти все нефтеносные земли Аляски принадлежат государству);

- налог на доходы корпораций. 9,4% от чистого дохода, полученного на Аляске, и 9,4% от совокупного дохода компании в остальном мире.

Важную роль играют также тарифы на использование Трансканадского нефтепровода, построенного по требованию жителей штата без нанесения вреда окружающей среде и путям миграции животных.

Таким образом, природные ресурсы играют важную роль в повышении уровня жизни каждого жителя штата.

Аккумулирование сверхдоходов от добычи углеводородов применяется и в других странах. Распределение денежных средств ведется исходя из принципа: природные богатства для всех граждан на все времена. Например, в Норвегии Норвежский нефтяной фонд принадлежит всем норвежцам. Его средства направляются на развитие социальной сферы. Норвегия ограничивает количество добываемой нефти, так что этот ресурс рассматривается как принадлежащий не только нынешнему, но и будущим поколениям. В Кувейте при рождении ребенка на его банковский счет зачисляется 3 тыс. долл. Каждый житель Кувейта имеет право на беспроцентную ссуду на строительство жилья - около 220 тыс. долл. Ежемесячно выплачиваются пособия по 170 долл. на несовершеннолетнего ребенка и 300 долл. на неработающую жену. Государство оплачивает лечение и обучение граждан за границей и т.д. В Йемене практически отсутствует квартплата, бесплатный общественный транспорт, очень низкие подоходные налоги с физических лиц. Уровень жизни в этих странах очень высокий. В законодательстве Саудовской Аравии, Судана и

некоторых других мусульманских стран отражено, что «государство должно не только владеть полезными ископаемыми, но и нести ответственность перед всеми членами общества за их надлежащее освоение» [1. С. 243].

Совершенно иная ситуация в Нигерии, в шестой по величине нефтедобывающей стране мира. Здесь бедность населения с увеличением добычи только возрастает. Одна из причин - минимальная роль государства в регулировании процессов недропользования при полной приватизации нефтяного сектора. Доходы частных компаний от добычи составляют порядка 150 млрд долл. в год против 10 млрд государства. Страна не инвестирует социальную сферу. Контраст очевиден. В странах, где соблюдаются права гражданина на доходы от природных ресурсов, правительство инвестирует накопленный капитал в повышение благосостояния своего народа, наблюдается всеобщее повышение жизненного уровня, а развитие экономики идет более быстрыми темпами.

Современная ситуация в России отличается неэффективностью социальной системы: 20% россиян имеют доходы ниже прожиточного минимума, а коэффициент дифференциации доходов достиг в 2006 г. 15,3 раза. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что эксплуатируемые природные богатства не служат реально всему народу нашей страны.

В России ФЗ «О недрах» не закрепляет статус недр как публичного общественного достояния нынешних и будущих поколений российских граждан. Законопроект не содержит никаких гарантий права граждан России на недра, гарантий защиты интересов населения при предоставлении участков недр в пользование. Коренные малочисленные народы, в большинстве своем проживающие в местах, богатых полезными ископаемыми, не имеют никаких финансовых гарантий при освоении месторождений на территории традиционного природопользования. Отсутствуют гарантии граждан не только на получение информации о готовящихся решениях органов власти о выделении участков недр в пользование, но и гарантии какого-либо участия граждан в решении вопросов использования недр и их охраны [6]. Разделение стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд будущих поколений, переименованный по предложению Президента в Фонд национального благо -состояния, не отражает стремления государства заботиться о повышении жизненного уровня каждого гражданина. Кроме того, еще четко не прописаны и законодательно не закреплены направления расходования и механизмы использования денежных средств этих фондов. Мы полагаем, что одним из путей улучшения социальной сферы является устранение вышеназванных пробелов в законодательстве. Желательно, чтобы природные ресурсы приносили пользу государству и его гражданам, т.к. современная ситуация парадоксальна: мы получаем деньги из-за рубежа от экспорта углеводородов и отправляем их обратно, покупая ценные бумаги иностранных компаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВасилевскаяД.В. Правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации и зарубежных странах. М.: Нестор Академик, 2007.

2. Кокин В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М.: Нестор Академик, 2005.

3. КлюкинБ.Д. Горные отношения в странах западной Европы и Америки. М.: Городец-издат, 2000.

4. Назаров В. Перспективы реформирования российской системы межбюджетных отношений // Вопросы экономики. 2006. № 9. С. 112-127.

5. БалиевА. Заповедная нефть. Режим доступа: http://www.rg.ru

6. Федеральный закон «О недрах» N° 2395-1 от 21.02.1992 г. Режим доступа: http://www.garant.ru Статья представлена научной редакцией «Экономика» 20 октября 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.