Научная статья на тему 'Зарубежный опыт налогообложения игорного бизнеса'

Зарубежный опыт налогообложения игорного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2549
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катков К. А.

В данной статье раскрываются принципы и формы налогообложения игорного бизнеса в развитых странах. Выделяются подходы к определению термина «игорный бизнес», а также различные варианты его налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERSEAS EXPERIENCE IN GAMBLING BUSINESS TAXATION

The article explains principles and forms of the taxation of a gambling business in developed countries. The author defines the term «gambling», and also various ways of its taxation.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт налогообложения игорного бизнеса»

Альянс поможет биржам не только интегрироваться в глобальный рынок, но и расширять сферу использования своих продуктов. NYSE, Deutsche Boerse и Tokio Stock Exchange заключили с Standart & Poor's соглашение, по которому агентство будет составлять глобальный фондовый индекс, учитывающий котировки сотен компаний из США, Японии, Канады, Австралии, Южной Кореи и других стран. Впервые в мире инвесторы получат возможность дешево и оперативно вкладывать средства в корзину, состоящую из глобальных акций.

В последнее время многие специалисты из международных институтов озаботились проблемами глобализации финансовых рынков. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с центральным банком Канады подготовила отчет, в котором рассматриваются многие аспекты этого вопроса. Специалисты обоих учреждений настаивают на том, чтобы национальные власти не противились процессу глобализации и, прежде всего, таким явлениям, как развитие электронной торговли, дезинтермедиация и конвергенция биржевых структур.

Глобализация финансового законодательства. Международные экономические организации активно внедряют единые критерии макроэкономической политики. Следствием этого является унификация требований к налоговой, региональной, аграрной, антимонопольной политике, к политике в области занятости. Усиливаются тенденции к унификации и стандартизации. Все шире применяются единые для всех стран стандарты на технологию, экологию, деятельность финансовых организаций, бухгалтерскую и статистическую отчетность.

Глобализация рынка квалифицированных специалистов в области финансов. Число специалистов, за-

нятых международным финансовым бизнесом, увеличилось вдвое за последние 15 лет. Сегодня высокооплачиваемые финансисты, трейдеры и другие специалисты стали гораздо более космополитичными. Так, в Лондонском офисе BNP Paribas 35% сотрудников яв -ляются иностранцами, из них менее половины - французы. Классическим примером концентрации экономических факторов является Лондон. Расположенные здесь различные виды бизнеса получают дополнительную выгоду от соседства друг с другом. Фактически это оптовый магазин различных рынков. При этом доминирующее место занимают иностранные финансовые компании. В этом смысле Лондон для мировых финансов является тем же, что и Уимблдон для тенниса. Именно здесь на соревнования собираются лучшие международные игроки. Концентрируясь в одном месте, иностранные компании образуют огромный ликвидный ры -нок, что сокращает издержки и снижает риски за счет предоставляемой возможности осуществления крупных операций.

Таким образом, финансовая глобализация стала определяющей силой развития мировой экономики, которая достигла определенной зрелости. Ярким свидетельством ускоряющегося развития финансовой глобализации является высокая динамика и растущий объем валютных и евровалютных рынков, банковских депозитов в иностранной валюте, средств, привлеченных с международного финансового рынка, совокупности ресурсов институциональных инвесторов.

1. Меньшиков С. Тенденции экономической глобализации // МЭиМО. 2003. № 2.

2. Суэтин А.А. Мировые финансовые рынки // Финансы и кредит. 2007.

УДК 336.226.4

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

К.А. Катков,

аспирант кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 4(23)

Несмотря на очевидность того, что понятие «азартная игра» должно было бы быть единственным и уникальным, законодательства всех стран трактуют его по-своему

Очень интересное определение азартной игре дается в Латвии. Там азартная игра (или пари) - это такая игра, которая имеет характер договора, основанного на риске, и в которой получаемые участниками выигрыши носят полностью или частично случайный характер; а также игра на игровых автоматах, требующая физического умения и сноровки, в которой ее участники имеют возможность выигрывать в зависимости от ловкости и счастливого случая. Азартной игрой в Латвии не считается игра на игровом автомате, в котором единственным выигрышем является бесплатная игра на этом автомате.

В Швейцарии азартные игры - это игры, в которых делается ставка и которые предоставляют шанс получить выигрыш или другую материальную выгоду Шанс зависит только от случая или в основном от случая.

В Словакии лотерея и другая подобная игра подразумевает под собой игру где любой человек участвует добровольно и платит взнос, возврат которого не гарантируется. Выигрыш или проигрыш определяется исключительно шансом либо непредвиденным наступлением особого обстоятельства или события, определенного оператором в заранее установленных

условиях. Не имеет значения, проводится ли игра посредством механических, электронно-механических, электронных или иных подобных приспособлений.

В Бельгии азартная игра - любая игра (или пари), ведущая либо к потере существующей в ней ставки, либо к выигрышу в каком бы эквиваленте он ни выражался, в пользу одного или нескольких игроков или организатора игры; игра, в которой случайность является одним из элементов определения победителя или распределения выигрыша. Не являются азартными игры, относящиеся к спорту и спортивным пари. Также в Бельгии, как и в Литве, доступ в казино возможен только по достижении 21 года.

Во многих странах игорный бизнес является крупным, а то и основным источником поступлений доходов в бюджет. Конечно, центром мирового игорного бизнеса признан Лас-Вегас, расположенный в штате Невада в США. Многочисленные казино стали настоящими процветающими предприятиями, приносящими огромные доходы государству. В 2000 г. игровые автоматы обеспечили казне штата Невада 15 млрд дол. налогов.

В большинстве развитых стран западной Европы и Северной Америки отсутствуют какие-либо территориальные ограничения на размещение объектов игорного бизнеса. Одним из самых распространенных заблуждений является мнение, что на территории США азартные игры разрешены только в двух штатах - в Неваде и во Флориде, причем только в двух городах на территории этих штатов - соответственно в Лас-Вегасе и Атлан-тик- Сити.

В действительности игорный бизнес разрешен на территории большинства штатов США (36 из 50). Определенные ограничения в отношении игорного бизнеса, безусловно, имеются, однако они не предполагают создания своего рода «резерваций» для казино и игровых залов, а направлены на поддержание высокого уровня прозрачности в игорном бизнесе, защиту интересов посетителей, обеспечение налоговых интересов государства.

Значение игорного бизнеса для развития экономики и инфраструктуры США находит отражение в законодательстве многих штатов. В частности, законодательство штата Невада провозглашает, что игровая индустрия жизненно важна для экономики штата и общего благосостояния его населения. Все заведения, где проводятся игры и размещено игровое оборудование, должны лицензироваться, контролироваться и получать помощь в обеспечении безопасности, нравственности, порядка и общего благосостояния населения штата, в укреплении стабильности и успешности игр и в поддержании конкурентной экономики и политики свободной конкуренции штата. При этом для обеспечения честности, конкуренции, отсутствия криминальных и коррупционных элементов все игорные заведения в штате должны оставаться публичными. Таким образом, деятельность игорных заведений разрешена по всей территории штата.

Развитие игровой индустрии на территории Лас-Вегаса объясняется социально-экономическими причинами, а не законодательным запретом на проведение игр в других населенных пунктах штата. Развитая инфраструктура, большая численность населения, теплый климат и другие социально-экономические условия

способствовали развитию игорного бизнеса именно на территории Лас-Вегаса, хотя любой мелкий предприниматель на всей территории штата вправе получить лицензию на игорный бизнес. Создание каких-либо ограничений в отношении игорного бизнеса, связанных с созданием «игровых резерваций», не предусмотрено и в законодательстве других штатов США.

Аналогичная картина наблюдается и в других западных странах. Так, в Германии азартные игры разрешены на территории всего государства; о территориальных ограничениях можно говорить лишь в том смысле, что игровые автоматы должны быть отделены от помещений казино. В каждом крупном городе Германии действует несколько крупных казино; общее количество игровых аппаратов в стране составляет несколько сотен тысяч.

Какие-либо «игровые резервации» или, наоборот, зоны, закрытые для азартных игр, отсутствуют в Венгрии, Швейцарии, Чешской Республике, Финляндии и Канаде. Во Франции и Великобритании существуют определенные ограничения, однако они ограничивают игорный бизнес не в крупных городах и курортах национального значения, а на остальной территории страны.

В Великобритании казино разрешено открывать в 53 специально отведенных правительством Ее Величества зонах. Во Франции игорные заведения дозволены лишь в крупнейших городах с населением свыше 500 тыс. человек и в ряде городов на Лазурном берегу.

Основным методом регулирования игорного бизнеса в развитых странах является не запрет азартных игр и игорных заведений, а установление требований к порядку их функционирования и условий выдачи лицензий. Например, в штате Невада все лица, вовлеченные в осуществление игорного бизнеса, должны получить лицензию, которая может быть двух типов: ограниченная и неограниченная. Ограниченная лицензия позволяет осуществлять оперирование 15 игровыми машинами; неограниченная позволяет оперировать более чем 15 машинами и объединять их в единые игровые системы.

За выдачу лицензий взимаются лицензионные сборы. Первая группа платежей связана с процедурой оформления лицензий. Они, в частности, включают платежи за обращение с просьбой о выдаче лицензии, а также оплату услуг специалистов, которые изучают соответствие лица, обратившегося с просьбой о выдаче лицензии, лицензионным требованиям.

Другую группу платежей составляют платежи в виде различных периодически уплачиваемых налогов и сборов. Самую значительную их часть образует ежемесячно уплачиваемый налог с прибыли игорных заведений. Этот налог взимается по следующим ставкам: 3% - с прибыли от 0 до 50 000 дол., 4 % - с прибыли от 50 000 до 134 000 дол. и 6,25 % - с прибыли выше 134 000 дол.

Определенные требования установлены к помещениям игровых залов, и власти штата вправе потребовать от собственника помещений, в которых размещается игровое оборудование, чтобы он тоже получил лицензию. Требования также предъявляются к работникам игорных заведений, игровому оборудованию, часам работы игровых залов, отчетам о крупных выигрышах и другим формам государственного и внутреннего контроля за оборотом денежных средств, бухгалтерскому учету и аудиторским проверкам.

Аналогичные по своему характеру меры регулирования игорного бизнеса, направленные не на запрет азартных игр, а на придание им цивилизованных форм и контроль над ними, применяются, как уже было отмечено, и в других странах.

В законодательстве Словакии установлен вмененный налог на игровые автоматы (около 2000 дол. США в год на каждый игровой автомат), который уплачивается организатором игр в два приема - к 1 июля и к 1 сентября текущего года. Уменьшение объектов налогообложения после уплаты налога не влечет возврат излишне уплаченных сумм.

В Российской Федерации организации игорного бизнеса освобождены от уплаты налога на прибыль, но это происходит не во всех странах. Так, например, в Испании, помимо вмененного налога на игровое оборудование, устанавливаемого в каждой провинции решениями местных властей, юридическое лицо - организатор игр - должно уплачивать налог на прибыль в размере 35% и НДС в размере 16%. В Словакии налог на прибыль в размере 19% должен уплачиваться независимо от внесения вышеупомянутого вмененного налога.

Практически все азиатские страны в настоящее время рассматривают или пересматривают свои взгляды на индустрию азартных игр. В первую очередь это связано с тем, что прибыль от казино и других игорных предприятий в тех государствах, где они легализованы, постоянно растет, давая необходимые бюджету средства и повышая туристическую привлекательность этих стран.

Население азиатских стран тратит на азартные игры приблизительно 14 млрд дол. США в год. Это и игра в казино, и ставки на скачках, тотализаторах, и лотереи, и всевозможные нелегальные пари. В 2010 г. ожидает-

ся, что эта сумма составит уже 23 млрд дол. США в год. На увеличение спроса на азартные игры влияет прежде всего быстро развивающаяся экономика азиатских стран, рост населения (особенно в Китае) и туристической активности.

Все это понимают власти государств. Им индустрия азартных игр выгодна не только как доходная часть бюджета, но и как предоставляющая рабочие места для граждан, дополнительно привлекающая туристов.

Рассмотрев механизм государственного регулирования и налогообложения игорного бизнеса в зарубежных странах, можно выделить основные моменты, которые целесообразно использовать и в российской практике.

1. Во всем мире разрешительный механизм регулирования игорного бизнеса - лицензия. Пошлина за получение лицензии во многих странах установлена на высоком уровне. К тому же лицензии выдаются «адресно», т. е. на открытие конкретного игорного заведения в конкретном месте, причем в некоторых странах, например во Франции, в лицензии зафиксировано даже точное число игровых автоматов.

2. Административный запрет игорного бизнеса на практике не имеет широкого распространения, так как такие ограничения только лишь создают условия для ухода игорного бизнеса в «тень». Тем самым государство лишает себя возможности серьезно влиять на игорный бизнес и получать от него доходы.

3. Во всем мире организации-лидеры, профессионально работающие в сфере игорного бизнеса, являются основными финансовыми донорами социально значимых программ и исследований. Они способствуют созданию и развитию инфраструктуры для диагностики, лечения и реабилитации зависимых пациентов. Такую практику необходимо внедрять и в России.

УДК 336.55(470.44)

НОРМАТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проводимая в последние годы реформа бюджетного процесса во многом направлена на повышение эффективности межбюджетных отношений. Распределение финансовых ресурсов между бюджетами различного уровня в России осложняется высокой дифференциацией регионов по уровню экономического развития, плотности населения, природноклиматическим условиям, национальным особенностям. Возникают существенные различия в потребностях бюджетного финансирования и в сложившихся налоговых базах отдельных территорий.

Федеральным законом от 28 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в которых уточнены условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В настоящий момент регионы, получающие межбюджетные трансферты, распределены по группам в зависимости от доли трансфертов в доходной части бюджета. Пропорционально увеличению доли

Ю.С. Осипова,

аспирантка кафедры финансов, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 4(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.