Гудиева Тинатин Тенгизовна, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, аспирант, г. Санкт-Петербург
Характеристика зарубежного опыта игорного налогообложения
Налоги - мощный экономический инструмент, основной задачей которого является выполнение фискальной функции. Но в вопросе налогообложения азартных игр особое значение имеет регулирующая функция, способная как стимулировать определенные отрасли, так и ограничивать их развитие.
Азартные игры во все времена вызывали двоякое отношение - с одной стороны они являются хорошим источником доходов бюджетов государств, с другой - несут общественную опасность, из-за которой их всегда и пытались ограничить, в том числе с помощью налогообложения.
На сегодняшний день разные страны ведут различную налоговую политику в отношении игорного бизнеса. По данному принципу их можно подразделить на две категории:
- страны, где вмешательство власти в экономические процессы минимально;
- государства, где активно вмешиваются в развитие игорной деятельности.
Также, как и в Российской Федерации, основной нормативно-правовой базой, регулирующей игорную деятельность в зарубежных странах, в том числе ее налогообложение, являются основные законы государств, законы о налогах и сборах, различные подзаконные акты правительств, и других ведомств, множественные нормативно-правовые акты органов власти субъектов в федеративных государств, а также муниципальных подразделений.
Одной из стран, где некоторые вопросы налогообложения игорного бизнеса урегулированы в Конституции, является Швейцария. Здесь данный вид налога является целевым и «используется для покрытия союзных субсидий на случай старости, потери кормильца и инвалидности»[4]. Так же часть 7 статьи 4 Конституции Нью-Джерси полностью посвящена индустрии игр [3, с. 90].
На наш взгляд, идеальной модели налогообложения игорного бизнеса в настоящее время не существует. Как правило, налогообложение азартных игр исторически направлялось на снижение предпринимательской активности в данной сфере, то есть устанавливались высокие, не всегда оправданные налоговые ставки. Но, как показала история, такая политика, также как и запретительная, приводили к выводу игорного бизнеса в тень, что в свою очередь приводило к существенному уменьшению возможности государства регулировать данный вид бизнеса.
Во всех зарубежных странах плательщиками налогов на игорный бизнес являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области организации и проведения азартных игр и пари. При этом само понятие азартной игры и игорного бизнеса могут различаться.
По объектам налогообложения зарубежные страны можно классифицировать следующим образом:
1. страны, где в качестве дохода выступает доход либо прибыль от ведения игорного бизнеса (Канада, Франция, Германия, Египет, Австралия, ЮАР и пр.);
2. государства, в которых объектом налогообложения являются игровое оборудование, в том числе игровые столы, игровые автоматы, кассы букмекерской конторы и тотализаторы - Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия, Армения, Доминиканская Республика и др.;
3. смешанная система налогообложения, при которой налог на игорный бизнес взимается как с единицы игорного оборудования, так и с прибыли или валового дохода свойственна: Латвии, Польше, Болгарии, Испании, Украине, Словакии, Чехии и др.
Кроме того, существуют страны, где государство монополизировало отрасль игорного бизнеса, соответственно, все доходы от ведения игорного бизнеса полностью и напрямую поступают в казну. К таким странам относятся Монако, Швеция, Финляндия.
По территориальному признаку в зарубежных странах налоги на игорный бизнес бывают: государственные, местные, налоги субъектов в федеративных государствах.
Налоговые ставки в зарубежных странах также различны. Например, ставка налога на игровой автомат в Грузии составляет - 40 долларов; в Армении - 160; в Туркмении - 300 долларов; в Эстонии - 360 долларов. Ставки налога на игровой стол также варьируются: в Эстонии - 1565 долларов за стол; в Туркмении - 3500 долларов; в Беларуси - от 2950 до 4720 евро; в Армении 5550 долларов [3, с.196].
В некоторых странах установлены процентные ставки. Налог с казино в Египте составляет 50%; в Макао - 35%; в Голландии - 333%; в Польше - 45%; в Дании - от 45 до 75 % в зависимости от дохода игорного заведения [3, с.197].
Таким образом, в некоторых странах уплачивается не вмененный налог на игровое оборудование, например, как на сегодняшний день в России, но налог на прибыль от осуществления игорной деятельности.
Кроме того, существует государства, где казино уплачивают параллельно с вмененным налогом налог на прибыль. В качестве примера можно привести такие страны, как: Испанию, Словакию, Латвию, Литву, Болгарию. При этом в Испании ставка составляет 2085
63%; в Словакии он установлен в размере 19%; в Латвии и Литве - 15%; в Болгарии уплачивается 50 евро за игровой автомат, и 18% в месяц с доходов организатора игорного заведения [3,с.74].
Таким образом, через налоги перераспределяется от 30 до 50% доходов от игорного бизнеса в зависимости от политики государства. То есть существуют государства, где действуют достаточно низкие ставки налогов на игорный бизнес (Венесуэла, Украина, Никарагуа), так и с высокой налоговой нагрузкой на данный вид бизнеса (Франция, Германия).
В настоящее время в экономической теории существуют несколько систем подоходного налогообложения: пропорциональная, прогрессивная и регрессивная.
При пропорциональной системе налогообложения имеется единая налоговая ставка t, общая же сумма налоговых поступлений Т определяется по формуле:
T=t*Y
При прогрессивной (регрессивной) системе имеется как минимум две ставки: базовая и предельная. Базовая ставка применяется только к начальному диапазону налогооблагаемого дохода. Если доход налогоплательщика превышает верхнюю границу данного диапазона, то к этому превышению применяется предельная ставка налогообложения (больше базовой при прогрессивной и меньше базовой при регрессивной системах).
Средняя ставка налогообложения t рассчитывается как отношение общей суммы выплаченных налогов к совокупному доходу:
t = T/Y [2, с.264]
Как пропорциональная, так и прогрессивная и регрессивная системы налогообложения имеют место в регулировании игорного бизнеса.
Многие государства применяют прогрессивную систему налогообложения, при которой ставка растет вместе с доходами. К таким странам относятся Франция, Швейцария, Бельгия, Дания. Во Франции, например, доход предприятий игорного бизнеса после вычитания из него 25%, облагается налогами от 10 до 80% в зависимости от суммы дохода. В Швейцарии налоговая ставка составляет минимально 40% валового дохода игорного заведения. В Бельгии ставка не может быть меньше 1/3 доходов предприятия. В Дании -для доходов в размере 4 млн. евро установлена ставка 45%, для доходов более 4 млн. евро -75%. В Германии разница между суммой ставок и суммой выплат облагается ставкой 80% [3, с.77].
Можно сказать, что прогрессивная и пропорциональная системы налогообложения являются традиционными при налогообложении игорного бизнеса. Однако, в зарубежных странах существуют и примеры регрессивного налогообложения доходов от осуществления игорного бизнеса. Так, например, к одному из самых интересных примеров можно отнести систему налогообложения в Венгрии, где 30% взимается с чистого дохода в размере до 20,5 млн. евро, 25% - за чистый доход в размере от 20 до 40 млн. евро и 10% -за чистый доход свыше 40 млн. евро [3, с.78].
В Португалии регрессия не связана с суммой валового дохода или другим финансовым показателем деятельности игорного заведения. Здесь организаторы казино уплачивают налог на прибыль в размере 50% в первые три года деятельности, а в последующие года -30-35% в зависимости от региона, в котором находится игорное заведение [3, с.78].
В западных странах существует практика адресного социального использования налоговых доходов от осуществления предпринимательской деятельности в области азартных игр. В большинстве стран на сегодняшний день налоги с организаторов игорных заведений направляются на реализацию социальных программ.
Например, финские власти законодательно закрепили целевое использование прибыли от казино, которая в полном объеме идет на финансирование развития национальной культуры, в то время как доходы государства от пари на скачках направляются на развитие коневодства и поддержку конного спорта.
Нередки случаи, когда организаторы игорных заведений выступают в качестве спонсоров спортивных соревнований и мероприятий, а также профессиональных команд различных видов спорта. В Голландии за счет доходов от игорного бизнеса финансируется чемпионат страны по футболу. «Формула -1» в Канаде также спонсируется предприятиями игорного бизнеса.
Для налоговой системы каждого государства существует своя специфика, которая учитывает национальный менталитет, исторические особенности развития и традиции того или иного общества. Соответственно, и в налогообложении азартных игр страны имеют свои неповторимые черты. Рассмотрим наиболее интересные из них.
В США кроме «классических» видов казино, которые работают в одиннадцати штатах, существуют также так называемые «индейские казино» и казино на речных судах.
В странах, где правовая культура находится на высоком уровне, а именно к ним относятся США, легализация азартных игр приводит жесткому, продуманному законодательному регулированию.
Прекрасным свидетельством этому является регулирование игорного бизнеса в штате Невада и, особенно, в штате Нью-Джерси.
Неваду часто называют родиной современных азартных игр. Официальное регулирование азартных игр в штате началось с закона от 19 мая 1931 года [3, с.85], разрешившего деятельность по организации и проведению азартных игр и пари, в то время, когда США находились в «Великой депрессии». Конечно, для властей штата это был шанс выхода из экономического кризиса. А сегодня Невада является главным центром азарта США. При этом азартные игры ежегодно приносят в казну Невады в виде налогов около миллиарда долларов ежегодно [3, с.88]. Кроме того, игорный бизнес создал в этом штате более 200 000 рабочих мест. Невада часто занимает среди штатов США 5-6 места среди штатов, в которых туристы оставляют больше всего денег, и не только в казино, но и в гостиницах. Таким образом, игорный бизнес дал толчок и для бурного развития гостиничного бизнеса в Неваде, в частности в Лас-Вегасе.
Практически во всех западных странах игорные заведения подлежат лицензированию. Практически везде лицензии выдаются на открытие конкретного игорного заведения и в конкретном месте. Стоимость лицензии, например, в Латвии составляет - 500 тыс. долл. США, в Греции - 730 тыс. евро в год за казино. В некоторых государствах, таких как Германия и Словения лицензионные сборы устанавливаются в зависимости от валового дохода игорного заведения и уплачиваются регулярно: раз в месяц, квартал или год [1].
США не стало исключением. Но кроме этого, в штате Невада лицензированию подлежат все сотрудники казино как принимающие непосредственное участие в игровом процессе - дилеры, пит-боссы, менеджеры, - так и прочие служащие. Отказ в выдаче разрешения может быть в случаях, если лицо нарушало игорное законодательство, имеет криминальное прошлое, имеет даже условную судимость и др.
Нью-Джерси является вторым «азартным» штатом США после Невады, при этом легализация азартных игр произошла по воле народа, а не законодателей, то есть на референдуме. Кроме того, регулирование деятельности по организации азартных игр в Нью-Джерси признано самым детализированным и подробным игорным законодательством во всем мире.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим азартные игры является закон, вступивший в силу 2 июня 1977 года, «О контроле за казино» [6], который в качестве основного направления экономики штата определяет туризм.
В Нью-Джерси казино могут функционировать только в отелях с минимальным количеством комнат - 500.
Как и в Неваде, игорные заведения подлежат лицензированию. В первый год деятельности сбор составляет 200 000 долларов, а в последующие - 100 000 долларов. Здесь налицо регрессивная система налогообложения.
В штате Нью-Джерси лицензированию подлежит не только персонал казино, но и служащие отеля, в котором он находится. Основным критерием отбора также является безупречная репутация соискателя. Обязательной регистрации подлежат также фишки казино, карты, кости, школы крупье.
Относительно игровых автоматов властями принят закон, на основании которого процент выигрыша не может быть меньше 83%. Таким образом, в некоторых казино Атлантик Сити процент выигрыша достигает и 92,5%.
Валовый доход игорных заведения в 2005 году составил 5018 млн. долларов. Из них в бюджет было уплачено в виде налогов 490 млн. долларов [3, с.95], что составляет около 9,8% от общей суммы дохода предприятий осуществляющих деятельность в области азартных игр.
Многонациональным государствам, таким как Россия, США, занимающим обширные территории, свойственно наличие малых коренных народов. В отношении них, как правило, проводится особая политика стран, направленная на сохранение их традиционного уклада жизни и повышение уровня жизни.
В США к таким народностям относят жителей индейских резерваций. В 1988 году Конгрессом США был принят Закон «О регулировании азартных игр, организуемых индейскими племенами» [7]. В нем законодатели закрепили определенный компромисс между интересами штатов и племен, в соответствии с которым индейцы могли создавать казино даже в тех штатах, где обычные казино запрещены, но только на территориях резерваций либо на землях, специально переданных индейцам властями. При этом законом устанавливался жесткий контроль за деятельностью индейских казино. С этой целью был создан орган, контролировавший расходование прибыли, полученной племенами от проведения азартных игр (средства могут быть направлены только на программы развития племени, благотворительные цели, помощь в реализации муниципальных программ и др.).
Таким образом, легализация азартных игр в индейских резервациях и последующий жесткий контроль за их проведением привели к существенному повышению уровня жизни индейцев, являющихся коренным населением США (численность индейцев с 1990 по 2000 год возросла на 20%, а реальный доход на душу населения представителей индейских племен стал в три раза больше, чем в целом у населения штатов), а также принесли и продолжают приносить существенные доходы в бюджеты штатов. Так, в 2002 году доходы от «индейских» казино составили 21% доходов всех игорных заведений США [3, с.100].
Во Франции - прародительнице рулетки - существует особая система самоисключения игроков. Для этого лицам, не желающим, чтобы их допускали в казино и другие игорные заведения, необходимо написать заявление, которое всегда удовлетворяется. В отношении игровых автоматов данная система действует следующим образом: на малые выигрыши она не распространяется, но для получения значительной суммы выигрыша необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность, следовательно, даже выиграв, самоисключившийся игрок денег не получает.
С 2006 года во Франции законодательно введена обязательная идентификация игроков, призванная защитить несовершеннолетних и больных игроманией. Кроме того, пользоваться услугами игорных заведений не могут военнослужащие в униформе, сотрудники государственных органов в униформе, лица, находящиеся в алкогольном или наркотическом опьянении, игровой персонал и пр.
Особенностью проведения азартных игр в Великобритании является то, что в казино запрещены любые виды развлечений, в том числе шоу-программы, выступления артистов и т.д. Кроме того, в Англии недопустима любая реклама игорных заведений, которые до недавнего времени могли работать не более четырнадцати часов в сутки. А персоналу казино категорически запрещается брать чаевые.
До 2005 года в Великобритании существовал «клубный принцип» посещения казино. Он заключался в том, что для начала игры необходимо было стать членом клуба и ждать сорок восемь часов с момента подачи заявления на членство.
В Швейцарии если игрок отстранен по той или иной причине от игры, он не сможет попасть ни в какое другое игорное заведение страны, так как там ведутся реестр и игровые счета клиентов, в котором отображается вся информация о посетителях, их выигрышах и проигрышах. В рекламе игорных заведений Швейцарии запрещается упоминать о выигрышах без указания риска игры.
А в Бельгии все игровые заведения по закону обязаны в общедоступных и хорошо обозримых местах размещать информацию о вреде азартных игр, а также телефоны различных служб, специализирующихся на помощи игроманам и пр. Здесь казино хранят информацию о своих игроках в течение 10 лет с момента последнего посещения клиента.
В Италии, где местные жители невероятным образом сочетают в себе особую приверженность католической церкви и страсть к играм и азарту, всего пять казино. Ставки налогов варьируются от 45% до 70% валового дохода игорных заведений, в зависимости от вида игры. В Италии установлен наиболее строгий запрет на курение в развлекательных заведениях, в том числе в казино.
В Германии игорные заведения не работают в религиозные и государственные праздники.
Княжество Монако своим процветанием обязано именно легализации азартных игр. Благодаря одному-единственному казино Монте-Карло в Монако появилось множество прекрасных парков, гостиниц, ночных клубов. По экспертным оценкам одно рабочее место в игорном бизнесе обеспечивает работой трех-четырех человек в сопутствующих сферах, таких как услуги общественного питания, безопасности, связи и других [5, с.3]. Ежегодно, чтобы посетить казино Монте-Карло в Монако приезжают миллионы туристов. За первые три года работы казино заработало такую сверхприбыль, что граждане Монако были освобождены от уплаты прямых налогов. И это освобождение в силе по сей день. Особенностью казино Монте-Карло является также то, что для входа в залы необходимо купить входной билет, а для посещения определенных залов обязательным является вечернее платье или костюм.
История доказала, что запрет азартных игр, а также 100% государственный контроль не приводят к ожидаемым результатам (в Германии даже фашистские власти всего лишь ограничили игорный бизнес, но не запрещали), следовательно, единственным выходом является разумный компромисс между интересами государства, общества и бизнеса. Поэтому всестороннее изучение истории налогообложения в России, а также зарубежного опыта в области регулирования азартных игр и его адаптация к российской современной действительности, являются важным шагом к выработке оптимально построенной налоговой системы в РФ.
Цивилизованным этапом развития игорного бизнеса в любой стране, на наш взгляд, является расклад, при котором государство, общество и бизнес-сообщество получают дивиденды, то есть при котором государство, устанавливая непрерывный контроль за деятельностью игорных заведений, получает постоянный доход в виде налогов и сборов от проведения азартных игр, предприниматели получают законодательную базу, которая позволяет им стабильно развиваться и совершенствоваться, а общество - квалифицированные игорные заведения и возможность цивилизованно отдыхать, не опасаясь за свою деловую репутацию и возможную недобросовестность со стороны игорных заведений.
Литература
1. Горский И.В.,Медведева О.В. Практика налогообложения игорного бизнеса // Налоговая политика и практика. 2009. №3.
2. Дьяченко Б.А., Найденова Е.М. Экономика: курс лекций. М.: МИФИ. 2008. 264с.
3. Ковтун Е.В., Ковалев С.М. Правовое регулирование игорного бизнеса в зарубежных странах. М.: Аллель. 2000, 2006. 217с.
4. Конституции государств Европы: В 3-х т. / Под общ. Ред. Л.А. Окунькова. Том 3. М.: Норма, 2001.
5. Оганезов Н.Р. Правовое регулирование игорного бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 315с.
6. Casino Control Act (N.J.S.A. 5Л12-1 et seq.)
7. Indian Gaming Regulatory Act (Public Law 100-497, Enacted October 17, 1988).