УДК 338.2
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
© Евгения Константиновна КАРПУНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом, директор института экономики, e-mail: [email protected]
Автор уделяет внимание анализу моделей хозяйствования и экономических политик, реализуемых в настоящее время развитыми европейскими странами и США, в рамках которых удалось полноценно закрепить устои индустриального общества и осуществить переход к постиндустриальной модели хозяйствования. В данном аспекте автор выявил специфику реализации либеральной (образцом которой являются США), социально-либеральной (реализована в Германии) и социал-демократической (черты которой проявляются в экономике Швеции) моделей экономической политики. Доказано, что, несмотря на существенные отличия, общим для трансформации хозяйственных систем большинства развитых стран явилось то, что индустриализация в них происходила естественным путем, а экономическая политика была органически встроена в процесс их эволюционного развития. Адаптация позитивного опыта реализации данных моделей позволит странам мира, которым характерно отставание в уровне социально-экономического развития от стран-лидеров, изыскать пути их опережения на основе избрания точных ориентиров при выстраивании своей экономической политики и выборе траекторий ее реализации.
Ключевые слова: экономическая политика; модернизация; индустриализация; постиндустриализм.
Для экономического развития стран мира всегда было характерно сочетание двух тенденций: первая воплощает стремление одних стран и их хозяйствующих субъектов к лидерству с обеспечением соответствующих преимуществ в конкурентной борьбе, а вторая определяет вектор, направленный на выравнивание уровней социально-экономического развития и подразумевает следование других стран за лидерами, а также изыскание путей их опережения. Для второй группы стран важно избрать точные ориентиры при выстраивании своей экономической политики и выборе траекторий ее реализации.
Хозяйственные системы развитых стран на современном этапе развития еще сохраняют черты индустриального экономического строя, который в настоящее время проявляет признаки своего «заката», в то же время все четче вырисовываются черты постиндустриальной экономики [1]. Происходит смещение значимости от материально-вещественных, энергетических ресурсов к интеллектуальным, информационным ресурсам. Информация играет настолько существенную роль в экономических процессах, что возникает необходимость выделения ее в качестве еще одного фактора производства.
Это, в свою очередь, должно найти отражение в поисках новых моделей хозяйствования и выборе соответствующей экономической политики.
В данном контексте можно выделить следующие модели хозяйствования и экономических политик европейских стран и США, в рамках которых удалось полноценно закрепить устои индустриального общества и осуществить переход к постиндустриальной модели хозяйствования: либеральная (образцом которой являются США); социально-либеральная (неолиберальная), которая реализована в Германии; социал-демократическая, черты которой проявляются в экономике Швеции и др. [2-5].
Как показывает позитивный пример передовых стран, процесс перехода к общественному хозяйству постиндустриального типа невозможен без завершения индустриализации. Только осуществив развитие на индустриальной основе, можно создать предпосылки для постиндустриального «рывка» [6].
Ярким примером реализации такой политики является американская (либеральная) модель, базирующаяся на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, нацеленной на обеспечение высокого уровня производительности труда и массо-
вую ориентацию на достижение личного успеха.
Одной из важнейших черт современного экономического развития США, связанной с распространением научно-технической революции, является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство с его способностью адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. В промышленности новые технологии существенно изменили лицо целых отраслей. Например, внедрение электроплавильных и кислородно-конверторных печей, строительство на их основе мини-заводов позволило резко снизить себестоимость металлургической продукции и существенно улучшить экологические показатели производства.
Помимо промышленного сектора, техника и технологии на микроэлектронной базе оказали огромное влияние на банковскую и страховую отрасли, привели к революции в финансовой сфере. Активно происходят основанные на внедрении микроэлектроники преобразования материально-технической базы торговли, образования, здравоохранения и других секторов экономики [7].
Еще одна принципиальная черта современного состояния американской экономики - повышение уровня ее наукоемкости. При этом, с одной стороны, увеличиваются затраты на НИОКР, совершенствуются их структура и кадровое обеспечение, а с другой -выделяются группы отраслей экономики, производственные результаты в которых непосредственно зависят от затрат на НИОКР. В 2008 г. общий объем затрат на НИОКР в США превысил 383 млрд долл. (2,7 % ВВП) и достиг рекордного за всю историю страны уровня. Гражданские НИОКР при этом также достигли одного из наиболее высоких показателей за всю историю страны - 2,1 % ВВП.
Расходы на НИОКР в США составляют более 33 % мировых, они почти вдвое превосходят соответствующие расходы Японии и Китая, которые по данному показателю занимают второе и третье место в мире (13 и 11 % от мировых расходов, соответственно). Чрезвычайно важным является использование в НИОКР человеческого фактора: в 2007 г. доля ученых и инженеров составила около 80 человек на 10 тыс. занятых, т. е. намного выше, чем в любой другой стране мира, за исключением Японии. Более 67 % всех НИОКР (54 % в 1987 г.) финансируется част-
ным сектором, доля же федерального правительства в финансировании науки, несколько повысившись в начале 2000-х гг., неуклонно сокращается (около 26 % в 2008 г.). Новая администрация США поставила задачу поднять уровень расходов на науку до 3 % ВВП, что, несомненно, еще более укрепит научно-технические позиции страны.
Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США в конце прошлого века стало развитие масштабной информационной инфраструктуры. К началу XXI в. на компании по производству информационной техники приходилось 14 % всей стоимости активов компаний (рыночной капитализации) в США (в 1989 г. только 6 %); на компании по производству программного обеспечения - 9 % (в 1989 г. - 2 %). Инвестиции только в средства информации возросли с 1993 по 2007 гг. с 46 млрд до 94 млрд долл. За период с 2005 по 2008 гг. в развитие сотовой телефонной связи было инвестировано 265 млрд долл., что позволило, в т. ч., увеличить масштабы использования сотовой связи (в 2008 г. услугами сотовой телефонной связи пользовались более 270 млн американцев). В период 1995-2004 гг. вклад в экономический рост телекоммуникационных и иных отраслей по производству информационных технологий составил от 25 до 35 %.
Еще одна важная особенность новой экономики США - роль и масштабы сферы услуг, не имеющей аналогов в других развитых странах. О роли сферы услуг в экономике говорит уже то, что в 2005 г. здесь было сосредоточено около 80 % занятых (причем, более 85 % всех кадров высшей квалификации), около 40 % основных производственных фондов, создавалось более 70 % ВВП. Многие отрасли по производству услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали «локомотивами» научно-технического и социально-экономического развития страны.
На цели образования в США ассигнуются государственные и частные средства, которые возросли за последнюю четверть XX в. почти в 2 раза. В 2007 г. они составили более 1 трлн долл., или около 7,5 % ВВП, что заметно превосходило годовые расходы США на военные цели (660 млрд долл., или около 5,0 % ВВП) в том же году. Кроме того, по разным оценкам, до 200 млрд долл. составляют расходы на «образование взрослых», в рамках которого, например, в 2005 г. в раз-
личных программах обучения участвовало 94 млн человек, или 44 % взрослого населения страны (в середине 1980-х гг. лишь 13,3 %). С учетом всех прочих государственных и частных программ на подготовку и переподготовку рабочей силы (переподготовку безработных, подготовку на рабочем месте и пр.) валовые затраты на образование в США достигают астрономической суммы в 1,2 трлн долл. в год. Абсолютное большинство (4/5) всех учреждений сферы образования (от учреждений дошкольного образования до вузов) финансируется из государственных источников (федерального, штатов и местных бюджетов) - в 2007 г. эти расходы составили 823 млрд долл., или более 81 % от общей суммы. Лишь 20 % всех учреждений образования поддерживаются частным капиталом (корпорациями, частными фондами, отдельными лицами) - их расходы составили в том же году более 180 млрд долл., или около 19 % совокупных расходов [8].
Крупные сдвиги произошли в отношениях собственности. Ключевой характеристикой доминирующего частного сектора американского хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. К началу XXI в. около 90 % всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе хозяйства, т. е. в акционерных обществах [9]. По сравнению с 1970 г. корпоративный сектор по объему продаж вырос почти на 20 %, и корпоративная частная собственность стала в США преобладающей среди всех других форм частной собственности (партнерства, индивидуальной частной собственности) как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений [10].
Социально-либеральная (неолиберальная) модель экономической политики базируется на теории ордолиберализма При этом ордолиберализм, по сути, является немецким вариантом теории неолиберализма, в свою очередь, основанной на теории классического либерализма [11].
Социальное рыночное хозяйство представляет собой социально-экономический порядок, при котором «целенаправленно организованная экономика свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную
гарантию социального прогресса - особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно» [11].
В современных условиях под социальным рыночным хозяйством понимают экономическую общественную систему, обеспечивающую высокую эффективность рыночной экономики и на этой основе гарантирующую гражданам страны максимум социальной справедливости, обеспеченности и социально-экономического прогресса [12].
Определяющую роль в развитии хозяйственной системы Германии сыграла модель социального рыночного хозяйства, согласно которой «задачей государственной политики порядка является соединение свободы, порядка, индивидуализма и коллективизма в гармоничное единство с целью достижения «благосостояния для всех»». Цель - обеспечить каждому индивиду необходимый минимум и создать условия, чтобы любой из них при желании был в состоянии обеспечить себе желанный максимум, т. к. нет ничего важнее, чем возможность раскрепостить человека, дать простор его энергии, инициативе, обеспечить ему достойное существование, удовлетворить материальные и духовные потребности [13]. Однако социальная направленность развития не должна поощрять иждивенческих настроений. Так, В. Гут-ник, анализируя идеи Л. Эрхарда, отмечает: «наилучший социальный порядок существует не там, где путем перераспределения общественного продукта обеспечивается максимально широкая социальная поддержка, а там, где в такой поддержке нуждается минимальное число граждан» [14]. Таким образом, должно быть создано равенство условий для всех членов общества, призванных содействовать развитию способностей человека и их реализации в той мере, в какой этого желает сам человек. Степень личного успеха должна зависеть от уровня способностей конкретного индивида и усилий, которые он затрачивает на их реализацию.
Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», т. е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими разви-
тыми странами мира (1,1 % ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5 % - в промышленности, 64,4 % ВВП - в сфере услуг). Это не случайно, т. к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.
Индустриализация аграрного производства особенно интенсивно проводилась в 50-60-е гг. XX в. активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую отрасль экономики. Сельское хозяйство Германии отличалось высокой насыщенностью техникой. С начала 1980-х гг. в сельском хозяйстве усилилось действие интенсивных факторов, что отражало общую тенденцию к переходу экономики к ресурсосберегающему направлению технического прогресса. Государственные органы брали на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90 % потребностей в продуктах питания удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством.
В соответствии с нарастанием потребностей научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда Германия первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Начиная с 1980-х гг. в экономике страны обозначились новые процессы в накоплении капитала: высокие темпы роста новейших отраслей, модернизация на новой технологической основе традиционных отраслей. Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западногерманских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях свидетельствует о том, что произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта.
На сегодняшний день промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются: автомобилестроение; транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение); общее машиностроение (производство станков, различных приборов); электротех-
ническая промышленность; точная механика и оптика; химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность; черная металлургия.
Все более заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной, коже-венно-обувной и пищевкусовой промышленности.
Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран, тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме.
Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет 23,6 % в ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12 % экспорта и 11 % импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3 %), Нидерланды (7,7 и
8.2 %), Италия (7,6 и 8,4 %), США (7,9 и
5.3 %) и Бельгия / Люксембург (6,8 и 6,0 %). Семь отраслей промышленности (общее машиностроение, автомобилестроение, точная механика и оптика, производство ЭВМ и конторского оборудования, производство музыкальных инструментов, текстильная и кожевенная промышленность) вывозят за границу более половины выпускаемой ими продукции.
Важнейшие регулирующие функции немецкого государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране и предусматривают основополагающие права на свободу предпринимательской деятельности (например, право заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы и отделения, выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию) и частную собственность и распоряжение ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами). Это законодательно закрепленные принципы самостоятельного предпринимательства.
Государство может вмешиваться в экономический процесс, если частный сектор не в состоянии в должной мере приспособиться к существующим или изменившимся условиям деятельности и общественным требованиям (например, в области охраны окружающей среды) или устранить недостатки эко-
номического развития. Важное значение при этом имеет принцип соответствия государственного вмешательства правилам рыночной экономики, смысл которого в обеспечении справедливых условий и высокого уровня конкуренции. Усилия направлены на создание и сохранение как можно большего числа производительных, динамично развивающихся малых и средних предприятий. Антимонопольное законодательство препятствует отдельным субъектам доминировать на рынке.
Проводится по возможности политика всеобъемлющей социальной справедливости и социальных гарантий, опирающаяся на налоговое законодательство, а также законодательство по страхованию, поддержке семьи, защите прав трудящихся.
Большое внимание государство уделяет формированию общедоступной и экономически оправданной инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, управления, институтов по обеспечению внутренней и внешней безопасности, образования и здравоохранения).
Не остаются в стороне вопросы регионального и отраслевого развития, а также охраны окружающей среды и распространения новых технологий.
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Германии включает более 500 программ федерального и регионального значения, содействующих инвестиционной активности. Инвестиции служат важнейшей предпосылкой появления на рынке новых предприятий и адаптации уже существующих к постоянным изменениям в экономике и инновационной сфере. Кроме того, оказывается помощь в формировании начального капитала предприятия, когда речь идет о преимущественно долгосрочных вложениях, например, в рационализацию, модернизацию, расширение, преобразование производства.
В Германии расходы на образование в 2 раза превышают расходы на военные нужды, а все вложения в развитие человека больше военных расходов в 15-20 раз. Со стороны государства в Германии ведется политика профессионализации образования, сокращение специальностей в рамках многопрофильного обучения, реализуются программы совместной подготовки специалистов вузами и компаниями (взаимодействие на этапе организации учебного процесса), например, существует центр профессионального образования концерна «Сименс».
Социал-демократическая модель хозяйствования базируется на активной политике государственного регулирования рыночной экономики, связанной с перераспределением основной части национального ВВП; масштабной социальной политике, предусматривающей не только социальную помощь наиболее уязвимым слоям населения, но и на предоставлении социальных гарантий значительной части населения; использовании социальных механизмов регулирования экономических отношений. Широкое применение имеет программный метод регулирования экономики, используются индикативные планы. Высокий уровень государственных расходов обусловливает высокий уровень налогообложения. Значительное участие в регулировании экономических процессов совместно с государством принимают разнообразные неправительственные организации.
В наибольшей степени черты социал-демократической модели проявились, например, в Швеции. Иногда говорят о скандинавской модели экономического развития, которую также называют моделью «государства всеобщего благосостояния». В рамках скандинавской модели государство активно решает конкретные социальные и экономические проблемы. В основу модели была положена всесторонняя индустриализация и соединение интересов работодателей и наемных работников, которое стало возможным в результате четкого разграничения прав собственности. Собственник капитала обязан делиться с обществом той властью, которую генерирует его собственность. Полная занятость поддерживается политикой солидарности в выплате зарплат, рационализацией промышленного сектора и активной политикой на рынке занятости. Скандинавские страны обладают конкурентоспособными государственными аппаратами, высоким уровнем развитости демократических свобод, характеризуются значительной степенью глобали-зированности экономики. Качественное образование позволяет готовить собственные высококвалифицированные кадры. В скандинавских странах активно развиваются программы инновационного развития, в т. ч. традиционных секторов. Затраты на НИОКР в соотношении с ВВП являются одними из самых высоких в мире. Исследователи отмечают также высокое качество инфраструктуры вообще и инновационной в частности. Крупные корпорации, владея значительным
количеством инноваций и новых технологий, вовлекают в инновационный процесс малые и средние предприятия, в т. ч. в рамках образованных кластеров конкурентоспособности. Кластерные инициативы активно поддерживаются государством.
Несмотря на существенные отличия, общим для трансформации хозяйственных систем большинства развитых стран явилось то, что индустриализация в них происходила естественным путем, была органически встроена в процесс их эволюционного развития. Эти страны опирались не на копирование чужого опыта, а на собственные возможности, на развитие собственного внутреннего рынка. По мнению М. Портера, именно в тот момент, когда новые товары находят покупателя внутри страны, начинается консолидация элит, которая в дальнейшем укрепляется автоматически, т. к. у страны появляются крупные, современные и сильные компании, которые становятся ядром консолидации
[15].
Органично проводимая трансформация обеспечивает устойчивость формируемой хозяйственной системы, безопасность ее функционирования, а также справедливость в обеспечении равных жизненных возможностей для всех членов общества и создании таких социальных лифтов, которые позволяют реализоваться наиболее активным, независимо от их происхождения. Такая трансформация направлена на усиление системного качества и повышение эффективности функционирования хозяйственной системы в целом [16].
Сравнение либеральной американской и социально ориентированной европейской моделей в контексте постиндустриального развития позволило сделать следующий вывод. Социально ориентированная европейская модель, также имея определенные противоречия, выражающиеся в нарастании элементов иждивенчества, чрезмерного потребления, неустойчивости экономической системы, которую продемонстрировал текущий финансово-экономический кризис, в то же время, формируя условия для развития человека, повышения уровня и качества его жизни, развития на инновационной основе постиндустриальных в социальном аспекте секторов экономики, в целом является более адекватной фундаментальным принципам постиндустриализма. Формирование новых контуров экономических систем должно ба-
зироваться на преодолении негативных моментов как американской, так и европейской моделей развития и учитывать современные тенденции.
1. Карпунина Е.К. Возможности формирования нового общественного хозяйства России // Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 4 (18).
2. Всемирная история модернизации // Эксперт. Специальный выпуск. 2010. 29 дек. - 10 янв.
3. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. М., 2000.
4. Иноземцев В. и др. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. М., 2005.
5. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск, 2005.
6. Якунина И.Н. Постиндустриальное общество -вариант или вектор развития? // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.
7. Супян В. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., 2001.
8. Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования: монография / под ред. В.Б. Супян. М., 2009.
9. Супян В.Б. Эволюция форм собственности в США: современные требования // США - Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 1. С. 3-26.
10. Супян В.Б. Приватизация в США: концептуальные подходы и практика. URL: http:// www.chelt.ru/2001/6/supian_6.html. Загл. с экрана.
11. Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб., 1999.
12. Васина Л.Л. Социальное рыночное хозяйство: словарь терминов. М., 1997.
13. Давыдова Т. Концепция социального рыночного хозяйства: формирование, развитие, современный подход. URL: http://ecsocman.hse. ru. Загл. с экрана.
14. Гутник В. Социальное государство // Социальный порядок и проблемы его реформирования: Политика хозяйственного порядка в Германии. М., 2002.
15. Porter M.E. Towards a Dynamic Theory of Strategy // Strategic Management Journal. 1991. № 12.
16. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М., 2003.
Поступила в редакцию 20.09.2013 г.
UDC 338.2
FOREIGN EXPERIENCE OF ECONOMIC POLICY MODERNIZATION IN CONDITIONS OF POSTINDUSTRIAL TRANSFORMATION
Evgeniya Konstantinovna KARPUNINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Personnel Management Department, Director of Economics Institute, e-mail: [email protected]
The author pays attention to the analysis of models of managing and economic policies realized now by the developed European countries and the USA within which it was succeeded to fix fully foundations of industrial society and to carry out transition to post-industrial model of managing. In this aspect the author revealed specifics of realization liberal (which sample is the USA), social and liberal (realized in Germany) and social democratic (which lines are shown in economy of Sweden) models of economic policy. It is proved that, despite essential differences, the general for transformation of economic systems of the majority of the developed countries was that industrialization in them happened a natural way, was built integrally in process of their evolutionary development. The adaptation of positive experience of realization of these models will allow the countries of the world to which lag in level of social and economic development from the leading countries is characteristic, to find ways of their advancing on the basis of election of exact reference points during the forming of the economic policy and a choice of trajectories of its realization.
Key words: economic policy; modernization; industrialization; post-industrialism.