УДК 336.144.31
Баятова И. М.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТ ПО МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, КОТОРЫМ УСТАНОВЛЕНЫ МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ
Аннотация
В статье исследуется опыт мобилизационной подготовки экономики в ведущих зарубежных странах Франции, США и ФРГ и затронут большой спектр вопросов финансового обеспечения мероприятий мобилизационной подготовки экономики. Рассматривается практика привлечения к мероприятиям мобилизационной подготовки экономики частного сектора, механизм финансового обеспечения затрат и ущерба предпринимателей в условиях военного производства.
Ключевые слова
Финансовое обеспечение, мобилизационная подготовка, экономическая мобилизация, планирование военных расходов, чрезвычайное законодательство, государственные оборонные заказы.
Bayatova I. M.
INTERNATIONAL EXPERIENCE OF FINANCIAL WORK
ON MOBILIZATION PREPARATIONS AND GOVERNMENT SUPPORT OF ORGANIZATIONS WITH MOBILIZATION ASSIGNMENT
Annotation
The article explores the experience of economy mobilization preparation in advanced countries (France, the USA, Germany) and covers a wide range of issues related to financial support measures for economy mobilization preparation. It also deals with a private sector involvement in economy mobilization preparation, with expenses financial assurance and entrepreneurs losses within military production.
Keywords
Financial assurance, mobilization preparations, economic mobilization, military cost planning, emergence legislation, defense procurement.
Анализ зарубежного опыта финансового обеспечения работ (услуг) по мобилизационной подготовке экономики был проведен на основе рассмотрения опыта таких стран, как Французская Республика, Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия.
Опыт организации мобилизационной подготовки экономики во Франции является наиболее представительным среди суверенных унитарных демократических республик.
Нормативные правовые акты определяют комплекс мероприятий, которые должны проводиться для мобилизационной подготовки страны (в том числе экономики) в мирное время, и устанавливают порядок перехода на военное положение. К основным из них относятся: Закон от 11.07.1938 «Об общей организации нации на период войны», указ Президента Французской Республики от 07.01.1959 № 59-63 «О реквизиции имущества и услуг», декрет Президента Французской Республики от 29.06.1962 № 62-729 «О мобилизационной подготовке экономики» и другие.
Организация мобилизационной подготовки экономики во Франции осуществляется на уровне центрального правительства и на территориальном уровне. На уровне центрального правительства управление мобилизационной подготовкой экономики обеспечивается посредством участия высших должностных лиц государства (председательствует на заседаниях обоих органов президент страны) в специализированных государственных органах по вопросам обороны и мобилизационной готовности, а именно: в Высшем совете обороны и Комитете обороны. При этом полномочия Высшего совета обороны заключаются в исследовании проблем обороны и разработки предложений по основным направлениям военной политики и военного строительства. Соответственно Комитет обороны специализируется на принятии решений по об-
щим и конкретным вопросам обороны и обеспечении координации и взаимодействия министерств и ведомств.
Общее руководство обороной и соответственно мобилизационной подготовкой экономики осуществляет Премьер-министр страны, которому подчинен Генеральный секретарь национальной обороны, координирующий подготовку оборонных мероприятий министерств и ведомств, а также подготавливающий межведомственные регламентные акты и осуществляющий непосредственный контроль их исполнения. Кроме отмеченных ранее двух коллегиальных органов во Франции функционирует также Межведомственная комиссия по вопросам обороны, на заседаниях которой председательствует Генеральный секретарь национальной обороны. Отмеченная комиссия является консультативным органом, в обязанности которого входит оказание помощи премьер-министру в деле координации оборонных мероприятий, затрагивающих различные министерства и ведомства. Кроме Генерального секретаря национальной обороны в состав комиссии входят представитель министерства внутренних дел, министерства обороны, а также ответственные за мобилизационную подготовку в министерствах экономики и финансов, обустройства территории и транспорта, промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, связи, защиты окружающей среды и другие (в случае необходимости).
Рассмотрев и обозначив общие аспекты организации мобилизационной подготовки экономики во Франции, необходимо охарактеризовать и роль в части раскрытия полномочий соответствующих министерств и ведомств. Наиболее показательными полномочиями Министерства обороны в вопросах мобилизационной подготовки будут, например, участие и наличие представителей данного ведомства во всех специализированных органах, как на уровне
центрального правительства, так и на территориальном уровне, а также предоставление в случае объявления военного положения министерству в лице министра обороны приоритетного права использования в интересах вооруженных сил средств связи, транспорта, коммуникаций и других ресурсов. Министерство внутренних дел осуществляет подготовку, координацию и контроль мероприятий по обеспечению гражданской обороны, которые вменяются в обязанность другим министерствам и ведомствам. При этом представители данного министерства принимают участие во всех специализированных органах, занимающихся проблемами мобилизационной подготовки экономики. При министерстве внутренних дел создана и функционирует Постоянная комиссия по гражданской обороне.
Полномочия и обязанности гражданских министерств и ведомств по вопросам мобилизационной подготовки экономики определены соответствующим нормативным правовым актом, регламентирующим порядок общей организации обороны, положения которого детализированы целым рядом последующих указов, декретов и постановлений, касающихся каждого ведомства в отдельности. В рамках мобилизационной подготовки при каждом министерстве и ведомстве на случай войны и чрезвычайного положения невоенного характера учреждаются специальные органы с весьма широкими полномочиями, зависящими от поставленных перед соответствующим министерством задач. При этом среди гражданских ведомств основная роль в мобилизационной подготовке страны отводится министерствам обустройства территории и транспорта, промышленности, сельского хозяйства, почты и телекоммуникаций и соответственно Министерству экономики и финансов. Наиболее содержательным будет рассмотреть специфику работы Министерства обу-
стройства территории и транспорта, при котором созданы Комиссариат по делам предприятий в сфере общественных работ и строительства (наделен административными правами по отношению ко всем предприятиям в сфере общественных работ и строительства, а также издает от имени министра циркуляры, инструкции по вопросам мобилизационной подготовки предприятий), а также Межведомственный комитет по делам предприятий в сфере общественных работ и строительства (является консультативным органом, занимающимся разработкой общих принципов мобилизационной подготовки предприятий).
В обязанности Министерства экономики и финансов и соответственно министра экономики и финансов в соответствии с декретом президента входят: координация деятельности всех министерств, занимающихся производством, накоплением, хранением и использованием ресурсов; отслеживание включения мероприятий, предусмотренных мобилизационной подготовкой в планы производства оборудования и обустройства территории; рассмотрение заявок министерств, в первую очередь, обороны и внутренних дел, с учетом финансовых возможностей государства; министр финансов дает свое заключение по разработанным министерствами планам распределения финансовых ресурсов перед докладом их премьер-министру. Министр экономики и финансов является членом Высшего совета обороны и Комитета обороны при президенте страны.
Для решения названных и иных задач при Министерстве экономики и финансов созданы соответственно Управление мобилизационной подготовки экономики и Межведомственная комиссия по экономическим проблемам обороны. Упомянутое управление представляет собой оперативный орган, занимающийся планированием мероприятий по мобилизационной подготовке
экономики и согласованием их с заинтересованными ведомствами, а также контролирует выполнение утвержденных мероприятий. Помимо этого управление занимается разработкой и рассылкой подведомственным организациям постановлений и циркуляров министра, касающихся мобилизационной подготовки экономики. Межведомственная комиссия по экономическим проблемам обороны представляет собой консультативный орган, отвечающий за согласование планов мобилизационной подготовки гражданских министерств, и выработку рекомендаций по распределению и использованию финансовых ресурсов в интересах обороны. В состав названной комиссии входят соответственно министр экономики и финансов и представители иных министерств. Специальные органы, занимающиеся проблемами мобилизационной подготовки, созданы и при других министерствах. В основном они занимаются рассмотрением оперативных вопросов, а также разработкой от имени министров, рассылкой и контролем исполнения постановлений, циркуляров, инструкций, являющихся обязательными для соответствующих служб и предприятий, работающих в сфере ответственности соответствующего министерства.
На территориальном уровне всю ответственность за мобилизационную подготовку экономики несут префектуры зон обороны, регионов и департаментов. Организация обороны по территориальному принципу предусмотрена указом Президента Французской Республики от 07.01.1959 № 59-147, который в последующие годы уточнялся. Декретом президента от 14.07.1991 № 91664 уточнен состав зон обороны, которые включают в себя по два-три региона. Регионы же включают в себя определенное число департаментов, которые являются одновременно административно-территориальными единицами Франции. Права и обязанности префектов депар-
таментов, регионов и зон обороны в новых условиях были уточнены декретом президента от 20.04.1983 № 83-321, в том числе требования к организации «гражданской и экономической обороны» (обороны невоенного времени). Особенности организации работы префектов департаментов, регионов и зон обороны заключаются в осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке на подведомственной им территории. Содействуют наиболее лучшему выполнению возложенных на указанные органы полномочий. При этом префекты зон обороны отвечают за весь комплекс мероприятий по организации обороны невоенного характера на территориальном уровне, а также получают распоряжения министров и отчитываются им об их выполнении. Таким образом, на уровне министерств разрабатываются соответствующие циркуляры, инструкции и распоряжения, а на территориальном уровне осуществляется практическая работа по мобилизационной подготовке экономики.
В рамках мобилизационной подготовки экономики Франции осуществляется мероприятие переписи предприятий с целью определения их места в планах использования в случае военного положения или чрезвычайной обстановки невоенного характера. Процедура переписи унифицирована. Особенность проведения переписи предприятий государственного и частного секторов экономики заключается в установлении определенных критериев (наличие у предприятия достаточных мощностей и оборудования для выполнения задач в интересах обороны, количество занятых, годовой оборот, характер оказываемых услуг и производимых товаров). Результатом проведения переписи предприятий являются составляемые министерствами по состоянию на 31 декабря предшествующего года перечни предприятий, подлежащих использованию в интересах обороны с присвоени-
ем Институтом статистики и экономических исследований каждому включенному предприятию 9-значного цифрового номера. Также нормативными правовыми актами министерств устанавливается механизм ввода в действие планов использования предприятий, прошедших перепись и предназначенных для использования в случае военного положения или чрезвычайной обстановки невоенного характера. Его отличительными чертами являются: четкое определение функций центральных и территориальных органов, ответственных за мобилизационную подготовку экономики; заблаговременная перепись предприятий; унифицированная форма распоряжений для постановки задач и отчетов об их выполнении; автоматизированная система передачи распоряжений и отчетов.
Дальнейшим шагом является заключение на добровольной основе с предприятием, включенным в названный выше перечень, соответствующего соглашения о реквизиции или соглашения об использовании, которые в соответствии с Кодексом законов о государственных контрактах, заранее фиксируют стоимость работ и форму оплаты. Преимуществами этого вида контрактов считаются: гарантия предоставления средств к моменту выполнения работ; возможность приступить к работам без дополнительных исследований и выполнять их по меньшей мере в течение шести дней после получения предварительного уведомления. Отличие Соглашения об использовании заключается лишь в том, что оно составляется по упрощенной процедуре (заранее не оговаривается стоимость работ). Подтверждением вступления в силу соглашения о реквизиции или соглашения об использовании является издание распоряжения об использовании, что означает уже обязательность исполнения предприятием задач по планам мобилизационной подготовки. Подтверждением выполнения
указанных выше задач является подготовка отчета о выполнении задания.
В рамках мероприятий мобилизационной подготовки экономики во Франции для территориальных органов власти предусмотрено предоставление дополнительного финансирования, что оформляется заявкой на дополнительные средства. Указанная заявка может быть направлена вышестоящей инстанции в случае неожиданно возникших потребностей. Доведение дополнительно полученного финансирования до предприятий, функционирующих в соответствующем регионе, осуществляется оформлением департаментской службой обустройства территории распоряжения о предоставлении дополнительных средств.
Таким образом, анализ организации мобилизационной подготовки экономики во Франции показывает, что финансовое обеспечение выполнения работ (услуг) производится путем реализации механизма критериального отбора предприятий, среди которых территориальными органами производится распределение доведенных до них соответствующими министерствами центрального правительства финансовых ресурсов на конкурсной основе, что приводит к более эффективному выполнению мероприятий мобилизационной подготовки экономики страны и соответственно эффективному и рациональному осуществлению государственных расходов, предусмотренных в государственном бюджете Франции на соответствующие цели.
Весьма интересной является организация мобилизационной подготовки экономики в Соединенных Штатах Америки. Организационно-правовые основы мобилизационной подготовки экономики страны, а также порядка финансового обеспечения выполнения работ (услуг) представлены совокупностью федеральных законов и указов президента страны. Конституцией страны создана общая
юридическая база и осуществлено распределение прав и обязанностей законодательной и исполнительной власти. Закон об ассигнованиях армии на 1916 финансовый год, положения которого в большинстве случаев утратили свою концептуальную значимость, но данным законом предусмотрено образование Совета национальной обороны, основной целью которого является координация использования мощностей и ресурсов в целях обеспечения национальной безопасности и благосостояния страны. Кроме отмеченного обязанностью Совета являлась выдача рекомендаций президенту и главам министерств по вопросам рационального использования всех экономических ресурсов в целях национальной обороны, что в конечном счете имело целью «...создание условий для немедленной концентрации и использования ресурсов страны в нужный момент». Как свидетельствует опыт прошедших лет, Совет национальной обороны в течение длительного времени не функционирует, но законодательно положения не исключены.
Следующим наиболее важным нормативным правовым актом выступает Президентский указ № 12742 «Мобилизационная готовность экономики», который предоставляет президенту страны неограниченные возможности по привлечению во время войны всех экономических ресурсов страны для удовлетворения нужд национальной обороны. Другими словами, президенту страны даются права и полномочия выдавать любому юридическому или физическому лицу заказ на изготовление и поставку тех образцов вооружения, военной техники и военного имущества, которые данное лицо производит или способно производить с соблюдением внеочередного требования исполнения данного заказа по определенным ценам. В случае отказа президенту предоставляется право реквизировать соответствующий производственный объект с
последующей выплатой владельцу компенсации в размере, установленной президентом. В случае несогласия с предложенными условиями выплаты компенсации законодательно предусмотрен механизм оплаты в размере 50 % с последующим судебным разбирательством в части выплаты оставшейся суммы. В соответствии с описанным указом президент может делегировать свои полномочия по размещению приоритетных заказов следующим должностным лицам: министру сельского хозяйства в отношении всех продовольственных ресурсов; министру энергетики в отношении всех видов энергии; министру транспорта в отношении всех видов гражданского транспорта; министру экономики в отношении всех прочих предметов и материалов. Делегированные полномочия могут быть реализованы вышеназванными министрами только в случае вынесения соответствующих определений министра обороны о незамедлительной поставке конкретных предметов и материалов исключительно для нужд вооруженных сил, служащей интересам национальной безопасности, или же министром энергетики, но уже в отношении ядерных энергетических программ.
Законом о накоплении стратегических и критических материалов от 07.06.1939 предусматривается осуществление закупок и сохранение запасов определенных стратегических и критических материалов, а также разведка и консервация источников этих материалов на территории США, целью которой является снижение, а где возможно предотвращение опасной и дорогостоящей зависимости страны от зарубежных источников поставок таких материалов в периоды чрезвычайного положения. При этом предусмотрено, что производимый национальный оборонный заказ стратегических и критических материалов предназначен для использования только в интересах национальной
обороны и не может быть использован в бюджетных целях. Кроме отмеченного указанным законом предусмотрены полномочия по разграничению стратегических и критических материалов, их характеристик, а также полномочия по закупкам и продаже материального национального оборонного заказа и по управлению запасом в части установления требований. Таким образом, закон о накоплении стратегических и критических материалов является комплексным законодательным актом, содержащим не только порядок и правила накопления мобилизационного резерва сырья и материалов, но и концептуальные положения, фактически определяющие планирование военно-политическим руководством США возможных масштабов мобилизации экономики для удовлетворения потребностей обеспечения безопасности страны.
Непосредственно связанным с вопросом мобилизационной подготовки экономики страны является Закон о национальной безопасности, которым предусмотрены определенные полномочия директора Федерального агентства по действиям в чрезвычайных условиях, являющегося советником президента по координации мобилизации вооруженных сил, гражданских ведомств и экономики. Законом о военно-промышленном резерве от 02.07.1948 предусмотрено сохранение государственных заводов, резерва станков и другого производственного оборудования, способных при необходимости быть задействованными для обеспечения потребностей вооруженных сил, но при этом данный резерв должен быть рассчитан на минимально необходимые потребности. Важно подчеркнуть, что законодательно предусматривается обеспечение в максимальной практически достижимой степени военное производство частным сектором.
Интересным с организационной точки зрения является Закон о заказах для нужд национальной обороны, в со-
ответствии с которым президент наделен правом уполномочивать министерства и ведомства заключать контракты для нужд национальной обороны без учета всех прочих законодательных актов, регулирующих процесс заключения, исполнения или внесения изменений в контракт, но с учетом ограничений на применение подобной практики, выражающихся в следующем: право подписания контракта на сумму свыше 50 тыс. долл. принадлежит должностному лицу в ранге не ниже помощника или первого заместителя помощника главы уполномоченного ведомства; заключение контракта на сумму свыше 25 млн долл. требует предварительного одобрения конгрессом.
Весьма важным с точки зрения проводимого анализа является Закон о воинской повинности от 24.06.1948, на основании которого президенту впервые было предоставлено право размещать в мирное время в промышленности заказы на производство срочно необходимых вооруженным силам материальных средств и требовать приоритетного исполнения этих заказов. Самым наиболее крупным и комплексным законодательным актом в области мобилизационной подготовки, когда-либо принимавшимся в истории США, является закон о военном производстве 1950 г., которым, по сути, регулируются вопросы планирования и организации мобилизационной подготовки экономики США. Названным законом фактически определен механизм финансирования военного производства в чрезвычайных ситуациях и в мирное время посредством реализации механизма государственных гарантий по кредитам, предоставленным федеральным ведомством по кредитам и процентам по нему государственному финансовому институту (включая федеральные резервные банки) в целях ускорения размещения государственного оборонного заказа. Кроме того, президент обладает полномочием назначения любого
федерального ведомства или любого федерального резервного банка «финансовым агентом Соединенных Штатов». Президентским указом № 10480 «Управление программой оборонной мобилизации» предусматривается назначение федеральных резервных банков в мирное время «финансовыми агентами Соединенных Штатов» по отношению к частным финансовым институтам. Другими словами, федеральные резервные банки уполномочены заключать по поручению и от имени федеральных ведомств, имеющих мобилизационные функции, договоры о поручительстве для выдачи кредитов частным фирмам, участвующим в программе мобилизационной подготовки в зоне ответственности ведомства-гаранта. При этом надзор за выполнением возложенных на федеральные резервные банки полномочий осуществляет Совет управляющих Федеральной резервной системы. Таким образом, рассмотренным указом уже в мирное время созданы предпосылки для финансового обеспечения мобилизационной подготовки экономики страны в чрезвычайный период, функционирующий на базе Федеральной резервной системы.
Подводя итог анализу опыта мобилизационной подготовки экономики США, следует констатировать, что финансовое обеспечение выполнения работ (услуг) осуществляется посредством осуществления государственных расходов в результате размещения государственных оборонных заказов. Следует отметить, что американский вариант мобилизационной подготовки экономики предоставляет достаточно большие полномочия президенту страны в части размещения соответствующих заказов для нужд национальной обороны. Кроме того, при размещении заказов акцент делается на вовлечение частного сектора. Позитивным будет опыт реализации государственных гарантий по кредитам и процентам по ним в целях ускорения размещения государственного оборон-
ного заказа и активное сотрудничество с федеральными резервными банками, выполняющими роль «финансовых агентов Соединенных Штатов».
Опыт мобилизационной подготовки экономики Федеративной Республики Германия не менее интересен для проводимого анализа.
Вопросами мобилизационной подготовки экономики в Германии занимаются в той или иной мере все органы разных уровней власти. Федеральные министерства координируют деятельность по выполнению решений высших органов законодательной и исполнительной власти. Органы местного самоуправления земель, округов, районов и общин отвечают за практическую реализацию мобилизационных мероприятий. Формирование законодательной базы мобилизационной подготовки осуществляется палатами федерального парламента. На принятие решений президентом и парламентом страны по вопросам мобилизационной подготовки экономики существенное влияние оказывает созданный при Федеральном канцлере Федеральный совет безопасности, который является высшим консультативным органом по военным и военно-политическим вопросам, и в том числе координирует деятельность высших военных и гражданских органов в области мобилизационных мероприятий. Непосредственной работой по планированию и координации деятельности военных и гражданских органов по осуществлению принятых Федеральным советом безопасности решений занимается Ведомство федерального канцлера, а руководство осуществлением конкретных мероприятий по подготовке экономики к войне возложено на министерство обороны и гражданские министерства и ведомства в зоне их ответственности.
Среди гражданских министерств и ведомств важную роль в управлении мобилизационной подготовкой играет
министерство экономики, на которое возложена ответственность за подготовку к войне обрабатывающей промышленности, то есть данное министерство отвечает за обеспечение военного производства необходимым сырьем и полуфабрикатами, а также за расширение производственных мощностей в наиболее важных для военного производства отраслях промышленности. Министерство финансов обеспечивает функционирование финансовой и денежно-кредитной системы страны, осуществляет финансовое обеспечение военно-политических решений, планирование военных расходов, укрепление национальной валютной системы. В военное время во всех федеральных министерствах предусмотрено создание «кризисных штабов» и выделение консультативных групп в состав рабочего штаба военного кабинета, который призван заниматься координацией деятельности органов военного и гражданского управления и организацией взаимодействия между федеральными министерствами и ведомствами. Все разрабатываемые федеральными органами власти мероприятия по мобилизационной подготовке экономики на практике осуществляются органами управления земель, округов, районов и общин.
Особенностью в мобилизационной подготовке экономики Германии является используемое чрезвычайное законодательство, которое позволяет государству координировать и направлять проведение как мобилизационной подготовки, так и мобилизационных мероприятий при возникновении чрезвычайной обстановки, осуществлять контроль за деятельностью частного сектора, перераспределять финансовые, материальные и трудовые ресурсы с целью обеспечения развертывания военного производства. Чрезвычайное законодательство включает в себя положения Конституции страны, чрезвычайные законы и правительственные постановле-
ния. Мобилизационную подготовку экономики страны регламентируют следующие законы: «О функционировании промышленности и кредитно-денежной системы в чрезвычайных условиях», «Об обеспечении продуктами пищевой промышленности, сельского и лесного хозяйства» и другие. В обычных условиях мирного времени данные законы действуют лишь частично и позволяют проводить в основном организационно-подготовительные мероприятия.
Преобладание частного сектора (в нем сосредоточено до 90 % военного производства) крайне ограничивает возможности государственного регулирования экономики. В этих условиях подготовка и осуществление экономической мобилизации в ФРГ невозможны без использования системы специальных взаимодополняющих законодательных и финансово-кредитных рычагов, база для использования которых в чрезвычайных условиях создается уже в мирное время. Характерной чертой законодательства ФРГ является то, что все законы содержат положения об обязанности предпринимателей и всех граждан страны предоставлять в соответствующие органы необходимую справочную информацию о производственных мощностях, оборудовании, выпускаемой продукции, транспортных средствах и объектах транспортной инфраструктуры. Особенностью чрезвычайного законодательства ФРГ является наличие основ широкомасштабного государственного регулирования экономики, без которого невозможно развертывание военного производства. Другими словами, данное законодательство позволяет при необходимости использовать запрещенные в мирное время административные методы воздействия на экономику страны. Законами по заблаговременной подготовке экономики предусмотрено принятие необходимых постановлений правительства в части регулирования, например, объе-
мов и номенклатуры производимых товаров, о проведении банковских и биржевых операций, о порядке получения и использования финансовых ресурсов.
Существует и действует в ФРГ также закон «О военных обязанностях», который может применяться после соответствующего решения федерального правительства. В частности, он может полностью вступать в силу в мирное время в ходе командно-штабных учений НАТО, под прикрытием которых возможно осуществление довольно широкого комплекса мобилизационных мероприятий в экономике. Упомянутым законом предусмотрена возможность конфискации у частного сектора в пользу государства движимого имущества, производственных мощностей, участков земли. К закону «О военных обязанностях» министром обороны были прияты «Основные принципы процесса подготовки к удовлетворению потребностей военной и гражданской обороны». То есть в данном документе содержатся основы определения потребностей страны в материальных ресурсах и величины запасов на случай войны. Таким образом, все федеральные министерства обязаны определять свои потребности в материальных средствах и услугах, которые понадобятся дополнительно для обеспечения выполнения вооруженными силами боевых задач. Отвечающие за эти средства и услуги отраслевые ведомства определяют возможности по удовлетворению указанных потребностей. Затем происходит согласование потребностей и возможностей сначала на уровне районов, затем - на уровне федерации, после чего для соответствующих предпринимателей могут издаваться уведомительные повестки на случай их привлечения к оказанию услуг. Во всех чрезвычайных законах ФРГ предусмотрены порядок и размеры возмещения частному сектору убытков и ущерба, связанных с осуществлением мобилизационных мероприятий, а также формы наказания за невыполнение правительственных распо-
ряжений. В целом, опыт мобилизационной подготовки экономики в Германии весьма показателен в части разработки соответствующего чрезвычайного законодательства, охватывающего большой спектр вопросов, в том числе финансового обеспечения мероприятий мобилизационной подготовки экономики. Опыт ФРГ интересен также в плане привлечения к мероприятиям мобилизационной подготовки частного сектора и разработанного механизма финансового обеспечения затрат и ущерба предпринимателей в условиях военного производства.
Библиографический список
1. Балтина, А. М., Волохина, В. А., Попова, Н. В. Финансовые системы зарубежных стран. - М. : Финансы и статистика, 2007.
2. Крупнов, Ю. А. Мобилизационное производство в мировом морском хозяйстве / под ред. Г. К. Войтоловско-го. - М. : СОПС, 2005.
3. Макаренко, И. К., Морозов, B. C. Мобилизационная подготовка в Российской Федерации. - М. : РАГС, 2004.
4. Финансы / под общ. ред. Н. И. Берзона. - М. : Юрайт, 2013.
Bibliographic list
1. Baltina, A. M., Volokhina, V. A., Popov, N. V. Financial systems of the foreign countries. - M. : Finances and statistics, 2007.
2. Krupnov, Yu. A. Mobilization production in the world sea economy / ed. by. G. K. Voytolovskogo. - M. : SOPS (Council for the Study of Productive Resources), 2005.
3. Makarenko, I. R., Morozov, B. C. Mobilization preparation in the Russian Federation. - M. : RAGS, 2004.
4. Finances / under ed. N. I. Ber-zona. - M. : Yurayt, 2013.