Научная статья на тему 'Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации'

Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3120
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / МОБИЛИЗАЦИЯ / МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PREPARATIONS FOR MOBILIZATION / MOBILIZATION / MOBILIZATION READINESS / MAINTENANCE OF MOBILIZATION READINESS / MILITARY SECURITY / NATIONAL SECURITY STRATEGY / STATE SECRET / CRISIS SITUATIONS / COMMAND GAMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Княжев В. Б., Синодов И. А.

В статье освещаются вопросы определения мобилизационной готовности в Российской Федерации как одного из направлений обеспечения военной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Княжев В. Б., Синодов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of Military Mobilization Readiness in the Russian Federation

The authors explore theoretical approaches to a strict definition of mobilization readiness, which is seen as a key component of military security of a modern nation. They apply their reasoning to the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации»

В. Б. КНЯЖЕВ,

начальник кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент

И. А. СИНОДОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

V. B. KNIAZHEV,

Head of the Department of Management of Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs

in Special Conditions of the Center for Command Games, Doctor of Law, Candidate of Military Disciplines, Associate Professor

I. A. SINODOV,

Associate Professor at the Department of Management of Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs in Special Conditions of the Center for Command Games,

Candidate of Law

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 355.24

Обеспечение мобилизационной готовности в Российской Федерации

Maintenance of Military Mobilization Readiness in the Russian Federation

В статье освещаются вопросы определения мобилизационной готовности в Российской Федерации как одного из направлений обеспечения военной безопасности государства.

Мобилизационная подготовка, мобилизация, мобилизационная готовность, обеспечение мобилизационной готовности, военная безопасность, стратегия государственной безопасности, государственная тайна, кризисные ситуации, командно-штабные учения.

The authors explore theoretical approaches to a strict definition of mobilization readiness, which is seen as a key component of military security of a modern nation. They apply their reasoning to the Russian Federation.

Preparations for mobilization, mobilization, mobilization readiness, maintenance of mobilization readiness, military security, national security strategy, state secret, crisis situations, command games.

Достижение стратегических целей по обеспечению военной безопасности страны осуществляется путем реализации военной политики в рамках стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов, совершенствования военного устройства Российской Федерации, форм и способов применения Вооруженных Сил (далее — ВС), других

войск, воинских формирований и органов, а также повышения мобилизационной готовности (далее — МГ) и готовности сил и средств гражданской обороны [3].

Заблаговременная мобилизационная готовность государства опирается на приобретенный собственный и международный опыт, прагматичное применение которого направ-

лено на более эффективное использование форм и методов обеспечения безопасности государства [7]. Содержание проводимой работы в этом направлении, с одной стороны, имеет публично-правовой характер, а с другой — строго регламентировано законом о необходимости соблюдения государственной тайны [4].

Вместе с тем мобилизационная готовность носит централизованный характер, но при этом ее содержание, наряду с общими требованиями, всегда отражает специфику работы министерств и ведомств, в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации, с учетом сценария предполагаемых кризисных ситуаций [5].

Государственно-правовой режим, выступающий в качестве основы мобилизационной подготовки и мобилизации (далее — МПиМ) в Российской Федерации, основывается на требованиях норм международного права и российского законодательства, а также на многочисленных доктринальных и концептуальных положениях. Однако не всегда согласуются между собой отдельные мероприятия, изложенные в этих документах. В результате снижается уровень эффективности реализуемых усилий в сфере военной безопасности государства.

Учитывая важность рассматриваемого выше направления деятельности, в своем выступлении на одном из совещаний по подведению итогов Стратегического командно-штабного учения Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «Сложная и многогранная работа по обеспечению военной безопасности России, которую мы планомерно проводим с 2000 года, показывает, что вопросы мобилизационной готовности страны требуют к себе самого пристального внимания».

Сказанное вызывает необходимость осуществления дополнительных мер от всех силовых структур, в том числе и от МВД России, по улучшению обеспечения мобилизационной готовности страны.

В настоящее время в России понятие «мобилизационная готовность» интерпретируется неоднозначно. В Военной доктрине Российской Федерации она определена как способность ВС, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов [2].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3] (далее — Стратегия) делается акцент на раскрытии путей и планировании мер по обеспечению МПиМ посредством своевременного обновления и поддержания на определенном уровне воен-

ного и технического потенциала Российской Федерации. В данном нормативном правовом акте в понятие «мобилизационная готовность» дополнительно включен термин «мобилизация», определяющий комплекс мероприятий по переводу экономики страны, ее субъектов и муниципальных образований, органов государственной власти, органов местного самоуправления (далее — ОМС) и организаций на работу в военное время, переводу ВС, войск, воинских и специальных формирований, органов на состав и организацию военного времени [1].

С одной стороны, выявленные противоречия между приведенными формулировками одного и того же понятия свидетельствуют о том, что в каждом определении акцентируется внимание на определенных аспектах мобилизационной готовности. В них по-разному отражается структура мобилизационной готовности, пути и средства ее обеспечения.

С другой стороны, в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [1] в содержание МПиМ входят следующие направления деятельности:

— нормативное правовое регулирование в рассматриваемой области, научное и методическое обеспечение;

— определение порядка работы и подготовка органов государственной власти, ОМС и организаций к работе в мобилизационный период и в военное время, проведение мероприятий по их переводу на работу в условиях военного времени;

— обеспечение МГ ВС, войск, воинских и специальных формирований и органов к мобилизации, а также проведение их мобилизации; разработка планов по мобилизации экономики страны, ВС, войск, воинских и специальных формирований, органов; подготовка экономики страны и организаций к работе в период мобилизации и в военное время; перевод экономики страны на работу в военное время;

— оценка МГ страны; создание, сохранение и развитие мобилизационных мощностей для производства продукции, необходимой государству и населению в военное время; создание и подготовка спецформирований военного времени; обеспечение готовности техники; создание в составе государственного материального резерва стратегических запасов материальных ценностей для мобилизационных нужд страны; создание и сохранение страховочного фонда документации на вооружение, технику, гражданскую продукцию, повышенно-рискованные объекты и системы жизнеобеспечения, а также объекты, являющиеся национальным достоянием;

— разработка и организация нормированного снабжения населения товарами (продовольственными и непродовольственными), его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

— создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени; подготовка СМИ к работе в период мобилизации и в военное время; создание запасов ВС, Службы внешней разведки, Федеральной службы безопасности путем организации воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

— обеспечение подготовки граждан по военно-учетным специальностям для комплектования ВС, других войск и воинских формирований, органов и спецформирований в период мобилизации и в военное время; бронирование на период мобилизации и военное время граждан, пребывающих в запасе ВС, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; подготовка и проведение различных видов учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

— повышение квалификации сотрудников мобилизационных органов;

— международное сотрудничество в рассматриваемой сфере.

Следовательно, возникает вопрос о мобилизационной готовности, о том, как она обеспечивается и за счет чего достигается? Только ли за счет заблаговременной мобилизационной подготовки и оснащения ВС, других войск и органов современным технологичным вооружением, поддержания военного и технического потенциала государства на достаточном уровне, как определено в Военной доктрине Российской Федерации 2014 г., либо обеспечивается за счет планирования мер по обеспечению МПиМ и их реализации в необходимом объеме, своевременного обновления и поддержания на достаточном уровне военно-технического потенциала военной организации государства в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации 2015 г.

На наш взгляд, все вышеперечисленные направления деятельности и меры по обеспечению мобилизационной готовности необходимо реа-лизовывать комплексно. Для их качественного исполнения должны быть сформулированы и закреплены законодательно такие понятия, как «мобилизационная готовность» и «обеспечение мобилизационной готовности».

По мнению авторов, мобилизационная готовность — это способность ВС, других войск и органов, экономики государства, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мобилизационных планов. Под обеспечением же мобилизационной готовности следует понимать комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно, по мобилизационной подготовке и мобилизации экономики страны, ее субъектов и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, ВС, других войск, воинских формирований, органов (в том числе и органов внутренних дел) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Значимость единого понимания понятийного аппарата, используемого в деятельности, связанной с реализацией в практической плоскости норм чрезвычайного законодательства по обеспечению мобилизационной готовности, очень важна не только в теоретическом, но и в практическом плане. В первую очередь это относится к должностным лицам, наделенным правом принятия управленческих решений в вышеуказанной области [6].

В данной статье авторы предприняли попытку привлечь внимание заинтересованных лиц к проблеме несовершенства понятийного аппарата, применяемого в официальных источниках, когда речь идет об организации и осуществлении оборонных мероприятий страны, а также определить дальнейшие эффективные меры по совершенствованию обеспечения мобилизационной готовности сил и средств Российской Федерации.

Список литературы:

1. О мобилизационной подготовке и мобили- 3. зации в Российской Федерации: Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ //

СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

2. Военная доктрина Российской Федера- 4. ции: Указ Президента РФ от 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // СПС Консультант-Плюс.

О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

Жирное Ю. Н. Некоторые правовые аспекты мобилизационной подготовки органов внутренних дел в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

5. Майдыков А. Ф., Княжев В. Б. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

6. Мелехин А. В. Проблемы чрезвычайного законодательства Российской Федерации: монография. М., 2005.

7. Синодов И. А. Использование виртуального полигона в проведении учений в Академии управления МВД России как способ повышения качества учебного процесса // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).

Тел.: 8 (499) 745-95-21

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.