ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
УДК 368.54
ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА СТРАХОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ПРИМЕРЕ США
3. Б. АЛИЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Дагестанский государственный институт народного хозяйства
В статье рассмотрены основные государственные программы страхования и управления рисками в аграрном секторе США. Указаны уровни их субсидирования, которые позволяют эффективно возмещать возможные потери доходов фермеров от воздействия неблагоприятных по-годныхусловий и ценовых ситуаций на продовольственных рынках.
Ключевые слова: страховые программы, урожай, сумма, базовая урожайность, базовая площадь, фиксированные залоговые ставки, государственные выплаты.
В последние годы в связи с повсеместными глобальными изменениями температуры воздуха, повышением в атмосфере уровней концентрации углекислого газа и других вредных веществ, возрастанием масштабов стихийных бедствий риски в мировом сельском хозяйстве усугубляются. В 2008 г. существенный урон посевам сельскохозяйственных культур в США, странах Евросоюза и ряде других стран был нанесен проливными дождями, наводнениями и пожарами.
Справиться с непредвиденными потерями урожая и финансовых средств фермерам помогают различные страховые программы, принимаемые на государственном уровне. В связи с этим особый
интерес представляет опыт правительства Соединенных Штатов по управлению рисками в аграрном секторе. В этой стране принимаются меры по защите фермеров практически от всех видов рисков при производстве сельскохозяйственной продукции. Для этого разработаны и реализуются 22 программы, шесть наиболее крупных из которых финансируются непосредственно государством. Еще в 1996 г. в США при департаменте сельского хозяйства было создано специальное агентство по управлению рисками, основная задача которого — организация всесторонней помощи фермерам в вопросах принятия управленческих решений и повышения их эффективности в условиях возможных рисков потерь урожая и доходов. Большая часть разрабатываемых программ — государственные. Их можно разделить на две группы:
— программы, направленные на снижение потерь и стабилизацию урожаев;
— программы, направленные на поддержку цен и доходов фермерских хозяйств.
Объем финансирования государством этих программ в 2003г. составил 41 млрд долл., а в 2008 г. превысил уже 60 млрд. Ими были охвачены около 100 различных видов сельскохозяйственных
культур и многолетних насаждений. Рассмотрим некоторые из этих программ.
Программа «Прямые платежи производителям» (Direct Payments) — предназначена для сельских товаропроизводителей, занимающихся выращиванием пшеницы, кукурузы, ячменя, овса, хлопка, риса, сои, подсолнечника, арахиса и других масличных культур. Государство осуществляет прямые платежи хозяйствам, длительное время занимающимся возделыванием этих культур.
Механизм определения суммы выплат фермерам следующий: земельным участкам, занятым такими культурами, присваиваются определенные номера, устанавливаются размеры базовой площади и урожайности сельскохозяйственных культур для каждого страхуемого хозяйства. При этом базовая площадь определяется по средним данным за последние 5—7 лет, а базовая урожайность фиксируется на уровне средних урожаев за 5 лет. Размеры платежей определены по каждой культуре (например, за 1 тпшеницы они составляют 19,1, ячменя — 5,9, сои — 4,4 долл.). Прямые платежи фермерам (ППФ) рассчитываются следующим образом:
ППФ = Ставка платежа • Базовая урожайность • Базовая площадь ■ 85 %.
Фермеры получают эти выплаты независимо от того, занимаются ли они в настоящее время возделыванием вышеуказанных культур или частично прекратили их выращивание. Основанием для выплат служит лишь производство их в прошлые годы.
Установлен лимит выплат на одно фермерское хозяйство не более 40 тыс. долл. в год, если средний за 3 года валовой доход не превышал 2,5 млн долл. Общий объем ежегодных выплат фермерским хозяйствам по данной программе оценивается в 5,4 млрд долл.
Отличительная особенность программы «Прямые платежи производителям» заключается в том, что денежные компенсации фермерам выплачиваются лишь тогда, когда рыночные цены опускаются ниже определенного критического уровня.
По программе «Антициклические платежи» (Counter-Cyclical Payments) государство осуществляет выплаты фермерским хозяйствам в случае падения цен на произведенную продукцию растениеводства. В эту программу включены те же культуры, что и в программу «Прямые платежи производителям».
Этой программой предусмотрены выплаты независимо от фактического производства культур в текущем году. Установлен также лимит выплат
на одно фермерское хозяйство: 65 тыс. долл. в год, если средний за 3 года валовой доход не превышал 2,5 млн долл.
Ежегодный объем выплат фермерским хозяйствам финансовых средств из государственного бюджета в целом по США по данной программе оценивается в5,7 млрддолл.
Одна из основных государственных программ, защищающих фермерские хозяйства отценовыхрисков, — «Рыночные займы» (Marketing Loans Program). Она была принята еще в 1985 г. и является модификацией залогового кредита. В настоящее время программа функционирует в двух вариантах займов: рыночной помощи и недостающих платежей.
Государством установлены фиксированные залоговые ставки для определенного набора сельскохозяйственных культур, дифференцируемые в зависимости от специфики сельхозпроизводства в каждом округе. Окружные ставки могут быть ниже или выше федеральных на величину в среднем не более ±9,2%. Однако для стимулирования производства некоторых культур (например сорго) окружная залоговая ставка в отдельных штатах может превышать федеральную на82%.
Если рыночные цены на произведенную продукцию ниже залоговых ставок, фермеры могут оставить ее государству в залог и получить деньги по ставкам своего округа. При этом в течение 9 мес. фермер может искать себе более выгодного покупателя, реализовать ему оставленную в залог продукцию и вернуть государству ранее полученную сумму займа. Если найти такого покупателя не удается, то по истечении 9 мес. фермер вправе выбрать для себя один из двух вариантов:
— передать залоговую продукцию в собственность государства. В этом случае фермер понесет определенные затраты за хранение продукции (в среднем — 1,1—2долл. /т),
— реализовать продукцию по фактически сложившимся рыночным ценам своего округа и всю вырученную сумму возвратить государству.
При использовании варианта программы с займами недостающих платежей государство компенсирует фермерским хозяйствам разницу между залоговой ставкой (с учетом процента по займу) и рыночной ценой. При этом фермеру не обязательно фактически продавать свою продукцию. Достаточно лишь иметь ее в нужном количестве и надлежащего качества, чтобы получить компенсацию. После получения компенсации фермер вправе в любой момент продать свою продукцию по удовлетворяющей его рыночной цене.
По этой программе также установлен лимит на одно фермерское хозяйство — 75 тыс. долл. в год, если средний за 3 года валовой доход не превышает 2,5 млн долл. Ежегодный объем государственных выплат по данной программе в целом по США оценивается на уровне 6 млрд долл.
В Соединенных Штатах с 1986 г. успешно функционирует программа «Консервация сельскохозяйственных земель» (The Conservation Reserve Program). Владельцы участков подписывают со страховщиком контракт, согласно которому в течение 10 лет землевладелец не имеет права возделывать и выращивать на этой земле сельскохозяйственные культуры, т. е. осуществляется ее консервация. Государство выплачивает за это фермеру в среднем по 120 долл. за 1 га «законсервированной» площади. Однако в разных штатах сумма этих выплат колеблется в значительных пределах. Например, в штате Канзас она составляет 94 долл., а в штате Мериленд — 295 долл. В настоящее время по данной программе в целом по стране законсервировано более 34 млн акров земли (13,7 млн га), а общая сумма выплат составляет около 1,8 млрд долл.
Помимо перечисленных крупных государственных программ в США существуют и другие, более мелкие программы страхования сельскохозяйственных рисков, которые действуют кратковременно — 1—2 года и вводятся или отменяются государством в зависимости от оперативной обстановки: урожайности сельскохозяйственных культур, рыночной конъюнктуры, частоты и мощности природных катаклизмов.
В целом размер прямых государственных выплат, особенно по программам поддержки цен и доходов фермеров, внушителен. Наиболее высокие выплаты были осуществлены в 2000 г. — 32,2 млрд долл. Но в среднем они составляют 15—19 млрд долл. Таким образом, благодаря участию государства в разработке и внедрении различных программ по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, поддержке цен и доходов фермерскиххозяйств, консервации сельскохозяйственных земель осуществляется эффективное регулирование и «сглаживание» возможных рисков от воздействия неблагоприятных природных, экономических и экологических условий на объемы сельскохозяйственного производства, получение фермерами необходимых доходов для простого или расширенного воспроизводства продукции растениеводства [4].
Высокая эффективность и разнообразие программ страхования стимулируют фермеров к
активному участию в них. Например, если в 2000 г. американскими фермерами было застраховано только 85,5 млнга посевов, то в 2008г. — уже 109,7 млн га, что составляет более 83,6 % всей посевной площади. При этом общее число страховых контрактов в 2008 г. составило почти 2 млн, а общая сумма страхования по сельхозкультурам достигла почти 10 млрддолл.
Программа «Многократное страхование урожая» (Multiple Péril Crop Insurance, MPCI or Actual Production History, APH) — одна из старейших в страховании урожая сельскохозяйственных культур. В 1994 г. федеральный акт реформирования страхования урожая объединил гарантии правительства по выплатам на случай стихийных бедствий со страхованием урожая, что позволило создать программу MPCI (Multiple — Péril Crop Insurance), впоследствии получившую название Actual Production History (APH).
Программа MPCI обеспечивает защиту от многих стихийных бедствий природного характера, включая засуху, избыточную влажность, наводнение, сильные ветры, град и др. В рамках программы защите подлежат более 117 видов выращиваемых культур. Однако в силу различных климатических условий в разных местностях не все виды культур защищаются в одинаковой степени.
Страховой случай по данной программе наступает в том случае, когда фактически полученный урожай оказывается ниже среднего (ожидаемого) за несколько предыдущих лет. При этом при расчетах берут урожайность за предыдущие 4—10 лет.
Минимальный уровень страхования полностью финансируется за счет бюджета и гарантирует фермерам минимальное возмещение ущерба в случае снижения урожая менее чем на 50 % от ожидаемого. При этом ущерб возмещается из расчета 55 % фиксированной цены, установленной АРН. Для участия в программе на данных условиях фермеры платят только административные расходы в размере 100 долл. за каждую застрахованную культуру. Такой вид страхования называется страхованием катастро-фическихрисков (САТ— Catastrophic Crop Insurance).
У фермеров есть возможность выбрать уровень застрахованного риска. Расширение застрахованного риска по сравнению с минимальным относится к добровольному страхованию. Можно выбрать большее покрытие урожая (от 50 до 85 % с интервалом 5 %) и его цены (от 55 до 100 % реальной рыночной стоимости). Страховая премия базируется на рассчитанных тарифах для каждой культуры в каждом регионе и данных об урожае фермы.
При этом тариф выше там, где сильнее ежегодные колебания урожая. Максимальная граница уровня страхования установлена при потере урожая не менее чем на 85 % от среднего с выплатой ущерба из расчета 100% фиксированной цены. Административные расходы страховых компаний, а также часть страховой нетто-премии покрываются государственной субсидией. Разновидность такого страхования по программе АРН получила название Buy-up Coverage.
При сравнении различных уровней страхования выявляется, что если фермер выбрал страхование только катастрофических рисков (CAT), то при гибели урожая он получит страховые выплаты в размере 91,8 долл. за каждый гектар. Если же потери урожайности составили, например, 70 % от средней, то страховая компенсация за 1 га составит 36,72 долл. (70 % • 27 — 13,5) 6,8. Кроме того, в этом случае фермер, реализовав полученный урожай по рыночной цене, получит выручку в размере 98,17 долл. на 1га (30% • 27 • 12,12). В итоге при потере урожайности на 70 % общая денежная выручка фермера на 1 га с учетом страховки составит 134,89 долл. (36,72 + 98,17) [3].
Таким образом, фермер, участвуя в программе CAT, при полной гибели урожая гарантированно получает 91,8 долл. за каждый гектар, или 3 681,18 долл. (91,8-40,1) завею застрахованную площадь. При этом возможные потери фермера в случае если фактически полученный урожай будет выше, чем 50 % от средней урожайности, составляют лишь 100 долл. за каждую застрахованную культуру.
Данная программа страхования — одна из наиболее популярных в США. Не случайно в 2008 г. по АРН было застраховано несколько десятков сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений на площади более 25 млн га (около 20 % всей площади сельскохозяйственных угодий). Наибольший удельный вес как с точки зрения возмещения потерь, так и с точки зрения застрахованной площади имеют такие культуры, как соя и кукуруза (около 12 %).
Следует отметить, что данная программа помогает производителям снижать негативное воздействие производственного риска, связанного с недополучением урожая только из-за неблагоприятных природно-климатических условий. [3].
Тем не менее для сельскохозяйственных товаропроизводителей России, в том числе Дагестана заимствование позитивного зарубежного опыта страхования урожая сельскохозяйственных культур, на взгляд автора, является очень актуальным.
Последствия засухи 2010г., когда в России урожай по многим сельскохозяйственным культурам стал одним из самых низких за последнее десятилетие, сказались и на сельхозпродукции Дагестана.
Решением заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан в 26 районах республики был введен режим чрезвычайной ситуации. По словам первого заместителя министра сельского хозяйства Дагестана Б. Байтемирова, причиной введения режима стали затянувшаяся в регионе жара и засуха, которые нанесли значительный материальный ущерб агропромышленному комплексу. Гибель урожая всех видов сельскохозяйственных культур, согласно информации из районов, был зафиксирована на площади более 24,2тыс. га, в том числе зерновых культур — на площади 21,2тыс. га. По предварительным подсчетам ущерб, нанесенный стихией агропромышленному комплексу республики, составляет 453,5 млн руб. От засухи в основном пострадали зерновые культуры, частично — озимые и большая часть яровых. Потери наблюдаются в хозяйствах Карабудахкентского района — более 4тыс. га, Кизилюртовского района — 3,5тыс. га, Кизлярского района — 3,2тыс. га, Новолакского района — 1,6тыс.гаидр.
В Карабудахкентском районе из имеющихся 10 тыс. га посевов почти половина погибла. В основном это озимая пшеница, ячмень, кукуруза, бахчевые культуры. Общий ущерб, нанесенный району, составил более 92 млн руб. Площади потерь увеличивались с каждым днем, так как дождей не было и посевы не получали нужного количества влаги для созревания. Многие культуры находились в тот период на стадии созревания: виноград, рис, подсолнечник, кукуруза [1].
Руководством Республики Дагестан принимались посильные меры по компенсации последствий засухи 2010 г. Народным Собранием Республики Дагестан был принят закон «О республиканском бюджете на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов». Согласно этому закону объем доходов бюджета в 2011 г. составит 58 млрд руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, — около 42 млрд руб. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан в 2011г. выделяется 476 млн руб., в том числе на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур — 1,2 млн руб. (0,25% отвыделенныхсредств) [2].
На взгляд автора, нельзя однобоко, учитывая интересы только страхователей, подходить к про-
блемам страхования урожая сельскохозяйственных культур. Серьезного внимания заслуживают вопросы финансовой устойчивости, платежеспособности самих страховых организаций, пересмотра форм и методов контроля, создания системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков на основе анализа их отчетности, показателей, характеризующих изменения в их деятельности, оценки влияния денежных потоков на дочерние компании и страховые организации, входящие в финансовые группы. В условиях финансового кризиса страховщики сталкивались не только с несвоевременным исполнением обязательств по договорам страхования, но и с проблемами размещения средств страховых резервов и собственных средств в соответствии с установленными Минфином России требованиями.
Другим дискуссионным вопросом является гарантирование страховых выплат. В мировой практике известны системы твердых гарантий (США, Япония, Канада, страны ЕС), которым присущи свои национальные особенности. Вектор развития международных отношений и взятый Россией курс на соответствие требованиям директив Европейской Комиссии и рекомендаций MACH требуют разработки подходов к созданию системы гарантий в нашей стране.
Современные тенденции на страховом рынке (сокращение числа страховщиков, уход со страхового рынка «по-английски» — без исполнения обязательств перед кредиторами, существующая
практика процедуры банкротства страховых компаний и др.), в результате которых страхователь и застрахованный лишены реализации права на страховое возмещение, требуют принятия мер по созданию гарантий страховых выплат.
В современных условиях страховой рынок страны не может взять на себя все крупные риски, вызванные природными катаклизмами, техногенными катастрофами и другими чрезвычайными ситуациями. Учитывая огромную роль государства в страховании продукции сельскохозяйственных производителей, в возмещении ущерба и смягчении последствий природных аномалий, необходимо выстроить четкую систему взаимодействия между страхователями, страховщиками и государством.
Список литературы
1. В Дагестане подсчитывают ущерб от засухи. 2010. URL: http://www. 105i2.ru.
2. Джамбулаев Д. Аграрный кусок бюджетного пирога // Дагестанская правда. 03.03.2011.
3. Камалян А., Парахин Ю., ОробинскийА. Страхование сельскохозяйственных культур: опыт США // АПК: экономика, управление. 2009. № 1.
4. СемкинА., Быков Г. Государственные программы управления рисками в зарубежном аграрном секторе // АПК: экономика, управление. 2009. №4.
Приложение к Приказу Минфина РФ от 22.07.2003М 67н
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС на 31 декабря 201 _0_ г.
Москва
Форма № 1 по ОКУД Дата (год, месяц, число) Региональная общественная организация содействия Организация охранеокружающейсреды«ЖиваяПланета» поОКПО КОДЫ 0710001
2010 12 31
97267000
Идентификационный номер налогоплательщика ИНН Деятельность прочих общественных организаций, Вид деятельности не включенных в другие группировки по ОКВЭД 7729441550 91.33
Собственность Организационно-правовая форма / форма собственности общественных объединений Общественные и религиозные организации (объединения) по ОКОПФ / ОКФС 88 53
Гдиница измерения: тыс. руб. / млнруб. (ненужное зачеркнуть) тыс. руб. по ОКГИ Местонахождение (адрес) 119619, г.Москва, Производственная ул., д. 6, стр. 14 384/eSf
Дата утверждения Дата отправки (принятия)
АКТИВ Код На начало На конец
показателя отчетного года отчетного периода
1 2 3 4
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
ИТОГО по разделу I 190 - -
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ - -
Денежные средства 260 — 9
Прочие оборотные активы 270 - -
ИТОГО по разделу II 290 - 9
БАЛАНС 300 - 9
ПАССИВ Код На начало На конец
показателя отчетного года отчетного периода
1 2 3 4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
ИТОГО по разделу III 490 - -
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА - -
ИТОГО по разделу IV 590 - -
У. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Прочие краткосрочные обязательства 660 - 9
ИТОГО по разделу V 690 - 9
БАЛАНС 700 - 9
Руководитель_____Олейник О.В. Главный бухгалтер_____
(подпись) (расшифровкаподписи) (подпись) (расшифровкаподписи)
« 30 » марта 201 _1_г.
Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2010 г.
По нашему мнению, бухгалтерская отчетность организации Региональной общественной организации содействаия охране окружающей среды «Живая Планета» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2010 г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 07 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. включительно в соответствии с требованиями законодательства РФ в части составления финансовой (бухгалтерской) отчетности (документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку составления финансовой (бухгалтерской) отчетности: Федеральный закон № 129-ФЗ от21.11.1996(с последующими изменениями и дополнениями), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н и т.д.)
Директор ООО Аудиторской фирмы «Альтернатива» Корпусова С.М.
23 марта 2011г.