СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
)
В. ЗМЕЕВ, профессор «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского
Первые научные опыты в области отечественного сельского хозяйства проводил еще М.В. Ломоносов. Изучая растительный и животный мир России, ее разнообразные почвы, их плодородие, академик пришел к выводу, что «чернозем не первообразная и не первозданная материя, но произошел от согнития(т.е. гниения) животных и растущих тел со временем» [1], предвосхитив тем самым классическую теорию происхождения чернозема. Вот что писал В.В. Докучаев: «...Я с удивлением узнал от профессора Вернадского, что Ломоносов давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, - и изложил, надо признаться, шире и более обобщающим образом» [2].
По инициативе М.В. Ломоносова при Петербургской Академии наук был создан «класс агрикультуры, т.е. зем-ледельчества». После его смерти сельскохозяйственные исследования продолжили академики И.И. Лепехин (ботаника и зоология), П.С. Паллас (география и почвоведение), П.И. Рычков (сельскохозяйственная экономика), а также ученые, объединенные в научнообщественную организацию - «Петербургское вольное экономическое общество к прирощению в России земледелия и домостроительства», - созданную в 1765 году. Здесь успешно трудились агрономы А.Т. Болотов, И.М. Ко-мов, В.А. Левшин и другие [3 ].
Зарождение сельхозобразования в России
Рост городского населения, развитие промышленности и снижение плодородия почв резко повысили интерес к агрономическим знаниям и навыкам. Возникла необходимость в подготовке специалистов с высшим агрономическим образованием и ученых-агроно-мов. На запрос общества первым откликнулся Московский университет, открывший курс теоретической агрономии при кафедре зоологии и ботаники под названием «Сельскохозяйственное домоводство».
Поставил этот учебный курс профессор натуральной истории М.И. Афонин - широко образованный человек, владевший латинским, немецким, французским, датским и шведским языками. Родился Матвей Афонин в 1739 году в дворянской семье, получил хорошее домашнее образование, закончил гимназию при Московском университете. В 1758 году Матвей Иванович был направлен в Кенигсбергский университет, где углубленно изучал латинский и немецкий языки, математику, логику, опытную физику и метафизику. В 1766 году М.И. Афонин защитил диссертацию на тему «О приложении естественной истории к общежитию», в которой рассмотрел практическое значение различных растений и животных в быту [4 ].
По возвращении в Москву молодой ученый был подвергнут экзаменам по натуральной истории, земледелию, эк-
спериментальной физике и иностранным языкам и назначен на кафедру зоологии и ботаники Московского университета экстраординарным профессором.
22 апреля 1771 года ученый выступил с докладом на тему «Слово о пользе, знании, собирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве». Развивая взгляды М.В. Ломоносова на почву и ее плодородие (чернозем - это верхний гумусированный растительный слой земли), профессор дал интересную классификацию российских черноземов, выделив восемь его разновидностей.
При этом он предлагал создать почвенный музей: «Я за полезное нахожу предложить, дабы не только различных видов называемый чернозем, но и прочих родов земли собираемы и располагаемы были так, как минералоги поступают в собирании и расположении минеральных кабинетов. То есть расположить их на свои ряды и виды и хранить оные не только с запискою их свойств, названия и того уезду и деревни, но и самого поля, с которого такая земля будет взята и каким образом или способом в пашне оная употребляется» [5 ]. Эта идея была реализована значительно позднее - в советское время.
Во второй половине XVIII века по указанию императрицы Екатерины II дворяне получили до 700 тысяч казенных крестьян вместе с землями, которые продавались новым владельцам после генерального межевания 1765 года. Для правильного их межевания и устройства требовались специалисты -землемеры и управляющие помещичьими имениями. В связи с этим 14 мая 1779 года в Москве было открыто Кон-стантиновское землемерное училище для обучения 36 землемерных помощников и учеников, состоявших при Межевой канцелярии. Будущие землемеры обучались русскому языку, матема-
тике, копированию планов, основам юриспруденции и другим наукам. Содержалось Константиновское училище за счет вычетов из жалованья членов ведомства Межевой канцелярии [6 ].
С 1780 года от петровской Камер-коллегии в подчинение Экспедиции государственного хозяйства и сельского домоводства начали переходить государственные крестьяне, находившиеся при Сенате под ведомством генерал-прокурора. Для реорганизации жизни 5 миллионов казенных крестьян и повышения уровня доходности государственных имений требовались грамотные специалисты. В начале 1797 года в России были созданы волости, предназначенные для организации жизни и труда государственных крестьян. В волостях выбирались старосты и головы, которые предназначались для наблюдения за работой крестьян на земле, состоянием сельских построек, дорог, водоемов и лесов.
Для их обучения 30 апреля 1797 года недалеко от Павловска в деревне Тер-левой была открыта Петербургская школа практического земледелия, в которую по указу Павла I предписывалось «брать питомцев Императорского университета и воспитательных домов» [7 ].
В положении о школе записано: «Довольно известно, что опыты и примеры более действуют во всех почти человеческих познаниях, нежели школьные учения и наставления, а особливо в такой науке, какова земледельческая, в коей все теоретические правила должны почерпнуты из практики: то соответственно сему и дабы не отделиться от цели, для коей школа сия учреждается, предположено приступить прямо к практическому в ней учению» [8 ].
В план занятий учеников входили: хлебопашество, садоводство, цветоводство, огородничество, лесоводство,
скотоводство и сельская механика (построение ветряных и водяных мельниц). В качестве учителей привлекались специалисты - агрономы, ветеринары, лесничие, сельские архитекторы и инженеры-механики.
Окончательно укомплектовать школу наставниками и учениками так и не удалось, в 1803 она была закрыта как бесперспективная и нерентабельная.
Сельскохозяйственная наука получила существенное развитие в 1820-1847 годы в Московском университете. В этот период кафедру физики, минералогии и сельского хозяйства последовательно занимали профессора М.Г. Павлов, А.Л. Ловецкий и Я.А. Линовский. Историк почвоведения А.А. Ярилов писал, что «в лице Павлова кафедра сельского хозяйства Московского университета имела наиболее крупного, талантливого, оригинального, широко образованного исследователя и учителя земледелия и почвоведения» [9].
Особое внимание М.Г. Павлов уделял теории и практике возделывания сельскохозяйственных культур на российских черноземах. Жизнь Михаила Григорьевича оборвалась рано, однако к 47 годам он опубликовал несколько фундаментальных трудов по различным отраслям сельского хозяйства; его книги и статьи студенты российских университетов читали как учебные пособия по курсам земледелия и почвоведения.
М.Г. Павлов был активным популяризатором науки. Так, в 1824 году на торжественном акте Московского университета Михаил Григорьевич произнес речь «О побудительных причинах совершенствовать сельское хозяйство в России преимущественно перед другими ветвями народной промышленности и о мерах, существенно к тому относящихся». Ученый призывал использовать в сельском хозяйстве передовые методы земледелия с учетом климата и
почв каждого конкретного региона империи. Он говорил: «Плодопеременная система, как надежнейшая к поддержанию сельского хозяйства, должна трехполевую заменить безусловно» [10].
Профессор вел обширную общественно-научную деятельность и вне стен Московского университета. Издавал литературный журнал «Антеней» (1828-1830 гг.) с приложением «Записок для сельских хозяев, заводчиков и фабрикантов» и специализированный журнал «Русский земледелец» (1838-1839 гг.), а также читал публичные лекции по сельскому хозяйству. В 1837 году М.Г. Павлов опубликовал «Курс сельского хозяйства», который явился первым учебником в этой сфере деятельности.
В ноябре 1839 года ему поручили на базе Московского университета и учебной фермы Земледельческой школы подготовить группу преподавателей агрономии для вузов и других учебных заведений. С этой целью из российских университетов были отобраны 14 наиболее способных студентов. После смерти профессора М.Г. Павлова в 1840 году реализацию этой важной задачи поручили профессору Петербургского университета С.М. Усову [11 ].
В Петербургском университете подготовка к преподаванию сельскохозяйственных наук началась еще в 20-е годы XIX века. Профессор физики Н.П. Щеглов на своих лекциях рассказывал студентам о «съедобных, луговых, технических, врачебных и ядовитых» растениях, произраставших в России. Его книги «Хозяйственная ботаника, заключающая в себе описания и изображения полезных и вредных для человека растений» (1826), «Наставление о рафинировании сахару» (1829) и другие [12 ] активно использовались в учебном процессе.
С 1836 года в Петербургском университете профессор С.М. Усов начал
читать студентам лекции по сельскому хозяйству, лесоводству и торговому счетоводству. Степан Михайлович происходил из крестьян, эти предметы ему были близки и понятны. Он подготовил диссертацию на тему «О капитале в сельском хозяйстве», за что получил ученую степень доктора философии. Затем его последовательно избирали адъюнктом и экстраординарным профессором. После этого С.М. Усов написал «Курс земледелия с приложением к полеводству» (1837 год) и ряд других книг. С 1834 по 1853 год профессор редактировал «Земледельческую газету» - орган Министерства государственных имуществ. В 1848 году его усилиями в Петербургском университете был открыт кабинет по сельскому хозяйству.
29 сентября 1833 года президент Вольного экономического общества профессор Мордвинов направил императору Николаю I специальную записку о реальном состоянии сельского хозяйства в России. В записке содержалась просьба выделять для нужд Общества по 78 тысяч рублей ежегодно на следующие агрономические мероприятия: учреждение и развитие земледельческого института, приглашение из-за границы двух профессоров по сельскому хозяйству, командирование в зарубежные вузы четырех студентов-естественников, издание книг по вопросам сельского хозяйства, изготовление усовершенствованных земледельческих орудий и предоставление пособия помещикам для обучения своих крестьян правильному ведению хозяйства [13].
Сельскохозяйственные дисциплины в первой половине XIX века преподавались также в Дерптском, Казанском, Киевском и Харьковском университетах. Однако опыт преподавания сельскохозяйственных наук в российских университетах в те годы признавался
недостаточно эффективным. Преобладали теоретические занятия, которые мало подкреплялись на практике из-за слабой учебно-материальной базы. На повестку дня встал вопрос о создании в России специализированного сельскохозяйственного вуза.
По мысли попечителя Белорусского учебного округа Г.И. Карташевского, новый вуз нужно было создавать в два этапа: сначала учредить земледельческую школу с хорошей материальной базой, а затем организовать в ней сельскохозяйственный институт. После тщательных поисков комиссия округа остановила свой выбор на Горыгорец-ком имении в Могилевской губернии, конфискованном у местного помещика за неумелое хозяйствование. 11 апреля 1836 года в Комитет об усовершенствовании земледелия в России были представлены проекты Положения, штата и сметы на 550 тысяч рублей для создания в имении земледельческой школы по подготовке агрономов и управителей [14 ].
24 апреля 1836 года император Николай I утвердил Положение о Горыго-рецкой земледельческой школе, которое стало первым отечественным законом по сельскохозяйственному образованию. Авторами этого документа являлись Н.С. Мордвинов - председатель Комитета об усовершенствовании земледелия в России, Е.Ф. Канкрин - министр финансов, Д.Н. Блудов - министр внутренних дел и агроном Р.Р. Штейгер.
Предназначение земледельческой школы состояло в том, чтобы «приготовить людей для ведения и распространения усовершенствованных метод сельского хозяйства как в виде распорядительном, так и исполнительном» [15 ]. Далее в Положении отмечено, что воспитанники школы разделялись на два разряда. Первый (низший) предназначался для обучения земледельчес-
ких учеников в течение трех лет, а второй - для подготовки практических агрономов (за 2-3 года); он комплектовался лучшими выпускниками первого, но только из свободных сословий.
Горыгорецкая земледельческая школа (ГЗШ) являлась всесословным учебным заведением, куда зачисляли учеников на казенное содержание или пансионерами. В школу принимали детей личных дворян, священнослужителей, купцов, мещан, западных однодворцев, разночинцев. По особому разрешению могли также обучаться казенные крестьяне с отличными способностями и здорового телосложения. Выпускники из числа казенных воспитанников обязывались, при необходимости, прослужить не менее шести лет в различных должностях при государственных имениях. Выпущенные из первого разряда школы освобождались от податей и рекрутской повинности, а выпускники второго могли за отличия по службе получить права потомственных почетных граждан.
Следует отметить, что крепостные крестьяне допускались только в низший разряд ГЗШ; такое же положение было характерно и для других специальных учебных заведений Российской империи 30-х годов XIX века. Физически здоровых, грамотных, высоконравственных молодых крестьян принимали в низшие классы учебных заведений реального профиля - в Московскую земледельческую школу, Московское ремесленное училище и Петербургский практический технологический институт. В них не изучали географию, физику, иностранные языки, поскольку «вредное влияние этих предметов на умы воспитанников крепостного состояния слишком очевидно», - считали чиновники Министерства народного просвещения [16].
Положение устанавливало для этого разряда следующие учебные дисцип-
лины: закон Божий; грамматику и упражнения в простом сочинении; рисование землемерных и архитектурных планов до некоторой степени; начала планиметрии, практического межевания и нивелировки в мере необходимой для разделения полей и лесов, для провода каналов при осушении болот; необходимые предварительные познания и теория различных отраслей сельского хозяйства, относящихся к земледелию, скотоводству, лесоводству, садоводству и огородничеству; общие понятия об отдельных частях сельского хозяйства - овцеводстве, пчеловодстве, конских заводах, винокурении и прочих. Важно отметить, что теоретические занятия с учениками ежедневно закреплялись на практике непосредственно на опытном поле, скотном дворе, в овчарне и других подразделениях школы.
Во втором разряде преподавались приготовительные и собственно агрономические науки в более пространном виде: физические и химические познания, особенно для узнавания различных почв, туков и средств борьбы с сельскохозяйственными вредителями; ботаника агрономических культур; важнейшие сведения по истории, статистике и географии сельского хозяйства; основные понятия о сельской архитектуре; общая агрономия и ее отдельные отрасли; лесоводство в степени необходимой для правильного развития лесного хозяйства; правила осушки болот и резания торфа.
Учебный процесс в Горыгорецкой земледельческой школе организовывал ее директор - доктор философии Ф.Ф. Стендер, выпускник Дерптского и Ростокского университетов. До назначения в школу он был инспектором первой Петербургской гимназии. Младшим адъюнкт-профессором агрономии являлся С.Ф. Федоров, питомец Московского воспитательного дома. Глав-
ным надзирателем ГЗШ назначили полковника Ф.Ф. Гинглина, бывшего инспектора Киевского университета. Кроме того, в школе работали: практический агроном Р.Р. Штейгер, учителя Л.И. Берестьянов, К.Т. Вилькен, А.А. Кампиони, Л.М. Лемм, И.П. Цеха-новский, Ф.К. Юнгмейстер и другие сотрудники.
На официальном открытии школы (15 августа 1840 года) С.Ф. Федоров произнес речь «О цели, высочайше назначенной для Горыгорецкой земледельческой школы», в которой было заявлено: «Чтобы желать постепенно возрастающего увеличения народного и государственного богатства, а вместе с тем и постоянного прочного благоденствия, нужно прежде всего пожелать быстрого распространения света науки сельского хозяйства на все многоразличные его отрасли в нашей благословенной России» [17].
Внеклассная жизнь учеников ГЗШ контролировалась надзирателями, которые действовали согласно специальной инструкции Министерства государственных имуществ. Большие права предоставлялись инспектору классов, отвечавшему за работу учителей и успеваемость учеников. Инспектор классов и надзиратели наблюдали за тем, «чтобы воспитанники не имели у себя денег, а также книг, коих чтение могло бы иметь вредное влияние на нравственность» [18].
Специальным постановлением 1842 года второй разряд ГЗШ был назван высшим; это была важная ступень на пути образования самостоятельного сельскохозяйственного вуза [19].
В высший разряд ГЗШ могли поступать дети дворян, почетных граждан, священнослужителей и купцов (1 и 2 гильдий) с гимназическим образованием. Кроме того, принимались студенты российских университетов или лица, выдержавшие соответствующий экза-
мены. Учебный план нового вуза расширялся за счет введения дополнительных предметов обучения: русской словесности, немецкого языка, механики, минералогии, геодезии, русского законодательства и счетоводства. Увеличивался штат преподавателей и учебновспомогательного персонала, у которых появились новые права и преимущества, характерные для вузов. Выпускники высшего разряда получали 14-й классный чин по Табели о рангах.
В 1846 году высший разряд Горыго-рецкой земледельческой школы провел первый выпуск специалистов, что стало событием для российского сельскохозяйственного образования. В числе первых выпускников высшего разряда ГЗШ был будущий преподаватель агрономии Нижегородской духовной семинарии Л.И. Сахаров, который вошел в историю как учитель и воспитатель
Н.А. Добролюбова [20].
Возрастающие потребности сельского хозяйства Российской империи в квалифицированных агрономах и управляющих имениями, с одной стороны, и явные успехи Горыгорецкой земледельческой школы в учебно-научной работе, с другой стороны, побудили Министерство государственных иму-ществ поставить вопрос о создании полноценного сельскохозяйственного вуза. Эта идея нравилась далеко не всем высшим чиновникам. Например, министр народного просвещения С.С. Уваров ратовал за расширение сельскохозяйственного образования в университетах.
Твердость проявили министр государственных имуществ П.Д. Киселев и директор департамента сельского хозяйства этого министерства А.И. Лев-шин, которые подготовили обоснованные предложения о преобразовании ГЗШ в Горыгорецкий земледельческий институт. Государственный Совет положительно рассмотрел вопрос об этой
реорганизации и 7 июня 1848 года утвердил Положение о Горыгорецком земледельческом институте [21]; 30 июня 1848 года император Николай I узаконил данное Положение.
За четыре курса обучения студенты ГЗИ изучали 3 общих, 14 специальных и 12 вспомогательных предметов. Завершившие курс сдавали комплексный экзамен по важнейшим разделам программы. Лучшие студенты награждались золотыми медалями стоимостью
30 рублей серебром каждая.
Учебно-воспитательный процесс в ГЗИ организовывали и обеспечивали следующие должностные лица: директор, профессор-инспектор классов, два младших профессора, четыре адъюнкта, законоучитель - настоятель институтской церкви, два старших учителя, младший учитель, учитель рисования, топограф, заведующий библиотекой, два надзирателя, бухгалтер, эконом, врач, садовник и другие. Все преподаватели имели классные чины, высокие должностные оклады и казенные квартиры в Горыгорецком имении, что было весьма привлекательным для молодых выпускников российских вузов.
По штату в ГЗИ обучалось 25 казенных студентов с годовой стипендией в 110 рублей [22]. В вуз разрешалось принимать пансионеров, которых обучалось более 100 человек. Плата за содержание одного пансионера составляла 125 рублей в год. Вольноприходящие студенты допускались Советом ГЗИ к посещению занятий без всякой оплаты. Во время пребывания в институте студенты всех категорий обязаны были носить одежду по форме, принятой в российских университетах, но с заменой синего сукна на воротнике и обшлагах зеленым. Выпускники получали диплом со званием агронома, равного званию университетского кандидата, или со званием действительного студента агрономии, что соответствовало
званию действительного студента университета.
В предреформенные годы в Российской империи еще более возрос интерес молодежи к сельскохозяйственному образованию. По решению нового министра государственных имуществ М.П. Муравьева в 1858 году при ГЗИ были открыты классы частных землемеров и таксаторов. Подобные учебные заведения открывались также при Кон-стантиновском межевом институте и в ряде губернских городов. В классы принимались 16-летние юноши всех свободных сословий, закончившие уездные училища, однако предпочтение отдавали дворянским детям. Выпускники этих классов из дворян получали первый чин через 3 года, а разночинцы -через 7 лет [23].
В 1859 году совершилась последняя реорганизация Горыгорецкого земледельческого института: 8 декабря император Александр II утвердил новое Положение о вузе; основа документа осталась прежней, но появились статьи, которые отражали освободительные настроения в российском обществе. В институт стали принимать без экзаменов отлично окончивших землемерно-таксаторские классы, разрешалось обучение в вузе студентов-вольнослу-шателей, как в университетах [24].
Новое Положение имело благотворное значение для института: улучшился студенческий контингент, оживилась научно-исследовательская работа сотрудников. Специалисты в области сельского хозяйства высоко оценили научные труды профессоров ГЗИ И.А. Стебута, Б.А. Целлинского, К.Д. Шмидта и других. Студенты организовывали кружки по агрономии, по изучению русской, немецкой и французской литературы, в их работе принимали участие отдельные профессора вуза. Так Горыгорецкий земледельческий институт стал ведущим сельскохозяйствен-
ным вузом Российской империи, подготовившим значительное число квалифицированных отечественных специалистов.
Литература
1. Ломоносов М.В. О слоях земных //Пол-
ное собрание сочинений. Т. 5. - М.-Л., 1954. - С. 590.
2. Докучаев В.В. Лекции о почвоведении. -
СПб., 1901. - С. 360.
3. Ходнев А.И. История Императорского Вольного экономического общества с 1765 до 1865 года. - СПб., 1865. - С. 78.
4. Русский биографический словарь. Т. 2. -
СПб., 1900. - С. 358-359.
5. Афонин М.И. Слово о пользе, знании, со-
бирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве. - М., 1771. - С. 24.
6. Энциклопедический словарь. 31-й полутом. - СПб., 1895. - С. 48.
7. Полное собрание законов Российской империи (ПС3-1). Т. XXIV. - СПб., 1830.
- № 17946. - С. 600.
8. Положение о Практической школе земледелия и сельского хозяйства. - СПб., 1798.- С. 3.
9. Ярилов А.А. История кафедры земледелия и почвоведения Московского университета //Ученые записки МГУ. Юбилейная серия. - 1940. - Вып. VI.
- С. 56.
10. Русские люди. Жизнеописания соотечественников. Т. II. - СПб., 1866. - С. 214.
11. Мещерский И.И. Высшее сельскохозяйственное образование в России и за границей. -СПб., 1893. - С. 20.
12. Энциклопедический словарь. 79-й полутом. - СПб., 1904. - С. 49.
13. Русский вестник. - 1869. - № 7. - С. 44-45.
14. РГИА. Ф. 398. Оп. 1. Д. 117. Л. 69.
15. ПС3-2. Т. XI. - СПб., 1837. - № 9097. -С. 435-436.
16. Князьков С., СербовН. Очерк по истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. - М., 1910. - С 215.
17. РГИА. Ф. 398. Оп. 1. Д. 561. С. 36.
18. Краткие правила для руководства директора, Конторы и некоторых чиновников Горыгорецкой земледельческой школы. - СПб., 1840.
19. ПС3-2. Т. XVII. - СПб., 1843. - № 15303.
- С. 96.
20. Добролюбов Н.А. Дневники. 1815-1859.
- М., 1932. - С. 38.
21. РГИА. Ф. 1159. Оп. 12. Д. 143. Л. 11.
22. ПСЗ-2. Т. XXIII. Отделение 2. - СПб., 1849. - № 22414. - С. 138.
23. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Книга III. Постановление по сельскохозяйственным учебным заведениям за время 1836-1899.
- СПб., 1900. - С. 82.
24. ПСЗ-2. Т. XXXIV. - СПб., 1861. - № 35220. - С. 332.