ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ _АКАДЕМИИ № 2 2018_
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДА ТЫ
УДК37.091.21:631.5(476.4-18)
У ИСТОКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ
(к 170-летию открытия Горыгорецкого земледельческого института)
С. И. ТРАПКОВ, С. С. СКОРОМНАЯ
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407, e-mail: [email protected]
(Поступила в редакцию 12.04.2018)
В 2018 году исполняется 170 лет со дня преобразования высшего разряда Горыгорецкой земледельческой школы в земледельческий институт. Являясь старейшим учебным заведением нашей страны, Белорусская государственная сельскохозяйственная академия оказала влияние на становление и развитие многих учебных дисциплин. Особая заслуга принадлежит этому учебному заведению в развитии и совершенствовании сельскохозяйственной науки.
Рост и формирование сельскохозяйственной науки в России приходится на конец XVIII столетия. Развитие капиталистических отношений в экономике стало предъявлять требования и к развитию сельского хозяйства. Именно в это время появляется сельскохозяйственная литература, делаются попытки изучения плодородия почвы, семян плодоовощных культур, однако отсутствие сельскохозяйственных учебных заведений не позволяло эффективно распространять полученные знания. Первая попытка открытия на территории современной Беларуси сельскохозяйственного учебного заведения была предпринята организованном в 1824 году Витебским вольным экономическим обществом. Получив ссуду от правительства в размере десяти тысяч рублей, общество, возглавляемое генерал-губернатором Н. Н. Хованским, приобрело недалеко от Витебска имение Залучосье и 1829 году решило открыть здесь земледельческую школу. Помещикам предлагалось присылать крестьян в школу, в которой предполагалось учить чтению, письму, а также теории и практике сельского хозяйства. Однако помещики, боясь лишних расходов, это предложение не поддержали. Не увенчались успехом и поиски учителей, имеющих достаточное образование для работы в этой школе. Школа так и не начала функционировать.
Следующие попытки распространения сельскохозяйственного образования были приняты на государственном уровне и связаны с решением, созданного Комитетом министров в 1833 году особого Комитета об усовершенствовании земледелия в России, открыть сельскохозяйственное учебное заведение с опытным участком в средней полосе России. Выбор пал на казенное Горыгорецкое имение. В именном Указе данным Сенату говорилось: « Изыскивая способы к постепенному усовершенствованию земледелия в Империи нашей, яко главнейшего источника богатства частного и общего, ... повелели Мы Министру Финансов приступить неотлагательно к учреждению земледельческой школы с образцовым сельским хозяйством и коренною овчарнею. ... Мы утвердили прилагаемое при сем Положение о Горыгорецкой земледельческой школе» [4, С. 1].
Положение о Горыгорецкой земледельческой школы 1836 года можно считать первым законом в России по сельскохозяйственному образованию. В нем определялось, что «.цель земледельческой школы, в соединении с образцовым хозяйством есть та, чтобы приготовить людей для ведения и распространения усовершенствованных методов сельского хозяйства, как в виде распорядительном, так и исполнительном» [4, С.1-2]. Положение определяло, кто и в каком возрасте может поступать в учебное заведение, сроки обучения в каждом разряде, плату за обучение, обязанность отработки и т. д.
В 1840 году Горыгорецкая земледельческая школа была открыта. В организации учебного порядка в земледельческой школе, предусматривалось, что учащимся первого разряда должны даваться «необходимые предварительные познания и самая теория разных отраслей сельского хозяйства, относя-
щихся собственно до землепашества, скотоводства, лесоводства, садоводства и огородничества...». Во втором разряде предполагалось преподавать «.агрономические науки в более пространном виде» [4, С.4].
Образцом для улучшения земледелия считалось многопольное хозяйство в разных видах, с разведением картофеля и кормовых трав, основанное не на привозных удобрениях, а произведенных в самом хозяйстве. Предусматривалось иметь четырехпольные хозяйства, с обязательным овощным полем, а также многопольное с разделением на внутренние и внешние поля для показания различных систем севооборотов, с разведением полезных, но малоизвестных растений, прежде всего рапса. Кроме теоретического обучения, предусматривалось проведение практических работ, которые выполнялись учащимися обоих разрядов, чтобы воспитанники на самом деле видели всё производство и успех улучшенного хозяйства, и после могли применять их к тем имениям, где по выпуску будут служить.
С 1841 года, после защиты диссертации, в Горыгорецкой земледельческой школе стал работать Б. А. Целлинский. Ему и было поручено составить учебный план теоретических курсов и практических занятий для высшего разряда Горыгорецкой земледельческой школы. Несмотря на то, что Богдан Андреевич Целлинский работал профессором агрономии, тема его диссертации «Анализ нового основного налогового кадастра в Саксонии» говорит об агроэкономической направленности его научной деятельности. В объяснительной записке Целлинский указывал на важность как сельскохозяйственной науки, так и агрономического образования, которое заключалось в последовательном изложении сельскохозяйственных фактов, наблюдений, опытов, правил, а также выработке умения применять правила к частным случаям, что приобретается практикой и опытом. 10 июня 1842 года Ученый комитет Министерства государственных имуществ утвердил учебный план для Горыгорецкой земледельческой школы. В течение трех лет учащиеся должны были изучить 29 предметов по всем отраслям сельского хозяйства, среди них: ботаника, энциклопедия сельского хозяйства, разведение хозяйственных растений (растениеводство), лесоводство, сельская технологию, минералогия и геогнозия (почвоведение), сельскохозяйственная бухгалтерия, домоводство, химия, зоология, геодезия, скотоводство, механика, сельская архитектура ... Обосновано это было необходимостью подготовки агрономов широкого профиля.
Организационный план учебной фермы, разработанный профессором агрономии С. Ф. Федоровым, в 1840 году, предусматривал организацию при земледельческой школе опытного поля, главной целью которого было введение правильных севооборотов, изыскание туков для удобрения различных почв, а также применение современных сельскохозяйственных орудий. В 1841 году по поручению министра государственных имуществ П. Д. Киселева, с целью расширения чисто научной деятельности, при учебной ферме было организовано совещательное собрание из педагогов и администрации, где главное значение придавалось правильному устройству опытного поля. В 1842 г. в Горках было организовано первое в Российской империи сельскохозяйственное научно-исследовательское учреждение - опытное поле. Интересен факт, что первый опыт, поставленный в Горках по указанию министра финансов Е. Ф. Канкрина, заключался в испытании обширной коллекции состоявшей из 150 лучших заграничных сортов картофеля, привезенных министром в 1836 году с венской сельскохозяйственной выставки. Таким образом, первой задачей опытного характера явилось сортоиспытание картофеля, растения, которое в то время выдвигалось как важнейшая улучшающая культура мало знакомая русскому крестьянскому хозяйству. На 20 десятинах предлагалось возделывать не только все виды хлебов, но и малоизвестные русскому хозяйству виды кормовых, торговых и красильных растений. Предполагалось проводить опыты по выращиванию растений привезенных из других стран, в частности из Китая, для знакомства воспитанников с такими растениями, а в случае удачи способствовать их распространению. Программа опытов, составленная управляющим учебной фермой агрономом Б. А. Михельсоном, была одобрена Ученым комитетом в 1842 году. В утвержденной программе опытов в соответствии с указаниями, данными П. Д. Киселевым, главное внимание уделялось испытанию новых видов и сортов культурных растений (озимой пшеницы, ячменя полбы, проса, рапса, сурепицы, льна, мадии, картофеля, клевера и однолетних кормовых смесей). На второе место были поставлены опыты удобрения в пару под рожь различными видами навоза (конского, коровьего и овечьего), зеленого удобрения (гречихой и шпергелем), компостом и черноземом (луговым торфом), мергелем, известью, обожженной глиной, золой и навозной жижей. Кроме того, проводился опыт удобрения клевера алебастром (гипсование) и разведенной 1 % серной кислотой.
В отчете Горыгорецкой земледельческой школы за 1842 год содержится информация о практических занятиях воспитанников. «По полеводству они изучали способы обработки и удобрения земли и
возделывание важнейших растений на экономических полях, в особенности способы возделывания корневых и корнеплодных растений в обширном виде и ознакомлены были с системами самого полеводства. Кроме того, они участвовали в испытании земледельческих орудий, проводили опыты по использованию удобрений, разводили необычные растения в ботаническом саду, изучали разные улучшенные способы по луговодству, садоводству, огородничеству и пчеловодству» [3, С. 4]. При посеве озимых хлебов обращалось особое внимание на качество семян, для чего не только производился отбор крупных зерен ржи, но и использовались семена, взятые с опытного поля, где в предыдущем году был хороший урожай. Для удобрения применяли навоз, а также болотный чернозем и зеленое удобрение, для которого использовались посевы гречихи. В 1843 году для удобрения почвы использовали также тину, которую брали из очищенного пруда и золу. На опытном огороде выращивали капусту, морковь, петрушку, пастернак, цикорий, бобы, сахарный горох, лук, свеклу, сельдерей, тыкву, цветную капусту, огурцы, а также кукурузу, дыни, арбузы. Организаторы опытного поля с большой заботой относились к установлению реальной связи опытного дела с практикой сельского хозяйства. После предоставления отчета по опытной запашке за 1842 год департамент по сельскому хозяйству опубликовал его в «Журнале министерства государственных имуществ». Кроме этого, было издано несколько экземпляров в виде отдельной брошюры, которая была разослана членам корреспондентам ученого комитета, а также отдельным помещикам, которые занимались проведением агрономических опытов в собственных имениях, с просьбой предоставить в департамент свои замечания на отчет. Все полученные отзывы пересылались заведующему учебной фермой, которому предлагалось дать объяснения по всем критическим замечаниям. Отчет фермы за 1843 год, который касался опытной части, был переведен на немецкий язык и напечатан в специализированном немецком журнале «Mittheilung der Kais. Freien. Ökon. Gesellschaft». Таким образом, о деятельности Горыгорецкой земледельческой школы по проведению опытов стало известно и в Германии. Полученная информация не осталось без внимания немцев и исследования были удостоены похвалы за свое чисто практическое направление. Большинство опытов производилось в течение 5 лет, до утверждения в 1847 году новой программы, и без существенных изменений выполнялась до 1860 года, когда профессор И. А. Стебут, вернувшись из заграничной командировки, предложил коренным образом преобразовать опытное поле в опытную станцию европейского типа.
После установления новой программы опытного поля 1847 году, основное внимание стало уделяться испытанию улучшенных севооборотов, которые проводились на протяжении 14 лет с подробным учетом не только техническим, но и экономическим. Кроме этого, на фольварке Иваново было заложено три показательных севооборота, представляющих интерес для крестьянских хозяйств (трехполье, четырехполье с картофелем и пятиполье с клевером). Часть опытов проводилось по особым предписаниям департамента сельского хозяйства. Это и испытание смешанных посевов (озимых яровых и трав), испытание различных способов обработки льна, хранения картофеля в ямах, способов борьбы с болезнями картофеля, испытания озимого посева яровых хлебов и озимых сортов ячменя, гороха, вики. Проводились опыты по выращиванию марены, хмеля, табака, различных кормовых растений. Большинство опытов проводились в течение нескольких лет и прекращались лишь при получении определенных результатов. К опытам по полеводству присоединялись опыты по животноводству и луговодству (влияние подзеленого дренажа). Несмотря на пестроту и сложность опытная программа была довольно содержательной и жизнеспособной. После восстановления опытного поля в 1921 году в основу его программы были положены те же вопросы коренного улучшения почвы с помощью удобрения и плодосмена, которые в 50-х годах XIX столетия разрабатывались в Горыгорец-ком земледельческом институте.
В числе средств по практическому образованию особое место занимали установленные с 1844 года Министерством государственных имуществ агрономические путешествия, имеющие целью ознакомление студентов с состоянием помещичьих и крестьянских хозяйств. На их проведение выделялось казной 400 рублей ежегодно. Путешествия проводились каждое лето при участии лучших студентов под руководством профессора или адъюнкта, составлявшего отчет о путешествии. Организатор первого путешествия, проведенного в 1844 году по территории Витебской и Могилевской областей, Б. Целлинский в отчете предложил создать для крестьян лучшие условия для ведения самостоятельного хозяйства путем наделения землей, упразднения помещичьей опеки и уточнения повинностей. Успешный ход учебно-практических занятий дал основание министру государственных имуществ П. Д. Киселеву в отчете министерства за 1845 год отметить, что Горыгорецкая земледельческая школа занимает в России первое место среди учреждений по распространению улучшенного сельского хозяйства.
С 1846 года «дабы доставить всевозможные средства к развитию способностей учащихся и поселить в них убеждение, что излагаемые из кафедр теории основаны на фактах..» [1, с.26], для студентов третьего и четвертого курсов были учреждены агрономические беседы, где обсуждались отчеты подведомственных министерству государственных имуществ учебных ферм и других хозяйственных заведений, каждому из студентов предлагалось выбирать темы для рассуждения. Для студентов первого и второго курса предлагалось чтение и обсуждение журнальных статей по сельскохозяйственной тематике, а также произведений писателей.
После преобразования в 1848 году высшего разряда земледельческой школы в земледельческий институт большую роль в практическом распространении опытно-исследовательской работы стало принадлежать ежегодным сельскохозяйственным съездам, целью проведения которых было «...посредством совещаний и обмена мыслей между хозяевами способствовать развитию и улучшению сельского хозяйства» [2, С. 134]. Согласно положению для участия в съездах привлекались хозяева Могилевской, Витебской, Смоленской, Минской, и Гродненской губерний. С 1850 года в институте стали проводиться сельскохозяйственные выставки, которые привлекали большое количество и участников и посетителей.
Ярким примером учебно-научной деятельности Горыгорецкого земледельческого института стало использование конкурсных задач, которые давались студентам института. На каждый год Советом института давалась одна задача. Основными темами задач были плодородие почвы, и экономическая выгода того или иного предложения. Победители получали награды. 11 июля 1850 года министерством государственных имуществ были утверждены рисунки золотой и серебряной медалей, которыми награждались отличившиеся студенты за научные успехи в выполнение конкурсных задач. На лицевой стороне медали был изображен лик императора, а на оборотной - плуг и вокруг надпись: «От Го-рыгорецкого земледельческого института». Плуг как символ института говорил, прежде всего, о том, что в институте должно уделяться особое внимание крестьянину-землепашцу, всегда связанному с главным орудием земледелия. Плуг был символом и учебно-научной деятельности Горыгорецкого земледельческого института, в котором была сосредоточена сельскохозяйственная наука. Как плуг был новым, и более совершенным для того времени, сельскохозяйственным орудием, который глубже и качественнее перепахивал землю по сравнению с сохой, так и земледельческий институт, как первое высшее сельскохозяйственное учебное заведение, должен был с помощью новой науки - агрономии, переделать сельское хозяйство на научной основе и поднять сельскохозяйственную отрасль на новый уровень производства.
Горыгорецкий институт долгое время был проводником научного сельского хозяйства и его влияния в этом направлении, несомненно, имело значение в лице преподавателей и питомцев. С 50-х годов XIX столетия начался переход от немецкой школе к местной, главными представителями которой явились Б. А. Целлинский, Э. Ф. Рего, К. Д. Шмидт, Б. А. Михельсон, И. А. Стебут, А. М. Бажанов, А. П. Людоговский, А. В. Советов, И. Н. Чернопятов, - все имеют непосредственное отношение к Го-рыгорецким учебным заведениям.
Профессор агрономии Б.А Целлинский (1812-1866) написал «Руководство для преподавания земледелия в духовных семинариях» (1860). В руководстве было изложено общее земледелие, и объяснены многие сельскохозяйственные приемы и процессы. Профессор Э. Ф. Рего, издал «Руководство к садоводству и огородничеству» которое долгое время было единственным в России (выдержало 4 издания). В двухтомном издании К. Д. Шмидта «Основания химии в применении ее к сельскому хозяйству, технической промышленности и домашнему быту» (1854), была сделана первая попытка научным путем объяснить некоторые сельскохозяйственные процессы. Долгое время заведовал хозяйством института и его фольварками, и одновременно управлял учебной фермой ученый-агроном Б. А. Михельсон, под его руководством учебная ферма стала одним из образцовых хозяйств. За свой труд «О средствах усовершенствования в России луговодства» (1842) был удостоен премии ученого комитета Министерства земельного и государственного имущества. Некоторое время состояли профессорами института магистры сельского хозяйства, питомцы института, А. М. Бажанов и А. П. Лю-договский. Первый составил книгу по курсу скотоводства в России, второй написал «Основы сельскохозяйственной экономии», долгое время это было единственное руководство по этому предмету. В работах А. В. Советова (1826-1910 гг.), первого в России доктора сельского хозяйства, обобщено все лучшее, что было к тому времени в практике и в литературе о системах земледелия, устанавливалась зависимость форм земледелия от общественно-экономических условий. Он впервые дал классификацию систем земледелия. Работа А. П. Людоговского (1840-1882) «Основы сельскохозяйственной экономии и сельскохозяйственного счетоводства. Опыт руководства для практических хозяев, земле-
дельческих и реальных училищ и в пособие при занятиях студентов высших учебных заведений» (1875), в которой рассматривался вопрос об организации помещичьего хозяйства на основе наемного труда, в течение долгого времени была единственным в России руководством на русском языке по сельскохозяйственной экономии. И. Н.Чернопятов является автором руководства по различным разделам сельского хозяйства (организация хозяйства и севообороты, орошение земельных угодий, сушка и хранение хлеба, торфяное хозяйство и др.). В работах, посвященных вопросам животноводства, выступал горячим сторонником улучшения местного скота путей рационального кормления животных. Он является соавтором первых двух томов трехтомника «Настольная книга для русских сельских хозяев», который долгое время являлся ценным руководством для работников сельского хозяйства. В его трудах, кроме теории вопроса, всегда были практические руководства по изучаемой теме.
В отношении сельскохозяйственной культуры Горыгорецкий земледельческий институт занял в истории ту промежуточную ступень, когда еще не успела сложиться местная, и приходилось культивировать немецкую. Последовательная работа и личный энтузиазм профессорско-преподавательского состава позволили Горыгорецким учебным заведениям за короткий отрезок времени превратиться в центр аграрной науки и образования всей Российской империи. Именно благодаря деятельности Го-рецких учебных заведений агрономия стала считаться наукой.
Являясь первым высшим сельскохозяйственным учебным заведением в России, Горыгорецкая земледельческая школа, а затем земледельческий институт заложили фундамент всей агрономической науки.
Продолжая традиции, заложенные в агрономии сто семьдесят лет назад, современные исследования ученых агрономического факультета направлены на интенсификацию производства и ресурсосбережения. Разрабатываются комплексные экологически и экономически обоснованные системы земледелия на основе новых сортов и средств защиты растений, расширенного воспроизводства плодородия почв, энерго- и ресурсосберегающих технологий, биотехнологии. Успешно проводится селекционная работа с твердой пшеницей, являющейся незаменимым сырьем макаронной и крупяной промышленности, а также интродукция нетрадиционных кормовых культур, таких как сильфия, эспарцет, пажитник, люцерна серповидные и др. Внедрение данных культур обосновано изменением современных требований к формированию состава кормовой базы животноводства. Некоторые исследования являются «пионерскими» для Беларуси и проводятся только на агрономическом факультете. Среди них интродукция новых сельскохозяйственных культур, как резерв импортозамещения. Ведется на факультете селекция и семеноводство злаковых и бобовых культур. Кроме создания новых сортов, широко развернуты исследования по разработке и совершенствованию приемов возделывания сельскохозяйственных культур, в том числе новых для республики - соя, озимый ячмень, редька масленичная, горчица белая. Благодаря успешной работе селекционеров есть уверенность, что в ближайшие годы на поля вернется ценная бобовая культура - жёлтый люпин.
Анализируя прошлое, живя в настоящем, прогнозируя будущее, можно сказать, что современная агрономическая наука успешно движется к новой вехе в своей истории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Записки Горыгорецкого земледельческого института - Санктпетербургъ, 1852. - Кн 1. - 273 с.
2. Записки Горыгорецкого земледельческого института - Санктпетербургъ, 1853 - Кн 2. - 174 с
3. Отчет по Горыгорецкой земледельческой школе за 1842 год. - С.-Петербурга, 1843. - 101 с.
4. Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Выпуск III. Постановления по сельскохозяйственным учебным заведениям за время 1836-1899 гг. - С.-Петербургъ 1900. - 529 с..
5. Цитович, С. Г. Горыгорецкий земледельческий институт - первая в России высшая сельскохозяйственная школа (1836-1864) / С. Г. Цитович. - Горки: БСХА, 1960. - 276 с.