Зарождение отечественного
дефектологического библиотековедения
Е.О.Матвеева
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена зарождению практики библиотечного обслуживания читателей-инвалидов в России как предпосылки для возникновения дефектологического библиотековедения. В статье рассматриваются исторические аспекты руководства чтением ребенка-инвалида. Ключевые слова: дефектологическое библиотековедение, библиотека, читатель-инвалид, руководство чтением, реабилитация, адаптация.
Article is devoted origin of practice of library service of readers-invalids in Russia which has created the preconditions for occurrence library science. In article historical aspects of a management are considered by reading of the child-invalid.
Keywords: library science, library, the reader-invalid, a management of reading, rehabilitation, adaptation.
Конец XIX - начало XX века - время расцвета общественного движения в поддержку людей с ограниченными интеллектуальными, физическими и психическими возможностями: на средства меценатов открывались специальные школы, приюты, богадельни; проводились съезды, конференции и совещания; выходили в свет научные и научно-популярные издания, посвященные различным аспектам социокультурной реабилитации детей-инвалидов; деятельность передовых медиков и учителей освещалась на страницах периодической печати. Была выработана программа реабилитации детей с ограниченными возможностями, которая основывалась на следующих основных положениях:
- выявление детей, страдающих теми или иными недугами, препятствующими полноценному освоению окружающей действительности;
- определение общественной потребно-
сти в коррекционных учебных заведениях;
- создание методических программ и учебников для коррекционных школ;
- профессиональная подготовка кадров для работы с детьми-инвалидами.
Все отмеченные нами моменты создавали социальные предпосылки для обоснования теории и формирования методики всестороннего развития ребенка-инвалида на основе его приобщения к искусству, книге и чтению.
Начало библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями было положено в нашей стране в 1806 году с открытием Петербургского института слепых детей, имевшего небольшую библиотеку. В конце XIX столетия институт уже располагал уникальными изданиями. Например, известно, что в фонде библиотеки этого учебного заведения хранилось издание Библии, перепечатанной рельефным шрифтом в ста четырех томах.
200 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 200-204
И
г
В течение всего XIX столетия усилиями педагогов и просветителей открывались школы для детей с ограниченными возможностями, однако их количество все же оставалось ничтожно малым и не отвечало реальным потребностям социальной и педагогической практики. Не во всех школах были библиотеки, испытывая недостаток в средствах, педагоги и библиотекари не могли позволить себе приобрести необходимое количество книг. По словам А.Е. Шапошникова: «Ученические библиотеки были не во всех школах. Работа с книгой часто ограничивалась стенами класса и велась только с учебной литературой. Лишь некоторые училища смогли организовать постоянное и целенаправленное обслуживание учащихся книгами из школьных библиотек, придав ему постоянный и целенаправленный характер» (3, с.17).
Дефектологи этого периода отечественной истории четко понимали необходимость приобщения детей с особенностями психического и физиологического освоения окружающей действительности к образному миру художественной литературы, помогающей развивать мышление, речь, память, способствующей социализации ребенка-инвалида. Закономерно, что вопрос о формировании круга чтения различных групп детей с ограниченными возможностями, о научном обосновании методических подходов к процессу руководства чтением в коррекционной школе встал тогда особенно остро. Попытки его решения, научного осмысления роли книги, чтения и библиотеки в реабилитации ребенка-инвалида способствовали зарождению основ отечественного дефектологического библиотековедения, у истоков которого стояли замечательные просветители, посвятившие свою жизнь делу социального призрения, организации педагогической помощи особым детям.
Жизненный путь Анны Александровны Адлер (1856-1924), ее призвание к работе со слепыми необходимо рассматривать в контексте общественного движения второй половины XIX века, когда после отмены крепостного права в наиболее социально ответственных кругах российской интеллигенции
^ Библиотечно-информационная деятельность
возникает интерес к проблемам образования широких народных масс, а не только привилегированной верхушки общества.
Пафос размышлений лучших людей эпохи совпал с направленностью ее личности -желанием посвятить свою жизнь педагогике и благотворительности, помощи всем страждущим и обездоленным.
В 1874 году было создано Московское Попечительское общество для открытия учебно-воспитательного заведения для слепых детей. Анна Александровна Адлер вошла в состав распорядительного комитета этой организации, начав оказывать ей материальную поддержку и работать с детьми, лишенными зрения. Через некоторое время она поняла, что организацию библиотечного обслуживания слепых серьезно затрудняет отсутствие в России практики издания книг шрифтом рельефного шеститочия Брайля.
В 1884 году Анна Александровна совершила поездку за границу, где изучила систему образования слепых, методы изготовления рельефных карт по истории и географии, способы изображения геометрических фигур, а также технологию издания книг по Брайлю.
Стремясь донести печатное слово до каждого слепого человека, Анна Александровна на свои деньги выписала в Берлине типографский станок, чтобы приступить к созданию книг шрифтом Брайля. Однако ее благородный порыв сразу же столкнулся с бюрократическими преградами: необходимо было получить разрешение московского генерал-губернатора на содержание типографского станка (оно было получено 13 апреля 1885 года).
Летом Анна Александровна смогла, наконец, приступить к работе на даче в Подольском уезде Московской области. Местная полиция строго наблюдала за ее деятельностью. Еще раз необходимо подчеркнуть, что «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям А.А. Адлер», стал первой в России книгой, напечатанной шрифтом рельефного шеститочия, и был выпущен Анной Александровной исключительно на собственные средства. Ей приходилось выпол-
нять обязанности наборщика, корректора, редактора, печатника. Сборник, вышедший в свет в конце 1885 года тиражом 100 экземпляров, открыл эру брайлевской печати в нашей стране.
В первый сборник вошли стихотворения Н.А. Некрасова и небольшие рассказы для чтения, посвященные изобретателю Кулибину, Петру I, Александру II. Через два года Адлер выпустила второе издание, набранное брайлевским шрифтом, -«Сборник статей для слепых детей среднего возраста», включавший рассказы о М.В. Ломоносове, русском химике С.В. Власове.
Книги, изданные А.А. Адлер, несколько десятилетий составляли основу круга чтения слепых и слабовидящих детей в России. Она доказала современникам, что воля, трудолюбие, преданность избранной стезе могут стать мощными факторами просвещения.
В 1886 году в немецком журнале «Искусство книгопечатания» была опубликована статья Теодора Гебеля «Героиня книгопечатного дела», автор которой называл Адлер «наборщицей Божьей милостью », отдавая дань ее энтузиазму и профессионализму. Так Анна Александровна стала известна за границей.
В своих статьях и выступлениях на педагогических съездах А.А. Адлер пыталась осмыслить роль книги в жизни слепого читателя, показать адаптационные возможности чтения, обосновать необходимость создания специальных библиотек.
Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию проходил в Москве с 22 декабря 1895 года по 5 января 1896 года. Еще до начала съезда Анна Александровна была избрана председателем секции обучения слепых. Готовясь к форуму, она направила во все учебные заведения для слепых детей анкеты. Ее волновало, на какие средства существует школа, по каким учебным программам и планам ведутся занятия, есть ли в школе типография и библиотека для учеников. Благодаря усилиям Анны Александровны на съезде была организована выставка учебной литературы.
Доклад Анны Александровна «О способах распространения образования между
слепыми», сделанный ею на съезде, стал событием в русской общественной жизни.
Важнейшим способом распространения образования среди слепых Адлер называла издательскую деятельность, книгопечатание брайлевским шрифтом. Выступая на съезде, она акцентировала внимание единомышленников на значении книги для социокультурной реабилитации слепого: «... понятно каждому, что книга для слепых имеет в жизни не меньшее, если не большее значение, чем для зрячих. Иногда книга может быть для слепого единственным источником, из которого он может почерпнуть сведения об окружающем мире и найти облегчение в своей безотрадной жизни. Книга есть то связующее звено, которое соединяет слепого со зрячим. Научить читать слепых и составить хорошую библиотеку для их употребления есть первые задачи, к осуществлению которых надо стремиться» (1, с. 4).
Останавливаясь подробно на преимуществе печатания книг по Брайлю, А.А. Адлер справедливо утверждала, что расширение системы книгопечатания для слепых раскроет для слепого человека мир науки, литературы и искусства.
Еще одним важнейшим способом распространения образования среди слепых А.А. Адлер считала библиотечное обслуживание. Нельзя забывать, что она стояла у истоков библиотечной работы со слепыми и слабовидящими в нашей стране. А.А. Адлер предпринимала колоссальные усилия, пытаясь донести печатное слово до возможно большего числа людей, лишенных зрения. Первый опыт основания публичной библиотеки для слепых был осуществлен Анной Александровной в 1885 году, когда она передала в Румянцевский музей две книги, напечатанные ею брайлевским шрифтом. Позднее фонд книг для слепых пополняли и другие частные благотворители. Усилиями Анны Александровны в библиотеке Румянцевского музея было открыто отделение для слепых. Безусловно, деятельность А.А. Адлер способствовала возникновению признаваемой сегодня во всем мире реабилитационной функции библиотеки.
Екатерина Константиновна Грачева
(1866-1934) посвятила свою жизнь благородному, но архитрудному делу воспитания и обучения детей, чье развитие отягощено глубокой патологией интеллектуальной сферы и психики. Благотворительная и педагогическая деятельность Е.К. Грачевой началась в «Человеколюбивом обществе», где в качестве члена-обследователя она посетила десятки семей, нуждавшихся в помощи. В дневнике Е.К. Грачевой в это время появляются записи, свидетельствующие о том, насколько близко она принимала к сердцу человеческие страдания: «24 августа 1894 года я ходила по бедным... Какой ужасный случай! Пьяная мать толкнула свою девятилетнюю дочь. Таня о чугун разбила голову и через год стала совсем глупая. Мать скончалась в Обуховской больнице, в отделении алкоголиков, отец работает на фабрике и тоже пьет - некому присмотреть за несчастной девочкой. По отзывам соседей, Таню часто дразнят и бьют. Несчастную девочку надо скорее определить» (2, с. 3).
В таких или похожих условиях жили в родных семьях почти все воспитанники Екатерины Константиновны. Малограмотные и агрессивные родители относились к интеллектуально неполноценным детям хуже, чем к домашним животным, полагая, что зря кормят убогих. Так перед Е.К. Грачевой встал вопрос о необходимости открытия специальных школ для глубоко умственно отсталых детей.
«Молись, трудись и веселись», - вот главный педагогический принцип, которым руководствовалась Екатерина Константиновна в своей жизни, который помогал ей преодолевать закономерно возникавшие трудности общения с ребенком-олигофреном.
В 1987 году Екатерина Константиновна открыла первую в России школу для детей с ограниченными возможностями. Хотя в школе, основанной Е.К. Грачевой, было всего три класса, ее учебная программа предусматривала достаточно широкий спектр дисциплин, дающих разнообразное представление об окружающем мире. Воспитанники Грачевой осваивали Закон Божий, письмо, чтение, арифметику, элементарные сведения из области естествознания, пение, рисова-
^ Библиотечно-информационная деятельность
ние, ремесленную подготовку. Для освоения этих предметов необходима была книга, а значит, и школьная библиотека.
Е.К. Грачева доказывала тесную связь письма и чтения, она справедливо настаивала на необходимости методической связи между обучением этим навыкам, утверждая, что все прочитанное должно быть записано, а все записанное - прочитано.
Обучение чтению в школах, которыми руководила Екатерина Константиновна, начиналось, когда воспитанникам исполнялось 5-6 лет. В число детских игрушек вводились карточки-буквы. Цель этих карточек заключалась в том, чтобы приучить глаз ребенка воспринимать рисунок и очертания букв. В учебном процессе активно использовалось лото с буквами-карточками. Каждый ребенок имел карточку-имя. Все предметы обихода также имели карточку с названиями, напечатанными четко и крупно.
Уроки чтения проводились в игровой форме, широко использовались карточки-слова и словарные таблицы. Дети с удовольствием играли в лото-чтение, затем в учебный процесс вводили карточки-фразы, конкретные, четкие, простые.
Екатерина Константиновна неоднократно отмечала, что наглядность, ясность, строгая последовательность неизменно должны сопровождать обучение ребенка-олигофрена чтению. Размышляя об особенностях интеллектуального становления своих воспитанников, она подчеркивала: приобщение умственно отсталого ребенка к книге - процесс глубоко индивидуальный, зависящий от физического и психического состояния, уровня развития мышления и памяти конкретного ученика. Некоторые наиболее благополучные с точки зрения сохранности интеллекта воспитанники Е.К. Грачевой, еще не умея читать, требовали книгу и, если только она лежала на парте, считали, что занимаются серьезным делом, другие - в силу глубокой отсталости были лишены возможности когда-либо стать читателями.
Екатерина Константиновна подчеркивала, что умственная отсталость часто препятствует полноценному читательскому развитию детей. Некоторые ее воспитанники,
интересуясь механизмом чтения, совершенно не понимали смысла прочитанного и только благодаря наводящим вопросам начинали осознавать информационный план, идею произведения. Некоторые ученики отказывались от общения с педагогами и библиотекарем и, зная, что их будут спрашивать о содержании прочитанного, не хотели брать книги. Однако многие ученики Екатерины Константиновны с удовольствием пользовались школьной библиотекой, старались, как они говорили, «достать» книги. Особой популярностью пользовались у них грустные рассказы о бедных детях. Слабое развитие абстрактного мышления и воображения зачастую мешало детям понять иносказательный смысл сказки. Русские народные сказки часто возвращались недочитанными с характерным комментарием: «Зачем пишут неправду?». Книги о растениях и животных также не нравились читателям; почти без всякого спроса оставались в библиотеке описания путешествий и фантастические рассказы. Зато рассказы из древней истории и учебные издания по географии спрашивали довольно часто: детей привлекали картинки в этих изданиях. «Что бы нам так жить и одеваться», - объясняли воспитанники, возвращая книгу библиотекарю.
На протяжении всех лет пребывания ребенка в школе библиотекарь вел дневник чтения воспитанника. Всякий раз, когда ребенок сдавал книгу, библиотекарь отмечал в дневнике его читательские впечатления, отношение к сюжету и героям произведения. Записи, носившие аналитический характер, демонстрировали динамику не только читательского, но и интеллектуального развития ребенка-олигофрена, помогая педагогам выбрать дальнейшую стратегию коррекцион-ной работы.
В центре читательского развития воспитанников Е.К. Грачевой неизменно было Слово Божье, религиозная литература, она сама читала детям отрывки из священного Писания, водила в церковь, учила молиться.
Период конца XIX - начала XX века, а точнее - три десятилетия, предшествовавшие революции 1917 года, стали значимым периодом не только для российской коррекционной педагогики, но и для возникновения научного представления об особенностях библиотечной работы с детьми-инвалидами, а следовательно, можно утверждать, что предпосылки дефектологического библиотековедения возникли в нашей стране около ста лет назад. Наиболее существенными достижениями исторического периода, рассмотренного в рамках данной статьи, необходимо признать следующие моменты:
- обоснование значительных возможностей чтения для всестороннего развития особого ребенка, для повышения его адаптационного потенциала, помогающего найти свое место в обществе;
- зарождение методики приобщения к чтению, руководства чтением трех групп детей-инвалидов (слепых, глухих и с поражением интеллектуальной сферы);
- рассмотрение проблемы чтения и библиотечного обслуживания детей с ограниченными возможностями на научных форумах;
- психолого-педагогическое обоснование круга чтения ребенка-инвалида, основанное на особенностях восприятия им окружающего мира, особенностях его интеллекта, памяти, мышления;
- появление первых печатных работ, где чтение ребенка с ограниченными возможностями рассматривалось как значимое направление коррекционной практики.
Примечания
1. Адлер, А. А. Краткий очерк о способах распространения образования между слепыми: [доклад на втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию] / А.А. Адлер. - М., 1987. - 12 с.
2. Другие дети: учеб. пособие / сост. Н.П. Спирина. - Новгород, 2001. - 40 с.
3. Шапошников, А. Е. Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность и тенденции развития / А.Е. Шапошников. - М., 1992. - 211с .