сийскими костюмами». Интерес к изображению русского народа виден и в росписи этого сервиза. С большим мастерством сделана тарелка с изображением жанровой сцены - кормилицы с ребенком.
Среди фарфоровых фигур, хранящихся в Эрмитаже, заслуживают внимание исполненные в 1812 - 1815 годах по модели С. Пименова «Девушка с коромыслом на плечах» и «Парень водонос». Фигура девушки удивительно поэтична, и в то же время небольшой размер не мешает скульптуре выглядеть монументальной. Скульпторов привлекают темы быта, отдыха и труда самых широких слоев народа.
В начале XIX века на Императорском фарфоровом заводе изготовлена статуэтка Девушка с кувшином. Ее сравнительно небольшие размеры, удлиненные пропорции, одежда, матовая поверхность фарфора и, прежде всего, желание передать красоту русской крестьянки - те особенности, которые позволяют отнести её к произведениям С. Пименова, хотя точных данных на этот счёт не имеется. По сравнению с позолоченной скульптурой Гурьевского сервиза, статуэтка выглядит более реалистичной. Эта и другие подобные работы олицетворяли физическую и моральную красоту русского крестьянина.
Интерес к изображению жизни русского общества нашел свое дальнейшее развитие в изделиях завода Гарднера. В начале XIX века завод Гарднера выпустил серию жанровых скульптур на основе гравюр, опубликованных в журнале «Волшебный фонарь», которые изображали популярные образы России. Статуэтки семидесяти различных фигур принесли фабрике Гарднера широкую известность. Фарфоровые фигурки продавцов, мастеров и промышленников отличали самобытность образов, выразительность пластических приемов и мастерство технического выполнения.
Кроме этих фигур, подсказанных журналом «Волшебный фонарь», фабрика Гарднера выпускала в начале XIX века и другие статуэтки, где использовались картинки из «Московского телеграфа» и других журналов: офицеры и солдаты в парадной форме, странники с посохом и множество городских типов и профессий: гитарист, продавец спаржи, разносчик обуви, сбитенщик, горничные. Интересна серия фигурок, рисующих крестьянский быт: крестьянки с холстом, с дровами, старуха за прялкой, крестьянин, плетущий лапоть и другие.
Серия фигур «Народы России», выпускавшаяся на заводе Гарднера начиная с 1870-х годов, была выполнена по цветным
Библиографический список
литографиям книги «Этнографическое описание народов России», написанной Т. де Паули на французском языке. Это фундаментальная работа, изданная к празднованию тысячелетия Российской Империи.
В течение 1830-х годов производство фарфоровых скульптур на Императорском фарфоровом заводе процветало, но к этому времени скульптура утратила монументальность и строгость формы. Об этом свидетельствуют уменьшение размеров фигур, их тонкое моделирование, нарочитая красивость декоративной росписи. Появились новые работы с изображением персонажей из популярных пьес и сатиры, статуэтки уличных торговцев, служащих. Если в работах Императорского фарфорового завода облик русского человека несколько идеализирован, то на Гарднеровском заводе эта тема решена реалистичнее.
Скульпторы завода Сафронова создавали забавные маленькие фигурки модников и модниц. Они были реалистичны по внешнему виду, но в их образе присутствовала легкая ирония, как если бы скульптор не смог удержаться от смеха при виде помпезности и самодовольства этих элегантно одетых молодых людей и дам. «Но скульптуры никогда не выглядят манекенами, каждый персонаж, несмотря на технические погрешности, наделен своей особой статью, повадкой и даже характером», - отмечает Т. Мозжухина [4, с. 6].
В 1885 году в Зимнем дворце был открыт Музей фарфоровых и серебряных вещей Высочайшего двора (Музей Александра III). По повелению императора Александра III в музее были собраны лучшие фарфоровые и серебряные произведения. Руководил организацией музея Д. В. Григорович.
К началу ХХ века, помимо Императорского фарфорового завода, в России существовали предприятия акционерного товарищества Кузнецова, многие частные заводы закрылись.
Коллекции русского фарфора XVIII-XIX веков включают произведения Императорского и частных заводов Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Кузнецова. Это вещи высочайшего художественного мастерства и выразительности, это изделия, предназначенные для подарка и украшающие интерьеры, это «документальное свидетельство» художественного и социокультурного пространства и свидетельство профессиональной сферы деятельности его участников. Изучение русского фарфора дает возможность обратиться к подлинно человеческим жизненным установкам, мировым ценностям искусства и культуры.
1. Хмельницкая Е. «Фарфоровые образы старой России». Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. Москва, 2013; 5 (106): 80 - 93.
2. Мозжухина Т. Фарфор в собрании П. Б. Шереметева. Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. Москва, 2013; 3 (104): 92 - 120.
3. Соснина О. «...и вновь фарфоровая кукла». Русский фарфор. 250 лет истории: каталог. Москва: Авангард, 1995.
4. Фарфор завода Сафронова. Из собрания Государственного музея керамики и Усадьбы Кусково XVIII века, к 200-летию основания завода. Автор и составитель Т. Мозжухина. Москва: А-Тритона, 2014.
References
1. Hmel'nickaya E. «Farforovye obrazy staroj Rossii». Antikvariat. Predmety iskusstva i kollekcionirovaniya. Moskva, 2013; 5 (106): 80 - 93.
2. Mozzhuhina T. Farfor v sobranii P. B. Sheremeteva. Antikvariat. Predmety iskusstva i kollekcionirovaniya. Moskva, 2013; 3 (104): 92 - 120.
3. Sosnina O. «...i vnov' farforovaya kukla». Russkij farfor. 250 let istorii: katalog. Moskva: Avangard, 1995.
4. Farfor zavoda Safronova. Iz sobraniya Gosudarstvennogo muzeya keramiki i Usad'by Kuskovo XVIII veka, k 200-letiyu osnovaniya zavoda. Avtor i sostavitel' T. Mozzhuhina. Moskva: A-Tritona, 2014.
Статья поступила в редакцию 29.01.16
УДК 028.02
Yakovleva N.S., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), Е-mail: [email protected]
THE HISTORY OF BIBLIOTHERAPY: HISTORICAL CONTEXT AND SOCIO-CULTURAL ASPECT. The article is dedicated to history of bibliotherapy as a science of healing effect of art words on the state of mind of readers. The origin of this science is considered in a broad historical context and in terms of its impact on the society. With the ability to read ancient healing considered philosophers and writers also need to mention such a direction as story-therapy, which originated in ancient times; and legendary Scheherazade is considered to be the first story-therapy book. The value of books and reading in the society for centuries formed ideas about the reading as an important intellectual, spiritual and creative process that affects the emotional world of man. The article analyzes the philosophical heritage of outstanding thinkers of the past, to show its impact on the development of ideas about the psychological ability to read.
Key words: Bibliotherapy, reading, reader, book, literature, word, spiritual world, emotions, library science, psychology.
Н.С. Яковлева, аспирант Московского государственного института культуры, г. Москва,
Е-mail: [email protected]
ВОЗНИКНОВЕНИЕ БИБЛИОТЕРАПИИ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Статья посвящена возникновению библиотерапии как науки о целительном влиянии произведений искусства слова на душевное состояние читателей. Зарождение этой науки рассматривается в широком историческом контексте и с точки зрения её влияния на социум. С античности целительные возможности чтения рассматривали философы и писатели, также необходимо упомянуть такое направление, как сказкотерапия, которая зародилась в глубокой древности и первым сказко-терапевтом принято считать легендарную Шахерезаду. Значение книги и чтения в жизни общества, сформировавшиеся в течениё веков представления о чтении как важнейшем интеллектуальном и духовно-творческом процессе, влияющим на эмоциональный мир человека. В статье проанализировано философское наследие выдающихся мыслителей прошлого, показано его влияние на развитие представлений о психологических возможностях чтения.
Ключевые слова: библиотерапия, чтение, читатель, книга, литература, слово, духовный мир, эмоции, библиотековедение, психология.
С древних времён люди замечали целительное влияние слова на разум и сердце: книга увлекала высокими идеями, учила любить, верить, созидать, бороться за светлые мечты и возвышенные идеалы.
Закономерно, что уже несколько тысячелетий назад мыслители попытались обосновать концептуальные основы той науки, которую позе назовут «Библиотерапия».
В те далекие времена, когда не было ещё привычной для многих поколений книги-кодекса, когда ещё не ждали читателей тысячи библиотек, люди, когда доминировала традиция передачи знаний из уст в уста, наши предки осознавали, что слово может исцелять, вдохновлять, помогать, воспитывать. Отсюда возникшие в более позднее время почитание книжности, уважение книжников.
История библиотерапии свидетельствует: интерес к целительным возможностям слова прослеживается на протяжении всей эволюции человечества, при этом в определённые периоды, на пике развития того или иного социума внимание и книге, чтению и в конечном счете библиотерапии увеличивалось, заставляя представителей самых разных отраслей гуманитарного знания обращаться к библиотерапевтическим аспектам чтения.
С античности целительные возможности чтения рассматривали философы и писатели. Аристотель (384-322 до н. э.), указывал на взаимосвязь между чтением и здоровьем. Так, анализируя трагедии, он выявил, что поэзия может снять чувство страха и страдания, так как при чтении перестраивается психика человека [1, с. 61].
Плутарх (до 50 - после 120 н.э.), обращаясь к юношам, призывал их читая «...искать целительное и полезное, а наслаждение при этом получать небольшими порциями, словно вкусную приправу» [2, с. 33]. Сенека (1 до н. э./1 н. э. - 65 н. э.) считал, что от чтения с выбором мы получаем пользу, а от разнообразия только удовольствие; чтение питает ум и дает утомленному занятием отдохнуть за другим занятием, а, кроме того, лекарства для души уже найдены древними и дело читателя их отыскать и как применять и когда [3, с. 52].
Широту и разнообразие терапевтических функций книги, можно проследить по высказываниям ученых средневековья и эпохи возрождения, которые прежде всего сами были творческими читателями.
Известный средневековый богослов патриарх Константинопольский Фотий (ок. 820-896) причисленный к лику святых, писал о важности чтения, уважении к книжному знанию. Чтение Фотий понимал, как совместную творческую деятельность, способствующую интеллектуальному, творческому сближению читающих. В его трудах есть много пересказов различных произведений, прочитанных совместно с учениками. Труд, прославивший святого Фотия, имеет символическое название «Библиотека» иначе «МупоЫЫюп». Книга содержит отрывки из произведений врачей, историков, философов, ораторов [4, с. 3].
Лекарством от человеческой немощи считал чтение богослов, епископ Шартра, писатель, педагог Иоанн Солсберийский (ок. 1115/1120 - 1176/1180). Он утверждал, что именно «письменное слово всегда безотказно подаёт нам утешение в горе, отдых в труде, веселье в бедности, скромность среди роскоши и наслаждений, Ибо душа избавляется от пороков и даже среди бед и несчастий укрепляется в какой-то смиренной дивной радости, когда направляет острие ума на полезное чтение» [5, с. 36].
Леонардо Бруни (ок.1370 - 1444) писатель, историк, итальянский гуманист настаивал на отборе книг, написанных лучшими авторами, призывал «.беречь себя, словно от какой-то беды и недуга для нашего ума, от книг, написанных неумело и
неизящно» [6, с. 22 - 94]. По его мнению, чтение произведений без нужной разборчивости, накладывает свои пороки на читающего и заражает его ум, подобно недугам: «Ведь чтение, - считал он, - словно духовная пища, которая поит и кормит ум. Поэтому тот; кто, заботясь о желудке, поглощает не всякую пищу, так и тот, кто хочет сохранить здоровой душу, не позволит себе любое чтение» [6, с. 90 - 138].
Величайший ученый, энциклопедист, поэт и врач Ибн Сина (Авиценна) (980 - 1037), уже в 16 лет успешно исцелявший больных писал о возможности излечения с помощью слова и восприятия художественного образа. В «Книге исцеления» Авиценна писал о трёх средствах в руках врача, и первым из них было слово [7, с. 16].
Говоря об исторических аспектах развития библиотерапии следует упомянуть такое её направление, как сказкотерапия, также зародившееся в глубокой древности. Недаром первым сказкотерапевтом принято считать легендарную Шахерезаду, более тысячи ночей врачевавшую душевные раны царя Шазрияра. Уже много веков назад наши предки, пересказывавшие не только подрастающему поколению, но и друг другу. Не зная научных постулатов психологии и педагогики, интуитивно подмечали терапевтические возможности произведений сказочного жанра. Среди них психологическая защита, которая обеспечивает человеку почти неизменно счастливый финал сказочной истории, возможность идентификации с героем, закон обязательного торжества справедливости. Возможность эмоционального раскрепощения, активизацию воображения.
Отсюда закономерно, что сказка с давних пор входит не просто в круг чтения, но и в круг жизни наших предков.
В 18 - начале 19 вв. в семьях русской знати было принято иметь своего бахаря (сказочника). Л.Н. Толстой писал: «Лев Степанович был слепой сказочник он уже был стариком, когда я знал его) - остаток старинного барства, барства деда. Он был куплен только для того, чтобы рассказывать сказки» [8, с. 20].
Огромная роль книги и чтения в жизни общества, сформировавшиеся в течение веков представления о чтении как важнейшем интеллектуальном и духовно-творческом процессе, влияющим на эмоциональный мир человека. На особенности восприятия формирования личности, способствовали возникновению научных предпосылок развития библиотерапии.
В нашей стране становление библиотерапии связано с менами выдающихся психиатров В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова, В.П. Кащенко и педагогами-практикам, работавшими с различными группами детей, имеющих ограничения возможности психофизиологического освоения окружающей действительности Е.К. Грачевой и А.А. Адлер.
Русский врач И.Е. Дядьковский (1784-1841) в учебнике «Общая терапия» (1836) определяет чтение, как средство, как звено, составляющее систему психотерапии. Киевский библиотекарь П.П. Должиков в 1849 году называет библиотеку «аптекой для души» [9, с. 67].
Е.К. Грачева (1866-1934) посвятила свою жизнь детям, страдающим невозможностью полноценного интеллектуального освоения мира. Казалось бы, что понимание художественной литературы, эмоциональное освоение текста им недоступно, а значит книга не нужна. Педагогическая практика Е.К. Грачевой убедительно опровергает эту точку зрения. В её педагогической системе чтению уделялось особое внимание, поскольку она понимала, что книга стабилизирует эмоциональное состояние детей, настраивает их на позитивное мировосприятие [10, с. 27].
Многие воспитанники Екатерины Константиновны с удовольствием пользовались школьной библиотекой, старались
«достать» книги. Весьма популярны у них были грустные рассказы о бедных детях, так как подобные произведения корреспондировались с жизнью читателей в родительском доме.
Аналогичные идеи высказывала А.А. Адлер (1856 - 1924), основоположник тифлопедагогики и библиотечного обслуживания людей с нарушением зрения в нашей стране. Она много рассуждала о значении книги в жизни незрячих.
Доклад А.А. Адлер «О способах распространения образования между слепыми», сделанный ею на втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию проходил в Москве с 28.12.1895 по 05.01.1896 гг. Ещё до начала съезда Анна Александровна была избрана председателем секции обучения слепых. Готовясь к форуму. Она направила во все учебные заведения для слепых детей анкеты. Её волновало, на какие средства существует школа, каково число её воспитанников, каковы условия приёма учеников, по каким учебным программам и учебным планам ведутся занятия, есть ли библиотека для учеников, есть ли в школе типография, и, наконец, что предпринимает школа для профессионального совершенствования преподавателей. Благодаря усилиям Анны Александровны на
Библиографический список
съезде была организована выставка учебной литературы, наглядных пособий и творческих работ слепых учащихся [11, с. 4].
Важнейшим средством распространения образования среди слепых Анна Александровна называла издательскую деятельность, книгопечатание брайлевским рифтом. Выступая на съезде, она акцентировала внимание коллег на значении книги для социокультурной реабилитации слепого: «... понятно каждому, что книга для слепых имеет в жизни не меньшее, если не большее значение, чем для зрячих. Иногда книга может быть для слепого единственным источником, из которого он может почерпнуть сведения об окружающем его мире и найти облегчение в своей безотрадной жизни. Книга есть то связующее звено, которое соединяет слепого со зрячим. Научить читать слепых и составить хорошую библиотеку для их употребления есть первые задачи, к осуществлению которых надо стремиться» [11, с. 4].
Изучение истории библиотерапии показывает, что перед нами комплексная научная проблема, рассмотрение которой требует усилий представителей различных отраслей гуманитарного знания: библиотековедов, филологов, историков, философов, искусствоведов и психологов.
1. Александров Г.Ф. Аристотель (философские и социально-политические взгляды). Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1940.
2. Плутарх. Слово о непристойном любопытстве. Перевод С.И. Писарева, 1786;
3. Сенека. О счастливой жизни. Перевод С.Ц. Янушевского. Санкт-Петербург: Гермес, 1913.
4. Православный календарь на 1916 г. Издание Издательского Совета при Святейшем Синоде. Петроград.
5. Солсберийский, И. Металогик Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. Москва, 1972.
6. Корелин М. Ранний итальянский гуманизм и его историография. Санкт-Петербург, 1914; Т. 4: 22 - 138;
7. Ахадова М.А. Арифметическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Геометрическая часть «Книги знания» Ибн Сины. Учёные записки Бухарского госпединститута. 1964; 12.
8. Толстой Л.Н. Воспоминания. Москва: Художественная литература, 1975.
9. Микулинский С.Р. И.Е. Дядьковский. 1784-1841. Мировоззрение и общебиологические взгляды. Москва, 1951.
10. Грачева Е.К. Воспитание и обучение глубокого отсталого ребёнка. Москва-Ленинград, 1932.
11. Адлер А.А. Краткий очерк о способах распространения образования между слепыми: доклад на втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. Москва, 1897.
References
1. Aleksandrov G.F. Aristotel'(filosofskie isocial'no-politicheskie vzglyady). Moskva: Gosudarstvennoe social'no-'ekonomicheskoe izdatel'stvo, 1940.
2. Plutarh. Slovo o nepristojnom lyubopytstve. Perevod S.I. Pisareva, 1786;
3. Seneka. O schastlivojzhizni. Perevod S.C. Yanushevskogo. Sankt-Peterburg: Germes, 1913.
4. Pravoslavnyj kalendar'na 1916 g. Izdanie Izdatel'skogo Soveta pri Svyatejshem Sinode. Petrograd.
5. Solsberijskij, I. Metalogik. PamyatnikisrednevekovojlatinskojliteraturyX-XII vekov. Moskva, 1972.
6. Korelin M. Rannijital'yanskijgumanizm iego istoriografiya. Sankt-Peterburg, 1914; T. 4: 22 - 138;
7. Ahadova M.A. Arifmeticheskaya chast' «Knigi znaniya» Ibn Siny. Geometricheskaya chast' «Knigi znaniya» Ibn Siny. Uchenye zapiski Buharskogo gospedinstituta. 1964; 12.
8. Tolstoj L.N. Vospominaniya. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 1975.
9. Mikulinskij S.P. I.E. Dyad'kovskij. 1784-1841. Mirovozzrenie i obschebiologicheskie vzglyady. Moskva, 1951.
10. Gracheva E.K. Vospitanie i obuchenie glubokogo otstalogo rebenka. Moskva-Leningrad, 1932.
11. Adler A.A. Kratkij ocherk o sposobah rasprostraneniya obrazovaniya mezhdu slepymi: doklad na vtorom s'ezde russkih deyatelej po tehnicheskomu i professional'nomu obrazovaniyu. Moskva, 1897.
Статья поступила в редакцию 25.01.16
УДК 378.2
Shamsiyeva A.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
Musayeva R.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]
INFORMATION AND COMMUNICATION SUBJECT ENVIRONMENT AS A MEANS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO PROJECT ACTIVITY. The paper describes a process of forming maturity to do project activity by bachelor students of pedagogical education on the basis of the information and communication subject environment. One component of the information-communication subject environment is presented by e-learning materials, where interactivity is used as a didactic opportunity. The need in such an environment becomes a component of value orientations of bachelor students in the professional pedagogical activity. The use of modern means of information and communication technologies is a key to successful professional-pedagogical activity, as well as to high educational outcomes in the modern sense. Interactivity is realized in developing multimedia projects in specific disciplines that are applied by the authors in educational process of the Department of Physical Education and Life Safety at Dagestan State Pedagogical University, particularly in teaching "Human Physiology" and "Medical Physical Culture and Massage".
Key words: information and communication subject environment, bachelor students, pedagogical education, project activity, multimedia projects.
А.А. Шамсиева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
Р.А. Мусаева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]