УДК 94(47):377.125:[377.3:372.86]
Зарождение горнотехнического образования в Богословском горном округе
С. В. Каймакова
В статье представлена характеристика этапа зарождения профессиональных учебных заведений на Урале. Уделяется внимание истории Богословского горного округа. Автором собраны и представлены сведения об учреждении Турьинского горного училища -основного в то время горнозаводского учебного заведения в Богословском округе.
Ключевые слова: Урал; Богословский горный округ; профессиональное образование; Турьинское горное училище.
В России уже в XVIII веке появлялись профессиональные учебные заведения. Импульсом к этому послужило стремительное развитие горно-металлургической промышленности на Урале в первой четверти
XVIII века, в связи с чем потребовалось значительное количество квалифицированных рабочих. Сначала мастеров привозили из Москвы. Как указывает Н. В. Нечаев, «первыми мастеровыми, осуществившими пуск в 1701 году доменных печей Невьянского завода, были присланные из Москвы Семен Петров и Аверкий Туманов» [Нечаев, 1944, с. 27]. Кроме того, приглашали специалистов с Тульских и Олонецких заводов, где «в 1716 г. В. И. Генин, начальник Олонецких заводов, создал при заводе школу для подготовки мастеров доменного, пушечного, якорного производства» [Берх, 1826, с. 124].
Горнозаводские школы были созданы по инициативе Петра I, который приказал открыть 50 «цифирных школ». Если школы Центральной России готовили преимущественно профессиональные кадры для уч-
реждений армии и флота, то открытые на Урале горнозаводские «арифметические» (цифирные) школы были предназначены для подготовки заводских производственников, специалистов горного дела [История Урала..., 1995, с. 149].
Организацией горных школ на Урале занимался русский ученый, государственный деятель В. Н. Татищев, который открыл первые заводские школы при Кунгурском, Алапаевском и Уктусском заводах, позднее - в Екатеринбурге [Кузьмин, 1971, с. 41], Соликамске и Перми [Дрягин, 1914, с. 156]: «В 1737 году при горных заводах было уже 11 школ с 654 учащимися» [Постников, 1991, с. 122].
Факты свидетельствуют о том, что школы создавались именно при горных заводах и имели назначение сугубо практическое - обеспечить производство квалифицированными кадрами. Далее мы остановимся на истории Богословского горного округа.
В 1752 году в районе слияния рек Вагран и Колонга рудознатец Г. Н. Постников отыскал три месторождения железных руд, которые в 1754 году продал купцу М. Походяшину. В1757 году из Екатеринбургской горной канцелярии Походяшин получил разрешение открыть новые заводы, а также «привилегию и содействие со стороны правительства» [Иофа, 1951]. За счет частного капитала в 1758 году Походяшин основал Петропавловский, Николае-Павдинский (1760), Богословский (1768) заводы, в 1770 году были пущены в ход восемь медеплавильных печей на реке Турья (правом притоке реки Сосьва) [Карнович, 1874, с. 252-253]. Все это способствовало формированию Богословского горного округа. На базе Турьинских медных рудников: Васильевского (1758), Ольховского и Першинского (1766), Фроловского (1765) М. Походяшин организовал горняцкий поселок Турьинские Рудники.
С 1758 года М. М. Походяшин основывал предприятия в районе, где уже имелось оседлое население, но люди не имели производственных умений и навыков, что вынуждало его просить Екатеринбургскую горную канцелярию прислать на время мастеров - специалистов для налаживания производства и обучения новых рабочих. Канцелярия выполни-
ла просьбу, послав с казенных заводов мастеров Севастьянова, Яковлева, Платонова и других. Кроме того, Походяшин посылал своих рабочих на заводы для обучения горному и плавильному делу. Таковы истоки профессионального образования в Богословском горном округе (БГО).
По данным М. В. Кричевцева, именно во время так называемой «кабинетской системы управления» в 1791- 1796 годах для подготовки кадров в БГО было создано «особое училище», в котором на май 1796 года обучалось 46 человек. Кроме того, известно, что «правление банка могло рассчитывать на распределение выпускников Санкт-Петербургского горного училища, находившегося в ведении того же кабинета», поэтому весьма ожидаемо выпускники «А. Ломаев, Р. Борзунов, Н. Ковонко, В. Никитин, Н. Мамышев, Н. Малышевский, А. Фа-рафонтов, В. Шестаков, Ф. Гельман, Х. Лео, А. Говорков, И. Трофимов были определены и служили в разных отраслях Богословского производства» [Кричевцев, 1996, с. 86-87]. Еще в 1792 году студенты Вятской духовной семинарии И. Суворов и Д. Попов прошли подготовку в городе Перми специально для работы в заводских школах Богословского горного округа [Калинина, 1995, с. 60-61].
В 1804 году правительство утвердило новый Устав учебных заведений, изменивший структуру общеобразовательной школы. В связи с этим вместо малых и главных школ сложилось три типа горнозаводских школ: заводские школы, горные училища, окружные училища [Батышев, 1981, с. 19].
По докладу министра финансов графа Васильева было утверждено положение от 15 июня 1806 года «Об учреждении главных и малых школ». На основании этого положения в Верхотурском уезде в 1806 году были открыты заводские школы в Богословском, Николаевском заводах, на Фроловском и Турьинском рудниках. В них обучались дети горнозаводских рабочих всех сословий. Учащиеся делились на два класса. В первом, или младшем, классе изучались такие предметы, как чтение, письмо, начальная арифметика, а во втором, или старшем, классе - Закон Божий, чтение, арифметика, практическое распознание
руды и горных пород. В Турьинскую горную школу в течение года поступало для обучения 49 человек [Клюшник, 1994].
Несколько позднее, с 1817 года, в горнозаводских селениях Урала стали открываться окружные училища. Они были открыты в городах Златоусте, Екатеринбурге, а также при заводах - Воткинском, Богословском и Гороблагодатском.
В Богословское окружное училище принимались дети, имевшие знания за курс элементарной школы. В учебном плане были такие предметы, как Закон божий, арифметика, алгебра, геометрия, история, русский язык, черчение, рисование, немецкий язык [Кузьмин, 1971, с. 46]. Кроме того, учащиеся получали знания, необходимые для работы в горной промышленности: элементарные сведения о геологии, геодезии, способах исследования руд, маркшейдерском искусстве. Выпускники работали в качестве чертежников, смотрителей, лаборантов, а иногда мастеров и штейгеров [Материалы ...].
В биографии Александра Степановича Попова, великого русского ученого, изобретателя радио, находим строки: «Отец Степан Петрович Попов был в Турьинских Рудниках священником Максимовской церкви. Одновременно он немало времени отдавал учительскому делу - являлся учителем в Турьинской горной школе» [Воронов, Каета, с. 28]; он был «законоучителем в школе с 10 июня 1855 года по 1 сентября 1878 года с жалованием 15 рублей в год» [Клюшник, 1989]. В своем доме А. С. Попов создал школу для девочек. Это было началом женского образования в п. Турьинские Рудники.
Х. Мозель сообщает следующие сведения: «В селении турьинских рудников устроены две школы, старшая и младшая и госпиталь (Здесь и далее сохранена пунктуация источника. - С. К.). В школах, детей мастеровых низших чинов и рабочих, обучают не только даром, но даже с выдачею каждому ученику, в месяц, на платье и обувь: старшей школы - по 25 коп., а младшей - по 15 коп. серебр.» [Мозель, 1864, с. 168].
«В 1872 году к существующему горному училищу было открыто два одноклассных училища (мужское и женское), в 1877 году при учи-
лище был открыт столярный класс, который за время своего короткого существования выпустил 5 человек, 10 человек подмастерьев и 15 человек, которые могут для себя изготавливать мебель» [Технические учебные заведения...].
К сожалению, комплексной характеристики истории народного образования в п. Турьинские Рудники (ныне г. Краснотурьинске) не существует по сей день, поэтому возникают правомерные вопросы, данные о горных школах на Урале и - шире - в России требуют уточнения.
Согласно периодизации А. Н. Пятницкого, первый период - время становления горной школы в России - приходится на XVIII - начало
XIX веков. Выпускали специалистов по горному делу такие заведения:
• Невьянская цифирна школа (1709),
• арифметическое училище (1740),
• Выйское заводское училище (1806) [Каллистратова, 1997],
• Санкт-Петербургское горное училище (1773: созданное в Петербурге училище было третьей в мире высшей школой; первой считается организованная в 1716 году школа в городе Остраве (Чехия), вторая - открытая в 1765 году во Фрейберге (Саксония); в дальнейшем оно было преобразовано в Горный кадетский корпус, на базе которого создан ныне существующий Горный институт) [Геология., 1983, с. 97],
• Ильинская горная школа (1794) [Мухин, 1996, с. 83],
• Нергинская школа (1804) [Жданова, 1994, с. 18-19],
• Лисичанская штейгерская школа Луганского округа [Кострица, 1991, с. 49-58],
• Строгановская частная школа земледелия, горных и лесных наук в Петербурге (1824) [Мухин, 1996, с. 83],
• Лазаревский горнозаводской класс при Чермозском училище (30-е годы XIX века) [Мухин, 1996, с. 83],
• Екатеринбургское горное училище (1847) [Сто лет., 1948, с. 7].
Во второй период развития горнотехнического образования на Ура -
ле и в Сибири были организованы Турьинская школа (1872), Кунгур-ское техническое училище (1877), Турьинское горное училище (1884),
Кунгурское техническое училище (1886), Иркутское горное училище (1894) и другие учебные заведения.
Географическое положение, освоенность территории в геологическом отношении (освоенность минеральных ресурсов), близость к горнодобывающим производствам - все это влияло на содержание образования в горных школах и на выбор организационных форм обучения, ср., например: «Сие училище, что касается до производства наук, поскольку я сам был на экзамене, можно сказать, есть одно из лучших учреждений. Но в рассуждении его установления яко в месте отдаленном от всех горных промыслов, я не могу толико его похвалить, ибо вся казна производится теоретически. Не видят ученики ни сделанных шахт (ибо сделанная миниатюрная, весьма малое изображение действительности дает), ни подлежащих спусков для воды, ни разных земляных укреплений, ни штольн, ни разных духовых и водяных колес, ни разных случаев, каковые в настоящих местах бывают, не видит он завода, силы воды над колесами, силы огня, ни спуска и отделения металла, ни рубки леса, ни жжения угля и прочего несчетного числа нужных к признанию горному офицеру вещей, так что по долгой науке хотя и некоторой теории и выйдет офицер, но еще долго ему стараться сызнова практикою переучиваться. И поэтому не уповало, чтоб сие училище могло толико пользу произвести, какую бы можно было от него ожидать, если бы оно учреждено в Екатеринбурге, где бы теория немедленно с практикой соединялась» [Сочинения., 1896, с. 728].
Из вышеизложенного видно, что специальное горнозаводское образование имеет раннюю традицию в России. Уральские горнозаводские школы были совершенно новым самобытным типом учебных заведений, которых не имела прежде ни Россия, ни Запад [Урал., 1917, с. 54-57]. Во всяком случае, в Западной Европе в то время еще не было специальных школ, где теоретическое обучение дополнялось бы работой учеников на производстве. Н. В. Нечаев, исследователь истории развития горнозаводских школ при горных заводах Урала, утверждает, что появление таких учебных заведений, «несомненно, является новей-
шим для начала ХУШ столетия не только в России, но и для Европейских стран» [Нечаев, 1944, с. 5].
Первый период развития горнозаводских школ на Урале завершился в конце 40-х годов XIX столетия. К этому времени были созданы заводские школы в каждом более или менее крупном заводском селении Урала, во всех заводских округах имелись окружные училища. Затем правительственным актом от 11 (23) мая 1847 года организуется Ураль -ское горное училище в Екатеринбурге, которое явилось прямым продолжением дела организации горнозаводских школ и на протяжении многих десятилетий было почти единственным центром подготовки заводских и горных техников не только для Урала, но и для Юга России.
В целом горнозаводские школы были передовыми для своего времени профессиональными учебными заведениями. Они удачно сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся. Прогрессивной была практика соединения обучения с производственным трудом. Это осуществлялось не по педагогическим соображениям, а преследовало экономические задачи - использовать, сколько это возможно, учеников как рабочую силу на предприятии, иногда в ущерб учебным задачам школы. Однако объективная оценка развернутой деятельности показывает, что даже при имевших место недостатках сам факт соединения обучения с производственным трудом положительно влиял на специальную подготовку выпускников горных школ. Подробней остановимся на учреждении Турьинского горного училища в Богословском горном округе.
Итак, в 70-80-х годах XIX века происходит технический переворот в горно-металлургической промышленности Урала. Для региона большое значение имело включение Урала в общую сеть железных дорог России: линия Екатеринбург (Свердловск) - Челябинск. «Доля горно-металлургической и металлообрабатывающей промышленности в 80-90-е годы повысилась с 1/5 общей стоимости продукции до 1/3» [История., 1968, с. 331], что вызвало потребность в большем числе специалистов.
В ведении Уральского горного правления находилось 52 горнозаводских округа, из них 6 - казенные и 46 - частные. Богословский горный округ относился к числу казенных наряду с Екатеринбургским, Златоустовским, Гороблагодатским, Пермским, Воткинским [Буранов, 1982, с. 25].
Затем, в 1875 году, БГО перешел в частные руки С. Д. Башмакову.
Особенность БГО заключалась в его значительной удаленности от центра России, что сказалось на развитии экономики округа, которое проходило самостоятельно, почти автономно. Природные условия и ресурсы северной территории Урала способствовали развитию добывающей промышленности (добычи железной и медной руды, угля, огнеупорных материалов - белой глины) и обрабатывающих производств на заводах по выплавке чугуна, стали. Велись лесозаготовки, развивался транспорт (речной, железнодорожный). «Хозяйство, - отмечает Ю. А. Буранов, - было многоотраслевым» [Там же].
При открытии новых шахт выяснилось, что не хватает рабочих, тем более квалифицированных. Специалистов необходимо было запрашивать из губернии или Москвы. Труден был и поиск низших технических служащих в других округах и регионах страны, так как БГО был удален от центра губернии и имел окраинное положение. Округ нуждался в подготовке мастеров, машинистов, десятников, штейгеров [ГАСО, ф. 17.].
В 1882 году А. А. Ауэрбах, управляющий округом, обратился в опекунское правление по делам наследников С. Д. Башмакова, которые в тот период владели округом, с идеей создания собственного училища, в котором следовало «обучать детей местных уроженцев, горнозаводских служащих и рабочих, которые привыкли уже к суровым условиям Северного края» [ГАСО, ф. 17.]. Для этого необходимо было «подобрать себе штат служащих и при этом платить за работу дешевую плату» [ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 45, л. 2]. Опекунское управление по делам С. Д. Башмакова дало согласие.
10 апреля 1882 года А. А. Ауэрбах выступает с очередным докладом «Развитие горного дела в Богословском горном округе» в Импе-
раторском русском техническом обществе в Санкт-Петербурге, где подробно сообщает о развитии экономики в округе. Вопрос о подготовке кадров для промышленности округа на этом собрании не стоял [Ауэрбах, 1882]. По данным С. Я. Батышева, широкому развитию технического образования в России, открытию новых профессиональнотехнических школ и училищ способствовала общественная и частная инициатива, например, деятельность Русского технического общества, Московского общества по распространению технических знаний, Общества инженеров и педагогов [Очерки., 1981, с. 63]. По свидетельству А. Н. Веселова, в решении Государственного Совета от 10 мая 1882 года говорилось: «Императорскому русскому техническому обществу разрешается устраивать училища при заводах и фабриках, а также в местностях, населенными фабричными рабочими и ремесленниками, с целью распространения в их среде необходимого для них образования» [Веселов, 1961, с. 10].
Владельцы Богословского округа разрешили организовать горное училище, был принято решение о финансировании, однако с выделением денег, постройкой здания сначала ничего не получалось, в связи с чем управление округом решило собрать сход жителей п. Турьинские Рудники. 30 мая 1882 года у здания Турьинской волостной управы Верхотурского уезда состоялся сход местных жителей. От лица 784 домохозяев старостой С. Федяковым были приглашены 323 человека.
На сходе слушали подготовленное управляющим округа А. А. Ауэрбахом предложение о том, чтобы общество построило на свои средства помещения для училища. Было объявлено, что в учебное заведение будут поступать мальчики 14-летнего возраста, окончившие курс начального училища. [Очерки..., 1981, с. 103]. Разработку содержания обучения заводоуправление оставляло за собой. Для управления делами школы предлагалось создать училищный совет под председательством управляющего Богословским горным округом с участием в этом совете уполномоченных, которых выберет сельский сход. На средства жителей предлагалось построить «деревянный двухэтажный дом достаточной
вместимости, как для классных, так и других учебных занятий и для квартиры заведующего училищем» [Серовский филиал ГАСО..., л. 1]. Кроме того, необходимо было помещение (т. е. общежитие) для проживания мальчиков с Богословского завода, который расположен в 11 км от п. Турьинские Рудники. Собрание ответило согласием: «Возложить и возлагаем на уполномоченных нашего общества войти в соглашение с заводоуправлением Богословского округа по вышеупомянутым предметам. В этом и подписуемся. Всего 323 подписи» [ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 26].
А. А. Ауэрбах составляет проект устава училища и отправляет его на рассмотрение директору в Оренбургский учебный округ. Поясним, что «в 1875 году из Казанского учебного округа выведен Оренбургский в составе Оренбургской, Пермской и Вятской губернии» [История Урала..., 1963, с. 334]. Согласно другому источнику, «Оренбургский учебный округ образован в составе губерний: Оренбургская, Пермская и Уфимская и областей: Тургайской, Уральской с вышестоящего соизволения, последовавшего 18 (30) мая 1874 г.», его управление находилось в г. Оренбурге, однако 21 марта 1907 года последовало высочайшее соизволение на перенесение управления округом в г. Уфу с сохранением его наименования [Памятная книжка., 1910, с. 3].
Первый проект устава училища в поселке Турьинские Рудники был рассмотрен попечителем Оренбургского учебного округа (директором народных училищ) 22 июля 1884 года. Небольшой материал о первом уставе училища изложен в письме директора народных училищ Пермской губернии [ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 27, л. 2]. Внесенные в параграфы устава изменения следовало учесть и принять к обязательному исполнению, затем сообщить об этом, и только тогда можно было просить у Министерства народного просвещения о предоставлении выпускникам училища льготы по отбыванию воинской повинности, так как учебная программа после поправок будет соответствовать положению о двухклассных образцовых училищах Министерства народного просвещения. Для этой процедуры был установлен срок 4 года - «для опыта» [Там же].
С 1884 года в частном горном училище должны были преподавать наряду с русским языком церковнославянский, естествознание, алгебру, историю, геогнозию с горным искусством, химию, металлургию, Закон божий, который первоначально не был внесен в предметы изучения. Попечителем была сделана поправка: «Закон Божий должен преподаваться во всех классах: на первом году обучения - 2 урока, на втором году - 2 урока, а на всех остальных по одному уроку» [Там же]. Однако при А. А. Ауэрбахе это указание выполнялось лишь частично: в 4-ом классе часы Закона Божего употреблялись всегда на специальные предметы [Серовский филиал ГАСО..., л. 1].
Трое выбранных представителей от местного сельского общества входили в училищный совет и имели совещательный голос на училищных заседаниях.
Прием и увольнение преподавателей в училище были вменены в обязанности заведующему, который должен был согласовывать свои решения с попечителем учебного округа.
Устав, учебные планы, чертеж здания частного горного училища в Турьинских Рудниках были утверждены попечительским советом 19 сентября 1884 года. Утверждение устава в Министерстве народного просвещения состоялось лишь в 1889 году. С этого времени училище было подчинено непосредственно попечителю Оренбургского учебного округа. Присутствие в училищном совете выборных от сельского общества, на чем настаивал А. А. Ауэрбах, было признано Министерством «неудобным», и «соответствующий параграф в первоначальном уставе был исключен» [Серовский филиал ГАСО..., л. 1].
Через несколько месяцев в том же 1884 году по соглашению между сходом села Турьинские Рудники и управляющим БГО А. А. Ауэрбахом было основано Турьинское горное училище, принадлежавшее к низшим частным техническим училищам со сроком обучения 4 года и имевшее целью подготовку «сведущих в горном деле мастеров и подмастерьев».
Со стороны владельцев БГО в лице управляющего было дано «Господину попечителю Оренбургского учебного округа обяза-
тельство отпускать на содержание училища 3000 рублей ежегодно» [ГАСО, ф. 17..., с. 10]. Впоследствии эта сумма была повышена до 4000 рублей в 1888 году [ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 27, л. 2], затем ассигнования увеличились до 9000 рублей в год.
С 24 октября (6 ноября по нов. стилю) 1884 года Турьинское горное училище стало готовить специалистов для горных предприятий БГО. Учебная работа была организована по особому уставу, предложенному А. А. Ауэрбахом и незначительно откорректированному советом при попечителе Оренбургского учебного округа [Серовский филиал ГАСО..., Л. 1].
Любопытный факт: Министерство народного просвещения считало, что «весьма сомнительна рациональность открытия» училища, так как «не найдется в таежной глуши Северного Урала желающих учиться». Но уже «в первый год было принято в первый класс из 29 человек, державших экзамен, 26 человек», а в последующие годы «число подающих прошение о приеме колебалось от 20 до 70 человек» [Серовский филиал ГАСО..., л. 3].
В 1898 году по ходатайству Турьинского сельского схода училище было переведено из деревянного здания, отданного впоследствии детскому приюту, открытому тем же А. А. Ауэрбахом, в другое - двухэтажное каменное здание, расположенное на центральной улице поселка -Максимовской, площадью 350 кв. саженей [Серовский филиал ГАСО..., л. 1]. В верхнем этаже размещались классы, рекреационный зал, химический, физический, минералогический кабинеты и лаборатории для практических занятий учеников; в нижнем - учительская комната, раздевалка и квартира заведующего [ГАСО, ф. 17, оп. 1, ед. хр. 120, с. 10] (позднее в восточной части нижнего этажа был открыт Федоровский геологический музей, существующий по сей день на улице Октябрьской г. Краснотурьинска). Помещение училища отапливалось, освещалось, а также ремонтировалось на средства БГО [Там же].
Обучение в училище было платным. В «Положении о Турьинском горном училище» сказано: «Средства училища включали в себя и пла-
ту за обучение. Размер платы устанавливался педсоветом и утверждался Министерством торговли промышленности» [ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 27, л. 6].
Итак, Урал в конце XIX века стал колыбелью горнотехнического образования. Первый период развития профессионально-технического образования ознаменовался открытием школ при горных заводах, второй этап - планомерным открытием училищ. В частности, в поселке Турьинские рудники, на севере Верхотурского уезда Пермской губернии, было основано училище, которое являлось центром горнотехнического образования в Богословском горном округе.
Горный инженер и управляющий БГО А. А. Ауэрбах, по инициативе которого было учреждено училище, с одной стороны, заботился о судьбе простых рабочих, получавших возможность приобрести квалификацию, пройдя курс профессиональной школы, с другой - был заинтересован в подъеме экономики округа и потому заслуженно может быть назван «вдохновителем жизни для всего умиравшего тогда БГО» [Серовский филиал ГАСО..., л. 1]. Нельзя не отметить, что училище было открыто при поддержке общественности: жители поселка осознавали острую насущную потребность в профессиональном образовании молодежи.
Литература
1. Ауэрбах А. А. Исторический очерк : Развитие горного дела в Богословском горном округе : доклад, сделанный в императорском Русском техническом обществе 10 апреля 1882 года / А. А. Ауэрбах. - Санкт-Петербург, 1882. - 12 с.
2. Берх В. Н. Жизнеописание генерала-лейтенанта Виллима Ивановича Геннина, основателя российских горных заводов // Горный журнал. - 1826. -№ 1. - С. 51-129.
3. Буранов Ю. А. Акционирование горнозаводской промышленности Ура -ла (1861-1917) / Ю. А. Буранов. - Москва : Наука, 1982. - 261 с.
4. Веселов А. Н. Профессионально-техническое образование в СССР : очерки по истории среднего и низшего профтехобразования / А. Н. Веселов. -Москва : Профтехиздат, 1961. - 435 с.
5. Воронов Г. И. Краснотурьинск / Г И. Воронов, Г. М. Каета. - Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во,1978. - 111 с.
6. ГАСО, ф. 17, оп. 1, ед. хр. 120.
7. ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 26.
8. ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 27.
9. ГАСО, ф. 45, оп. 1, ед. хр. 45.
10. Геология в школьном курсе географии : из опыта работы / под ред.
B. Д. Войлошникова. - Москва : Просвещение, 1983. - 112 с.
11. Дрягин Н. И. Историческая судьба Приуралья / Н. И. Дрягин // Полное географическое описание нашего отечества / под ред. В. П. Семенова-Тян-Шанского. - Т. 5 : Урал и Приуралье. - Санкт-Петербург : Типография А. Бен-ке, 1914. - 697 с.
12. Жданова Е. А. Становление профессионального образования в Восточной Сибири / Е. А. Жданова // Ползуновские чтения : тез. науч.-практич. конференции. - Екатеринбург, 1994. - С. 18-19.
13. Иофа Л. Е. Города Урала : в 3 частях : научное издание. - Ч. 1. Феодальный период / Л. Е. Иофа ; отв. ред. С. Г Струмилин. - Москва : Географгиз, 1951. - 422 с.
14. История СССР : с древнейших времен до наших дней : в 2 сериях : в 12 томах / А. Ф. Смирнов, А. Н. Усманов, В. М. Хвостов и др. ; ред. Б. Н. Пономарев и др. ; АН СССР, Ин-т Истории. - Москва : Наука, 1967-1980. - Т. 5. -1968. - 731 с.
15. История Урала : пособие для студентов, учителей и самообразования : т. 1 : Первобытнообщинный строй. Период феодализма. Период капитализма. - Пермь : Книжное издательство, 1963. - 499 с.
16. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века : сборник материалов и документов / под ред. Б. Б. Овчинниковой. - Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. издат., 1995. - 193 с.
17. Калинина Т. А. Приказ общественного призрения и развитие народного образования в Пермской губернии (80-е гг. XVIII - начало XIX в.) / Т. А. Калинина // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала : межвуз. сб. науч. трудов / Перм. гос. ун-т. - Пермь : ПГУ, 1995. - С. 60-61.
18. Каллистратова Э. А. Выйское училище и заводские служители /
Э. А. Каллистратова // Сплетались времена, сплетались страны : сборник статей Уральского генеалогического общества : вып. 1. - Екатеринбург, 1997. -
C. 95-99.
19. Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России : экономико-историческое исследование / Е. П. Карнович. - Санкт-Петербург : Тип. К. Н, Плотникова, 1874. - 380 с.
20. Клюшник Л. К. Из истории развития городского народного образования / Л. К. Клюшник // Заря Урала. - 1989. - 29 декабря.
21. Клюшник Л. К. Кузница кадров / Л. К. Клюшник // Заря Урала. - 1994. -№ 71. - 14 июня.
22. КострицаЮ. П. Страницы старого Донбасса : историко-краеведческие очерки / Ю. П. Кострица. - Донецк : Донбасс,1991. - 84 с.
23. Кричевцев М. В. Управление Богословским горным округом в 1791 -1796 гг. : Опыт внедрения кабинетской системы хозяйственного управления / М. В. Кричевцев // Уральский исторический вестник. - № 3. - Екатеринбург : УрО РАН, 1996. - С. 86-87.
24. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России / Н. Н. Кузьмин ; М-во просвещ. РСФСР. Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск : Южно-Уральское кн. изд-во, 1971. - 278 с.
25. Материалы по вопросам о низшем горнотехническом образовании в России. - Санкт-Петербург,1909. - С. 11.
26. Мозель Х. И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба : Пермская губерния : ч. II : том 18 / Х. И. Мозель. - Санкт-Петербург : Типография Ф. Персона, 1864. - 804 с. -Режим доступа : http://www.runivers.ru/upload/iblock/67e/Book_29_Tom_18_ Permskaya_Part_2.pdf.
27. Мухин В. В. «Строгановский» регион и культура Урала / В. В. Мухин // Уральское краеведение : ист.-лит. альманах / под ред. Н. Н. Тагильцевой. -Екатеринбург : Издательство Урал. ун-та,1996. - С. 82-85. - (Уральский областник, № 5).
28. Нечаев Н. В. Школы при горных заводах Урала в первой половине 18го столетия : К истории профессионального образования в России / Н. В. Нечаев ; Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. - Москва : Гудок, 1944. - 120 с.
29. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР /
С. Я. Батышев, Н. Н. Кузьмин, М. С. Степанов и др.] ; отв. ред. С. Я. Батышев. - Москва : Педагогика, 1981. - 351 с.
30. Памятная книжка оренбургского учебного округа на 1910 год. - Уфа : Печатня Н. К. Блохина, 1910. - 256 с.
31. Постников С. П. Подготовка рабочих кадров на Урале (1921-1941 гг.) : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Ин-т истории и археологии. - Екатеринбург, 1991. - С. 122.
32. Серовский филиал ГАСО, Р-253, оп. 1, ед. хр. 30.
33. Сочинения князя М. М. Щербатова : История Российская от древнейших времен / под ред. И. П. Хрущева и А. Г. Воронова. - Санкт-Петербург : Типография М. М. Стасюлевича, 1896. - Т. 1. - С. 728.
34. Сто лет горнотехнической школы на Урале / [А. Н. Пятницкий,
В. М. Сивков, И. С. Воинков и др. ; Свердловский горно-металлургический
техникум им. И. И. Ползунова ; редкол. : П. П. Бажов и др.]. - Свердловск : ОГИЗ, 1948. - 248 с.
35. Технические учебные заведения в Турьинских рудниках : справка Крас-нотурьинского краеведческого музея имени А. С. Попова. - 1976. - 2 с.
36. Урал Северный, Средний, Южный : справочная книга / сост. Ф. П. Доброхотов, с участием В. А. Весновского, В. С. Зыбина ; с предисл. чл. Гос. Совета Ф. А. Иванова, К. Носилова. - Петроград : Изд-во Б. А. Суворина, 1917. -XLVI, XXI, 744 с. - (Б-ка «Вечер. времени»).
© Каймакова С. В., 2012
Rise of Mining Education in Bogoslovsk Mining District
S. Kaimakova
The article characterizes the stage of vocational schools' origin in the Ural Region. Attention is focused on the history of the Bogoslovsk Mining District. The author collected and provided data on foundation of Turyinsk mine school which was the major mining school in the Bogoslovsk District at that time.
Key words: Ural Region; Bogoslovsk Mining District; vocational education; Turyinsk mine school.
Каймакова Светлана Викторовна, преподаватель Центра дистанционного образования г. Краснотурьинска ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», учитель высшей категории, МБОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева (Серов), svww@yandex.ru.
Kaimakova, S., teacher of the Centre for distance learning, Krasnoturinsk Federal public budgetary educational institution of higher professional education the “Ural state university of Economics”, teacher of the highest category, School № 14 named after V. F. Fufacheva (Serov), svww@yandex.ru.