Социальная сфера
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Татьяна КЛЯЧКО, д-р экон. наук
В 2013 г. главное внимание в системе образования было обращено на рост заработной платы учителей, поскольку к ней привязана заработная плата воспитателей детских садов и педагогов системы дополнительного образования. Центр экономики непрерывного образования РАНХиГСлетом 2013 г. провел мониторинг реакции учительства на изменение его материального положения. Как показало исследование, рост зарплат не оказал существенного влияния на самоощущение учителей — большинство из них (почти 80%) не сочли его значительным. При этом весьма большая часть педагогов считают, что увеличение их заработной платы напрямую связано с ростом их нагрузки.
2013 г. прошел в системе образования в «битве за повышение заработной платы» всех категорий педагогических работников. Но главное внимание было обращено на рост заработной платы учителей, поскольку к ней (средней по системе общего образования) привязана заработная плата воспитателей детских садов и педагогов системы дополнительного образования. Относительно последних никаких специальных мер в Указе Президента РФ № 597 г. от 7 мая 2012 г. заявлено не было, но по факту Росстат привязывает заработную плату педагогов в системе дополнительного образования детей к средней заработной плате по системе общего образования.
Рис. 1. Заработная плата педагогических работников разных уровней системы образования в 2013 г., руб.
30000 -=-—- 50000
25000
20000 15000 10000 5000
Ж
40000 30000 20000 10000
1 кв. 1-е п/г 3 кв. 2013 г. 1 кв. 1-еп/г 3 кв. 2013 г.
2013 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г. 2013 г.
□ Педагогические работники ДО □ ППС вузов
■ Педагогические работники ОО ■ Педагогические работники НПО и СПО
■ Педагогические работники ДОД
Примечание. На рисунке использованы следующие сокращения: ДО — дошкольное образование, ОО — общее образование, ДОД — дошкольное образование детей, ППС — профессорско-преподавательский состав, НПО и СПО — начальное с среднее профессиональное образование. Источник: Росстат.
Для всех остальных категорий педагогических работников (преподавателей и мастеров производственного обучения государственных и муниципальных организаций начального и среднего профессионального образования, а также профессорско-преподавательского состава вузов) повышение заработной платы соответственно до 100 и 200% от средней по экономике конкретного региона должно быть достигнуто к 2018 г.
Изменение заработной платы работников соответствующих уровней системы образования (ее государственного и муниципального секторов) в среднем по Российской Федерации менялось. (См. рис. 1.)
Как следует из рисунка, заработная плата педагогических работников всех уровней образования росла в первом полугодии, затем наблюдался ее спад в третьем квартале и в четвертом квартале снова отмечался рост. В целом же повышение заработной платы (четвертый квартал в % к первому кварталу) составило в:
• дошкольном образовании (ДО) - 15%;
• общем образовании (ОО) - 13,1%;
• дополнительном образовании детей (ДОД) - 19,6%;
• начальном и среднем профессиональном образовании (НПО и СПО) - 19,4%;
• высшем образовании (ППС вузов)- 31,9%. Таким образом, относительно других уровней образования в общем образовании заработная плата учителей увеличилась в наименьшей мере. В высшем образовании она выросла практически на треть. Это обусловлено тем, что заработная плата в высшей школе должна существенно увеличиться к 2018 г.
В настоящее время зарплата ППС вузов составляет 134% от средней по экономике России. Вместе с тем в общем образовании зарплата учителей по результатам 2013 г. «не дотянула» до 100% от средней по российской
экономике, упав до 96,9% (в первом полугодии 2013 г. она составляла 100,6%). В начальном и среднем профессиональном образовании заработная плата педагогических работников относительно средней по экономике составила всего 83,8%. И наименьшей -73,5% от средней в системе общего образования - она была в дополнительном образовании детей.
Из федеральных округов в наихудшем положении по заработной плате учителей оказался Северо-Кавказский федеральный округ - 97,3% от средней по экономике; на втором месте от конца - Центральный федеральный округ - 99,4%; лидером же в общем образовании является Дальневосточный федеральный округ, где учительская зарплата достигла в конце 2013 г. 108,4%.
Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС летом 2013 г., когда рост заработных плат учителей был достаточно заметным, провел первую волну мониторинга реакции учительства на изменение его материального положения, а также его отношения к происходящим переменам1. Исследование проводилось в трех регионах, репрезентирующих Российскую Федерацию, - в Свердловской, Воронежской и Ивановской областях.
Мониторинг показал, что учителя государственных и муниципальных школ в основном не заметили существенного изменения ни в своем материальном положении, ни в заработной плате. (См. рис. 2 и 3.)
Практически 80% учителей в регионах, очень разных по своему социально-экономическому положению (регион-донор, регион-»середняк» и высокодотационный регион), считают, что их материальное положение практически не изменилось (незначительно улучшилось или не изменилось). Только 6,7% учителей в Свердловской области отметили, что их достаток существенно вырос, в Воро-
1 Проект ЦЭНО РАНХиГС «Разработка концепции, апробация и проведение мониторинга повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования в контексте повышения заработной платы педагогическим работникам».
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Рис. 2. Представления учителей Свердловской, Воронежской и Ивановской областей об изменении их материального положения за последний год, в %
Рис. 3. Представления учителей Свердловской, Воронежской и Ивановской областей об изменении их заработной платы за последний год, в %
Существенно Незначитель- Не Несколько Значительно выросло но выросло изменилось сократилось сократилось
□ Свердловская область ■ Воронежская область
Ивановская область
Существенно Незначитель- Не Несколько Значительно выросла но выросла изменилась сократилась сократилась
□ Свердловская область ■ Ивановская область ■ Воронежская область
нежской области таких ответов было практически в два раза меньше - 3,1%, в Ивановской области - 3,5%. При этом в той же Свердловской области у 2,7% учителей уровень материального положения, по их мнению, значительно снизился (в Воронежской области на это указали 2,5% респондентов, в Ивановской - 2%).
Что касается роста заработной платы, то его определили как «существенный» 12,8% респондентов в Воронежской области, 7,8% - в Свердловской и столько же в Ивановской. Незначительно выросла зарплата, по мнению почти 40% учителей, в Свердловской области; в Воронежской области ее рост ощутили, хотя и сочли его незначительным, около 65% респондентов, а в Ивановской области - чуть более половины. Вместе с тем во всех трех областях опять-таки 80% не сочли рост своей заработной платы сколько-нибудь значимым («незначительно выросла», «не изменилась»).
Но оборотной стороной повышения заработной платы учителей стал рост их нагрузки. (См. рис. 4.)
Как следует из данных рис. 4, увеличение нагрузки почувствовали от 41,8% респондентов в Воронежской области до 56% в Ивановской.
Таким образом, задача повышения заработной платы учителей в 2013 г., несмотря на все усилия, тем не менее не была решена в масштабах всей страны, хотя многие регионы и вышли на установленный уровень в 100% от заработной платы, средней по экономике соответствующего субъекта Федерации. Но, как показало проведенное ЦЭНО РАНХиГС социологическое исследование, этот рост не оказал
Рис. 4. Рост учительской нагрузки по мнению учителей Свердловской, Воронежской и Ивановской областей за последний год, в %
Увеличивается Не меняется Снижается
□ Свердловская область ■ Ивановская область ■ Воронежская область
существенного влияния на самоощущение учителей - большинство из них (почти 80%) не сочли его значительным. При этом весьма большая часть педагогов считают, что увеличение их заработной платы напрямую связано
с ростом их нагрузки. И это серьезно снизило эффект от осуществленных мер и показало, что само по себе повышение заработной платы не становится стимулом для учительского корпуса по улучшению его работы. ■