УДК 343-8
ББК 67.409.13 S.Ye. MAYOROVA М14
PROHIBITIONS BY EXECUTION OF PUNISHMENTS
Annotation: in the article the author considers prohibitions by imprisonment and gives some examples of illegal imposing of prohibitions through departmental acts. Key words: prohibitions, execution of punishments, legal standards, human rights.
СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА МАЙОРОВА, инспектор факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected]
ЗАПРЕТЫ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ
Аннотация : в статье идет речь о запретах при исполнении наказаний в виде лишения свободы, приводятся примеры неправомерного установления запретов ведомственными нормативными актами. Ключевые слова: запреты, исполнение наказаний, нормы права, права человека
Запреты являются одним из необходимых элементов исполнения наказаний. Проблеме запретов в теории права уделяли внимание известные ученые. Обобщая их точки зрения, можно сказать, что «запреты - необходимое; важное юридическое средство обеспечения высокой организованности... общественных отношений... охраны прав и законных интересов граждан.. .»1. Изложенное не является исключением и применяется к такой специфической отрасли права, как уголовно-исполнительное право.
В ряде случаев запреты в уголовно-исполнительном праве представляют собой «переведенные на уголовно-исполнительный язык» и оснащенные юридической санкцией моральные запреты (таковы, как правило, правовые запреты, за нарушение которых установлена уголовная и дисциплинарная ответственность). Вместе с тем есть немало правовых запретов, выражающих деятельность по вопросам отбывания (исполнения) наказания, которые находят в нормах морали то или иное обоснование, но не являются их текстуальным воспроизведением. Есть и такие запреты, которые были введены в ткань уголовно-исполнительного права без достаточных обоснований, в силу доминирования силовых административных начал в организации исполнения наказания.
Для уголовно-исполнительных запретов, как и запретов в целом, характерна закрепительная, фиксирующая функция: «Они призваны утвер-
дить, возвести в ранг неприкосновенного, незыблемого то, что есть, существующие господствующие порядки и отношения... И поэтому с регулятивной стороны они выражаются в юридических обязанностях воздержаться от совершения действий известного рода»2.
«Всякий запрет в праве - юридическая обязанность. И с этой стороны для запретов, в принципе, характерно все то, что свойственно юридическим обязанностям вообще. Вместе с тем своеобразие содержания запретов, выраженное в пассивном поведении. ставит запреты в особое положение»3. Это и предопределяетособен-ности уголовно-исполнительных средств, механизмов, призванных обеспечивать и проводить в жизнь уголовно-исполнительные запреты, в частности, их правовое опосредование в запрещающих нормах, гарантирование в основном при помощи юридической ответственности, реализацию в особой форме - в форме соблюдения.
Для уголовно-исполнительных запретов характерен обращенный к ним, к их носителям момент требования. Если есть запрет в уголовно-исполнительном законе, то всегда есть лица, которые вправе потребовать его соблюдение.
Запреты в уголовно-исполнительном праве отличаются юридической общеобязательностью - прежде всего уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной. Суть такой ответственности во многих случаях заключается в том, чтобы обеспечить реальное прове-
ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2
56
дение уголовно-исполнительного права. При этом не следует понимать эту особенность уголовно-исполнительных запретов так, что они воплощаются только в запрещающих нормах. Существует несколько способов (форм) их внешней объективизации в текстах уголовно-исполнительного закона и нормативных правовых актах. Наряду с объективизацией в виде самостоятельных запрещающих норм уголовно-исполнительный запрет часто содержится в скрытом виде в тексте, в частности в нормах уголовно-исполнительного права.
Имеются в виду не чисто охранительные предписания (такие как в п. «в» ч. 2 ст. 96 УИК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, - отмена передвижения без конвоя или сопровождения, которые специально и прямо запрещены в другом нормативном акте), а охранительные предписания, которые, устанавливая ответственность за известное поведение, тем самым запрещают его. Когда, например, в ст. 115 УИК РФ, предусматривающей меры взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы, поясняется, что понимается под злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), то из всего этого вытекает законодательное запрещающее подобного рода поведение.
Обращают на себя внимание и такие случаи, когда запрещающие нормы устанавливаются не для введения запрета, а для подчеркнутой констатации в уголовно-исполнительном законе отношения государства к обеспечению прав и законных интересов осужденных. Так, п. 6 ст. 15 УИК РФ указывает, что органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных. Из этого следует, что недопустимость указанного требования уже вытекает из содержания прав осужденных и законодатель здесь с предельной четкостью определяет свое отношение к возможным действиям осужденных, когда они выходят за пределы предоставленных им законом прав.
Тем не менее формулирование в тексте уголовно-исполнительного закона закрепляющего нормативного положения во всех случаях имеет существенный юридический смысл. Ибо за- ISSN 2072-2427 Уголовно-исп
прещающие нормы, наряду с нормативными положениями об ответственности, являются внешним выражением, формой объективизации уголовно-исполнительных запретов, и вне их запрещающих предписаний и нормативных положений об ответственности осужденных уголовно-исполнительных запретов нет.
Одним из проблемных, на наш взгляд, вопросов, касающихся общей характеристики уголовно-исполнительных запретов, является вопрос о том, как согласуются между собой определенность и категоричность запретов с наличием в тексте уголовно-исполнительного закона формулировок, которые как будто бы свидетельствуют о существовании в уголовно-исполнительном праве неопределенных запретов, в том числе таких, действие которых зависит от усмотрения должностных лиц и администрации учреждения. В качестве примера можно привести следующую формулировку «...продолжительность работ может быть увеличена... постанов -лением начальника исправительного учреждения» (ч. 3 ст. 106 УИК РФ)4. Надо полагать, что в этих и аналогичных случаях имеет место не какая-либо неопределенность запретов, а указание на то, что из запрещенного сделаны исключения, или на то, что в данном случае существует такой порядок, когда соответствующее поведение должно во всех случаях получать необходимое разрешение со стороны администрации исправительного учреждения.
Что касается правового регулирования запретов, правомерности их установления на нормативно-правовом и ведомственном уровне нормативных актов, то систематический анализ норм в рассматриваемой сфере позволяет заключить, что определенный нормативный массив представлен подзаконными и нормативными актами, в частности ведомственными приказами, инструкциями, наставлениями.
В научной литературе имеет место точка зрения, согласно которой целый ряд запретов нуждается в законодательном урегулировании5. Это касается норм, содержащихся в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний, Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождающимся от отбывания наказания, и др.
Установление запретов, их регулирование на ведомственном нормативном уровне подрывает принцип законности при исполнении наказания, они вторгаются в сферу естественных прав
инительное право. 2013. № 2 -
и свобод человека, установленных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, ратифицированными Россией. Из п. 3 ст. 15 Конституции РФ следует что нормы, ограничивающие права и свободы человека, должны устанавливаться на уровне федеральных законов, подлежащих официальному опубликованию, поэтому установление запретов в нормативных актах, которые не всегда офици-
ально публикуются, более того, отдельные из них содержатся в нормативных актах, имеющих гриф ограничительного пользования (нормативные акты, регламентирующие производство обыска, досмотра, цензуру корреспонденции и др.), не только снижают уровень информированности населения и осужденных в первую очередь, но и часто полностью ее исключают.
Список использованной литературы
1 Кванова З.Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования// Сов. гос-во и право. 1975. № 11. С. 108-112; БраткоА.Г. Запреты в советскомправе. Саратов, 1979; Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
2 Алексеев С. С. Указ. соч. С. 48.
3 Там же.
4 См. подробнее: Головастова Ю.А. Осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений: монография. Рязань, 2010. С. 141; ГришкоА.Я., БурчихинА.Н. Административное усмотрение как детерминант коррупций// Преступление и наказание. 2013. № 6. С. 6-7.
5 См.: МаликоваИ.Б. Проблемы систематизации уголовно-исполнительногозаконодательства// Ведомости уголовно-исполнительной системы 2012. № 2. С. 42.
/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2
58