Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 23 (238). История. Вып. 47. С. 144-146.
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Г. В. Абдулгазина
ЗАПРЕТЫ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ В СИСТЕМЕ ДОРОДОВЫХ ОБРЯДОВ БАШКИР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются система запретов, их функциональная значимость в дородовых обычаях башкир Челябинской области в конце XIX - первой четверти XX в. На основе собранных полевых материалов производится их сопоставление с аналогичными обычаями у зауральских групп башкир Башкортостана.
Ключевые слова: запрет, обряд, обычай, ритуал, поверье, примета, башкиры, роды, семья, Челябинская область, семейный быт.
Башкирские народные обычаи, обряды, ритуалы, поверья и приметы, устно-поэтические произведения, связанные с рождением человека, чрезвычайно богаты и разнообразны. Они являются органической составной частью всей мировоззренческой системы башкирского народа.
Рождение - это принципиально важный рубеж между продолжительным и ответственным дородовым периодом и временем (предопределенным судьбой) дальнейшего земного существования. Но эти два этапа в жизни человека тесно взаимосвязаны.
Дородовые обряды в некоторой степени нашли свое отражение в работах дореволюционных и советских этнографов, изучавших вопросы семейного быта башкир. Это, прежде всего, публикации Д. П. Никольского, монографии С. И. Руденко «Башкиры»1. В их работах подробно рассматриваются вопросы о родильных обрядах, обряды наречения пеленочного имени, лечения больных детей, их воспитания.
Среди советской литературы по вопросам семейного быта башкир особо следует отметить совместную монографию Н. В. Бикбулатова и Ф. Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир Х1Х-ХХ вв.» Данная работа представляет собой первое в своем роде комплексное исследование семейно-бытовых обрядов башкир2.
Несмотря на отмеченные положительные результаты в изучении семейного быта башкир дореволюционными и советскими авторами, следует отметить, что в вышеуказанных трудах мало уделяется внимания на систему
запретов в тех или иных семейно-бытовых обрядах. Между тем запреты существуют почти во всех обрядах, но, к сожалению, они до сих пор не подвергались системному изучению. Мы в свою очередь в данной нашей статье решили рассмотреть и дать общую характеристику запретам в дородовых обрядах башкир, ограничиваясь периодом конца XIX - первой четверти XX в. Целесообразность выбора указанных хронологических рамок объясняется тем, что обряды и обычаи в тот период времени еще играли важную роль в жизни башкирской семьи, не были преданы забвению, как в период советской власти.
В качестве источников выступают сообщения информаторов-старожилов, которые сохранили в своей памяти проводимые обряды и обычаи3. Большую помощь в исследовании данной темы оказали сведения русских путешественников, оставивших описание ряда семейно-бытовых обрядов4.
По времени возникновения запреты дифференцируются на мусульманские (языческие) и религиозные (мусульманские), по содержанию и тематике - на бытовые, профессиональные, юридико-правовые. Они же бывают в категоричной форме или в форме оберега, совета и предупреждения5.
Как свидетельствуют источники, беременные башкирки старались соблюдать дородовые обычаи и проводить соответствующие обряды, немаловажную роль в которых играли определенные запреты. Их выполнение, как считалось среди башкир, оберегало беременную от нечистой силы, обеспечивало благополучные роды и нормальное развитие
Запреты и охранительные обычаи в системе дородовых обрядов.
145
ребенка. Нами зафиксировано значительное число «предохранительных» и «профилактических» обрядов, призванных обеспечить безопасность предстоящих родов и сохранение плода невредимым.
Известие о предстоящем ребенке всегда принималось с радостью. Но беременность семья тщательно скрывала, боясь сглаза. Беременную берегли: издавна у башкир Челябинской области считалось, что она находится на грани между жизнью и смертью: «Йакла катындыГ бер аяйы фани донъяла, бер аяйы ысын донъяла»6. Беременную старались не перегружать физической работой, хотя и без движения находиться не разрешали. Предполагалось, что если плод разрастется в утробе, и ребенок будет крупный, то женщине предстояли очень тяжелые роды. Родные и близкие оберегали беременную от душевных переживаний, старались ей не сообщать плохие новости.
Информаторы сообщают, что в случае несоблюдения некоторых принятых у башкир Челябинской области правил в течение всего срока беременности женщину ожидали неблагополучные и трудные роды. Например, такой женщине нельзя было перешагивать через мужа7, не допускали, чтобы кто-нибудь перешагнул через женщину в положении, - считалось, что плод может принять поперечное положение в утробе матери. Подобные запреты зафиксированы в Абзелиловском, Баймакском и Бурзянском районах Башкортостана8. Из таких же соображений будущей роженице запрещалось мыть потолок9, смотреть на покойника - предполагалось, что ребенок родится с белым, как у покойника, лицом. По поверью, избежать такой участи можно, если прикрепить к подолу одежды иголки или булавки вниз голов-ками10. По поверьям, беременная женщина должна избегать испуга. Особенно опасным для нее считается зрелище пожара; в это время беременная женщина не должна прикасаться к своему телу (к лицу, голове). Если не придерживаться этого, то на теле ребенка могут образоваться темно-красные пятна11.
Беременной не разрешалось утолять жажду сырой водой, не рекомендовалось длительное пребывание у горящего очага. Информаторы подобные запреты объясняли просто: в будущем ребенок мог утонуть или сгореть в ог-не12. Однако суеверие имело и рациональное значение. Употребление сырой воды могло
усилить перистальтику кишечника, а проникновение болезнетворных микроорганизмов обусловить его расстройство с последующим отрицательным влиянием на беременность - не была исключена возможность ее прерывания. Перегрев организма женщины был также неблагоприятным для развивающегося
13
плода13.
У башкир Челябинской области существовали и другие запреты на какую-либо деятельность беременной, которая согласно поверьям могла нанести вред плоду. Сразу же оговоримся, что подобные приметы встречаются и среди башкир Республики Башкортостан. Например, по словам наших информаторов, нельзя было крутить жернова, чтобы пуповина ребенка не могла обмотаться вокруг его головы (данное поверье встречается у башкир в Баймакском районе Башкортостана)14; нельзя было садиться на кадку «тапла кунлсек» - ведро из пологого ствола дерева (встречается у башкир Ишимбайского района Республики Башкортостан)15; нужно было избегать встреч с бесплодными женщинами (это же зафиксировано у башкир Зианчуринского района Республики Башкортостан). У башкир Аргаяшского, Кунашакского районов Челябинской области беременной женщине нельзя было вязать, чтобы пуповина ребенка не могла обмотаться вокруг его головы; ей также запрещалось пришивать пуговицу на одежде или завязывать узел, вязать; нельзя было сидеть, положив ногу на ногу, или скрещивать ноги - в этом случае плод могла постичь та же участь.
Башкиры, в первую очередь, берегли беременную женщину от влияния злого духа - ен-плрей. Для этих целей использовались обе-режные амулеты: бетеJ (бумагу с изречениями из Корана, обшитую тканью или кожей), пучки гусиного пуха. По словам информаторов, старожилы в целях обережения беременной от злых сил закапывали под порог дома волчью или собачью голову16.
Болезни беременной женщины объясняли чрезмерно тяжелой работой, простудой, сильными душевными потрясениями. Если не находили истинных причин заболевания, считали, что в женщину вселился злой дух, который пожирал младенцев. Такими причинами объясняли и выкидыш.
Таким образом, система запретов являлись важнейшей составной частью дородовых обычаев и обрядов. Все они, в т. ч. приметы и
146
Г. В. Абдулгазина
поверья, были направлены на то, чтобы оградить будущую мать от психических и физических перегрузок, от преждевременных родов или смерти ребенка. Со временем, особенно в период советской власти, многие запреты забывались и стирались из народной памяти.
Примечания
1 Никольский, Д. П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. Т. 6, кн. 3. СПб., 1899; Руденко, С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М. ; Л., 1955.
2 Бикбулатов, Н. В. Семейный быт башкир XIX-XX вв. / Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фа-тыхова ; ИИЯЛ АН СССР. М. : Наука, 1991.
3 Гатауллин М. С., 1926 г. р., Аргаяшский район, д. Старо Соболево; Гатауллина Б. З., 1934 г. р., Аргаяшский район, д. Старо Соболево; Гизатуллин Х. С., 1934 г. р., Аргаяшский район, д. Ново Соболево; Кучукова Р. Н., 1932 г. р., Аргаяшский район, д. Кулуево; Мавликаева Ф. Ю., 1926 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева; Мухаметжанов Р. Ю., 1938 г. р., Аргаяшский район, д. Бажикаево; Набиуллина Б. Б., 1923 г. р., Аргаяшский район, д. Кулуево; Садыкова В. З., 1940 г. р., Абзелиловский район, д. Саиткулово; Сиражетдинов С. Ю., 1957 г. р., Аргаяшский район, с. Яраткулова; Ситдикова Р. Ш., 1927 г. р., Аргаяшский район, д. Назырова; Сулейманова Ф. М., 1935 г. р., Кунашакский район, с. Халитова; Султанова М. Г., 1940 г. р., Аргаяшский район, д. Аязгулово; Ульмаскулова Д. М., 1938 г. р., Аргаяшский район, д. Ново Соболево; Ураканов Ч. Б., 1929 г. р., Аргаяшский район, д. Назырова; Ураканова Г. А., 1929 г. р., Аргаяшский район, д. Назырова; Фазуллин Х. В., 1957 г. р., Кунашакский район, д. Казакбаево; Янбердин З. К., 1940 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева; Янбердина А. Г., 1948 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева..
4 Лепехин, И. И. Записки путешествия академика Лепехина // Полное собрание ученых
путешествий по России. СПб., 1821. Т. 4, ч. 2; Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 1799.
5 Гайсина, Ф. Ф. Запреты в башкирских свадебных обрядах // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2010. № 34. Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 35.
6 Гизатуллин Х. С., 1934 г. р., Аргаяшский район, д. Ново Соболево; Мавликаева Ф. Ю., 1926 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева.
7 Набиуллина Б. Б., 1923 г. р., Аргаяшский район, д. Кулуево; Ураканова Г. А., 1929 г. р., Аргаяшский район, д. Назырова; Ураканов Ч. Б., 1929 г. р., Аргаяшский район, д. Назырова.
8 Садыкова В. З., 1940 г. р., Абзелиловский район, д. Саиткулово.
9 Гатауллин М. С., 1926 г. р., Аргаяшский район, д. Старо Соболево; Гатауллина Б. З., 1934 г. р., Аргаяшский район, д. Старо Соболево; Кучукова Р. Н., 1932 г. р., Аргаяшский район, д. Кулуево.
10 Ситдикова Р. Ш., 1927 г. р., Аргаяшский район, д. Назырова; Ульмаскулова Д. М., 1938 г. р., Аргаяшский район, д. Ново Соболево; Гизатуллин Х. С., 1934 г. р., Аргаяшский район, д. Ново Соболево.
11 Янбердин З. К., 1940 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева; Янбердина А. Г., 1948 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева; Султанова М. Г., 1940 г. р., Аргаяшский район, д. Аязгулово.
12 Сулейманова Ф. М., 1935 г. р., Кунашакский район, с. Халитова.
13 Гумаров В. З. Народная гигиена башкир и охрана здоровья детей (конец XIX - начало ХХ в.) // Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. Уфа, 1980. С. 130.
14 Ульябаева Р. И. 1946 г. р., Баймакский район, д. Карышкино.
15 Бикбулатов, Н. В. Семейный быт башкир XIX-XX вв. С. 87.
16 Янбердин З. К., 1940 г. р., Аргаяшский район, д. Акбашева.