Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282).
Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 48-52.
Ф. Ф. Гайсина
ЗАПРЕТЫ В ПОХОРОННО-ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ БАШКИР
Работа выполнена в рамках проекта «Гендерный аспект в запретах у тюркских народов Урало-Поволжья», грант РГНФ № 12-11-02012.
В данной работе на основе полевых материалов автора проанализированы запреты, поверья и приметы в похоронно-погребальных обрядах башкир и их функции. Рассмотрена историография данной темы.
Ключевые слова: фольклор, похоронно-погребальные обряды, запреты, приметы, поверья.
Погребальный обряд у башкир на сегодняшний день изучен еще не достаточно. По мнению уфимских археологов Н. А. Мажито-ва, Н. Г. Гарустовича, появление захоронений по исламским обычаям у башкир приходится на Х-ХТТТ века1. Фольклорист Р. А. Султанга-реева в своих монографиях «Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа»2, «Жизнь человека в обряде»3 составила полную картину похоронно-погребальных обрядов башкир. Она раскрыла мифологические истоки представлений, примет башкир относительно этого обряда, дала объяснения народной терминологии, устойчивым словосочетаниям4. В работе «Кранеология»5 антрополога Р. М. Юсупова подробно проанализированы захоронения различных племенных групп, а в его другой работе - рода гайнинцев в Пермском крае6. Ученым отмечена синкретичность башкирского обряда захоронения, в котором тесно переплетались мусульманские и доисламские традиции7.
В статье Г. В. Абдулгазиной описываются обряды проводов покойника в последний путь, бытующие в Аргаяшском и Кунашакском районах Челябинской области8. Терминам, связанным с ритуалами и обрядами башкир, посвящено множество работ, в том числе диссертация Л. Р. Сулеймановой. Ею же составлен словарь «Лексика похоронного обряда в башкирском языке»9. Весомый вклад в изучение башкирских погребальных обрядов внесла и молодой этнограф Ю. А. Абсалямова10. Т. Д. Фаттахо-ва11 подробно описывает похоронные обряды саратовских башкир, также уделяет внимание запретам.
Н. Ф. Катановым еще в 1898 году был описан погребальный обряд у тобольских татар12. В работах М. А. Карусенко13 рассматриваются мусульманские каноны похорон у сибирских татар, в том числе связанная с ними термино-
логия и используемые при этом запреты, которые идентичны башкирским.
Особо следует отметить труды Ф. Ф. Фа-тыховой, которые отличаются системным подходом к изучению данной тематики14. Ею выделены 5 этапов башкирского похороннопогребального обряда: 1) охрана покойника; 2) обмывание; 3) проводы в последний путь; 4) предание земле; 5) поминки15. Каждый из них сопровождался отдельными правилами и определенными запретами, которые мы рассмотрим в данной работе.
Современный погребальный обряд башкир полностью соответствует исламским традициям, но в проводах в последний путь сохраняются и древние языческие обычаи.
Все соблюдаемые запреты можно классифицировать по их цели: одни запреты призваны помочь благополучному переходу души покойного на тот свет, другие - должны оградить живых от вредного воздействия покойника, так как, по представлениям башкир, покойник мог навредить или «забрать» с собой живых и т. д. Неукоснительное выполнение всех предписаний и запретов помогало избежать этих последствий, гарантируя покой и безопасность ближних.
Подробнее остановимся на запретах, сохранившихся у всех территориальных групп башкир. Если в доме находился покойник, нельзя было стирать и мыть полы. Этот запрет распространяется на всю деревню: родственники, соседи, односельчане, узнав о смерти человека, должны были воздерживаться от этого. Как отмечала Ф. Ф. Фатыхова, пока покойник не погребен, «вечером из дома нельзя выносить кости, в доме прорубать окна, так как это к новому покойнику». Также «когда идут за водой для покойника, то по дороге нельзя разговаривать»16.
Существует ряд запретов, выполнение которых облегчало переход души в мир иной и
попадание в рай. В данном случае особую роль играет религиозная принадлежность и знание основ религии семьей покойника, потому что от них зависит полное выполнение всех пунктов. По исламским традициям, перед тем как душа покинет тело, возле него читают <Ясин» (36 суру Корана). Ночью сидят возле тела усопшего: в данном случае соблюдается запрет не оставлять тело покойного в одиночестве без присмотра. Ночью нельзя выключать свет, иначе в усопшего может вселиться джин (ен) и тогда покойник превратится в упыря (убыр). Чтобы отпугнуть шайтана, на грудь покойника кладут железный предмет (нож, ножницы). Чтобы не мешать душе усопшего освоиться со своим новым состоянием, в доме запрещаются громкие разговоры, плач, рыдания в голос, нельзя даже чихать17. Чтобы обеспечить попадание в рай, у башкир, как и у других народов, нельзя о покойнике говорить плохо.
В эту группу запретов входят и другие, ориентированные на «восприятие» души умершего, например, «нельзя долго смотреть на покойника, иначе он будет чувствовать себя неловко». В ряде местностей на покойного мусульманина нельзя смотреть человеку другой веры.
Важной частью ритуала является омовение. Нельзя приходить прощаться с покойным без омовения, чтобы не нарушить «чистоту» покойника. После обмывания и облачения в саван умерший считается «чистым», поэтому категорически запрещается нарушать его «чистоту» - открывать лицо и смотреть; не допускалось, чтобы при выносе тела саван задела собака (в исламе собака - «грязное» животное, считается, что если заденет собака, то нарушается омовение - тдhдрдт).
Вода, которой омывали тело, считается грязной, и её выливают в недоступные места, чтобы оградить живых от болезней. Этим объясняется запрет наступать на то место, куда вылили воду после омовения трупа18.
Есть запреты, регулирующие поведение мужчин и женщин. Например, труп женщин могут охранять и омывать только женщины. Муж не должен омывать тело покойной жены, также смотреть на её лицо после облачения в саван, так как, по исламу, после смерти их брак считается расторгнутым и муж переходит в статус посторонних мужчин. Тела женщины при спуске в могилу могут касаться только близкие родственники (сыновья, братья), так как при касании чужих мужчин омовение считается нарушенным.
Башкиры Челябинской области, когда везут тело женщины на кладбище, покрывают его покрывалом; когда тело опускают в могилу, то над ней также держат покрывало, для того чтобы его не касались лучи солнца19. Но информаторы сами не могли объяснить значение этого действия.
Предать усопшего земле по всем мусульманским правилам - обязательный закон исламского шариата, поэтому запрещено хоронить людей в гробах, в одежде.
Обязанность защищать права покойного, оказывать ему уважение и внимание лежит на живых, что отражается и в запретах, например: «нельзя выбрасывать вещи покойного, их надо или раздать, или сжечь».
По общеисламской традиции, в могиле с правой стороны роют нишу (лзхет), в которую укладывают тело; голову поворачивают направо, в сторону Каабы. Также существовал запрет во время копания могильной ниши «примерять» её на себя, иначе этот человек в скором времени умрет. Нельзя было также передавать из рук в руки орудия, которыми копали могилу, нельзя было работать до пота (человек, копавший могилу и почувствовавший усталость, бросал инструмент на землю; другой подбирал и продолжал работать)20.
В погребальном обрядовом фольклоре отражаются символы цвета, числа, пространства и времени. Например, труп нельзя держать дома более трех дней21. Обращается внимание на время суток: нельзя хоронить после захода солнца, ночью.
Считается плохим знаком увидеть во сне мертвеца в черной одежде или в темноте. Башкиры предпочитают белый цвет: покойника заворачивают в белый саван, в качестве подаяния (хзйер) раздают белые полотенца.
Аналогичные обряды, связанные с цветом, прослеживаются и у других народностей. У народов коми запрещается класть в гроб красное, подходить к покойному в красных вещах, поскольку считалось, что красный цвет не дает усопшему видеть22, здесь подразумевается цвет крови как цвет жизни. У башкир Свердловской области тело покойницы покрывают красным покрывалом, чтобы не были заметны очертания фигуры.
Существует много примет, предвещающих смерть. Например, выстирав, белье нельзя развешивать сушиться лицевой стороной или сушить слишком долго - это к покойнику, нельзя ставить лопату черенком вниз - придется ко-
пать могилу, полы не следует мыть от порога -к покойнику; пока покойника не похоронят, нельзя начинать работу, иначе на том свете он скажет: «Вот только закончит эту работу и придет сюда».
Башкиры обращали особое внимание на место, ситуацию и способ захоронения для того, чтобы предотвратить случаи безвременной, внезапной смерти в дальнейшем. Раньше башкиры хоронили покойного в той местности, где он умер, так как нельзя было перевозить труп через реку, мост и мимо кладбищ, поскольку считалось, что иначе еще «будет много покой-
23
ников»23.
Некоторые поверья предупреждают о погоде: «нельзя перезахоранивать мертвеца - град будет», «покойника через поле не носят - к засухе».
Для того чтобы душа покойного оставалось спокойной после смерти, нельзя его хоронить рядом с плохим человеком. Также нельзя хоронить усопшего на берегах рек, которые затапливаются паводком.
Кладбища всегда считались сакральным местом, с ними было связано множество запретов, основанных на практических знаниях: для могильных досок не годятся береза, ольха, они быстро сыреют, нужны дубовые24; нельзя садиться или стоять на могиле, топтать её. Избегали всего, что являлось принадлежностью усопших; с кладбища ничего нельзя выносить, нельзя рубить растущие там деревья, собирать ягоды на кладбище, так как растения, деревья читают молитву Аллаху, принося успокоение и облегчение усопшим душам. У многих народов существует поверье, что души умерших переселяются в деревья. Башкиры верят, что через дерево на покойного нисходит благодать.
Запрещалось ставить на могилу железные решетки, ибо, по мусульманским поверьям, на железо не садятся ангелы, также считается, что железо доставляет мучения покойнику, поэтому говорят: «На кладбище нельзя приносить
железо». Если ограда могилы сгниет, её нельзя обновлять, так как усопшего снова призовут к ответу Нанкир и Мункир (ангелы, допрашивающие в могиле), и тот еще раз предстанет перед Божьим судом. В запретах на железные решетки есть и рациональное зерно: если оградить могилу железом, оно не сгниет, и кладбище (зыярат) вскоре станет тесным, свободного места для новых могил не будет.
По исследованиям А. К. Салмина25, у чувашского народа также существуют запреты отно-
сительно железных оград на кладбище и рубки деревьев. Люди верили, что железо мертвецу в тягость, а дерево, как природный материал, дает облегчение, поскольку все деревья и растения имеют души.
Еще одна группа запретов направлена на охрану живых от воздействий покойников: «доски для прикрытия боковой ниши в могиле нельзя было делать женщинам и младшим сыновьям, а то они сами умрут». Здесь учитывалась психологическая травма, наносимая чувствительным женским и детским душам.
Современный запрет - «На могиле не должно быть фотографий, ангел не сядет» - исходит из того, что, по исламским поверьям, ангелы не заходят в те дома, в которых есть рисунки одушевленных предметов.
В запретах учитывается воздействие покойника на сон: «Когда хоронят человека, спать нельзя», «В течение 40 дней нельзя спать одному в том доме, откуда вынесли покойника»26.
Много запретов касается и дома, откуда вынесли покойника: «После похорон сорок дней дом нельзя оставлять пустым и готовить там еду в течение трех дней». С кладбища не идут сразу домой из-за опасения, что может увязаться болезнь. «Нельзя возвращаться с кладбища на поминки в тот же дом, откуда вынесли покойника» - этот запрет исходит из поверья, что ангел смерти Газраил, забирая душу, «режет» человеку шею, и дом наполняется невидимой человеческому глазу кровью, становится «грязным». Поэтому после похорон покойного родственники в доме моют полы, посуду, стирают белье. Как видно из вышесказанного, в похоронно-погребальном обряде башкир переплетаются исламские и древние башкирские, т. е. языческие, запреты, которые сохраняются и по сегодняшний день.
Ислам запрещает женщинам принимать участие в похоронном процессе: им нельзя переходить дорогу перед процессией или идти за гробом, нельзя заходить на кладбище. Здесь учитывается тонкая душевная организация женщины: тем самым её ограждают от испуга или чрезмерных переживаний, которые могут плохо повлиять на здоровье. Женщине запрещено читать молитву вместо муллы.
Нельзя также во время похоронного обряда громко плакать, так как считается, что покойный из-за этого будет лежать в воде. Подобные запреты есть у многих народов, они призывают к терпению и смирению. Все запреты основаны на представлении о жизни в потустороннем мире.
Существуют запреты с числовой символикой, например, такие: «с тремя ведрами за водой не ходи - призовешь покойника» (так как для омовения покойного набирают 3 ведра воды), «в баню два раза не ходят: на том свете могила наполнится водой»27.
У башкир существует обычай поминать усопшего на 3, 7, 40, 51 (52) день со дня его смерти (по исламским канонам не принято проводить эти поминки, каждый должен сам читать молитвы), на годовщину читается Коран и пожелания покойной душе. Подобные обычаи есть и у русских: они проводят поминки на 7, 9 день, через полгода и в годовщину смерти.
По мнению историка Л. А. Ямаевой, на башкирский погребальный обряд оказал влияние маздаизм древних иранцев: вынос покойника ногами вперед, подвязывание подбородка наблюдается в обрядах Восточного Ирана и Средней Азии. Автор отмечает, что обычай очищать дом после выноса покойника с помощью окуривания можжевельником и другими травами существует в зороастризме. Башкиры отмечали 3, 7, 40 день и годовщину смерти и до принятия ислама, и даже до периода зоро-астризма28.
Таким образом, в погребальных обрядах сохранились следы древнего мировоззрения народа. Некоторые обряды в настоящее время утратили свою актуальность и забылись, а другие, слившись с исламскими законами и правилами, существуют и в наши дни. Изучение запретов позволяет полнее раскрыть особенности функций, идей, взглядов, касающиеся башкирского погребального обряда.
Примечания
1 См.: Гарустович, Г. Н. Раннемусульманские погребальные памятники и вопрос о распространении ислама в южноуральском регионе: к постановке проблемы // Источники по истории и культуре Башкирии. Уфа, 1986; Начало II тысячелетия: эпоха перелома на пути от язычества к исламу // Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. С. 37-39.
2 Султангареева, Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа : Гилем,1998. С.138-200.
3 Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа : Гилем, 2005. С. 179-237.
4 См.: Башкирский погребальный обряд в фольклорном сознании // Башкирский фольклор: исследования и материалы : сб. ст. Вып. 2 / УНЦ РАН. Уфа, 1995. С. 82-103.
5 Юсупов, Р. М. Кранеология башкир. Л. : Наука, 1989.
6 См.: Юсупов, Р. М. Погребальный обряд // Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. Уфа : Гилем, 2008. С. 210-230.
7 См.: Юсупов, Р. М. Пережитки доисламских верований в погребальном обряде башкир // «Урал-батыр» и духовное наследие народов мира. Ч. 2. Уфа, 2010. С. 199-204.
8 См.: Абдулгазина, Г. В. Погребальные обычаи башкир Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области второй половины ХХ в. // Феномен Евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа. Уфа, 2009. С. 15-17.
9 Селэймэнова, Л. Р. Башторт теленец Yлем йола^1 лексикаИы: Баштортса-русса hYЗлек. Эфе : Fилем, 2005. 80 бит; Башторт телендэ Yлем менэн бэйле йолаларза урын атамалары // Проблемы сохранения башкирского фольклора. Уфа : Гилем, 2007. 210 с.
10 См.: Абсалямова, Ю. А. Обряд «аят укы-тыу» у башкир // История и культура народов Евразии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2010. С. 24-27; Обряды поминального цикла как форма проявления народного ислама у башкир // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе. Уфа, 2010. С. 7-9.
11 См.: Фаттахова, Т. Д. Традиционные представления саратовских башкир о смерти // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа : Гилем, 2006. С. 165169.
12 См.: Катанов, Н. Ф. Погребальные обряды тобольских татар. Тобольск, 1898. С. 1-2.
13 См.: Карусенко, М. А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в ХУТТ-ХХ вв.: опыт анализа структуры и содержания. Новосибирск : Наука, 2003. 192 с. (Этнографоархеологические комплексы: проблемы культуры и социума. Т. 7).
14 См.: Фатыхова, Ф. Ф. Поминальный обряд у башкир // Источники по истории и культуре Башкирии : тез. докл. Уфа, 1986. С. 110-115; Традиционные представления башкир о рождении и смерти // Башкирский фольклор: исследования и материалы : сб. ст. Вып. 3. Уфа,
1999. С. 107-118; Полисемичность образа
смерти в эпосе «Урал-батыр» // Башкирский фольклор. Вып. 4: 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал-батыр» : сб. ст. Уфа,
2000. С. 284-292.
15 См.: Бикбулатов, Н. В. Семейный быт башкир ХТХ-ХХ вв. / Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фа-тыхова // ИИЯЛ Башкирского научного центра Уральского отделения АН СССР. М. : Наука, 1991. 117 с.; Семейные обычаи и обряды // Башкиры: этническая история и традиционная культура. Уфа : Башкир. энцикл., 2002. С. 188203.
16 Бикбулатов, Н. В. Указ. соч. С. 118.
17 Записано автором в 2004 году у Салиховой Сахибы (1916 г. р.) в д. Ст. Каипово Альшеев-ского р-на РБ.
18 Записано автором в 2003 году у Булякова Ир-гали Рыскильдеевича (1927 г. р.) в д. Кашкаро-во Зилаирского р-на РБ.
19 Записано автором в 2009 году у Хажиева Рашита Шариповича (1936 г. р.) в д. Чишма Со-сновского р-на Челябинской области.
20 Записано автором в 2010 году у Гайсина Яга-фара Фасхетдиновича (1976 г. р.) в д. Мусато-во Салаватского р-на РБ.
21 Записано автором в 2004 году у Кашапова Гиззата Алимгуловича (1918 г. р.) в д. Чебинли Альшеевского р-на РБ.
22 См.: Уляшев, О. И. Цвет в представлениях и фольклоре Коми. Сыктывкар, 1999. 156 с.
23 Записано автором в 2006 году у Гайсина Фас-хетдина Шамсетдиновича (1935 г. р.) в д. Му-сатово Салаватского р-на РБ.
24 Записано автором в 2005 году у Ахрарова Из-хара Мазгаровича (1931 г. р.) в д. Кызыльярово Янаульского р-на РБ.
25 См.: Салмин, А. К. Деревья в религиозном представлении чувашей // Этнос. Общество. Цивилизация : Кузеев. чтения. Уфа, 2009. С. 369-370.
26 Записано автором в 2005 году у Галиуллина Кави Габдулхаковича (1930 г. р.) в д. Ахтияло-во Янаульского р-на РБ.
27 Записано автором в 2005 году у Гилемха-новой Марфуги Гилемхановны (1925 г. р.) в д. Ильтаево Салаватского р-на РБ.
28 См.: Ямаева, Л. А. Элементы древнеиранских религиозных верований в «башкирском исламе» // Проблемы востоковедения. 2010. № 2 (48). С. 55-59.