МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
органов управления. Государство предпринимало решительные шаги в налаживании военного производства, в сохранении английского экспорта, в преодолении
дефицита платежного баланса и пассивного сальдо в торговле с Америкой.
Государственное регулирование в текстильной, в частности шерстяной промышленности, было направлено на решение следующих задач. Помимо обеспечения потребностей армии в обмундировании, государство пыталось различными средствами сохранить потребительский рынок и удовлетворить хотя бы отчасти потребности гражданского населения, помочь бизнесу выжить в военное время и развиваться в будущей мировой жизни. Немаловажно было и не потерять рынки сбыта в других странах.
Мерами государственного регулирования шерстяного производства и рынка шерстяных изделий были централизованное распределение сырья, регламентация цен на сырье, нормирование потребительских цен, поддержка экспортного производства.
Список использованной литературы:
1. Агеева Е.А. Внешнеторговая политика российского государства и рынок роскоши в период Первой мировой войны //Человеческий капитал. 2015№ 1(73). С.63-69.
2. Аллен Дж. Отрасли британской промышленности и их организация. М., 1961. 490 с.
3. Военная экономика: Теория и актуальные проблемы.М.,1999. 319 с.
4. Воскресенская Н.О. Золото как элемент хозяйственной истории человечества//Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013.№ 4 (12).С.61.
5. Кюнг П.А. Мобилизация экономики и частный бизнес в России в годы Первой мировой войны.М.,2012. 240 с.
6. Народное хозяйство. Сборник статистических материалов за 1913-1927 гг. М.:Издание ЦСУ СССР,1928. 745 с.
7. Овчинников Вс. Сакура и дуб. М.: Советская Россия, 1983.430 с.
8. protown.ru>mformation/hide/5065.html
9. The wool industry in war-time. By George Goodchild// Britain To-day. 1940.№ 38, 18 October.
10. Черчилль У. Вторая мировая война. В 3-х книгах. Сокр. пер. с английского. — М.: Воениздат, 1991.Т.1.591 с.
11. Шишков Ю.В. Судьба Британского содружества наций: воспоминание о будущем СНГ.//Общественные науки и современность.1996.№3.
12. Экономическая история мира.Т.Т.1-6.М.:Кнорус, 2008.Т.4. 384с.
© Агеева Е.А., Левин С.Л., 2015
УДК 947.071
М.М.Галанов
К.и.н., доцент Гуманитарный факультет Санкт-Петербургский государственныйэкономический университет
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЗАПИСКИ ЦЕРКОВНЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ КОНЦА XVIII ВЕКА ПО ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена анализу записок церковных и политических деятелей во время правления Павла I -графа Илиньского и епископа Сераковского. Автор приходит к выводу, что основная идея обоих авторов сводилась в конечном счете к необходимости усиления роли епархиальных архиереев и подчинении их государству.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Ключевые слова
Римско-католическая церковь, епископ, камергер, Римско-католический департамент, законодательная
база.
Одним из аспектов проблемы отношений царской власти и католической церкви в России в конце XVIII века является вопрос о создании отдельными церковными и государственными деятелями записок, отражавших их позиции по ключевым вопросам существования РКЦ в Российской империи. Это были записки главы РКЦ в России митрополита С.Сестренцевича «Иерархия Католической Церкви в Империи», очень близкого к Павлу I сенатора и камергера графа И.А.Илиньского «Постановление для всех монашеских орденов» и Летичевского католического епископа графа М.Сераковского. Изучение записки Сестренцевича проведено нами в более ранней статье [1]. Предметом данной работы является анализ записок Илиньского и Сераковского.
На базе «Иерархии...», отправленной 19 ноября 1797 г. канцлеру гр. А.А.Безбородко для ознакомления, камергер И.А.Илиньский создал свой проект жизнедеятельности РКЦ в России, называвшийся «Постановление для всех монашеских орденов». Вот его основные положения:
1.Все монахи каждого ордена признают своим начальником Епископа;
2.Каждый орден будет иметь в каждой епархии одного провинциала, одного советника и одного секретаря;
3.Приоры (начальники монастырей) будут надзирать за монахами и доносить провинциалу и советнику.
Провинциалы и советники смотрят за всеми монастырями епархии и доносят епископу.
Епископы следят за всеми и доносят в Римско-Католический департамент один раз в четыре месяца, а посещают монастыри один раз в два года;
4.Простого перемещения монахов по епархиям не будет. Необходимо точное указание, к кому едет и по какой причине, а также разрешение двух епископов (отправляющего и принимающего);
5. «Монахи, коих должность состоит в исправлении души», не могут покинуть свой приход и приоры их не могут отпустить далее, чем за три мили. А если нужно, приор обращается за разрешением к епископу;
6.Вместо выборов монашеских должностей каждые три года приоры выдвигают от одного монастыря кандидатов в провинциалы, советники и секретари, а епископ утверждает достойных;
7.Самих приоров епископ утверждает при одобрении провинциалов, советников и секретарей;
8.При отставке приор готовит отчёт о своей деятельности;
9.Кроме приора, избирает каждый монастырь викария и прокурора. Викарий будет следить за соблюдением канонического права и законодательства в монастыре;
10.Прокурор следит за расходованием монастырских средств, и если необходимо, сообщает Епископу и провинциалу.
11.Провинциалы и советники обязаны посещать монастыри.
12. «Епископ да советуется с провинциалами и советниками о полезных для монастыря предметах»;
13.В монахи «принимать только достигшего совершеннолетия, благовоспитанного, хорошего поведения, добрых правил и с именем незапятнанным»;
14.Епископу следить за доходами монастырей, количеством больных и учеников и предоставлять данные на утверждение в Римско-Католический департамент;
15.Чтобы не было праздности, иезуиты, доминиканцы, пиаристы и терциеряне будут отправлять должность в публичных училищах.
Священники - в приходских училищах.
Миссионеры - в епархиальных училищах.
Пустынники св. Августина, тринитары и бенедиктинцы - в больницах.
Францисканцы и картезианцы - в богадельнях.
Монахини будут воспитывать и ухаживать за больными [3. Л. 2-4].
В качестве первоочередных мер исправления ситуации Илиньский предлагал:
1.Довести предельную наполняемость монастырей до 12 монахов;
2.Именовать монастыри по месту положения и своему святому;
113
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
3.Монахам получать жалованье из общего монастырского дохода в соответствии с их талантами и заслугами, определяемыми епископом;
4.Поставить восстановление почитания монахами государя и законов в зависимость от восстановления власти епископов над ними;
5.Поставить над епископами архиепископа, зависимого только от государя;
6.Торжественно объявить, что «зависимость католицкой церкви от Римского престола по догматам веры и обрядам церковным ненарушима остается»[3. Л. 6-8].
30 декабря 1797 г. на запрос А.Б.Куракина о судьбе проекта Илиньского третий департамент Сената отвечал, что послали его 9 декабря в Римско-католический департамент. 31 декабря канцелярия генерал-прокурора сделала запрос в РКД. В тот же день за подписью секретаря В.Копецкого департамент отвечал, что занимались добавлениями в проект камергера, 29 декабря одобрили его в основном, а 2.01.1798 собираются утверждать, после чего пришлют в Сенат [3. Л. 12-14].
Однако не только архиепископ Могилевский и государство думали над принципами организации и управления РКЦ в России, но и епархиальные архиереи тоже. 15 ноября 1796 г. епископ Летичевский граф М.Сераковский направил свой проект реформирования вверенной ему епархии, состоявший из 9 глав, в Сенат. В первой главе «О порядке расположения епархии» автор предлагал иметь консисторию там, где проживает архиерей, иметь трёх асессоров, аудитора, архидьякона, двух архипресвитеров, шесть протоиереев и комиссара по монастырским делам. Монахам давалось право выбирать начальника своего монастыря [2. Л. 3об. - 4].
Вторая глава «О консистории и членах оной» определяла режим работы консистории и порядок прохождения дел в ней. Сотрудникам консистории предлагалось работать с 8.00 до 19.00. и при приходе и уходе с работы они должны были расписываться в журнале. В консистории предполагалось иметь секретаря, четырех стряпчих, протоколиста и приказных служителей. Епископ напоминал, что нужно не брать к рассмотрению дела, подлежащие другим епархиям, и стараться сначала примирить спорящие стороны.
Если дело всё же заведено, то при подаче заявления светского на духовного, светское начальство присылает своего представителя. Если свидетели живут в радиусе 10 миль, их допрашивают в консистории, а если далее, к ним выезжает или архипресвитер, или архидьякон, или протоиерей и по одному человеку от враждующих сторон. При голосовании сначала подает свое мнение младший чин.
На подачу апелляций согласно проекту отводилась одна неделя. Для подачи апелляции в Сенат необходимо было уплатить 200 руб. пошлины. Если человек докажет отсутствие денег, подает бесплатно. По разводным делам сторонам нужно иметь присяжного поверенного (дефенсора). Автор считал также, что на решения по разводным делам в связи с их духовным характером апелляций быть не может, а если кто будет настаивать, то вопрос о принятии апелляции решает сам Сенат.
Сераковский предложил подачу рапортов архипресвитеров и архидьякона в консисторию, а на имя епископа - либо лично адресованных, либо секретных. В заключение второй главы епископ написал: «Поелику Консистория есть стража церковных и императорских Законов и наших приказаний, то и должна всемерно наблюдать, чтобы оные обнародованы и исполнены были»[2. Л. 5 - 8об.].
Третья глава «О месте и времени присутствия» регламентировала обстановку, в которой проходят заседания консистории. По мнению Сераковского, консистория имеет для этого залу, отдельную комнату для секретаря и протоколиста, комнату для приказных служащих и прихожую для челобитчиков. В зале должен висеть портрет Его Императорского Величества, стоять стол красного сукна, на котором лежат распятие Христово, Евангелие и законы духовные и светские. Заседания проходят ежедневно, кроме выходных и праздников, и на них при необходимости присутствует епископ [2. Л. 9-10].
Четвертая и пятая главы были посвящены обязанностям аудитора, секретарей и протоколистов. Шестая глава «О Монашеском комиссаре» вводила новую должность, смысл которой сводился к тому, что при епископе должен быть спецпредставитель монашеского сообщества, ведущий все его дела и отношения с монастырями и начальниками монашеских орденов [2. Л. 10об. - 13об.].
Седьмая и восьмая главы посвящены исполнению должностей архидьяконов, архипресвитеров и
протопопов [2. Л.14-17об.]. Последняя, девятая глава «О монашеских начальниках» предусматривала
114
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
сохранение уже имеющейся должности прокуратора и введение должности визитатора, который: предоставляет епископу кандидатов на монастырские должности, посещает монастыри и докладывает епископу о поведении монахов, следит за отсутствием их прямых отношений с заграницей. Рапорты епископу визитатор посылает через комиссара [2. Л. 18-19об.].
5 августа 1798 г. Сенат, рассмотрев рапорт Сераковского, переправил его для вынесения решения в Римско-католический департамент. Последний на своем заседании 13 августа принял решение отклонить проект епископа как предназначавшийся для Летичевской епархии, которой уже нет. Однако члены РКД подчеркнули, что «каждый Епархиальный Архиерей делает распоряжения в своей Епархии сообразно месту и обстоятельствам». 20 августа департамент отправил рапорт с этим решением в Сенат [2. Л.21-22 об.].
«Постановление для всех монашеских орденов» графа ИА.Илиньского было очень четко направлено на усиление власти епископа, его подчинение государству в лице РКД, содержало идею трудоустройства всех монахов и оставление зависимости РКЦ от Ватикана в вопросах католических догматов и обрядов. Записка по реформированию Летичевской епархии епископа графа М.Сераковского демонстрировала строгую и четкую регламентацию прав, обязанностей, пределов власти епархиального архиерея и описание структуры и механизмов её осуществления. Основная идея обоих авторов сводилась в конечном счете к необходимости усиления роли епархиальных архиереев и подчинении их государству. Список использованной литературы и источников:
1. Галанов М.М. Создание руководящих документов Римско-католической церкви в России и проект С.Сестренцевича «Иерархия Католической Церкви в Империи»: сравнительный анализ // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 2. С.178-188.
2. Записка графа Сераковского // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.822. Оп.1. № 212.
3. Постановление для всех монашеских орденов // РГИА. Ф.1374. Оп.1. № 275.
©М.М.Галанов
УДК 266.2
А.С. Калачёва
соискатель второго года прикрепления Аспирантура Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
Г. Москва, Российская Федерация
АРХИВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗГЛАВЛЕНИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ В ИЕРУСАЛИМЕ АРХИМАНДРИТОМ НИКОДИМОМ (РОТОВЫМ)
В ушедшем году исполнилось 85 лет со дня рождения одного из самых выдающихся и самых противоречивых церковных деятелей XX века - митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Как при жизни его, так и теперь его многогранная деятельность вызывает множество дискуссий и споров, порой ожесточенных. Для одних он - выдающийся иерарх, «слава и украшение нашей Церкви», талантливый церковный дипломат, все силы и всю жизнь положивший на то, чтобы не дать атеистическому государству совершенно уничтожить Русскую Церковь, для других - «одиозная личность», «предатель Православия», «филокатолик», едва ли не тайный кардинал, мечтавший об унии с Римом. Между тем, большинство документов, характеризующих жизнь и служение приснопамятного Владыки до сих пор еще не введено в научный оборот. На основе тех из них, которые еще не использовались ранее, именно - отчетов тогда еще архимандрита Никодима о жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме попытаемся проследить этот период его служения.