М.Н. Грецкий, Г.Е. Лягушев ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ
Западный марксизм (иногда обозначаемый как неомарксизм) это целая совокупность течений, противостоящих «восточному», или советскому марксизму-ленинизму в его официальной трактовке. Для этих течений характерно критическое отношение, как к капитализму, так и к «реальному социализму» 19301980-х годов и в то же время стремление к самостоятельной творческой разработке наследия Маркса и Энгельса. Основоположниками западного марксизма в западной литературе 1920-х годов считаются Дьердь Лукач, Карл Корш и Антонио Грамши, выступившие вначале с критикой «ортодоксов» II Интернационала, а затем и той формы марксизма, которая утвердилась в III Интернационале. Критика эта была направлена, прежде всего, против объективистско-натуралистического понимания развития общества, приводящего к историческому фатализму и к пренебрежению человеком, его сознанием и практикой. Лукач, Корш и Грамши предложили свои варианты исправления этих недостатков в интерпретации марксизма, о которых необходим особый разговор.
Здесь мы коснемся дальнейшей истории, когда в западном марксизме сформировались два основных направления, вступивших в конфликт между собой по вопросу о том, как преодолеть объек-тивистско-натуралистическую тенденцию в марксизме. Первое направление, которое можно назвать «диалектико-гуманистическим», предлагало сугубо философский путь: поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, переосмыслить диалектику, представив ее как диалектику субъекта-объекта, переориентировать философию на решение только социальных проблем, рассматривая природу лишь через призму познавательного и практического отношения к ней человека. Многие представители данного направления нашли опору в ранних работах Маркса, особенно в «Экономически-философских рукописях 1844 года», в которых содержится гуманистическая концепция человека, его отчуждения и снятия отчуждения при коммунизме. В то же время были использованы идеи ряда направлений немарксистской философии, таких как экзистенциализм, фрейдизм, феноменология, неогегельянство.
Второе направление, которое можно условно назвать «сциентистским», предложило решать проблемы марксистского учения об обществе на путях его превращения в строгую науку: очистить его от абстрактного философствования, от остатков фейербахианства и гегельянства, поднять его научный уровень с помощью методов современной науки, оставив за философией сферу познания, методологии или идеологической борьбы.
Каждое их этих основным направлений в свою очередь делится на ряд течений, которые мы ниже вкратце охарактеризуем. В первое, «диалектико-гуманистическое», или собственно философское направление входят следующие течения.
1. Франкфуртская школа (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Беньямин, Ю. Хабермас, А. Шмидт, О. Негт), выступившая как «критическая Теория общества» и проделавшая в лице своих различных членов значительную эволюцию. Ею был предложен свой вариант неогегельянской «отрицательной диалектики» - диалектики тезиса и антитезиса, не допускающей синтеза, ведущего, по мнению франк-фуртцев, к порабощающей человека тотальности. Выходец из этой школы Юрген Хабермас, написавший, в частности, работу «К реконструкции исторического материализма» (1876), - один из крупнейших философов современности.
2. Фрейдомарксизм (В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм), зародившийся в 1920-е гг. и получивший широкое распространение в 1960-1970-е гг. Это попытка соединения личностной проблематики фрейдизма или неофрейдизма с социальной проблематикой марксизма. При этом исследуются деформации психической структуры личности и ищутся пути их преодоления. Так, согласно «сексуально-экономической» социологии Райха деформации проистекают из подавления капитализмом естественной социальности человека, его стремлений к любви, труду и познанию. Эти стремления могут быть высвобождены путем «сексуальной революции», приводящей к моральной саморегуляции человека. В.Райх -один из первых критиков фашизма (Массовая психология фашизма, 1933). Выше дший из Франкфуртской школы Г. Маркузе выдвинул понятие «одномерного человека» - человека, ориентирующегося на деформированные современным ка-
© М.Н. Грецкий, Г.Е. Лягушев, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
115
ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
М.Н. Грецкий, Г.Е. Лягушев
питализмом потребности, конформиста, утратившего способность критического отношения к действительности. «Одномерность», по Марку-зе, можно преодолеть «Великим отказом» и революционным действием, причем революционная инициатива переходит от рабочего класса, интегрированного в капиталистическую систему, к неинтегрированным маргинальным слоям (студентам, безработным, национальным меньшинствам). Э. Фромм, исследовав отчуждение человека, доходящее до утраты им своей «самости», выдвинул идею «гуманистического психоанализа», направленного на саморазвертывание внутренних потенций человека, на разрешение «исторических противоречий» и создание гуманистического общества всеобщей любви.
3. Экзистенциалистский марксизм, представленный в работах позднего Ж.-П.Сартра «Проблемы метода» (рус. пер. М., 1994) и «Критика диалектического разума» (I т. - 1960, II т. - 1985), а также в некоторых работах М. Мерло-Понги и ряда других французских философов, объединившихся вокруг журналов «Socialisme ou barbarie» (К. Касториадас, К. Лефор) и «Arguments» (К. Акселос, А. Лефевр и др.). В начале 1960-х гг. на эти же позиции перешел Р. Гаро-ди, впоследствии эволюционировавший в направлении религиозной философии. Идеи, близкие к французскому экзистенциалистскому марксизму, разрабатывали Э. Фишер и К. Марек в Австрии, А. Шафф в Польше, К. Косик в Чехословакии, Дж. Льюис в Ангаии, З.М. Какабадзе в СССР. Экзистенциалистская концепция человека как свободного и ответственного исторического деятеля здесь соединяется с социальной проблематикой марксизма. Жан-Поль Сартр представил практически действующего индивида как источник социальной диалектики, которая преобразуется при объединении индивидов в группы (в том числе в классы) и их взаимодействие с объективными факторами. Другие философы, обратившись к гуманистической концепции молодого Маркса, попытались развить ее при помощи экзистенциалистского понимания сущности и существования человека, неогегельянской диалектики, элементов феноменологии и «философии жизни». При этом основной упор делается на человеческую субъективность, отчуждение и восстановление целостности человека.
4. Феноменологический марксизм, получивший распространение главным образом в Италии
и США (Э. Пачи, П. Пиконе и их последователи, объединившиеся вокруг журналов «Au taut» и «Felos» в 1960-1970 гг.). Энцо Пачи, опиравшийся прежде всего на позднюю работу Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (опубл. в 1954 г.), предложил марксистское объяснение исследованного Гуссерлем кризиса: виноват капитализм. В связи с этим он попытался соединить Гуссерля с Марксом путем создания категориального аппарата, сочетающего понятия феноменологии и марксизма. Цель истории (телос), по Пачи, - преодоление «объективации» (Гуссерль), или «отчуждения» (Маркс) и создание «интерсоциализма», то есть общества, построенного на отношениях людей как субъектов. Феноменологические марксисты Роватти, Вигорелли и др. разрабатывали проблематику человеческих потребностей, революционного субъекта истории и др.
5. Марксистский историцизм - течение, распространившиеся в 1950-1960 годы среди итальянских марксистов, последователен Грамши (Н. Баладони, Л. Группи. Э. Серени и др.). Исходя из идеи Грамши о «тождестве философии и истории» и его понимания марксизма как «философии практики», итальянские историцисты отвергай разделение марксистской философии на диалектический и исторический материализм, представив эту философию как целиком социальную и гуманистическую.
6. Будапештская школа (А. Хеллер, М. Вайда, Д. Маркуш, Ф. Фехер), существовавшая в Венгрии в 1960-1970 гг. (до 1974 г. когда она была осуждена как «ревизионистская»). Это последователи идей молодого Лукача, точнее, его работы «История и классовое сознание» (1923), в которой диалектика осмысливается как взаимосвязь и взаимопереходы субъекта и объекта, а во главу угла ставится понятие общества как целостности. Последователи раннего Лукача имелись и в других странах, в частности, во Франции - Л. Тольдман.
7. Группа «Праксис», сложившаяся вокруг одноименного югославского журнала, выходив шего в Загребе (Г. Петрович, П. Враницкнй, М. Кангрга, Р. Супек, М. Маркович, С. Стоянович). Исхода из идей раннего Маркса, Лукача, Грамши, Сартра, теоретики этой группы положили в основу философии понятие практики как фундаментального отношения между субъектом и объектом (исходное - не материя, а именно отношение между человеком и миром). При этом
они отвергали теорию отражения как «недиалектическую», стремясь осмыслить познание как творчески активный процесс. Они разрабатывали проблематику человека, а также пытались критически воздействовать на процесс развития системы самоуправления в Югославии.
8. Немецкий философ Эрнст Блох (1885-1977), чья достаточно оригинальная «философия надежды», лишь с некоторой долей условности может быть отнесена к марксизму. Блох строит общую концепцию развития мира, в которой субъект и объект вначале слитны, затем разделяются, а под конец должны воссоединиться. Марксизм, по Блоху, это «конкретнаяутопия», соединяющая предвидение будущего с возможностью его революционного сотворения. Связав утопию со всяким стремление к совершенству, Блох внес существенный вклад в «реабилитацию» самого понятия утопия в современной философии.
Если «диалектико-гуманистическое» направление считало советский марксизм-ленинизм недостаточно человечным, то «сциентистское» направление оценило его как недостаточно научное. К этому направлению относятся течения, рассматривающие марксистское учение об обществе как нефилософскую, конкретную науку и, соответственно, отвергающие субъект-объектную парадигму. Здесь выделяются три основных течения.
1. Французский марксист Луи Альтюсер (1918-1990) и его последователи в различных странах (Э. Балибар, Д. Лекур, П. Реймон и др.). В этом течении, нередко называемом «структуралистский марксизм» или «альтюсерианство», решается, в общем, та же проблема преодоления обьек-гивистско-натуралистического подхода к обществу, что и в «диалектико-гуманистическом» направлении, однако - прямо противоположными средствами. Марксизм, считает Л.Альтюсер, не должен ни возвращаться к молодому Марксу, ни тем более синтезироваться с какими-то немарксистскими концепциями. Напротив, он должен выявить и развивать свою специфику как науки, прежде всего, через отмежевание от всего ненаучного - от любой философии субъекта, от телеологической гегелевской диалектики, от идеологии, от эмпиризма. Гуманистическая концепция молодого Маркса телеологична, это не марксизм, заявляет Альтюсер. А «перевернутая» на материалистический лад гегелевская диалектика, если в ней сохраняется та же структура, превращается из телеологической в фаталистическую. Отсюда
и объективистско-натуралистический подход. Для его преодоления Альтюсер предлагает существенное переосмысление марксистской диалектики. Выдвинув концепцию «сверхдетерминации», он утверждает, что основное экономическое противоречие общества не может разрешиться само собой, - для этого оно должно быть «сверхдетерминировано» другими, относительно самостоятельными сферами (политикой, идеологией). Поэтому революция происходит не там, где экономическое противоречие наиболее развито, а там, где на него накладываются другие противоречия. Вместе со своими учениками Альтюсер выдвинул «антигегелевскую» интерпретацию «Капитала» Маркса, предложил «ан-тиэмпиристскую» концепцию познания, дал оригинальную трактовку ленинского вклада в марксистскую философию и т.д. В Англии в 1970-е гг. возникло течение постальтюсерианства (Б. Хин-десс, П. Харст). Следует также отметить интересные попытки соединения идей Альтюсера с идеями Грамши в работах жившего во Франции греческого философа Н. Пулантзаса и западноберлинского марксиста, редактора журнала «Das Argument» В.-Ф. Хауга.
2. Гальвано делла Вольпе (1895-1968) и его последователи в Италии - деллавольпианцы» (У. Черрони, Н. Меркер, Л. Коллетти до его разрыва с марксизмом). Рассматривая марксистское учение об обществе как конкретную науку, Делла Вольпе стремился избавить ее от философских, «неопределенных» абстракций, непригодных, по его мнению, для конкретно-научной работы. В науке необходима, говорил он, ссылаясь на Маркса, «специфическая логика специфического предмета», использующая специфические, «определенные» абстракции. Со своей стороны, философия, выдвигая метод получения таких абстракций - метод движения от конкретного к абстрактному и обратно («дидактическая диалектика»), - сводится к общей методологии. Делла Воль-пе разрабатывал также проблемы свободы и демократии в свете марксизма. В ходе дискуссии 1962 года другие итальянские марксисты подвергли концепцию Делла Вольпе критике, признав «методологизм» слишком узким пониманием философии.
3. Аналитический марксизм - самое современное течение (1980-1990-е годы), возникшее в Англии и США и стремящееся развивать учение об обществе как науку на основе строгих совре-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 9, 2006
117
ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
менных методов (Дж. Коэн, Дж. Элстер, Дж. Ре-мер, Е.О. Рант и др.). Аналитические марксисты подвергли основательной проверке, уточнению и переосмыслению многие понятия, аргументы, способы рассуждения марксистской политэкономии, диалектического и исторического материализма. При этом, у них самих выявились два разных подхода к изучению общества - макроуров-невый и микроуровневый. Рассуждая на макроуровне, Дж. Коэн предложил функциональную концепцию соотношения производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки. Дж. Элстер и Дж. Ремер, рассуждая на микроуровне, занялись исследованием поведения индивидов с тем, чтобы идти от единичного к общему (это было названо «методологическим индивидуализмом»). При этом были применены методы моделирования, формализации, теории рационального выбора, теории игр и др., что дало заслуживающие внимания результаты. Так, Джон Ремер выдвинул общую теорию эксплуатации и класса, по отношению к которой Марксова теория трудовой стоимости и основанное на ней объяснение эксплуатации оказываются частным случаем. Аналитический марксизм (иногда называемый также «марксизмом рационального выбора») интересен также тем, что в нем соединяется то, что в других течениях западного марксизма оказалось противопоставленным - человек и наука. Так, в нем исследуется с конкретно-научных позиции проблематика отчуждения, которая до сих пор представлялась прерогативой сугубо философского субъектно-субъектного подхода.
Помимо рассмотренных двух основных направлений западного марксизма - «диалектико-гуманистического» и «сциентистского», следует отметить некоторые течения, не укладывающиеся в эти рамки. Это марксистски ориентированные теоретики национально-освободительного движения, исследователи проблем третьего мира и капитализма как мировой системы - Самир Амин, Андре Гундер Франк, Иммануил Валлер-стейн: критические социологи Ч.Р. Миллс, А. Го-увднер и др.; представители марксистского феминизма, исследующие проблемы домашнего труда, угнетения и эксплуатации женщин в рамках «патриархальной системы» (Н.-Э.Теневен, К. Бюсн, М.Р. делла Коста и др.).
Но и этим не исчерпывается все богатство идей, концепций, подходов, имеющихся в западном марксизме. Упомянем хотя бы интересные работы по политэкономии Э. Манделя, П. Барана и А. Суши, Г. Бревермана, Козо Уно и его последователей в Японии, оригинальные общеисторические концепции Б. Рицци, У Мелотти, Дж. Пре-стипино, «теорию модерна» Ж. Биде (в которой, кстати, как и в концепции Мелотти и Престипино, существовавшая в СССР форма социализма рассматривается как параллельная капитализму). Немало ценных идей содержится в материалах многих конференций и конгрессов по марксизму, проходивших в последние десятилетия в Западной Европе, а также в левых журналах «New Left Review», «Science and Society», «Das Argument» и др. Все это заслуживает серьезного изучения и осмысления.