УДК-340
ЗАПАДНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Д.С. Мельников
Статья посвящена западной правовой культуре как социокультурному феномену. Рассматриваются общие сущностные характеристики, свойственные западной правовой культуре, ее объективные критерии и основополагающие идеи.
Ключевые слова: право, западная правовая культура, западная правовая традиция, рационализм, индивидуализм, правовое государство, закон, свобода.
Правовое пространство мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития правовых культур. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают воздействие друг на друга, ведь современный мир представляет собой сложное социально-культурное и политико-правовое образование, эволюционирующее под воздействием разноплановых тенденций: глобализации и локализации, самосохранения и саморазрушения (энтропии) [1, с.2; 8, р.435].
Рассмотрение мира как системы взаимодействующих и взаимопроникающих культур актуализирует проблему выделения существенных особенностей правовых культур того или иного типа. В последнее время традиционным в научной литературе является выделение двух больших правокультурных типов - западного и восточного, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире правовых культур [2, с.175-177]. Получило широкое распространение мнение о существовании единой западной традиции права [3; 4, с.173-196], имеющей общие сущностные характеристики и систему ценностей, которые, являясь наиболее устойчивой составляющей правовой культуры общества, отражают элементы его «генетического кода» [5, с.80]. Подчеркивается, что западная правовая культура не представляет собой целостного монолитного образования во всех отношениях, но характеризуется общими ментальными установками. Географическая, климатическая, политическая, культурная и иная близость, наряду со значительными различиями политических систем, не могла не обусловить и весьма заметные элементы их сходства [9, р.521-560]. Ряд авторов говорит о некой единой «западной» правовой семье, правовой традиции, правовой культуре или праве в целом. Это единое западное право вбирает в себя все другие частные правовые системы и семьи, имеющие общий западноевропейский корень. В основе западного права лежит, по мнению сторонников данного подхода, прежде всего общая «западноевропейская культура», которая проявляется как в различных правовых и «общих либерально-демократических политических ценностях, так и в существующих нормах права, правовых институтах, отраслях права, в правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности» [10, р. 63-64].
Важным представляется вопрос о сущностных характеристиках, своеобразном несущем фундаменте западной правовой культуре. Этим фундаментом западной правовой культуры выступают четыре составляющие: она берет начало из римского частного права и сохраняет его сильное влияние, в ней проявляется также сильное влияние канонического права, она имеет высокий уровень правовой культуры (в ее качественной характеристике), основанный на принципах легализма и протестантской этики, и придерживается общего понятия правового государства, сформированного под влиянием философии естественного права.
По мнению американского профессора Г.Дж. Бермана, «все западные правовые системы -английская, французская, германская, итальянская... и другие имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но и общие понятия, общие принципы права и общие ценности» [3, с.515]. Общие исторические корни западного права, о которых говорил Г.Дж. Берман, - это римское частное право, каноническое право и философия естественного права.
Одной из родовых особенностей западной правовой традиции является ее специфическая правовая культура. К. Осакве выделяет следующие объективные критерии, которыми измеряется западная правовая культура: прозрачность законодательного процесса, гласность судебного процесса, неприкосновенность частного договора от вмешательства со стороны государства, оперативное опубликование всех нормативных актов (как законов, так и подзаконных актов),
стабильность и предсказуемость законов (закон, который часто меняется, недостоин даже той бумаги, на которой написан), юридическая грамотность населения (кто не знает своих прав, тот их не имеет), законопослушность населения (во всех делах гражданин должен вести себя в рамках закона), признание роли юриста как гаранта принципа верховенства закона в обществе, стабильность и правопреемство решений государственных органов и ведомств, непоколебимое уважение контракта сторонами, полное доверие гражданина к правовым структурам и готовность обращаться к юридической процедуре в личных и деловых отношениях, свобода информации (т.е. предоставление гражданам общего доступа к правовой информации) [6, с.32].
Для современной западной правовой культуры также характерен институт правового государства. Понимание правового государства в западном праве, по мнению К. Осакве также измеряется объективными критериями, среди которых можно назвать следующие: политический плюрализм, равенство граждан перед законом, республиканское правление или конституционная монархия, разделение властей, неотчуждаемость основных прав человека, выборность основных государственных органов на основе альтернативности и честности выборов (для честных выборов неважно, кто голосует, важно - кто считает), конституционализм (т.е. наличие механизма конституционного надзора над законами парламента и подзаконными актами), независимость судебной власти от политических властей, неприкосновенность частной собственности (речь идет не об абсолютном праве собственности, а о минимальном неотъемлемом праве собственности), свобода предпринимательства, свобода договора, свобода граждан [6, с.32-33]. В западной правовой традиции понятие свободы граждан включает следующие виды свободы: свободу слова, свободу выбора места жительства, неприкосновенность личности гражданина и его жилища, свободу передвижения и свободу вероисповедания.
М. Ван Хоек и М. Вэррингтон среди основных особенностей и детерминант западной правовой культуры выделяют индивидуализм и рационализм [11, р. 503-504]. В.П. Малахов, анализируя доминанты духовности и системообразующие идеи западноевропейской правовой культуры, говорит о доминировании рационализма и политичности [7, с.405-408].
Индивидуализм понимается как вера в автономию и полную свободу человека, который зачастую противопоставляется обществу. Эта концепция диаметрально настроена против понятия коллективизма, или идеи подчинения человека обществу. Следует, однако, отметить, что в рамках континентального права взаимоотношение и противопоставление принципов индивидуализма и коллективизма не так однозначно. Все же классический индивидуализм сформировался в рамках англо-американской правовой культуры.
Рационализм означает веру в бесконечные возможности, позволяющие человеческому духу знать, структурировать и справляться с действительностью в объективной манере. Рациональность европейца универсальна. Она имеет тенденцию к предельным обобщениям. Западноевропейский рационализм имеет спекулятивный характер, содержит установку на отвлеченно-категориальное воспроизведение знаний о мире. Еще одной чертой европейской рациональности является ее «заземленность»: рационализм имеет смысл как господствующий способ понимания, мотивации и образа жизни человека. Повседневный быт, материальная жизнь, политика, право воспринимаются лишь в сетке закономерностей, на основе очевидности детерминизма явлений. В полной мере эти установки реализовались в условиях европейского капитализма. Европейский рационализм привел к отказу от традиционного пути развития общества; он оказался положенным в основу цивилизационных процессов, обездушевленности и механистичности социального существования.
Своеобразие западноевропейской правовой культуры обусловлено также доминированием политичности. Связь с ней определяет базовые сочетания всех других элементов духовности. Западный человек (где бы территориально он не существовал) - существо политическое. Быть им
- значит быть гражданином, членом государства, и, тем самым, быть обязанным жить и действовать в соответствии с законами и целями государства. Европейская политичность как доминанта духовности характеризуется следующим: ориентацией на социально-экономические различия между людьми и народами; приоритетом социальных свойств человека, сконцентрированных в идее гражданственности; приоритетом феноменов свободы, ответственности, социальной зависимости; гипертрофией отношений господства и подчинения; связью властвования с рациональными аспектами жизни. Политизированное сознание нацеливает на поддержание или изменение социальных структур.
По мнению В.П. Малахова системообразующую роль в западноевропейской правовой культуре играют идеи свободы, гражданского общества, закона и естественных прав человека [7, с.408].
Идея свободы выражает способность проявления человеком своей воли; она указывает на условия и возможность права, содержит всеобъемлющую индивидуалистическую установку общества. Из идеи свободы, в контексте европейской правовой культуры, прежде всего редуцируются идеи суверенитета, автономии, неподопечности личности. Идея свободы является непосредственным выражением политичности западного общества. Именно в системе европейской правовой культуры идея свободы предстает, прежде всего, как идея политической свободы. Именно эта форма свободы является действительным условием прав человека, как и права в целом.
Проявлением свободы в ее политизированном аспекте является идея гражданского общества. Она выражает тенденцию и установку на самостоятельность, а в определенном смысле
- и на независимость, противопоставленность жизни гражданина государственной форме организации власти, публичному принуждению. Она обозначает границы произвола государства, политической власти; она указывает на служебное предназначение государства, зачастую, вторичность по отношению к гражданскому обществу.
Западноевропейская правовая культура во всех своих формах опирается на идею закона. Только у европейцев мысль о законе (юридическом, позитивном) неразрывно связана с идеей свободы. В качестве идеи, характеризующей систему правовой культуры, закон понимается как нечто устанавливаемое в соответствии с природой социальной жизни и человека, как то, что является условием равнозначимости людей в правовом отношении, условием правового равенства, гарантией правового отношения и формой его существования.
Системообразующей идеей европейской правовой культуры является и идея естественных прав человека. Здесь имеется в виду разумность, очевидность, неоспоримость прав, их неотъемлемость. В идее естественных прав человека закреплен принцип подтверждения и обеспечения минимального социального пространства человека, являющегося совокупностью его притязаний в социальной жизни. Эта идея в правовом аспекте выражает индивидуализированность сознания западноевропейца.
Смысловой каркас многим правовым теориям придают идеи, вытекающие из описанных выше системообразующих идей: идея автономии индивида в совершении выбора, идея индивидуальной пользы и ее максимальной реализации, а также общей пользы для совокупности индивидов, идея договора и права, определяющего основные свободы и их гарантии, идея государства как гарантии договоров, защитника прав и блюстителя общественных интересов [7, с.411].
Итак, для правовых культур, относящихся к западному типу, характерны определенные признаки общности, обусловленные единством цивилизационных корней, сходным духовным компонентом, правовой традицией. Следует, однако, понимать, что даже в рамках единой западной правовой культуры не существует двух одинаковых национальных правовых культур, при общих генетических кодах западного правового развития. Так, говоря об общности и обусловленности, например, континентального и общего права западной правовой культурой, данное явление (общность) и процесс (обусловленность) не следует абсолютизировать, а саму западную правовую культуру не следует рассматривать как некую монокультуру.
Article is devoted to the western legal culture as a sociocultural phenomenon. The general essential characteristics peculiar to the western legal culture, its objective criteria and basic ideas are considered in the article.
The key words: law, western legal culture, western legal tradition, rationalism, individualism, jural state, liberty.
Список литературы
1. Ромашов P.А. Проблема формирования правовой парадигмы в контексте вызовов современного мира (приглашение к дискуссии) // История государства и права. 2008. № 16.
2. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб.: Лань, 2000.
3.Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М.НОРМА, 1998.
4. Сальников М.В. Генезис и эволюция российской политико-правовой традиции: историкотеоретический и сравнительно-правовой анализ: Дисс... доктора юрид. наук. СПб., 2005.
5. Зинковский С.Б. Правовые культуры. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2007.
6.Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М.: Дело,
2002.
7.Малахов В.П. Философия права. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
8.Nelken D. Disclosing\Invoking Legal Culture: An Introduction // Social and Legal Studies. 1995. Vol. 4. № 4.
9. Chesterman M. Contempt: in the Common Law, but not the Civil Law // International and Comparative Law Quarterly. 1997. № 3.
10.Bell J. English Law and French Law - not so different? // Current Legal Problems. Vol. 48.
Part 2.
11.Van Hoecke M., Warrington M. Legal Cultures, Legal Paradigms and Legal Doctrine: Towards a New Model for Comparative Law // International and Comparative Law quarterly. 1998. Vol 47.
Об авторе
Мельников Д.С. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, denis195@yandex.ru